Вишнувардхана
Вишнувардхана | |
---|---|
Вишнувардхана | |
Хойсала Кинг | |
Царствование | ок. 1108 – ок. 1152 г. н.э. |
Предшественник | Вира Баллала I |
Преемник | Нарасимха I |
Рожденный | Все кончено, Кюр |
Супруг | Шанталадеви, Лакшмидеви |
Династия | Хойсала |
Религия | Вайшнавский индуизм (преобразованный из джайнизма ) [1] [2] [3] [4] |
Хойсала Кингз | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||



Вишнувардхана (годы правления 1108–1152 гг. н.э.) был царем империи Хойсала на территории современного штата Карнатака в Индии. Он взошел на трон Хойсала после смерти своего старшего брата Виры Баллалы I около 1108 года. Первоначально последователь джайнизма и известный как Битти Дева, он попал под влияние индуистского философа Рамануджи , обратился в индуистский вайшнавизм и принял имя «Вишнувардхана». [1] [2] [3] [4] Однако его королева Шантала оставалась джайном. [5] Это был переходный период от джайнизма к индуизму . Вишнувардхана сделал первые шаги в создании независимой империи Хойсала в Южной Индии посредством серии битв против своего повелителя, Западной Чалукья короля Викрамадитьи VI , и империи Чола на юге. Он освободил части провинции Гангавади (современная южная Карнатака) от гегемонии Чола в битве при Талакаде. [6] и части Ноламбавди . [7] По словам историка Коэльо, Хойсалас обрели достоинство королевства благодаря усилиям Вишнувардхана, правление которого было наполнено «славными» военными кампаниями. [8] [9] По мнению историков Сена, Чопры и других и Шастри, Вишнувардхана был «великим солдатом» и «амбициозным монархом». [10] [11] [12]
Литература Хойсала на языке каннада начала распространяться под покровительством Вишнувардхана. Математик Раджадитья написал «Вьявахараганиту» и «Лилавати» по математике . По словам историка Э. П. Райса, эпический поэт Нагачандра находился под покровительством Вишнувардханы, когда он написал самую раннюю из дошедших до нас Рамаяну (джайнскую версию) на языке каннада под названием «Рамачандра чарита пурана » и эпос по девятнадцатому джайнскому Тиртханкару под названием «Маллинатхапурана ». [13] [14] [15] [16]
Завоевания
[ редактировать ]Войны на юге
[ редактировать ]Вишнувардхана был губернатором некоторых частей Гангавади во время правления своего старшего брата Виры Баллалы I. После восхождения на трон Хойсала его первым крупным завоеванием было завоевание оккупированных территорий Чола в Гангавади. По мнению историка Каматха, недовольный губернатор Чолы Адигайман, возможно, помог Вишнувардхане в его завоевании. возможно, не очень хорошо относился к нему Поскольку губернатор Чола был индуистом-вайшнавом по вере, король Кулотунга Чола I, . [17] [18] Но Шастри утверждает, что Вишнувардхана победил Адигаймана, прежде чем заручиться его поддержкой. [10] Около 1117 года Вишнувардхана победил других правителей региона Нилгири, таких как Ченгалвас, Конгалвас (в результате чего он женился на принцессе Конгалвы Чандаладеви, по словам историка Дерретта) и правитель Нидугал Чола Ируккавела. По словам Каматха, силы Вишнувардханы дошли до Канчи . Ноламбы Ноламбавади, Кадамбы Банаваси и Гоа (под управлением Джаякеси II), Пандьи Уччанги (небольшая династия правителей вблизи Тунгабхадры), Алупы Тулунаду и Сантары Хосагунды должны были платить дань и принимать Вишнувардхану как их повелитель. [10] [19] [20] Надписи Хойсала того периода отмечают завоевание Вишнувардханой Нилгири. Надпись Чамараджанагара подробно описывает, что его армии пересекли горы Нила, и провозглашает его «хозяином Кералы». По словам историков Чопры, Равиндрана и Субраманиана, в других записях упоминается его временное пребывание в Канчи после побед над Чола. Вишнувардхана был частично ответственен за распад империи Чола. [11] Благодаря этим победам Вишнувардхан принял титулы Талакадугонда («Повелитель Талакада ») и Ноламбавади гонда («Повелитель Ноламбас»). [21]
Войны против Кальяни Чалукья
[ редактировать ]После своих успехов на юге Вишнувардхана быстро повернул на север с намерением вырваться на свободу от своего повелителя, великого Западной Чалукья царя Викрамадитьи VI . Между 1117 и 1120 годами Вишнувардхана успешно справился с армиями Чалукьян в Каннегале (около 1118 года), занял стратегический форт в Ханагале , победил командира Чалукьян Боппанну в Халлуре (около 1120 года) и распространил свой контроль над банаваси. и регионы Умача. Около 1122 года он достиг реки Кришна. Здесь он потерпел поражение от могущественного вождя синдов Ачуги, полководца, верного императору Чалукья. Таким образом, Вишнувардхану пришлось на время принять подчинение трону Чалукья. [12] [19] [22] Но ему не пришлось долго подчиняться. После смерти Викармадьи VI монарх Хойсала отбил Ханагал, Уччанги и Банкапуру около 1140 года и двинулся к северу от реки Тунгабхадра до Лаккунди . [19] [23] Историк Маджумдар утверждает, что Вишнувардхана контролировал территории в районе реки Кришна еще около 1131 года и провел престижную церемонию Тулапуруша , символ суверенитета, несмотря на его номинальное подчинение Чалукьям. [24] Историки разделились во мнениях по поводу года смерти Вишнувардхана. Шастри, С.К. Айянгар и Десаи полагают, что он умер около 1152 года. Но Камат утверждает, что есть свидетельства того, что Вишнувардхана умер немного раньше, поскольку запись Ялладахалли около 1145 года провозглашает его сына Нарасимху I монархом Хойсалы. [19]
Архитектурное наследие
[ редактировать ]Вишнувардхана был великим строителем. Чтобы отпраздновать свой успех в борьбе с Чола, он построил храм Кирти Нараяна в Талакаде и впечатляющий храм Виджаянараяна в Белуре (также называемый храмом Ченнакесава , посвященный индуистскому богу Вишну ). [17] Примерно в то же время был освящен храм Хойсалесвара , более богато украшенный, чем храм в Белуре, и посвященный индуистскому богу Шиве . [25] [26] Этим двум храмам Белур и Халебиду, а также храму Кешава в Соманатхапуре (построенному королем Хойсалы Нарасимхой III ) был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. [27] В храмовом комплексе Ченнакесава находится меньший, но богато украшенный храм Каппе Ченнигарая, построенный знаменитой царицей Вишнувардхана Шанталадеви. [28]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Говиндачарья 1906 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Штейн 1989 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Менон 2013 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Смит 1920 , с. 203.
- ^ Нандакумар, Пратибха (26 марта 2018 г.). « Религия должна сжигаться каждые 1000 лет » . Бангалорское зеркало . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Сен 1999 , стр. 386–387, 485.
- ^ Сен 2013 , стр. 58–60.
- ^ Камат 1980 , с. 124.
- ^ Коэльо в Камате (1980), стр.124
- ^ Jump up to: а б с Шастри (1955), стр.174
- ^ Jump up to: а б Чопра, Равиндран и Субрахманиан (2003), стр.153
- ^ Jump up to: а б Сен (1996), стр.386
- ^ Т.К. Венкатараман (1968), стр.163, Индийская культура , Мадрасский университет, Амудха Нилаям, OCLC
- ^ Карнатака на протяжении веков: от доисторических времен до дня независимости Индии, Департамент литературного и культурного развития, правительство Майсура, 1968, стр.466.
- ^ Камат (1980), стр.133
- ^ EP Rice в Sisir Kumar Das (2005), стр. 144, История индийской литературы, 500-1399: От куртуазного к популярному , Сахитья Академи, ISBN 81-260-2171-3
- ^ Jump up to: а б Камат (1980), стр.124.
- ^ Сен (1999), стр.485
- ^ Jump up to: а б с д Камат (1980), стр.125.
- ^ Чопра, Равиндран и Субраманиан (2003), стр.152-153.
- ^ Камат (1980), стр.124-125.
- ^ Чопра, Равиндран и Субраманиан (2003), стр. 153-154.
- ^ Сен (1999), стр.387
- ^ Маджумдар RC (1977), стр.410
- ^ Профессор С. Сеттар. «Наследие Хойсала» . «Линия фронта», том 20 — выпуск 08, 12–25 апреля 2003 г. Frontline, От издателя Индуса . Проверено 22 ноября 2006 г.
- ^ Фокема (1996) стр.14
- ^ Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии. «Священные ансамбли Хойсала» . ЮНЕСКО . © Центр всемирного наследия ЮНЕСКО 1992-2023 гг . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ Джйотсна Чаттерджи, (1990), стр.91, Религии и положение женщин , Издательство Uppal для Центра исследований и исследований Уильяма Кэри, Калькутта
Источники
[ редактировать ]- Чопра, Пенсильвания; Равиндран, ТК; Субрахманиан, Н. (2003) [2003], История Южной Индии (древняя, средневековая и современная), Часть 1 , Нью-Дели: Chand Publications, ISBN 81-219-0153-7
- Фокема, Джерард (1996), Полный путеводитель по храмам Хойсала , Нью-Дели: Абхинав, ISBN 81-7017-345-0
- Говиндачарья, Алкандавилли (1906), Жизнь Рамануджачарьи: представитель философии Вишистадвайты , Мадрас: С. Мурти и компания.
- Камат, Сурьянатх У. (2001) [1980], Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней , Бангалор: книги о Юпитере, LCCN 80905179 , OCLC 7796041
- Маджумдар, RC (1977) [1952], Древняя Индия , Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0436-8
- Менон, Индира (2013), РИТМЫ В КАМЕНЕ, Храмы Южной Индии , Ресурс знаний Ambi
- Шастри, К. А. Нилаканта (2002) [1955], История Южной Индии от доисторических времен до падения Виджаянагара , Нью-Дели: Индийское отделение, Oxford University Press, ISBN 0-19-560686-8
- Сен, Сайлендра Нат (1999) [1999], Древняя индийская история и цивилизация , New Age Publishers, ISBN 81-224-1198-3
- Сен, Сайлендра Натх (2013) [2013], Учебник средневековой истории Индии , Нью-Дели: Primus, ISBN 978-9-38060-734-4
- Сеттар, С., «Наследие Хойсала» , Frontline, Том 20 - Выпуск 08, 12–25 апреля 2003 г. , Frontline, От издателей Hindu , получено 13 ноября 2006 г.
- Смит, Винсент Ауртур (1920), Оксфордская история Индии: с древнейших времен до конца 1911 года , Clarendon Press
- Штейн, Бертон (1989), Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара , издательство Кембриджского университета, ISBN 0 521 266 939