Дакша
Дакша | |
---|---|
Бог ритуального искусства [ 1 ] | |
![]() Два изображения Дакши: одно с обычными человеческими чертами лица (слева), другое с козлиным лицом (справа). | |
Принадлежность | Праджапати , Манасапутра |
Тексты | Ригведа , Брахманы , Тайттирия Самхита , Рамаяна , Махабхарата , Пурана |
Генеалогия | |
Родители | Брахма [ а ] |
Супруга | Прасути и Асикни |
Дети |
В индуизме санскрит Дакша ( букв : दक्ष , . «способный, ловкий или честный» IAST : Дакша , [ 2 ] ) — один из праджапати , агентов творения, а также божественный царь-риши. Его иконография изображает его как человека с коренастым телом и красивым лицом или с головой козла.
В Ригведе Дакша является адитьей и связан со священническими навыками. [ 3 ] В эпосе и пуранических писаниях он — сын бога-творца Брахмы и многодетный отец, ставший прародителем различных существ. По одной из легенд, обиженный Дакша провел ягью (огненное жертвоприношение), сознательно не пригласив на него свою младшую дочь Сати и ее мужа Шиву . В «Линга-пуране» за оскорбление Шивы во время этого события, которое заставило Сати в ярости совершить самосожжение, он был обезглавлен Вирабхадрой , слугой Шивы. Позже он был воскрешен с головой козла. Во многих Пуранах говорится, что Дакша переродился в Прачетасе в другую Манвантару (эпоху Ману ).
Этимология и текстовая история
[ редактировать ]Значение слова «Дакша» (दक्ष) — «способный», «эксперт», «умелый» или «честный». [ 4 ] [ 5 ] Согласно «Бхагавата-пуране» , Дакша получил это имя, так как умел зачать детей. [ 6 ] Это слово также означает «подходящий», «энергичный» и «огонь». [ 4 ] У Дакши также есть другое имя «Кан». [ 7 ]
Дакша встречается в древнем писании Ригведе (2-е тысячелетие до н.э.), где он описывается как Адитья («сын богини Адити ») и конкретно связан с умелыми действиями жертвоприношения. [ 8 ] Позже в «Брахманах» (900 г. до н. э. — 700 г. до н. э.) он отождествляется с божеством-создателем Праджапати . [ 9 ] [ 10 ] Ключевые элементы Дакши, включая его яджну и голову барана, которые позже стали ключевой особенностью пуранической иконографии, впервые встречаются в «Тайттария-самхите». [ 9 ] [ 11 ] Эпосы — Рамаяна и Махабхарата — также упоминают Дакшу. Большинство историй о Дакше можно найти в Пуранах (3-10 века н. э.). [ 11 ] [ 10 ]
Легенды
[ редактировать ]
Рождение
[ редактировать ]Эпос «Махабхарата» описывает Дакшу и его жену, возникающих из правого и левого больших пальцев бога-создателя Брахмы соответственно. [ 7 ] [ 12 ] Согласно Матсья Пуране , Дакша, Дхарма, Камадева и Агни родились из большого пальца правой руки, груди, сердца и бровей Брахмы соответственно. Согласно многим текстам, включая « Бхагавата-пурану» , Дакша рождается дважды: сначала как Манасапутра (сотворенный умом сын) Брахмы, а затем как сын Прачетаса и Мариши. [ 7 ] [ 13 ] В отличие от более поздних пуранических мифов, Ригведа утверждает, что Дакша и богиня Адити возникают друг из друга, таким образом, он является ее сыном и отцом. [ 8 ]
Супруги и дети
[ редактировать ]Согласно многим пураническим писаниям, Дакша женился на Прасути в своем первом рождении и на Асикни во втором рождении. [ 14 ] Прасути описывается как дочь Сваямбхувы Ману , от которого у Дакши было 16, 24 или 60 дочерей (в зависимости от библейского источника). [ 10 ] [ 15 ] [ 16 ] Асикни (также называемая Панчаджани и Вирани) — дочь другого Праджапати по имени Вирана (или Панчаджана). Брахма поручил Дакше населить этот мир; он продолжал создавать Богов, Мудрецов, Асуров, Якшей и Ракхашей из ума, но не добился дальнейшего успеха. [ 7 ] [ б ] После успешного покаяния в Виндхьях бог Вишну сделал Асикни своей женой и призвал его вступить в сексуальный союз. [ 7 ] [ 17 ] [ 18 ]
Сыновья
[ редактировать ]
Согласно Пуранам, Дакша и Асикни сначала произвели на свет пять тысяч сыновей, известных как Харьяшвы . Они были заинтересованы в заселении Земли, но по совету Нарады вместо этого занялись мирскими делами и так и не вернулись. Брахма утешал скорбящего Дакшу после этой утраты. Дакша и Асикни снова произвели на свет еще тысячу сыновей ( Шабалашвов ), которые имели аналогичные намерения, но были убеждены Нарадой к тем же результатам. Разгневанный Дакша проклял Нараду, назвав его вечным странником. [ 7 ]
Дочери
[ редактировать ]Пуранические писания различаются по количеству дочерей Дакши. Они были женаты на разных божествах, мудрецах и царях и стали прародителями различных видов существ. [ 7 ]
Согласно «Махабхарате» ( Харивамсе ) , « Деви Бхагавата-пуране» , «Брахма-вайварта-пуране» и « Вишну-пуране» , Дакша стал отцом 60 дочерей от Асикни: [ 7 ]
- Десять из этих дочерей — Марувати, Васу, Джами, Ламба, Бхану, Урдджа, Санкальп, Махурат, Садхья, Вишва — были замужем за Дхармадевой , богом Дхармы.
- 13 дочерей — Адити , Дити , Дану Аришта , Шураса , , Сурабхи , Вината , Тамра, Кродхаваша , Ира, Кадру , Вишва, Муни — были замужем за мудрецом Кашьяпой.
- 27 дочерей - Ашвини , Бхарани , Крттика , Рохини , Мригашира , Таракам или Ардра, Пунарвасу , Пушья , Ашлеша , Джанакам или Магха , Пхалгуни , Уттарпхалгуни , Хаста , Читра , Свати , Вишакха , Анурадха , Джьештха , Мула , Пурвашадха , Адха , Срона или Шравана , Дхаништха или Шатабхиша , Абхиджит или Прачетас, Пурвабхадрапада , Уттарабхадрапада и Ревати — были женаты на Чандре , боге Луны и растительности.
- Четверо были женаты на мудреце Ариштанеми.
- двое были женаты на мудреце Бахупутре
- 2 женатых мудреца Ангираса
- 2 были женаты на Крисасве
Число дочерей Дакши от Прасути варьируется — в « Вишну-пуране » упоминается 24 дочери . [ 19 ] [ 7 ] в то время как в Линга Пуране и Падма Пуране насчитывается 60 дочерей. [ 20 ] Все дочери Прасути олицетворяют достоинства ума и тела. [ 20 ] Имена этих дочерей и их супруга, согласно Вишну Пуране, следующие:
- Шраддха, Лакшми, Дхрити, Тусти, Пушти, Медха, Крия, Буддхи, Ладжа, Вапу, Шанти, Сиддхи и Кирти вышли замуж за бога Дхармадеву.
- Кхьяти вышла замуж за мудреца Бхригу.
- Самбхути вышла замуж за мудреца Маричи.
- Смрити вышла замуж за мудреца Ангираса.
- Прити вышла замуж за мудреца Пуластью.
- Кшама женился на мудреце Пулахе
- Саннати вышла замуж за мудреца Крату.
- Анасуя вышла замуж за мудреца Атри.
- Урдджа вышла замуж за мудреца Вашиштху.
- Сваха вышла замуж за Агни , бога огня.
- Свадха вышла замуж за Кави, члена класса питров.
- Сати вышла замуж за Шиву
богиня любви Рати Наряду с этими дочерьми отпрыском Дакши считается и . Шива -пурана и Калика-пурана повествуют, что она вышла из пота Дакши после того, как Брахма попросил его подарить жену богу любви Каме . [ 21 ]
Проклятие Чандры
[ редактировать ]Пураны изображают Дакшу ответственным за убывающую и растущую Луну. Бог луны Чандра женился на двадцати семи дочерях Дакши, который представляет двадцать семь накшатр (или созвездий). Среди них Чандра отдавал предпочтение Рохини и проводил с ней большую часть времени. Остальные 26 сестер завидовали и пожаловались отцу. Дакша сначала пытался убедить Чандру, но, видя, что его усилия бесплодны, он проклял лунное божество, чтобы оно заболело и потеряло свою яркость. Поскольку Чандра был еще и богом растительности, растительность начала умирать. Дэвы . усмирили Дакшу, и по их просьбе он сказал Чандре, что будет страдать от болезни каждые две недели и постепенно выздоравливать от нее Это приводит к убывающей и растущей луне каждый месяц. [ 7 ] По другой версии, именно бог Шива (муж Сати) частично вылечил болезнь Чандры. [ 22 ]
Дакша Яджна
[ редактировать ]
Дакша Яджна считается важным поворотным моментом в создании и развитии ряда сект в индуизме. История описывает обстоятельства, которые заменили в качестве Сати Парвати супруги Шивы и позже привели к истории Ганеши и Картикеи .
Одной из дочерей Дакши, которую часто называют самой младшей, была Сати, которая всегда хотела выйти замуж за Шиву. Дакша запретил это, но позже неохотно разрешил ей, и она вышла замуж за Шиву.
Однажды Дакша организовал Брихаспатистава- ягью и намеренно не пригласил Шиву и Сати. Несмотря на то, что Шива обескуражил ее, который посоветовал ей не идти на церемонию, проводимую Дакшей, куда они с ее мужем не были приглашены, родительские узы заставили Сати игнорировать светский этикет и желания ее мужа. Сати пошла на церемонию одна. Дакша пренебрег ею и оскорбил ее перед гостями. Сати, не в силах вынести дальнейших оскорблений, бросилась в жертвенный огонь и сожгла себя. [ 23 ] Шива, узнав об ужасном происшествии, в своем гневе призвал Вирабхадру и Бхадракали, выдернув прядь волос и швырнув ее о землю. Вирабхадра и бхутаганы двинулись на юг и разрушили все помещения. Дакша был обезглавлен, а место проведения ритуала было опустошено во время буйства. [ 24 ] Бхригу , главный жрец яджны, призвал Рибху сражаться с Ганами, но первого привязали к столбу и насильно вырвали ему бороду. По словам Горация Хеймана Уилсона , Вани были порезаны руки, Бхаге вырваны глаза, у Пуши были выбиты зубы, булава Ямы была сломана, носы Богинь были порезаны, Сома был избит, в то время как Яджнешвара , Индра Сваямбхувы Манвантары , пытался сбежать в образе оленя, но был обезглавлен. Дакша тоже пытался убежать, но Вирабхадра удержал его и отрубил ему голову (в некоторых легендах говорится, что он собственноручно оторвал Дакше голову). Голову бросили в огонь, и Вирабхадра вернулся на Кайлас вместе со своими ордами.
Позже Шива был умиротворен. Он простил Дакшу и воскресил его, но с козлиной головой. [ 25 ] Бхригу и остальным были возвращены свои части. С Вишну в качестве главного жреца Дакша предложил часть подношения Шиве, и жертвоприношение было успешно завершено.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Справочник по индуистской мифологии . Упс США. 27 марта 2008 г. ISBN. 978-0-19-533261-2 .
- ^ Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса
- ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . ОУП США. п. 261. ИСБН 978-0-19-533261-2 .
- ^ Jump up to: а б Ганди, Манека (1993). Книга индуистских имен пингвинов . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-012841-3 .
- ^ Монье-Уильямс, сэр Монье; Леуманн, Эрнст; Каппеллер, Карл (1899). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3105-6 .
- ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами (31 декабря 1975 г.). Шримад-Бхагаватам, Шестая Песнь: Предписанные обязанности человечества . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN 978-91-7149-639-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мани, Веттам (1975). «Дакша» . Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Дели, Индия: Мотилал Банарсидасс, Дели. стр. 193–194.
- ^ Jump up to: а б Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 44. ИСБН 978-0190633394 .
- ^ Jump up to: а б Доусон, Джон (1870). Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и литературы .
- ^ Jump up to: а б с Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN 978-1-135-96390-3 .
- ^ Jump up to: а б Клостермайер, Клаус К. (1 октября 2014 г.). Индуизм: Краткая история . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-78074-680-7 .
- ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN 978-1-135-96390-3 .
- ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами (31 декабря 1974 г.). Шримад-Бхагаватам, Четвертая песнь: Создание четвертого порядка . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN 978-91-7149-637-9 .
- ^ Пуранам Всеиндийский кассовый трест. 2001. . All-India Kasiraja Trust. 2001.
- ^ Вишну Пурана , Том I, Х. Х. Уилсон. Книга-I, Глава-#7, стр. 109.
- ^ Уилкинс, WJ (2003). Индуистская мифология . Нью-Дели: DK Printworld (P) Limited. п. 373. ИСБН 81-246-0234-4 .
- ^ Жертвоприношение коня Праджапати Дакши. Махабхарата в переводе Кисари Мохана Гангули (1883–1896), Книга 12: Санти Парва: Мокшадхарма Парва: Раздел CCLXXXIV. п. 317 . «Я известен под именем Вирабхадра », и я возник из-за гнева Рудры. Эта женщина (моя спутница) по имени Бхадракали возникла из гнева богини».
- ^ «The Hindu: Новости Кералы / Каннура: Огромная толпа в храме Коттиюр» . www.hindu.com . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Сен, Рамендра Кумар (1966). Эстетическое наслаждение; Его предпосылки в философии и медицине . Университет Калькутты.
- ^ Jump up to: а б Чавла, Джанет (2006). Рождающие и родившие: сила стыда . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-0938-0 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. п. 645. ИСБН 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 393–394. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Чопра, Омеш К. (2 марта 2020 г.). Возвращение к истории Древней Индии: ведико-пуранический взгляд . Издательство BlueRose. п. 199.
- ^ Чопра, Омеш К. (2 марта 2020 г.). Возвращение к истории Древней Индии: ведико-пуранический взгляд . Издательство BlueRose. п. 200.
- ^ О'Флаэрти, Венди Донигер; Донигер, Венди (ноябрь 1995 г.). Мифы других народов: Пещера эха . Издательство Чикагского университета. п. 99. ИСБН 978-0-226-61857-9 .
- Анна Дхаллапиккола, Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 )
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Ригведа Адитьев упоминает Дакшу как одного из ( сына богини Адити ). Согласно Пуранам , Дакша родился от Брахмы и позже перевоплотился в сына Прачетаса и Мариши.
- ^ Брахманда Пурана и Ваю Пурана дают более длинный список творений, вкл. растения, люди, призраки, змеи, олени, плотоядные демоны и птицы. Ва.П. также упоминает, что Махадева упрекнул его после того, как созданные разумом виды не смогли размножиться.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дакшей, на Викискладе?
- Линия Дакши, Махабхарата/Книга 1: Ади Парва/Раздел LXV