Раслила

Раслила : ( санскрит : Раслила , латинизированное Раслила ) , [1] [2] также переведенный как Расалила или танец Рас , является частью традиционной истории, описанной в индуистских текстах, таких как Пурана и Гита Говинда , где Кришна танцует с Радхой и гопи Враджа Бхагавата . Расалила также была популярной темой для других классических танцев Индии, включая Бхаратанатьям , Одисси , Манипури Раас Лила , Кучипуди и Катхак . [3]
Индийский классический танец Катхак и Манипури Раас лила произошли от расалилы Враджа. Катхак, также известный как Натвари Нритья , был возрожден в 1960-х годах танцовщицей катхака Умой Шармой . [4]
Этимология
[ редактировать ]Термин «раслила» происходит от санскритских слов «рас» , что означает «нектар», «эмоция» или «сладкий вкус», и «лила» , означающего «действие», «игра» или «танец». Таким образом, в более широком смысле его определяют как «Танец Божественной любви» или «Сладостный поступок Кришны». [5] Кришна часто описывается в Раслиле как Расанатх, что происходит от санскритских слов рас и натх , что означает «господин», «защитник» или «господин». Таким образом, в более широком смысле Кришна определяется как Расанатх, повелитель танца Раса.
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Легенда
[ редактировать ]Раслила происходит однажды ночью, когда гопи Вриндавана одной Кришны , услышав звук флейты , ускользают из своих домов и семей в лес, чтобы танцевать с Кришной всю ночь, которую Кришна сверхъестественным образом растягивает на длину кальпы , Индуистская единица времени продолжительностью примерно 4,32 миллиарда лет. В традициях Кришна- бхакти раса-лила считается одним из самых прекрасных изображений душевной любви. В этих традициях романтическая любовь между людьми в материальном мире рассматривается как отражение изначальной, экстатической духовной любви души к Кришне, в его духовном мире, Голоке . [ нужна ссылка ]
В «Бхагавата-пуране» утверждается, что всякий, кто с верой слушает или описывает расалилу, обретает чистую любовную преданность Кришне ( шуддха-бхакти ). [6] Расалила считается «конечным посланием» Бхагавата Пураны. [5] : 1 История начинается во Врадже, где Кришна вдохновляется играть музыку на своей флейте. Услышав музыку, гопи покидают свои дома и семьи и направляются к Кришне. Когда они подошли ближе, Кришна игриво исчезает и появляется снова. Кришна говорит о любви и совершает расалилу с каждой из гопи, принимая многочисленные формы. История заканчивается тем, что гопи неохотно возвращаются в свои дома после того, как освежились в близлежащей реке. [5] : 2
Грэм Швейг отмечает, что более внимательное прочтение этой истории заставляет рассматривать ее как символ «сильной преданности Богу», а не как «проявление мирской похоти». В стихе 10.33.40 «Бхагаваты» говорится, что «человек, услышавший эту историю, достигнет высокой преданности Господу, а затем, протреззвев, быстро избавится от вожделения, болезни сердца». [7]
Швейг выступает за оценку «уникального видения», представленного в тексте, в котором Бог - это «очаровательный, вечно юный мальчик-пастушок, который играет на флейте и наслаждается любовными играми со своими самыми дорогими преданными». [5] : 3 Швейг сравнивает расалилу с «Песней песней». Он утверждает, что так же, как мистики еврейской и христианской традиций приписывали Песне Соломона высший статус по сравнению с другими книгами Библии, расалила считалась в вайшнавских традициях «драгоценностью всех деяний». Бога». [5] : 8
Подобно тому, как ребенок по собственному желанию играет со своим отражением в зеркале, Кришна развлекался с гопи, которые считаются тенями его собственной формы. [8]
Производительность
[ редактировать ]Расалила была популярной темой в Катхаке , Бхаратанатьяме , [9] Танцевальные формы Одисси , Манипури и Кучипуди . Расалила — популярная форма народного театра в регионах Матхура , Вриндаван в Уттар-Прадеше , Натхдвара среди различных последователей Пуштимарга или секты Валлабх и других сект в регионах Индии. Это также наблюдается в Гаудия-вайшнавизме в Надии , районе Западной Бенгалии, который также известен благодаря Раасу Утсаве. Ванга Раас в Сантипуре — главный фестиваль этого города. В Навадвипе также есть Шакта Раас. [ нужна ссылка ]
Раслила также считается одним из государственных фестивалей Ассама , который обычно отмечается в конце ноября или начале декабря. Во время Раас Махотсава каждый год несколько тысяч преданных посещают святые храмы и сатры Ассама. Примечательны Раас Махотсав из Маджули, Налбари и Хаули. [ нужна ссылка ]


В традиции вайшнавизма Манипура Раас Лила изображается в классическом индийском танце Манипури и вращается вокруг истории любви между Кришной и Радхой , его божественной возлюбленной. Эту форму танца начал Бхагья Чандра в 1779 году, и в некоторых частях Индии до сих пор исполняется каждый год на Кришна Джанмаштами (фестиваль в честь дня рождения Кришны ). Согласно разным традициям, раса-лилу совершают либо мальчики и девочки, либо только девочки. Танец исполняется с данди (палками) и часто сопровождается народными песнями и религиозной музыкой . [ нужна ссылка ]
Традиционные представления расалилы во Вриндаване известны во всем мире вайшнавов как опыт духовного мира. Представление Расалилы было начато Свами Шри Уддхавагамандой Девачарьей в начале 15 века нашей эры в Вамшивате во Вриндаване, Матхура . Он был выдающимся святым Нимбарка -сампрадаи и учеником всемирно известного Свами Шри Харивьясы Девачарьи. Литература Вани Враджа представляет собой транскрипцию песен, которые слышали Свами Харивьяса Девачарья и его Гуру, Свами Шри Шрибхатта, когда они медитировали на Нитья-лилу Радхи -Кришны . Эти песни описывают вечную духовную обитель Радхи Кришны , Сакхи и Нитья Вриндавана Дхамы – или Никунджа Дхамы.

Утсава стала более известной в 16 и 17 веках, когда Махапрабху Шри Валлабхачарья и Витталанатха Гусайджи сделали ее более популярной. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ мудростьlib.org (1 января 1970 г.). «Расалила, Расалила, Раса-лила: 1 определение» . сайт мудростиlib.org . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ Брайант, Эдвин; Экстранд, Мария (23 июня 2004 г.). Движение Харе Кришна: постхаризматическая судьба религиозной трансплантации . Издательство Колумбийского университета. п. 445. ИСБН 978-0-231-50843-8 .
- ^ Мохапатра, Дж. (2013). Оздоровление на индийских фестивалях и ритуалах . Издательство Партридж. п. 164. ИСБН 978-1-4828-1690-7 .
- ^ Ричмонд, Фарли П.; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. п. 197. ИСБН 81-208-0981-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Швейг, генеральный директор (2005). Танец божественной любви: Раса-лила Кришны из «Бхагавата-пураны», классической индийской священной истории любви . Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-11446-3 .
- ^ Bhag-P 10.33.39. Архивировано 18 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Швейг, Грэм М. (2018). Танец божественной любви: классическая индийская история священной любви: Раса-лила Кришны . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. xvi. ISBN 978-0-691-19017-4 .
- ^ Хануманпрасад, Поддар (1941). Любовь гопи к Шри Кришне . Горакхпур: Гита Пресс.
- ^ Исполнительское искусство, Ахалия (22 декабря 2016 г.). «Раса Лила / Представление Расакрида Бхарата Натьям» . Ахалия Исполнительское Искусство . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 29 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Музыка в традиционном индийском театре: особое упоминание о Раасе Лиле Рани Бальбир Каур. Публикации Шубхи, 2006. ISBN 978-81-87226-99-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Танец божественной любви: расалила Кришны из «Бхагавата-пураны», классической индийской священной истории любви , Грэма М. Швейга. Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси; 2005 ( ISBN 0-691-11446-3 ).
- Раса – любовные отношения в трансцендентности , Свами Б.В. Трипурари ( ISBN 978-1-886069-10-7 )
- Театр и религия на сцене Кришны , Дэвид Мейсон, Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2009 г.
- «Очерки индоарийской мифологии» Нараяна Айянгара, 1898 г. ( ISBN 1-104-83270-4 ) ( ISBN 978-1-104-83270-4 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Расалила в Британской энциклопедии
- Что такое расалила. Архивировано 27 ноября 2013 г. на Wayback Machine.