Праяг Кумбха Мела
Праяг Кумбха Мела | |
---|---|
![]() 2013 Маха Кумбха Мела | |
Статус | Активный |
Жанр | Справедливый |
Частота | Каждые 12 лет |
Место проведения | Тривени Сангам |
Местоположение(а) | Праяградж , Уттар-Прадеш |
Координаты | 25 ° 25'52 "N 81 ° 53'06" E / 25,431 ° N 81,885 ° E |
Страна | Индия |
Предыдущее событие | 2019 (Ард Кумбха Мела) |
Следующее событие | 2025 (Пурн Кумбха / Маха Кумбха Мела) |
Участники | Ахарас , паломники и торговцы |
Бюджет | Восток. ₹ 4200 крор [ нужна ссылка ] |
Активность | Ритуалы |
Организатор: | Управление Праяг Мела |
Спонсор | Ост-Индская компания до 1857 года; Британское владычество до 1947 года; после этого правительство Индии . |
Веб-сайт | кумбха |
![]() |
Праяг Кумбха Мела , также известная как Аллахабад Кумбха Мела, — это мела , или религиозное собрание, связанное с индуизмом и проводимое в городе Праяградж , Индия , в Тривени Сангаме , месте слияния Ганга , Ямуны . и мифического храма Река Сарасвати . [1] Фестиваль отмечен ритуальным купанием в воде, но это также праздник общественной торговли с многочисленными ярмарками, образованием, религиозными беседами святых, массовыми кормлениями монахов или бедняков и развлекательными зрелищами. [2] [3] Примерно 50 и 30 миллионов человек посетили Праяградж Ардх Кумбха Мела в 2019 году и Маха Кумбха Мелу в 2013 году соответственно, чтобы искупаться в священной реке Ганг, что сделало их крупнейшими мирными мероприятиями в мире. [4] [5]
Полная Кумбха-мела проводится каждые 12 лет, а ардха (половина) Мела проводится примерно через 6 лет на том же месте. Кумбха-мела 2013 года стала крупнейшим религиозным собранием в мире, которое посетило почти 120 миллионов человек. Ардх Кумбха Мела была проведена в начале 2019 года. Следующая полная Кумбха Мела запланирована на 2025 год. Точная дата основана на индуистском лунно-солнечном календаре и определяется вхождением планеты Юпитер в зодиак Тельца , а также временем пребывания Солнца и Солнца в зодиаке Тельца. луна в Козероге . [6] [примечание 1]
Мела — одна из четырех ярмарок, традиционно называемых Кумбха Мелас. Ежегодная ярмарка, известная как Магх Мела , проводится в сангаме Праяг Тривени с древних времен (по крайней мере, в первые века нашей эры ). Это место, его священность, омовение и ежегодный фестиваль упоминаются в древних Пуранах и эпосе Махабхарата . Фестиваль также упоминается в текстах более поздних эпох, например, в текстах мусульманских историков Империи Великих Моголов. Однако в этих источниках фраза «Кумбха Мела» не используется для обозначения праздника омовения в Аллахабаде. Самое раннее упоминание о Кумбха Меле в Аллахабаде встречается в документах колониальной эпохи только после середины XIX века. Считается, что примерно в это же время Праягвалы (местные брамины Праяга) приняли 6-летнюю кумбху , 12-летний цикл исторической Маха Кумбха Мелы и ежегодной Магх Мелы. С тех пор каждые 12 лет Магх Мела превращается в Маха Кумбха Мела, а через шесть лет после Кумбха Мелы — в Ард Кумбха («Полукумбха») или Кумбха Мела.
Даты
Кумбха Мела в Аллахабаде проводится в месяц Магх , когда Юпитер находится в Овне , а Солнце и Луна в Козероге ; или Юпитер в Тельце , а Солнце в Козероге. [8] Однако иногда это астрологическое сочетание ( Кумбха-йога ) не совпадает с месяцем Магх. В таком случае мела по-прежнему проводится в Магхе. Например, согласно астрологическим расчетам, Кумбха Мела 1989 года должна была начаться в середине марта; однако это началось в январе. [9]
Было множество случаев, когда индуистские астрологи расходились во мнениях относительно того, какое конкретно состояние приводит к меле. В результате ярмарки, называвшиеся Кумбха Мела, в течение многих лет проводились в одном и том же месте. Например, 1941 и 1942 годы в Аллахабаде; и снова 1965 и 1966 годы в Аллахабаде. [9]
История
Согласно индуистской мифологии , Вишну ронял капли амриты (напитка бессмертия) в четыре места, перенося его в кумбхе (горшок). Эти четыре места, включая Праяградж, считаются современными местами Кумбха Мелы. Ярмарке на берегу реки в Праяградже уже много веков, но ее связь с мифом о кумбхе и 12-летним циклом восходит к 19 веку. Жрецы Праяграджа позаимствовали эти концепции из Харидвара Кумбха Мелы и применили их к своему местному ежегодному празднику Магх Мела. Магх Мела, вероятно, восходит к первым векам нашей эры и упоминается в нескольких Пуранах . [10]
Ранние записи Маг Мела

В трудах китайского путешественника Сюаньцзана (Хиуэнь Цанг), возможно, содержится упоминание о древней версии этой ярмарки 644 года нашей эры. Сюаньцзан упоминает, что император Шиладитья (отождествляемый с Харшей ) раздавал свое богатство среди населения раз в пять лет; его казна затем пополнилась его вассалами. Он описывает такой ритуал на месте, расположенном у слияния двух рек, в царстве По-ло-йе-киа (отождествляемом с Праягой). Он также упоминает, что многие сотни людей принимают омовение в месте слияния двух рек, чтобы смыть свои грехи. [13] По мнению некоторых ученых, это самый ранний из сохранившихся исторических отчетов о Кумбха Меле или ее предшественнике. [14] [15] [16] Однако австралийский исследователь Кама Маклин отмечает, что упоминание о Сюаньцзане касается события, которое происходило каждые 5 лет (а не 12 лет) и могло быть буддийским праздником (поскольку, по мнению Сюаньцзана, Харша был буддийским императором). [17]
Распространенная концепция, которую отстаивают акхары , заключается в том, что Ади Шанкара начал Кумбха Мелу в Праяге в 8 веке, чтобы облегчить встречу святых людей из разных регионов. Однако ученые сомневаются в достоверности этого утверждения. [18]
Нет никаких записей о Кумбха Меле с 12-летним циклом в Праяге до 19 века. « Прайяг Махатмья» В разделе Матсья Пураны говорится о высшей святости Праяг в месяце Магха, но не упоминается какая-либо «Кумбха Мела». [19] Бенгалии Выдающийся духовный лидер Чайтанья посетил Праяг в 1514 году и принял участие в омовении на Макара Санкранти . Источник на бенгальском языке упоминает , Чайтанья Чаритамрита что он посетил Магх Мелу (а не Кумбха Мелу). XVI века Рамчаритманасе Тулсидаса В мела в Аллахабаде упоминается как ежегодная, но не содержит никаких упоминаний о 12-летнем цикле. Табакат-и-Акбари (ок. 1590-е гг.) Низамуддина Ахмада также упоминает, что мела является ежегодной. В нем говорится, что после сбора урожая раби индусы пришли в Тривени Сангам в таком большом количестве, что джунглей и равнин было недостаточно, чтобы их удержать. Айн-и-Акбари , тоже из 16 века, упоминает, что Аллахабад особенно свят в месяц Магха . Хуласат-ут-Таварих (ок. 1695–1699) использует термин «Кумбха Мела» для описания только Мелы в Харидваре; в нем упоминается только существование ежегодной Мелы в Аллахабаде. Ядгар-и-Бахадури (1834 г. н.э.) также упоминает, что мела в Аллахабаде проводится каждую зиму в Магхе, когда солнце входит в знак Козерога. [9]
Британская Ост-Индская компания получила контроль над территорией Праяграджа после Аллахабадского договора 1765 года. Ранние британские записи содержат подробную информацию о ежегодном Магх Мела в Праяградже, собранную для налоговых и административных целей. Но ни в одной из этих записей мела не называется «Кумбха» и не предполагает какого-либо особого значения (например, большого количества людей) для Мелы, проводимой каждый 12-й год. Напротив, есть несколько упоминаний о названии «Кумбха Мела», а также о 12-летнем цикле Харидвар Кумбха Мела . Есть несколько записей о заявлениях от индуистских принцев с просьбой о безналоговом посещении Мелы в Праяградже. Опять же, все они описывают мелу как ежегодную. Бхоланат Чундер (1869) из Азиатского общества также упоминает «особую великую мелу» в Аллахабаде как ежегодную, проводимую в январе. [9] [20]
Маг Мелас эпохи компании
Некоторые из Маг Мела времен Компании включают:
1790
В письме Сциндии хвалят мусульманина по имени Мир Мухаммад Амджад за оказание хороших услуг индуистским паломникам из Декана. Амджад был офицером Асаф-уд-даулы. [21] Асаф-уд-Даула , наваб Авада , в этом году значительно снизил налог на паломников. [22]
1801
Компания передала сбор налогов на меле местным жителям, чтобы избежать сложности налоговой системы, а также обвинений в получении прибыли от нехристианских обычаев. [9]
1806
Компания взяла на себя сбор налога с паломников и ввела налог в размере 1 фунта стерлингов для всех, кто хотел искупаться в Меле. По словам валлийской писательницы-путешественницы Фанни Паркс , налог был суровым: в те времена 1 рупии было достаточно, чтобы продержать человека «в комфорте в течение одного месяца». [23] Другой современный источник оценивает налог, взимаемый компанией, в 3 фунта стерлингов и упоминает, что большие расходы идут на благотворительность и подарки браминам, сидящим на берегу реки. [24]
1808
Компания объявила об отмене налога на паломничество для местных солдат, желающих совершить омовение в Аллахабаде. Этот шаг был направлен на укрепление их лояльности британскому правительству. [25]
1812
Компания организовала «большое» собрание людей на «меле», чего не было уже 28 лет. [24]
1833
Бишунатх Сингх, принц Ревы , отказался платить налог на том основании, что он не принимал ванну. Однако местный британский коллекционер прислал Реве налоговый счет на сумму 5 490 фунтов стерлингов (огромная сумма по тем временам) на том основании, что он нанял Праягвалов, а людям из его свиты постриглись головы. [26]
1836
Раджа Ревы обратился к британцам с просьбой предоставить освобождение от налогов его свите численностью 5000 человек. Британцы согласились предоставить освобождение только для 1000 человек. Разгневанный раджа отказался от поездки в Аллахабад. [26]
1840
Британцы отменили налоги на паломников как «меру, рассчитанную на повышение популярности правительства... в эти недовольные времена». [25] В том году Маг Мела посетило огромное количество людей. Произошла давка, в которой два человека погибли и еще двое получили ранения. [27]
Другие
Как и мела в Харидваре, мела в Праяге также имела коммерческую составляющую, но в гораздо меньших масштабах. Европейский путешественник Чарльз Джеймс К. Дэвидсон дважды посетил ярмарку и описал ее в своей книге « Дневник путешествий и приключений в Верхней Индии » (1843 г.). По его словам, товары, выставленные на продажу на меле, представляли собой недорогие товары, «обычно встречающиеся на всех индийских ярмарках». [28]
Преобразование Магх Мелы в Кумбха Мелу.
Трудно определить точный год, в котором Магх Мела впервые отмечалась как Кумбха Мела. Ярмарка 1870 года в Аллахабаде - самая ранняя ярмарка, которую современные источники называют «Кумбха Мела». Предыдущая Кумбха Мела должна была быть запланирована на 1858 год; но в том году ярмарка в Аллахабаде не проводилась из-за беспорядков, вызванных восстанием 1857 года . До этого в 1846 году должна была проводиться Кумбха Мела, но нет никаких записей, подтверждающих это. В 1874 году Г.М. Рикеттс, комиссар Аллахабада, писал, что ярмарка становится все более священной каждый седьмой год и привлекает все больше паломников и торговцев. Помимо этого, писал он, администрация мало что знала о факторах, которые привели к увеличению или снижению посещаемости ярмарки в конкретном году. [9]
Самое раннее упоминание о Кумбха-меле в Аллахабаде содержится в британском отчете 1868 года. В этом отчете Г.М. Рикеттс (тогдашний магистрат Аллахабада) обсуждает необходимость санитарного контроля на «Кумбх-меле», которая состоится в 1870. Он также упоминает, что четыре года назад он был свидетелем огромной толпы на «Ад Кумб» (Ард Кумбх). В своем отчете о Маг Мела 1870 года комиссар Аллахабада Дж. К. Робертсон также заявил, что ярмарка этого года была «Кумбх». Этот отчет также является самым ранним из сохранившихся источников, в котором упоминается процессия садху в Аллахабаде; эта процессия происходит только во время Кумбха Мелы, а не во время Магх Мелы. [9]
Историк Кама Маклин выдвигает гипотезу, что Мела 1870 года была первой ярмаркой в Аллахабаде, получившей название «Кумбха Мела». Исторически Магх Мела была важным источником дохода для брахманов Праягвал в Аллахабаде. Попытки британцев получить прибыль от Мелы, обложив паломников огромным религиозным налогом, привели Компанию к прямому конфликту с Праягвалами. Даже после того, как Компания отменила налог на паломничество в 1840 году, она продолжала взимать налоги с торговцев и поставщиков услуг (например, парикмахеров) на Меле. [9] Первое британское упоминание о Кумбха Меле в Праяге встречается только в отчете 1868 года, в котором упоминается необходимость усиления контроля за паломничеством и санитарными условиями на «Ярмарке Кумб», которая состоится в январе 1870 года. По словам Маклина, Праягвалы переняли легенду о Кумбхе. и бренд от Харидвара до древнего ежегодного Праяг Маг Мела, учитывая социально-политические обстоятельства XIX века. [9]
Христианские миссионеры атакуют индуизм
Праягвалам из общей индуистской общины не нравилось присутствие христианских миссионеров в Меле. Праягвалы возражали против колониального правительства и проводили кампанию против него, поддерживали христианских миссионеров и чиновников, которые относились к ним и паломникам как к «невежественным единоверцам» и агрессивно пытались обратить индуистских паломников в христианскую секту. [29] По словам Маклина, миссионеры распространяли литературу, напечатанную на индийских языках, на большом паломническом собрании индуистов в Аллахабаде. Они атаковали индуистские «религиозные практики», «Раму и Лахмада [так в оригинале]», идолопоклонство и индуистские ритуалы. В некоторой миссионерской литературе паломничество Праяг обвинялось как «простое суеверие» и «даже не одобряемое в высших священных книгах индусов». [30]
Праягвалы и другие индусы сочли это оскорбительным. Они утверждали – «сильно» заявляет Маклин – что индуистам при британском правительстве не была предоставлена свобода входить в христианские помещения, разбивать лагеря, проповедовать и распространять свои религиозные материалы среди христиан рядом с их церквями или критиковать христианство на христианских праздниках. Напротив, христианские миссионеры, находящиеся под защитой британского правительства, поступают именно так с индуистской общиной, которая собирается отпраздновать свой собственный праздник. Эта ориенталистская дискриминация, как утверждали газеты, произошла из-за «беспомощности мягкого индуса, который отождествляет своих христианских правителей с Падре и боится поднять руку на Белого проповедника или его черных новообращенных». [31] Правительство проигнорировало эти петиции, утверждает Маклин, «возможно, осознавая, что, как только миссионеры будут изгнаны из мелы [Кумбха], следующим будет правительство». [31] Несмотря на агрессивные методы прозелитизма, используемые христианскими миссионерами в мелах Праяг Кумбха, утверждает Маклин, им не удалось обратить там индуистов. Тем не менее, это действительно помогло развить активную деятельность типографий, принадлежащих индуистам, в ответ на христианскую миссионерскую тактику, которая начала публиковать и широко распространять прокумбха-мелу, проиндуистскую и антиколониальную литературу. [32]
восстание 1857 года
Колониальное правительство обвинило Праягвалов в содействии беспорядкам в Аллахабаде и частично в развязывании восстания 1857 года в Аллахабаде. Согласно колониальным архивам, община Прайгавала помогла посеять и увековечить сопротивление христианским миссионерам и восстанию 1857 года против колониального правления. [29] Во время восстания 1857 года полковник Нил нацелился на участок Кумбха-мела и обстрелял регион, где жили Праягвали, разрушив его, что Маклин описывает как «заведомо жестокое умиротворение Аллахабада». [29] Праягвалы также преследовали и уничтожали «миссионскую прессу и церкви в Аллахабаде». Как только британцы восстановили контроль над регионом, Праягвалы подверглись преследованиям со стороны колониальных властей, некоторые были осуждены и повешены, в то время как другие, в отношении которых у правительства не было достаточных доказательств для осуждения, тем не менее подверглись преследованиям. Большие участки земель Кумбха-мелы возле слияния Ганга-Ямуны были конфискованы и присоединены к правительственному городку. В годы после 1857 года толпы паломников Праягвалов и Кумбха Мелы несли флаги с изображениями, намекающими на восстание и расовые преследования. Британские СМИ сообщили об этих собраниях паломников и протестах на более поздней Кумбха Меле как о «странно враждебных» и «недоверчивых», утверждает Маклин. [33]
Британский Радж

Начиная с середины 19 века, улучшение автомобильной и железнодорожной сети помогло паломникам. [9] Однако посещаемость менялась с течением времени по многим причинам, и надежных оценок посещаемости недостаточно. Исторические и современные оценки посещаемости сильно различаются в разных источниках. Например, Имперский географический справочник Индии колониальной эпохи сообщил, что от 2 до 2,5 миллионов паломников посетили Кумбху-мелу в 1796 и 1808 годах, а затем добавил, что эти цифры могут быть преувеличением. Между 1892 и 1908 годами, в эпоху сильного голода, холеры и эпидемий чумы в Британской Индии, количество паломников упало до 300 000–400 000 человек. [34]
Британское правительство собирало налоги, а также начало управлять услугами кемпингов и мела, особенно с 1860-х годов. Он разрешил миссионерам разбивать лагеря и распространять свою литературу, назначил мусульманских чиновников для управления фестивалем, мотивируя это тем, что они более безразличны к святым людям и «суевериям» на фестивале, выдал официальные лицензии на «игровые карнавалы». [35] Индусы возражали против этих назначений и лицензий, подали петицию против вуайеризма, сочли фаворитизм и присутствие мусульманских чиновников неприемлемыми и попросили индуистских чиновников возглавить фестиваль. Со временем общественные настроения усилились, и Кумбха-мела стала «идеальным местом для выражения и продвижения индуистских интересов». Однако сам фестиваль Кумбха оставался мирным и «не стал местом насилия между индуистами и мусульманами», утверждает Маклин. [35]
Кумбха Мела, 1882 г.
Мела стала источником скандала, когда мусульманин по имени Хусейн был назначен менеджером Кумбха Мелы, а в сообщениях индийских газет говорилось, что Хусейн «организовал флотилию украшенных гирляндами лодок для удовольствия европейских дам и господ и развлекал их танцующими девушками». , ликер и говядина», наблюдая за купающимися паломниками. [36]
Ардха Кумбха Мела, 1888 г.
Христианский миссионер попросил правительство не вмешиваться в организацию Кумбха Мелы, поскольку это делает их соучастниками идолопоклонства. Однако магистрат Аллахабада отказался подчиниться, заявив, что вмешательство Великобритании было необходимо для того, чтобы держать под контролем военизированных садху. [25] Информационный бюллетень Prayag Samachar обвинил мусульман в поджоге мелы. [21] Окружной судья Портер пытался запретить наготу, утверждая, что никакие индуистские писания не разрешают это. Его поддержал комиссар Аллахабада, но вице-губернатор Окленд Колвин отверг эту идею. Колвин, бывший мировой судья Аллахабада, утверждал, что нет необходимости вмешиваться в индуистскую церемонию, на которой должны присутствовать только индусы. [37]
Кумбха Мела, 1894 г.
Согласно Парамахансе Йогананде в его работе « Автобиография йога» , именно во время Кумбха Мелы в январе 1894 года в Праяге его Гуру Шри Юктешвар встретил Махаватара Бабаджи . впервые [38]
Кумбха Мела, 1906 год.
В 1905 году группа прайагвалов перестала есть на благотворительном пиру из-за присутствия полицейского-мусульманина. Праяг Самачар , который часто публиковал мнения общин, призвал правительство запретить мусульманской полиции посещать этот район. [21] Столкновение между Нага Садху произошло на Меле 1906 года. Полиция приказала кавалерийской атаке прекратить конфликт. [39]
Кумбха Мела, 1942 год.
В 1941 году правительство запретило продажу билетов на поездку в Аллахабад с 4 января по 4 февраля 1942 года. В связи со вступлением Японии во Вторую мировую войну правительство хотело свести количество посетителей к минимуму. Ходили слухи, что Япония собирается бомбить Аллахабад. [40]
Кроме того, в 1941 году Маханирвани Акхара из Дараганджа обратился к правительству с просьбой запретить присутствие неиндусов (мусульманской полиции и христианских миссионеров) на меле. Ахара также выразила недовольство выдачей официальных лицензий на проведение «азартных карнавалов» на меле. [21]
Многие недавно зажившие жители деревни начали посещать Мелу, символ статуса, и задокументировали свое заявленное происхождение в реестрах Прягвалов. Многие также документировали свои претензии на владение землей в этих реестрах, чтобы их можно было использовать в судебных делах в случае возникновения каких-либо споров. [41]
Независимая Индия
Кумбха Мела, 1954 год.
Около 800 человек погибли в давке на Кумбха Мела 3 февраля 1954 года. В том году фестиваль посетили около 5 миллионов паломников. [42]
Ард Кумбха Мела, 2007 г.
За 45 дней Ардх Кумбха Мелу посетили более 70 миллионов человек. [43] [ сомнительно – обсудить ]
Кумбха Мела, 2013 г.

По оценкам, 120 миллионов человек посетили Маха Кумбха Мелу в 2013 году в Праяградже за двухмесячный период. [44] [45] в том числе более 30 миллионов за один день, 10 февраля 2013 года (день Мауни Амавасьи ). [46] [47] [ сомнительно – обсудить ] Фестиваль 2013 года в Праяградже стал одним из первых массовых мероприятий, на которых было организовано облачное наблюдение за заболеваниями практически в реальном времени. [48]
Праяградж Кумбха 2019
В декабре 2017 года ЮНЕСКО объявила Кумбху «нематериальным культурным наследием человечества». [49] 12 декабря 2017 года Йоги Адитьянатх , главный министр штата Уттар-Прадеш, объявил о переименовании «Ард Кумбха» в «Кумбха». [50] 22 декабря 2017 года Ассамблея штата Уттар-Прадеш приняла закон о создании Управления Праяградж Мела. [49] и осуществление изменения названия, о котором Адитьянатх объявил 12 декабря. [50] The Hindustan Times предположила, что причиной изменений могло стать увеличение доходов от туристов. [50] Рам Говинд Чаудхари сказал, что закон, устанавливающий эту власть, содержит множество положений, которые противоречат установленным принципам санатана-дхармы и индуистской дхармы . [49] Суреш Кханна сказал, что, хотя новый закон пытается изменить традицию, связанную с Кумбхой, он не изменит верования и процесс купания в реке. [49]
Около стерлингов 2500 крор фунтов будет выделено правительством штата на Ард Кумбха 2019 года , что более чем в два раза больше, чем оно потратило на последнюю Кумбху, состоявшуюся в 2013 году. Около 199 проектов 16 правительственных ведомств находятся на стадии реализации в четыре этапа, который включает в себя шесть- полосный мост через Ганг и четырехполосный железнодорожный путепровод стоимостью 275 крор фунтов стерлингов. Департаменту общественных работ предстоит реализовать проекты на сумму 430 крор фунтов стерлингов, включая строительство внутренней кольцевой дороги в городе. 210 крор фунтов стерлингов будет потрачено на оборудование для обеспечения безопасной питьевой водой и 60 крор фунтов стерлингов на электрификацию района Кумбха. Особое внимание также уделяется управлению твердыми отходами, чтобы гарантировать, что вода Ганги не загрязнена, и установке светодиодных фонарей. [51] Кроме того, к октябрю 2017 года завершаются работы по расширению и благоустройству 18 дорог и 25 дорожных развязок. [52] [ необходимы дополнительные ссылки ]
давки
Несколько давок произошли на Праяг Кумбха Мела в 1840, 1906, 1954 , 1986 и 2013 годах . Самым смертоносным из них стала давка 1954 года, в результате которой погибло 800 человек. [53]
Примечания
Ссылки
- ^ Кумбха Мела: индуистский фестиваль . Британская энциклопедия. 2015.
- ^ Диана Л. Эк (2012). Индия: Священная география . Книги Гармонии. стр. 153–155. ISBN 978-0-385-53190-0 .
- ^ Уильямс Сокс (2005). Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии, 2-е издание . Том. 8. Макмиллан. стр. 5264–5265. , Цитата: «Часто говорят, что особая сила Кумбха Мелы частично объясняется присутствием большого количества индуистских монахов, и многие паломники стремятся получить даршан (санскр. даршан; благоприятное взаимное видение) этих святых людей. Другие слушают религиозные беседы, участвуют в религиозном пении, привлекают священников-брахманов для проведения личных ритуалов, организуют массовые кормления монахов или бедняков или просто наслаждаются зрелищем. Ритуальное омовение является сочетанием времени и места. центральное событие Кумбха Мелы».
- ^ «Мауни Амавасья: Пять миллионов паломников совершают святое омовение в Кумбхе до 17:00» . Времена Индии . Проверено 4 февраля 2019 г. .
- ^ Прадхан, Шарат (11 февраля 2013 г.), Нил Фуллик (редактор), «В давке в Аллахабаде погибло 36 паломников Кумбха Мелы» , Reuters , заархивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. , получено 15 ноября 2017 г. ,
Фестиваль увеличивается в размерах с каждым разом. проводится и считается крупнейшим в мире временным собранием людей. Официальные лица сообщили, что около 30 миллионов человек посетили это место в воскресенье, которое считается самым благоприятным днем для купания в реке.
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 380. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Джеймс Лохтефельд (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. стр. 40, сноска 3. ISBN 978-1-134-07459-4 .
- ^ Мела Адхикари Кумбх Мела 2013. «Официальный сайт Кумбха Мела 2013, Аллахабад, Уттар-Прадеш, Индия» . Проверено 24 ноября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кама Маклин (август 2003 г.). «Заставить колониальное государство работать на вас: современное начало древней Кумбха Мела в Аллахабаде». Журнал азиатских исследований . 62 (3): 873–905. дои : 10.2307/3591863 . JSTOR 3591863 . S2CID 162404242 .
- ^ Джеймс Дж. Лохтефельд (2008). «Шествие Фестиваля Кумбха Мела» . В Кнуте А. Якобсене (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. п. 70. ИСБН 9781134074594 .
- ^ Кришнасвами и Гош 1935 , стр. 698–699, 702–703.
- ^ Александр Каннингем (1877). Корпус индийских надписей . Том. 1. стр. 37–39.
- ↑ Буддийские записи западного мира, Книга V. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Сюань Цзаном.
- ^ Дилип Кумар Рой; Индира Деви (1955). Кумбха: вечный фестиваль Индии . Бхаратия Видья Бхаван. п. XXII.
- ^ Марк Талли (1992). Никаких полных остановок в Индии . Пингвин Букс Лимитед. стр. 127–. ISBN 978-0-14-192775-6 .
- ^ Марк Юргенсмейер; Уэйд Кларк Руф (2011). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. п. 677. ИСБН 978-1-4522-6656-5 .
- ^ Викрам Доктор (10 февраля 2013 г.). «Как показывают исследования, Кумбха Мела восходит к середине 19 века» . Экономические времена .
- ^ Маклин 2008 , с. 89.
- ^ Маклин 2008 , с. 87.
- ^ Боланаут Чундер (1869). Путешествие индуса в различные части Бенгалии и Верхней Индии . Н. Трубнер и Ко. с. 304.
- ^ Jump up to: а б с д Маклин 2008 , с. 123.
- ^ Маклин 2008 , с. 68.
- ^ Маклин 2008 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Уолтер Гамильтон (1820 г.). Географическое, статистическое и историческое описание Индостана и прилегающих графств . Джон Мюррей. п. 301.
- ^ Jump up to: а б с Маклин 2008 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Маклин 2008 , с. 60.
- ^ Маклин 2008 , с. 74.
- ^ Чарльз Джеймс К. Дэвидсон (1843 г.). Дневник путешествий и приключений в Верхней Индии: с туром в Бунделькунде, спортивной экскурсией в королевство Ауд и путешествием вниз по Гангу . Х. Колберн. п. 319.
- ^ Jump up to: а б с Кама Маклин (2008). Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 74–77, 95–98, 125–126. ISBN 978-0-19-971335-6 .
- ^ Маклин 2008 , стр. 125–127.
- ^ Jump up to: а б Маклин 2008 , стр. 124–126.
- ^ Маклин 2008 , стр. 126–127.
- ^ Кама Маклин (2008). Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 74–77, 95–98. ISBN 978-0-19-971335-6 .
- ^ Харидвар Имперский географический справочник Индии , 1909, т. 13, стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б Маклин 2008 , стр. 122–124.
- ^ Кама Маклин (2008). Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 132. ИСБН 978-0-19-971335-6 .
- ^ Маклин 2008 , с. 129.
- ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды Глава 36 Автобиография йога Парамахансы Йогананды , вики-источник .
- ^ Марк Талли (14 сентября 1992 г.). Никаких полных остановок в Индии . Пингвин Великобритания. п. 138. ИСБН 978-0-14-192775-6 .
- ^ Винод Ханал (14 января 2016 г.). «Британцы отказались от Маг Мелы в 1942 году» . Таймс оф Индия .
- ^ Маклин 2008 , с. 103.
- ^ «Маха Кумбха Мела (1954): 800 погибших» . rediff.com . 4 марта 2010 г.
- ^ Сарина Сингх (15 сентября 2010 г.). Одинокая планета Индия . Одинокая планета. п. 434. ИСБН 978-1-74220-347-8 .
- ^ «Рекордные 120 миллионов купающихся после окончания фестиваля Маха Кумбха» . Халидж Таймс . 12 марта 2013 г.
- ^ «Фотографии: Кумбха Мела, крупнейший в мире религиозный фестиваль» . Си-Эн-Эн. 25 марта 2013 г.
- ^ «Более 3 миллионов человек окунулись в Сангаме на Мауни Амавасья» . ИБНLive. 10 февраля 2013 г.
- ^ Рашид, Омар (11 февраля 2013 г.). «Более трех миллионов преданных окунаются в Сангаме» . Индус . Ченнаи.
- ^ «Кумбха Мела: Беспокойство по поводу чрезмерного использования антибиотиков на Кумбха Меле в Индии» . Би-би-си . 5 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Законопроект о создании управления Праяградж Мела принят Ассамблеей UP» . Индийский экспресс . ПТИ . 22 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Полно или ardh? Мела-шумиха правительства UP вызывает борьбу из-за имени Кумбхи» . «Хиндустан Таймс» . 9 января 2019 г.
- ^ Шарма, Аман (29 декабря 2017 г.). «Работы Кумбхи 2019 начинаются, прибывают чиновники с людьми и машинами» . Экономические времена . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ «Цели города развиваются так же, как города-метро» . www.jagran.com . Проверено 19 января 2019 г.
- ^ «Маха Кумбха Мела (1954): 800 погибших» . rediff.com . 4 марта 2010 г.
Библиография
- Маклин, Кама (2008), Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 , OUP USA, ISBN 978-0-19-533894-2
- Кришнасвами, CS; Гош, Амалананда (1935). «Заметка о Аллахабадском столбе Ашоки». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 4 (4): 697–706. JSTOR 25201233 .
- Нараин, Бадри (2010). Кумбха Мела и садху: поиск бессмертия . Кедар Нараин, Кристофер Н. Берчетт. Варараси: Паб «Пилигримс». ISBN 978-81-7769-805-3 . OCLC 588502369 .
Внешние ссылки
