Храм Хойсалесвара
Храм Хойсалесвара | |
---|---|
Храм Хойсалешвара | |
Храм Хойсалесвара в Халебиду | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Хасан |
Божество | Шива |
Расположение | |
Расположение | Укус хвоста |
Состояние | Карнатака |
Страна | Индия |
Географические координаты | 13 ° 12'47,5 "N 75 ° 59'42,0" E / 13,213194 ° N 75,995000 ° E |
Архитектура | |
Тип | Хойсала |
Создатель | Кетамалла, Хойсала Вишнувардхана |
Завершенный | 12 век |
Официальное название | Священные ансамбли Хойсаласа |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, iv |
Назначен | 2023 г. (45-я сессия ) |
Справочный номер. | 1670 [1] |
Храм Хойсалесвара , также называемый просто храмом Халебиду храм XII века, , представляет собой индуистский посвященный богу Шиве . Это крупнейший памятник в Халебиду , городе в штате Карнатака , Индия и бывшей столице империи Хойсала . Храм был построен на берегу большого искусственного озера на средства короля Вишнувардханы из империи Хойсала. [2] Его строительство началось около 1121 г. н.э. и завершилось в 1160 г. н.э. [3] [4]
В начале 14 века Халебиду дважды подвергался разграблению и разграблению мусульманскими армиями Делийского султаната из северной Индии. [5] [6] [7] а храм и столица пришли в запустение и запустение. [8] Это в 30 километрах (19 миль) от города Хасан и примерно в 210 километрах (130 миль) от Бангалора . [9]
Храм Хойсалесвара является памятником традиции шиваизма , но в нем почтительно включены многие темы вайшнавизма и традиции индуизма шактизма , а также образы джайнизма . [10]
Храм Хойсалесвара представляет собой храм-близнец, посвященный лингамам Хойсалесвара и Санталесвара Шива, названным в честь мужского и женского аспектов, равных и соединенных в трансепте. Снаружи у него есть два святилища Нанди, где каждый сидящий Нанди смотрит на соответствующий лингам Шивы внутри. [11] Храм включает в себя меньшее святилище индуистского бога Солнца Сурьи . Когда-то у него были башни-надстройки, но их больше нет, и храм выглядит плоским. [12] Храм обращен на восток, хотя в настоящее время памятник посещают с северной стороны. И главные храмы, и святилища Нанди имеют квадратную форму. [13] Храм был вырезан из мыльного камня .
Он примечателен своими скульптурами, сложными рельефами, подробными фризами, а также своей историей, иконографией, надписями североиндийскими и южноиндийскими письменами. Художественные работы храма дают наглядное представление о жизни и культуре Южной Индии XII века. Около 340 крупных рельефов изображают индуистскую теологию и связанные с ней легенды. [10] Многочисленные фризы меньшего размера повествуют индуистские тексты, такие как Рамаяна , Махабхарата и Бхагавата Пурана . Некоторые фризы под крупными рельефами изображают сюжетные эпизоды. [2] [11] [14]
Произведения искусства в храме Хойсалесвара повреждены, но практически не повреждены. В нескольких километрах от храма находятся многочисленные руины архитектуры Хойсала, в том числе комплекс Джайна Басади и храм Кедарешвара .
Храм Хойсалесвара, наряду с близлежащим храмом Ченнакешава в Белуре и храмом Кешава в Соманатхапуре, объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО был в 2023 году как часть Священных ансамблей Хойсалас . [2]
Расположение
[ редактировать ]Храм Хойсалесвара расположен в Дорасамудре . Халебиду — город в округе Хасан в индийском штате Карнатака . Это примерно в 30 километрах (19 миль) к северо-западу от Хасана . [9] Храм находится примерно в 16 км (9,9 миль) от храмов Белура, штат Карнатака . [9] В Халебиду нет близлежащего аэропорта, и он находится примерно в 210 километрах (130 миль) к западу от Бангалора (код IATA: BLR), примерно в 4 часах езды по четырехполосному шоссе NH75 через Хасан. Халебиду связан железнодорожной сетью в Хасане с крупными городами Карнатаки. [9]
История
[ редактировать ]
Период Хойсала в истории Южной Индии начался около 1000 г. н.э. и продолжался до 1346 г. н.э. За этот период они построили около 1500 храмов в 958 центрах. [16] Халебиду первоначально в своих надписях назывался Дорасамудра, возможно, происходящее от Дварасамудры (санскритские слова «Двара» (ворота, дверь) и Самудра (океан, море, большой водоем)). Раньше столицей был Белур, штат Карнатака , но Дорасамудра стал установленной столицей при короле Вишнувардхане и служил столицей империи Хоясала в течение почти 300 лет. [12] [16] [17]
В отличие от других храмов Хойсала, дошедших до наших дней, и несмотря на многочисленные надписи в помещениях храма, в храме Хойсалесвара отсутствует надпись посвящения. [12] Вероятно, он утерян, как и многие другие особенности первоначального храма. Надпись, найденная примерно в пяти километрах от места храма, возле руин храма Каллешвара в Гхаттадахалли, гласит, что этот храм построил Кетамалла - офицер, находившийся на службе у царя Вишнувардханы. В нем также отмечается, что король предоставил земли для поддержки строительства, эксплуатации и обслуживания храма Шивы в Саке в 1043 году, или 1121 году нашей эры. [12] Это был не единственный храм, построенный в ту эпоху. Надписи предполагают, что столица состояла из множества других храмов, как индуистских, так и джайнских традиций, а также ступенчатых колодцев, прудов и мантап (мандап, общественных залов) в окрестностях большого озера Дорасамудхра. [18] Это самый большой храм, построенный Хойсаласами и посвященный индуистскому богу Шиве в Южной Индии. [19]
Империя Хойсала и ее столица Дорасамудра были захвачены, разграблены и разрушены в начале 14 века армиями Делийского султаната Алауддина Хилджи. [5] [20] [21] Белур и Халебиду стали объектами грабежа и разрушения в 1326 году нашей эры другой армией Делийского султаната султана Мухаммеда бин Туглака. [22] Территория была захвачена Империей Виджаянагара . [20] Королевство Хойсала, как утверждает Джеймс К. Харл, прекратило свое существование в середине 14 века, когда король Баллала III был убит в войне с мусульманской армией султаната Мадурай . [23] Дорасамудра и его храмы превратились в руины, столица заброшена, и это место стало известно как «Халебиду» (буквально «старый лагерь или столица»). [24] Около 300 оригинальных храмов Империи Хойсала сохранились в различной степени повреждения и разбросаны по всему Карнатаке. Из них, утверждает Харди, к 1995 году около 70 были изучены с разной степенью детализации. [25]
После поражения Типу Султана в 1799 году Майсур попал под влияние колониального британского правления и науки. Руины храма Хойсалесвара были одними из первых исследованных. [26] тогда самая ранняя фотография была сделана в 1850-х годах, [15] и предметом нескольких раундов добровольного ремонта и реставрации, для которых не хватало тщательной документации. Руины других храмов были повторно использованы здесь для покрытия мандапы Нанди — частей фризов, использованных для ремонта постамента. Таким образом, храм Хойсалесвара в том виде, в котором он сохранился в современную эпоху, представляет собой смесь оригинальной архитектуры и дизайна индуистского храма, который был открытым, к которому в 14 веке были добавлены каменные перегородки с внешними стенами и дверями, чьи венчающие башни ( шихара ) были потеряны, и чьи руины неоднократно ремонтировались и реставрировались в 19 и 20 веках. [27]
Описание
[ редактировать ]
Храм Хойсалесвара, также называемый храмом Хойсалесвара или Хойвалешвара, представляет собой двойной храм, или двикута вимана (план с двумя святынями и двумя надстройками). Оба храма одинакового размера, а их святилища выходят на восток, навстречу восходу солнца. В святилище «Хойсалесвары» (короля) и в другом святилище «Шанталесвары» (царицы Шантала Деви) есть лингам Шивы. Снаружи, на восточной стороне главных храмов, находятся две святыни меньшего размера, в каждой из которых сидит сидящий Нанди. [28] [29] К востоку от южного храма Нанди находится пристроенный храм Сурья меньшего размера, где находится статуя Сурьи высотой 7 футов (2,1 м), обращенная к Нанди и святилищу. Историки, такие как Адам Харди, утверждают, что в храме Хойсалесвар есть свидетельства существования других святынь, но сейчас они отсутствуют и потеряны для истории. [28] [29]

Храмовый комплекс в целом размещен на джагати (буквально, мирской платформе). Платформа шириной 15 футов вокруг внешних стен храма предназначена для того, чтобы посетитель мог ходить и рассматривать произведения искусства по часовой стрелке, совершая обход святилищ. Это называется прадакшина-патха (путь обхода). [30] Меньшие святыни имеют тот же джагати , что и главный храм, и соединены каменной лестницей. Два святилища расположены рядом друг с другом по линии север-юг, оба обращены на восток, и перед каждым находится мандапа (также пишется мантапа , общественный зал). Две мандапы соединены между собой, откуда открывается вид на большую открытую наварангу для семейных и общественных собраний. [13] [29]
На вершине каждого святилища храма были башни, но сейчас они отсутствуют. По мнению Фокемы, эти башни, должно быть, повторяли звездную форму святыни, потому что они есть в лучше сохранившихся храмах Хоясала. [31] Надстройка над вестибюлем , соединяющим храм с мантапой , называемая суканаси (низкая башня, похожая на продолжение главной башни), также отсутствует. Как и ряд украшенных миниатюрных крыш, восточные стены по периметру и другие святыни главного храма исчезли. [32]
Храм был построен из хлоритового сланца, более известного как зеленый сланец или мыльный камень . [33] Мыльный камень мягок в карьерах, и из него легче вырезать сложные формы, но со временем он затвердевает на воздухе.
Наружные стены
[ редактировать ]
Внешние стены храма украшены замысловатой резьбой. Его нижние слои состоят из полос с фризами, состоящими из (снизу вверх) слонов, львов, свитков с изображением природы и миниатюрных танцоров, лошадей, свитков, сцен из индуистских текстов, [10] мифические звери ( макара ) и лебеди. [35] [36] [37] По словам Шадакшари Сеттара , на картине видны детали, поскольку «нет двух одинаковых львов на всем протяжении, занимающем более фарлонга (200 метров)», художники «запечатлели Рамаяну и Махабхарату, а также основные эпизоды Бхагаваты». . Внешняя стена храма представляет собой живописное повествование об индуистских эпосах, а в его средней части есть большие панели, на которых «представлен весь пантеон индуистских божеств, это руководство по индуистской иконографии», утверждает Сеттар. [36] По мнению Фокема и других искусствоведов, качество и количество связанных с эпосом «фризов поразительны», но серия панно не завершает повествование сразу, скорее после натяжения на некоторое время вмешается другой текст. [38] [39] Внешние стены святынь храма Хойсалесвара украшены 340 большими рельефами. [40]
Фризы и настенные изображения на внешней стене преимущественно повествуют Рамаяну , Махабхарату , Бхагавата Пурану , другие основные Шайвские и Вайшнавские Пураны. [39] [41] Некоторые основные дисплеи включают (по часовой стрелке): [40]
- На северо-восточной внешней стене северного храма Шивы: сцена суда, Бхайрава, Бхарави, Самудра мантан, музыканты с музыкальными инструментами XII века, Шукрачарья, легенда Кача-Деваяни, Лакшми, Умамахешвара, легенда Вамана-Бали-Тривикрама, легенда Индры. , Вирабхадра, Шива в йоге. [42]
- На юго-восточной внешней стене северного храма Шивы: Танцоры, Бхайрава, Бхайрави, Умамахешвара. [43]
- На северо-восточной внешней стене южного храма Шивы: лила Кришны из Бхагаваты, Васудева в тюрьме, за которой следует перенос новорожденного Кришны через легенду о Ямуне, Кришна, убивающий Путани и других асури, Кришна, похищающий масло, Кришна, играющий на флейте с танцующими людьми и животными, Легенда о Кришне и Прадьюмне: Кришна поднимает говердхану, Юдхиштхира и Сакуни играют в кости, Кичака приставает к Драупади, а Бхима встречает Кичаку, одетого как женщина, чтобы вернуть справедливость. [43]

- На юго-восточной внешней стене южного храма Шивы: Бхишма парва и Дрона парва Махабхараты ; Стоящий Вишну, танцоры и музыканты празднуют победу Арджуны над Дроной. [44]
- На юго-западной внешней стене южного храма Шивы: Арджуна с эпизодами Кришны в Махабхарате ; танцоры, празднично празднующие победу Пандавов; легенды о Мохини в Ведах; Дакшинамурти, Умамахешвара, Тандавешвара, Вишну; Арджуна встречает легенды о Шиве; Аранья парва Махабхараты ; Легенда о Бхиме и Бхагадатте; Бхайрава, Ганеша, Вишну и Вамана; Танцоры и музыканты на свадьбе Парвати и Шивы; Вишну-Шива-Брахма вместе; Легенда о Шанмукхе и Таракасуре; Тандавешвара; три лика Брахмы на лебеде; Шива с Ганешей и Картикеей; Нарасимха занимается йогой; Дурга как Махишасурамардини; Мохини танцует. [45]

- На северо-западной внешней стене южного храма Шивы: Лежащий Вишну со всеми богами и богинями в почтении; Легенда о Прахладе-Хираньякашипу-Нарасимхе из «Бхагавата-пураны»; Мохини как Бхайрави с Бхайравой; Рама сражается с Раваной из Рамаяны; Индра сидит; Брахма с Сарасвати; Легенды о Карна-Арджуне и Бхина-Дуссасане из Махабхараты; Умамахешвара, Ганеша; сцена поцелуя между мужчиной и женщиной; музыканты, танцоры; истории Мохини; больше сцен ухаживания и поцелуев; Легенды о Кали Шакти; Легенды об Арджуне. [46]
- На юго-западной внешней стене северного храма Шивы: стоящие изображения Брахмы, Шивы, Вишну, Дурги, Сарасвати, Камы и Рати, Парвати, легенда об Индракиле; Парвати занимается йогой; Шива увлечен Мохини; Истории Рамаяны, включая золотого оленя, первую встречу с Хануманом и Сугривой, Раму, стреляющего стрелой через семь ладоней, Ханумана, дающего кольцо Рамы Сите; Легенды Мохини; возлежащий Вишну на Шеше, порождающий космический цикл; Легенда Ваманы; аватары Вишну; Шива и Ганеша танцуют вместе; двенадцать Адитьев из Вед; Легенды об Арджуне-Бхишме; Шива и женский аватар Вишну Мохини танцуют вместе. [47]
- На северо-западной внешней стене северного храма Шивы: Натараджа в танце Тандава; Дурга и Саптаматрика; легенды об Абхиманью, Дроне, Кришне и Арджуне в Махабхарате; Натараджа; восемь форм Рудры; Танец Мохини; Бхарави; Танец Сарасвати, танец Шивы и Ганеши, разгневанный Нарасимха, различные формы Вишну, танец Ганеши с Гаджасурамарданой Шивой; Картикея; Парвати; танцоры и музыканты. [48]

С точки зрения богословия различных индуистских традиций, большие изображения на внешних стенах западной стороны представляют собой следующие частоты (исключая небольшие панели и миниатюрные фризы): [49]
- Шива: как Умамахешвара (8), как Натараджа и разрушитель различных демонов (25), Дакшинамурти (1), как обнаженный Бхайрава (6)
- Шакти: как формы Парвати Дурги, Махишасурамардини, Кали и других (18)
- Вишну: сидящий или стоящий (15), Кришна в образе Веногопалы (12), Вараха (2), Нарасимха (4), Вамана (1), Тривикрама (1).
- Харихара (наполовину Вишну, наполовину Шива) (1)
- Ганеша: сидя или стоя (4)
- Картикея: на павлине (1), под семиглавым змеем (2).
- Брахма (4)
- Сарасвати: сидя или стоя (9)
- Ведические божества: Индра, Сурья и другие (4)
- Другие: Вишну в своем женском аватаре Мохини в одежде и обнаженной, Шива с Мохини, Арджуна и другие (не в счет).
На другой стороне стены украшены более крупными изображениями. [49]
Дверные проемы и мантапа
[ редактировать ]Храм имеет четыре входа. В настоящее время посетители обычно используют в качестве главного входа северный вход, ближайший к парковке. Один вход с южной стороны и два с восточной, обращены к двум большим отдельным открытым павильонам, потолок которых поддерживается токарными колоннами. [50]
Изначально в храме была открытая наваранга , где павильоны мантапа были видны снаружи святынь, а снаружи была видна находящимся в мандапе. Согласно надписи, найденной в храме, в эпоху короля Хойсалы Нарасимхи I мантапа была закрыта, добавлены двери и установлены перфорированные каменные перегородки. [31] [51] Наряду с четырьмя дверями более поздние художники добавили дварапалы и следующие украшения:

- высотой шесть футов Южный вход: дварапала с драгоценностями по обе стороны дверного проема. У каждого по четыре руки (две сломаны, остальные повреждены), они носят джатамакута, имеют третий глаз и клыки и стоят в S-образной позе трибханга. Они держат иконы Шивы, такие как дамару, кобра, трисула и другие. В какой-то момент их испортили. В 20 веке были предприняты попытки обрезать, восстановить и повторно отполировать лица дварапалы, но это создало непропорциональный искусственный вид. Над дверной перемычкой висит произведение искусства, изображающее Натараджу (Тандава) вместе с Нанди, другими танцорами и музыкантами. [52] [53]
- Юго-восточный вход: аналогичен южному входу, две руки сломаны, но лица сохранились лучше. Над дверной перемычкой вырезана лучше всего сохранившаяся входная Натараджа с десятью руками (одна повреждена), сопровождаемая слева Нарасимхой, Сарасвати, Брахмой, Ганешей, Парвати, одним поврежденным и неясным божеством и Шивой, а с правой стороны изображен Шива. Парвати, Бхайрава, Индрани, Кешава, Сурья и Парвати. [54] [53]
- Северо-восточный вход: дверной проем поврежден, дварапалы отсутствуют, хотя постамент и панели остались. Резьба над дверной перемычкой испорчена. [54]
- Северный вход: используется современными туристами. Оригинальные дварапалы утеряны, а две новые неправильно спаренные дварапалы были обнаружены в руинах региона для туристов. Сцена над дверной перемычкой также повреждена и неудовлетворительна по исполнению. [54]
За южным входом в парке стоят большие статуи, в том числе Ганеши. Статуя была среди тех, которые изначально находились дальше у внешних ворот храма, но были повреждены и собраны там из руин. Их нашли и поместили рядом с храмом. Наваранга включает в себя две небольшие ниши, обращенные друг к другу, между двумя храмами, где они соединяются в трансепте. На них есть резьба и произведения искусства, но статуи внутри каждого отсутствуют. Рядом с западной нишей находится каменная панель с большой санскритской надписью северо-индийского и южно-индийского письма. [55]

Столбы и потолки
[ редактировать ]Внутренние стены храма довольно просты по сравнению с внешней стеной, за исключением выточенных на токарном станке колонн, которые идут рядами между северным и южным входами. [56] Четыре колонны перед каждым храмом являются наиболее богато украшенными и единственными, маданики . в кронштейнах которых установлены скульптуры [36]

Слитая мандапа представляет собой ряд колонн, выровненных вдоль северо-западной оси. В центральной наваранге мандапы каждого храма находятся четыре колонны и приподнятый потолок с замысловатой резьбой. На каждом из четырех столбов этой центральной наваранги было четыре стоящих фигуры маданакаи ( салабханджика , в основном женщины), или всего 16 стоящих фигур на храм. Из 32 фигур на центральных колоннах двух храмов сохранились 11. Только 6 поврежденных сохранились в северном храме и 5 в южном храме. Более внимательное изучение капители колонны позволяет предположить, что на каждой колонне в восточном ряду была фигура, обращенная к восходу солнца, но все они имеют следы разрушения, и ни одно из этих изображений не сохранилось. На колонне возле второй восточной двери есть два поврежденных маданакаи , но лучше всего сохранились те, что находятся в центральной Наваранге. [55]
Святилище
[ редактировать ]
В храме-близнеце есть два святилища ( гарбха гриха ), в обоих находится Шива-лингам. Одно святилище посвящено «Хойсалесваре» Шиве (королю), а другое — «Шанталесваре» Шиве (царице Шантале). Оба имеют одинаковый размер. Каждое святилище представляет собой квадрат с даршана двара (видовым дверным проемом) на востоке и тремя дюймами на севере, западе и юге. Дверные проемы с каждой стороны окружены дварапалой, каждая из которых ведет в суканаси (вестибюль). имеется сложная резьба Над перемычкой между дварапалами , изображающая Шиву с Парвати, других дэвов и дэви, а также двух больших макар (мифических синкретических морских существ). На макарах едут Варуна и его жена Варуни. Дверные косяки украшены пурнагхатами (сосудами изобилия). Первоначально на площади святилища была башня (шихара), поднимающаяся к небу, завершающая надстройку вимана , но башни утеряны для истории, и храм выглядит плоским. Стены святилища простые, что не отвлекает верующего и сосредотачивает внимание посетителя на духовном символе. [57] [58]
В храме есть святыни меньшего размера с собственным святилищем. Например, в святилищах Нанди в святилище изображен Нанди, а в святилище Сурья изображен индуистский бог Солнца. [28] [29]
Другие памятники
[ редактировать ]На территории храма Хойсалесвара находится музей, которым управляет Археологическая служба Индии. Он содержит многочисленные фрагменты руин и храмовые произведения искусства, извлеченные из этого места для более тщательного трехмерного изучения. На территории храма также есть так называемая Гаруда Стамба ( столб Гаруда ) к югу от храма. Он также поврежден, верхняя часть отсутствовала. [59] В нем есть надпись, которая обрывается в середине предложения. В той части, которую можно прочитать, говорится, что генерал Лакшмана, его жена и последователи пожертвовали собой после смерти Баллалы II. В середине колонны расположены восемь мужских фигур, четверо из которых изображены использующими мечи для принесения себя в жертву ( сидитале-году ). [59] Один из жертвующих изображен сидящим в позе намасте и готовящимся к жертвоприношению, а другие показаны в процессе жертвоприношения. Изображения символизируют их преданность своему лидеру и их решимость умереть вместе с ним. [59]
В помещениях храма есть свидетельства существования других святынь и храмов. Точно так же, как памятник Сурье (Солнцу), который находится к востоку от одного Нанди, к другому Нанди был прикреплен памятник Чандре (Луне). Раскопки на юго-западной стороне храма выявили остатки разрушенного храма. [60]
Художники
[ редактировать ]Многочисленные панели храмовых произведений искусства содержат подписи или заявления художников или гильдии, к которой они принадлежали, и обычно они находятся на постаменте произведения искусства или под ним. Наиболее повторяющиеся имена художников, найденные в храме Хойсалесвара, включают Манибалаки, Мабала, Баллана, Бочана, Кетана, Бама, Балаки и Реводжа. [49] Гильдии можно определить по значку организации и написанным именам, таким как Агни-Индра, Индра, Падука (.запад) и Падувала-бадага (.северо-запад). [49]
Прием
[ редактировать ]По словам искусствоведа XIX века Джеймса Фергюссона, это «чудесная выставка человеческого труда, которую можно найти даже на терпеливом Востоке и превосходящая все в готическом искусстве ». [61] Храм Хойсалесвара в Халебиду был описан Перси Брауном как «высшее достижение архитектуры Хойсала» и как «высшая кульминация индийской архитектуры», несмотря на то, что издалека он выглядит довольно плоским и унылым, учитывая, что башни сейчас отсутствуют. [62]
Ричард Окли был одним из первых фотографов, посетивших этот храм в 1850-х годах. Он назвал его «самым великолепным» и «намного превосходящим» любой храм Южной Индии, который он видел:
Мой старый друг, доктор Нил из 1-го Мадрасского полка легкой кавалерии, настоятельно рекомендовал мне посетить Халлибид, место расположения Дхура Саммудера, древней столицы Беллала Део, повелителя Карнатика. Мне рассказали о чудесном храме, который, как говорят, существовал там, но очень немногие из многих, у кого я искал информацию, знали что-либо о нем, и это было с очень большим трудом и после двадцатидневного перехода по самому жалкому кресту. по проселочным дорогам можно было предположить, что мне удалось найти этот великолепный храм. Увидев множество самых знаменитых пагод на юге Индии, я могу без колебаний утверждать, что они намного превосходят любое, даже самое великолепное из этих прекрасных сооружений. . .. Имея при себе фотографический аппарат, я, не теряя времени, нанес на вощеную бумагу точные изображения почти каждой части скульптуры, которая буквально покрывает ее стены.!
- Ричард Баннер Окли (1856), цитата Джанет Деван [63]
Джеймс Фергюссон никогда не посещал этот храм или Халебид, но он был первым, кто просмотрел все доступные полевые записи о храме Хойсалесвара после того, как вышел на пенсию и вернулся в Англию. Он сосредоточил свое внимание исключительно на храме Хойсалесвара, опубликовал краткий историко-художественный обзор в 1866 году, за которым последовал более полный анализ в 1876 году. Он писал: [64]
Если бы можно было проиллюстрировать храм Халебидов до такой степени, чтобы сделать его особенности знакомыми, то не было бы ничего более интересного и поучительного, чем провести сравнение с Парфеноном в Афинах . (...) [Храм Халебидов] имеет правильную форму, но с изученным разнообразием очертаний в плане и еще большим разнообразием в деталях. Все колонны Парфенона одинаковы, а в индийском храме нет одинаковых граней; каждый виток каждого свитка различен. Во всем здании нет двух одинаковых навесов, и каждая часть демонстрирует радостное изобилие фантазии, презирающей любые механические ограничения. Все, что дико в человеческой вере или тепло в человеческих чувствах, изображено в этих стенах; но чистого интеллекта мало — меньше, чем человеческих чувств в Парфеноне.
- Джеймс Фергюссон (1876), цитата Адама Харди [65]
По словам Кристен Касдорф, публикации Фергюссона по индийской архитектуре оказали влияние и послужили вводной основой для нескольких поколений ученых. Его исключительное внимание к этому храму помогло привлечь к нему внимание, но без контекста других храмов Халебидов. Фергюссон ошибся во многих деталях, в том числе в своем неправильном предположении, что Хойсалас начал строительство храма Хойсалесвара в 1235 году, продолжал работать над ним более 85 лет и остановил строительство из-за «магометанского вторжения» 1310 года. [66] Ошибка Фергюссона какое-то время копировалась во многих индийских текстах. Более правильная история возникла по мере того, как ученые обнаружили и перевели больше надписей. Его комментарий к храму Хойсалесвара, утверждает Кадорф, выражает восхищение, однако «прямо попадает в сферу преобладающего империалистического повествования», где западные памятники изображались как «рациональные», в то время как восточные памятники назывались «хаотичными», «царствующими эмоциями и излишествами». над серьезным взвешенным суждением». Прием Фергюссоном храма Хойсалесвара часто цитировался подробно на протяжении почти столетия и продолжает цитироваться для западной аудитории без необходимого контекста. [66]
В 20-м веке индийские авторы, такие как Нарасимачар и Шрикантайя, опубликовали свои монографии, назвав его одним из храмов, осознавших «великолепие искусства Хойсала». Кришна – один из директоров Майсурского археологического отдела под руководством Водеяров – написал свой годовой отчет за 1930 год, который на сегодняшний день остается самым подробным отчетом об этом месте. [67] Храм следует сравнивать с драгоценностями, а не с другими храмами, писал Кришна, с рельефами и скульптурами «высокого класса, обладающими красотой идей и искусства». [68]
Галерея
[ редактировать ]- Рельеф Шивы и Парвати в храме Хойсалесвара
- Ганеша рельеф
- Рельеф внешней стены
- Наружные стеновые ленты с фризами
- Столп Гаруда
- Индуистский бог Ганеша — западный вход
- Рельефы
- Рельефы на внешних стенах Шанталешвара храма
- Джайнская иконография на внешней стене
- Танцующая Сарасвати
- Харихара – наполовину Шива, наполовину Вишну.
- Кришна с флейтой
- Сурьянараяна и Шива
- Шива как Гаджасурасамхара
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Хойсала
- Джайнские храмы, Халебиду
- Храм Ченнакешава, Белур
- Храм Ченнакесава в Соманатхапуре
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Священные ансамбли Хойсала» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Постоянное представительство Индии при ЮНЕСКО (2014 г.), Священные ансамбли Хойсала , ЮНЕСКО.
- ^ Кирсти Эванс 1997 , с. 8.
- ^ Фокема (1996), стр.59
- ^ Jump up to: а б Роберт Брэднок; Рома Брэднок (2000). Справочник по Индии . МакГроу-Хилл. п. 959. ИСБН 978-0-658-01151-1 .
- ^ Кэтрин Б. Ашер (1995). Индия 2001: Справочная энциклопедия . Южная Азия. стр. 29–30. ISBN 978-0-945921-42-4 .
- ^ Жоан-По Рубье (2002). Путешествие и этнология в эпоху Возрождения: Южная Индия глазами европейцев, 1250–1625 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 13–15. ISBN 978-0-521-52613-5 .
- ^ Камат (2001), стр. 129
- ^ Jump up to: а б с д В.К. Субраманян (2003). Художественные святыни Древней Индии . Публикации Абхинава. стр. 75–77. ISBN 978-81-7017-431-8 .
- ^ Jump up to: а б с Кирсти Эванс 1997 , стр. 196–199.
- ^ Jump up to: а б Кришна 1971 , стр. 33–34, 37–46.
- ^ Jump up to: а б с д Кришна 1971 , стр. 34–36.
- ^ Jump up to: а б Жерар Фокема 1996 , стр. 59–61.
- ^ Кирсти Эванс 1997 , стр. 8–10, 196–199.
- ^ Jump up to: а б Совет 1989 , стр. 343–354.
- ^ Jump up to: а б С. Сеттар. «Наследие Хойсала» . «Линия фронта», том 20 — выпуск 08, 12–25 апреля 2003 г. Frontline, От издателя Индуса . Проверено 12 ноября 2006 г.
- ^ Ом Пракаш Прасад (1979), Три столицы Хойсаласа, Труды Индийского исторического конгресса, Том. 40 (1979), стр. 88-90.
- ^ ЮНЕСКО. «Священные ансамбли Хойсала» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ РП Арья (2007). Невероятная Индия: Путеводитель для туристов и путешествий . Индийская картографическая служба. п. 229.
- ^ Jump up to: а б Рошен Далал (2002). История тупиков Индии для детей, 3000 г. до н. э. — 1947 г. н. э . Книги о пингвинах. п. 195. ИСБН 978-0-14-333544-3 .
- ^ Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. стр. 155–157. ISBN 978-93-5118-658-8 .
- ^ Б.Л. Райс (2001). Справочник Майсура . Азиатские образовательные услуги. стр. 353–354. ISBN 978-81-206-0977-8 .
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 261–267 . ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ JF Fleet, Неле-Виду: Аппаяна-Виду , Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, Cambridge University Press, стр. 117-119
- ^ Харди 1995 , стр. 244–245.
- ^ Кэтрин Касдорф 2013 , стр. 37–43, 78–81 со сносками.
- ^ Кэтрин Касдорф, 2013 , стр. 78–81 со сносками.
- ^ Jump up to: а б с Харди 1995 , стр. 246–247.
- ^ Jump up to: а б с д Кришна 1971 , стр. 34–37.
- ^ Камат (2001), с. 135
- ^ Jump up to: а б Фукема (1996), с. 61
- ^ Фукема (1996), с. 93
- ^ Цитата: «Стиль Хойсала является ответвлением стиля Западной Чалукья», Камат (2001), стр. 134–36.
- ^ Кришна 1971 , стр. 34–46.
- ^ Jump up to: а б Жерар Фокема 1996 , стр. 59–62.
- ^ Jump up to: а б с С. Сеттар. «Наследие Хойсала» . «Линия фронта», том 20 — выпуск 08, 12–25 апреля 2003 г. Frontline, От издателя Индуса . Проверено 22 ноября 2006 г.
- ^ Кирсти Эванс 1997 , стр. 196–207.
- ^ Жерар Фокема 1996 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б Кришна 1971 , стр. 37–46.
- ^ Jump up to: а б Кирсти Эванс 1997 , стр. 196–227.
- ^ Эванс, Кирсти (1999). «Визуальные повествования в индийском искусстве: сцены из Махабхараты в храмах Хойсала». Исследования Южной Азии . 15 (1). Тейлор и Фрэнсис: 25–40. дои : 10.1080/02666030.1999.9628563 .
- ^ Кришна 1971 , стр. 37–39.
- ^ Jump up to: а б Кришна 1971 , стр. 39–40.
- ^ Кришна 1971 , стр. 40–41.
- ^ Кришна 1971 , стр. 41–42.
- ^ Кришна 1971 , стр. 42–44.
- ^ Кришна 1971 , стр. 44–45.
- ^ Кришна 1971 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с д Нарасимхачарья 1990 , стр. 7–8.
- ^ Камат (2001), с. 116
- ^ Кришна 1971 , стр. 46–47.
- ^ Кришна 1971 , стр. 46–48.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Кирсти (1993). «Две перемычки с танцующими Шивами в храме Хойсала». Исследования Южной Азии . 9 (1). Тейлор и Фрэнсис: 61–75. дои : 10.1080/02666030.1993.9628460 .
- ^ Jump up to: а б с Кришна 1971 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б Нарасимхачарья 1990 , стр. 6–8.
- ^ Камат (2001), с. 117)
- ^ Кришна 1971 , стр. 33–37.
- ^ Харди 1995 , стр. 247–253.
- ^ Jump up to: а б с Нарасимхачарья 1990 , стр. 8–9.
- ^ Нарасимхачарья 1990 , стр. 7–9.
- ^ К. Канникешваран. «Халебиду, Храм месяца» . ТемплНет . Проверено 22 ноября 2006 г.
- ^ Браун 1949 , стр. 142–143.
- ^ Совет 1989 , с. 343.
- ^ Кэтрин Касдорф 2013 , стр. 19–21 со сносками.
- ^ Харди 1995 , с. 15 с примечанием 24.
- ^ Jump up to: а б Кэтрин Касдорф, 2013 г. , стр. 19–22 со сносками.
- ^ Кэтрин Касдорф 2013 , стр. 25–26 со сносками.
- ^ Кришна 1971 , с. 6.
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Браун, Перси (1949). Индийская архитектура . Д.Б. Тарапоревала.
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Деван, Джанет (1989). «Храм Хойсалесвара в Халебид в ранних фотографиях». История фотографии . 13 (4): 343–354. дои : 10.1080/03087298.1989.10441009 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано издательством Принстонского университета, 1946 г.). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано издательством Принстонского университета, 1946 г.). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Камат, У. Сурьянатх: Краткая история Карнатаки с доисторических времен до наших дней, Книги Юпитера, 2001, MCC, Бангалор (перепечатано в 2002 г.), OCLC 7796041 .
- Шастри, Нилаканта К.А.: История Южной Индии (1955), От доисторических времен до падения Виджаянагара, OUP, Нью-Дели (перепечатано в 2002 г.), ISBN 0-19-560686-8 .
- Жерар Фокема (1996). Полный путеводитель по храмам Хойсаха . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-345-8 .
- Кирсти Эванс (1997). Эпические повествования в храмах Хойсаха: Рамаяна, Махабхарата и Бхагавата Пурана в Хахебиде, Белуре и Амритапуре . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10575-1 .
- Харди, Адам (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация - традиция Карната Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-312-4 .
- Кришна, МЗ (1971). Халебид: Храм Хойсалесвара . Майсурский археологический факультет Майсурского университета (год происхождения: 1930).
- Нарасимхачарья, Рамануджапурам (1990). Храм Халебид (страницы 6–10) Майсурского археологического отчета, том. 1911 год . Азиатское общество (1911 год).
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Кэтрин Касдорф (2013). Формирование Дорасамудры: храмы столицы Хойсахи в контексте . Издательство Колумбийского университета.
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Храм Хойсалесвара в Халебиду
- Tailbite , Британская энциклопедия