Jump to content

Кришнаизм

Кришнаизм — термин, используемый в научных кругах для описания большой группы независимых индуистских традиций — сампрадай, связанных с вайшнавизмом , — которые сосредоточены на преданности Кришне как Сваям Бхагавану , Ишваре , Пара Брахману , который является источником всей реальности, а аватаром не Вишну . [1] [примечание 1] В этом его отличие от таких вайшнавских группировок, как шри-вайшнавизм , садх-вайшнавизм , рамаизм , радхаизм , ситаизм и т. д. [3] Существует также личный кришнаизм, то есть преданность Кришне вне какой-либо традиции и общины, как в случае святой поэтессы Миры Бая . [3] Ведущие ученые не определяют кришнаизм как подотряд или ответвление вайшнавизма, считая его как минимум параллельным и не менее древним течением индуизма. [3] [4]

Учение Бхагавад-гиты можно рассматривать как первую кришнаитскую теологическую систему . Кришнаизм зародился в поздние века до нашей эры от последователей героического Васудевы Кришны , которые объединились несколько столетий спустя, в первые века нашей эры, с поклонниками «божественного ребенка» Бала Кришны и Гопала-Кришны традициями монотеистического бхагаватизма . Эти неведические традиции в каноне Махабхараты присоединяются к ритуальному ведизму , чтобы стать приемлемыми для ортодоксального истеблишмента. Кришнаизм становится связанным с бхакти-йогой и движением бхакти в средневековый период.

Самыми замечательными индуистскими писаниями для кришнаитов стали «Бхагавад-гита» , «Харивамса» (приложение к «Махабхарате»), «Бхагавата-пурана» и «Брахма-вайварта-пурана».

Столп Гелиодора , сделанный Гелиодором в 110 г. до н. э. после его обращения в монотеизм Бхагаваты .

Кришнаизм зародился в первом тысячелетии до нашей эры как богословская система Бхагавад -гиты . [3] [5] первоначально сосредоточившись на поклонении героическому Васудеве Кришне в районе Матхуры , «божественному ребенку» Бала Кришне и Гопале-Кришне . [примечание 2] Оно тесно связано с бхагаватизмом и берет свое начало в нем . [7]

Первая надпись на столбе Гелиодора .

Кришнаизм по своему происхождению является неведической традицией, но в дальнейшем он развил свою привлекательность для ортодоксальных верующих благодаря синкретизму этих традиций с эпосом Махабхарата . В частности, кришнаизм более или менее поверхностно включил в себя верховное ведическое божество Вишну, которое появляется в Ригведе . [примечание 3] Кришнаизм в дальнейшем становится связанным с бхакти-йогой в средневековый период.

Васудева-Кришна на монете Агафокла Бактрийского , около 190–180 гг. до н.э. [9] [10] Это «самый ранний однозначный образ» божества. [11]

Древние традиции. Северная Индия

[ редактировать ]

Кришнаитское богословие и культ зародились в первом тысячелетии до нашей эры в Северной Индии . Богословие Бхагавад- гиты (около 3-2 веков до н.э.) было первой кришнаитской богословской системой, если, по мнению Фридхельма Харди , читать Гиту как таковую, а не в свете рамок Махабхараты с доктриной, ориентированной на Вишну. [3] Не существует понятия аватара , которое было введено только в 4 или 5 веке нашей эры. Есть Кришна как вечный, непроявленный Вишну. [3] Как говорит Кришна:

Всякий раз, когда дхарма терпит упадок, я излучаю себя [в физический мир]

- Бхагавад Гита 4.7. [3]

Ранний кришнаизм уже процветал за несколько столетий до нашей эры благодаря культу героического Васудевы Кришны в районе Матхуры и его окрестностях . [3] [12] [13] [14] который несколько столетий спустя был объединен с культом «божественного ребенка» Бала Кришны и традициями Гопалы. [12] [15] Хотя Вишну уже упоминается в Ригведе как второстепенное божество, развитие кришнаизма, по-видимому, происходит через поклонение Васудеве в последние века до нашей эры. Но, по мнению Дандекара , «васудевизм» знаменует собой начало вайшнавизма в целом.Иными словами, кришнаизм, по мнению Дандекара, не является ответвлением вайшнавизма, а, наоборот, культ Вишну и его аватар является позднейшей трансформацией кришнаизма-бхагаватизма. [примечание 4] Эта самая ранняя фаза возникла во времена Панини (4 век до н.э.), который в своей «Астадхьяи » объяснил слово васудевака как бхакта (преданный) Васудевы. [16] [17] [18] [19] В то время Васудева уже считался полубогом, поскольку он появляется в трудах Панини вместе с Арджуной как объект поклонения, поскольку Панини объясняет, что васудевака это преданный ( бхакта ) Васудевы. [17] [20] [21]

Ветвь, которая процветала с упадком ведизма, была сосредоточена на Кришне, обожествленном герое племени и религиозном лидере Ядавов. [22] Поклонение Кришне, обожествленному племенному герою и религиозному лидеру Ядавов, приняло конфессиональную форму как религия Панчаратра , а ранее как Бхагавата религия . Эта традиция на более позднем этапе слилась с традицией Нараяны . [7]

Характер Гопалы Кришны часто считается неведическим. [23]

К моменту включения в канон Махабхараты в первые века нашей эры кришнаизм начал присоединяться к ведизму , чтобы стать приемлемым для ортодоксальности, в частности, присоединившись к Ригведическому Вишну. [6] На этом этапе Вишну из Ригведы ассимилировался с кришнаизмом и стал эквивалентом Верховного Бога. [22] Появление Кришны как одного из Аватаров Вишну относится к периоду санскритского эпоса первых веков нашей эры. Бхагавад-гита была включена в Махабхарату как ключевой текст кришнаизма. [24]

Раннесредневековые традиции. Южная и Восточная Индия

[ редактировать ]
в Мурти Тирумала Перумал храме Сундараварада .

К раннему средневековью кришнаизм стал основным течением вайшнавизма. [6]

По мнению Фридхельма Харди , [примечание 5] существуют свидетельства раннего «южного кришнаизма», несмотря на тенденцию относить традиции Кришны к северным традициям. [25] Южноиндийские тексты демонстрируют тесную параллель с санскритскими традициями Кришны и его спутниц-гопи, столь повсеместно встречающимися в более поздних североиндийских текстах и ​​образах. [27] Ранние сочинения дравидийской культуры, такие как «Манимекалай» и « Чилапатикарам», представляют Кришну, его брата и любимых спутниц в аналогичных терминах. [27] Харди утверждает, что санскритская «Бхагавата-пурана» по сути является санскритским «переводом» бхакти тамильских альваров . [28]

Преданность южноиндийскому Малу ( Тирумалу ) может быть ранней формой кришнаизма, поскольку Мал предстает как божественная фигура, во многом похожая на Кришну с некоторыми элементами Вишну. [29] Альвары, чье имя можно перевести как «мудрецы» или «святые», были приверженцами Мала. В их стихах проявляется ярко выраженная ориентация на вайшнавскую, а зачастую и кришнаитскую сторону Мала. Но они не проводят различия между Кришной и Вишну на основе концепции аватаров. [29] Тем не менее, по мнению Харди, термин «майонизм» следует использовать вместо «кришнаизм», когда речь идет о Мале или Майоне. [25]

Ратха-ятра (Пури) — праздник колесниц Одиа.

В те же времена в Восточной Индии зародился джаганнатизм ( он же одиа -вайшнавизм) как культ бога Джаганнатха ( букв . «Повелитель Вселенной» ) — абстрактной формы Кришны. [30] Джаганнатизм — это региональная, ранее государственная, храмовая версия кришнаизма. [3] [31] где Господь Джаганнатх понимается как главный бог, Пурушоттама и Пара Брахман , но также может рассматриваться как несектантский синкретический вайшнавский и паниндуистский культ. [32] Согласно «Вишнудхарма-пуране» ( ок. IV в.), Кришне поклоняются в образе Пурушоттамы в Одре ( Одише ). [33] Храм Джаганнатхи в Пури , Одиша, имеет особое значение в традиции и является одним из основных мест паломничества индуистов примерно с 800 г. н.э., позже стал центром притяжения для ряда кришнаитских и других ачарьев-вайшнавов. [34] и место, где впервые знаменитая поэма «Гита Говинда» . в литургию была введена [35]

Вайшнавизм в VIII веке соприкоснулся с Адвайты учением Ади Шанкары . интерпретировал Васудеву Ади Шанкара , используя более раннюю Вишну-пурану в качестве опоры, как означающую «высшее Я» или Вишну, обитающего повсюду и во всех вещах. [36]

В этот период появился один из ключевых текстов для кришнаитов — « Бхагавата-пурана» , пропагандирующий бхакти (преданность) Кришне. [37] В нем говорится:

Кришна — это Сам Бхагаван.

- Бхагавата-пурана 1.3.28. [3]

Еще одним заметным букетом славы Кришны были стихи на санскрите, возможно, написанные Билвамангалой из Кералы , «Балагопала Стути » («Детство Кришны»). [38] и Шри Кришна Карнамрутам (также называемый Лиласука , «Игривый попугай»), который позже стал любимым текстом бенгальского ачарьи Чайтаньи Махапрабху . [3] [39]

Традиции высокого и позднего средневековья

[ редактировать ]
XIV века Фреска Радхи Кришны в Удайпуре , Раджастхан.
Святая статуя Нимбаркачарьи , основателя первой кришнаитской сампрадаи эпохи Бхакти.
Чайтанья Махапрабху считается экспансией Кришны в настроении Радхи.

Это самый важный период, именно в это время кришнаизм приобрел ту форму, в которой его традиции существуют до сих пор. Движение бхакти в индуизме высокого и позднего средневековья возникает в 9-м или 10-м веке и основано (его кришнаитская форма) на Бхагавата-пуране , Нарада-бхакти-сутре и других писаниях. В Северной и Восточной Индии кришнаизм дал начало различным средневековым движениям. [40] Среди первых пионеров-бхакти-кришнитов телугу - философ Нимбаркачарья (12 или 13 век н.э.), основатель первой кришнаитской Нимбарка-сампрадаи эпохи бхакти ( также известной как Кумара-сампрадайя), [41] и его друг, уроженец Одиши , поэт Джаядева , автор «Гиты Говинды» . [42] [43] [44] Оба провозгласили Радху Кришну верховным господином, а десять воплощений - его формами. [41] [45] Нимбарка больше, чем любой другой ачарья, предоставил Радхе место божества. [46]

С 15 века в Бенгалии и Ассаме процветала тантрическая разновидность кришнаизма — вайшнава-сахаджия , связанная с бенгальским поэтом Чандидасом , а также родственными ему баулами , — где Кришна — внутренний божественный аспект мужчины, а Радха — аспект женщины. [47] Чандидаса Шрикришна Киртан , стихотворение о Кришне и Радхе, изображает их как божественную пару, но в человеческой любви. [48]

О любви Радхи и Кришны писали и другие поэты-бхакти XV–XVI веков Видьяпати , Мира Бай , Сурдас , Свами Харидас , а также Нарсинх Мехта (1350–1450). предшествовавший всем им [49]

Наиболее известными кришнаитскими гуру-ачарьями 15–16 веков были Валлабхачарья во Врадже , Санкардев в Ассаме и Чайтанья Махапрабху в Бенгалии . Они создали свои собственные школы, а именно Пуштимарг- сампрадаю Валлабхи. [50] Гаудия-вайшнавизм , он же Чайтанья-сампрадая (скорее, Чайтанья был вдохновителем и не имел формальных преемников), [51] с Кришной и его главной супругой и Шакти Радхой как верховным богом, а также традицией Экасарана Дхармы Санкардева, поклоняющейся только Кришне, которая зародилась под влиянием культа Одиа Джаганнатха. [46] [52] [53]

В западноиндийском штате Махараштра такие святые поэты традиции Варкари, как Днянешвар , Намдев , Джанабай , Экнатх и Тукарам пропагандировали поклонение Витобе , с конца 13   века до конца 18   века , местной форме Кришны. . [54] До появления Варкари-сампрадаи преданность Кришне (Панча-Кришне, то есть пяти Кришнам) прочно утвердилась в Махараштре благодаря возникновению Маханубхава Пантха, основанного гуджаратским ачарьей Чакрадхарой ​​в 13 веке . [55] Обе школы, Варкари и Маханубхава, почитали Кришну и его жену Рукмини (Ракумай). [3]

В 16 веке в регионе Матхура ответвление кришнаизма было основано как Радха Валлабха Сампрадая говорящим на языке Брадж поэтом-сантом, Хит Хариванш Махапрабху , который подчеркивал преданность Радхе как высшему верховному божеству. [56]

Новое время

[ редактировать ]
Маханам Сампрадаю , Калькутта. Поклонение

Пранами -сампрадая (Пранами-Пантх) возникла в 17 веке в Гуджарате на основе ориентированного на Кришну синкретического индуистско- исламского учения уроженца Синда Девчандры Махараджа (1581–1655) и его знаменитого преемника Махамати Пранатха (1618–1694). . [57]

В 18 веке в Калькутте существовала община сакхибхаваков, члены которой носили женскую одежду, чтобы идентифицировать себя с гопи , спутницами Радхи. [3]

В неиндоарийском регионе Манипура после непродолжительного периода проникновения рамаизма распространился Гаудия-вайшнавизм, особенно с начала второй четверти XVIII века ( манипури-вайшнавизм , линия передачи Натоттамы Тхакура ). [58]

В 1890-х годах в Бенгалии Маханам Сампрадай возник как ответвление Гаудия-вайшнавизма. считали Прабху Джагадбандху новым воплощением Кришны, Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды . Его последователи [59]

В начале 20 века начались первые попытки создания кришнаитской миссии на Западе. Пионером американской миссии стал Баба Премананда Бхарати (1858–1914) из круга упомянутого Прабху Джагадбандху . [60] Баба Бхарати основал в 1902 году недолговечное общество «Кришна Самадж» в Нью-Йорке и построил храм в Лос-Анджелесе . [61] [62] Он был автором первого полного изложения Гаудия-вайшнавизма на английском языке « Шри Кришна — Господь любви» (Нью-Йорк, 1904 г.); [63] Автор отправил книгу русскому писателю Льву Толстому , который был заинтригован и использовал текст для написания своего знаменитого «Письма индусу» . [64] Последователи Бабы Бхарати позже сформировали несколько организаций в США, в том числе ныне несуществующий Орден Живого Служения и Храм Вселенской Истины АУМ. [62]

В рамках Гаудия-вайшнавизма в 20 веке также была создана реформа Гаудия-матха и ее крупнейший во всем мире преемник — Международное общество сознания Кришны (также известное как Движение Харе Кришна), основанное в Нью-Йорке ачарьей А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой . [3]

Существует ряд неоиндуистских кришнаитских организаций, лишь частично связанных с традиционными сампрадаями, таких как Джагадгуру Крипалу Паришат , Джагадгуру Крипалуджи Йог и прозападный Фонд науки идентичности .

Кришнаитские авторы продолжают создавать крупные богословские и поэтические произведения. Например, « Шри Радхачарита Махакавьям » — эпическая поэма Калика Прасада Шуклы 1980-х годов , в которой основное внимание уделяется преданности Кришне как всеобщему возлюбленному, — «одно из редких и высококачественных произведений на санскрите двадцатого века». [65]

Список живых кришнаитских традиций

[ редактировать ]

Кришнаизм в основном подразделяется на три категории. [66]

Примечание : Радха-Валлабх-сампрадая условно является кришнаитской, представляющей такое течение, как радхаизм , из-за поклонения Радхе как верховному божеству, где Кришна является лишь ее самым близким слугой. [3] [68]

Убеждения

[ редактировать ]
Отношения между различными формами Кришны как парипурна-аватара Вишну и как Сваям Бхагаван.

Кришнаизм и вайшнавизм

[ редактировать ]

Термин «кришнавизм» использовался для описания школ, связанных с вайшнавизмом , но ориентированных на Кришну, тогда как «вишнуизм / вайшнавизм» может использоваться для традиций, ориентированных на Вишну , в которых Кришна является аватаром, а не трансцендированным Высшим Существом. [69] [70] В то же время Фридхельм Харди вовсе не определяет кришнаизм как подотряд или ответвление вайшнавизма, считая его параллельным и не менее древним течением индуизма. [3] А, по мнению Дандекара , «васудевизм» (культ Васудевы) является начальной стадией вайшнавизма, следовательно, кришнаизм послужил основой для более позднего вайшнавизма. [примечание 6] Вишнуизм верит в Вишну как в высшее существо, проявившее себя как Кришна, поэтому кришнаиты утверждают, что Кришна — это Сваям Бхагаван ( букв . санскрит : «Сам удачливый и благословенный » ), Ишвара , Пара Брахман в человеческом обличье, [71] [примечание 7] [примечание 8] [примечание 9] [75] который проявил себя как Вишну. Таким образом, кришнаизм считается одной из первых попыток сделать философский индуизм привлекательным для масс. [76] В обычном языке термин «кришнаизм» используется нечасто, поскольку многие предпочитают более широкий термин «вайшнавизм», который, по-видимому, относится к Вишну, а точнее, к вишнуизму .

Кришнаизм часто также называют Бхагаватизмом, по имени Бхагавата Пураны , которая утверждает, что Кришна — это «Сам Бхагаван», и подчиняет себе все другие формы: Вишну , Нараяна , Пуруша , Ишвара , Хари , Васудева , Джанардана и так далее. [примечание 10]

Различные формы Кришны изображены на литографиях, напечатанных в 1895 году в Художественной студии Чоребаган, Калькутта . Это Балакришна (вверху), Радха-Кришна (в центре) и Гопала-Кришна (внизу).

Вайшнавизм — монотеистическая религия , основанная на преданности Вишну и его аватарам. Его иногда называют «полиморфным монотеизмом», поскольку существует множество форм одного исходного божества, причем Вишну принимает множество форм. В кришнаизме этим божеством является Кришна - часто вместе со своей супругой Радхой как божество Радха Кришна. [78] — иногда называемое сокровенным божеством — по сравнению с многочисленными четырехрукими формами Нараяны или Вишну. [79]

Кришне также поклоняются во многих других традициях индуизма. Кришну часто описывают как темнокожего человека и изображают в виде молодого мальчика-пастушка, играющего на флейте , или юного принца, дающего философские указания и указания, как в Бхагавад-гите . [80]

Кришна и связанные с ним истории встречаются в широком спектре различных индуистских философских и теологических традиций, где считается, что Бог является своим преданным поклонникам во многих различных формах, в зависимости от их конкретных желаний. Эти формы включают в себя различные аватары Кришны, описанные в традиционных вайшнавских текстах, но не ограничиваются ими. Действительно, говорят, что различные экспансии Сваям- бхагавана неисчислимы и не могут быть полностью описаны в ограниченных писаниях какой-либо одной религиозной общины. [81] [82] Многие из индуистских писаний иногда различаются в деталях, отражая интересы конкретной традиции, в то время как некоторые основные черты взгляда на Кришну разделяются всеми. [83]

Общие Священные Писания

[ редактировать ]
Страница рукописи Бхагавата Пураны .

Самыми замечательными индуистскими писаниями для кришнаитов стала «Бхагавад-гита» , [3] [84] [85] Харивамса (приложение к Махабхарате ), [86] [87] и Бхагавата Пурана (особенно 10-я Песнь). [88] [89] [90] [91] Хотя каждая традиция кришнаизма имеет свой собственный канон, во всех из них Кришна считается учителем пути в писаниях «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана» — «Библии кришнаизма». [92] [93] [94] [95] [примечание 11]

Как говорит Кришна в Бхагавад-гите, закладывая основы кришнаизма сам:

  • «И из всех йогов, тот, кто полон веры поклоняется Мне, с его внутренним «я», пребывающим во Мне, я считаю, что он наиболее настроен (со мной в йоге)». [97]
  • «После достижения Меня великие души не перерождаются в этом жалком преходящем мире, потому что они достигли высшего совершенства». [98]

В Гаудия-вайшнавах , Валлабха-сампрадае , Нимбарка-сампрадае и старой школе Бхагаватов Кришна, как полагают, полностью представлен в своей первоначальной форме в Бхагавата-пуране, которая в конце списка аватар завершается следующим утверждением: [99]

Все вышеупомянутые воплощения являются либо полными частями, либо частями полных частей Господа, но Шри Кришна — изначальная Личность Бога ( Сваям Бхагаван ). [100]

Не все комментаторы «Бхагавата-пураны» подчеркивают этот стих, однако большинство современных комментариев, посвященных Кришне, подчеркивают этот стих как важное утверждение. [101] Джива Госвами назвал ее Парибхаса-сутрой , «тезисом», на котором основана вся книга или даже богословие. [102] [103]

В другом месте «Бхагавата-пураны» (10.83.5–43) все те, кого называют женами Кришны, объясняют Ураупади, как «сам Господь» ( Сваям Бхагаван , «Бхагавата-пурана», 10.83.7) пришел жениться на них. Рассказывая об этих эпизодах, некоторые жены называют себя преданными Кришны. [104] В десятой песне «Бхагавата-пураны» описываются детские игры сваям-бхагаванов Кришны как игры любимого ребенка, воспитанного пастухами во Вриндаване , недалеко от реки Ямуны . Юный Кришна наслаждается множеством удовольствий, например, воровать шарики с маслом или играть в лесу со своими друзьями-пастушками. Он также переживает эпизоды беззаботной храбрости, защищая город от демонов. Однако что еще более важно, он крадет сердца девушек-пастушек (гопи). Своими магическими способами он умножает себя, чтобы уделять каждому внимание, необходимое для того, чтобы позволить ей так сильно полюбить Кришну, что она чувствует себя единым целым с ним и желает только служить ему. Эта любовь, представленная горем, которое они испытывают, когда Кришну вызывают на героическую миссию, и их сильной тоской по нему, представлена ​​как образец пути крайней преданности (бхакти) Верховному Господу. [105]

Эдвин Ф. Брайант описывает синтез идей в 10-й книге Бхагавата Пураны как:

Десятая книга продвигает Кришну как высший абсолютный личный аспект божества — личность, стоящую за термином Ишвара , и высший аспект Брахмана . [106]

Другие распространенные Священные Писания

О женщина с желанием, поставь на этот участок усыпанного цветами пола свою лотосную стопу,
И пусть твоя нога красотой победит,
Ко мне, Господу Всего, о, будь привязан, теперь всегда твой.
О, следуй за мной, моя маленькая Радха.

- Джаядева, Гита Говинда [42]

Философия и теология

[ редактировать ]
Дживы Госвами Бхаджан Кутир на Радха-кунде . Джива Госвами Сандарбхас резюмирует ведические источники развития традиции Гаудия-вайшнавов концепции Кришны как верховного Господа, основанной на парибхаса-сутре из Бхагавата-пураны. [108]

Широкий спектр теологических и философских идей представлен через Кришну в кришнаитских текстах. Учение Бхагавад-гиты можно рассматривать как первую кришнаитскую теологическую систему с точки зрения бхакти-йоги . [3]

« Бхагавата -пурана» синтезирует структуру практик веданты , санкхьи и йогической практики преданности Кришне, но она основывается на любовной преданности Кришне. [106]

Бхедабхеда стала основным видом кришнаитской философии, которая учит, что индивидуальное «я» одновременно и отличается, и не отличается от конечной реальности. предшествует позициям недвойственности (а именно Рамануджи ) Оно и дуализма ( Двайты Мадхвачарьи Вишиштадвайты ). Среди средневековых мыслителей-бхедабхеды — Нимбаркачарья , основавший Двайтадвайты школу ), [109] а также Джива Госвами , святой из гаудия-вайшнавизма, описал теологию Кришны в терминах Ачинтья Бхеда Абхеда . философской школы [110]

Теология Кришны представлена ​​в чистом монизме ( Адвайта Веданты рамки Валлабхачарьи , который был основателем Шуддхадвайта . философской школы [111]

Ачарьи-основатели остальных кришнаитских сампрадай не создавали новых философских школ, следуя старым и не придавая значения философским рассуждениям. Таким образом, философской основой традиций Варкари и Маханубхавы является Двайтин , а Экасарана Дхарма Адвайтин . А Радха-валлабха-сампрадая предпочитает оставаться непривязанной к каким-либо философским позициям и отказывается от богословских и философских комментариев, основанных на чистой бхакти , божественной любви. [112]

Практики

[ редактировать ]
Радхе Кришне Преданность
Цветные кости с белым фоном
Джаядева читает мантру Радхе Кришне через Манаку.
Цветные кости с клетчатым фоном
Преданный читает внутри, посвященный храму Лалджи Радхи-Кришны XVIII века в Калне .

Маха-мантра

[ редактировать ]
Маха-мантра Харе Кришна шрифтом деванагари .

Мантра . – это священное произнесение Самая основная и известная среди кришнаитов Маха-мантра («Великая мантра») — это мантра из 16 слов на санскрите , которая упоминается в Кали-Сантарана-упанишад : [113] [114]

Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе

- Кали-Сантарана Упанишад

Его разновидность в Гаудия-вайшнавизме выглядит так:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Маха-мантра Радхе Кришны Нимбарка -сампрадаи звучит следующим образом:

Радхе Кришна Радхе Кришна
Кришна Кришна Радхе Радхе
Радхе Шьям Радхе Шьям
Шьям Шьям Радхе Радхе

Киртан перед храмом Джор Мандир в Бишнупуре .

Характерной частью духовной практики практически во всех традициях кришнаизма является киртан — коллективное музыкальное представление с воспеванием славы Бога.

маратхи Варкари Святой Намдев использовал форму пения киртана, чтобы восхвалять славу Витхобы (Кришны). Киртан на маратхи обычно исполняется одним или двумя главными исполнителями, называемыми «киртанкарами», в сопровождении фисгармонии и таблы . Оно включает в себя пение, актерское мастерство, танцы и рассказывание историй. Нарадия -киртан, популярный в Махараштре, исполняется одним киртанкаром и содержит поэзию святых Махараштры, таких как Днянешвар , Экнатх , Намдев и Тукарам . [115]

Во Вриндаване региона Врадж киртан звучит в сопровождении классической музыки хиндустани . Валлабха начал движение киртанного пения преданности, посвященное историям младенца Кришны и его раннего детства. [116] А «Самадж-Гайан» — это коллективный стиль пения гимнов Радха-валлабха-сампрадаи в классических хиндустанских формах « дхрупад » и « дхамар ». [117]

Чайтанья Махапрабху популяризировал среди подростков любовь между Радхой и Кришной, основанную на экстатическом публичном сан-киртане в Бенгалии, с мантрой Харе Кришна, другими песнями и танцами, в которых любовь между Радхой и Кришной символизировалась как любовь между душой и Богом. [116]

Санкардев в Ассаме помог основать сатры (храмы и монастыри) с киртан-гаром (также называемым намгаром ) для пения и драматического исполнения теологии, связанной с Кришной. [118]

Святые места

[ редактировать ]
Потра Кунд в храмовом комплексе Кришна Джанмастан в Матхуре, как полагают, использовался для первого омовения ребенка Кришны после его рождения. [119]
Варкари Паломники , Махараштра .

Тремя основными местами паломничества, связанными с кругом Кришны, являются « 48 кос-парикрама Курукшетры » в штате Харьяна , « Враджа-парикрама » в Матхуре в Уттар-Прадеше и « Дварка Паркарма » (Дваркадиш-ятра) в храме Дваркадхиш в Гуджарате .

Вриндаван , штат Уттар-Прадеш, часто считается святым местом большинством традиций кришнаизма. Это центр поклонения Кришне, и в этом районе есть такие места, как Говардхан и Гокула, связанные с Кришной с незапамятных времен. Многие миллионы бхакт или преданных Кришны ежегодно посещают эти места паломничества и участвуют во множестве фестивалей, посвященных сценам из жизни Кришны на Земле. [96] [120] [121]

С другой стороны, Голока считается вечной обителью Кришны, Сваям Бхагавана согласно некоторым кришнаитским школам, включая гаудия-вайшнавизм, . Священные писания для этого взяты из Брахма-самхиты и Бхагавата-пураны. [122]

Храм Дваркадхиш ( Дварка , Джуджарат) и храм Джаганнатха ( Пури , Одиша) имеют особое значение в кришнаизме и считаются двумя из четырех основных мест паломничества для большинства индуистов как места паломничества Чар Дхам . [34]

Демография

[ редактировать ]
Западный преданный Харе Кришна.

Приверженцы кришнаизма есть во всех слоях индийского общества, но выявлена ​​тенденция, например, бенгальские гаудия-вайшнавы относятся к низшим средним кастам, тогда как высшие касты, а также низшие касты и племена являются шактами . [123]

Кришнаизм имеет ограниченное количество последователей за пределами Индии, особенно связанных с контркультурой 1960-х годов, включая ряд знаменитых последователей, таких как Джордж Харрисон , из-за его распространения по всему миру основателем-ачарьей Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). ) А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада . [124] [125] [126] Первый индуистский член Конгресса США Тулси Габбард является последовательницей кришнаитской организации Science of Identity Foundation . [127] [128]

Кришнаизм и христианство

[ редактировать ]

Дебатеры часто заявляли о ряде параллелей между кришнаизмом и христианством , начиная с книги Керси Грейвса » « Шестнадцать распятых спасителей мира , утверждающей 346 параллелей между Кришной и Иисусом . [129] теоретизируя, что христианство возникло в результате импорта языческих концепций в иудаизм . Некоторые ученые 19-го и начала 20-го веков, писавшие об Иисусе Христе в сравнительной мифологии ( Джон М. Робертсон , «Христианство и мифология» , 1910), даже пытались вывести обе традиции из общей предшествовавшей религии. [примечание 12]

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Термин кришнаизм , таким образом, можно использовать для обобщения большой группы независимых систем верований и преданности, которые развивались на протяжении более двух тысяч лет ...» [2]
  2. ^ «Сегодняшнее поклонение Кришне представляет собой смесь различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, поклонение Кришне-Васудеве уже процветало в Матхуре и вокруг нее за несколько столетий до Рождества Христова. Вторым важным элементом является культ Кришны Говинды. Еще позже - поклонение Бале. -Кришна, Божественный Дитя Кришна — весьма выдающаяся черта современного кришнаизма. Последним элементом, по-видимому, был Кришна Гопиджанаваллабха, Кришна, возлюбленный гопи, среди которых Радха занимает особое положение. В некоторых книгах Кришна представлен как основатель. и первый учитель религии Бхагаваты». [6]
  3. ^ «Неведический по происхождению и развитию, кришнаизм теперь стремился к присоединению к ведизму, чтобы он мог стать приемлемым для все еще немаловажных ортодоксальных элементов среди людей. Именно так Вишну из Ригведы стал ассимилироваться - более или менее поверхностно - в кришнаизм». [8]
  4. ^ «Происхождение вайшнавизма как теистической секты ни в коем случае не может быть связано с ригведическим богом Вишну. На самом деле, вайшнавизм ни в каком смысле не имеет ведического происхождения. (...) Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудева, а не Вишну, знаменует собой начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом. Этот васудевизм, который представляет собой самую раннюю известную фазу вайшнавизма, должно быть, уже стабилизировался во времена Панини (шестой-пятый века до н.э.)». [4]
  5. ^ Фридхельм Харди в своей «Вираха-бхакти» анализирует историю кришнаизма, особенно все источники до 11 века, начиная с историй о Кришне и гопи , а также Майона мистицизм тамильских святых-вайшнавов, тамильскую литературу Сангама и Альварса кришнацентрическую литературу . преданность расе эмоционального союза, а также датировка и история Бхагавата Пураны . [25] [26]
  6. ^ «Происхождение вайшнавизма как теистической секты ни в коем случае не может быть связано с ригведическим богом Вишну. На самом деле, вайшнавизм ни в каком смысле не имеет ведического происхождения. (...) Как ни странно, имеющиеся свидетельства показывают, что поклонение Васудева, а не Вишну, знаменует собой начало того, что мы сегодня понимаем под вайшнавизмом. Этот васудевизм, который представляет собой самую раннюю известную фазу вайшнавизма, должно быть, уже стабилизировался во времена Панини (шестой-пятый века до н.э.)». [4]
  7. ^ "(...) После достижения вечной славы он снова принял свою истинную природу как Брахман . Самым важным среди аватар Вишну, несомненно, является Кришна, черный, также называемый Шьяма . Для своих поклонников он не является аватарой в в обычном смысле, а Сваям Бхагаван, Сам Господь». [72]
  8. ^ «О пробном камне этого определения последней и положительной характеристики Шри Кришны как Высшего Божества как Сваям-рупы Бхагавана». [73]
  9. ^ «Бенгальская школа отождествляет Бхагавата с Кришной, изображенным в Шримад-Бхагавате, и представляет его как своего высшего личного Бога». [74]
  10. ^ «Становится ясно, что личность Бхагвана Кришны подчиняет себе титулы и личности Вишну, Нараяны, Пуруши, Ишвары, Хари, Васудевы, Джанарданы и т. д. Таким образом, повсеместной темой «Бхагавата -пурана» является отождествление Бхагавана с Кришна." [77]
  11. ^ "..Бхагавад-гита и Бхагавата-Пурана, безусловно, самые популярные религиозные книги во всей Индии. Кришнаизм не только находился под влиянием отождествления Кришны с Вишну, но и вайшнавизм в целом был частично преобразован и заново изобретен в свете популярной и могущественной религии Кришны. Бхагаватизм, возможно, привнес в поклонение Кришне элемент космической религии; Кришна, безусловно, привнес в Бхагаватизм сильный человеческий элемент... Центром поклонения Кришне долгое время был Браджбхуми. Район Матхуры, который включает в себя также Вриндаван, Говардхан и Гокулу, связанный с Кришной с незапамятных времен. Многие миллионы бхакт Кришны ежегодно посещают эти места и участвуют в многочисленных фестивалях, воспроизводящих сцены из жизни Кришны на Земле». [96]
  12. ^ «Джон М. Робертсон написал научный трактат под названием «Христос и Кришна», и в этой работе он утверждал, что не было прямого контакта между кришнизмом и христианством; но что обе секты произошли из более раннего общего источника». [130]
  1. ^ Маллик 1898 ; Хейн, 1986 , стр. 296–317; Харди 1987 , стр. 387–392; Наводнение 1996 , с. 117; Матчетт 2001 ; Брайант 2007 , с. 381.
  2. ^ Харди 1987 , с. 392.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Харди 1987 , стр. 387–392.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Дандекар 1987 , стр. 9499.
  5. ^ См. Также: Стюарт 2010.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Клостермайер 2005 , с. 206.
  7. ^ Перейти обратно: а б Уэлбон 1987 .
  8. ^ Элиаде, Мирча , изд. (1987). Энциклопедия религии . Том. 15. Макмиллан. п. 170.
  9. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 436–438. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  10. ^ Осмунд Бопеараччи , Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства , 2016.
  11. ^ Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Брилл. п. 215. ИСБН  978-90-04-10758-8 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Бэшам 1968 , стр. 667–670.
  13. ^ Хадсон 1983 .
  14. ^ Брайант 2007 , с. 4.
  15. ^ Хейн 1986 , стр. 296–317.
  16. ^ Госвами 1956 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Наводнение 1996 г. , стр. 119–120.
  18. ^ Дорис Шринивасан (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Брилл Академик. стр. 211–220, 236. ISBN.  90-04-10758-4 .
  19. ^ Кристофер Остин (2018). Диана Димитрова и Татьяна Оранская (ред.). Обожествление в южноазиатских традициях . Тейлор и Фрэнсис. стр. 30–35. ISBN  978-1-351-12360-0 .
  20. ^ Мальпан, Варгезе (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . Григорианский библейский книжный магазин. стр. 57–58. ISBN  978-88-7652-648-0 .
  21. ^ «Аффикс vun появляется в значении «это его объект почитания» после слов «Васудева» и «Арджуна», давая Васудеваку и Арджунаку. Источник: Аштадхьяи 2.0 Панини 4-3-98.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Вайшнав» . philtar.ucsm.ac.uk. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 22 мая 2008 г.
  23. ^ Рамкришна Гопал Бхандаркар , Рамчандра Нараян Дандекар (1976). Рамакришна Гопал Бхандаркар как индолог: симпозиум . Индия: Бхандаркарский институт восточных исследований. стр. 38–40.
  24. ^ Г. Виденгрен (1997). Historia Religionum: Справочник по истории религий - Религии современности . Бостон: Издательство Brill Academic. п. 270. ИСБН  90-04-02598-7 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Харди 1981 .
  26. ^ «Рецензия на книгу: Фридхельм Харди, Вираха Бхакти: Ранняя история преданности Кришне в Южной Индии. Oxford University Press, Nagaswamy 23 (4): 443 - Обзор экономической и социальной истории Индии» . ier.sagepub.com . Проверено 29 июля 2008 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Мониус, Энн Э. «Танец перед судьбой. Кришна в неиндуистской литературе раннего средневековья Южной Индии» в Beck 2005 , стр. 139–149.
  28. ^ Норман Катлер (1987) Песни опыта: Поэтика тамильской преданности , стр. 13
  29. ^ Перейти обратно: а б «Преданность Малу (Майону)» . philtar.ucsm.ac.uk. Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 года . Проверено 22 мая 2008 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Мукерджи 1981 ; Эшманн, Кульке и Трипати, 1978 ; Харди 1987 , стр. 387–392; Раджагуру 1992 ; Гай, 1992 , стр. 213–230; Старза 1993 ; Кульке и Шнепель 2001 ; Мишра 2005 , глава 9. Джаганнатхизм.
  31. ^ Мукерджи 1981 .
  32. ^ Мишра 2005 , с. 97, глава 9. Джаганнатхизм.
  33. ^ Старза 1993 , с. 76.
  34. ^ Перейти обратно: а б Брайант, 2007 , стр. 139–141.
  35. ^ Датта 1988 , стр. 1419–1420.
  36. ^ Гангули перевод Махабхараты, глава 148
  37. ^ Брайант 2007 , стр. 111–113.
  38. ^ Арчер 2004 , 5.3. Поздняя поэзия.
  39. ^ Стюарт 2010 , с. 303.
  40. ^ Лоренцен 1995 .
  41. ^ Перейти обратно: а б с Харди 1987 , стр. 387–392; Клементен-Ожа 1990 , стр. 327–376; Рамнараче 2014 ; Вемсани 2016 , с. 197.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Арчер 2004 , 5.2. Гита Говинда.
  43. ^ Перейти обратно: а б Любовная песня Темного Лорда: Гитаговинда Джаядевы, 1977 .
  44. ^ Перейти обратно: а б Датта 1988 , стр. 1414–1423.
  45. ^ «Нимбарка» . Британская онлайн- энциклопедия . Проверено 26 апреля 2021 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б Датта 1988 , с. 1415.
  47. ^ Перейти обратно: а б Басу 1932 ; Дасгупта 1962 ; Дас 1988 ; Хайн 2003 ; Хейс 2005 , стр. 101-1. 19–32; Сарделла и Вонг 2020 , часть
  48. ^ Стюарт 1986 , с. 152–154; Далал 2010 , с. 385, Шрикришна Киртан.
  49. ^ Арчер 2004 , 5.3. Поздняя поэзия; Харди 1987 , стр. 387–392; Хоули 2005 ; Розенштейн 1997 ; Шомер и МакЛеод, 1987 ; Шиварамкришна и Рой 1996 .
  50. ^ Перейти обратно: а б Уайт и Редингтон 1990 , стр. 373–374; Редингтон 1992 , стр. 287–294; Патель 2005 , стр. 127–136.
  51. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 1925 г .; Де 1960 ; Чакраварти 1985 ; Элкман 1986 ; Розен 1994 ; Чаттерджи 1995 , стр. 1–14; Гупта 2007 ; Стюарт 2010 ; Гупта 2014 .
  52. ^ Перейти обратно: а б Сарма 1966 г .; Мерти 1973 ; Медхи 1978 ; Неог 1980 ; Брайант 2007 , глава 6.
  53. ^ Далал 2010 , стр. 373–374.
  54. ^ Перейти обратно: а б Ивао 1988 , стр. 183–197; Глушкова 2000 , с. 47–58.
  55. ^ Перейти обратно: а б Фельдхаус 1983 ; Далал 2010 , Маханубхава.
  56. ^ Перейти обратно: а б Белый 1977 г .; Снелл 1991 ; Бжезинский 1992 , стр. 472–497; Розенштейн 1998 , стр. 5–18; Бек 2005 , стр. 65–90.
  57. ^ Перейти обратно: а б Хан 2002 ; Далал 2010 , Пранами Пантх; Тоффин 2012 , с. 249–254.
  58. ^ Сингх 2004 , стр. 125–132.
  59. ^ Карни 2020 , стр. 140–141.
  60. ^ Карни 2020 , стр. 135–136, 140–143.
  61. ^ Карни 2020 , стр. 152.
  62. ^ Перейти обратно: а б Джонс и Райан 2007 , стр. 79–80, Баба Премананд Бхарати.
  63. ^ Карни 2020 , с. 140.
  64. ^ Карни 2020 , с. 154.
  65. ^ Далал 2010 , с. 384, Шри Радхачарита Махакавьям.
  66. ^ Бальфур, Эдвард (1885). Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии: коммерческая, промышленная и научная, продукты минерального, растительного и животного царств, полезные искусства и производства (3-е изд.). Лондон: Б. Куоритч. п. 62.
  67. ^ Карни 2020 , стр. 140–143.
  68. ^ Бек 2005 , с. 76.
  69. ^ Наводнение 1996 , с. 117.
  70. ^ Матчетт 2001 .
  71. ^ Брайант 2007 , с. 309.
  72. ^ Клостермайер, Клаус К. (1997). Лекции Чарльза Стронга, 1972–1984 гг . Кротти, Роберт Б. Брилл. п. 109. ИСБН  978-90-04-07863-5 .
  73. ^ Индийская философия и культура . Том. 20. Институт восточной философии (Вриндаван, Индия), Институт восточной философии, Научно-исследовательский институт вайшнавов, авторы. Институт. 1975. с. 148. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  74. ^ С 1960 , с.
  75. ^ МакДэниел 2005 , с. 39.
  76. ^ Уилсон, Билл; Макдауэлл, Джош (1993). Лучшее от Джоша Макдауэлла: готовая защита . Нэшвилл: Т. Нельсон. стр. 352–353 . ISBN  0-8407-4419-6 .
  77. ^ Шеридан 1986 , с. 53.
  78. ^ Банерджи 1993 .
  79. ^ Швейг 2004, стр. 13–17
  80. ^ Элкман 1986 .
  81. ^ «Чайтанья Чаритамрита Мадхья 20.165» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2008 года . Проверено 22 мая 2008 г.
  82. ^ Ричард Томпсон, доктор философии (декабрь 1994 г.). «Размышления о соотношении религии и современного рационализма» . Журнал коммуникаций ИСККОН . 1 (2). Архивировано из оригинала 4 января 2011 года . Проверено 12 апреля 2008 г.
  83. ^ Махони, WK (1987). «Перспективы различных личностей Кришны». История религий . 26 (3): 333–335. дои : 10.1086/463085 . JSTOR   1062381 . S2CID   164194548 .
  84. ^ Брайант 2007 , Глава 2.
  85. ^ Розен 2007 .
  86. ^ Матчетт 2001 , стр. 44–64.
  87. ^ Брайант 2007 , Глава 3.
  88. ^ Водевиль 1962 , стр. 31–40.
  89. ^ Миллер 1975 , стр. 655–671.
  90. ^ Брайант 2003 .
  91. ^ Брайант 2007 , Глава 4.
  92. ^ Джеймс Малхерн (1959) История образования: социальная интерпретация, с. 93
  93. ^ Франклин Эдгертон (1925) Бхагавад-Гита: Или, Песня Благословенного, Любимая Библия Индии, стр. 87–91
  94. Шарлотта Водевиль сказала, что это «настоящая Библия кришнаизма» .
  95. ^ Матчетт 2001 , с. 107.
  96. ^ Перейти обратно: а б Клостермайер 2005 , с. 204.
  97. ^ Радхакришан (1970), девятое издание, Blackie and son India Ltd., стр.211, стих 6.47.
  98. ^ А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада . «Бхактиведанта Веда База: Бхагавад-гита как она есть, стих 8.15» . Сеть Бхактиведанта ВедаБаз (ИСККОН) . Проверено 14 января 2008 г.
  99. ^ Матчетт 2001 , с. 153 Бхаг. Пурана 1.3.28: эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам : индрари-вьякулам локам мридайанти юге юге
  100. ^ 1.3.28. Архивировано 3 октября 2013 г. в Wayback Machine. Свами Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта. «Шримад Бхагаватам Песнь 1, Глава 3, Стих 28» . Книжный фонд Бхактиведанты . Архивировано из оригинала 3 октября 2013 года . Проверено 7 мая 2008 г.
  101. ^ «Шри Кришна» . www.stephen-knapp.com . Проверено 30 апреля 2008 г.
  102. ^ Дханурдхара Свами (2000). Волны преданности . Книги Бхагавата. ISBN  0-9703581-0-5 .
  103. ^ «Волны преданности» . www.wavesofdevotion.com. Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 4 мая 2008 г. В «Хари-намамриа-вьякаране » Джива Госвами определяет парибхаса-сутру как анияме нияма-карини парибхаса : « Парибхаса-сутра подразумевает правило или тему, где это не сформулировано явно». Другими словами, он дает контекст, в котором можно понять ряд явно не связанных друг с другом утверждений в книге.
  104. ^ Матчетт 2001 , с. 141
  105. ^ Matchett 2001 , перевод 10-й песни.
  106. ^ Перейти обратно: а б Брайант 2007 , с. 114.
  107. Падма Пурана Патала Кханда Пятая песнь, книга издательства Motilal Bansaridas, 5 страница, 1950.
  108. ^ Элкман 1986 ; Гупта 2007 ; Брайант 2007 , стр. 373–378.
  109. ^ Рамнараче 2014 .
  110. ^ Элкман 1986 ; Гупта 2007 ; Брайант, 2007 г. , стр. 373–378; Гупта 2014 .
  111. ^ Брайант 2007 , стр. 479–480.
  112. ^ Бек 2005 , стр. 67, 74.
  113. ^ Бек 1993 , с. 199.
  114. ^ «Содержание Кали-Сантарана Упанишад» . 16 апреля 2018 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
  115. ^ Ранаде, Ашок Д. (2000). Косамби, Мира (ред.). Пересечения: социокультурные тенденции в Махараштре . Лондон: Сангам. стр. 194–210. ISBN  978-0863118241 .
  116. ^ Перейти обратно: а б Ашер, Кэтрин Б.; Талбот, Синтия (2006). Индия раньше Европы . Издательство Кембриджского университета. стр. 110–112, 148–149. ISBN  978-1-139-91561-8 .
  117. ^ Бек 2005 , с. 67.
  118. ^ Бернье, Рональд М. (1997). Гималайская архитектура . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. стр. 27–28 . ISBN  978-0-8386-3602-2 .
  119. ^ Вемсани 2016 , стр. 140–141.
  120. ^ Пауэлс 2003 , стр. 124–180.
  121. ^ Хоули 2020 , вступительная статья.
  122. ^ Швейг 2005 , с. 10.
  123. ^ Макдермотт, Рэйчел Фелл (2005). «Бенгальские религии». В Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии: набор из 15 томов . Том. 2 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник MacMillan, США. стр. 824–832. ISBN  0-02-865735-7 .
  124. ^ Брукс 1989 .
  125. ^ Джулиано, Джеффри (1997). Темная лошадка: жизнь и искусство Джорджа Харрисона . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. п. 12. ISBN  0-306-80747-5 .
  126. ^ Тишина 2005 .
  127. ^ Во что верит Тулси Габбард? , Келефа Санне, The New Yorker, 30 октября 2017 г.
  128. У Тулси Габбард было очень странное детство , Керри Хоули, New York Intelligencer, 11 июня 2019 г.
  129. ^ Шестнадцать распятых спасителей мира Керси Грейвс
  130. ^ Джексон, Джон (1985). Христианство до Рождества Христова . Американская атеистическая пресса. стр. 166 . ISBN  0-910309-20-5 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe167f1417b4f3a1c3aa10353211fb83__1721644560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/83/fe167f1417b4f3a1c3aa10353211fb83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Krishnaism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)