Образованный
Часть серии о |
Двайта |
---|
Портал индуизма |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
сампрадайя , и распространилось на восточные штаты , Движение преданности Харидаса Бхакти Сахитья ( ) зародилось в Карнатаке , Индия, после Мадхвачарьи такие как Бенгалия и Ассам в средневековой Индии. [1] На протяжении почти шести столетий несколько святых и мистиков помогали формировать культуру, философию и искусство Южной Индии в целом и Карнатаки в частности, оказывая значительное духовное влияние на массы и королевства, правившие Южной Индией. [2]
Это движение было начато Харидасами ( буквально « слуги Господа Хари ») и сформировалось в период 13-14 веков нашей эры, до и во время раннего правления Империи Виджаянагара . Основная цель этого движения заключалась в пропаганде Двайты философии Мадхвачарьи ( Мадхва Сиддханта ) в массах через литературную среду, известную как Даса Сахитья ( букв. «литература дасов»). [3]
выдающиеся индуистские философы, поэты и ученые, такие как Шрипадарайа , Вьясатиртха , Вадираджатиртха , Пурандара дас и Канака дас . В это время важную роль сыграли [3] Хотя это движение нашло свои корни в стране каннада , а затем распространилось на другие части Южной Индии, оно было конечным результатом более ранних религиозных движений, таких как движение Вирашайва ( литература вачана на каннаде) в северной Карнатаке, возглавляемое Басаванной (12 век). ) и Альвары святые Тамил Наду (10 век). [4] [5] Позже Валлабхачарья в Гуджарате и Гуру Чайтанья находились под влиянием учения Мадхвачарьи . Преданные Чайтаньи основали Международное общество сознания Кришны , известное в просторечии как Движение Харе Кришна. [6]
Харидасы были святыми, некоторые из них были странствующими бардами и считали себя рабами своего верховного господина – Хари. Хотя это движение в основном возвещалось браминами , оно было религиозным , чьи идеалы и мысли проникли в него и получили заметный вклад со стороны всех слоев общества. [7] Движение Харидаса можно рассматривать как часть более крупного движения Бхакти , чье преданное вдохновение для масс длилось более тысячелетия. Движение Харидаса внесло значительный вклад в религиозную литературу каннада. [8]
Источник
[ редактировать ]Происхождение движения Харидаса точно не известно, но некоторые легенды указывают на то, что были святые люди и короли, которые поддерживали эту форму преданности еще в 9 веке. В песнях Харидасов Шрипадарайя считается истинным основателем движения в 15 веке, несмотря на надпись Шрикурмама, предполагающую, что Нарахари Тиртха , прямой ученик Мадхвачарьи его создателем мог быть . Однако хорошо известно, что великий вайшнавский религиозный религиозный подход под названием Даса Кута нашел свою организационную основу и начал создавать большие собрания преданных в регионе Карнатака , во многом благодаря Веданте (философии), пропагандируемой в 13 веке Мадхвачарьей из Удупи (1238 г.). - 1317 г. н.э.). [4]
Харидасы, пропагандировавшие философию Мадхвачарьи, принадлежали к двум группам; Дасакута — философию Мадхвачарьи на простом и ясном языке каннада те, кто передал массам , и Вьясакута — те, кто должен был владеть Ведами , Упанишадами и другими Даршанами (писаниями). [9] В этот период это движение стало мощной духовной силой, которая способствовала возрождению сильных индуистских настроений в Южной Индии, когда Северная Индия уже находилась под мусульман властью . Харидасы нашли государственное покровительство в Империи Виджаянагара , которая на пике своего развития управляла всей Южной Индией . [10] Вьясатиртха был тесно связан с империей и считался семейным гуру царя Кришнадеварайи . [11] [12] [13]
Харидасы принадлежали к вайшнавской школе индуизма и поклонялись Виттале , проявлению индуистского бога Вишну и всех форм Кришны ( аватара Вишну). [14] Храм Витталанатхи в Пандхарапуре на берегу реки Бхима в современной Махараштре , храмы Виттала Свами в Хампи в Карнатаке и храм Шриниваса на холмах Тирумала в Андхра-Прадеше , Рагхавендра Свами Матт в Мантралайе , Господь Шри Кришна в Удупи , Шри Храм ЧеннаКешава в Белуре и почти все древние вайшнавские храмы считаются ключевыми в контексте Харидаса.
Проповедники
[ редактировать ]Харидасы обычно происходили из мест современной Карнатаки , но были и некоторые исключения, такие как Джаятиртха , который был уроженцем Мангалведхе недалеко от Пандхарапура в современной Махараштре. [15] и Нарахаритиртха , который был уроженцем Андхра-Прадеша или Ориссы . [16] Нарахаритиртха (1281 г.), министр при дворе Калинга, был принят в орден Мадхвачарьи. Он сочинил множество ранних религиозных гимнов во славу Вишну на языке каннада, некоторые из которых доступны сегодня. [17] Хотя надпись Шрикурмама указывает на то, что Нарахаритиртха, возможно, был создателем этого движения преданности, песни Харидасов отдают должное Шрипадарайе как настоящему основателю движения в 15 веке. [16]
Знаменитыми харидасами ордена Мадхвачарьи в период империи Виджаянагара были: [18]
- Нарахаритиртха (1243–1333 гг. н.э.)
- Акшобхьятиртха (1282–1365 гг. н.э.)
- Джаятиртха (1345–1388 гг. Н. Э.)
- Шрипадарайя (1404–1502 гг. н. э.)
- Вьясатиртха (1447–1539 гг. н. э.)
- Пурандара дас (1480–1564 гг. н. э.)
- Канака Даса (1508–1606 гг. н. э.)
- Виджайиндратиртха (1514-1595 гг. н. э.)
- Рагхуттаматиртха (1537–1596 гг. Н. Э.)
- Рагхавендратиртха (1595–1671 гг. н.э.)
- Вадираджатиртха (1480 – 1600 н. э.; прожил 120 лет).
Рост и покровительство
[ редактировать ]Шрипадарайа, Вьясатиртха и Вадираджатиртха называются «тремя великими святыми» ( yathi raja Trayaru , поскольку им было предоставлено королевское покровительство) в движении Харидаса, тогда как эпитет «великая троица композиторов-вайшнавов» из Карнатаки относится к Шрипадарайе, Пурандарадасу и Канакадасу, хотя Трудно отделить литературу, музыку, преданность от их составных произведений. [19] Центром их деятельности в XV–XVI веках был Хампи , королевский центр Виджаянагара , царственной столицы Виджаянагарской империи.
Движение Харидаса получило дальнейший импульс в 17 и 18 веках в районе Райчур и его окрестностях . Некоторыми из известных святых этой эпохи были Гуру Рагхавендра , Виджая Дас , Гопала Дас , Джаганнатха Дас , Прасанна Венката Дас, Пранеша Дас, Венугопала Дас, также известный как Панганама Тимманна Дас , Махипати Дас, Моханна Дас, Хелеванакатте Гириамма и Харапанхалли Бхимавва. [20] [21] История движения Харидаса с 13 века до наших дней — это история распространения Хари-бхакти (преданности Хари или Вишну) среди простых людей, и с этой целью он внес огромный вклад в литературу каннада и в развитие языка каннада. Движения Харидаса и Вирашайвы пронизывают Карнатаку вдоль и поперек и оказывают облагораживающее влияние на соседние провинции Андхра-Прадеш , Тамилнаду и Махараштру . [3]
Вклад в литературу каннада
[ редактировать ]Движение Харидаса внесло значительный вклад в литературу каннада , породив целый корпус религиозной литературы в форме стихов, гимнов и музыкальных композиций, популяризируя философию Двайты , постулированную святым Мадхвачарьей. [2] [22] Литература, возникшая в результате этого религиозного движения, называется Даса Сахитья (или дасара падагалу — литература дасов ) . Эти различные композиции обычно называются Деваранамами (буквально означающими имена Господа ) и поются во славу бога Вишну. В основе этих композиций лежит концепция Хари Бхакти (преданности Богу), и они обычно вращаются вокруг отсылок к индуистской мифологии и философии Двайты. Некоторые Харидасы, такие как Пурандара дас и Канака дас, также составили несколько Деваранам, используя повседневные эпизоды, мораль и добродетели в качестве центральной темы. [3] Эти композиции были написаны на простом языке каннада, поскольку основной целью этого движения было донести религиозное движение до простых людей. [3] [23] При этом простые люди также были обучены важности сознания ( джняны ), преданности ( бхакти ), этики и индуистской религии. Их гимны ( пады ), положенные на различные музыкальные тона ( раги ), возбуждали пыл среди масс. Будучи сторонниками религиозной реформы, Харидасы пропагандировали добродетели непривязанности ( вайрагья ). сравнения и метафоры, встречающиеся в их песнях и гимнах. Для достижения этой цели с большим успехом использовались [23] Помимо религиозных песен, Канака Дас является автором пяти классических литературных произведений в стиле кавья . [24] Джаганнатхадаса, Виджая Дас , Гопаладаса и т. д. более известны среди плеяды композиторов, внесших богатый вклад в литературу каннада. [25] [26]
Композиции можно в общих чертах отнести к одному из следующих трех типов:
- Кавья или поэтические композиции
- Таттва или философские композиции
- Общие композиции.
Псевдоним ( Анкита Нама )
[ редактировать ]У каждого Харидаса был уникальный анкита-нама , или псевдоним, которым они «подписывали» все свои сочинения. Псевдонимы : некоторых из наиболее известных Харидасов перечислены ниже [27]
Образованный | Период | Анкита нама (Знак отличия) | Примечания |
---|---|---|---|
Нарахаритиртха | 1243-1333 | Нарахари Рагхупати | |
Шрипадарайя | 1404-1502 | Ранга Виттала | |
Вьясатиртха | 1460-1539 | Шри Кришна | |
Вадираджатиртха | 1480-1600 | Хаявадана | |
Рагхавендратиртха | 1595-1671 | Дира Венугопала | |
Пурандара дас | 1484-1564 | Пурандара Виттала | |
Ман Даса | 1508-1606 | Кагинеле Адикешава | |
Виджая Даса | 1682-1755 | Виджая Виттала | |
Гопала дас | 1722-1762 | Гопала Виттала | |
Название команды Даса | 1722-1765 | Венугопала Виттала | |
Хелеванакатте Гириямма | 18 век | Хелеванакатте Ранга | |
Джаганнатха дас | 1727-1809 | Джаганнатха Виттала | |
Махипатидаса | 1611-1681 | Махипати | |
Прасанна Венкатадаса | 1680-1752 | Прасанна Венката | |
Моханадаса | 1728-1751 | Мохана Виттала | |
Неккара Кришнадас | 18 век | Вараха Тиммаппа | |
Джайеша Виттала дас | 1850-1932 | Джайеша Виттала |
Вклад в музыку Карнатика
[ редактировать ]Движение Харидаса развило музыкальную традицию Карнатик как отдельную форму искусства от стиля хиндустани , провозгласив ренессанс в мире индийской классической музыки . Пурандара дас , один из выдающихся Харидасов, известен как «Отец карнатической музыки» ( Карнатака Сангита Питамаха ) за его неоценимый вклад в этот вид искусства. [28] [29] [30] Он был плодовитым композитором. Историки предполагают, что количество его сочинений на языке каннада достигало 75 000–475 000, хотя сегодня доступно лишь несколько сотен. [28] [31] Он сочинил несколько киртанов , которые позже послужили основой для формы Крити , разработанной и усовершенствованной Троицей карнатической музыки . Он систематизировал и консолидировал преподавание карнатической музыки, разработав несколько поэтапных ступеней, таких как сарали , джантай , тотту варисай , аланкара и гитам , и заложил основу для формального обучения этому виду искусства. [32] Структура и уроки, которые он сформулировал четыре столетия назад, остаются основой для всех изучающих музыку Карнатика. Помимо Пурандара даса, несколько более поздних Харидасов сочинили песни, придерживающиеся тех же музыкальных и философских традиций. Их композиции обычно попадали в одну из следующих категорий: Падагалу (или Деваранама — религиозные гимны), Крити , Угабхога , Сулади , Вруттанама , Дандака , Трипади (трехстрочная поэзия), Паттади , Сангатхья. [33] и Рагале (лирические стихи белым стихом). Эти формы композиции до сих пор распространены в Южной Индии и особенно в Карнатаке .
Хотя эти композиции обычно придерживаются карнатического стиля музыки, некоторые из этих композиций также исполнялись в стиле хиндустани такими музыкантами, как Бхимсен Джоши и Гангубай Хангал .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы веданты Двайта и ее литературы, 3-е издание Мотилал Банарсидасс (перепечатка 2008 г.). стр. 100-1 xxxii–xxxiii, 514–516, 539. ISBN. 978-8120815759 .
- ^ Перейти обратно: а б Шарма (1961), с. 514
- ^ Перейти обратно: а б с д и Камат (2001), с. 155
- ^ Перейти обратно: а б Мадхусудана Рао CR. «История Харидасов» . Домашняя страница Двайты. Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года . Проверено 30 мая 2007 г.
- ^ Кришна Рао М.В., доктор в Артикадже. «Движение Харидаса-Часть 1» . История Карнатаки . outKarnataka.com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 года . Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ Камат (2001), с. 156
- ^ По одним сведениям, Канака Даса происходил из семьи охотников ( беда ), а по другим сведениям, из семьи пастухов ( куруба ) (Шастри 1955, стр. 365).
- ^ Шастри (1955), с. 381
- ^ Артикадже. «Движение Харидаса» . История Карнатаки . нашКарнатака.com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 года . Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Камат (2001), стр. 178
- ^ Пуджар, Нарахари С.; Шриша Рао; HP Рагунандан. «Шри Вьяса Тиртха» . Домашняя страница Двайты. Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
- ^ Кришнадеварайя был очень предан Вьясатиртхе (Каматх 2001), стр. 178).
- ^ Вьясатиртха был удостоен высокой чести короля Кришнадеварайи (Нилаканта Шастри, 1955, стр. 324).
- ^ Камат, Джйотсна. «Даса Сахитья или Рабская литература» . История литературы каннада . Попурри Камата . Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Пуджар, Рао и Будихал. «Шри Джая Тиртха» . Интернет-страница Харидаса (dvaita.org) . Архивировано из оригинала 21 июля 2020 года . Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Машусудхана Рао Ч. Р. «Шри Нарахари Тиртха» . Интернет-страница Харидаса (dvaita.org) . Архивировано из оригинала 30 января 2020 года . Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Шастри (1955), стр. 364
- ^ «Линия Яти (Даса)» . Веб-страница Харидаса в Интернете (dvaita.org) . Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ Камат, Джйотсна доктор «Даса Сахитья или рабская литература» . История литературы каннада . Попурри Камата . Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ Артикадже. «Движение Харидаса» . История Карнатаки . нашКарнатака.com. Архивировано из оригинала 16 апреля 2007 года . Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Рао, Мадхусудана Ч.Р. «История Харидасов» . www.dvaita.org. Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года . Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ Их стихи были написаны размером рагале (Шастри, 1955, стр. 365).
- ^ Перейти обратно: а б Шарма (1961), стр. 515.
- ^ Камат, Джитошна доктор «Канакадаса — поэт среди святых» . Камац Попурри-Путь преданности . Проверено 2 июня 2007 г.
- ^ Мадхусудана Рао CR. «Линия Харидаса» . Домашняя страница Двайты (www.dviata.org). Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года . Проверено 1 июня 2007 г.
- ^ Мадхусудана Рао CR. «Линия передачи Ятидаса» . Домашняя страница Двайты (www.dviata.org). Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года . Проверено 1 июня 2007 г.
- ^ Машусудхана Рао CR «Анкита» . Интернет-страница Харидаса (dvaita.org) . Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 31 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Благодаря своему вкладу в карнатическую музыку Пурандарадаса известен как Карнатака Сангита Питамаха. Доктор Йитосна Камат. «Пурандара дас» . Попурри Камата . Проверено 31 декабря 2006 г.
- ^ Мадхусудана Рао CR. «Шри Пурандара Дасару» . Домашняя страница Двайты. Архивировано из оригинала 30 ноября 2006 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
- ^ С. Совья, К. Н. Шашикиран. «История музыки» . Сришти'с Карнатика Прайвет Лимитед . Проверено 31 декабря 2006 г.
- ^ Мадхусудана Рао CR. «Шри Пурандара Дасару» . Домашняя страница Двайты (www.dviata.org). Архивировано из оригинала 30 ноября 2006 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
- ^ Айер (2006), стр. 93
- ^ Композиция Сангатья предназначена для пения под аккомпанемент музыкального инструмента (Шастри 1955, стр. 359).
Ссылки
[ редактировать ]- Шарма, БНК (2000) [1961]. История школы Двайты Веданты и ее литературы (3-е изд.). Бомбей: Мотилал Банарасидасс. ISBN 81-208-1575-0 .
- Нилаканта Шастри, К.А. (2002) [1955]. История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-560686-8 .
- Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 . OCLC 7796041 .
- Айер, Панчапакеса А.С. (2006) [2006]. Карнатака Сангита Шастра . Ченнаи: принтеры Zion.
- Артикадже. «Движение Харидаса. Часть 1» . История Карнатаки . НашКарнатака.Com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2006 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
- Артикадже. «Движение Харидаса. Часть 2» . История Карнатаки . НашКарнатака.Com. Архивировано из оригинала 16 апреля 2007 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
- Рао, Мадхусудана Ч.Р. «История Харидасов» . Харидасы из Карнатаки . [электронная почта защищена] . Архивировано из оригинала 15 марта 2020 года . Проверено 30 мая 2007 г.