Прадьюмна
Прадьюмна | |
---|---|
![]() XVIII века, Картина Пахари изображающая Прадьюмну (справа), сражающегося с демоном Шамбарой . | |
Принадлежность | Вайшнавизм |
Обитель | Дварака |
Тексты | Махабхарата , Шримад Бхагаватам , Харивамса. |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруг | Маявати Рукмавати Прабхавати [ 1 ] |
Дети | Анируддха |
Династия | Ядувамша |
Вришни герои |
---|
![]() |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |

Прадьюмна ( санскрит : прадьюмна , букв. «в высшей степени могущественный») [ 2 ] — старший сын индуистского божества Кришны и его главной супруги Рукмини . [ 3 ] Он считается одним из четырех вьюха -аватаров Вишну . Согласно « Бхагавата-пуране» , Прадьюмна был реинкарнацией Камадевы , бога любви. Махабхарата утверждает , что Прадьюмна был частью Саната Кумары . [ 4 ]
Харивамса Анируддхи описывает чатурвьюху , состоящую из героев Вришни Васудевы , Самкаршаны , Прадьюмны и , которая позже станет основой вайшнавской концепции первичного четверного расширения, или аватара .
Прадьюмна — это также еще одно имя индуистского бога Вишну, которое упоминается как одно из 24 Кешава-намас (имен).
Рождение и молодость
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2023 г. ) |
Прадьюмна был сыном Кришны и шестьдесят первым внуком Адинарайаны. Его матерью была Рукмини , с которой Кришна сбежал из Видарбхи во время ее сваямвары по ее просьбе. Прадьюмна родился в Двараке и был реинкарнацией полубога Камадевы , божества, сожжённого дотла яростью Шивы .
Согласно « Бхагавата-пуране» , через 10 дней после рождения Прадьюмны он был похищен асурой Шамбарой . Признав в нем своего врага, асура бросил его в океан. Младенца проглотила могучая рыба, которую поймали рыбаки и подарили Шамбаре. Повара Шамбары обнаружили ребенка, разрезав рыбу. Ребенка отдали Маявати, которая была земным воплощением Рати . Признав в сыне Кришны своего божественного супруга, Рати вновь влюбилась в него. Прошли годы, пока Прадьюмна не достиг подросткового возраста, воспитанного Маявати. Когда божество отругало ее за любовные отношения к нему, она объяснила ему обстоятельства его нового рождения. Она даровала Прадьюмне мистическое искусство махамайи , рассеивающее всю магию. Затем юноша вызвал асура на битву, где последний сначала атаковал его дубинкой, а затем применил магию дайтьи . Для борьбы с ним были собраны сотни орудий, принадлежавших гухьякам , гандхарвам , пишакам и урагам (небесным змеям), но все они пали перед сыном Кришны. Вытащив свой острый меч, он обезглавил асуру. В сопровождении своей жены он спустился во дворец в Двараке, как облако с молниями, и толпы благородных женщин приняли его красивое лицо и иссиня-черные вьющиеся локоны за самого Кришну. Однако Рукмини признала в нем своего сына. Кришна появился на сцене вместе с Васудева и Деваки вместе с жителями Двараки обняли пару и возрадовались. [ 5 ]
Браки
[ редактировать ]
Первой женой Прадьюмны была Маявати, воплощение жены Камадевы Рати . Сначала Прадьюмна возражал, но после объяснений понял, что она на самом деле его вечная супруга. [ 6 ] Он также женился на Рукмавати , дочери своего дяди по материнской линии Рукми . Говорят, что принцесса Рукмавати нашла его доблесть, красоту и обаяние неописуемыми и настояла на том, чтобы выйти за него замуж на своей сваямваре . Вместе с ней он стал отцом внука и любимца Кришны, а также считавшегося вьюха -аватаром Вишну, Анируддхой . Прабхавати была принцессой-асурой, которая влюбилась в Прадьюмну и сбежала с ней. [ 7 ]
Роль в Двараке
[ редактировать ]
Вскоре Прадьюмна стал постоянным спутником своего отца Кришны и пользовался любовью жителей Двараки. Прадьюмна был могучим воином Махаратхи . Он обладал чрезвычайно редкой Вайшнавастрой , которая была одним из самых мощных орудий во Вселенной. Он был одним из очень немногих людей, знавших тайну Чакравьюхи . Согласно Махабхарате , Прадьюмна обучал Абхиманью и Упапандавов военному делу, когда Пандавы находились в изгнании . Но Прадьюмна не участвовал в войне на Курукшетре, поскольку отправился в паломничество со своим дядей Баларамой и другими Ядавами. [ 8 ] Однако он был активным участником Ашвамедха Ягны , которую позже провел Юдхиштхира.
Защита Двараки
[ редактировать ]Прадьюмна защищал Двараку от Шалвы, царя Королевства Шалва , вместе со своим отцом, дядей и братьями. В Харивамше Прадьюмна один отразил атаку Джарасандхи .
Смерть
[ редактировать ]Позже Прадьюмна был убит в пьяной драке вместе со всеми другими членами клана Ядава . Его внук Ваджра был единственным выжившим из рода Яду после этого инцидента. [ 9 ]
Эпитеты
[ редактировать ]
Один из эпитетов Прадьюмны в литературе, например, в Харивамше 99, - «Макарадхваджа», что означает «тот, чьим знаменем или штандартом является крокодил». [ 16 ] капитель колонны с изображением крокодила Макара , найденную в Беснагаре возле колонны Гелиодора , посвященной Васудеве . Прадьюмне также приписывают [ 16 ] В Махабхарате Макара связана с сыном Кришны и Камадевой , Богом Любви, предполагая, что они идентичны. [ 16 ]
Потомки
[ редактировать ]Согласно «Бхагавата-пуране», Песнь 10, глава 61, Анируддха был сыном Прадьюмны и Рукмавати. [ 17 ] Позже он был похищен Ушей (дочерью Бана Асура и внучкой Махабали ), которая пожелала выйти за него замуж. [ 18 ] Однако отец Уши, Банасура, заключил Анируддху в тюрьму, устроив битву между Кришной и Шивой. В битве Прадьюмна победил сына Шивы Картикею , который бежал на своем павлине. В конце войны Банасура проиграл, а Анируддха и Уша поженились. [ 19 ] Говорят, что Анируддха был очень похож на своего деда Кришну , до такой степени, что некоторые считают его джана-аватаром , аватаром Вишну . Анируддхи Сыном был Ваджра . Ваджра был известен как непобедимый воин и единственный выживший из династии Яду после битвы Яду. Согласно некоторым источникам, тогда Ваджра приказал вырезать 16 идолов Кришны и других богов из редкого нетленного камня под названием Враджа и построил храмы для размещения этих идолов в Матхуре и вокруг нее , чтобы почувствовать присутствие Кришны. Говорят, что Прадьюмна и Арджуна были равны в своих способностях.
Тексты
[ редактировать ]Индуистская версия истории Прадьюмны упоминается в «Бхагавата Пуране» и «Хари Вамсе» .
Джайнская версия истории Прадьюмны упоминается в « Прадьюмна-чаритре » (поэме в 18 канонах) Раджчандры , написанной в 1878 году нашей эры. [ 20 ]
Вьюх | Изображение | Атрибуты | Символ [ 24 ] [ 25 ] | Направление | Лицо | Концепция | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нараяна Вишну |
Васудева | ![]() |
Чакры Колесо В Мейсе Шанкха Конч |
Гаруда Орел | ![]() |
Восток | Саумья (Спокойный/доброжелательный) |
![]() |
Джнана Знание |
Самкаршана | ![]() |
Лангала плуг Мусала Пестик Бокал для вина |
Говори веерную ладонь | ![]() |
Юг | Симха Лев | ![]() |
Бала Сила | |
Прадьюмна | ![]() |
Капа Лук Бана Стрела |
Макара Крокодил | ![]() |
Запад | Раудра Капила | ![]() |
Айшварии Суверенитет | |
Анируддха | ![]() |
Карма Щит Кханга Меч |
Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа | Север | Вараха Кабан | ![]() |
Шакти Сила |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Прабхавати» . 28 января 2019 г.
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 55» . bhagavata.org . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Книги 8–12: Кришна, дух восторга . Издательство Вигнесвара. 1976. с. 740.
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 55» .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 55» . bhagavata.org . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Бентон, Кэтрин (1 июня 2006 г.). Бог желаний: рассказы о Камадеве в санскритской сюжетной литературе . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-6566-0 .
- ^ Доктор философии, Лаванья Вемсани (13 июня 2016 г.). Кришна в истории, мысли и культуре: Энциклопедия индуистского Господа многих имен: Энциклопедия индуистского Бога многих имен . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- ^ Сарасвати, Свами Видьянанд. Крики и вопли Драупади (на хинди). Публикации Китабгара. ISBN 978-81-88118-64-9 .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 11 – Глава 30» .
- ^ Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. А-222. ISBN 978-81-8424-568-4 .
- ^ Jump up to: а б Айяр, Сулочана (1987). Костюмы и украшения, изображенные на скульптурах музея Гвалиора . Публикации Миттала. п. 13. ISBN 978-81-7099-002-4 .
- ^ Гупта, Винай К. (январь 2019 г.). «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 81.
- ^ Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и потомок Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 978-0-19-005412-0 .
- ^ ВЕННО, Одетта (1958). «Макара в украшении памятников Древней Индии: позиции и функции». Азиатское искусство . 5 (3): 184. JSTOR 43484068 .
- ↑ Видно на оборотной стороне изображения под названием «Львиная столица – Удаягири – 5 век»: «Государственный археологический музей Гуджари Махала – Гвалиор» . Кевин Стэндидж . 15 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Остин, Кристофер Р. (2019). Прадьюмна: возлюбленный, волшебник и сын Аватара . Издательство Оксфордского университета. п. 65. ИСБН 978-0-19-005411-3 .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 61» .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 62» .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 63» .
- ^ Кришнамачариар 1989 , с. 294.
- ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . Брилл. п. 78. ИСБН 978-90-04-10789-2 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
- ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN 978-2-84050-464-1 .
- ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с изображением на вершине фигуры «рсьи» или белой антилопы, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
Источники
[ редактировать ]- Кришнамачариар, М. (1989) [1937], История классической санскритской литературы , Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-0284-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]