Jump to content

Праджапати

Праджапати со схожими иконографическими особенностями связан с Брахмой , скульптурой из Тамил Наду.
Скульптура Праджапати в храме Дакша Праджапати, Банапур, Одиша

Праджапати ( санскрит : प्रजापति , букв. «Господь творения», IAST : Праджапати ) — ведическое божество индуизма . [1] [2] [3]

В более поздней литературе Праджапати отождествляется с богом-творцом Брахмой , но этот термин также означает множество разных богов в зависимости от индуистских писаний, от бога-творца Брахмы до следующих: Вишвакарма , Агни , Индра , Дакша. и многие другие, [1] отражая разнообразную индуистскую космологию . [2] В классической и средневековой литературе Праджапати приравнивается к метафизической концепции, называемой Брахманом, как Праджапати-Брахман (Сваямбху Брахман), или, альтернативно, Брахман описывается как тот, кто существовал до Праджапати. [4] [5]

Этимология

[ редактировать ]

Праджапати ( санскрит : प्रजापति ) представляет собой соединение слов «праджа» (творение, способность к воспроизведению потомства) и «пати» (господин, господин). [6] Этот термин означает «повелитель существ», [1] [2] или «повелитель всех рожденных существ». [7] В более поздних ведических текстах Праджапати является отдельным ведическим божеством, но значение которого уменьшается. [2] Позже этот термин стал синонимом других богов, особенно Брахмы. [1] [3] Еще позже этот термин стал обозначать любых божественных, полубожественных или человеческих мудрецов, создающих что-то новое. [1] [2] [8]

Происхождение

[ редактировать ]
«Попытка изображения творческой деятельности Праджапати», гравюра на стали 1850-х годов.

Происхождение Праджапати неясно. Он появляется поздно в ведическом слое текстов, и гимны, в которых он упоминается, в разных главах представляют разные космологические теории. [3] Он отсутствует в слое самхиты ведической литературы, зародившемся в слое брахмана , утверждает Джан Гонда . [9] Праджапати моложе Савитра , и изначально это слово было эпитетом Солнца. [10] Его профиль постепенно повышается в Ведах, достигая пика в Брахманах. [9] Такие ученые, как Рену, Кейт и Бхаттачарджи, утверждают, что Праджапати возник как абстрактное или полуабстрактное божество в более поздней ведической среде, когда предположения развивались от архаических к более научным предположениям. [10]

Сходство с другими индоевропейскими божествами

[ редактировать ]

возможная связь между Праджапати (и родственными фигурами в индуистской мифологии ) и Протогоном ( древнегреческий : Πρωτογόνος , буквально «первенец») греческой орфической традиции : Была предложена [11] [12]

Протогон является в орфической мифологии эквивалентом ведического Праджапати в нескольких смыслах: он — первый бог, рожденный из космического яйца, он — создатель вселенной, а в фигуре Диониса — прямого потомка Протогона — верующие участвуют в его смерть и возрождение

- Кейт Олсбрук, Начало времени: ведические и орфические теогонии и поэтика [12]

По мнению Роберта Грейвса, имя /PRA-JĀ[N]-pati/ («потомок-владыка») этимологически эквивалентно имени бога-оракула Фанеса в Колофоне (согласно Макробиосу [13] ), а именно /prōtogonos/. [ нужна ссылка ] Концепция космического яйца, связанная с Праджапати и Протогоном, распространена во многих частях мира, утверждает Дэвид Лиминг, и появляется в более позднем орфическом культе в Греции. [14]

Праджапати описывается по-разному и непоследовательно в индуистских текстах, как в Ведах, так и в постведических текстах. Они варьируются от бога-создателя Брахмы до одного из следующих: Агни , Индра , Вишвакарма , Дакша и многие другие. [1] [15]

Его роль варьируется в ведических текстах, например, он создал небо и землю, всю воду и существ, вождь, отец богов, создатель дэвов и асуров , космического яйца и Пуруши . [2] [7] Его роль достигла пика в брахманов слое ведических текстов, но затем снизилась до роли группы помощников в процессе творения. [2] В некоторых текстах брахмана его роль остается неоднозначной, поскольку он творит совместно с богиней-создательницей Вач . [16]

В Ригведе Праджапати появляется как эпитет Савитра , Сомы, Агни и Индры, которые восхваляются как равные, одинаковые и повелители существ. [17] В другом месте, в гимне 10.121 Ригведы , описан Хираньягарбха (золотой зародыш), который родился из вод, содержащих все, что породило Праджапати. Затем он создал манас (ум), каму (желание) и тапас (тепло). Однако этот Праджапати — метафора, одна из многих теорий индуистской космологии нет верховного божества , и в Ригведе . [18] [19] [20] Одна из поразительных особенностей индуистских мифов о Праджапати, утверждает Джан Гонда, — это идея о том, что работа творения — это постепенный процесс, завершающийся этапами испытаний и улучшений. [21]

В « Шатапатха-брахмане» , включенном в Яджурведу , Праджапати эманирует из Пуруши (космического духа), и Праджапати совместно с Вачем создает мир. [22] Он также включает мифологию о «золотом космическом яйце», в которой утверждается, что Праджапати родился из золотого яйца в первобытном море после того, как яйцо инкубировалось в течение года. Его звуки стали небом, землей и временами года. Когда он вдыхал, он создавал дэвов, огонь и свет. Когда он выдохнул, он создал асуров и тьму. Затем вместе с Ваком он создал всех существ и время. [23] В главе 10 « Шатапатха-брахмана» , а также в главе 13 « Панчавимса-брахмана» , представлен еще один миф, в котором он, Праджапати, является матерью, которая беременеет от всех саморожденных живых существ, а затем Мритью захватывает эти существа внутри себя. ее чрево, но поскольку эти существа являются частью вечного Праджапати, они желают жить долго, как он. [24] [25]

Айтарейя -брахман предлагает другой миф, в котором Праджапати, создав богов, превращается в оленя и приближается к своей дочери Ушас , которая была в образе лани, чтобы произвести на свет других земных существ. Боги были в ужасе от инцеста и объединили свои силы, чтобы создать разгневанного разрушительного Рудру, чтобы наказать Праджапати за «делание того, чего не делалось». Праджапати был убит Рудрой. [23] Кауситаки Брахман рассказывает еще один миф, в котором Праджапати создал Агни, Сурью , Чандру , Ваю , Ушаса и все божества высвободил свои энергии и создал вселенную. [23]

В разделе 2.266 «Джайминия Брахмана » Праджапати представлен как духовный учитель. Его ученик Варуна живет с ним 100 лет, изучая искусство и обязанности «отцовского царя богов». [26] [27]

Упанишады

[ редактировать ]

Праджапати появляется в ранних Упанишадах, среди самых влиятельных текстов индуизма. [28] В Упанишадах он описан по-разному. Например, в разных Упанишадах он представлен как олицетворение творческой силы после Брахмана. [29] то же, что блуждающая вечная душа, [30] как символ непроявленного, неясного первенца, [31] как проявление репродуктивной сексуальной силы, [32] знающий особенно Атман (душу, себя), [33] и духовный учитель, который есть внутри каждого человека. [34] [35] Чандогья -упанишада , в качестве иллюстрации, представляет его следующим образом: [36]

Я (атман), свободное от зла,свободен от старости и смерти,свободный от печали, свободный от голода и жажды;личность, чьи желания и намерения реальны –это то «я», которое вы должны попытаться открыть,это то «я», которое вы должны стремиться постичь.Когда кто-то обнаруживает это «я» и воспринимает его,он обретает все миры, и все его желания исполняются,так сказал Праджапати.

В Чандогья-упанишаде 1.2.1 Праджапати появляется как создатель всех дэвов и асуров. «Боги, богини и демоны — дети Праджапати, но они сражались между собой». ( Санскрит : самйетире убхайе праджапатьястадха ) девасура ха ваи йатра самйетире убхайе праджапатьястадха, ИАСТ: девасура ха ваи йатра . [37]

Постведические тексты

[ редактировать ]

В Махабхарате Брахма объявлен Праджапати, который создает множество мужчин и женщин и наполняет их желанием и гневом, первый для того, чтобы заставить их воспроизводить себя, а второй для того, чтобы помешать им уподобиться богам. [23] Другие главы эпосов и Пуран объявляют Вишну или Шиву Праджапати. [17]

В Бхагавад-гите используется эпитет Праджапати для описания Кришны , наряду со многими другими эпитетами. [38]

Грихьясутры включают Праджапати в число божеств, к которым обращаются во время свадебных церемоний и которым молятся о благословении благополучного потомства и гармонии между мужем и женой. [39]

Праджапати отождествляется с олицетворениями Времени, Огня, Солнца и т. д. Его также отождествляют с различными мифическими прародителями, особенно (Манусмрити 1.34) с десятью владыками, создавшими существа, впервые созданные Брахмой: Маричи , Атри , Ангирас , Пуластья , Пулаха , Крату , Васиштха , Дакша , Бхригу и Нарада . [40]

В Пуранах есть группы Праджапати, называемые Праджапатаях , которые были риши (мудрецами), из которых создан весь мир, за которыми следует список Праджапати, число и имена которого сильно различаются в разных текстах. [1] [2] По мнению Джорджа Уильямса, противоречивая, изменяющаяся и развивающаяся концепция Праджапати в индуистской мифологии отражает разнообразную индуистскую космологию . [2]

Махабхарата . и Пураны называют различных богов и мудрецов Праджапати Некоторые иллюстрации, утверждает Рошен Далал, включают Агни , Бхарату , Шашабинду, Шукру , Хавирдхамана, Индру , Капилу , Кшупу, , Притху Чандру , Свиштакриту, Тваштра , Вишвакарму и Вирану. [1]

В средневековых текстах индуизма Праджапати относится к легендарным агентам творения, действующим как боги или мудрецы, которые появляются в каждом цикле создания-поддержания-разрушения ( манвантары ). Их число варьируется от семи, десяти, шестнадцати или двадцати одного. [1]

Список из двадцати одного включения, найденный в Махабхарате, включает: [1] [2]

  1. Рудра
  2. Ману
  3. Дакша
  4. Бхригу
  5. Дхарма
  6. Способ
  7. Яма
  8. Марика
  9. Ангирас
  10. Атри
  11. Пуластья
  12. Куры
  13. Крату
  14. Васиштха
  15. Парамешти
  16. Сурья
  17. Чандра
  18. Бояться
  19. Крода
  20. Викрита.

Список из шестнадцати человек, найденных в Рамаяне, включает: [1]

  1. Ангирас
  2. Ариштанеми
  3. Атри
  4. Дакша
  5. Бояться
  6. Кашьяпа
  7. Крату
  8. Маршировать
  9. Prachetas
  10. Куры
  11. Пуластья
  12. Самшрайя
  13. Торопиться
  14. Сурья .

Список десяти индуистских писаний включает: [1]

  1. Маршировать
  2. Ангирас
  3. Атри
  4. Пуластья
  5. Куры
  6. Крату
  7. Васиштха
  8. Дакша
  9. Бхригу
  10. Нарада .

Их творческая роль различна. Пулаха , например, — Манасапутра Брахмы, а Сарасвати — великий риши. Как один из Праджапати, он создает животных и растения. [41]

Балийский индуизм

[ редактировать ]

Индуистские храмы на Бали, Индонезия, называемые Пура Праджапати , также называемые Пура Мраджапати , являются обычным явлением. Они больше всего связаны с погребальными ритуалами и церемонией Нгабен (кремации) умерших. [42] [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. п. 311. ИСБН  978-0-14-341421-6 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джордж М. Уильямс (2008). Справочник по индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 234–235. ISBN  978-0-19-533261-2 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 518–519 . ISBN  978-0-8239-3180-4 .
  4. ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 322–323, 337, 338, 341–342.
  5. ^ «Праджапати, Праджапати, Праджапати, Праджа-пати: 30 определений» . 28 сентября 2010 г.
  6. ^ Ян Гонда (1982), Популярный Праджапати. Архивировано 15 февраля 2020 года в Wayback Machine , History of Religions, Vol. 22, № 2 (ноябрь 1982 г.), University of Chicago Press, стр. 137–141.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 332. ИСБН  978-0-8160-7564-5 .
  8. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 169, 518–519. ISBN  978-0-8239-3180-4 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 2–5. ISBN  90-04-07734-0 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян Гонда (1982), Популярный Праджапати. Архивировано 15 февраля 2020 года в Wayback Machine , History of Religions, Vol. 22, № 2 (ноябрь 1982 г.), University of Chicago Press, стр. 129–130.
  11. ^ Мартин Уэст, Ранняя греческая философия и Восток . Оксфорд, Clarendon Press, 1971: 28–34.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейт Олсбрук (2008), «Начало времени: ведическая и орфическая теогония и поэтика». Магистерская диссертация, рецензенты: Джеймс Сикингер, Кэтлин Эрндл, Джон Маринкола и Светла Славева-Гриффин, Университет штата Флорида, страницы 20, 1–5, 24–25, 40–44.
  13. ^ Роберт Грейвс: Греческие мифы . 1955. вып. 1, с. 31, сек. 2.2
  14. ^ Дэвид Адамс Лиминг (2010). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 313–314. ISBN  978-1-59884-174-9 .
  15. ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 322–330.
  16. ^ Дэвид Кинсли (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 12–13 . ISBN  978-0-520-90883-3 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 322–323.
  18. ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. С. 45–46 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  19. ^ Генри Уайт Уоллис (1887). Космология Ригведы: Очерк . Уильямс и Норгейт. С. 61–73 , 117.
  20. ^ Лори Л. Паттон (2005). Напоминая о богах: мантра и ритуалы ранних индийских жертвоприношений . Издательство Калифорнийского университета. стр. 113, 216. ISBN.  978-0-520-93088-9 .
  21. ^ Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 20–21. ISBN  90-04-07734-0 .
  22. ^ Аннетт Уилке; Оливер Мобус (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. стр. 414–416. ISBN  978-3-11-024003-0 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэвид Адамс Лиминг (2010). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 144–146. ISBN  978-1-59884-174-9 .
  24. ^ Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 5, 14–16. ISBN  90-04-07734-0 .
  25. ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 324–325.
  26. ^ Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 17–18. ISBN  90-04-07734-0 .
  27. ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 326–327.
  28. ^ Патрик Оливель (2014), Ранние Упанишады, Oxford University Press, ISBN   978-0195352429 , страницы 3, 279-281; Цитата: «Хотя теоретически весь корпус вед принимается как богооткровенная истина [шрути], в действительности именно Упанишады продолжают влиять на жизнь и мышление различных религиозных традиций, которые мы стали называть индуистскими. Упанишады – это писания по преимуществу индуизма».
  29. ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 19–21, 205, 240, 350, 510, 544. ISBN.  978-81-208-1468-4 .
  30. ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. п. 495. ИСБН  978-81-208-1468-4 .
  31. ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 85, 96–97, 252. ISBN.  978-81-208-1468-4 .
  32. ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 53–56, 471, 534, 540. ISBN.  978-81-208-1468-4 .
  33. ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. п. 371. ИСБН  978-81-208-1468-4 .
  34. ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 21, 106, 198–205, 263, 508, 544. ISBN.  978-81-208-1468-4 .
  35. ^ Клаус Г. Витц (1998). Высшая мудрость Упанишад: Введение . Мотилал Банарсидасс. стр. 115, 145–153, 363–365. ISBN  978-81-208-1573-5 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Издательство Оксфордского университета. 1998. стр. 279–281. ISBN  978-0-19-535242-9 .
  37. ^ www.wisdomlib.org (4 января 2019 г.). «Чандогья Упанишада, стих 1.2.1 (английский и санскрит)» . www.wisdomlib.org . Проверено 16 января 2023 г.
  38. ^ Уинтроп Сарджант (2010). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 37, 167, 491 (стих 11:39). ISBN  978-1-4384-2840-6 .
  39. ^ Ян Гонда (1982), Популярный Праджапати. Архивировано 15 февраля 2020 года в Wayback Machine , History of Religions, Vol. 22, № 2 (ноябрь 1982 г.), University of Chicago Press, стр. 131–132.
  40. ^ Уилкинс, WJ (2003). Индуистская мифология . Нью-Дели: DK Printworld (P) Limited. п. 369. ИСБН  81-246-0234-4 .
  41. ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. п. 316. ИСБН  978-0-14-341421-6 .
  42. ^ Дэвид Дж. Стюарт-Фокс (2002). Пура Бесаких: Храм, религия и общество на Бали . КИТЛВ. стр. 92–94, 207–209. ISBN  978-90-6718-146-4 .
  43. ^ Между гармонией и дискриминацией: переговоры о религиозной идентичности в отношениях большинства и меньшинства на Бали и Ломбоке . БРИЛЛ. 2014. С. 264–266. ISBN  978-90-04-27149-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 780ef582d477fc38168dc45c832cd10e__1720305840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/0e/780ef582d477fc38168dc45c832cd10e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prajapati - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)