Jump to content

Храм Хойсалесвара

Координаты : 13 ° 12'47,5 "N 75 ° 59'42,0" E  /  13,213194 ° N 75,995000 ° E  / 13,213194; 75,995000

Храм Хойсалесвара
Храм Хойсалешвара
Храм Хойсалесвара в Халебиду
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Хасан
Божество Шива
Расположение
Расположение Укус хвоста
Состояние Карнатака
Страна Индия
Храм Хойсалесвара расположен в Индии.
Храм Хойсалесвара
Расположение в Карнатаке
Географические координаты 13 ° 12'47,5 "N 75 ° 59'42,0" E  /  13,213194 ° N 75,995000 ° E  / 13,213194; 75,995000
Архитектура
Тип Хойсала
Создатель Кетамалла, Хойсала Вишнувардхана
Завершенный 12 век
Официальное название Священные ансамбли Хойсаласа
Тип Культурный
Критерии я, ii, iv
Назначен 2023 г. (45-я сессия )
Справочный номер. 1670 [1]

Храм Хойсалесвара , также называемый просто храмом Халебиду храм XII века, , представляет собой индуистский посвященный богу Шиве . Это крупнейший памятник в Халебиду , городе в штате Карнатака , Индия и бывшей столице империи Хойсала . Храм был построен на берегу большого искусственного озера на средства короля Вишнувардханы из империи Хойсала. [2] Его строительство началось около 1121 г. н.э. и завершилось в 1160 г. н.э. [3] [4]

В начале 14 века Халебиду дважды подвергался разграблению и разграблению мусульманскими армиями Делийского султаната из северной Индии. [5] [6] [7] а храм и столица пришли в запустение и запустение. [8] Это в 30 километрах (19 миль) от города Хасан и примерно в 210 километрах (130 миль) от Бангалора . [9]

Храм Хойсалесвара является памятником традиции шиваизма , но в нем почтительно включены многие темы вайшнавизма и традиции индуизма шактизма , а также образы джайнизма . [10]

Храм Хойсалесвара представляет собой храм-близнец, посвященный лингамам Хойсалесвара и Санталесвара Шива, названным в честь мужского и женского аспектов, равных и соединенных в трансепте. Снаружи у него есть два святилища Нанди, где каждый сидящий Нанди смотрит на соответствующий лингам Шивы внутри. [11] Храм включает в себя меньшее святилище индуистского бога Солнца Сурьи . Когда-то у него были башни-надстройки, но их больше нет, и храм выглядит плоским. [12] Храм обращен на восток, хотя в настоящее время памятник посещают с северной стороны. И главные храмы, и святилища Нанди имеют квадратную форму. [13] Храм был вырезан из мыльного камня .

Он примечателен своими скульптурами, сложными рельефами, подробными фризами, а также своей историей, иконографией, надписями североиндийскими и южноиндийскими письменами. Художественные работы храма дают наглядное представление о жизни и культуре Южной Индии XII века. Около 340 крупных рельефов изображают индуистскую теологию и связанные с ней легенды. [10] Многочисленные фризы меньшего размера повествуют индуистские тексты, такие как Рамаяна , Махабхарата и Бхагавата Пурана . Некоторые фризы под крупными рельефами изображают сюжетные эпизоды. [2] [11] [14]

Произведения искусства в храме Хойсалесвара повреждены, но практически не повреждены. В нескольких километрах от храма находятся многочисленные руины архитектуры Хойсала, в том числе комплекс Джайна Басади и храм Кедарешвара .

Храм Хойсалесвара, наряду с близлежащим храмом Ченнакешава в Белуре и храмом Кешава в Соманатхапуре, объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО был в 2023 году как часть Священных ансамблей Хойсалас . [2]

Расположение

[ редактировать ]

Храм Хойсалесвара расположен в Дорасамудре . Халебиду — город в округе Хасан в индийском штате Карнатака . Это примерно в 30 километрах (19 миль) к северо-западу от Хасана . [9] Храм находится примерно в 16 км (9,9 миль) от храмов Белура, штат Карнатака . [9] В Халебиду нет близлежащего аэропорта, и он находится примерно в 210 километрах (130 миль) к западу от Бангалора (код IATA: BLR), примерно в 4 часах езды по четырехполосному шоссе NH75 через Хасан. Халебиду связан железнодорожной сетью в Хасане с крупными городами Карнатаки. [9]

Храм Хойсалесвара был одним из первых, которые были должным образом обследованы в Карнатаке между 1801 и 1806 годами. После изобретения фотографии он был одним из первых, кто был сфотографирован в Британской Индии. На них видно запустение и разбросанные руины. [15]

Период Хойсала в истории Южной Индии начался около 1000 г. н.э. и продолжался до 1346 г. н.э. За этот период они построили около 1500 храмов в 958 центрах. [16] Халебиду первоначально в своих надписях назывался Дорасамудра, возможно, происходящее от Дварасамудры (санскритские слова «Двара» (ворота, дверь) и Самудра (океан, море, большой водоем)). Раньше столицей был Белур, штат Карнатака , но Дорасамудра стал установленной столицей при короле Вишнувардхане и служил столицей империи Хоясала в течение почти 300 лет. [12] [16] [17]

В отличие от других храмов Хойсала, дошедших до наших дней, и несмотря на многочисленные надписи в помещениях храма, в храме Хойсалесвара отсутствует надпись посвящения. [12] Вероятно, он утерян, как и многие другие особенности первоначального храма. Надпись, найденная примерно в пяти километрах от места храма, возле руин храма Каллешвара в Гхаттадахалли, гласит, что этот храм построил Кетамалла - офицер, находившийся на службе у царя Вишнувардханы. В нем также отмечается, что король предоставил земли для поддержки строительства, эксплуатации и обслуживания храма Шивы в Саке в 1043 году, или 1121 году нашей эры. [12] Это был не единственный храм, построенный в ту эпоху. Надписи предполагают, что столица состояла из множества других храмов, как индуистских, так и джайнских традиций, а также ступенчатых колодцев, прудов и мантап (мандап, общественных залов) в окрестностях большого озера Дорасамудхра. [18] Это самый большой храм, построенный Хойсаласами и посвященный индуистскому богу Шиве в Южной Индии. [19]

Империя Хойсала и ее столица Дорасамудра были захвачены, разграблены и разрушены в начале 14 века армиями Делийского султаната Алауддина Хилджи. [5] [20] [21] Белур и Халебиду стали объектами грабежа и разрушения в 1326 году нашей эры другой армией Делийского султаната султана Мухаммеда бин Туглака. [22] Территория была захвачена Империей Виджаянагара . [20] Королевство Хойсала, как утверждает Джеймс К. Харл, прекратило свое существование в середине 14 века, когда король Баллала III был убит в войне с мусульманской армией султаната Мадурай . [23] Дорасамудра и его храмы превратились в руины, столица заброшена, и это место стало известно как «Халебиду» (буквально «старый лагерь или столица»). [24] Около 300 оригинальных храмов Империи Хойсала сохранились в различной степени повреждения и разбросаны по всему Карнатаке. Из них, утверждает Харди, к 1995 году около 70 были изучены с разной степенью детализации. [25]

После поражения Типу Султана в 1799 году Майсур попал под влияние колониального британского правления и науки. Руины храма Хойсалесвара были одними из первых исследованных. [26] тогда самая ранняя фотография была сделана в 1850-х годах, [15] и предметом нескольких раундов добровольного ремонта и реставрации, для которых не хватало тщательной документации. Руины других храмов были повторно использованы здесь для покрытия мандапы Нанди — частей фризов, использованных для ремонта постамента. Таким образом, храм Хойсалесвара в том виде, в котором он сохранился в современную эпоху, представляет собой смесь оригинальной архитектуры и дизайна индуистского храма, который был открытым, к которому в 14 веке были добавлены каменные перегородки с внешними стенами и дверями, чьи венчающие башни ( шихара ) были потеряны, и чьи руины неоднократно ремонтировались и реставрировались в 19 и 20 веках. [27]

Описание

[ редактировать ]
Аннотированный план храма Халебида Шивы XII века

Храм Хойсалесвара, также называемый храмом Хойсалесвара или Хойвалешвара, представляет собой двойной храм, или двикута вимана (план с двумя святынями и двумя надстройками). Оба храма одинакового размера, а их святилища выходят на восток, навстречу восходу солнца. В святилище «Хойсалесвары» (короля) и в другом святилище «Шанталесвары» (царицы Шантала Деви) есть лингам Шивы. Снаружи, на восточной стороне главных храмов, находятся две святыни меньшего размера, в каждой из которых сидит сидящий Нанди. [28] [29] К востоку от южного храма Нанди находится пристроенный храм Сурья меньшего размера, где находится статуя Сурьи высотой 7 футов (2,1 м), обращенная к Нанди и святилищу. Историки, такие как Адам Харди, утверждают, что в храме Хойсалесвар есть свидетельства существования других святынь, но сейчас они отсутствуют и потеряны для истории. [28] [29]

Святилище Нанди (слева) напротив святилища главного храма.

Храмовый комплекс в целом размещен на джагати (буквально, мирской платформе). Платформа шириной 15 футов вокруг внешних стен храма предназначена для того, чтобы посетитель мог ходить и рассматривать произведения искусства по часовой стрелке, совершая обход святилищ. Это называется прадакшина-патха (путь обхода). [30] Меньшие святыни имеют тот же джагати , что и главный храм, и соединены каменной лестницей. Два святилища расположены рядом друг с другом по линии север-юг, оба обращены на восток, и перед каждым находится мандапа (также пишется мантапа , общественный зал). Две мандапы соединены между собой, откуда открывается вид на большую открытую наварангу для семейных и общественных собраний. [13] [29]

Храм Северного Нанди
Храм Южного Нанди

На вершине каждого святилища храма были башни, но сейчас они отсутствуют. По мнению Фокемы, эти башни, должно быть, повторяли звездную форму святыни, потому что они есть в лучше сохранившихся храмах Хоясала. [31] Надстройка над вестибюлем , соединяющим храм с мантапой , называемая суканаси (низкая башня, похожая на продолжение главной башни), также отсутствует. Как и ряд украшенных миниатюрных крыш, восточные стены по периметру и другие святыни главного храма исчезли. [32]

Храм был построен из хлоритового сланца, более известного как зеленый сланец или мыльный камень . [33] Мыльный камень мягок в карьерах, и из него легче вырезать сложные формы, но со временем он затвердевает на воздухе.

Наружные стены

[ редактировать ]
На внешних стенах храма произведения искусства представлены полосами. 1: марширующие игривые слоны; 2: львы; 3: тонкий миниатюрный свиток; 4: всадники в разных позах; 5: тонкий миниатюрный свиток; 6: фризы, повествующие легенды из индуистских текстов; 7: макары; 8: хамса и павлины; 9: профессионалы, повседневная жизнь людей, попеременно стоящих и сидящих; 10: мифические существа, фестивали, церемонии; 11: артха, кама, сцены дхармы, включая ухаживания и митхуна (эротика, секс), различные занятия, некоторые мифические сцены; 12: большие панели изображений (божества, духовные истории из индуистских текстов). [34] [35]
Танцующая Сарасвати держит в руках рукопись, ручку, вину алапини и другие символы знаний и искусств.

Внешние стены храма украшены замысловатой резьбой. Его нижние слои состоят из полос с фризами, состоящими из (снизу вверх) слонов, львов, свитков с изображением природы и миниатюрных танцоров, лошадей, свитков, сцен из индуистских текстов, [10] мифические звери ( макара ) и лебеди. [35] [36] [37] По словам Шадакшари Сеттара , на картине видны детали, поскольку «нет двух одинаковых львов на всем протяжении, занимающем более фарлонга (200 метров)», художники «запечатлели Рамаяну и Махабхарату, а также основные эпизоды Бхагаваты». . Внешняя стена храма представляет собой живописное повествование об индуистских эпосах, а в его средней части есть большие панели, на которых «представлен весь пантеон индуистских божеств, это руководство по индуистской иконографии», утверждает Сеттар. [36] По мнению Фокема и других искусствоведов, качество и количество связанных с эпосом «фризов поразительны», но серия панно не завершает повествование сразу, скорее после натяжения на некоторое время вмешается другой текст. [38] [39] Внешние стены святынь храма Хойсалесвара украшены 340 большими рельефами. [40]

Фризы и настенные изображения на внешней стене преимущественно повествуют Рамаяну , Махабхарату , Бхагавата Пурану , другие основные Шайвские и Вайшнавские Пураны. [39] [41] Некоторые основные дисплеи включают (по часовой стрелке): [40]

  • На северо-восточной внешней стене северного храма Шивы: сцена суда, Бхайрава, Бхарави, Самудра мантан, музыканты с музыкальными инструментами XII века, Шукрачарья, легенда Кача-Деваяни, Лакшми, Умамахешвара, легенда Вамана-Бали-Тривикрама, легенда Индры. , Вирабхадра, Шива в йоге. [42]
  • На юго-восточной внешней стене северного храма Шивы: Танцоры, Бхайрава, Бхайрави, Умамахешвара. [43]
  • На северо-восточной внешней стене южного храма Шивы: лила Кришны из Бхагаваты, Васудева в тюрьме, за которой следует перенос новорожденного Кришны через легенду о Ямуне, Кришна, убивающий Путани и других асури, Кришна, похищающий масло, Кришна, играющий на флейте с танцующими людьми и животными, Легенда о Кришне и Прадьюмне: Кришна поднимает говердхану, Юдхиштхира и Сакуни играют в кости, Кичака приставает к Драупади, а Бхима встречает Кичаку, одетого как женщина, чтобы вернуть справедливость. [43]
Дурга в роли Махишасурамардини, убивающего демона-буйвола.
  • На юго-восточной внешней стене южного храма Шивы: Бхишма парва и Дрона парва Махабхараты ; Стоящий Вишну, танцоры и музыканты празднуют победу Арджуны над Дроной. [44]
  • На юго-западной внешней стене южного храма Шивы: Арджуна с эпизодами Кришны в Махабхарате ; танцоры, празднично празднующие победу Пандавов; легенды о Мохини в Ведах; Дакшинамурти, Умамахешвара, Тандавешвара, Вишну; Арджуна встречает легенды о Шиве; Аранья парва Махабхараты ; Легенда о Бхиме и Бхагадатте; Бхайрава, Ганеша, Вишну и Вамана; Танцоры и музыканты на свадьбе Парвати и Шивы; Вишну-Шива-Брахма вместе; Легенда о Шанмукхе и Таракасуре; Тандавешвара; три лика Брахмы на лебеде; Шива с Ганешей и Картикеей; Нарасимха занимается йогой; Дурга как Махишасурамардини; Мохини танцует. [45]
Фриз Рамаяны, внешняя стена.
  • На северо-западной внешней стене южного храма Шивы: Лежащий Вишну со всеми богами и богинями в почтении; Легенда о Прахладе-Хираньякашипу-Нарасимхе из «Бхагавата-пураны»; Мохини как Бхайрави с Бхайравой; Рама сражается с Раваной из Рамаяны; Индра сидит; Брахма с Сарасвати; Легенды о Карна-Арджуне и Бхина-Дуссасане из Махабхараты; Умамахешвара, Ганеша; сцена поцелуя между мужчиной и женщиной; музыканты, танцоры; истории Мохини; больше сцен ухаживания и поцелуев; Легенды о Кали Шакти; Легенды об Арджуне. [46]
  • На юго-западной внешней стене северного храма Шивы: стоящие изображения Брахмы, Шивы, Вишну, Дурги, Сарасвати, Камы и Рати, Парвати, легенда об Индракиле; Парвати занимается йогой; Шива увлечен Мохини; Истории Рамаяны, включая золотого оленя, первую встречу с Хануманом и Сугривой, Раму, стреляющего стрелой через семь ладоней, Ханумана, дающего кольцо Рамы Сите; Легенды Мохини; возлежащий Вишну на Шеше, порождающий космический цикл; Легенда Ваманы; аватары Вишну; Шива и Ганеша танцуют вместе; двенадцать Адитьев из Вед; Легенды об Арджуне-Бхишме; Шива и женский аватар Вишну Мохини танцуют вместе. [47]
  • На северо-западной внешней стене северного храма Шивы: Натараджа в танце Тандава; Дурга и Саптаматрика; легенды об Абхиманью, Дроне, Кришне и Арджуне в Махабхарате; Натараджа; восемь форм Рудры; Танец Мохини; Бхарави; Танец Сарасвати, танец Шивы и Ганеши, разгневанный Нарасимха, различные формы Вишну, танец Ганеши с Гаджасурамарданой Шивой; Картикея; Парвати; танцоры и музыканты. [48]
Харихара (левая половина Шивы, правая Вишну) в Хойсалешваре

С точки зрения богословия различных индуистских традиций, большие изображения на внешних стенах западной стороны представляют собой следующие частоты (исключая небольшие панели и миниатюрные фризы): [49]

  • Шива: как Умамахешвара (8), как Натараджа и разрушитель различных демонов (25), Дакшинамурти (1), как обнаженный Бхайрава (6)
  • Шакти: как формы Парвати Дурги, Махишасурамардини, Кали и других (18)
  • Вишну: сидящий или стоящий (15), Кришна в образе Веногопалы (12), Вараха (2), Нарасимха (4), Вамана (1), Тривикрама (1).
  • Харихара (наполовину Вишну, наполовину Шива) (1)
  • Ганеша: сидя или стоя (4)
  • Картикея: на павлине (1), под семиглавым змеем (2).
  • Брахма (4)
  • Сарасвати: сидя или стоя (9)
  • Ведические божества: Индра, Сурья и другие (4)
  • Другие: Вишну в своем женском аватаре Мохини в одежде и обнаженной, Шива с Мохини, Арджуна и другие (не в счет).

На другой стороне стены украшены более крупными изображениями. [49]

Дверные проемы и мантапа

[ редактировать ]

Храм имеет четыре входа. В настоящее время посетители обычно используют в качестве главного входа северный вход, ближайший к парковке. Один вход с южной стороны и два с восточной, обращены к двум большим отдельным открытым павильонам, потолок которых поддерживается токарными колоннами. [50]

Изначально в храме была открытая наваранга , где павильоны мантапа были видны снаружи святынь, а снаружи была видна находящимся в мандапе. Согласно надписи, найденной в храме, в эпоху короля Хойсалы Нарасимхи I мантапа была закрыта, добавлены двери и установлены перфорированные каменные перегородки. [31] [51] Наряду с четырьмя дверями более поздние художники добавили дварапалы и следующие украшения:

Лучше сохранившаяся дварапала у входа в мантапу (руки сломаны).
  • высотой шесть футов Южный вход: дварапала с драгоценностями по обе стороны дверного проема. У каждого по четыре руки (две сломаны, остальные повреждены), они носят джатамакута, имеют третий глаз и клыки и стоят в S-образной позе трибханга. Они держат иконы Шивы, такие как дамару, кобра, трисула и другие. В какой-то момент их испортили. В 20 веке были предприняты попытки обрезать, восстановить и повторно отполировать лица дварапалы, но это создало непропорциональный искусственный вид. Над дверной перемычкой висит произведение искусства, изображающее Натараджу (Тандава) вместе с Нанди, другими танцорами и музыкантами. [52] [53]
  • Юго-восточный вход: аналогичен южному входу, две руки сломаны, но лица сохранились лучше. Над дверной перемычкой вырезана лучше всего сохранившаяся входная Натараджа с десятью руками (одна повреждена), сопровождаемая слева Нарасимхой, Сарасвати, Брахмой, Ганешей, Парвати, одним поврежденным и неясным божеством и Шивой, а с правой стороны изображен Шива. Парвати, Бхайрава, Индрани, Кешава, Сурья и Парвати. [54] [53]
  • Северо-восточный вход: дверной проем поврежден, дварапалы отсутствуют, хотя постамент и панели остались. Резьба над дверной перемычкой испорчена. [54]
  • Северный вход: используется современными туристами. Оригинальные дварапалы утеряны, а две новые неправильно спаренные дварапалы были обнаружены в руинах региона для туристов. Сцена над дверной перемычкой также повреждена и неудовлетворительна по исполнению. [54]

За южным входом в парке стоят большие статуи, в том числе Ганеши. Статуя была среди тех, которые изначально находились дальше у внешних ворот храма, но были повреждены и собраны там из руин. Их нашли и поместили рядом с храмом. Наваранга включает в себя две небольшие ниши, обращенные друг к другу, между двумя храмами, где они соединяются в трансепте. На них есть резьба и произведения искусства, но статуи внутри каждого отсутствуют. Рядом с западной нишей находится каменная панель с большой санскритской надписью северо-индийского и южно-индийского письма. [55]

Столбы, выточенные на токарном станке в мантапе храма Хойсалешвара в Халебиду

Столбы и потолки

[ редактировать ]

Внутренние стены храма довольно просты по сравнению с внешней стеной, за исключением выточенных на токарном станке колонн, которые идут рядами между северным и южным входами. [56] Четыре колонны перед каждым храмом являются наиболее богато украшенными и единственными, маданики . в кронштейнах которых установлены скульптуры [36]

Резьба на колонне и потолке с поврежденным маданакаем .

Слитая мандапа представляет собой ряд колонн, выровненных вдоль северо-западной оси. В центральной наваранге мандапы каждого храма находятся четыре колонны и приподнятый потолок с замысловатой резьбой. На каждом из четырех столбов этой центральной наваранги было четыре стоящих фигуры маданакаи ( салабханджика , в основном женщины), или всего 16 стоящих фигур на храм. Из 32 фигур на центральных колоннах двух храмов сохранились 11. Только 6 поврежденных сохранились в северном храме и 5 в южном храме. Более внимательное изучение капители колонны позволяет предположить, что на каждой колонне в восточном ряду была фигура, обращенная к восходу солнца, но все они имеют следы разрушения, и ни одно из этих изображений не сохранилось. На колонне возле второй восточной двери есть два поврежденных маданакаи , но лучше всего сохранились те, что находятся в центральной Наваранге. [55]

Святилище

[ редактировать ]
Святилище внутри храма Хойсалешвара в Халебиду.

В храме-близнеце есть два святилища ( гарбха гриха ), в обоих находится Шива-лингам. Одно святилище посвящено «Хойсалесваре» Шиве (королю), а другое — «Шанталесваре» Шиве (царице Шантале). Оба имеют одинаковый размер. Каждое святилище представляет собой квадрат с даршана двара (видовым дверным проемом) на востоке и тремя дюймами на севере, западе и юге. Дверные проемы с каждой стороны окружены дварапалой, каждая из которых ведет в суканаси (вестибюль). имеется сложная резьба Над перемычкой между дварапалами , изображающая Шиву с Парвати, других дэвов и дэви, а также двух больших макар (мифических синкретических морских существ). На макарах едут Варуна и его жена Варуни. Дверные косяки украшены пурнагхатами (сосудами изобилия). Первоначально на площади святилища была башня (шихара), поднимающаяся к небу, завершающая надстройку вимана , но башни утеряны для истории, и храм выглядит плоским. Стены святилища простые, что не отвлекает верующего и сосредотачивает внимание посетителя на духовном символе. [57] [58]

В храме есть святыни меньшего размера с собственным святилищем. Например, в святилищах Нанди в святилище изображен Нанди, а в святилище Сурья изображен индуистский бог Солнца. [28] [29]

Другие памятники

[ редактировать ]

На территории храма Хойсалесвара находится музей, которым управляет Археологическая служба Индии. Он содержит многочисленные фрагменты руин и храмовые произведения искусства, извлеченные из этого места для более тщательного трехмерного изучения. На территории храма также есть так называемая Гаруда Стамба ( столб Гаруда ) к югу от храма. Он также поврежден, верхняя часть отсутствовала. [59] В нем есть надпись, которая обрывается в середине предложения. В той части, которую можно прочитать, говорится, что генерал Лакшмана, его жена и последователи пожертвовали собой после смерти Баллалы II. В середине колонны расположены восемь мужских фигур, четверо из которых изображены использующими мечи для принесения себя в жертву ( сидитале-году ). [59] Один из жертвующих изображен сидящим в позе намасте и готовящимся к жертвоприношению, а другие показаны в процессе жертвоприношения. Изображения символизируют их преданность своему лидеру и их решимость умереть вместе с ним. [59]

Музей ASI в Халебиду с экспозицией руин произведений искусства.

В помещениях храма есть свидетельства существования других святынь и храмов. Точно так же, как памятник Сурье (Солнцу), который находится к востоку от одного Нанди, к другому Нанди был прикреплен памятник Чандре (Луне). Раскопки на юго-западной стороне храма выявили остатки разрушенного храма. [60]

Художники

[ редактировать ]

Многочисленные панели храмовых произведений искусства содержат подписи или заявления художников или гильдии, к которой они принадлежали, и обычно они находятся на постаменте произведения искусства или под ним. Наиболее повторяющиеся имена художников, найденные в храме Хойсалесвара, включают Манибалаки, Мабала, Баллана, Бочана, Кетана, Бама, Балаки и Реводжа. [49] Гильдии можно определить по значку организации и написанным именам, таким как Агни-Индра, Индра, Падука (.запад) и Падувала-бадага (.северо-запад). [49]

По словам искусствоведа XIX века Джеймса Фергюссона, это «чудесная выставка человеческого труда, которую можно найти даже на терпеливом Востоке и превосходящая все в готическом искусстве ». [61] Храм Хойсалесвара в Халебиду был описан Перси Брауном как «высшее достижение архитектуры Хойсала» и как «высшая кульминация индийской архитектуры», несмотря на то, что издалека он выглядит довольно плоским и унылым, учитывая, что башни сейчас отсутствуют. [62]

Ричард Окли был одним из первых фотографов, посетивших этот храм в 1850-х годах. Он назвал его «самым великолепным» и «намного превосходящим» любой храм Южной Индии, который он видел:

Мой старый друг, доктор Нил из 1-го Мадрасского полка легкой кавалерии, настоятельно рекомендовал мне посетить Халлибид, место расположения Дхура Саммудера, древней столицы Беллала Део, повелителя Карнатика. Мне рассказали о чудесном храме, который, как говорят, существовал там, но очень немногие из многих, у кого я искал информацию, знали что-либо о нем, и это было с очень большим трудом и после двадцатидневного перехода по самому жалкому кресту. по проселочным дорогам можно было предположить, что мне удалось найти этот великолепный храм. Увидев множество самых знаменитых пагод на юге Индии, я могу без колебаний утверждать, что они намного превосходят любое, даже самое великолепное из этих прекрасных сооружений. . .. Имея при себе фотографический аппарат, я, не теряя времени, нанес на вощеную бумагу точные изображения почти каждой части скульптуры, которая буквально покрывает ее стены.!

- Ричард Баннер Окли (1856), цитата Джанет Деван [63]

Джеймс Фергюссон никогда не посещал этот храм или Халебид, но он был первым, кто просмотрел все доступные полевые записи о храме Хойсалесвара после того, как вышел на пенсию и вернулся в Англию. Он сосредоточил свое внимание исключительно на храме Хойсалесвара, опубликовал краткий историко-художественный обзор в 1866 году, за которым последовал более полный анализ в 1876 году. Он писал: [64]

Если бы можно было проиллюстрировать храм Халебидов до такой степени, чтобы сделать его особенности знакомыми, то не было бы ничего более интересного и поучительного, чем провести сравнение с Парфеноном в Афинах . (...) [Храм Халебидов] имеет правильную форму, но с изученным разнообразием очертаний в плане и еще большим разнообразием в деталях. Все колонны Парфенона одинаковы, а в индийском храме нет одинаковых граней; каждый виток каждого свитка различен. Во всем здании нет двух одинаковых навесов, и каждая часть демонстрирует радостное изобилие фантазии, презирающей любые механические ограничения. Все, что дико в человеческой вере или тепло в человеческих чувствах, изображено в этих стенах; но чистого интеллекта мало — меньше, чем человеческих чувств в Парфеноне.

- Джеймс Фергюссон (1876), цитата Адама Харди [65]

По словам Кристен Касдорф, публикации Фергюссона по индийской архитектуре оказали влияние и послужили вводной основой для нескольких поколений ученых. Его исключительное внимание к этому храму помогло привлечь к нему внимание, но без контекста других храмов Халебидов. Фергюссон ошибся во многих деталях, в том числе в своем неправильном предположении, что Хойсалас начал строительство храма Хойсалесвара в 1235 году, продолжал работать над ним более 85 лет и остановил строительство из-за «магометанского вторжения» 1310 года. [66] Ошибка Фергюссона какое-то время копировалась во многих индийских текстах. Более правильная история возникла по мере того, как ученые обнаружили и перевели больше надписей. Его комментарий к храму Хойсалесвара, утверждает Кадорф, выражает восхищение, однако «прямо попадает в сферу преобладающего империалистического повествования», где западные памятники изображались как «рациональные», в то время как восточные памятники назывались «хаотичными», «царствующими эмоциями и излишествами». над серьезным взвешенным суждением». Прием Фергюссоном храма Хойсалесвара часто цитировался подробно на протяжении почти столетия и продолжает цитироваться для западной аудитории без необходимого контекста. [66]

В 20-м веке индийские авторы, такие как Нарасимачар и Шрикантайя, опубликовали свои монографии, назвав его одним из храмов, осознавших «великолепие искусства Хойсала». Кришна – один из директоров Майсурского археологического отдела под руководством Водеяров – написал свой годовой отчет за 1930 год, который на сегодняшний день остается самым подробным отчетом об этом месте. [67] Храм следует сравнивать с драгоценностями, а не с другими храмами, писал Кришна, с рельефами и скульптурами «высокого класса, обладающими красотой идей и искусства». [68]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Священные ансамбли Хойсала» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Постоянное представительство Индии при ЮНЕСКО (2014 г.), Священные ансамбли Хойсала , ЮНЕСКО.
  3. ^ Кирсти Эванс 1997 , с. 8.
  4. ^ Фокема (1996), стр.59
  5. ^ Jump up to: а б Роберт Брэднок; Рома Брэднок (2000). Справочник по Индии . МакГроу-Хилл. п. 959. ИСБН  978-0-658-01151-1 .
  6. ^ Кэтрин Б. Ашер (1995). Индия 2001: Справочная энциклопедия . Южная Азия. стр. 29–30. ISBN  978-0-945921-42-4 .
  7. ^ Жоан-По Рубье (2002). Путешествие и этнология в эпоху Возрождения: Южная Индия глазами европейцев, 1250–1625 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 13–15. ISBN  978-0-521-52613-5 .
  8. ^ Камат (2001), стр. 129
  9. ^ Jump up to: а б с д В.К. Субраманян (2003). Художественные святыни Древней Индии . Публикации Абхинава. стр. 75–77. ISBN  978-81-7017-431-8 .
  10. ^ Jump up to: а б с Кирсти Эванс 1997 , стр. 196–199.
  11. ^ Jump up to: а б Кришна 1971 , стр. 33–34, 37–46.
  12. ^ Jump up to: а б с д Кришна 1971 , стр. 34–36.
  13. ^ Jump up to: а б Жерар Фокема 1996 , стр. 59–61.
  14. ^ Кирсти Эванс 1997 , стр. 8–10, 196–199.
  15. ^ Jump up to: а б Совет 1989 , стр. 343–354.
  16. ^ Jump up to: а б С. Сеттар. «Наследие Хойсала» . «Линия фронта», том 20 — выпуск 08, 12–25 апреля 2003 г. Frontline, От издателя Индуса . Проверено 12 ноября 2006 г.
  17. ^ Ом Пракаш Прасад (1979), Три столицы Хойсаласа, Труды Индийского исторического конгресса, Том. 40 (1979), стр. 88-90.
  18. ^ ЮНЕСКО. «Священные ансамбли Хойсала» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 3 октября 2014 г.
  19. ^ РП Арья (2007). Невероятная Индия: Путеводитель для туристов и путешествий . Индийская картографическая служба. п. 229.
  20. ^ Jump up to: а б Рошен Далал (2002). История тупиков Индии для детей, 3000 г. до н. э. — 1947 г. н. э . Книги о пингвинах. п. 195. ИСБН  978-0-14-333544-3 .
  21. ^ Авраам Эрали (2015). Эпоха гнева: история Делийского султаната . Книги о пингвинах. стр. 155–157. ISBN  978-93-5118-658-8 .
  22. ^ Б.Л. Райс (2001). Справочник Майсура . Азиатские образовательные услуги. стр. 353–354. ISBN  978-81-206-0977-8 .
  23. ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 261–267 . ISBN  978-0-300-06217-5 .
  24. ^ JF Fleet, Неле-Виду: Аппаяна-Виду , Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, Cambridge University Press, стр. 117-119
  25. ^ Харди 1995 , стр. 244–245.
  26. ^ Кэтрин Касдорф 2013 , стр. 37–43, 78–81 со сносками.
  27. ^ Кэтрин Касдорф, 2013 , стр. 78–81 со сносками.
  28. ^ Jump up to: а б с Харди 1995 , стр. 246–247.
  29. ^ Jump up to: а б с д Кришна 1971 , стр. 34–37.
  30. ^ Камат (2001), с. 135
  31. ^ Jump up to: а б Фукема (1996), с. 61
  32. ^ Фукема (1996), с. 93
  33. ^ Цитата: «Стиль Хойсала является ответвлением стиля Западной Чалукья», Камат (2001), стр. 134–36.
  34. ^ Кришна 1971 , стр. 34–46.
  35. ^ Jump up to: а б Жерар Фокема 1996 , стр. 59–62.
  36. ^ Jump up to: а б с С. Сеттар. «Наследие Хойсала» . «Линия фронта», том 20 — выпуск 08, 12–25 апреля 2003 г. Frontline, От издателя Индуса . Проверено 22 ноября 2006 г.
  37. ^ Кирсти Эванс 1997 , стр. 196–207.
  38. ^ Жерар Фокема 1996 , стр. 61–62.
  39. ^ Jump up to: а б Кришна 1971 , стр. 37–46.
  40. ^ Jump up to: а б Кирсти Эванс 1997 , стр. 196–227.
  41. ^ Эванс, Кирсти (1999). «Визуальные повествования в индийском искусстве: сцены из Махабхараты в храмах Хойсала». Исследования Южной Азии . 15 (1). Тейлор и Фрэнсис: 25–40. дои : 10.1080/02666030.1999.9628563 .
  42. ^ Кришна 1971 , стр. 37–39.
  43. ^ Jump up to: а б Кришна 1971 , стр. 39–40.
  44. ^ Кришна 1971 , стр. 40–41.
  45. ^ Кришна 1971 , стр. 41–42.
  46. ^ Кришна 1971 , стр. 42–44.
  47. ^ Кришна 1971 , стр. 44–45.
  48. ^ Кришна 1971 , стр. 45–46.
  49. ^ Jump up to: а б с д Нарасимхачарья 1990 , стр. 7–8.
  50. ^ Камат (2001), с. 116
  51. ^ Кришна 1971 , стр. 46–47.
  52. ^ Кришна 1971 , стр. 46–48.
  53. ^ Jump up to: а б Эванс, Кирсти (1993). «Две перемычки с танцующими Шивами в храме Хойсала». Исследования Южной Азии . 9 (1). Тейлор и Фрэнсис: 61–75. дои : 10.1080/02666030.1993.9628460 .
  54. ^ Jump up to: а б с Кришна 1971 , стр. 48–49.
  55. ^ Jump up to: а б Нарасимхачарья 1990 , стр. 6–8.
  56. ^ Камат (2001), с. 117)
  57. ^ Кришна 1971 , стр. 33–37.
  58. ^ Харди 1995 , стр. 247–253.
  59. ^ Jump up to: а б с Нарасимхачарья 1990 , стр. 8–9.
  60. ^ Нарасимхачарья 1990 , стр. 7–9.
  61. ^ К. Канникешваран. «Халебиду, Храм месяца» . ТемплНет . Проверено 22 ноября 2006 г.
  62. ^ Браун 1949 , стр. 142–143.
  63. ^ Совет 1989 , с. 343.
  64. ^ Кэтрин Касдорф 2013 , стр. 19–21 со сносками.
  65. ^ Харди 1995 , с. 15 с примечанием 24.
  66. ^ Jump up to: а б Кэтрин Касдорф, 2013 г. , стр. 19–22 со сносками.
  67. ^ Кэтрин Касдорф 2013 , стр. 25–26 со сносками.
  68. ^ Кришна 1971 , с. 6.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2739aa91cbe220bf8ead09fb8e6e0374__1721602260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/74/2739aa91cbe220bf8ead09fb8e6e0374.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hoysaleswara Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)