Виджаянагара
Виджаянагара | |
---|---|
Город | |
Координаты: 15 ° 16'08 "N 76 ° 23'27" E / 15,2689 ° N 76,3909 ° E | |
Страна | Индия |
Состояние | Карнатака |
Округ | Виджаянагара |
Основан | Харихара I и Букка |
Назван в честь | Город Победы |
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Хампи (город) , район Виджаянагара , Карнатака , Индия [1] |
Включает | Храм Вирупакши |
Критерии | Культурный: i, iii, iv |
Ссылка | 241 |
Надпись | 1986 г. (10-я сессия ) |
Находящийся под угрозой исчезновения | 1999–2006 |
Область | 4187,24 га |
Буферная зона | 19 453,62 га |
Веб-сайт | Археологическая служба Индии - Хампи |
Координаты | 15 ° 20'04 "с.ш. 76 ° 27'44" в.д. / 15,33444 ° с.ш. 76,46222 ° в.д. |
Виджаянагара ( в переводе «Город Победы» ) — город на современном месте Хампи , в индийском штате Карнатака . [2] Виджаянагара был столицей исторической империи Виджаянагара . [2] Расположенное на берегу реки Тунгабхадра , оно распространилось на большую территорию и включало участки в округе Виджаянагара , округе Баллари и других вокруг этих округов. Часть руин Виджаянагара, известная как Группа памятников в Хампи, была внесена в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [3]
Хампи, древнее человеческое поселение, упомянутое в индуистских текстах, содержит храмы и памятники до Виджаянагара. [4] В начале 14 века доминирующие Какатия , Сеуна Ядавас , Хойсалас и недолговечное королевство Кампили , населявшее регион Декан , были захвачены и разграблены армиями династий Халджи, а затем и Туглаков Делийского султаната . [5]
Виджаянагара был основан на этих руинах братьями Сангама, которые работали солдатами в королевстве Кампили под властью Кампалидеварайи. [2] [5] [6] Город быстро рос. Империя с центром в Виджаянагаре функционировала как барьер для мусульманских султанатов на севере, что привело к восстановлению индуистской жизни и науки, многорелигиозной деятельности, быстрому улучшению инфраструктуры и экономической деятельности. [2] [7] [8] Наряду с индуизмом Виджаянагара принял общины других конфессий, таких как джайнизм и ислам , что привело к созданию многорелигиозных памятников и взаимному влиянию. [9] [10] В хрониках, оставленных персидскими и европейскими путешественниками, Виджаянагара упоминается как процветающий и богатый город.
К 1500 году нашей эры Хампи-Виджаянагара был вторым по величине городом средневековой эпохи в мире (после Пекина ) и, вероятно, самым богатым в Индии в то время, привлекая торговцев из Персии и Португалии. [11] [12]
Однако войны между близлежащими мусульманскими султанатами и индуистским Виджаянагаром продолжались на протяжении всего 16 века. В 1565 году лидер Виджаянагара Алия Рама Райя был схвачен и убит. [13] [14] и город пал перед коалицией мусульманских султанатов Декана . Завоеванная столица Виджаянагара была разграблена и разрушена в течение 6 месяцев, после чего осталась в руинах. [3] [15] [16]
Местоположение и история
[ редактировать ]Виджаянагара расположен в современном индийском штате Карнатака , на берегу реки Тунгабхадра . Город быстро вырос из древнего центра паломничества в 13 веке в столицу Империи Виджаянагара в начале 14 века, а к началу 16 века стал мегаполисом площадью около 650 квадратных километров (250 квадратных миль). [18] К 1500 году н.э. он стал вторым по величине городом в мире после Пекина. [11] [12] По мемуарам иностранцев, население составляло около 500 000 человек, но другие считают эту оценку либо щедрой, либо слишком консервативной. [11] [12] [18]
Архитектура столицы Виджаянагара целенаправленно соответствует природным особенностям города времен Рамы. [19] Виджаянагара был основан вокруг религиозного индуистского храмового комплекса Пампа Тиртха и Кишкиндха , уже существовавшего в Хампи . Название центра города, Хампи, происходит от Пампы, другого имени богини Парвати в индуистской теологии. Согласно Стхала Пуране , Парвати (Пампа) вела аскетический образ жизни, чтобы победить и вернуть аскета Шиву к жизни домохозяина на берегу реки Тунгабхадра, на холме Хемакута, ныне являющемся частью Хампи. [20] Шиву также называют Пампапати (букв. «муж Пампы»), [20] и река стала известна как река Пампа. [21] Санскритское слово «Пампа» трансформировалось в слово «Хампа» на каннаде, а место, где Парвати добивалась того, чего хотела, стало известно как Хампе или Хампи. [20] [21] [22] Его индуистское значение также исходит из глав Кишкиндхи индуистского эпоса Рамаяна , где Рама и Лакшмана встречаются с Хануманом , Сугривой и армией обезьян в поисках похищенной Ситы . Район Хампи во многом похож на место, описанное в эпосе. Традиционно этот регион считается местом, описанным в Рамаяне, и привлекает множество паломников. [23]
До его основания Хампи посещали индуисты и короли различных королевств. Индуистские короли империи Хойсала построили и поддерживали центр паломничества Хампи еще до 14 века. [23] [24] [25] В начале 14 века армии Делийского султаната , сначала армии Алауддина Халджи, а затем Мухаммада бин Туглака, вторглись и разграбили Южную Индию. Империя Хойсала и города-храмы, такие как Халебиду, Белур и Соманатхапура, были разграблены в начале 14 века. [26] [27] [5] Из руин этого краха и разрушения возникла империя Виджаянагара и ее новая столица Виджаянагара. [5] [6] [28] Город был основан Харихарой I и Буккой , братьями Сангама. [29]
Город уже был священным местом паломничества преданных Шивы еще в 10 веке. Он стал самым могущественным городским центром Декана в период с 14 по 16 века и одним из десяти крупнейших городов мира. Португальские и персидские торговцы эпохи Возрождения считали это чудесным достижением. [30]
Город был мощным городским центром Южной Индии с 14 по 16 века и одним из десяти крупнейших городов мира. Он представлял собой бастион индуистских ценностей, призванный отражать посягательства мусульманских султанов с севера, которые вскоре стали действовать из Голконды . [30] Династия Сангама была вовлечена в неоднократные конфликты с султанатом Багамани . Позднее багамцы распались на пять султанатов , которые образовали Деканский союз. Кришнадеварайя после битвы при Райчуре позволил одному султану остаться у власти, а не позволил ему распасться на более мелкие королевства. Однако более поздним королям Виджаянагара пришлось бороться с несколькими султанатами на севере. [31] Королевство Виджаянагара подружилось и позволило португальцам взять под свой контроль Гоа и западные территории султаната Бахамани. Султанаты объединились против Империи Виджаянагара. [32]
Продолжающаяся война между мусульманскими султанатами и индуистской империей Виджаянагара привела к битве при Таликоте в 1565 году нашей эры, которая произошла примерно в 175 километрах (109 миль) к северу. Это привело к захвату и обезглавливанию лидера Виджаянагара Алии Рама Рая , массовому замешательству внутри сил Виджаянагара и шоковому поражению. [13] [33] [31] Затем армия Султаната достигла Виджаянагара, разграбила, разрушила и сожгла его дотла в течение нескольких месяцев. Об этом свидетельствуют количества древесного угля, растрескавшиеся от жары подвалы и сгоревшие архитектурные элементы, найденные археологами в районе Виджаянагара. Город Виджаянагара был заброшен и с тех пор лежит в руинах. [34] [16] [35] Виджаянагара так и не оправился от руин. [32] [36]
Итальянец Чезаре Федеричи, написавший через два года после поражения империи, утверждает, что «Город Безенегер (Виджаянагара) не полностью разрушен, однако дома стоят неподвижно, но пусты, и в них нет ничего живого, как сообщается, кроме Тигреса и другие дикие звери». [37]
Археологические данные свидетельствуют о том, что хотя городское поселение было заброшено, ряд сельских поселений в столичном регионе не опустели полностью. Некоторое население осталось в регионе (хотя точной оценки его количества нет), а ряд поселений, основанных в период Виджаянагара, остаются заселенными до настоящего времени. [37]
Описание
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |
Часть серии о |
История Карнатаки |
---|
|
Название переводится как «Город Победы», от виджая (победа) и нагара (город). Будучи процветающей столицей самого большого и могущественного королевства своего времени в Южной Индии, Виджаянагара привлекала людей со всего мира.
После разграбления Дели Тимуром Северная Индия оставалась слабой и разделенной. Южная Индия жила лучше, и самым большим и могущественным из южных королевств был Виджаянагар. Этот штат и город привлекли многих индуистских беженцев с севера. Судя по рассказам современников, город был богат и очень красив. Город таков, что «не видел глаз и не слышал ухо ни одного места, похожего на него на земле», — говорит Абдур-Раззак из Средней Азии. Для базаров были аркады и великолепные галереи, а над всем этим возвышался дворец короля, окруженный «множеством ручейков и ручьев, текущих по каналам из тесаного камня, полированного и ровного». Весь город был полон садов, и из-за них, как пишет Николо Конти , посетитель-итальянец в 1420 году , окружность города составила шестьдесят миль. Более поздним посетителем был Паес , португалец, приехавший в 1522 году после посещения итальянских городов эпохи Возрождения. Город Виджаянагар, по его словам, «так же велик, как Рим, и очень красив на вид»; он полон очарования и чудес с его бесчисленными озерами, водными путями и фруктовыми садами. Это «самый обеспеченный город в мире», и здесь «всего здесь много». Покои дворца представляли собой массу слоновой кости, с розами и лотосами, вырезанными из слоновой кости наверху: «Оно настолько богато и красиво, что вряд ли где-нибудь можно найти другое подобное.
— Джавахарлал Неру , Открытие Индии [38]
Разрушенный город является объектом Всемирного наследия и известен в этом контексте как Руины Хампи. В последние годы высказывались опасения по поводу повреждения объекта в Хампи из-за интенсивного движения транспорта и строительства автомобильных мостов в окрестностях. Хампи был внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой исчезновения, но позже был исключен из списка после того, как были приняты соответствующие корректирующие меры. [39]
В мемуарах путешественников до 1565 года н. э. он упоминается как большой и развитый мегаполис. [37] Итальянец Чезари Федеричи пишет два года [37] После военного поражения Империи Виджаянагара в 1565 году город после его разрушения описывается как «не полностью разрушенный, но дома стоят неподвижно, но пусты [sic], и, как сообщается, в них нет ничего живого, кроме Тигреса и других диких животных». звери». [37]
В недавних комментариях говорится:
Массивные стены, которые до сих пор можно проследить, окружали территорию площадью более шестидесяти квадратных миль, большую часть которой занимали поля и сады, орошаемые речными каналами. Численность населения невозможно оценить с точностью, но оно, безусловно, было очень большим, если судить по меркам пятнадцатого века. Подавляющее большинство домов были, естественно, небольшими и ничем не примечательными, но среди них были разбросаны дворцы, храмы, общественные здания, широкие улицы с магазинами, затененные деревьями, оживленные рынки и все оборудование большого и богатого города. Основные здания были построены в традиционном индуистском стиле и покрыты орнаментальной резьбой, а сохранившихся фрагментов достаточно, чтобы вызвать восторженное восхищение людей, видевших город в дни его великолепия. [40]
Санджай Субрахманьям утверждает, что Виджаянагара, возможно, был одним из трех центров в тот период с населением более 100 000 человек в Южной Индии и что, судя по современным отчетам и тому, что осталось от его просторов, в самом городе и пригородах проживало 500 000 человек. 600 000. Он отмечает, что Доминго Паес оценил его размер в 100 000 домов. [41]
Область
[ редактировать ]Виджаянагара включает в себя:
- Хампи , ныне объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .
- Анегунди , на северном берегу реки Тунгабхадра , в Коппалском районе .
- Камалапура , небольшой храмовый городок к юго-востоку от Королевского центра, также располагает археологическим музеем.
- Хоспет , город и железнодорожная станция, на юго-западе.
- Памятники разбросаны по Виджаянагару и близлежащим районам.
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Виджаянагара
- Список колоссальных скульптур на месте
- Список крупнейших монолитов в мире
- Саяна
- Алласани Педдана
- Средневековый город Виджаянагара
- Хампи
- Хампи (город)
Примечания
[ редактировать ]- Виджаянагара каалада Сайнявьявастхе матту Юддханити, доктор С.И.Сомашекхар, 2009 г., Санчике Пракашана, Университет Каннада, Хампи, Видьяранья, 583 276, округ Беллари.
- Карнатакада Бирудаавалигалу, доктор С.И. Сомашехар, 2014, Прасаранга, Университет Каннада, Хампи, Видьяранья, 583 276, округ Беллари.
- Сосале Сринивасачар и Т. С. Сатьян, Хампи: легендарная столица империи Виджаянагара , (Управление археологии и музеев), правительство. Карнатака, 1995 г.
- Дж. М. Фриц и др. , Новый взгляд на Хампи: недавние исследования в Виджаянагаре (Перформинговое искусство Мумбаи, 2001 г.) ISBN 81-85026-53-Х
- А. Х. Лонгхерст, Описанные и проиллюстрированные руины Хампи (Laurier Books Ltd., 1998). ISBN 81-206-0159-9
- Руины Хампи: Путеводитель ISBN 81-7525-766-0
- Рагху Рай и Уша Рай, Империя Виджаянагара: от руин до воскресения , Нью-Дели, 2014 г. ISBN 978-93-83098-24-8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бурадикатти, Кумар (19 ноября 2020 г.). «Баллари потеряет Хампи и многое другое» . Индус .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Виджаянагара , Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анила Вергезе 2002 , стр. 1–18
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 12–33, 66–69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэвид М. Найп (2015). Ведические голоса: сокровенные рассказы о живой традиции Андхры . Издательство Оксфордского университета. стр. 38–39. ISBN 978-0-19-026673-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 18–19. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- ^ Вергезе, Анила; Эйнер, Дитер (1998). «Монашеский комплекс в Виталапуре, Хампи Виджаянагара». Исследования Южной Азии . 14 (1): 127–140. дои : 10.1080/02666030.1998.9628555 .
- ^ Фриц, Джон М. (1986). «Виджаянагара: авторитет и значение южноиндийской имперской столицы». Американский антрополог . 88 (1): 44–55. дои : 10.1525/aa.1986.88.1.02a00030 . S2CID 143926888 .
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 77–81, 97.
- ^ Кэтрин Б. Ашер (1985), Исламское влияние и архитектура Виджаянагара, в AL Dallapiccola et al (редакторы), Виджаянагара: Город и империя - Новые течения исследований, Вейсбаден: Steiner Verlag, стр. 188-95
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Майкл С. Ховард (2011). Транснационализм и общество: Введение . МакФарланд. стр. 77–78. ISBN 978-0-7864-8625-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Николас Ф. Гир (2014). Истоки религиозного насилия: азиатская перспектива . Лексингтон. стр. 11–14. ISBN 978-0-7391-9223-8 . , Цитировать: «На пике своей славы, около 1500 года, с населением около 500 000 человек и площадью шестьдесят квадратных миль, Виджаянагара был вторым по величине городом в мире после Пекина».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Рутледж. п. 191. ИСБН 978-0-415-32920-0 . , Цитата: "Когда в январе 1565 года началась битва, она, казалось, развернулась в пользу Виджаянагара - однако внезапно два мусульманских генерала Виджаянагара перешли на другую сторону. Рама Райя был взят в плен и немедленно обезглавлен".
- ^ Eaton 2006 , стр. 98, Цитата: «Хусейн (...) приказал обезглавить его на месте и набить ему голову соломой (для демонстрации)».
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 11–23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лисетт, Марк Т.; Моррисон, Кэтлин Д. (2013). «Переосмысление падения Виджаянагара: политическое разрушение и историческое строительство в истории Южной Индии 1». Журнал экономической и социальной истории Востока . 56 (3): 433–470. дои : 10.1163/15685209-12341314 .
- ^ Вергезе, Анила (2000). Археология, искусство и религия: новые взгляды на Виджаянагару . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 vi–viii. ISBN 978-0-19-564890-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с К. Д. Моррисон и К. М. Синополи (2006), Виджаянагара: археологические исследования , Дж. Фриц и др. (ред.), Монография VPR, Манохар, страницы 423–434.
- ^ Даллапиккола, Анна (1998). «Боги, покровители и изображения: каменная скульптура в Виджаянагаре». Парадигмы в индийской архитектуре (1-е изд.). Рутледж. п. 141. ИСБН 9781315026923 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фриц и Мичелл, 2016 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анила Вергезе 2002 , стр. 6–7, 40, 92
- ^ Девакунджари, Д. (2007). Серия всемирного наследия: Хампи . Дели: Eicher Goodearth Ltd, Археологическая служба Индии . п. 8. ISBN 978-81-87780-42-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каминский, Арнольд П.; Лонг, Роджер Д. (2016). Национализм и империализм в Южной и Юго-Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 75–76. ISBN 978-1-351-99742-3 .
- ^ Деварадж, Д.В.; Патил, CS (1987). Виджаянагара, Прогресс исследований . Управление археологии и музеев. стр. 112–113.
- ^ Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. стр. 31–32. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- ^ Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. стр. 155–157. ISBN 978-93-5118-658-8 .
- ^ Рошен Далал (2002). История тупиков Индии для детей, 3000 г. до н.э. – 1947 г. н.э. Книги о пингвинах. п. 195. ИСБН 978-0-14-333544-3 .
- ^ Синтия Талбот (2001). Доколониальная Индия на практике: общество, регион и идентичность в средневековой Андхре . Издательство Оксфордского университета. стр. 281–282. ISBN 978-0-19-803123-9 .
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 103–106. ISBN 978-9-38060-734-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кале, Вишвас С. (2014). Пейзажи и формы рельефа Индии . Springer Science+Business Media. п. 200. ИСБН 9789401780292 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон, Уильям Дж. (2002). Голоса Виджаянагары: изучение истории Южной Индии и индуистской литературы . Издательство Кембриджского университета. п. 209. ИСБН 9781317001935 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кон, Джордж Чайлдс (2013). Словарь войн . Рутледж. п. 526. ИСБН 9781135954949 .
- ^ Итон 2006 , стр. 96–101.
- ^ Фриц и Мичелл, 2016 , с. 23.
- ^ Вергезе, Анила (2004). «Божества, культы и короли Виджаянагара». Мировая археология . 36 (3): 416–431. дои : 10.1080/1468936042000282726812a . S2CID 162319660 .
- ^ Ван Дайк, Рут М.; Алкок, Сьюзен Э. (2008). Археология памяти . Джон Уайли и сыновья. п. 29. ISBN 9781405143301 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фалконер, Стивен Э.; Редман, Чарльз Л. (2009). Политика и власть: археологические перспективы ландшафтов ранних государств . Издательство Университета Аризоны. п. 37. ИСБН 9780816526031 .
- ^ Неру, Джавахарлал (2004). Открытие Индии . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-303103-1 . , стр. 257
- ^ «Хампи больше нет в списке объектов наследия, находящихся под угрозой исчезновения» . Индус . 2 августа 2006 г.
- ^ Морленд, Вашингтон; Чаттерджи, Атул Чандра (1962) [первое издание 1936 г.]. Краткая история Индии (4-е изд.). Нью-Йорк: Дэвид Маккей. п. 177.
- ^ Субрахманьям, Санджай (2002). Политическая экономия торговли: Южная Индия, 1500–1650 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 22, 23. ISBN. 9780521892261 .
Библиография
[ редактировать ]- Итон, Ричард М. (2006). Социальная история Декана, 1300–1761: восемь жизней индейцев . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-71627-7 .
- Дж. М. Фриц; Джордж Мичелл, ред. (2001). Новый взгляд на Хампи: недавние исследования в Виджаянагаре . Марг. ISBN 978-81-85026-53-4 .
- Фриц, Джон М; Мичелл, Джордж (2016). Хампи Виджаянагара . Хайко. ISBN 978-81-8495-602-3 .
- Джордж Мичелл (1995). Архитектура и искусство Южной Индии: Виджаянагара и государства-преемники . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44110-0 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Анила Вергезе (2002). Хампи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-565433-2 .
- Анила Вергезе (2000). Археология, искусство и религия: новые взгляды на Виджаянагару . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564890-4 .