Jump to content

Раслила

(Перенаправлено с Раса лилы )

Кришна и Радха танцуют расалилу, картина XIX века, Раджастхан.

Раслила : ( санскрит : Раслила , латинизированное Раслила ) , [1] [2] также переведенный как Расалила или танец Рас , является частью традиционной истории, описанной в индуистских текстах, таких как Пурана и Гита Говинда , где Кришна танцует с Радхой и гопи Враджа Бхагавата . Расалила также была популярной темой для других классических танцев Индии, включая Бхаратанатьям , Одисси , Манипури Раас Лила , Кучипуди и Катхак . [3]

Индийский классический танец Катхак и Манипури Раас лила произошли от расалилы Враджа. Катхак, также известный как Натвари Нритья , был возрожден в 1960-х годах танцовщицей катхака Умой Шармой . [4]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «раслила» происходит от санскритских слов «рас» , что означает «нектар», «эмоция» или «сладкий вкус», и «лила» , означающего «действие», «игра» или «танец». Таким образом, в более широком смысле его определяют как «Танец Божественной любви» или «Сладостный поступок Кришны». [5] Кришна часто описывается в Раслиле как Расанатх, что происходит от санскритских слов рас и натх , что означает «господин», «защитник» или «господин». Таким образом, в более широком смысле Кришна определяется как Расанатх, повелитель танца Раса.

Раслила происходит однажды ночью, когда гопи Вриндавана одной Кришны , услышав звук флейты , ускользают из своих домов и семей в лес, чтобы танцевать с Кришной всю ночь, которую Кришна сверхъестественным образом растягивает на длину кальпы , Индуистская единица времени продолжительностью примерно 4,32 миллиарда лет. В традициях Кришна- бхакти раса-лила считается одним из самых прекрасных изображений душевной любви. В этих традициях романтическая любовь между людьми в материальном мире рассматривается как отражение изначальной, экстатической духовной любви души к Кришне, в его духовном мире, Голоке . [ нужна ссылка ]

В «Бхагавата-пуране» утверждается, что всякий, кто с верой слушает или описывает расалилу, обретает чистую любовную преданность Кришне ( шуддха-бхакти ). [6] Расалила считается «конечным посланием» Бхагавата Пураны. [5] : 1  История начинается во Врадже, где Кришна вдохновляется играть музыку на своей флейте. Услышав музыку, гопи покидают свои дома и семьи и направляются к Кришне. Когда они подошли ближе, Кришна игриво исчезает и появляется снова. Кришна говорит о любви и совершает расалилу с каждой из гопи, принимая многочисленные формы. История заканчивается тем, что гопи неохотно возвращаются в свои дома после того, как освежились в близлежащей реке. [5] : 2 

Грэм Швейг отмечает, что более внимательное прочтение этой истории заставляет рассматривать ее как символ «сильной преданности Богу», а не как «проявление мирской похоти». В стихе 10.33.40 «Бхагаваты» говорится, что «человек, услышавший эту историю, достигнет высокой преданности Господу, а затем, протреззвев, быстро избавится от вожделения, болезни сердца». [7]

Швейг выступает за оценку «уникального видения», представленного в тексте, в котором Бог - это «очаровательный, вечно юный мальчик-пастушок, который играет на флейте и наслаждается любовными играми со своими самыми дорогими преданными». [5] : 3  Швейг сравнивает расалилу с «Песней песней». Он утверждает, что так же, как мистики еврейской и христианской традиций приписывали Песне Соломона высший статус по сравнению с другими книгами Библии, расалила считалась в вайшнавских традициях «драгоценностью всех деяний». Бога». [5] : 8 

Подобно тому, как ребенок по собственному желанию играет со своим отражением в зеркале, Кришна развлекался с гопи, которые считаются тенями его собственной формы. [8]

Производительность

[ редактировать ]

Расалила была популярной темой в Катхаке , Бхаратанатьяме , [9] Танцевальные формы Одисси , Манипури и Кучипуди . Расалила — популярная форма народного театра в регионах Матхура , Вриндаван в Уттар-Прадеше , Натхдвара среди различных последователей Пуштимарга или секты Валлабх и других сект в регионах Индии. Это также наблюдается в Гаудия-вайшнавизме в Надии , районе Западной Бенгалии, который также известен благодаря Раасу Утсаве. Ванга Раас в Сантипуре — главный фестиваль этого города. В Навадвипе также есть Шакта Раас. [ нужна ссылка ]

Раслила также считается одним из государственных фестивалей Ассама , который обычно отмечается в конце ноября или начале декабря. Во время Раас Махотсава каждый год несколько тысяч преданных посещают святые храмы и сатры Ассама. Примечательны Раас Махотсав из Маджули, Налбари и Хаули. [ нужна ссылка ]

Кришна и Радха во время Раслилы в Ассаме.
Раас Лила в стиле классического индийского танца Манипури

В традиции вайшнавизма Манипура Раас Лила изображается в классическом индийском танце Манипури и вращается вокруг истории любви между Кришной и Радхой , его божественной возлюбленной. Эту форму танца начал Бхагья Чандра в 1779 году, и в некоторых частях Индии до сих пор исполняется каждый год на Кришна Джанмаштами (фестиваль в честь дня рождения Кришны ). Согласно разным традициям, раса-лилу совершают либо мальчики и девочки, либо только девочки. Танец исполняется с данди (палками) и часто сопровождается народными песнями и религиозной музыкой . [ нужна ссылка ]

Традиционные представления расалилы во Вриндаване известны во всем мире вайшнавов как опыт духовного мира. Представление Расалилы было начато Свами Шри Уддхавагамандой Девачарьей в начале 15 века нашей эры в Вамшивате во Вриндаване, Матхура . Он был выдающимся святым Нимбарка -сампрадаи и учеником всемирно известного Свами Шри Харивьясы Девачарьи. Литература Вани Враджа представляет собой транскрипцию песен, которые слышали Свами Харивьяса Девачарья и его Гуру, Свами Шри Шрибхатта, когда они медитировали на Нитья-лилу Радхи -Кришны . Эти песни описывают вечную духовную обитель Радхи Кришны , Сакхи и Нитья Вриндавана Дхамы – или Никунджа Дхамы.

Радха и Кришна вместе с другими гопи танцуют во время празднования рас в районе Нагаон в Ассаме.

Утсава стала более известной в 16 и 17 веках, когда Махапрабху Шри Валлабхачарья и Витталанатха Гусайджи сделали ее более популярной. [ нужна ссылка ]

  1. ^ мудростьlib.org (1 января 1970 г.). «Расалила, Расалила, Раса-лила: 1 определение» . сайт мудростиlib.org . Проверено 23 декабря 2022 г.
  2. ^ Брайант, Эдвин; Экстранд, Мария (23 июня 2004 г.). Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации . Издательство Колумбийского университета. п. 445. ИСБН  978-0-231-50843-8 .
  3. ^ Мохапатра, Дж. (2013). Оздоровление на индийских фестивалях и ритуалах . Издательство Партридж. п. 164. ИСБН  978-1-4828-1690-7 .
  4. ^ Ричмонд, Фарли П.; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. п. 197. ИСБН  81-208-0981-5 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Швейг, генеральный директор (2005). Танец божественной любви: Раса-лила Кришны из «Бхагавата-пураны», классической индийской священной истории любви . Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-11446-3 .
  6. ^ Bhag-P 10.33.39. Архивировано 18 июня 2008 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Швейг, Грэм М. (2018). Танец божественной любви: классическая индийская история священной любви: Раса-лила Кришны . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. xvi. ISBN  978-0-691-19017-4 .
  8. ^ Хануманпрасад, Поддар (1941). Любовь гопи к Шри Кришне . Горакхпур: Гита Пресс.
  9. ^ Исполнительское искусство, Ахалия (22 декабря 2016 г.). «Раса Лила / Представление Расакрида Бхарата Натьям» . Ахалия Исполнительское Искусство . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 29 июня 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Музыка в традиционном индийском театре: особое упоминание о Раасе Лиле Рани Бальбир Каур. Публикации Шубхи, 2006. ISBN   978-81-87226-99-4 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Танец божественной любви: расалила Кришны из «Бхагавата-пураны», классической индийской священной истории любви , Грэма М. Швейга. Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси; 2005 ( ISBN   0-691-11446-3 ).
  • Раса – любовные отношения в трансцендентности , Свами Б.В. Трипурари ( ISBN   978-1-886069-10-7 )
  • Театр и религия на сцене Кришны , Дэвид Мейсон, Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2009 г.
  • «Очерки индоарийской мифологии» Нараяна Айянгара, 1898 г. ( ISBN   1-104-83270-4 ) ( ISBN   978-1-104-83270-4 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f178b8b21c7f5659ea8d87539197566a__1714070100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/6a/f178b8b21c7f5659ea8d87539197566a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Raslila - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)