Jump to content

Дакша

Дакша
Бог ритуального искусства [ 1 ]
Два изображения Дакши: одно с обычными человеческими чертами лица (слева), другое с козлиным лицом (справа).
Принадлежность Праджапати , Манасапутра
Тексты Ригведа , Брахманы , Тайттирия Самхита , Рамаяна , Махабхарата , Пурана
Генеалогия
Родители Брахма [ а ]
Супруга Прасути и Асикни
Дети

В индуизме санскрит Дакша ( букв : दक्ष , . «способный, ловкий или честный» IAST : Дакша , [ 2 ] ) — один из праджапати , агентов творения, а также божественный царь-риши. Его иконография изображает его как человека с коренастым телом и красивым лицом или с головой козла.

В Ригведе Дакша является адитьей и связан со священническими навыками. [ 3 ] В эпосе и пуранических писаниях он — сын бога-творца Брахмы и многодетный отец, ставший прародителем различных существ. По одной из легенд, обиженный Дакша провел ягью (огненное жертвоприношение), сознательно не пригласив на него свою младшую дочь Сати и ее мужа Шиву . В «Линга-пуране» за оскорбление Шивы во время этого события, которое заставило Сати в ярости совершить самосожжение, он был обезглавлен Вирабхадрой , слугой Шивы. Позже он был воскрешен с головой козла. Во многих Пуранах говорится, что Дакша переродился в Прачетасе в другую Манвантару (эпоху Ману ).

Этимология и текстовая история

[ редактировать ]

Значение слова «Дакша» (दक्ष) — «способный», «эксперт», «умелый» или «честный». [ 4 ] [ 5 ] Согласно «Бхагавата-пуране» , Дакша получил это имя, так как умел зачать детей. [ 6 ] Это слово также означает «подходящий», «энергичный» и «огонь». [ 4 ] У Дакши также есть другое имя «Кан». [ 7 ]

Дакша встречается в древнем писании Ригведе (2-е тысячелетие до н.э.), где он описывается как Адитья («сын богини Адити ») и конкретно связан с умелыми действиями жертвоприношения. [ 8 ] Позже в «Брахманах» (900 г. до н. э. — 700 г. до н. э.) он отождествляется с божеством-создателем Праджапати . [ 9 ] [ 10 ] Ключевые элементы Дакши, включая его яджну и голову барана, которые позже стали ключевой особенностью пуранической иконографии, впервые встречаются в «Тайттария-самхите». [ 9 ] [ 11 ] Эпосы — Рамаяна и Махабхарата — также упоминают Дакшу. Большинство историй о Дакше можно найти в Пуранах (3-10 века н. э.). [ 11 ] [ 10 ]

Скульптура Дакши с козлиным лицом и его женой.

Рождение

[ редактировать ]

Эпос «Махабхарата» описывает Дакшу и его жену, возникающих из правого и левого больших пальцев бога-создателя Брахмы соответственно. [ 7 ] [ 12 ] Согласно Матсья Пуране , Дакша, Дхарма, Камадева и Агни родились из большого пальца правой руки, груди, сердца и бровей Брахмы соответственно. Согласно многим текстам, включая « Бхагавата-пурану» , Дакша рождается дважды: сначала как Манасапутра (сотворенный умом сын) Брахмы, а затем как сын Прачетаса и Мариши. [ 7 ] [ 13 ] В отличие от более поздних пуранических мифов, Ригведа утверждает, что Дакша и богиня Адити возникают друг из друга, таким образом, он является ее сыном и отцом. [ 8 ]

Супруги и дети

[ редактировать ]

Согласно многим пураническим писаниям, Дакша женился на Прасути в своем первом рождении и на Асикни во втором рождении. [ 14 ] Прасути описывается как дочь Сваямбхувы Ману , от которого у Дакши было 16, 24 или 60 дочерей (в зависимости от библейского источника). [ 10 ] [ 15 ] [ 16 ] Асикни (также называемая Панчаджани и Вирани) — дочь другого Праджапати по имени Вирана (или Панчаджана). Брахма поручил Дакше населить этот мир; он продолжал создавать Богов, Мудрецов, Асуров, Якшей и Ракхашей из ума, но не добился дальнейшего успеха. [ 7 ] [ б ] После успешного покаяния в Виндхьях бог Вишну сделал Асикни своей женой и призвал его вступить в сексуальный союз. [ 7 ] [ 17 ] [ 18 ]

Дакша (справа) проклинает Нараду, иллюстрация из книги XX века.

Согласно Пуранам, Дакша и Асикни сначала произвели на свет пять тысяч сыновей, известных как Харьяшвы . Они были заинтересованы в заселении Земли, но по совету Нарады вместо этого занялись мирскими делами и так и не вернулись. Брахма утешал скорбящего Дакшу после этой утраты. Дакша и Асикни снова произвели на свет еще тысячу сыновей ( Шабалашвов ), которые имели аналогичные намерения, но были убеждены Нарадой к тем же результатам. Разгневанный Дакша проклял Нараду, назвав его вечным странником. [ 7 ]

Пуранические писания различаются по количеству дочерей Дакши. Они были женаты на разных божествах, мудрецах и царях и стали прародителями различных видов существ. [ 7 ]

Согласно «Махабхарате» ( Харивамсе ) , « Деви Бхагавата-пуране» , «Брахма-вайварта-пуране» и « Вишну-пуране» , Дакша стал отцом 60 дочерей от Асикни: [ 7 ]

Число дочерей Дакши от Прасути варьируется — в « Вишну-пуране » упоминается 24 дочери . [ 19 ] [ 7 ] в то время как в Линга Пуране и Падма Пуране насчитывается 60 дочерей. [ 20 ] Все дочери Прасути олицетворяют достоинства ума и тела. [ 20 ] Имена этих дочерей и их супруга, согласно Вишну Пуране, следующие:

богиня любви Рати Наряду с этими дочерьми отпрыском Дакши считается и . Шива -пурана и Калика-пурана повествуют, что она вышла из пота Дакши после того, как Брахма попросил его подарить жену богу любви Каме . [ 21 ]

Проклятие Чандры

[ редактировать ]

Пураны изображают Дакшу ответственным за убывающую и растущую Луну. Бог луны Чандра женился на двадцати семи дочерях Дакши, который представляет двадцать семь накшатр (или созвездий). Среди них Чандра отдавал предпочтение Рохини и проводил с ней большую часть времени. Остальные 26 сестер завидовали и пожаловались отцу. Дакша сначала пытался убедить Чандру, но, видя, что его усилия бесплодны, он проклял лунное божество, чтобы оно заболело и потеряло свою яркость. Поскольку Чандра был еще и богом растительности, растительность начала умирать. Дэвы . усмирили Дакшу, и по их просьбе он сказал Чандре, что будет страдать от болезни каждые две недели и постепенно выздоравливать от нее Это приводит к убывающей и растущей луне каждый месяц. [ 7 ] По другой версии, именно бог Шива (муж Сати) частично вылечил болезнь Чандры. [ 22 ]

Дакша Яджна

[ редактировать ]
Дакша оскорбляет Шиву, споря с Сати.

Дакша Яджна считается важным поворотным моментом в создании и развитии ряда сект в индуизме. История описывает обстоятельства, которые заменили в качестве Сати Парвати супруги Шивы и позже привели к истории Ганеши и Картикеи .

Одной из дочерей Дакши, которую часто называют самой младшей, была Сати, которая всегда хотела выйти замуж за Шиву. Дакша запретил это, но позже неохотно разрешил ей, и она вышла замуж за Шиву.

Однажды Дакша организовал Брихаспатистава- ягью и намеренно не пригласил Шиву и Сати. Несмотря на то, что Шива обескуражил ее, который посоветовал ей не идти на церемонию, проводимую Дакшей, куда они с ее мужем не были приглашены, родительские узы заставили Сати игнорировать светский этикет и желания ее мужа. Сати пошла на церемонию одна. Дакша пренебрег ею и оскорбил ее перед гостями. Сати, не в силах вынести дальнейших оскорблений, бросилась в жертвенный огонь и сожгла себя. [ 23 ] Шива, узнав об ужасном происшествии, в своем гневе призвал Вирабхадру и Бхадракали, выдернув прядь волос и швырнув ее о землю. Вирабхадра и бхутаганы двинулись на юг и разрушили все помещения. Дакша был обезглавлен, а место проведения ритуала было опустошено во время буйства. [ 24 ] Бхригу , главный жрец яджны, призвал Рибху сражаться с Ганами, но первого привязали к столбу и насильно вырвали ему бороду. По словам Горация Хеймана Уилсона , Вани были порезаны руки, Бхаге вырваны глаза, у Пуши были выбиты зубы, булава Ямы была сломана, носы Богинь были порезаны, Сома был избит, в то время как Яджнешвара , Индра Сваямбхувы Манвантары , пытался сбежать в образе оленя, но был обезглавлен. Дакша тоже пытался убежать, но Вирабхадра удержал его и отрубил ему голову (в некоторых легендах говорится, что он собственноручно оторвал Дакше голову). Голову бросили в огонь, и Вирабхадра вернулся на Кайлас вместе со своими ордами.

Позже Шива был умиротворен. Он простил Дакшу и воскресил его, но с козлиной головой. [ 25 ] Бхригу и остальным были возвращены свои части. С Вишну в качестве главного жреца Дакша предложил часть подношения Шиве, и жертвоприношение было успешно завершено.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Справочник по индуистской мифологии . Упс США. 27 марта 2008 г. ISBN.  978-0-19-533261-2 .
  2. ^ Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса
  3. ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. п. 261. ИСБН  978-0-19-533261-2 .
  4. ^ Jump up to: а б Ганди, Манека (1993). Книга индуистских имен пингвинов . Книги Пингвинов Индия. ISBN  978-0-14-012841-3 .
  5. ^ Монье-Уильямс, сэр Монье; Леуманн, Эрнст; Каппеллер, Карл (1899). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-3105-6 .
  6. ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами (31 декабря 1975 г.). Шримад-Бхагаватам, Шестая Песнь: Предписанные обязанности человечества . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN  978-91-7149-639-3 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мани, Веттам (1975). «Дакша» . Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Дели, Индия: Мотилал Банарсидасс, Дели. стр. 193–194.
  8. ^ Jump up to: а б Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 44. ИСБН  978-0190633394 .
  9. ^ Jump up to: а б Доусон, Джон (1870). Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и литературы .
  10. ^ Jump up to: а б с Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN  978-1-135-96390-3 .
  11. ^ Jump up to: а б Клостермайер, Клаус К. (1 октября 2014 г.). Индуизм: Краткая история . Саймон и Шустер. ISBN  978-1-78074-680-7 .
  12. ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN  978-1-135-96390-3 .
  13. ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами (31 декабря 1974 г.). Шримад-Бхагаватам, Четвертая песнь: Создание четвертого порядка . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN  978-91-7149-637-9 .
  14. ^ Пуранам Всеиндийский кассовый трест. 2001. . All-India Kasiraja Trust. 2001.
  15. ^ Вишну Пурана , Том I, Х. Х. Уилсон. Книга-I, Глава-#7, стр. 109.
  16. ^ Уилкинс, WJ (2003). Индуистская мифология . Нью-Дели: DK Printworld (P) Limited. п. 373. ИСБН  81-246-0234-4 .
  17. ^ Жертвоприношение коня Праджапати Дакши. Махабхарата в переводе Кисари Мохана Гангули (1883–1896), Книга 12: Санти Парва: Мокшадхарма Парва: Раздел CCLXXXIV. п. 317 . «Я известен под именем Вирабхадра », и я возник из-за гнева Рудры. Эта женщина (моя спутница) по имени Бхадракали возникла из гнева богини».
  18. ^ «The Hindu: Новости Кералы / Каннура: Огромная толпа в храме Коттиюр» . www.hindu.com . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года . Проверено 17 января 2022 г.
  19. ^ Сен, Рамендра Кумар (1966). Эстетическое наслаждение; Его предпосылки в философии и медицине . Университет Калькутты.
  20. ^ Jump up to: а б Чавла, Джанет (2006). Рождающие и родившие: сила стыда . Публикации Хар-Ананда. ISBN  978-81-241-0938-0 .
  21. ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 645. ИСБН  978-0-8426-0822-0 .
  22. ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 393–394. ISBN  978-0-14-341421-6 .
  23. ^ Чопра, Омеш К. (2 марта 2020 г.). Возвращение к истории Древней Индии: ведико-пуранический взгляд . Издательство BlueRose. п. 199.
  24. ^ Чопра, Омеш К. (2 марта 2020 г.). Возвращение к истории Древней Индии: ведико-пуранический взгляд . Издательство BlueRose. п. 200.
  25. ^ О'Флаэрти, Венди Донигер; Донигер, Венди (ноябрь 1995 г.). Мифы других народов: Пещера эха . Издательство Чикагского университета. п. 99. ИСБН  978-0-226-61857-9 .
  • Анна Дхаллапиккола, Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN   0-500-51088-1 )

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ригведа Адитьев упоминает Дакшу как одного из ( сына богини Адити ). Согласно Пуранам , Дакша родился от Брахмы и позже перевоплотился в сына Прачетаса и Мариши.
  2. ^ Брахманда Пурана и Ваю Пурана дают более длинный список творений, вкл. растения, люди, призраки, змеи, олени, плотоядные демоны и птицы. Ва.П. также упоминает, что Махадева упрекнул его после того, как созданные разумом виды не смогли размножиться.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 692cfeb216f73ceec0b6fde4419dea28__1720603200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/28/692cfeb216f73ceec0b6fde4419dea28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daksha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)