Пушан
Пушан | |
---|---|
Бог встреч, браков, путешествий, дорог, скота | |
Деванагари | Пушан |
Принадлежность | Дева , Адитья |
Планета | Солнце |
Оружие | Золотой топор , шило, стрекало |
Устанавливать | Колесница, управляемая козами |
Родители | Адити и Кашьяпа |
Супруга | Сурья |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Пан или Гермес |
Римский эквивалент | Фавн или Меркурий |
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
![]() |
Связанные индуистские тексты |
Пушан ( санскрит : पूषन् , IAST : Пусан ) — индуистское ведическое солнечное божество и один из Адитьев . Он бог встреч. Пушан отвечает за браки, путешествия, дороги и кормление скота. Он был психопомпом (проводником душ), проводившим души в потусторонний мир. Он защищал путешественников от бандитов и диких зверей, а также защищал людей от эксплуатации другими мужчинами. Он был поддерживающим проводником, «добрым» богом, ведущим своих приверженцев к богатым пастбищам и богатству.
Этимология
[ редактировать ]Традиционно считается, что имя божества происходит от санскритского глагола pūṣyati , что означает «приводить к процветанию». [1] Многие современные ученые считают, что Пушан произошел от реконструированного протоиндоевропейского бога * Péh₂uson , [2] что, таким образом, сделало бы Пушана родственником греческого бога Пана . Связь между Паном и Пушаном была впервые предложена немецким ученым Германом Коллицем в 1924 году. [3]
Тексты
[ редактировать ]Десять гимнов в Ригведе посвящены Пушану (в том числе один совместно Соме и Пушану, а другой - Индре и Пушану). [4] Его колесницу затягивают козы. [5] [6] Иногда его описывают как управляющего Солнцем по небу. Кажется, он представляет солнце как хранителя стад и стад. Пушан также считается Кави, который, в свою очередь, стал эпитетом ряда богов, а затем титулом, означающим «король».
У него заплетены волосы и борода, он носит золотой топор , шило и стрекало . [7] [8] Он ест кашу, и в «Шатапатха-брахмане» говорится, что он беззуб. Он женат на Сурье, дочери Солнца, которую ему даровали боги. Он знаток путей и хранитель дорог. [5] В этой роли он защищает людей от различных опасностей на дорогах, таких как волки и засады. Он также связан с божественными путями и знаком с путем между землей и небом, который позволяет ему вести души на небеса. [8] Его призывают охранять крупный рогатый скот, лошадей и овец, и его просят найти пропавший скот. [6] [8]
Согласно повествованию, найденному в « Тайттирия-самхите» , Рудра был исключен из Дакша-ягьи , важного жертвоприношения в честь различных божеств. Он в гневе пронзил жертву стрелой и сломал Пушану зубы, когда тот пытался съесть часть жертвоприношения. Более поздние версии этого повествования встречаются в Рамаяне , Махабхарате и Пуранах . В этих версиях Рудра (или Шива ) разгневался, потому что его тесть, Дакша , приносивший жертвоприношение, не пригласил его. Шива в гневе пнул Пушана и выбил ему зубы, пока он ел жертвоприношение. [9] В пуранических версиях Вирабхадра , созданный Шивой из пряди его спутанных волос, выбил Пушану зубы. [10]
В Махабхарате и Пуранах Пушан описывается как один из двенадцати Адитьев ( Адити сыновей ). Другими одиннадцатью сыновьями Адити, перечисленными в Махабхарате, являются Сурья , Арьяман , Твашта , Савитр , Бхага , Дхата , Митра , Варуна , Амша , Индра и Вишну (в форме Ваманадевы ). [5]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Макдонелл, Артур Энтони (1917). Ведический читатель для студентов . Оксфорд, Англия: Clarendon Press (Оксфорд). стр 111–115 . . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 434. ИСБН 978-0-19-929668-2 .
- ^ Х. Коллитц, «Водан, Гермес и Пушан», Festskrift, посвященный Хьюго Пипингу в день его шестидесятилетия, 5 ноября 1924 г. (1924 г.), стр. 574–587.
- ^ Ригведа I.42 , I.138 , II.40 (Соме и Пушану), VI.53 , VI.54 , VI.55 , VI.56 , VI.57 (Индре и Пушану), VI.58 и Х.26 . Ссылки ведут на английский перевод Ральфа Т.Г. Гриффита 1896 года на сайте Holy-texts.com, где также размещена санскритская версия каждого гимна.
- ^ Jump up to: а б с Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- ^ Jump up to: а б О'Флаэрти, Венди Донигер (2000). Ригведа: Антология . Нью-Дели: Книги Пингвина. п. 195 . ISBN 0-14-044402-5 .
- ^ Джеймисон, Стефани; Бреретон, Джоэл (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 151, 849–850. ISBN 978-0190633394 .
- ^ Jump up to: а б с Макдонелл, Артур Энтони (1897). Ведическая мифология . Издательство Оксфордского университета. стр. 35–37.
- ^ Доусон, Джон (1888). Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и литературы (2-е изд.). Лондон: Трюбнер и Ко, стр. 249–250 . ISBN 978-0-7661-7589-1 .
Пушан + Классический словарь индуистской мифологии и религии, географии, истории и Джона Доусона.
- ^ Уилкинс, WJ (1900). Индуистская мифология, ведические и пуранические (2-е изд.). Калькутта: Thacker, Spink & Co. 270.