Jump to content

Савитр

Савитра
Бог солнечных лучей [1]
Член Адитьи
Обитель Солнце
Мантра Гаятри мантра
Генеалогия
Родители
Супруга Пришни (согласно Бхагавата Пуране ) [2]
Дети
  • Савитри, Вьяхрити и Трайи (дочери)
  • 9 сыновей, включая Агнихотру, Пашу, Сому и Чатурмасью (согласно Бхагавата-пуране ) [2]

Савитри ( санскрит : सवित्र IAST : Савитр , именительный падеж единственного числа : सविता IAST : Савита , также переводится как Савитур ), [3] в ведических писаниях — Адитья (т. е. «потомок») ведической первобытной богини-матери Адити . Его имя на ведическом санскрите означает «крыльчатка, возбудитель, оживитель».

Иногда его отождествляют, а иногда и отличают от Сурьи , «бога Солнца». Когда его считают отличным от Солнца, его воспринимают как божественное влияние или оживляющую силу Солнца. Солнце перед восходом называется Савитри, а после восхода и до заката оно называется Сурья. [4] Савитр почитается в Ригведе , старейшем компоненте ведических писаний. Впервые он упоминается в третьей книге Ригведы; (РВ 3.62.10) позже названная Гаятри-мантрой . Более того, он очень подробно описан в Гимне 35 Ригведы, также называемом Гимном Савитра. [5] В этом гимне Савитр персонифицирован и представлен как божество-покровитель. Он прославляется в одиннадцати целых гимнах Ригведы и в частях многих других текстов, при этом его имя упоминается в общей сложности около 170 раз.

Савитр исчез как независимое божество из индуистского пантеона после окончания ведического периода , но ему до сих пор поклоняются в современном индуизме , и его называют Савитри.

Ригведическое божество

[ редактировать ]

Савитр — божество, имя которого в первую очередь обозначает агента в форме существительного, происходящего от глагольного корня с добавленным суффиксом агента -tṛ . Имя Савитр принадлежит к классу ведийских теонимов вместе с Дхатри, Тратри и Твастр . Эти имена означают, что это боги-агенты, которые создают, защищают и производят соответственно. [6]

Появление

[ редактировать ]

У Савитра золотые руки, он широкорукий или красивый. У него также приятный язык или красивый язык, и его когда-то называли железночелюстным. Его глаза тоже золотые. Он желтоволосый — атрибут, общий с Агни и Индрой . Он надевает желто-коричневую одежду. У него есть золотая колесница с золотой осью, которая всеформна, так же как и он сам способен принимать все формы. Его канал аналогичен великолепной колеснице, запряженной двумя сияющими конями или двумя или более бронзовыми белоногими жеребцами. Могущественное великолепие («амати») преимущественно приписывается Савитру, а могучее «золотое» великолепие — только ему. Такое великолепие он простирает или рассеивает. Он освещает воздух, небо и землю, мир, просторы земные, небесный свод.

Подобно Пушану и Сурье , он повелитель того, что подвижно и неподвижно. Савитру приписывают поддержку движимого и недвижимого имущества, что означает поддержание Риты . Савитр — благодетельный бог, выступающий защитником всех существ, предусмотрительный и охраняющий мир духов. Будучи Адитьей , Савитр верен Вечному Порядку и действует как сборщик очков. [7]

Его первобытные пути в воздухе беспыльны и гладко пройдены, на них его просят укрепить своих призывателей. Ему молятся, чтобы перенести усопшую душу туда, где обитают праведники. Савитр дарует бессмертие богам, а также продолжительность жизни человеку. Он также даровал бессмертие рабху , которые благодаря величию своих деяний достигли его жилища. Как и другие боги, Савитр является сторонником космоса. Также он держит весь мир, роль, которая также отведена Вишну в Ведах.

Абстрактная классификация

[ редактировать ]

есть два класса божеств В Ригведе , чья природа основана на абстракции.

  • Первый класс, состоящий из прямых персонификаций абстрактных понятий, таких как «желание», редок, встречается только в самых поздних гимнах «Ригведы » и обусловлен тем ростом спекуляций, который так ясно прослеживается в ходе Ведический век . [ нужна ссылка ]
  • Второй, более многочисленный класс включает божеств, чьи имена в первую очередь либо обозначают действующее лицо в форме существительного, происходящего от корня с суффиксом « -tṛ » (например, Дхатр , «Творец»), либо обозначают некий атрибут, например Праджапати. («Повелитель существ»).

Этот класс, если судить по эволюции мифологических творений Веды , не представляет собой прямых абстракций, но в каждом случае оказывается производным от эпитета, применяемого к одному или нескольким божествам, иллюстрирующего конкретный аспект деятельности или характера. Такие эпитеты постепенно обособляются, приобретая наконец самостоятельный статус. Таким образом , Рохита , «Красный» (женская форма которого — Рохини ), первоначально был эпитетом солнца, как отдельного божества в качестве Творца. [ нужна ссылка ]

... [] второй класс богов, которых можно назвать «абстрактными», представляют собой боги-посредники, такие как Дхатр , чье имя выражает функцию, которую они выполняют; ... их можно назвать «функциональными богами». Во всех случаях, которые можно найти в ведической литературе, мы можем с достаточной степенью правдоподобия сказать, что концепция сформировалась из использования рассматриваемого эпитета, прежде всего, какого-то конкретного бога; ... после обозначения этого божества в особой сфере действия оно постепенно превратилось в отдельное божество, занимающееся только рассматриваемой сферой действия. Это, однако, не может быть доказано вне всякого сомнения: например, всегда будет оставаться открытым вопрос, действительно ли Савитр является аспектом Солнца или же он — бог стимуляции, который по причине сходства природы был создан как на солнце». В других случаях сомнений может быть меньше: бога Вишну на самом деле нельзя объяснить как бога «широкого шага» — он бог солнца, у которого, случается, есть особая сфера деятельности... [8]

Савитр никогда не упоминается как участвовавший в жертвоприношении Сомы.

факт, который, несомненно, является справедливым свидетельством того, что Ригведа не знала, что он имел место в обряде, и что он был введен позже, возможно, из-за его растущего значения, возможно, как Адитья ». [9]

Солнечные аспекты

[ редактировать ]

По мнению Яски , санскритолога V века до н.э., который ) (12, 12) предпринимал различные попытки истолковать сложную ведийскую в своем труде «Нирукта» ( «Этимология» мифологию , время появления Савитра — это время, когда тьма была удалена. Саяначарья «Ригведе» ) отмечает, что до восхода солнца солнце называется Савитри, а от его восхода до захода — Сурья. Но о Савитре также иногда говорят как о «посылающем спать», и поэтому он должен быть связан как с вечером, так и с утром. Он действительно превозносится как заходящее солнце в одном гимне (2, 38); и есть указания на то, что большинство обращенных к нему гимнов предназначены либо для утренней, либо для вечерней жертвы. Он успокаивает всех двуногих и четвероногих существ и пробуждает их. Он распрягает своих коней, успокаивает странника; по его приказу приходит ночь; ткачиха свертывает свою паутину, и искусный человек откладывает свою незавершенную работу. Позднее ему стали отводить запад, восток — Агни , а юг — Соме .

Эпитет «сурья-расми» используется в Ригведе только один раз и применяется к Савитру:

«Сияя лучами Солнца, златовласый, Савитр постоянно поднимает Свое сияние с востока».

Как и Сурью , Савитра просят удалить злые кошмары и сделать людей безгрешными. Савитр отгоняет колдунов и антагонизм. Он соблюдает установленные законы. Воды и ветер подчиняются Его постановлению. Он руководит водами, и благодаря Его движению они текут широко. Остальные боги следуют его примеру. Ни одно существо, даже Индра , Варуна , Митра , Арьяман , Рудра , не может противостоять его воле и независимому владычеству. Его восхваляют Васу , Адити , Варуна , Митра и Арьяман . Он господин всего достойного и дарует благословения, пронизывающие небо, воздух и землю.

… связь Савитра с Солнцем довольно тесная. Поэтому, по крайней мере, возможно, что Савитр по своему происхождению не был независимым творением, а был эпитетом Сурьи, но этот вопрос не имеет большого значения: Существенной чертой бога является не его первоначальная основа, а его функция как вдохновитель или побудитель священного жертвоприношения: в Яджурведе неоднократно говорится, что ритуальное действие совершается «по наущению бога Савитра». [10]

В нескольких отрывках « Ригведы » Савитр и Сурья появляются одновременно. может даже показаться На основании мнения А. Б. Кейта , что термины Савитар и Сурья используются как синонимы в некоторых гимнах Риг Веды . Однако стоит отметить, что с эпитетом Савитар в « Семейных книгах» напрямую связаны несколько других божеств . В их число входит Индра, который находится в паре с Савитаром, [11] и Твастр, который соединен с Савитаром. [12] Более того, Савитар однозначно отождествляется с Бхагой. [13] Савитар также однозначно называют Пусан и Митра. [14] Хотя Савитару, безусловно, было поручено использовать лучи Сурьи, Савитар имеет гораздо более прямое соответствие с другими божествами. Ведический поэт отмечает:

«[Бог Савитр возвысил свой блеск, давая свет всему миру; ярко сияющий Сурья наполнил своими лучами небо, землю и воздух». [ нужна ссылка ]

В другом гимне о Сурье говорится как о Прасавитри (Оживителе). [ нужна ссылка ] , прилагательное, обычно относящееся к Савитру, и в третьем стихе [ нужна ссылка ] Савитр, очевидно, упоминается как тот же бог, что и Сурья . В других гимнах также вряд ли возможно разделить два божества. [ нужна ссылка ] В определенных отрывках Савитр соединяется с лучами солнца или сияет лучами солнца.

Савитр играет важную роль в творении. В соответствующем гимне упоминается, что: «Индра измерил шесть широких пространств, из которых не исключена ни одна существующая вещь: он — тот, кто создал широкое пространство земли и высокий купол неба, даже он». Савитр помог Индре сформировать вселенную. [15]

[T] В последней книге Ригведы есть несколько гимнов, в которых происхождение мира рассматривается скорее философски, чем мифологически. Различные отрывки показывают, что в космологических рассуждениях Ригведы Солнце считалось важным фактором зарождения. Поэтому его называют душой (атмой) всего, что движется и стоит. Такие утверждения, как то, что его называют многими именами, хотя одно из них указывает на то, что его природа предварительно абстрагировалась до природы верховного бога, почти приближаясь к природе позднейшей концепции Брахмы. В этом смысле солнце когда-то прославлялось как великая сила вселенной под именем золотого зародыша, Хиранья-гарбха, в Ригведе . Именно он измеряет пространство в воздухе и светит там, где восходит солнце. В последнем стихе этого гимна его называют Праджапати , господином сотворенных существ, и это имя стало именем главного бога брахманов. Примечательно, что в единственном древнем отрывке Ригведы , где оно встречается, Праджапати является эпитетом солнечного божества Савитра, который, как сказано в том же гимне, управляет всем, что движется и стоит. [16]

Другие имена и эпитеты

[ редактировать ]
Апам напат (Рожденный из вод)
Савитр есть хотя бы один раз. [17] называемый «апам напат» (Дитя вод), этот эпитет применим к Агни и Соме . также
Бог Среднего региона
Комментатор Яска , комментируя стих, где Савитру приписывают вызывание дождя, считает, что Савитр принадлежит к мезиальной области (или атмосфере) за обладание этой способностью, добавляя, что Адитьи , находящиеся на небесах, также называются Савитри. Вероятно, именно из-за этого эпитета и из-за того, что пути Савитра, как говорят, проходят в атмосфере, это божество встречается среди богов мезиального пространства среди богов космического пространства в Найгантуке .
Праджапати
Савитра когда-то изображали как Праджапати мира. В «Сатапатха-брахмане» (ст. 12, 3, 5) Савитр отождествляется с Праджапати, а в « Тайттирия-брахмане» (ст. 1, 6, 4) утверждается, что Праджапати, став Савитром, создал живые существа.
Дамунас (внутренний)
В Ригведе Савитр дважды упоминается как домашний («дамунас»), и в противном случае этот эпитет почти полностью ограничивался Агни.
Асура
Как и многие другие боги, Савитр упоминается как « асура » во многих гимнах Ригведы.
Пусан
Только Савитр является господином оживляющей силы, и благодаря своим движениям (ямабхих) он становится Пусаном . В двух последовательных стихах Пусан и Савитр описываются как связанные. В первом призывают к благосклонности Пусана, который видит все существа, а во втором просят Савитра стимулировать мысли поклоняющихся, которые желают думать о превосходном сиянии Дэва . Последний стих представляет собой знаменитую Савитри , теперь известную как Гаятри- мантра, с помощью которой Савитри в более поздние времена вызывали в начале изучения Вед .
Митра
Также говорят, что Савитр стал Митрой из-за своих законов.
убежал
Савитра, кажется, иногда также отождествляют с Бхагой , если только последнее слово здесь не является лишь эпитетом Савитра. Имя Бхаги, доброго бога, дарующего блага, действительно часто добавляется к имени Савитра, чтобы сформировать единое выражение Савитр Бхага или Бхага Савитр, при этом термин Бхага просто действует как качественное и атрибутивное прилагательное.

Савитр в Брахманах

[ редактировать ]

Веды конкретно не идентифицируют Адитьев, поскольку не существует классификации тридцати трех богов , за исключением Яджурведы (7.19), в которой говорится, что есть одиннадцать богов на небесах (световое пространство), одиннадцать богов в атмосфере (промежуточный уровень). пространство) и одиннадцать богов на земле (пространство наблюдателя). В некоторых отрывках « Сатапатха-брахмана» число Адитьев восемь, а в других упоминается двенадцать Адитьев.

Савитр исчезает в постведической литературе и отсутствует в корпусе Пауранического индуизма . [18] [19]

Индуистское возрождение

[ редактировать ]

Некоторые современные индуистские духовные мыслители приписывают символизм ведийским божествам, таким как Савитр. Ведические божества — это не только силы природы, но и силы, существующие внутри человеческого интеллекта и психики и помогающие человеку в духовном прогрессе. [20]

По мнению Шри Ауробиндо , ведические изображения глубже, чем просто образы. Боги, богини и злые силы, упомянутые в Ведах, представляют собой различные космические силы. Они играют значительную роль в драме созидания, сохранения и разрушения во внутреннем мире человека. [20]

Как только чувства будут взяты под контроль и разум стабилизирован посредством уничтожения всех темных сил, наступит пробуждение, богиня Ушас, которая приведет со своими Ашвинами в мир внутреннего сознания. После Ушаса появляется Адити, Изначальное Солнце, Бог Света: сначала как Савитр, который представляет божественную милость, необходимую для любого духовного успеха, а затем как Митра, который как божественная любовь считается другом просветленного ума (Индра ) и его соратники (другие боги). Солнце принадлежит Истине, после чего появляются Рта (Истина в Действии) и Ртачит (Сознание Истины). [20]

[ редактировать ]

В комиксах DC Comics « Флэш» и The CW сериале Флэш » спидстер « Савитар - враг Флэша, назвавший себя в честь индуистского бога. [21]

В художественном произведении автора Райана Секейры под названием «EvOLv», где Савитр назван одним из Верховных Богов – параллельно Шиве – Бог Савитр упоминается как источник света в мультивселенной. [ нужна ссылка ]

В фэнтезийном сериале «Темный Охотник» автора Шеррилин Кеньон Савитар — хтонический убийца богов, которому тысячи лет, и который отвечал за охрану пантеона Атлантиды. [ нужна ссылка ]

Для второго и всех последующих сезонов телесериала «Звездный крейсер «Галактика» » Ричард Гиббс сочинил новую вступительную музыку, слова которой взяты из Савитри-мантры . [22] Буквальный перевод этого стиха можно дать так: «Пусть мы достигнем этой превосходной славы бога Савитара: пусть он стимулирует наши молитвы». [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сущность исследования: Вичарасанграхам, комментарий Нома . Общество Пребывания в Истине. 19 января 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б Бхагавата Пурана, Книга 6 – Шестая Скандха, Глава 18
  3. ^ Кешавадас, Садгуру Сант (19 января 2022 г.). Гаятри: Высшая медитация . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-000-44807-8 .
  4. ^ Монье-Вильямса Санскритский словарь (1899), стр. 1190.
  5. ^ «Ригведа: Ригведа Книга 1: ГИМН XXXV. Савитар» .
  6. ^ МакДонелл, А.А. (1881). Ведическая мифология . Уильямс и Норгейт. В исламе они известны как «пятерки». Пять первых имамов или учителей.
  7. ^ «Адитьяс» . Риг-Веда. Перевод Гриффита, Ральфа Т.Х. Книга 2: Гимн XXVII.
  8. ^ Кейт, А. Берридейл . Религия и философия Вед и Упанишад . Том. 1. п. 204. [ нужна полная цитата ]
  9. ^ Кейт, А. Берридейл . Религия и философия Вед и Упанишад . Том. 2. [ нужна полная цитата ]
  10. ^ Кейт, Артур Берридейл . Религия и философия Вед и Упанишад . Том. 1. п. 65. [ нужна полная цитата ]
  11. ^ Риг Веда : Мандала 2, Гимн XXX, строка 1
  12. Ригведа : Мандала 3, Гимн LV, строка 19
  13. ^ Риг Веда : Мандала 5, Гимн 82, строка 3.
  14. ^ Риг Веда : Мандала 5, Гимн 81, последние строки
  15. ^ Маккензи, Дональд А. Индийские мифы и легенды . Проект Гутенберг.
  16. ^ МакДоннел, А.А. Ведическая мифология . п. 13. [ нужна полная цитата ]
  17. ^ «Вишведевы» . Риг Веда. Перевод Гриффита, Ральфа Т.Х. Книга 6: Гимн Л.
  18. ^ Уилсон, Х.Х. (2006). Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиции . Читайте книги Публикации.
  19. ^ Мьюир, Джон (1863). Оригинальные санскритские тексты о происхождении и развитии религии и институтов Индии . Уильямс и Норгейт.
  20. ^ Jump up to: а б с Ауробиндо, Шри . Тайна Вед . [ нужна полная цитата ]
  21. ^ «Флэш: Тайны Савитара» . ДК . Проверено 29 мая 2023 г.
  22. ^ Кейси, Джим (2008). « Все это случалось раньше»: повторение, переосмысление и вечное возвращение». В Поттере, Тиффани; Маршалл, CW (ред.). Сайлоны в Америке: критические исследования Battlestar Galactica . Нью-Йорк: Книги Континуума. п. 238. ИСБН  9780826428479 .
  23. ^ Гиффит, Ральф TH (1890). Гимны Ригведы. Том. 2 . Бенарес, Индия: Э. Дж. Лазарус. п. 87. ОСЛК   10900077 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dda2b3482fb03453529cc2830923d9c__1722198900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/9c/8dda2b3482fb03453529cc2830923d9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Savitr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)