Праджапати
Праджапати ( санскрит : प्रजापति , букв. «Господь творения», IAST : Праджапати ) — ведическое божество индуизма . [1] [2] [3]
В более поздней литературе Праджапати отождествляется с богом-творцом Брахмой , но этот термин также означает множество разных богов в зависимости от индуистских писаний, от бога-творца Брахмы до следующих: Вишвакарма , Агни , Индра , Дакша. и многие другие, [1] отражая разнообразную индуистскую космологию . [2] В классической и средневековой литературе Праджапати приравнивается к метафизической концепции, называемой Брахманом, как Праджапати-Брахман (Сваямбху Брахман), или, альтернативно, Брахман описывается как тот, кто существовал до Праджапати. [4] [5]
Этимология
[ редактировать ]Праджапати ( санскрит : प्रजापति ) представляет собой соединение слов «праджа» (творение, способность к воспроизведению потомства) и «пати» (господин, господин). [6] Этот термин означает «повелитель существ», [1] [2] или «повелитель всех рожденных существ». [7] В более поздних ведических текстах Праджапати является отдельным ведическим божеством, но значение которого уменьшается. [2] Позже этот термин стал синонимом других богов, особенно Брахмы. [1] [3] Еще позже этот термин стал обозначать любых божественных, полубожественных или человеческих мудрецов, создающих что-то новое. [1] [2] [8]
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение Праджапати неясно. Он появляется поздно в ведическом слое текстов, и гимны, в которых он упоминается, в разных главах представляют разные космологические теории. [3] Он отсутствует в слое самхиты ведической литературы, зародившемся в слое брахмана , утверждает Джан Гонда . [9] Праджапати моложе Савитра , и изначально это слово было эпитетом Солнца. [10] Его профиль постепенно повышается в Ведах, достигая пика в Брахманах. [9] Такие ученые, как Рену, Кейт и Бхаттачарджи, утверждают, что Праджапати возник как абстрактное или полуабстрактное божество в более поздней ведической среде, когда предположения развивались от архаических к более научным предположениям. [10]
Сходство с другими индоевропейскими божествами
[ редактировать ]возможная связь между Праджапати (и родственными фигурами в индуистской мифологии ) и Протогоном ( древнегреческий : Πρωτογόνος , буквально «первенец») греческой орфической традиции : Была предложена [11] [12]
Протогон является в орфической мифологии эквивалентом ведического Праджапати в нескольких смыслах: он — первый бог, рожденный из космического яйца, он — создатель вселенной, а в фигуре Диониса — прямого потомка Протогона — верующие участвуют в его смерть и возрождение
- Кейт Олсбрук, Начало времени: ведические и орфические теогонии и поэтика [12]
По мнению Роберта Грейвса, имя /PRA-JĀ[N]-pati/ («потомок-владыка») этимологически эквивалентно имени бога-оракула Фанеса в Колофоне (согласно Макробиосу [13] ), а именно /prōtogonos/. [ нужна ссылка ] Концепция космического яйца, связанная с Праджапати и Протогоном, распространена во многих частях мира, утверждает Дэвид Лиминг, и появляется в более позднем орфическом культе в Греции. [14]
Тексты
[ редактировать ]Праджапати описывается по-разному и непоследовательно в индуистских текстах, как в Ведах, так и в постведических текстах. Они варьируются от бога-создателя Брахмы до одного из следующих: Агни , Индра , Вишвакарма , Дакша и многие другие. [1] [15]
Веды
[ редактировать ]Его роль варьируется в ведических текстах, например, он создал небо и землю, всю воду и существ, вождь, отец богов, создатель дэвов и асуров , космического яйца и Пуруши . [2] [7] Его роль достигла пика в брахманов слое ведических текстов, но затем снизилась до роли группы помощников в процессе творения. [2] В некоторых текстах брахмана его роль остается неоднозначной, поскольку он творит совместно с богиней-создательницей Вач . [16]
В Ригведе Праджапати появляется как эпитет Савитра , Сомы, Агни и Индры, которые восхваляются как равные, одинаковые и повелители существ. [17] В другом месте, в гимне 10.121 Ригведы , описан Хираньягарбха (золотой зародыш), который родился из вод, содержащих все, что породило Праджапати. Затем он создал манас (ум), каму (желание) и тапас (тепло). Однако этот Праджапати — метафора, одна из многих теорий индуистской космологии нет верховного божества , и в Ригведе . [18] [19] [20] Одна из поразительных особенностей индуистских мифов о Праджапати, утверждает Джан Гонда, — это идея о том, что работа творения — это постепенный процесс, завершающийся этапами испытаний и улучшений. [21]
В « Шатапатха-брахмане» , включенном в Яджурведу , Праджапати эманирует из Пуруши (космического духа), и Праджапати совместно с Вачем создает мир. [22] Он также включает мифологию о «золотом космическом яйце», в которой утверждается, что Праджапати родился из золотого яйца в первобытном море после того, как яйцо инкубировалось в течение года. Его звуки стали небом, землей и временами года. Когда он вдыхал, он создавал дэвов, огонь и свет. Когда он выдохнул, он создал асуров и тьму. Затем вместе с Ваком он создал всех существ и время. [23] В главе 10 « Шатапатха-брахмана» , а также в главе 13 « Панчавимса-брахмана» , представлен еще один миф, в котором он, Праджапати, является матерью, которая беременеет от всех саморожденных живых существ, а затем Мритью захватывает эти существа внутри себя. ее чрево, но поскольку эти существа являются частью вечного Праджапати, они желают жить долго, как он. [24] [25]
Айтарейя -брахман предлагает другой миф, в котором Праджапати, создав богов, превращается в оленя и приближается к своей дочери Ушас , которая была в образе лани, чтобы произвести на свет других земных существ. Боги были в ужасе от инцеста и объединили свои силы, чтобы создать разгневанного разрушительного Рудру, чтобы наказать Праджапати за «делание того, чего не делалось». Праджапати был убит Рудрой. [23] Кауситаки Брахман рассказывает еще один миф, в котором Праджапати создал Агни, Сурью , Чандру , Ваю , Ушаса и все божества высвободил свои энергии и создал вселенную. [23]
В разделе 2.266 «Джайминия Брахмана » Праджапати представлен как духовный учитель. Его ученик Варуна живет с ним 100 лет, изучая искусство и обязанности «отцовского царя богов». [26] [27]
Упанишады
[ редактировать ]Праджапати появляется в ранних Упанишадах, среди самых влиятельных текстов индуизма. [28] В Упанишадах он описан по-разному. Например, в разных Упанишадах он представлен как олицетворение творческой силы после Брахмана. [29] то же, что блуждающая вечная душа, [30] как символ непроявленного, неясного первенца, [31] как проявление репродуктивной сексуальной силы, [32] знающий особенно Атман (душу, себя), [33] и духовный учитель, который есть внутри каждого человека. [34] [35] Чандогья -упанишада , в качестве иллюстрации, представляет его следующим образом: [36]
Я (атман), свободное от зла,свободен от старости и смерти,свободный от печали, свободный от голода и жажды;личность, чьи желания и намерения реальны –это то «я», которое вы должны попытаться открыть,это то «я», которое вы должны стремиться постичь.Когда кто-то обнаруживает это «я» и воспринимает его,он обретает все миры, и все его желания исполняются,так сказал Праджапати.
В Чандогья-упанишаде 1.2.1 Праджапати появляется как создатель всех дэвов и асуров. «Боги, богини и демоны — дети Праджапати, но они сражались между собой». ( Санскрит : самйетире убхайе праджапатьястадха ) девасура ха ваи йатра самйетире убхайе праджапатьястадха, ИАСТ: девасура ха ваи йатра . [37]
Постведические тексты
[ редактировать ]В Махабхарате Брахма объявлен Праджапати, который создает множество мужчин и женщин и наполняет их желанием и гневом, первый для того, чтобы заставить их воспроизводить себя, а второй для того, чтобы помешать им уподобиться богам. [23] Другие главы эпосов и Пуран объявляют Вишну или Шиву Праджапати. [17]
В Бхагавад-гите используется эпитет Праджапати для описания Кришны , наряду со многими другими эпитетами. [38]
Грихьясутры включают Праджапати в число божеств, к которым обращаются во время свадебных церемоний и которым молятся о благословении благополучного потомства и гармонии между мужем и женой. [39]
Праджапати отождествляется с олицетворениями Времени, Огня, Солнца и т. д. Его также отождествляют с различными мифическими прародителями, особенно (Манусмрити 1.34) с десятью владыками, создавшими существа, впервые созданные Брахмой: Маричи , Атри , Ангирас , Пуластья , Пулаха , Крату , Васиштха , Дакша , Бхригу и Нарада . [40]
В Пуранах есть группы Праджапати, называемые Праджапатаях , которые были риши (мудрецами), из которых создан весь мир, за которыми следует список Праджапати, число и имена которого сильно различаются в разных текстах. [1] [2] По мнению Джорджа Уильямса, противоречивая, изменяющаяся и развивающаяся концепция Праджапати в индуистской мифологии отражает разнообразную индуистскую космологию . [2]
Махабхарата . и Пураны называют различных богов и мудрецов Праджапати Некоторые иллюстрации, утверждает Рошен Далал, включают Агни , Бхарату , Шашабинду, Шукру , Хавирдхамана, Индру , Капилу , Кшупу, , Притху Чандру , Свиштакриту, Тваштра , Вишвакарму и Вирану. [1]
В средневековых текстах индуизма Праджапати относится к легендарным агентам творения, действующим как боги или мудрецы, которые появляются в каждом цикле создания-поддержания-разрушения ( манвантары ). Их число варьируется от семи, десяти, шестнадцати или двадцати одного. [1]
Список из двадцати одного включения, найденный в Махабхарате, включает: [1] [2]
- Рудра
- Ману
- Дакша
- Бхригу
- Дхарма
- Способ
- Яма
- Марика
- Ангирас
- Атри
- Пуластья
- Куры
- Крату
- Васиштха
- Парамешти
- Сурья
- Чандра
- Бояться
- Крода
- Викрита.
Список из шестнадцати человек, найденных в Рамаяне, включает: [1]
- Ангирас
- Ариштанеми
- Атри
- Дакша
- Бояться
- Кашьяпа
- Крату
- Маршировать
- Prachetas
- Куры
- Пуластья
- Самшрайя
- Торопиться
- Сурья .
Список десяти индуистских писаний включает: [1]
Их творческая роль различна. Пулаха , например, — Манасапутра Брахмы, а Сарасвати — великий риши. Как один из Праджапати, он создает животных и растения. [41]
Балийский индуизм
[ редактировать ]Индуистские храмы на Бали, Индонезия, называемые Пура Праджапати , также называемые Пура Мраджапати , являются обычным явлением. Они больше всего связаны с погребальными ритуалами и церемонией Нгабен (кремации) умерших. [42] [43]
См. также
[ редактировать ]- Насадия сукта
- Хираньягарбха сукта
- Индуизм и монотеизм
- Список индуистских божеств
- Миф о сотворении мира
- Саптариши
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. п. 311. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джордж М. Уильямс (2008). Справочник по индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 234–235. ISBN 978-0-19-533261-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 518–519 . ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 322–323, 337, 338, 341–342.
- ^ «Праджапати, Праджапати, Праджапати, Праджа-пати: 30 определений» . 28 сентября 2010 г.
- ^ Ян Гонда (1982), Популярный Праджапати. Архивировано 15 февраля 2020 года в Wayback Machine , History of Religions, Vol. 22, № 2 (ноябрь 1982 г.), University of Chicago Press, стр. 137–141.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 332. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 169, 518–519. ISBN 978-0-8239-3180-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 2–5. ISBN 90-04-07734-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян Гонда (1982), Популярный Праджапати. Архивировано 15 февраля 2020 года в Wayback Machine , History of Religions, Vol. 22, № 2 (ноябрь 1982 г.), University of Chicago Press, стр. 129–130.
- ^ Мартин Уэст, Ранняя греческая философия и Восток . Оксфорд, Clarendon Press, 1971: 28–34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейт Олсбрук (2008), «Начало времени: ведическая и орфическая теогония и поэтика». Магистерская диссертация, рецензенты: Джеймс Сикингер, Кэтлин Эрндл, Джон Маринкола и Светла Славева-Гриффин, Университет штата Флорида, страницы 20, 1–5, 24–25, 40–44.
- ^ Роберт Грейвс: Греческие мифы . 1955. вып. 1, с. 31, сек. 2.2
- ^ Дэвид Адамс Лиминг (2010). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 313–314. ISBN 978-1-59884-174-9 .
- ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 322–330.
- ^ Дэвид Кинсли (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 12–13 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 322–323.
- ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. С. 45–46 . ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Генри Уайт Уоллис (1887). Космология Ригведы: Очерк . Уильямс и Норгейт. С. 61–73 , 117.
- ^ Лори Л. Паттон (2005). Напоминая о богах: мантра и ритуалы ранних индийских жертвоприношений . Издательство Калифорнийского университета. стр. 113, 216. ISBN. 978-0-520-93088-9 .
- ^ Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 20–21. ISBN 90-04-07734-0 .
- ^ Аннетт Уилке; Оливер Мобус (2011). Звук и коммуникация: эстетическая культурная история санскритского индуизма . Вальтер де Грюйтер. стр. 414–416. ISBN 978-3-11-024003-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэвид Адамс Лиминг (2010). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 144–146. ISBN 978-1-59884-174-9 .
- ^ Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 5, 14–16. ISBN 90-04-07734-0 .
- ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 324–325.
- ^ Ян Гонда (1986). Подъем Праджапати на более высокий ранг . БРИЛЛ Академик. стр. 17–18. ISBN 90-04-07734-0 .
- ^ Сукумари Бхаттачарджи (2007). Индийская теогония . Издательство Кембриджского университета. стр. 326–327.
- ^ Патрик Оливель (2014), Ранние Упанишады, Oxford University Press, ISBN 978-0195352429 , страницы 3, 279-281; Цитата: «Хотя теоретически весь корпус вед принимается как богооткровенная истина [шрути], в действительности именно Упанишады продолжают влиять на жизнь и мышление различных религиозных традиций, которые мы стали называть индуистскими. Упанишады – это писания по преимуществу индуизма».
- ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 19–21, 205, 240, 350, 510, 544. ISBN. 978-81-208-1468-4 .
- ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. п. 495. ИСБН 978-81-208-1468-4 .
- ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 85, 96–97, 252. ISBN. 978-81-208-1468-4 .
- ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 53–56, 471, 534, 540. ISBN. 978-81-208-1468-4 .
- ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. п. 371. ИСБН 978-81-208-1468-4 .
- ^ Пол Деуссен (1980). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс. стр. 21, 106, 198–205, 263, 508, 544. ISBN. 978-81-208-1468-4 .
- ^ Клаус Г. Витц (1998). Высшая мудрость Упанишад: Введение . Мотилал Банарсидасс. стр. 115, 145–153, 363–365. ISBN 978-81-208-1573-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ранние Упанишады: аннотированный текст и перевод . Издательство Оксфордского университета. 1998. стр. 279–281. ISBN 978-0-19-535242-9 .
- ^ www.wisdomlib.org (4 января 2019 г.). «Чандогья Упанишада, стих 1.2.1 (английский и санскрит)» . www.wisdomlib.org . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Уинтроп Сарджант (2010). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 37, 167, 491 (стих 11:39). ISBN 978-1-4384-2840-6 .
- ^ Ян Гонда (1982), Популярный Праджапати. Архивировано 15 февраля 2020 года в Wayback Machine , History of Religions, Vol. 22, № 2 (ноябрь 1982 г.), University of Chicago Press, стр. 131–132.
- ^ Уилкинс, WJ (2003). Индуистская мифология . Нью-Дели: DK Printworld (P) Limited. п. 369. ИСБН 81-246-0234-4 .
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. п. 316. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Дэвид Дж. Стюарт-Фокс (2002). Пура Бесаких: Храм, религия и общество на Бали . КИТЛВ. стр. 92–94, 207–209. ISBN 978-90-6718-146-4 .
- ^ Между гармонией и дискриминацией: переговоры о религиозной идентичности в отношениях большинства и меньшинства на Бали и Ломбоке . БРИЛЛ. 2014. С. 264–266. ISBN 978-90-04-27149-4 .