Савитр
Савитра | |
---|---|
Бог солнечных лучей [1] | |
Член Адитьи | |
Обитель | Солнце |
Мантра | Гаятри мантра |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруга | Пришни (согласно Бхагавата Пуране ) [2] |
Дети |
|
Савитри ( санскрит : सवित्र IAST : Савитр , именительный падеж единственного числа : सविता IAST : Савита , также переводится как Савитур ), [3] в ведических писаниях — Адитья (т. е. «потомок») ведической первобытной богини-матери Адити . Его имя на ведическом санскрите означает «крыльчатка, возбудитель, оживитель».
Иногда его отождествляют, а иногда и отличают от Сурьи , «бога Солнца». Когда его считают отличным от Солнца, его воспринимают как божественное влияние или оживляющую силу Солнца. Солнце перед восходом называется Савитри, а после восхода и до заката оно называется Сурья. [4] Савитр почитается в Ригведе , старейшем компоненте ведических писаний. Впервые он упоминается в третьей книге Ригведы; (РВ 3.62.10) позже названная Гаятри-мантрой . Более того, он очень подробно описан в Гимне 35 Ригведы, также называемом Гимном Савитра. [5] В этом гимне Савитр персонифицирован и представлен как божество-покровитель. Он прославляется в одиннадцати целых гимнах Ригведы и в частях многих других текстов, при этом его имя упоминается в общей сложности около 170 раз.
Савитр исчез как независимое божество из индуистского пантеона после окончания ведического периода , но ему до сих пор поклоняются в современном индуизме , и его называют Савитри.
Ригведическое божество
[ редактировать ]Савитр — божество, имя которого в первую очередь обозначает агента в форме существительного, происходящего от глагольного корня с добавленным суффиксом агента -tṛ . Имя Савитр принадлежит к классу ведийских теонимов вместе с Дхатри, Тратри и Твастр . Эти имена означают, что это боги-агенты, которые создают, защищают и производят соответственно. [6]
Появление
[ редактировать ]У Савитра золотые руки, он широкорукий или красивый. У него также приятный язык или красивый язык, и его когда-то называли железночелюстным. Его глаза тоже золотые. Он желтоволосый — атрибут, общий с Агни и Индрой . Он надевает желто-коричневую одежду. У него есть золотая колесница с золотой осью, которая всеформна, так же как и он сам способен принимать все формы. Его канал аналогичен великолепной колеснице, запряженной двумя сияющими конями или двумя или более бронзовыми белоногими жеребцами. Могущественное великолепие («амати») преимущественно приписывается Савитру, а могучее «золотое» великолепие — только ему. Такое великолепие он простирает или рассеивает. Он освещает воздух, небо и землю, мир, просторы земные, небесный свод.
Функции
[ редактировать ]Подобно Пушану и Сурье , он повелитель того, что подвижно и неподвижно. Савитру приписывают поддержку движимого и недвижимого имущества, что означает поддержание Риты . Савитр — благодетельный бог, выступающий защитником всех существ, предусмотрительный и охраняющий мир духов. Будучи Адитьей , Савитр верен Вечному Порядку и действует как сборщик очков. [7]
Его первобытные пути в воздухе беспыльны и гладко пройдены, на них его просят укрепить своих призывателей. Ему молятся, чтобы перенести усопшую душу туда, где обитают праведники. Савитр дарует бессмертие богам, а также продолжительность жизни человеку. Он также даровал бессмертие рабху , которые благодаря величию своих деяний достигли его жилища. Как и другие боги, Савитр является сторонником космоса. Также он держит весь мир, роль, которая также отведена Вишну в Ведах.
Абстрактная классификация
[ редактировать ]есть два класса божеств В Ригведе , чья природа основана на абстракции.
- Первый класс, состоящий из прямых персонификаций абстрактных понятий, таких как «желание», редок, встречается только в самых поздних гимнах «Ригведы » и обусловлен тем ростом спекуляций, который так ясно прослеживается в ходе Ведический век . [ нужна ссылка ]
- Второй, более многочисленный класс включает божеств, чьи имена в первую очередь либо обозначают действующее лицо в форме существительного, происходящего от корня с суффиксом « -tṛ » (например, Дхатр , «Творец»), либо обозначают некий атрибут, например Праджапати. («Повелитель существ»).
Этот класс, если судить по эволюции мифологических творений Веды , не представляет собой прямых абстракций, но в каждом случае оказывается производным от эпитета, применяемого к одному или нескольким божествам, иллюстрирующего конкретный аспект деятельности или характера. Такие эпитеты постепенно обособляются, приобретая наконец самостоятельный статус. Таким образом , Рохита , «Красный» (женская форма которого — Рохини ), первоначально был эпитетом солнца, как отдельного божества в качестве Творца. [ нужна ссылка ]
... [] второй класс богов, которых можно назвать «абстрактными», представляют собой боги-посредники, такие как Дхатр , чье имя выражает функцию, которую они выполняют; ... их можно назвать «функциональными богами». Во всех случаях, которые можно найти в ведической литературе, мы можем с достаточной степенью правдоподобия сказать, что концепция сформировалась из использования рассматриваемого эпитета, прежде всего, какого-то конкретного бога; ... после обозначения этого божества в особой сфере действия оно постепенно превратилось в отдельное божество, занимающееся только рассматриваемой сферой действия. Это, однако, не может быть доказано вне всякого сомнения: например, всегда будет оставаться открытым вопрос, действительно ли Савитр является аспектом Солнца или же он — бог стимуляции, который по причине сходства природы был создан как на солнце». В других случаях сомнений может быть меньше: бога Вишну на самом деле нельзя объяснить как бога «широкого шага» — он бог солнца, у которого, случается, есть особая сфера деятельности... [8]
Савитр никогда не упоминается как участвовавший в жертвоприношении Сомы.
факт, который, несомненно, является справедливым свидетельством того, что Ригведа не знала, что он имел место в обряде, и что он был введен позже, возможно, из-за его растущего значения, возможно, как Адитья ». [9]
Солнечные аспекты
[ редактировать ]По мнению Яски , санскритолога V века до н.э., который ) (12, 12) предпринимал различные попытки истолковать сложную ведийскую в своем труде «Нирукта» ( «Этимология» мифологию , время появления Савитра — это время, когда тьма была удалена. Саяначарья (в «Ригведе» ) отмечает, что до восхода солнца солнце называется Савитри, а от его восхода до захода — Сурья. Но о Савитре также иногда говорят как о «посылающем спать», и поэтому он должен быть связан как с вечером, так и с утром. Он действительно превозносится как заходящее солнце в одном гимне (2, 38); и есть указания на то, что большинство обращенных к нему гимнов предназначены либо для утренней, либо для вечерней жертвы. Он успокаивает всех двуногих и четвероногих существ и пробуждает их. Он распрягает своих коней, успокаивает странника; по его приказу приходит ночь; ткачиха свертывает свою паутину, и искусный человек откладывает свою незавершенную работу. Позднее ему стали отводить запад, восток — Агни , а юг — Соме .
Эпитет «сурья-расми» используется в Ригведе только один раз и применяется к Савитру:
«Сияя лучами Солнца, златовласый, Савитр постоянно поднимает Свое сияние с востока».
Как и Сурью , Савитра просят удалить злые кошмары и сделать людей безгрешными. Савитр отгоняет колдунов и антагонизм. Он соблюдает установленные законы. Воды и ветер подчиняются Его постановлению. Он руководит водами, и благодаря Его движению они текут широко. Остальные боги следуют его примеру. Ни одно существо, даже Индра , Варуна , Митра , Арьяман , Рудра , не может противостоять его воле и независимому владычеству. Его восхваляют Васу , Адити , Варуна , Митра и Арьяман . Он господин всего достойного и дарует благословения, пронизывающие небо, воздух и землю.
… связь Савитра с Солнцем довольно тесная. Поэтому, по крайней мере, возможно, что Савитр по своему происхождению не был независимым творением, а был эпитетом Сурьи, но этот вопрос не имеет большого значения: Существенной чертой бога является не его первоначальная основа, а его функция как вдохновитель или побудитель священного жертвоприношения: в Яджурведе неоднократно говорится, что ритуальное действие совершается «по наущению бога Савитра». [10]
В нескольких отрывках « Ригведы » Савитр и Сурья появляются одновременно. может даже показаться На основании мнения А. Б. Кейта , что термины Савитар и Сурья используются как синонимы в некоторых гимнах Риг Веды . Однако стоит отметить, что с эпитетом Савитар в « Семейных книгах» напрямую связаны несколько других божеств . В их число входит Индра, который находится в паре с Савитаром, [11] и Твастр, который соединен с Савитаром. [12] Более того, Савитар однозначно отождествляется с Бхагой. [13] Савитар также однозначно называют Пусан и Митра. [14] Хотя Савитару, безусловно, было поручено использовать лучи Сурьи, Савитар имеет гораздо более прямое соответствие с другими божествами. Ведический поэт отмечает:
«[Бог Савитр возвысил свой блеск, давая свет всему миру; ярко сияющий Сурья наполнил своими лучами небо, землю и воздух». [ нужна ссылка ]
В другом гимне о Сурье говорится как о Прасавитри (Оживителе). [ нужна ссылка ] , прилагательное, обычно относящееся к Савитру, и в третьем стихе [ нужна ссылка ] Савитр, очевидно, упоминается как тот же бог, что и Сурья . В других гимнах также вряд ли возможно разделить два божества. [ нужна ссылка ] В определенных отрывках Савитр соединяется с лучами солнца или сияет лучами солнца.
Савитр играет важную роль в творении. В соответствующем гимне упоминается, что: «Индра измерил шесть широких пространств, из которых не исключена ни одна существующая вещь: он — тот, кто создал широкое пространство земли и высокий купол неба, даже он». Савитр помог Индре сформировать вселенную. [15]
[T] В последней книге Ригведы есть несколько гимнов, в которых происхождение мира рассматривается скорее философски, чем мифологически. Различные отрывки показывают, что в космологических рассуждениях Ригведы Солнце считалось важным фактором зарождения. Поэтому его называют душой (атмой) всего, что движется и стоит. Такие утверждения, как то, что его называют многими именами, хотя одно из них указывает на то, что его природа предварительно абстрагировалась до природы верховного бога, почти приближаясь к природе позднейшей концепции Брахмы. В этом смысле солнце когда-то прославлялось как великая сила вселенной под именем золотого зародыша, Хиранья-гарбха, в Ригведе . Именно он измеряет пространство в воздухе и светит там, где восходит солнце. В последнем стихе этого гимна его называют Праджапати , господином сотворенных существ, и это имя стало именем главного бога брахманов. Примечательно, что в единственном древнем отрывке Ригведы , где оно встречается, Праджапати является эпитетом солнечного божества Савитра, который, как сказано в том же гимне, управляет всем, что движется и стоит. [16]
Другие имена и эпитеты
[ редактировать ]- Апам напат (Рожденный из вод)
- Савитр есть хотя бы один раз. [17] называемый «апам напат» (Дитя вод), этот эпитет применим к Агни и Соме . также
- Бог Среднего региона
- Комментатор Яска , комментируя стих, где Савитру приписывают вызывание дождя, считает, что Савитр принадлежит к мезиальной области (или атмосфере) за обладание этой способностью, добавляя, что Адитьи , находящиеся на небесах, также называются Савитри. Вероятно, именно из-за этого эпитета и из-за того, что пути Савитра, как говорят, проходят в атмосфере, это божество встречается среди богов мезиального пространства среди богов космического пространства в Найгантуке .
- Праджапати
- Савитра когда-то изображали как Праджапати мира. В «Сатапатха-брахмане» (ст. 12, 3, 5) Савитр отождествляется с Праджапати, а в « Тайттирия-брахмане» (ст. 1, 6, 4) утверждается, что Праджапати, став Савитром, создал живые существа.
- Дамунас (внутренний)
- В Ригведе Савитр дважды упоминается как домашний («дамунас»), и в противном случае этот эпитет почти полностью ограничивался Агни.
- Асура
- Как и многие другие боги, Савитр упоминается как « асура » во многих гимнах Ригведы.
- Пусан
- Только Савитр является господином оживляющей силы, и благодаря своим движениям (ямабхих) он становится Пусаном . В двух последовательных стихах Пусан и Савитр описываются как связанные. В первом призывают к благосклонности Пусана, который видит все существа, а во втором просят Савитра стимулировать мысли поклоняющихся, которые желают думать о превосходном сиянии Дэва . Последний стих представляет собой знаменитую Савитри , теперь известную как Гаятри- мантра, с помощью которой Савитри в более поздние времена вызывали в начале изучения Вед .
- Митра
- Также говорят, что Савитр стал Митрой из-за своих законов.
- убежал
- Савитра, кажется, иногда также отождествляют с Бхагой , если только последнее слово здесь не является лишь эпитетом Савитра. Имя Бхаги, доброго бога, дарующего блага, действительно часто добавляется к имени Савитра, чтобы сформировать единое выражение Савитр Бхага или Бхага Савитр, при этом термин Бхага просто действует как качественное и атрибутивное прилагательное.
Савитр в Брахманах
[ редактировать ]Веды конкретно не идентифицируют Адитьев, поскольку не существует классификации тридцати трех богов , за исключением Яджурведы (7.19), в которой говорится, что есть одиннадцать богов на небесах (световое пространство), одиннадцать богов в атмосфере (промежуточный уровень). пространство) и одиннадцать богов на земле (пространство наблюдателя). В некоторых отрывках « Сатапатха-брахмана» число Адитьев восемь, а в других упоминается двенадцать Адитьев.
Савитр исчезает в постведической литературе и отсутствует в корпусе Пауранического индуизма . [18] [19]
Индуистское возрождение
[ редактировать ]Некоторые современные индуистские духовные мыслители приписывают символизм ведийским божествам, таким как Савитр. Ведические божества — это не только силы природы, но и силы, существующие внутри человеческого интеллекта и психики и помогающие человеку в духовном прогрессе. [20]
По мнению Шри Ауробиндо , ведические изображения глубже, чем просто образы. Боги, богини и злые силы, упомянутые в Ведах, представляют собой различные космические силы. Они играют значительную роль в драме созидания, сохранения и разрушения во внутреннем мире человека. [20]
Как только чувства будут взяты под контроль и разум стабилизирован посредством уничтожения всех темных сил, наступит пробуждение, богиня Ушас, которая приведет со своими Ашвинами в мир внутреннего сознания. После Ушаса появляется Адити, Изначальное Солнце, Бог Света: сначала как Савитр, который представляет божественную милость, необходимую для любого духовного успеха, а затем как Митра, который как божественная любовь считается другом просветленного ума (Индра ) и его соратники (другие боги). Солнце принадлежит Истине, после чего появляются Рта (Истина в Действии) и Ртачит (Сознание Истины). [20]
Популярная культура
[ редактировать ]В комиксах DC Comics « Флэш» и The CW сериале Флэш » спидстер « Савитар - враг Флэша, назвавший себя в честь индуистского бога. [21]
В художественном произведении автора Райана Секейры под названием «EvOLv», где Савитр назван одним из Верховных Богов – параллельно Шиве – Бог Савитр упоминается как источник света в мультивселенной. [ нужна ссылка ]
В фэнтезийном сериале «Темный Охотник» автора Шеррилин Кеньон Савитар — хтонический убийца богов, которому тысячи лет, и который отвечал за охрану пантеона Атлантиды. [ нужна ссылка ]
Для второго и всех последующих сезонов телесериала «Звездный крейсер «Галактика» » Ричард Гиббс сочинил новую вступительную музыку, слова которой взяты из Савитри-мантры . [22] Буквальный перевод этого стиха можно дать так: «Пусть мы достигнем этой превосходной славы бога Савитара: пусть он стимулирует наши молитвы». [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сущность исследования: Вичарасанграхам, комментарий Нома . Общество Пребывания в Истине. 19 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Бхагавата Пурана, Книга 6 – Шестая Скандха, Глава 18
- ^ Кешавадас, Садгуру Сант (19 января 2022 г.). Гаятри: Высшая медитация . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-44807-8 .
- ^ Монье-Вильямса Санскритский словарь (1899), стр. 1190.
- ^ «Ригведа: Ригведа Книга 1: ГИМН XXXV. Савитар» .
- ^ МакДонелл, А.А. (1881). Ведическая мифология . Уильямс и Норгейт.
В исламе они известны как «пятерки». Пять первых имамов или учителей.
- ^ «Адитьяс» . Риг-Веда. Перевод Гриффита, Ральфа Т.Х. Книга 2: Гимн XXVII.
- ^ Кейт, А. Берридейл . Религия и философия Вед и Упанишад . Том. 1. п. 204. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кейт, А. Берридейл . Религия и философия Вед и Упанишад . Том. 2. [ нужна полная цитата ]
- ^ Кейт, Артур Берридейл . Религия и философия Вед и Упанишад . Том. 1. п. 65. [ нужна полная цитата ]
- ^ Риг Веда : Мандала 2, Гимн XXX, строка 1
- ↑ Ригведа : Мандала 3, Гимн LV, строка 19
- ^ Риг Веда : Мандала 5, Гимн 82, строка 3.
- ^ Риг Веда : Мандала 5, Гимн 81, последние строки
- ^ Маккензи, Дональд А. Индийские мифы и легенды . Проект Гутенберг.
- ^ МакДоннел, А.А. Ведическая мифология . п. 13. [ нужна полная цитата ]
- ^ «Вишведевы» . Риг Веда. Перевод Гриффита, Ральфа Т.Х. Книга 6: Гимн Л.
- ^ Уилсон, Х.Х. (2006). Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиции . Читайте книги Публикации.
- ^ Мьюир, Джон (1863). Оригинальные санскритские тексты о происхождении и развитии религии и институтов Индии . Уильямс и Норгейт.
- ^ Jump up to: а б с Ауробиндо, Шри . Тайна Вед . [ нужна полная цитата ]
- ^ «Флэш: Тайны Савитара» . ДК . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кейси, Джим (2008). « Все это случалось раньше»: повторение, переосмысление и вечное возвращение». В Поттере, Тиффани; Маршалл, CW (ред.). Сайлоны в Америке: критические исследования Battlestar Galactica . Нью-Йорк: Книги Континуума. п. 238. ИСБН 9780826428479 .
- ^ Гиффит, Ральф TH (1890). Гимны Ригведы. Том. 2 . Бенарес, Индия: Э. Дж. Лазарус. п. 87. ОСЛК 10900077 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с Савитром, в Wikiquote