Свами Шри Юктешвар Гири
Свами Шри Юктешвар Гири | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Соглашение Прия Натх 10 мая 1855 г. Серампур , президентство Бенгалии , Британская Индия (сегодня в районе Хугли , Западная Бенгалия , Индия ) |
Умер | 9 марта 1936 г. | ( 80 лет
Религия | индуизм |
Организация | |
Философия | Крия Йога |
Религиозная карьера | |
Учитель | Лахири Махасая |
Ученики | |
Под влиянием | |
Литературные произведения | Святая наука |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Свами Шри Юктешвар Гири (также пишется Шриюктешвара , Шри Юктешвар ) ( Деванагари : श्रीयुक्तेश्वर गिरि ) (10 мая 1855 г. - 9 марта 1936 г.) - монашеское имя. Прия Натх Карар (также пишется как Прия Натх Карада [ 1 ] и Преонатское соглашение [ 2 ] ), индийский монах и йогин, гуру Парамахансы Йогананды и Свами Сатьянанды Гири . Шри Юктешвар родился в Серампуре , Западная Бенгалия, и был крийя-йогом , джьотиши (ведическим астрологом), знатоком Бхагавад -гиты и Упанишад, педагогом, писателем и астрономом. [ 3 ] Он был учеником Лахири Махасая из Варанаси и членом ветви Гири ордена Свами . Как гуру у него было два ашрама, один в Серампуре, а другой в Пури , Одиша, между которыми он чередовал свое место жительства в течение года, обучая учеников. [ 4 ]
Описанный тибетологом В. Я. Эвансом-Вентцем как человек «с мягким выражением лица и голосом, приятным внешним видом», с «высоким характером и святостью». [ 5 ] Шри Юктешвар был прогрессивно мыслящей фигурой в обществе Серампура XIX века; он регулярно в течение года проводил религиозные фестивали в городах и в своих ашрамах, создал организацию духовного изучения «Сатсанга Сабха», разработал учебные программы для учебных заведений и повторно проанализировал ведические астрологические юги . [ 4 ] Известный своим острым умом и проницательными знаниями, он стал уважаемым гуру для своих учеников крийя-йоги во всей Калькутте , а также регулярно приглашал в свои ашрамы людей всех социальных слоев для обсуждения и обмена идеями по ряду тем.
Тем не менее, как гуру он был известен своей откровенной проницательностью, суровым характером и строгими методами дисциплинарного обучения, как отметил его ученик Йогананда в своей автобиографии . [ 6 ] Строгий характер его обучения в конечном итоге подготовил его учеников, таких как Сатьянанда и сам Йогананда, к их собственной интенсивной общественной работе в Индии и Америке соответственно. В соответствии с высокими идеалами и «проницательным пониманием», с которыми он жил, Йогананда считал Шри Юктешвара Джнянаватаром , или «Воплощением Мудрости»; [ 5 ] Эванс-Венц считал его «достойным почитания, которое спонтанно оказывали ему его последователи... Удовлетворенный тем, что оставался вдали от толпы, он безоговорочно и спокойно отдался той идеальной жизни, которую теперь описал для него Парамаханса Йогананда, его ученик». века». [ 5 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шри Юктешвар родился Прия Натх Карар в Серампуре , Индия, в семье Кшетранатха и Кадамбини Карар. Прия Натх потерял отца в молодом возрасте и взял на себя большую часть ответственности за управление земельными владениями своей семьи. [ 7 ] Будучи способным студентом, он сдал вступительные экзамены и поступил в христианский миссионерский колледж Шрирампура, где у него появился интерес к Библии. [ 8 ] Этот интерес позже выразился в его книге «Святая наука» , в которой обсуждается единство научных принципов, лежащих в основе йоги и Библии. Он также учился в Калькуттском медицинском колледже (тогда являвшемся филиалом Калькуттского университета ). почти два года [ 8 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]После окончания колледжа Прия Натх вышла замуж и родила дочь. Его жена умерла через несколько лет после их свадьбы. [ 9 ] Он был вегетарианцем . [ 10 ]
Духовная карьера
[ редактировать ]В конце концов он был официально посвящен в орден Свами Махантом в Бодх -Гайе , где он получил монашеское имя Шри Юктешвар Гири. Его ученик Сатьянанда пишет, что Шри в его имени является не отдельным почетным обращением , а частью его имени: «...многие следуют обычной процедуре (для написания или произнесения чьего-то имени неформально) и оставляют слово «Шри» и говорят только: Юктешвар», но это неправильно. Если кто-то хочет поставить « Шри » в начале, как это принято, то его имя будет выглядеть так: «Шри Шриюктешвар Гири». [ 11 ]
В 1884 году Прия Натх встретил Лахири Махасая , который стал его гуру и посвятил его на путь крия-йоги . [ 12 ] Шри Юктешвар провел много времени в следующие несколько лет в компании своего гуру, часто посещая Лахири Махасая в Бенаресе. В 1894 году, посещая Кумбха Мелу в Аллахабаде, он встретил гуру Лахири Махасая, Махаватара Бабаджи . [ 12 ] [ 13 ] который попросил Шри Юктешвара написать книгу, сравнивающую индуистские писания и христианскую Библию. [ 14 ] [ 15 ] На этой встрече Махаватар Бабаджи также даровал Шри Юктешвару титул «Свами». [ 16 ] [ 13 ] Шри Юктешвар завершил запрошенную книгу в 1894 году, назвав ее «Кайвалья Даршанам» , или «Святая наука» . [ 17 ] [ 15 ]
Духовная жизнь
[ редактировать ]Шри Юктешвар превратил свой большой двухэтажный семейный дом в Серампуре в ашрам, названный «Приядхам». [ 18 ] где он проживал со студентами и учениками. В 1903 году он также основал ашрам в приморском городе Пури , назвав его «Ашрам Карар». [ 19 ] В этих двух ашрамах Шри Юктешвар обучал студентов и основал организацию под названием «Садху Сабха». [ 11 ]
Интерес к образованию привел к тому, что Шри Юктешвар разработал программу для школ по предметам физики, физиологии, географии, астрономии и астрологии. [ 20 ] Он также написал книгу для бенгальцев по основам изучения английского и хинди под названием « Первая книга» и написал базовую книгу по астрологии. [ 4 ] Позже он заинтересовался образованием женщин, что в то время было редкостью в Бенгалии. [ 21 ]
Юктешвар был особенно искусен в Джьотише (индийской астрологии) и прописывал своим ученикам различные астрологические драгоценные камни и браслеты. [ 22 ] Он также изучал астрономию и естественные науки, о чем свидетельствует формулировка его теории юги в «Святой науке» . [ 17 ]
У него было всего несколько постоянных учеников, но в 1910 году молодой Мукунда Лал Гхош стал самым известным учеником Шри Юктешвара, в конечном итоге распространив учение Крия Йоги по всему миру как Парамаханса Йогананда со своей церковью всех религий – Само- Стипендия реализации / Общество Йогода Сатсанга Индии . Йогананда объяснил небольшое количество учеников Шри Юктешвара его строгими методами обучения, которые, по словам Йогананды, «нельзя назвать иначе, как радикальными». [ 6 ]
Что касается роли Гуру, Шри Юктешвар сказал:
Смотри, нет смысла слепо верить, что после того, как я прикоснусь к тебе, ты спасешься или что тебя будет ждать колесница с небес. Благодаря достижению гуру освящающее прикосновение становится помощником в расцвете Знания, и, проявляя уважение к обретению этого благословения, вы должны сами стать мудрецом и продолжить путь возвышения своей Души, применяя данные техники садханы. от гуру. [ 23 ]
Автор В. Я. Эванс-Венц описал свое впечатление от Шри Юктешвара в предисловии к «Автобиографии йога» Йогананды :
Шри Юктешвар обладал мягким выражением лица и голосом, приятной внешностью и был достоин почитания, которое спонтанно оказывали ему его последователи. Каждый человек, знавший его, независимо от того, принадлежал ли он к нему или нет, пользовался им величайшим уважением. Я живо помню его высокую, прямую, аскетичную фигуру, облаченную в шафрановое одеяние человека, отказавшегося от мирских поисков, когда он стоял у входа в обитель, чтобы приветствовать меня. Волосы у него были длинные и несколько вьющиеся, а лицо бородатое. Его тело было мускулистым, крепким, но стройным и хорошо сформированным, а походка энергичной. [ 24 ]
Юктешвар достиг махасамадхи в ашраме Карар, Пури, Индия, 9 марта 1936 года. [ 25 ]
Святая наука
[ редактировать ]Шри Юктешвар написал «Святую науку» в 1894 году. [ 26 ] Во введении он написал:
Цель этой книги — как можно яснее показать, что во всех религиях существует существенное единство; что нет никакой разницы в истинах, проповедуемых различными религиями; что существует только один метод, посредством которого развивался мир, как внешний, так и внутренний; и что существует только одна Цель, признаваемая всеми писаниями. [ 26 ]
В работе было представлено множество революционных для того времени идей. [ нужна ссылка ] – например, Шри Юктешвар нарушил индуистскую традицию, заявив, что Земля не находится в эпоху Кали-юги , а перешла в Двапара-югу . [ 26 ] Его доказательство было основано на новом взгляде на прецессию равноденствий. Он также выдвинул идею о том, что Солнце принимает «звезду за своего двойника» и обращается вокруг нее за период в 24 000 лет, что объясняет прецессию равноденствия . [ 26 ] Исследования этой теории проводятся Институтом бинарных исследований. [ 27 ] который выпустил документальный фильм на тему под названием «Великий год» , рассказанный Джеймсом Эрлом Джонсом . Для расчетов Шри Юктешвара существовало приложение Apple iPhone.
Теория бинарного спутника Солнца, изложенная Шри Юктешваром в «Святой науке», привлекла внимание Дэвида Фроули , который написал об этом в нескольких своих книгах. По словам Фроули, эта теория предлагает лучшую оценку возраста Рамы и Кришны и других важных исторических деятелей Индии, чем другие методы датирования, согласно которым некоторые из этих фигур жили миллионы лет назад, что противоречит общепринятой истории человечества. [ 28 ]
Известные ученики
[ редактировать ]- Парамаханса Йогананда
- Свами Сатьянанда Гири
- Свами Харихарананда Гири
- Свами Бхабананда Гири
- Мотилал Мухопадхьяй
- Шри Саилендра Беджой Дасгупта
- Шри Амуля Чаран Сантра
- Свами Нараяна Гири (Прабхуджи)
В популярной культуре
[ редактировать ]Лицо Шри Юктешвара можно увидеть на обложке Битлз альбома Sgt. Оркестр Клуба одиноких сердец Пеппера (1967). Он появляется в левом верхнем углу толпы позади Битлз. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэниел Э. Бассук (26 января 1987 г.). Воплощение в индуизме и христианстве: миф о Богочеловеке . Спрингер. п. 135. ИСБН 9781349086429 . Проверено 18 марта 2019 г.
- ^ Индия, Высокий суд Индии, Калькутта (1914 г.). Отчеты по индийскому законодательству: серия «Калькутта» . Суперинтендант правительственной печати, правительственной прессы Западной Бенгалии.
- ^ «Свами Шри Юктешвар» . Общество Йогода Сатсанги Индии . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сатьянанда, с. 50.
- ^ Jump up to: а б с Йогананда, Парамаханса (1997). Автобиография йога , юбилейное издание 1997 г. с. 383. Содружество самореализации (основано Йоганандой) http://www.yogananda-srf.org/ , Предисловие.
- ^ Jump up to: а б Йогананда, с. 120
- ^ Сатьянанда, с. 11
- ^ Jump up to: а б Сатьянанда, с. 12.
- ^ Сатьянанда, стр. 12, 14.
- ^ Йогананда, Парамаханса. (1959). Автобиография йога . Товарищество самореализации. п. 112
- ^ Jump up to: а б Сатьянанда, с. 38.
- ^ Jump up to: а б Йогананда, с. 324
- ^ Jump up to: а б Актив 2023 , стр. 276–7.
- ^ Йогананда, с. 327
- ^ Jump up to: а б Действует с 2023 г. , с. 280.
- ^ Сатьянанда, с. 24.
- ^ Jump up to: а б Шри Юктешвар, введение.
- ^ Сатьянанда, с. 32.
- ^ Сатьянанда, стр. 37.
- ^ Сатьянанда, с. 41.
- ^ Сатьянанда, с. 51.
- ^ Йогананда, с. 162.
- ^ Сатьянанда, с. 53.
- ^ Йогананда, с. viii.
- ^ Йогананда, с. 395
- ^ Jump up to: а б с д Шри Юктешвар Гири, Священная наука. Общество Йогода Сатсанги, 1949.
- ^ «Институт бинарных исследований» .
- ^ Фроули, стр. 55–64.
- ^ «Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера — все люди, изображенные на обложке» . Телеграф . 7 июля 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фроули, Дэвид (2000). Астрология Провидцев . Лотос Пресс. ISBN 978-0-914955-89-4 .
- Сатьянанада, Свами (2004). Свами Шри Юктешвар Гири Махарадж: Биография . Йога Никетан. Перевод с бенгальского издания, авторские права Yoga Niketan
- Шри Юктешвар Гири, Свами (1990). Святая наука . Товарищество самореализации.
- Вирк, Ризван (2023). Мудрость йога . Книги Бэйвью. ISBN 978-1-954872-10-3 .
- Йогананда, Парамаханса (1997). Автобиография йога . Содружество Самореализации (основано Йоганандой) /. ISBN 0-87612-086-9 . Юбилейное издание 1997 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1855 рождений
- 1936 смертей
- Бенгальцы 20-го века
- Бенгальцы XIX века
- Бенгальские индуисты
- Бенгальские писатели
- Астрологи XIX века
- Индуистские религиозные лидеры XIX века
- Астрологи 20 века
- Индуистские религиозные лидеры 20-го века
- Индуистские философы и богословы XX века
- Индийские астрологи
- Индийские индуистские духовные учителя
- Бенгальские индуистские святые
- Индийские индуистские монахи
- Индийские индуистские йоги
- йоги действий
- Парамаханса Йогананда
- Люди из района Хугли
- Религиозный плюрализм
- Выпускники Калькуттского университета
- Индийские писатели XX века
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Индийские религиозные писатели
- Индийские духовные писатели
- Писатели из Западной Бенгалии
- Индийские гуру йоги