Кришнаизм
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Кришнаизм — термин, используемый в научных кругах для описания большой группы независимых индуистских традиций — сампрадай, связанных с вайшнавизмом , — которые сосредоточены на преданности Кришне как Сваям Бхагавану , Ишваре , Пара Брахману , который является источником всей реальности, а аватаром не Вишну . [1] [примечание 1] В этом его отличие от таких вайшнавских группировок, как шри-вайшнавизм , садх-вайшнавизм , рамаизм , радхаизм , ситаизм и т. д. [3] Существует также личный кришнаизм, то есть преданность Кришне вне какой-либо традиции и общины, как в случае святой поэтессы Миры Бая . [3] Ведущие ученые не определяют кришнаизм как подотряд или ответвление вайшнавизма, считая его как минимум параллельным и не менее древним течением индуизма. [3] [4]
Учение Бхагавад-гиты можно рассматривать как первую кришнаитскую теологическую систему . Кришнаизм зародился в поздние века до нашей эры от последователей героического Васудевы Кришны , которые объединились несколько столетий спустя, в первые века нашей эры, с поклонниками «божественного ребенка» Бала Кришны и Гопала-Кришны традициями монотеистического бхагаватизма . Эти неведические традиции в каноне Махабхараты присоединяются к ритуальному ведизму , чтобы стать приемлемыми для ортодоксального истеблишмента. Кришнаизм становится связанным с бхакти-йогой и движением бхакти в средневековый период.
Самыми замечательными индуистскими писаниями для кришнаитов стали «Бхагавад-гита» , «Харивамса» (приложение к «Махабхарате»), «Бхагавата-пурана» и «Брахма-вайварта-пурана».
История
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]
Кришнаизм зародился в первом тысячелетии до нашей эры как богословская система Бхагавад -гиты . [3] [5] первоначально сосредоточившись на поклонении героическому Васудеве Кришне в районе Матхуры , «божественному ребенку» Бала Кришне и Гопале-Кришне . [примечание 2] Оно тесно связано с бхагаватизмом и берет свое начало в нем . [7]

Кришнаизм по своему происхождению является неведической традицией, но в дальнейшем он развил свою привлекательность для ортодоксальных верующих благодаря синкретизму этих традиций с эпосом Махабхарата . В частности, кришнаизм более или менее поверхностно включил в себя верховное ведическое божество Вишну, которое появляется в Ригведе . [примечание 3] Кришнаизм в дальнейшем становится связанным с бхакти-йогой в средневековый период.

Древние традиции. Северная Индия
[ редактировать ]Кришнаитское богословие и культ зародились в первом тысячелетии до нашей эры в Северной Индии . Богословие Бхагавад- гиты (около 3-2 веков до н.э.) было первой кришнаитской богословской системой, если, по мнению Фридхельма Харди , читать Гиту как таковую, а не в свете рамок Махабхараты с доктриной, ориентированной на Вишну. [3] Не существует понятия аватара , которое было введено только в 4 или 5 веке нашей эры. Есть Кришна как вечный, непроявленный Вишну. [3] Как говорит Кришна:
Всякий раз, когда дхарма терпит упадок, я излучаю себя [в физический мир]
- Бхагавад Гита 4.7. [3]
Ранний кришнаизм уже процветал за несколько столетий до нашей эры благодаря культу героического Васудевы Кришны в районе Матхуры и его окрестностях . [3] [12] [13] [14] который несколько столетий спустя был объединен с культом «божественного ребенка» Бала Кришны и традициями Гопалы. [12] [15] Хотя Вишну уже упоминается в Ригведе как второстепенное божество, развитие кришнаизма, по-видимому, происходит через поклонение Васудеве в последние века до нашей эры. Но, по мнению Дандекара , «васудевизм» знаменует собой начало вайшнавизма в целом.Иными словами, кришнаизм, по мнению Дандекара, не является ответвлением вайшнавизма, а, наоборот, культ Вишну и его аватар является позднейшей трансформацией кришнаизма-бхагаватизма. [примечание 4] Эта самая ранняя фаза возникла во времена Панини (4 век до н.э.), который в своей «Астадхьяи » объяснил слово васудевака как бхакта (преданный) Васудевы. [16] [17] [18] [19] В то время Васудева уже считался полубогом, поскольку он появляется в трудах Панини вместе с Арджуной как объект поклонения, поскольку Панини объясняет, что васудевака — это преданный ( бхакта ) Васудевы. [17] [20] [21]
Ветвь, которая процветала с упадком ведизма, была сосредоточена на Кришне, обожествленном герое племени и религиозном лидере Ядавов. [22] Поклонение Кришне, обожествленному племенному герою и религиозному лидеру Ядавов, приняло конфессиональную форму как религия Панчаратра , а ранее как Бхагавата религия . Эта традиция на более позднем этапе слилась с традицией Нараяны . [7]
Характер Гопалы Кришны часто считается неведическим. [23]
К моменту включения в канон Махабхараты в первые века нашей эры кришнаизм начал присоединяться к ведизму , чтобы стать приемлемым для ортодоксальности, в частности, присоединившись к Ригведическому Вишну. [6] На этом этапе Вишну из Ригведы ассимилировался с кришнаизмом и стал эквивалентом Верховного Бога. [22] Появление Кришны как одного из Аватаров Вишну относится к периоду санскритского эпоса первых веков нашей эры. Бхагавад-гита была включена в Махабхарату как ключевой текст кришнаизма. [24]
Раннесредневековые традиции. Южная и Восточная Индия
[ редактировать ]К раннему средневековью кришнаизм стал основным течением вайшнавизма. [6]
По мнению Фридхельма Харди , [примечание 5] существуют свидетельства раннего «южного кришнаизма», несмотря на тенденцию относить традиции Кришны к северным традициям. [25] Южноиндийские тексты демонстрируют тесную параллель с санскритскими традициями Кришны и его спутниц-гопи, столь повсеместно встречающимися в более поздних североиндийских текстах и образах. [27] Ранние сочинения дравидийской культуры, такие как «Манимекалай» и « Чилапатикарам», представляют Кришну, его брата и любимых спутниц в аналогичных терминах. [27] Харди утверждает, что санскритская «Бхагавата-пурана» по сути является санскритским «переводом» бхакти тамильских альваров . [28]
Преданность южноиндийскому Малу ( Тирумалу ) может быть ранней формой кришнаизма, поскольку Мал предстает как божественная фигура, во многом похожая на Кришну с некоторыми элементами Вишну. [29] Альвары, чье имя можно перевести как «мудрецы» или «святые», были приверженцами Мала. В их стихах проявляется ярко выраженная ориентация на вайшнавскую, а зачастую и кришнаитскую сторону Мала. Но они не проводят различия между Кришной и Вишну на основе концепции аватаров. [29] Тем не менее, по мнению Харди, термин «майонизм» следует использовать вместо «кришнаизм», когда речь идет о Мале или Майоне. [25]

В те же времена в Восточной Индии зародился джаганнатизм ( он же одиа -вайшнавизм) как культ бога Джаганнатха ( букв . «Повелитель Вселенной» ) — абстрактной формы Кришны. [30] Джаганнатизм — это региональная, ранее государственная, храмовая версия кришнаизма. [3] [31] где Господь Джаганнатх понимается как главный бог, Пурушоттама и Пара Брахман , но также может рассматриваться как несектантский синкретический вайшнавский и паниндуистский культ. [32] Согласно «Вишнудхарма-пуране» ( ок. IV в.), Кришне поклоняются в образе Пурушоттамы в Одре ( Одише ). [33] Храм Джаганнатхи в Пури , Одиша, имеет особое значение в традиции и является одним из основных мест паломничества индуистов примерно с 800 г. н.э., позже стал центром притяжения для ряда кришнаитских и других ачарьев-вайшнавов. [34] и место, где впервые знаменитая поэма «Гита Говинда» . в литургию была введена [35]
Вайшнавизм в VIII веке соприкоснулся с Адвайты учением Ади Шанкары . интерпретировал Васудеву Ади Шанкара , используя более раннюю Вишну-пурану в качестве опоры, как означающую «высшее Я» или Вишну, обитающего повсюду и во всех вещах. [36]
В этот период появился один из ключевых текстов для кришнаитов — « Бхагавата-пурана» , пропагандирующий бхакти (преданность) Кришне. [37] В нем говорится:
Кришна — это Сам Бхагаван.
- Бхагавата-пурана 1.3.28. [3]
Еще одним заметным букетом славы Кришны были стихи на санскрите, возможно, написанные Билвамангалой из Кералы , «Балагопала Стути » («Детство Кришны»). [38] и Шри Кришна Карнамрутам (также называемый Лиласука , «Игривый попугай»), который позже стал любимым текстом бенгальского ачарьи Чайтаньи Махапрабху . [3] [39]
Традиции высокого и позднего средневековья
[ редактировать ]Это самый важный период, именно в это время кришнаизм приобрел ту форму, в которой его традиции существуют до сих пор. Движение бхакти в индуизме высокого и позднего средневековья возникает в 9-м или 10-м веке и основано (его кришнаитская форма) на Бхагавата-пуране , Нарада-бхакти-сутре и других писаниях. В Северной и Восточной Индии кришнаизм дал начало различным средневековым движениям. [40] Среди первых пионеров-бхакти-кришнитов телугу - философ Нимбаркачарья (12 или 13 век н.э.), основатель первой кришнаитской Нимбарка-сампрадаи эпохи бхакти ( также известной как Кумара-сампрадайя), [41] и его друг, уроженец Одиши , поэт Джаядева , автор «Гиты Говинды» . [42] [43] [44] Оба провозгласили Радху Кришну верховным господином, а десять воплощений - его формами. [41] [45] Нимбарка больше, чем любой другой ачарья, предоставил Радхе место божества. [46]
С 15 века в Бенгалии и Ассаме процветала тантрическая разновидность кришнаизма — вайшнава-сахаджия , связанная с бенгальским поэтом Чандидасом , а также родственными ему баулами , — где Кришна — внутренний божественный аспект мужчины, а Радха — аспект женщины. [47] Чандидаса Шрикришна Киртан , стихотворение о Кришне и Радхе, изображает их как божественную пару, но в человеческой любви. [48]
О любви Радхи и Кришны писали и другие поэты-бхакти XV–XVI веков – Видьяпати , Мира Бай , Сурдас , Свами Харидас , а также Нарсинх Мехта (1350–1450). предшествовавший всем им [49]
Наиболее известными кришнаитскими гуру-ачарьями 15–16 веков были Валлабхачарья во Врадже , Санкардев в Ассаме и Чайтанья Махапрабху в Бенгалии . Они создали свои собственные школы, а именно Пуштимарг- сампрадаю Валлабхи. [50] Гаудия-вайшнавизм , он же Чайтанья-сампрадая (скорее, Чайтанья был вдохновителем и не имел формальных преемников), [51] с Кришной и его главной супругой и Шакти Радхой как верховным богом, а также традицией Экасарана Дхармы Санкардева, поклоняющейся только Кришне, которая зародилась под влиянием культа Одиа Джаганнатха. [46] [52] [53]
В западноиндийском штате Махараштра такие святые поэты традиции Варкари, как Днянешвар , Намдев , Джанабай , Экнатх и Тукарам пропагандировали поклонение Витобе , с конца 13 века до конца 18 века , местной форме Кришны. . [54] До появления Варкари-сампрадаи преданность Кришне (Панча-Кришне, то есть пяти Кришнам) прочно утвердилась в Махараштре благодаря возникновению Маханубхава Пантха, основанного гуджаратским ачарьей Чакрадхарой в 13 веке . [55] Обе школы, Варкари и Маханубхава, почитали Кришну и его жену Рукмини (Ракумай). [3]
В 16 веке в регионе Матхура ответвление кришнаизма было основано как Радха Валлабха Сампрадая говорящим на языке Брадж поэтом-сантом, Хит Хариванш Махапрабху , который подчеркивал преданность Радхе как высшему верховному божеству. [56]
Новое время
[ редактировать ]
Пранами -сампрадая (Пранами-Пантх) возникла в 17 веке в Гуджарате на основе ориентированного на Кришну синкретического индуистско- исламского учения уроженца Синда Девчандры Махараджа (1581–1655) и его знаменитого преемника Махамати Пранатха (1618–1694). . [57]
В 18 веке в Калькутте существовала община сакхибхаваков, члены которой носили женскую одежду, чтобы идентифицировать себя с гопи , спутницами Радхи. [3]
В неиндоарийском регионе Манипура после непродолжительного периода проникновения рамаизма распространился Гаудия-вайшнавизм, особенно с начала второй четверти XVIII века ( манипури-вайшнавизм , линия передачи Натоттамы Тхакура ). [58]
В 1890-х годах в Бенгалии Маханам Сампрадай возник как ответвление Гаудия-вайшнавизма. считали Прабху Джагадбандху новым воплощением Кришны, Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды . Его последователи [59]
В начале 20 века начались первые попытки создания кришнаитской миссии на Западе. Пионером американской миссии стал Баба Премананда Бхарати (1858–1914) из круга упомянутого Прабху Джагадбандху . [60] Баба Бхарати основал в 1902 году недолговечное общество «Кришна Самадж» в Нью-Йорке и построил храм в Лос-Анджелесе . [61] [62] Он был автором первого полного изложения Гаудия-вайшнавизма на английском языке « Шри Кришна — Господь любви» (Нью-Йорк, 1904 г.); [63] Автор отправил книгу русскому писателю Льву Толстому , который был заинтригован и использовал текст для написания своего знаменитого «Письма индусу» . [64] Последователи Бабы Бхарати позже сформировали несколько организаций в США, в том числе ныне несуществующий Орден Живого Служения и Храм Вселенской Истины АУМ. [62]
В рамках Гаудия-вайшнавизма в 20 веке также была создана реформа Гаудия-матха и ее крупнейший во всем мире преемник — Международное общество сознания Кришны (также известное как Движение Харе Кришна), основанное в Нью-Йорке ачарьей А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой . [3]
Существует ряд неоиндуистских кришнаитских организаций, лишь частично связанных с традиционными сампрадаями, таких как Джагадгуру Крипалу Паришат , Джагадгуру Крипалуджи Йог и прозападный Фонд науки идентичности .
Кришнаитские авторы продолжают создавать крупные богословские и поэтические произведения. Например, « Шри Радхачарита Махакавьям » — эпическая поэма Калика Прасада Шуклы 1980-х годов , в которой основное внимание уделяется преданности Кришне как всеобщему возлюбленному, — «одно из редких и высококачественных произведений на санскрите двадцатого века». [65]
Список живых кришнаитских традиций
[ редактировать ]Кришнаизм в основном подразделяется на три категории. [66] –
- Эксклюзивное поклонение Кришне как верховному богу или как воплощению Вишну .
- Эксклюзивное поклонение Радхе как изначальной Шакти Кришны или Вишну.
- Совместное поклонение Радхе-Кришне .
Радха Кришна как Верховный [3]
| Кришна с Рукмини как Верховным [3] | Кришна как Верховный |
Примечание : Радха-Валлабх-сампрадая условно является кришнаитской, представляющей такое течение, как радхаизм , из-за поклонения Радхе как верховному божеству, где Кришна является лишь ее самым близким слугой. [3] [68]
Убеждения
[ редактировать ]
Кришнаизм и вайшнавизм
[ редактировать ]Термин «кришнавизм» использовался для описания школ, связанных с вайшнавизмом , но ориентированных на Кришну, тогда как «вишнуизм / вайшнавизм» может использоваться для традиций, ориентированных на Вишну , в которых Кришна является аватаром, а не трансцендированным Высшим Существом. [69] [70] В то же время Фридхельм Харди вовсе не определяет кришнаизм как подотряд или ответвление вайшнавизма, считая его параллельным и не менее древним течением индуизма. [3] А, по мнению Дандекара , «васудевизм» (культ Васудевы) является начальной стадией вайшнавизма, следовательно, кришнаизм послужил основой для более позднего вайшнавизма. [примечание 6] Вишнуизм верит в Вишну как в высшее существо, проявившее себя как Кришна, поэтому кришнаиты утверждают, что Кришна — это Сваям Бхагаван ( букв . санскрит : «Сам удачливый и благословенный » ), Ишвара , Пара Брахман в человеческом обличье, [71] [примечание 7] [примечание 8] [примечание 9] [75] который проявил себя как Вишну. Таким образом, кришнаизм считается одной из первых попыток сделать философский индуизм привлекательным для масс. [76] В обычном языке термин «кришнаизм» используется нечасто, поскольку многие предпочитают более широкий термин «вайшнавизм», который, по-видимому, относится к Вишну, а точнее, к вишнуизму .
Кришнаизм часто также называют Бхагаватизмом, по имени Бхагавата Пураны , которая утверждает, что Кришна — это «Сам Бхагаван», и подчиняет себе все другие формы: Вишну , Нараяна , Пуруша , Ишвара , Хари , Васудева , Джанардана и так далее. [примечание 10]
Кришна
[ редактировать ]Вайшнавизм — монотеистическая религия , основанная на преданности Вишну и его аватарам. Его иногда называют «полиморфным монотеизмом», поскольку существует множество форм одного исходного божества, причем Вишну принимает множество форм. В кришнаизме этим божеством является Кришна - часто вместе со своей супругой Радхой как божество Радха Кришна. [78] — иногда называемое сокровенным божеством — по сравнению с многочисленными четырехрукими формами Нараяны или Вишну. [79]
Кришне также поклоняются во многих других традициях индуизма. Кришну часто описывают как темнокожего человека и изображают в виде молодого мальчика-пастушка, играющего на флейте , или юного принца, дающего философские указания и указания, как в Бхагавад-гите . [80]
Кришна и связанные с ним истории встречаются в широком спектре различных индуистских философских и теологических традиций, где считается, что Бог является своим преданным поклонникам во многих различных формах, в зависимости от их конкретных желаний. Эти формы включают в себя различные аватары Кришны, описанные в традиционных вайшнавских текстах, но не ограничиваются ими. Действительно, говорят, что различные экспансии Сваям- бхагавана неисчислимы и не могут быть полностью описаны в ограниченных писаниях какой-либо одной религиозной общины. [81] [82] Многие из индуистских писаний иногда различаются в деталях, отражая интересы конкретной традиции, в то время как некоторые основные черты взгляда на Кришну разделяются всеми. [83]
Общие Священные Писания
[ редактировать ]
Самыми замечательными индуистскими писаниями для кришнаитов стала «Бхагавад-гита» , [3] [84] [85] Харивамса (приложение к Махабхарате ), [86] [87] и Бхагавата Пурана (особенно 10-я Песнь). [88] [89] [90] [91] Хотя каждая традиция кришнаизма имеет свой собственный канон, во всех из них Кришна считается учителем пути в писаниях «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана» — «Библии кришнаизма». [92] [93] [94] [95] [примечание 11]
Как говорит Кришна в Бхагавад-гите, закладывая основы кришнаизма сам:
- «И из всех йогов, тот, кто полон веры поклоняется Мне, с его внутренним «я», пребывающим во Мне, я считаю, что он наиболее настроен (со мной в йоге)». [97]
- «После достижения Меня великие души не перерождаются в этом жалком преходящем мире, потому что они достигли высшего совершенства». [98]
В Гаудия-вайшнавах , Валлабха-сампрадае , Нимбарка-сампрадае и старой школе Бхагаватов Кришна, как полагают, полностью представлен в своей первоначальной форме в Бхагавата-пуране, которая в конце списка аватар завершается следующим утверждением: [99]
Все вышеупомянутые воплощения являются либо полными частями, либо частями полных частей Господа, но Шри Кришна — изначальная Личность Бога ( Сваям Бхагаван ). [100]
Не все комментаторы «Бхагавата-пураны» подчеркивают этот стих, однако большинство современных комментариев, посвященных Кришне, подчеркивают этот стих как важное утверждение. [101] Джива Госвами назвал ее Парибхаса-сутрой , «тезисом», на котором основана вся книга или даже богословие. [102] [103]
В другом месте «Бхагавата-пураны» (10.83.5–43) все те, кого называют женами Кришны, объясняют Ураупади, как «сам Господь» ( Сваям Бхагаван , «Бхагавата-пурана», 10.83.7) пришел жениться на них. Рассказывая об этих эпизодах, некоторые жены называют себя преданными Кришны. [104] В десятой песне «Бхагавата-пураны» описываются детские игры сваям-бхагаванов Кришны как игры любимого ребенка, воспитанного пастухами во Вриндаване , недалеко от реки Ямуны . Юный Кришна наслаждается множеством удовольствий, например, воровать шарики с маслом или играть в лесу со своими друзьями-пастушками. Он также переживает эпизоды беззаботной храбрости, защищая город от демонов. Однако что еще более важно, он крадет сердца девушек-пастушек (гопи). Своими магическими способами он умножает себя, чтобы уделять каждому внимание, необходимое для того, чтобы позволить ей так сильно полюбить Кришну, что она чувствует себя единым целым с ним и желает только служить ему. Эта любовь, представленная горем, которое они испытывают, когда Кришну вызывают на героическую миссию, и их сильной тоской по нему, представлена как образец пути крайней преданности (бхакти) Верховному Господу. [105]
Эдвин Ф. Брайант описывает синтез идей в 10-й книге Бхагавата Пураны как:
Десятая книга продвигает Кришну как высший абсолютный личный аспект божества — личность, стоящую за термином Ишвара , и высший аспект Брахмана . [106]
- Другие распространенные Священные Писания
- Брахма Вайварта Пурана — одна из главных Пуран, которая сосредоточена вокруг Кришны и Радхи, идентифицируя Кришну как Высшее Существо и утверждая, что все божества, такие как Вишну, Шива , Брахма , Ганеша, являются Его воплощениями; [3]
- Гита Говинда — это стихотворение Джаядевы , в котором в первую очередь рассматривается культ Радхи-Кришны . [42] [43] [3] [44] где Кришна говорит с Радхой:
О женщина с желанием, поставь на этот участок усыпанного цветами пола свою лотосную стопу,
И пусть твоя нога красотой победит,
Ко мне, Господу Всего, о, будь привязан, теперь всегда твой.
О, следуй за мной, моя маленькая Радха.- Джаядева, Гита Говинда [42]
- «Нараяниям» — это стихотворение Мельпатура Нараяны Бхаттатири, представляющее собой краткое изложение «Бхагавата-пураны».
- «Падма-пурана» в значительной степени посвящена кришнаизму, который во многом совпадает с темой «Брахмавайварта-пураны», в основном величие Кришны начинается во второй половине пятой песни. [107]
Философия и теология
[ редактировать ]
Широкий спектр теологических и философских идей представлен через Кришну в кришнаитских текстах. Учение Бхагавад-гиты можно рассматривать как первую кришнаитскую теологическую систему с точки зрения бхакти-йоги . [3]
« Бхагавата -пурана» синтезирует структуру практик веданты , санкхьи и йогической практики преданности Кришне, но она основывается на любовной преданности Кришне. [106]
Бхедабхеда стала основным видом кришнаитской философии, которая учит, что индивидуальное «я» одновременно и отличается, и не отличается от конечной реальности. предшествует позициям недвойственности (а именно Рамануджи ) Оно и дуализма ( Двайты Мадхвачарьи Вишиштадвайты ). Среди средневековых мыслителей-бхедабхеды — Нимбаркачарья , основавший Двайтадвайты школу ), [109] а также Джива Госвами , святой из гаудия-вайшнавизма, описал теологию Кришны в терминах Ачинтья Бхеда Абхеда . философской школы [110]
Теология Кришны представлена в чистом монизме ( Адвайта Веданты рамки Валлабхачарьи , который был основателем Шуддхадвайта . философской школы [111]
Ачарьи-основатели остальных кришнаитских сампрадай не создавали новых философских школ, следуя старым и не придавая значения философским рассуждениям. Таким образом, философской основой традиций Варкари и Маханубхавы является Двайтин , а Экасарана Дхарма — Адвайтин . А Радха-валлабха-сампрадая предпочитает оставаться непривязанной к каким-либо философским позициям и отказывается от богословских и философских комментариев, основанных на чистой бхакти , божественной любви. [112]
Практики
[ редактировать ]Маха-мантра
[ редактировать ]
Мантра . – это священное произнесение Самая основная и известная среди кришнаитов Маха-мантра («Великая мантра») — это мантра из 16 слов на санскрите , которая упоминается в Кали-Сантарана-упанишад : [113] [114]
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе- Кали-Сантарана Упанишад
Его разновидность в Гаудия-вайшнавизме выглядит так:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Маха-мантра Радхе Кришны Нимбарка -сампрадаи звучит следующим образом:
Радхе Кришна Радхе Кришна
Кришна Кришна Радхе Радхе
Радхе Шьям Радхе Шьям
Шьям Шьям Радхе Радхе
Киртан
[ редактировать ]
Характерной частью духовной практики практически во всех традициях кришнаизма является киртан — коллективное музыкальное представление с воспеванием славы Бога.
маратхи Варкари Святой Намдев использовал форму пения киртана, чтобы восхвалять славу Витхобы (Кришны). Киртан на маратхи обычно исполняется одним или двумя главными исполнителями, называемыми «киртанкарами», в сопровождении фисгармонии и таблы . Оно включает в себя пение, актерское мастерство, танцы и рассказывание историй. Нарадия -киртан, популярный в Махараштре, исполняется одним киртанкаром и содержит поэзию святых Махараштры, таких как Днянешвар , Экнатх , Намдев и Тукарам . [115]
Во Вриндаване региона Врадж киртан звучит в сопровождении классической музыки хиндустани . Валлабха начал движение киртанного пения преданности, посвященное историям младенца Кришны и его раннего детства. [116] А «Самадж-Гайан» — это коллективный стиль пения гимнов Радха-валлабха-сампрадаи в классических хиндустанских формах « дхрупад » и « дхамар ». [117]
Чайтанья Махапрабху популяризировал среди подростков любовь между Радхой и Кришной, основанную на экстатическом публичном сан-киртане в Бенгалии, с мантрой Харе Кришна, другими песнями и танцами, в которых любовь между Радхой и Кришной символизировалась как любовь между душой и Богом. [116]
Санкардев в Ассаме помог основать сатры (храмы и монастыри) с киртан-гаром (также называемым намгаром ) для пения и драматического исполнения теологии, связанной с Кришной. [118]
Святые места
[ редактировать ]

Тремя основными местами паломничества, связанными с кругом Кришны, являются « 48 кос-парикрама Курукшетры » в штате Харьяна , « Враджа-парикрама » в Матхуре в Уттар-Прадеше и « Дварка Паркарма » (Дваркадиш-ятра) в храме Дваркадхиш в Гуджарате .
Вриндаван , штат Уттар-Прадеш, часто считается святым местом большинством традиций кришнаизма. Это центр поклонения Кришне, и в этом районе есть такие места, как Говардхан и Гокула, связанные с Кришной с незапамятных времен. Многие миллионы бхакт или преданных Кришны ежегодно посещают эти места паломничества и участвуют во множестве фестивалей, посвященных сценам из жизни Кришны на Земле. [96] [120] [121]
С другой стороны, Голока считается вечной обителью Кришны, Сваям Бхагавана согласно некоторым кришнаитским школам, включая гаудия-вайшнавизм, . Священные писания для этого взяты из Брахма-самхиты и Бхагавата-пураны. [122]
Храм Дваркадхиш ( Дварка , Джуджарат) и храм Джаганнатха ( Пури , Одиша) имеют особое значение в кришнаизме и считаются двумя из четырех основных мест паломничества для большинства индуистов как места паломничества Чар Дхам . [34]
Демография
[ редактировать ]
Приверженцы кришнаизма есть во всех слоях индийского общества, но выявлена тенденция, например, бенгальские гаудия-вайшнавы относятся к низшим средним кастам, тогда как высшие касты, а также низшие касты и племена являются шактами . [123]
Кришнаизм имеет ограниченное количество последователей за пределами Индии, особенно связанных с контркультурой 1960-х годов, включая ряд знаменитых последователей, таких как Джордж Харрисон , из-за его распространения по всему миру основателем-ачарьей Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). ) А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада . [124] [125] [126] Первый индуистский член Конгресса США Тулси Габбард является последовательницей кришнаитской организации Science of Identity Foundation . [127] [128]
Кришнаизм и христианство
[ редактировать ]Дебатеры часто заявляли о ряде параллелей между кришнаизмом и христианством , начиная с книги Керси Грейвса » « Шестнадцать распятых спасителей мира , утверждающей 346 параллелей между Кришной и Иисусом . [129] теоретизируя, что христианство возникло в результате импорта языческих концепций в иудаизм . Некоторые ученые 19-го и начала 20-го веков, писавшие об Иисусе Христе в сравнительной мифологии ( Джон М. Робертсон , «Христианство и мифология» , 1910), даже пытались вывести обе традиции из общей предшествовавшей религии. [примечание 12]
Галерея ключевых кришнаитских храмов
[ редактировать ]- Храм Дваркадхиш , Дварка , Гуджарат
- Храм Джаганнатхи, Пури , Одиша
- Храм Говинда Дев Джи , Джайпур , Раджастхан
- Храм Витхоба , Махараштра
- Храм Радхи-Дамодар, Джунагад , Гуджарат
- Храм Гуруваюр , Гуруваюр , Керала
- Удупи Шри Кришна Матх , Удупи , Карнатака
- Ухра Маханта Астал , Западная Бенгалия
- Расманча, Бишнупур , Западная Бенгалия
- Храм Лалджи, Кална
- Храм Нинтхукхонг Гопинатх, Манипур
- Храм Йогапитх, Маяпур
- Храм Гоур Нитай, Гаудия Матх , Калькутта
- Мадхупур Сатра , Западная Бенгалия
- Барпета Сатра , Ассам
- Атхелия Намгар , Голагхат , Ассам
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Термин кришнаизм , таким образом, можно использовать для обобщения большой группы независимых систем верований и преданности, которые развивались на протяжении более двух тысяч лет ...» [2]
- ^ «Сегодняшнее поклонение Кришне представляет собой смесь различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, поклонение Кришне-Васудеве уже процветало в Матхуре и вокруг нее за несколько столетий до Рождества Христова. Вторым важным элементом является культ Кришны Говинды. Еще позже - поклонение Бале. -Кришна, Божественный Дитя Кришна — весьма выдающаяся черта современного кришнаизма. Последним элементом, по-видимому, был Кришна Гопиджанаваллабха, Кришна, возлюбленный гопи, среди которых Радха занимает особое положение. В некоторых книгах Кришна представлен как основатель. и первый учитель религии Бхагаваты». [6]
- ^ «Неведический по происхождению и развитию, кришнаизм теперь стремился к присоединению к ведизму, чтобы он мог стать приемлемым для все еще немаловажных ортодоксальных элементов среди людей. Именно так Вишну из Ригведы стал ассимилироваться - более или менее поверхностно - в кришнаизм». [8]
- ^ «Происхождение вайшнавизма как теистической секты ни в коем случае не может быть связано с ригведическим богом Вишну. На самом деле, вайшнавизм ни в каком смысле не имеет ведического происхождения. (...) Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудева, а не Вишну, знаменует собой начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом. Этот васудевизм, который представляет собой самую раннюю известную фазу вайшнавизма, должно быть, уже стабилизировался во времена Панини (шестой-пятый века до н.э.)». [4]
- ^ Фридхельм Харди в своей «Вираха-бхакти» анализирует историю кришнаизма, особенно все источники до 11 века, начиная с историй о Кришне и гопи , а также Майона мистицизм тамильских святых-вайшнавов, тамильскую литературу Сангама и Альварса кришнацентрическую литературу . преданность расе эмоционального союза, а также датировка и история Бхагавата Пураны . [25] [26]
- ^ «Происхождение вайшнавизма как теистической секты ни в коем случае не может быть связано с ригведическим богом Вишну. На самом деле, вайшнавизм ни в каком смысле не имеет ведического происхождения. (...) Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудева, а не Вишну, знаменует собой начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом. Этот васудевизм, который представляет собой самую раннюю известную фазу вайшнавизма, должно быть, уже стабилизировался во времена Панини (шестой-пятый века до н.э.)». [4]
- ^ "(...) После достижения вечной славы он снова принял свою истинную природу как Брахман . Самым важным среди аватар Вишну, несомненно, является Кришна, черный, также называемый Шьяма . Для своих поклонников он не является аватарой в в обычном смысле, а Сваям Бхагаван, Сам Господь». [72]
- ^ «О пробном камне этого определения последней и положительной характеристики Шри Кришны как Высшего Божества как Сваям-рупы Бхагавана». [73]
- ^ «Бенгальская школа отождествляет Бхагавата с Кришной, изображенным в Шримад-Бхагавате, и представляет его как своего высшего личного Бога». [74]
- ^ «Становится ясно, что личность Бхагвана Кришны подчиняет себе титулы и личности Вишну, Нараяны, Пуруши, Ишвары, Хари, Васудевы, Джанарданы и т. д. Таким образом, повсеместной темой «Бхагавата -пурана» является отождествление Бхагавана с Кришна." [77]
- ^ "..Бхагавад-гита и Бхагавата-Пурана, безусловно, самые популярные религиозные книги во всей Индии. Кришнаизм не только находился под влиянием отождествления Кришны с Вишну, но и вайшнавизм в целом был частично преобразован и заново изобретен в свете популярной и могущественной религии Кришны. Бхагаватизм, возможно, привнес в поклонение Кришне элемент космической религии; Кришна, безусловно, привнес в Бхагаватизм сильный человеческий элемент... Центром поклонения Кришне долгое время был Браджбхуми. Район Матхуры, который включает в себя также Вриндаван, Говардхан и Гокулу, связанный с Кришной с незапамятных времен. Многие миллионы бхакт Кришны ежегодно посещают эти места и участвуют в многочисленных фестивалях, воспроизводящих сцены из жизни Кришны на Земле». [96]
- ^ «Джон М. Робертсон написал научный трактат под названием «Христос и Кришна», и в этой работе он утверждал, что не было прямого контакта между кришнизмом и христианством; но что обе секты произошли из более раннего общего источника». [130]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маллик 1898 ; Хейн, 1986 , стр. 296–317; Харди 1987 , стр. 387–392; Наводнение 1996 , с. 117; Матчетт 2001 ; Брайант 2007 , с. 381.
- ^ Харди 1987 , с. 392.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Харди 1987 , стр. 387–392.
- ^ Перейти обратно: а б с Дандекар 1987 , стр. 9499.
- ^ См. Также: Стюарт 2010.
- ^ Перейти обратно: а б с Клостермайер 2005 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б Уэлбон 1987 .
- ^ Элиаде, Мирча , изд. (1987). Энциклопедия религии . Том. 15. Макмиллан. п. 170.
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Осмунд Бопеараччи , Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства , 2016.
- ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Брилл. п. 215. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Бэшам 1968 , стр. 667–670.
- ^ Хадсон 1983 .
- ^ Брайант 2007 , с. 4.
- ^ Хейн 1986 , стр. 296–317.
- ^ Госвами 1956 .
- ^ Перейти обратно: а б Наводнение 1996 г. , стр. 119–120.
- ^ Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Брилл Академик. стр. 211–220, 236. ISBN. 90-04-10758-4 .
- ^ Кристофер Остин (2018). Диана Димитрова и Татьяна Оранская (ред.). Обожествление в южноазиатских традициях . Тейлор и Фрэнсис. стр. 30–35. ISBN 978-1-351-12360-0 .
- ^ Мальпан, Варгезе (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . Григорианский библейский книжный магазин. стр. 57–58. ISBN 978-88-7652-648-0 .
- ^ «Аффикс vun появляется в значении «это его объект почитания» после слов «Васудева» и «Арджуна», давая Васудеваку и Арджунаку. Источник: Аштадхьяи 2.0 Панини 4-3-98.
- ^ Перейти обратно: а б «Вайшнав» . philtar.ucsm.ac.uk. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ Рамкришна Гопал Бхандаркар , Рамчандра Нараян Дандекар (1976). Рамакришна Гопал Бхандаркар как индолог: симпозиум . Индия: Бхандаркарский институт восточных исследований. стр. 38–40.
- ^ Г. Виденгрен (1997). Historia Religionum: Справочник по истории религий - Религии современности . Бостон: Издательство Brill Academic. п. 270. ИСБН 90-04-02598-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Харди 1981 .
- ^ «Рецензия на книгу: Фридхельм Харди, Вираха Бхакти: Ранняя история преданности Кришне в Южной Индии. Oxford University Press, Nagaswamy 23 (4): 443 - Обзор экономической и социальной истории Индии» . ier.sagepub.com . Проверено 29 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мониус, Энн Э. «Танец перед судьбой. Кришна в неиндуистской литературе раннего средневековья Южной Индии» в Beck 2005 , стр. 139–149.
- ^ Норман Катлер (1987) Песни опыта: Поэтика тамильской преданности , стр. 13
- ^ Перейти обратно: а б «Преданность Малу (Майону)» . philtar.ucsm.ac.uk. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мукерджи 1981 ; Эшманн, Кульке и Трипати, 1978 ; Харди 1987 , стр. 387–392; Раджагуру 1992 ; Гай, 1992 , стр. 213–230; Старза 1993 ; Кульке и Шнепель 2001 ; Мишра 2005 , глава 9. Джаганнатхизм.
- ^ Мукерджи 1981 .
- ^ Мишра 2005 , с. 97, глава 9. Джаганнатхизм.
- ^ Старза 1993 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Брайант, 2007 , стр. 139–141.
- ^ Датта 1988 , стр. 1419–1420.
- ^ Гангули перевод Махабхараты, глава 148
- ^ Брайант 2007 , стр. 111–113.
- ^ Арчер 2004 , 5.3. Поздняя поэзия.
- ^ Стюарт 2010 , с. 303.
- ^ Лоренцен 1995 .
- ^ Перейти обратно: а б с Харди 1987 , стр. 387–392; Клементен-Ожа 1990 , стр. 327–376; Рамнараче 2014 ; Вемсани 2016 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б с Арчер 2004 , 5.2. Гита Говинда.
- ^ Перейти обратно: а б Любовная песня Темного Лорда: Гитаговинда Джаядевы, 1977 .
- ^ Перейти обратно: а б Датта 1988 , стр. 1414–1423.
- ^ «Нимбарка» . Британская онлайн- энциклопедия . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Датта 1988 , с. 1415.
- ^ Перейти обратно: а б Басу 1932 ; Дасгупта 1962 ; Дас 1988 ; Хайн 2003 ; Хейс 2005 , стр. 101-1. 19–32; Сарделла и Вонг 2020 , часть
- ^ Стюарт 1986 , с. 152–154; Далал 2010 , с. 385, Шрикришна Киртан.
- ^ Арчер 2004 , 5.3. Поздняя поэзия; Харди 1987 , стр. 387–392; Хоули 2005 ; Розенштейн 1997 ; Шомер и МакЛеод, 1987 ; Шиварамкришна и Рой 1996 .
- ^ Перейти обратно: а б Уайт и Редингтон 1990 , стр. 373–374; Редингтон 1992 , стр. 287–294; Патель 2005 , стр. 127–136.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 1925 г .; Де 1960 ; Чакраварти 1985 ; Элкман 1986 ; Розен 1994 ; Чаттерджи 1995 , стр. 1–14; Гупта 2007 ; Стюарт 2010 ; Гупта 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Сарма 1966 г .; Мерти 1973 ; Медхи 1978 ; Неог 1980 ; Брайант 2007 , глава 6.
- ^ Далал 2010 , стр. 373–374.
- ^ Перейти обратно: а б Ивао 1988 , стр. 183–197; Глушкова 2000 , с. 47–58.
- ^ Перейти обратно: а б Фельдхаус 1983 ; Далал 2010 , Маханубхава.
- ^ Перейти обратно: а б Белый 1977 г .; Снелл 1991 ; Бжезинский 1992 , стр. 472–497; Розенштейн 1998 , стр. 5–18; Бек 2005 , стр. 65–90.
- ^ Перейти обратно: а б Хан 2002 ; Далал 2010 , Пранами Пантх; Тоффин 2012 , с. 249–254.
- ^ Сингх 2004 , стр. 125–132.
- ^ Карни 2020 , стр. 140–141.
- ^ Карни 2020 , стр. 135–136, 140–143.
- ^ Карни 2020 , стр. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс и Райан 2007 , стр. 79–80, Баба Премананд Бхарати.
- ^ Карни 2020 , с. 140.
- ^ Карни 2020 , с. 154.
- ^ Далал 2010 , с. 384, Шри Радхачарита Махакавьям.
- ^ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии: коммерческая, промышленная и научная, продукты минерального, растительного и животного царств, полезные искусства и производства (3-е изд.). Лондон: Б. Куоритч. п. 62.
- ^ Карни 2020 , стр. 140–143.
- ^ Бек 2005 , с. 76.
- ^ Наводнение 1996 , с. 117.
- ^ Матчетт 2001 .
- ^ Брайант 2007 , с. 309.
- ^ Клостермайер, Клаус К. (1997). Лекции Чарльза Стронга, 1972–1984 гг . Кротти, Роберт Б. Брилл. п. 109. ИСБН 978-90-04-07863-5 .
- ^ Индийская философия и культура . Том. 20. Институт восточной философии (Вриндаван, Индия), Институт восточной философии, Научно-исследовательский институт вайшнавов, авторы. Институт. 1975. с. 148.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ С 1960 , с.
- ^ МакДэниел 2005 , с. 39.
- ^ Уилсон, Билл; Макдауэлл, Джош (1993). Лучшее от Джоша Макдауэлла: готовая защита . Нэшвилл: Т. Нельсон. стр. 352–353 . ISBN 0-8407-4419-6 .
- ^ Шеридан 1986 , с. 53.
- ^ Банерджи 1993 .
- ^ Швейг 2004, стр. 13–17
- ^ Элкман 1986 .
- ^ «Чайтанья Чаритамрита Мадхья 20.165» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2008 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ Ричард Томпсон, доктор философии (декабрь 1994 г.). «Размышления о соотношении религии и современного рационализма» . Журнал коммуникаций ИСККОН . 1 (2). Архивировано из оригинала 4 января 2011 года . Проверено 12 апреля 2008 г.
- ^ Махони, WK (1987). «Перспективы различных личностей Кришны». История религий . 26 (3): 333–335. дои : 10.1086/463085 . JSTOR 1062381 . S2CID 164194548 .
- ^ Брайант 2007 , Глава 2.
- ^ Розен 2007 .
- ^ Матчетт 2001 , стр. 44–64.
- ^ Брайант 2007 , Глава 3.
- ^ Водевиль 1962 , стр. 31–40.
- ^ Миллер 1975 , стр. 655–671.
- ^ Брайант 2003 .
- ^ Брайант 2007 , Глава 4.
- ^ Джеймс Малхерн (1959) История образования: социальная интерпретация, с. 93
- ^ Франклин Эдгертон (1925) Бхагавад-Гита: Или, Песня Благословенного, Любимая Библия Индии, стр. 87–91
- ↑ Шарлотта Водевиль сказала, что это «настоящая Библия кришнаизма» .
- ^ Матчетт 2001 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Клостермайер 2005 , с. 204.
- ^ Радхакришан (1970), девятое издание, Blackie and son India Ltd., стр.211, стих 6.47.
- ^ А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада . «Бхактиведанта Веда База: Бхагавад-гита как она есть, стих 8.15» . Сеть Бхактиведанта ВедаБаз (ИСККОН) . Проверено 14 января 2008 г.
- ^ Матчетт 2001 , с. 153 Бхаг. Пурана 1.3.28: эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам : индрари-вьякулам локам мридайанти юге юге
- ^ 1.3.28. Архивировано 3 октября 2013 г. в Wayback Machine. Свами Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта. «Шримад Бхагаватам Песнь 1, Глава 3, Стих 28» . Книжный фонд Бхактиведанты . Архивировано из оригинала 3 октября 2013 года . Проверено 7 мая 2008 г.
- ^ «Шри Кришна» . www.stephen-knapp.com . Проверено 30 апреля 2008 г.
- ^ Дханурдхара Свами (2000). Волны преданности . Книги Бхагавата. ISBN 0-9703581-0-5 .
- ^ «Волны преданности» . www.wavesofdevotion.com. Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 4 мая 2008 г. В «Хари-намамриа-вьякаране » Джива Госвами определяет парибхаса-сутру как анияме нияма-карини парибхаса : « Парибхаса-сутра подразумевает правило или тему, где это не сформулировано явно». Другими словами, он дает контекст, в котором можно понять ряд явно не связанных друг с другом утверждений в книге.
- ^ Матчетт 2001 , с. 141
- ^ Matchett 2001 , перевод 10-й песни.
- ^ Перейти обратно: а б Брайант 2007 , с. 114.
- ↑ Падма Пурана Патала Кханда Пятая песнь, книга издательства Motilal Bansaridas, 5 страница, 1950.
- ^ Элкман 1986 ; Гупта 2007 ; Брайант 2007 , стр. 373–378.
- ^ Рамнараче 2014 .
- ^ Элкман 1986 ; Гупта 2007 ; Брайант, 2007 г. , стр. 373–378; Гупта 2014 .
- ^ Брайант 2007 , стр. 479–480.
- ^ Бек 2005 , стр. 67, 74.
- ^ Бек 1993 , с. 199.
- ^ «Содержание Кали-Сантарана Упанишад» . 16 апреля 2018 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Ранаде, Ашок Д. (2000). Косамби, Мира (ред.). Пересечения: социокультурные тенденции в Махараштре . Лондон: Сангам. стр. 194–210. ISBN 978-0863118241 .
- ^ Перейти обратно: а б Ашер, Кэтрин Б.; Талбот, Синтия (2006). Индия раньше Европы . Издательство Кембриджского университета. стр. 110–112, 148–149. ISBN 978-1-139-91561-8 .
- ^ Бек 2005 , с. 67.
- ^ Бернье, Рональд М. (1997). Гималайская архитектура . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. стр. 27–28 . ISBN 978-0-8386-3602-2 .
- ^ Вемсани 2016 , стр. 140–141.
- ^ Пауэлс 2003 , стр. 124–180.
- ^ Хоули 2020 , вступительная статья.
- ^ Швейг 2005 , с. 10.
- ^ Макдермотт, Рэйчел Фелл (2005). «Бенгальские религии». В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии: набор из 15 томов . Том. 2 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник MacMillan, США. стр. 824–832. ISBN 0-02-865735-7 .
- ^ Брукс 1989 .
- ^ Джулиано, Джеффри (1997). Темная лошадка: жизнь и искусство Джорджа Харрисона . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. п. 12. ISBN 0-306-80747-5 .
- ^ Тишина 2005 .
- ^ Во что верит Тулси Габбард? , Келефа Санне, The New Yorker, 30 октября 2017 г.
- ↑ У Тулси Габбард было очень странное детство , Керри Хоули, New York Intelligencer, 11 июня 2019 г.
- ^ Шестнадцать распятых спасителей мира Керси Грейвс
- ^ Джексон, Джон (1985). Христианство до Рождества Христова . Американская атеистическая пресса. стр. 166 . ISBN 0-910309-20-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Арчер, WG (2004) [1957]. Любовь Кришны в индийской живописи и поэзии . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publ. ISBN 0-486-43371-4 .
- Банерджи, Саманта (1993). Апроприация народной героини: Радхи в средневековой бенгальской вайшнавской культуре . Шимла : Индийский институт перспективных исследований. ISBN 8185952086 .
- Бэшам, Артур Ллевелин (1968). «Обзор: Кришна: мифы, обряды и отношения Милтона Сингера; Дэниел Х. Х. Ингаллс». Журнал азиатских исследований . 27 (3): 667–670. дои : 10.2307/2051211 . JSTOR 2051211 . S2CID 161458918 .
- Басу, ММ (1932). Пост-Чайтанья-сахаджия-культ Бенгалии . Калькутта: Издательство Калькуттского университета.
- Бек, Гай Л. (1993). Звуковая теология: индуизм и священный звук . Исследования сравнительного религиоведения. Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 0872498557 .
- Бек, Гай Л. (2005). «Кришна как любящий муж Бога: альтернативная кришнология Радхаваллабха-сампрадаи» . У Гая Л. Бека (ред.). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 65–90. ISBN 978-0-7914-6415-1 .
- Брукс, Чарльз Р. (1989). Харе Кришна в Индии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 069100031X .
- Брайант, Эдвин Ф. (2003). Кришна: Прекрасная легенда о Боге; Шримад Бхагавата Пурана, Книга X; с главами 1, 6 и 29–31 из книги XI . Лондон: Классика пингвинов. ISBN 0140447997 .
- Брайант, Эдвин Ф., изд. (2007). Кришна: Справочник . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514891-6 .
- Бжезинский, Дж. К. (1992). «Прабодхананда, Хита Харивамша и Радхарасасудханидхи». Бюллетень Школы востоковедения и Африки . 55 (3): 472–497. дои : 10.1017/S0041977X00003669 . JSTOR 620194 . S2CID 161089313 .
- Карни, Джеральд Т. (2020). «Баба Премананда Бхарати: его путь в бенгальский вайшнавизм и через него на Запад» . В Фердинандо Сарделле; Люциан Вонг (ред.). Наследие вайшнавизма в колониальной Бенгалии . Серия индуистских исследований Рутледжа. Милтон, Оксон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 135–160. ISBN 978-1-138-56179-3 .
- Чакраварти, Рамаканта (1985). Вайшнавизм в Бенгалии, 1486–1900 гг . Калькутта: санскрит Пустак Бхандар. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Чаттерджи, Асоке (1995). «Шримадбхагавата и Чайтанья-сампрадая». Журнал Азиатского общества . 37 (4): 1–14.
- Клементен-Ожа, Катрин (1990). «Возрождение Нимбарка-сампрадаи в XVI веке. Вклад в изучение секты кришнаитов». Азиатский журнал (на французском языке). 278 : 327–376. дои : 10.2143/JA.278.3.2011219 .
- Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Нью-Дели: Penguin Books India. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- Дандекар, Р.Н. (1987) [Перед. ред. 2005]. «Вайшнавизм: обзор» . В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14. Нью-Йорк: Макмиллан.
- Дас, Шри Паритош (1988). Культ Сахаджии в Бенгалии и культ Панча Сакха в Ориссе . Калькутта: Firma KL Mukhopadhyay. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Дасгупта, Шашибхусан (1962) [1946]. Неясные религиозные культы как основа бенгальской литературы (2-е изд.). Калькутта: Firma KL Mukhopadhyay.
- Датта, Амареш, изд. (1988). «Гитаговинда» . Энциклопедия индийской литературы: от Девраджа до Джьоти . Том. 2. Нью-Дели: Сахитья Академи . стр. 1414–1423. ISBN 81-260-1194-7 .
- Де, Сушил Кумар (1960). Вклад Бенгалии в санскритскую литературу и исследования бенгальского вайшнавизма . Индийские исследования, прошлое и настоящее. Калькутта: К.Л. Мухопадхьяя. OCLC 580601204 .
- Элкман, Стюарт Марк (1986). «Таттвасандарбха» Дживы Госвамина: исследование философского и сектантского развития движения Гаудия-вайшнавов . Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 8120801873 .
- Эшманн, Анншарлотт ; Кульке, Герман ; Трипати, Гая Чаран, ред. (1978) [Перед. ред. 2014]. Культ Джаганнатхи и региональная традиция Ориссы . Исследования Южной Азии, 8. Нью-Дели: Манохар. ISBN 9788173046179 .
- Фельдхаус, Энн (1983). Религиозная система секты Маханубхава: Маханубхава Сутрапатха . Исследования Южной Азии, 12. Нью-Дели: Манохар. ISBN 9780836410051 .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43878-0 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Глушкова, Ирина (2000). «Нормы и ценности в традиции Варкари» . В Мире Косамби (ред.). Пересечения: социокультурные тенденции в Махараштре . Нью-Дели: Ориент Лонгман. стр. 47–53. ISBN 81-250-1878-6 .
- Госвами, Кунджа Говинда (1956). Исследование вайшнавизма от появления Сунгов до падения Гуптов в свете эпиграфических, нумизматических и других археологических материалов . Калькутта: Агентство восточной книги. ISBN 8120801873 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Гупта, Рави М. (2007). Чайтанья-вайшнав-веданта Дживы Госвами: когда знание встречается с преданностью . Серия индуистских исследований Рутледжа. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-40548-5 .
- Гупта, Рави М. , изд. (2014). Философия Чайтанья-вайшнава: традиция, разум и преданность . Сюррей: Эшгейт. ISBN 9780754661771 .
- Гай, Джон (1992). «Новые свидетельства существования секты Джаганнатхи в Непале семнадцатого века». Журнал Королевского азиатского общества . 3-й сер. 2 (2): 213–230. дои : 10.1017/S135618630000239X . S2CID 162316166 .
- Харди, Фридхельм Э. (1987). «Кришнаизм» . В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 8. Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 387–392. ISBN 978-0-02897-135-3 – через энциклопедию.com .
- Харди, Фридхельм Э. (1981). Вираха-бхакти: раннее развитие преданности Кришне в Южной Индии . Серия исследований Южной Азии Оксфордского университета. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-564916-8 .
- Хоули, Джон Страттон (2005). Три голоса Бхакти. Мирабай, Сурдас и Кабир в их и наше время . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195670851 .
- Хоули, Джон Стрэттон (2020). Игровая площадка Кришны: Вриндаван в 21 веке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190123987 .
- Хейс, Глен Александр (2005). «Современная теория метафор и альтернативные взгляды на Кришну и Радху в вайшнавской сахаджии» . У Гая Л. Бека (ред.). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 19–32. ISBN 978-0-7914-6415-1 .
- Хейн, Норвин (1986). «Революция в кришнаизме : культ Гопалы». История религий . 25 (4): 296–317. дои : 10.1086/463051 . JSTOR 1062622 . S2CID 162049250 .
- Хайн, Фил (2003). «Ради любви к Богу: вариации вайшнавской школы преданности Кришне» . Журнал Аше . 2 (4).
- Хадсон, Д. (1983). «Васудева Кришна в теологии и архитектуре: история шривайшнавизма». Журнал вайшнавских исследований (2).
- Ивао, Сима (июнь – сентябрь 1988 г.). «Вера Витхоба Махараштры: Храм Витхоба в Пандхарпуре и его мифологическая структура» (PDF) . Японский журнал религиоведения . 15 (2–3). Институт религии и культуры Нанзан: 183–197. ISSN 0304-1042 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 года.
- Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Дж. Гордон Мелтон , редактор серии. Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-5458-9 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2020 года.
- Кеннеди, Мелвилл Т. (1925). Движение Чайтанья: исследование вайшнавизма Бенгалии . Религиозная жизнь Индии. Калькутта: Ассоциация Пресс; Хамфри Милфорд; Издательство Оксфордского университета.
- Хан, Доминик-Сила (2002). Вера Пранами: за пределами «индуизма» и «мусульманина» . Йогиндер Сиканд.
- Клостермайер, Клаус К. (2005). Обзор индуизма (3-е изд.). Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 0-7914-7081-4 .
- Кульке, Герман ; Шнепель, Буркхард, ред. (2001). Возвращение к Джаганнатхе: изучение общества, религии и государства в Ориссе . Исследования общества, культуры и истории Орисса, 1. Нью-Дели: Манохар. ISBN 978-81-7304-386-4 .
- Лоренцен, Дэвид Н. (1995). Религия бхакти в Северной Индии: общинная идентичность и политические действия . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 978-0-7914-2025-6 .
- Любовная песня Темного Лорда: Гитаговинда Джаядевы . Перевод Миллера, Барбара Столер . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 1977. ISBN 0231040288 .
- Макдэниел, июнь (2005 г.). «Народный вайшнавизм и Тхакур Панчаят: жизнь и статус среди деревенских статуй Кришны». У Гая Л. Бека (ред.). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 33–42. ISBN 978-0-7914-6415-1 .
- Мэтчетт, Фреда (2001). Кришна, Господь или Аватара? отношения между Кришной и Вишну: в контексте мифа об Аватаре, представленном в «Харивамсе», «Вишнупуране» и «Бхагаватапуране» . Суррей: Рутледж. ISBN 0-7007-1281-Х .
- Медхи, Калирам (1978). Сатьендранатх Сарма (ред.). Исследования вайшнавской литературы и культуры Ассама . Ассам Сахитья Сабха.
- Миллер, Барбара С. (1975). «Радха: супруга весенних страстей Кришны» . Журнал Американского восточного общества . 95 (4): 655–671. дои : 10.2307/601022 . JSTOR 601022 .
- Мишра, Нараян (2005). Дурга Нандан Мишра (ред.). Летопись и древности храма Джаганнатхи Нью-Дели: Саруп и сыновья. ISBN 81-7625-747-8 .
- Мукерджи, Прабхат (1981) [1940]. История средневекового вайшнавизма в Ориссе . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 8120602293 .
- Маллик, Буллорам (1898). Кришна и кришнаизм . Калькутта: SK Lahiri & Co.
- Мурти, Х. В. Шриниваса (1973). Вайшнавизм Шанкарадевы и Рамануджи: сравнительное исследование . Дели: Мотилал Банарсидасс .
- Неог, Махешвар (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Дели: Мотилал Банарсидасс .
- Патель, Гаутам Э. (2005). «Концепция Бога согласно Валлабхачарье». В Рамкаран Шарма (ред.). Энциклопедия индийской мудрости . Том. 2. Нью-Дели; Варанаси: Макмиллан. стр. 127–136.
- Пауэлс, Хайди (2003). «Найденный рай, потерянный рай: любовь Харирама Вьяса к Вриндавану и то, что об этом сделали агиографы». В Филлис Гранофф и Коичи Синохара (ред.). Паломники, покровители и место: локализация святости в азиатских религиях . Серия «Азиатские религии и общество». Ванкувер, Торонто. стр. 124–180.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Раджагуру, С.Н. (1992). Надписи храма Джаганнатхи и происхождение Шри Пурушоттама Джаганнатха . Том. 1–2. Пури: Шри Джаганнатх Санскрит Вишвавидьялая .
- Рамнараче, Виджай (2014). Ведантический дебют Радхи-Кришны: хронология и рационализация в Нимбарка-сампрадае (PDF) (докторская диссертация). Эдинбургский университет.
- Редингтон, Джеймс Д. (1992). «Элементы валлабхитского бхакти-синтеза». Журнал Американского восточного общества . 112 (2): 287–294. дои : 10.2307/603707 . JSTOR 603707 .
- Розен, Стивен Дж. (1994). Вайшнавизм: современные ученые обсуждают традицию Гаудия. Предисловие ЕС Димока (2-е изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 8120812352 .
- Розен, Стивен Дж. (2007). Песня Кришны: новый взгляд на Бхагавад-гиту . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0313345531 .
- Розенштейн, Люси (1998). «Радхаваллабха и Харидаса-сампрадаи: сравнение». Журнал вайшнавских исследований . 7 (1): 5–18.
- Розенштейн, Людмила Л. (1997). «Преданная поэзия Свами Харидаса». Исследование раннего стиха Брадж Бхасы . Гронингенские востоковедения, 12. Гронинген: Эгберт Форстен.
- Сарделла, Фердинандо; Вонг, Люциан, ред. (2020). Наследие вайшнавизма в колониальной Бенгалии . Серия индуистских исследований Рутледжа. Милтон, Оксон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-56179-3 .
- Сарма, Сатьендранатх (1966). Неовайшнавское движение и институт Сатры в Ассаме . Университет Гаухати . OCLC 551510205 .
- Шомер, Карин; Маклеод, WH, ред. (1987). Санты: исследования религиозной традиции Индии . Серия религиоведения Беркли. Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-0277-3 .
- Швейг, Грэм М. (2005). Танец божественной любви: «Ршаса-луила» Кришны из «Бхагавата-пурханы», классической индийской священной истории любви . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-11446-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Шеридан, Дэниел (1986). Адвайтический теизм Бхагавата-пураны . Дели: Мотилал Банарсидасс .
- Сингх, Кундж Бихари (2004) [1963]. «Манипурский вайшнавизм: социологическая интерпретация» . В Ровене Робинсон (ред.). Социология религии в Индии . Темы индийской социологии, 3. Нью-Дели: Sage Publ. Индия. стр. 125–132. ISBN 0-7619-9781-4 .
- Шиварамкришна, М.; Рой, Сумита, ред. (1996). Поэты-святые Индии . Нью-Дели: Sterling Publ. ISBN 81-207-1883-6 .
- Снелл, Руперт (1991). Восемьдесят четыре гимна Хиты Харивамши: издание Чаураси Пады . Дели; Лондон: Мотилал Банарсидасс ; Школа восточных и африканских исследований. ISBN 81-208-0629-8 .
- Старза, ОМ (1993). Храм Джаганнатхи в Пури: его архитектура, искусство и культ . Исследования южноазиатской культуры, 15. Лейден; Нью-Йорк; Кёльн: Брилл. ISBN 90-04-09673-6 .
- Стюарт, Тони К. (1986). «Воспевание славы Господа Кришны: «Шрикшнакиртан» ». Азиатская этнология . 45 (1). JSTOR 1177851 .
- Стюарт, Тони К. (2010). Последнее слово: Чайтанья-чаритамрита и грамматика религиозной традиции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539272-2 .
- Тоффен, Жерар (2012). «Сила границ: транснациональные связи между Кришна-Пранами из Индии и Непала» . У Джона Завоса; и др. (ред.). Общественный индуизм . Нью-Дели: Sage Publ. Индия. стр. 249–254. ISBN 978-81-321-1696-7 .
- Водевиль, Ч. (1962). «Эволюция символики любви в бхагаватизме». Журнал Американского восточного общества . 82 (1): 31–40. дои : 10.2307/595976 . JSTOR 595976 .
- Вемсани, Лаванья (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: энциклопедия индуистского бога многих имен . Санта-Барбара, Калифорния; Денвер, Ко; Оксфорд: ABC-Clio. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- Велбон, Греция (1987). «Вайшнавизм: Бхагаваты». В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14. Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0-02897-135-3 .
- Уайт, Чарльз С.Дж. (1977). Чаураси Пад Шри Хита Харивамши: введение, перевод, примечания и отредактированный Врадж Бхаша . Азиатские исследования на Гавайях, 16. Гонолулу: Университетское издательство Гавайев. ISBN 9780824803599 . ISSN 0066-8486 .
- Уайт, Чарльз С.Дж.; Редингтон, Джеймс Д. (1990). «Валлабхачарья о любовных играх Кришны». Журнал Американского восточного общества . 110 (2): 373–374. дои : 10.2307/604565 . JSTOR 604565 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ананд, Д. (1992). Кришна: Живой Бог Враджа . Нью-Дели: Шакти Малик Абхинав Пабл. ISBN 81-7017-280-2 .
- Бхаттачарья, Сунил Кумар (1996). Культ Кришны в индийском искусстве . Нью-Дели: MD Publ. Пвт. ISBN 81-7533-001-5 .
- Кейс, Маргарет Х. (2000). Видение Кришны: религиозный мир семьи брахманов во Вриндаване . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513010-3 .
- Кутюр, Андре (2006). Появление группы из четырех персонажей (Васудева, Самкаршана, Прадьюмна и Анируддха) в Харивамше: вопросы для рассмотрения . Журнал индийской философии 34,6. стр. 571–585.
- Дас, Кальяни (1980). Ранние надписи Матхуры: исследование . Пунти Пустак. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Маджумдар, Асоке Кумар (июль – октябрь 1955 г.). «Заметка о развитии культа Радхи». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 36 (3/4): 231–257. JSTOR 44082959 .
- Мишра, Баба (1999). «Радха и ее контур в культуре Ориссы» в истории, культуре и археологии Орисса. Поздравление профессора П.К. Мишры. Эд. С. Прадхан. (Реконструкция истории и культуры Индии 16). Нью-Дели; стр. 243–259.
- Нэш, Дж. (2012). «Пересмотр экологических аспектов паломничества во Вриндаван» . В Л. Мандерсоне; В. Смит; М. Томлинсон (ред.). Потоки веры . Дордрехт: Спрингер. стр. 105–121. дои : 10.1007/978-94-007-2932-2_7 . ISBN 978-94-007-2931-5 .
- Сингер, М. (1966). Кришна: мифы, обряды и отношения . Гонолулу: Пресса Центра Восток-Запад.
- Синха, КП (1997). Критика А.Ч. Бхактиведанты . Калькутта.