Рудра
Рудра | |
---|---|
![]() XVIII века Рудра из ассамской рукописи Ананды Патани. | |
Принадлежность | Shiva , Vayu , Deva |
Мантра | Махамритьюнджая Мантра Ом Намо Бхагавате Рудрая |
Оружие | Лук и стрелы , Тришула |
Тексты | Шри Рудрам , Риг Веда |
Рудра ( / ˈ r ʊ d r ə / ; санскрит : रुद्र ) — ригведическое божество, связанное с Шивой , ветром или бурей , [1] Ваю , [2] [3] медицина и охота . [4] Один из переводов названия — «ревущий». [5] [6] [7] В Ригведе Рудра восхваляется как «самый могущественный из могущественных». [8] Рудра означает «тот, кто искореняет проблемы с их корнями». [ нужна ссылка ] . В зависимости от периода имя Рудра можно интерпретировать как «самый жестокий ревун» или «самый устрашающий». Это имя появляется в « Шива-сахасранаме» , и Р.К. Шарма отмечает, что оно часто используется как имя Шивы в более поздних языках. Гимн « Шри Рудрам » из Яджурведы посвящен Рудре и играет важную роль в шиваитской секте. [9] [10] В Пратхама Ануваке Намакама ( Тайттирия Самхита 4.5) Рудра почитается как Садашива (что означает «могучий Шива») и Махадева . Садашива — Верховное Существо , Парамашива , в сиддхантской секте шиваизма.
Этимология
[ редактировать ]Этимология теонима Рудра неясна . [11] Обычно оно происходит от протоиндоевропейского (PIE) корня rud- (родственного английскому грубому ), что означает «плакать, выть». [11] [12] Таким образом, имя Рудра можно перевести как «ревущий». [5] Альтернативная этимология интерпретирует Рудру как «красный», «блестящий», возможно, происходящий от утраченного корня rud- , «красный». [7] или «румяный», или, альтернативно, по Грассману, «сияющий». [11]
Стелла Крамриш отмечает иную этимологию, связанную с прилагательной формой раудра , что означает «дикий», т. е. обладающий грубой (неприрученной) природой, и переводит имя Рудра как «дикий» или «свирепый бог». [13] Р.К. Шарма следует этой альтернативной этимологии и переводит это имя как «ужасный» в своем глоссарии Шивы Сахасранамы . [14] Мэллори и Адамс также упоминают сравнение с древнерусским божеством Руглом для реконструкции протоиндоевропейского дикого бога по имени *Рудлос , хотя и напоминают, что вопрос этимологии остается проблематичным: от ПИРОГ *reud- ('рвать, разрывать отдельно»; ср. латинское rullus , «деревенский») или *reu- («вой»). [15]
Комментатор Саяна предлагает шесть возможных производных от слова «рудра» . [16] Однако в другой ссылке говорится, что Саяна предложил десять производных. [17] Прилагательное Шива ( шива ) в значении «благоприятный» или «добрый» впервые применяется к Рудре в RV 10.92.9. [18]
Рудру называют «лучником» (санскрит: Шарва ). [19] а стрела — неотъемлемый атрибут Рудры. [20] Это имя появляется в « Шива-сахасранаме» , и Р.К. Шарма отмечает, что оно часто используется как имя Шивы в более поздних языках. [21] Это слово происходит от санскритского корня «шарв », что означает «ранить» или «убивать». [19] и Шарма использует этот общий смысл в своем интерпретативном переводе имени Шарва как «Тот, кто может убить силы тьмы». [21] Имена Дханвин («лучник») [22] и Банахаста («лучник», буквально «вооруженный горстью стрел») [22] [23] также обратитесь к стрельбе из лука.
В других контекстах слово рудра может означать просто «число одиннадцать». [24] Слово рудракша (санскрит: rudrāksha = рудра и акша «глаз»), или «глаз Рудры», используется как для названия ягоды дерева рудракша , так и для названия нитки четок, сделанных из этих семян. . [24]
Рудра — одно из имён Вишну в Вишну Сахасранаме . [25] Ади Шанкара в своем комментарии к Вишну Сахасранаме определил имя Рудра как «Тот, кто заставляет все существа плакать во время космического распада». [26] Автор Д. А. Десаи в своем глоссарии « Вишну-сахасранама» говорит, что Вишну в форме Рудры — это тот, кто осуществляет полное разрушение во время великого растворения. [27] Это только известный контекст, где Вишну почитают как Рудру.
Ригведические гимны
[ редактировать ]Самые ранние известные упоминания о ведийском божестве Рудре встречаются в Ригведе , где ему посвящены целых три гимна (RV 1.114, 2.33 и 7.46). Еще два гимна посвящены Рудре совместно с Сомой (RV 1.43 и 6.74). [28] [29] Всего в Ригведе около семидесяти пяти упоминаний о Рудре. [30]
Форма Рудры
[ редактировать ]В Ригведе (РВ) есть стихи, в которых говорится о форме Рудры. Некоторые из них:
санскрит Транслитерация Перевод Источник Мы предлагаем Троицу триамбакам йаджамахе Мы поклоняемся трехглазому РВ 7.59.12 по одежде капардин У кого спутанные волосы РВ 1.114.1 Мне это нравится, как золото хираньям ива рокате Кто сияет, как золото РВ 1.43.5 Венера и Солнце Шукра ива сурё Кто сияет, как Солнце РВ 1.43.5 Устойчиво Стхиребхирангай У кого крепкие конечности РВ 2.33.9 мужская форма фиолетовый У кого мультиформы РВ 2.33.9 Яджатам Вишварупам йаджатам вишварупам Кто имеет форму вселенной РВ 2 .33.10 благодаря которому Шива йебхих Шивах Кто является благоприятным РВ 10.92.9
Эпитеты свирепости и испуга
[ редактировать ]В Ригведе роль Рудры как устрашающего бога очевидна в упоминании его как гхора («чрезвычайно устрашающий») или просто как асау девам («этот бог»). [31] Он «свиреп, как ужасающий дикий зверь» (RV 2.33.11). [32] Чакраварти подводит итог восприятию Рудры, говоря: «Поэтому к Рудре относятся со своего рода сжимающим страхом, как к божеству, чей гнев следует осуждать и чье расположение заискивает». [33]
RV 1.114 — это обращение к Рудре о милости, где он упоминается как «могучий Рудра, бог с заплетенными волосами». [34]
В RV 7.46 Рудра описан как вооруженный луком и быстро летящими стрелами, хотя известно, что существует множество других видов оружия. Как цитирует Р.Г. Бхандаркар, в гимне говорится, что Рудра выпускает «блестящие стрелы, бегущие по небу и земле» (RV 7.46.3), что может быть ссылкой на молнию. [35]
Считалось, что Рудра излечивает болезни, и когда люди выздоравливали от них или освобождались от них, это тоже приписывалось посредничеству Рудры. [35] Его просят не поражать детей болезнями (RV 7.46.2) и защищать деревни от болезней (RV 1.114.1). Говорят, что он обладает целебными средствами (RV 1.43.4), как лучший врач из врачей (RV 2.33.4) и обладает тысячей лекарств (RV 7.46.3). Поэтому его описывают под альтернативным именем Вайдьянатха (Господь лекарств).
Эпитеты верховного правления
[ редактировать ]В стихе из Риг Веды ( RV 2.33.9 ) Рудра называется «Господином или Владыкой Вселенной» ( ishanadasya bhuvanasya ):
стхиребхирангаих пурупупа угро бабхрух шукребхих пипишехираньяих
Ишанадасья Бхуванаса Бхурерна Ва и Йошад Рудрадасурьям (RV 2.33.9)
С крепкими конечностями, многообразный, сильный, рыжий украшает себя яркими золотыми украшениями:
Сила Бога никогда не покидает Рудру, Владыку этого мира, могущественного. [36]
В стихе Шри Рудрама (= Яджурведа 16.18) говорится о Рудре как о Господе Вселенной:
ॐ Господь Вселенной.
Джагатам патайе намах .
Поклонение Господу Вселенной.
Другой стих (Яджурведа 16.46) помещает Рудру в сердце богов, показывая, что он является внутренним Я всех, даже богов: [37]
Я выражаю почтение сердцам богов.
деванам хридайабхйо намо
Приветствие тому, кто в сердце богов.
В стихе, широко известном как Махамритьюнджая-мантра , как Ригведа (7.59.12), так и Яджурведа (3.60) рекомендуют поклоняться Рудре для достижения мокши (освобождения):
Мы предлагаем Тримбаке ароматную, усиливающую пищу, подобную Урваши, освободившую нас от оков смерти и не ставшую бессмертными.
триамбакам йаджамахе сугандхим пуштивардханам
урварукамива бандханан мртйормукшия ма амритатаМы поклоняемся Трямбаке, сладкому приумножителю процветания. Как огурец от стебля, да освобожусь я от уз смерти, а не от бессмертия.
В Тайттирия Араньяке Яджурведы (10.24.1): [38] Рудра идентифицируется как универсальное существование («все это») и, следовательно, как Пуруша (Верховная Личность или внутреннее Я) Вед:
Сарво ваи рудрастасмаи рудрайа намо асту
пурушо ваи рудрах санмахо намо намах
вишвам бхутам бхуванам читрам бахудха джатам джайаманам ча ят
сарво хьеша рудрастасмаи рудрайа намо асту ॥ 1Все это, воистину, есть Рудра. Мы приветствуем Рудру, который таков. Мы снова и снова приветствуем это Существо, Рудру, который единственный является Пурушей и Душой существ. Материальная вселенная, сотворенные существа и все, что там многообразно и обильно создано, в прошлом и настоящем, в форме мира — все это действительно есть этот Рудра. Приветствия Рудре, который таков.
Тайттирия Араньяка Яджур Веды 1.10.1 [38] идентифицирует Рудру и Брихаспати как Сыновей и спутников Бхуми (Земли) и Неба: [39]
Санскрит романизированный ( IAST ) | Римский ( Гарвард-Киото ) перевод | английский перевод |
---|---|---|
сахасравридийам бхумих | йам бхуми: сахасраврт | Этот мир желают стать местом обитания тысячам дживараази. |
парам вьомах сахасраврит | парам вьома: сахасраврт | Верхний мир также желанен тысячами Дэвов. |
ашвина бхуджью насатья | бхуджйу на асатья вишвасья джагата: пати асвина | Земля и небо (Сварга локам) подобны богам-близнецам, Ашвини Дэвам, которые изгоняют болезни и благословляют нас бхогамами; Ашвини-дэвы — защитники вселенной, и их санкалпам (воля) никогда не подводит. |
вишвасйа джагатаспати | ||
джайа бхумих патирвьома | бхуми: дЖАЙА ВЬОМА пати: таа митхунам атурьяту: | Бху локам — жена, а Небеса — муж; они объединены как пара. |
митхунанта атурьятух | ||
сын Брихаспати Рудрах | сын: брхаспати рудра: | Мы должны считать Брихаспати и Рудрана (стареющих здесь) своими сыновьями. |
Сарама Ити за полосатость | маленький сарам | Поднятую платформу для Яагама, Яага медай (Ягья Веди), следует рассматривать как женщину. |
в стрИ пумам | Таким образом, нас учат о мужских и женских аспектах Земли и Неба. | |
[Теперь следует молитва Абхимана деватаи за Бхуми и верхний мир.] | ||
Шукрам ваманьядьяджатам ваманьят | вАм анйат Сукрам вАм анйат йаджатам | Среди ваших форм одна — день с белым оттенком, другая — ночь с темным оттенком. |
вишурупе ахани дьяурива стах | вишурупе ахани дьяу ива стха: | Вы оба остаетесь устойчивыми, как Суриан в небе, с равными, уникальными и чередующимися формами. |
Отношение к другим божествам
[ редактировать ]Рудра используется как имя Шивы, так и вместе (« Рудры ») как имя Марутов . [40] Маруты — «боги бури», связанные с атмосферой. [41] Это группа богов, число которых варьируется от двух до шестидесяти, иногда также обозначается как одиннадцать, тридцать три. [42] или сто восемьдесят (т. е. трижды шестьдесят. См. СХ 8.96.8).
Рудр иногда называют «сыновьями Рудры». [43] в то время как Рудра упоминается как «Отец Марутов» (RV 2.33.1). [44]
Рудра упоминается вместе с перечнем других божеств в RV 7.40.5. Вот ссылка на Рудру, чье имя появляется как один из многих богов, к которым призываются:
Этот Варуна , руководитель обряда, и царственные Митра и Арьяман , поддерживают мои действия, и божественная, не встречающая сопротивления Адити , искренне призванная: пусть они переведут нас в безопасность за пределы зла. Я умилостивляю подношениями ответвления ( вайах ) этого божественного достижимого Вишну , ливня благ. Рудра , даруй нам великолепие своей природы. Ашвины . пришли в наше жилище, изобилующее (жертвенной) пищей [45]
одного ученого [ нужны разъяснения ] Толкование санскритского слова вайах , означающего «ветви» или «ветви», заключается в том, что все остальные божества являются как бы ветвями Вишну . [46] но Ральф Т.Х. Гриффит цитирует слова Людвига: «Это [...] не дает удовлетворительной интерпретации» и цитирует другие точки зрения, которые предполагают, что текст в этом месте испорчен. [47]
Неригведические гимны
[ редактировать ]В различные редакции Яджурведы включен список строф, восхваляющих Рудру: Майтраяни-Самхита 2.9.2, Катхака-Самхита 17.11, Тайттирия-Самхита 4.5.1 и Ваджасанейи-Самхита 16.1–14. Эту литанию впоследствии называют по-разному: Шатарудриям и Намакам (поскольку многие стихи начинаются со слова намах , означающего «почтение») или просто Рудрам . Эту литанию читали во время ритуала Агникаяны («складывание Агни»), а позже она стала стандартным элементом литургии Рудры.
Подборка подобных строф включена в Пайппалада-Самхита Атхарваведы ( PS 14.3–4). Этот отрывок с дальнейшими дополнениями PS в конце получил более широкое распространение как Ниларудра (или Ниларудра Упанишад ). [9] [48] Любин предполагает, что в « Ниларудре » молния представлена и как стрелы Рудры, и как само божество:
1. Я видел, как ты спускался с неба на землю; Я видел Рудру, стреляющего [своими стрелами], синешеего, хохлатого.
2. С неба сошел могучий; он занял свое положение на земле. О люди, посмотрите на него: синешеий, красный. ...
10. Они видели тебя спускающимся, синешеим, красным: и пастухи видели тебя, и женщины, носившие воду, [видели] тебя, и все существа [видели] тебя: Почтение вам, видимым! ..." [48]
Индуистский бог Шива имеет некоторые общие черты с Рудрой. Теоним Шива . («добрый») возник как эвфемистический эпитет Рудры, которого также называют Агхора («не страшный») и Абхаянкара («обеспечивающий безопасность») [6] Хотя Рудра остается основным обозначением бога, например, в аскетической традиции Пашупаты, преданные-миряне предпочитали обращаться к нему как Шива, Махешвара («Великий Господь») или Махадева («Великий Бог»), как в литературе Шивадхармы . санскритские эпос и Пураны . Эти эпитеты стали основными именами божества.
Шри Рудрам
[ редактировать ]Президент Миссии Рамакришны в Ченнаи , комментируя предисловие к переводу Свами Амритананды « Шри Рудрама и Пурушасуктама» , утверждает: «Рудра, к которому обращены эти молитвы, не является сектантским божеством, но Верховным Существом , которое вездесуще и проявляет Себя в бесчисленных формах ради разнообразных духовных искателей». Шри Рудрам встречается в четвертой Канде Тайттирия Самхиты в Яджурведе.Это выдающийся ведический гимн Шиве как Богу растворения, который ежедневно поют в храмах Шивы по всей Индии. [49]
Молитва изображает разнообразные аспекты Всевышнего. Гимн Шри Рудрама уникален тем, что показывает присутствие божественности во всей вселенной. Мы не можем ограничивать божественные качества теми, которые нам благоприятны. Господь — и сад, и кладбище, убийца и благодетельнейший. Всевышний беспристрастен и вездесущ. [50]
В гимне Рудра описывается как самый ужасный террорист (устрашающий). Шри Рудрам описывает Рудру, ведическое божество, как олицетворение «ужаса». Имя Рудра происходит от ru , что означает «рев или вой» (слова «устрашающий» или «ужасающий» могут быть использованы только как прилагательные к Рудре, а не как «Рудра», поскольку Рудра — олицетворение ужаса) и dra , что является превосходной степенью и означает «самый сильный». '. Так Рудра, в зависимости от поэтической ситуации, может означать «самый жестокий рев/ревун», или ураган, или бурю, или «самый устрашающий». [51] [52]
Рудра и Шива
[ редактировать ]
Шива , известный сегодня, имеет много общего с Рудрой. [53] а Шива и Рудра рассматриваются как одна и та же личность в индуистских писаниях . Эти два имени используются как синонимы. Рудру, бога ревущей бури, обычно изображают в соответствии со стихией, которую он представляет, как свирепого, разрушительного божества. [31]
Самым старым сохранившимся текстом индуизма является Ригведа , датируемая периодом между 1700 и 1100 годами до нашей эры на основании лингвистических и филологических данных. [54] Бог по имени Рудра упоминается в Ригведе. Имя Рудра до сих пор используется как имя Шивы. В RV 2.33 он описан как «Отец Рудр » , группы богов бури. [55]
В гимне 10.92 Ригведы говорится, что божество Рудра имеет две природы: одну дикую и жестокую ( Рудра ), а другую — добрую и спокойную ( Шива ). [56] В ведических текстах лошадь упоминается как средство передвижения ( вахана ) Рудры, «Героя на коне», который «должен быть снисходителен» к певцу (Рв. 2.33.1). В то время как постведические тексты, такие как Махабхарата и Пураны, упоминают Нанди быка и зебу как средства передвижения Рудры и Шивы, тем самым безошибочно связывая их как одно и то же. [57]
В буддизме
[ редактировать ]В тибетском буддизме , согласно Падма Тханг Йигу , Рудра — это дэвы (существа, живущие на небесах) на Махешвары небесах . Или бывший человек-монах благородного происхождения по имени Кукунтри, а затем Тарпа Накпо, который неправильно понимает дхарму, ведет порочную жизнь и приговорен к Нараке . После 20 000 нечистых жизней он в конце концов перерождается в демона в Шри-Ланке проституткой, которая спит с тремя видами сверхъестественных существ, что дает ему три головы. Его рождение вызывает чуму и голод, поэтому его изгоняют на кладбище, но он выживает, пожирая труп своей матери, и возвращается, чтобы завоевать мир. Став возлюбленным царицы -ракшасы Кродхишвари, он сражается с богами, которые ужасаются его необычайной силе и зовут на помощь будд и бодхисаттв.
Будда Ваджрасаттва , который в прошлой жизни был учителем Тарпы Накпо Тупка Чжону, получает миссию по уничтожению Рудры, для чего его сопровождает Ваджрапани , сам возрожденный Прамадева или Денпхак, слуга и соученик Накпо. Они оба принимают гневные формы Хаягривы и Ваджраварахи , которые бросают вызов Рудре девятью танцами и сражаются с ним. Хаягрива становится миниатюрным и входит в анус Рудры, после чего становится гигантским и разрушает его тело изнутри, подчиняя демона и обращая его в истинную дхарму. [58] [59]
По другой версии, Хаягрива выдает себя за Рудру и оплодотворяет Кродишвари. В результате он перерождается ребенком, Ваджраракшасом . трехконечную кхатвангу Он захватывает царство Рудры и побеждает его, вонзив ему в грудь . Затем он пожирает Рудру, очищает его в желудке и выделяет его как защитника дхармы, который передает свою армию демонов Ваджраракшаше в качестве помощников. [60] [61] В других версиях Хаягрива заменяется Уччушмой , эманацией, которую Ваджрапани черпает из собственного ануса. [62]
В сикхизме
[ редактировать ]Десятый сикхский гуру, Гуру Гобинд Сингх , описывает воплощение Рудры в композиции под названием « Рудра Автар » в своей книге « Дасам Грантх » . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Ригведические божества
- Рудра (паук) — род пауков, названный в честь божества
- Рудра Сампрадая
- Ваю , индуистский бог ветра
- Фуджин , синтоистский Ками ветров.
- ( Одиссея) Эол
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бэшам (1989) , с. 15.
- ^ Ригведа с комментариями Даянанды Сарасвати, том 1 . Сарвадешик Арья Пратинидхи Сабха. 1974. с. 717.
Третье значение Рудры — Ваю, или воздух, который причиняет боль нечестивцам из-за их злых действий… Ваю, или воздух, называют Рудрой, поскольку он заставляет человека плакать, вызывая боль в результате плохих поступков. .
- ^ КП Тиле (2005). Очерки истории религии к распространению универсальных религий . Концептуальное издательство. п. 113. ИСБН 978-8172681234 .
- ^ Чарльз Рассел Коултер; Патрисия Тернер (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN 978-1135963903 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маджумдар (1951) , с. 162.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Циммер (1972) , с. 181.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гриффит (1973) , с. 75, примечание 1.
- ^ АБ Кейт. «Яджур Веда» . Все Четыре Веды . Исламские книги. п. 45. GGKEY:K8CQJCCR1AX.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Обзор Шатарудрии см.: Крамриш (1993) , стр. 71–4 .
- ^ Полный перевод полного гимна см. Шиварамамурти (2004) , стр. 13 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чакраварти (1994) , с. 4.
- ^ Крамриш (1993) , с. 5 .
- ^ Крамриш (1993) , с. 5 цитирует слово «рудра» у М. Майрхофера, «Краткий этимологический санскритский словарь » .
- ^ Шарма (1996) , с. 301.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. п. 434. ИСБН 978-0-19-929668-2 .
- ^ Чакраварти (1994) , с. 5.
- ^ Шри Рудрам и Пурушасуктам, Свами Амиритананда, стр. 9–10, Шри Рамакришна Матх.
- ^ Крамриш (1993) , с. 7. Текст RV 10.92.9 см. Arya & Joshi (2001) , vol. 4, с. 432.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Апте (1965) , с. 910.
- ^ Информацию об ассоциациях лучников и стрелков см. Kramrisch (1993) , Глава 2 ; о стреле как «необходимом атрибуте» Рудры см. Kramrisch (1993) , с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарма (1996) , с. 306.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чидбхавананда (1997) , с. 33.
- ↑ Перевод Банахасты как «Вооруженный стрелами в руках» см.: Шарма (1996) , с. 294.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Апте (1965) , с. 804.
- ^ Нитьянанда Мишра (25 июля 2018 г.). Ом Мала: значения мистического звука . Издательство Блумсбери. п. 248. ИСБН 978-9387471856 .
- ^ М.М. Нинан (23 июня 2008 г.). Развитие индуизма . Мадатил Маммен Нинан. п. 378. ИСБН 978-1438228204 .
- ^ Д.А. Десаи (1998). Шри Вишну Сахасранама: на санскрите с фонетикой и кратким английским переводом, объясняющим ее величие, процедурные ритуалы и т. д . Бхаратия Видья Бхаван. п. 58.
Тот, кто совершает это полное разрушение (Пратардана), является Господом в форме Рудры во время великого распада (Пралайя).
- ↑ О трёх гимнах Ригведы, посвящённых Рудре, см. Чакраварти (1994) , стр. 1.
- ^ Обсуждение четырех гимнов Ригведы (1.43, 1.114, 2.33 и 7.46) см.: Michaels (2004) , стр. 216, 364, примечание 50.
- ^ Например, Рудра также включен в литанию, данную в RV 7.40.5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Наводнение (2003) , с. 73.
- ^ Арья и Джоши (2001) , том. 2, с. 81.
- ^ Чакраварти (1994) , с. 8.
- ^ Донигер (1981) , стр. 224–5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхандаркар (1995) , с. 146.
- ^ Гимны Риг Веды, пер. Ральф Т. Х. Гриффит (1896).
- ^ «Тексты Белой Яджурведы» , тр. Ральф Т. Х. Гриффит , [1899]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Субрамания Сарма (ред.). «Тайттрия Араньяка» (PDF) . sanskritweb.net .
- ^ «ШриХаягриван – Аруна праСнам, том 2» (PDF) .
- ↑ Эквивалентные термины «Маруты» и «Рудры» см. в Flood (1996) , стр. 46.
- ^ Наводнение (1996) , стр. 45–6.
- ^ Макдонелл (1996) , с. 256.
- ^ Наводнение (1996) , с. 46.
- ^ Арья и Джоши (2001) , том. 2, с. 78. О Шиве как главе или отце группы см. Apte (1965) , с. 804. О Рудре как главе сонма «духов бури, Марутов» см.: Basham (1989) , с. 14.
- ^ RV 7.40.4–5 в переводе Arya & Joshi (2001) , стр. 243–4.
- ^ Схоластическую интерпретацию вайах как «разветвлений» или «ветвей» см. в Arya & Joshi (2001) , стр. 244.
- ↑ Цитата продолжается следующим образом: «Это, как отмечает Людвиг, не дает удовлетворительной интерпретации; но в настоящее время я не могу предложить ничего лучшего. Грассман превращает вайах в ваяму : «мы с нашим подношением приближаемся к пиру этого быстродвижущегося Бога, щедрый Вишну , то есть пришел предложить ему жертвенную пищу». В: Гриффит (1973) , с. 356, примечание 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Любин (2007) .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Картик Сатчитанандам (9 июля 2011 г.). «ШРИ РУДРАМ ИЗ ЯДЖУРВЕДЫ (Полная версия)» – через YouTube.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Васудев Р. (1 января 2012 г.). «Шри Рудрам» – через YouTube.
- ^ «Уроки Ведама» . Фонд книг и публикаций Шри Сатья Саи .
- ^ «Санскритский словарь» .
- ^ Майклс (2004) , стр. 316.
- ^ Для датирования, основанного на «совокупных доказательствах», см. Oberlies (1998) , p. 158
- ^ Донигер (1981) , стр. 221–3.
- ^ Крамриш (1993) , с. 7.
- ^ Крамриш (1993) , с. 14-5 .
- ^ Мэтью Т. Капштейн (2002). Тибетская ассимиляция буддизма: обращение, оспаривание и память . Издательство Оксфордского университета. стр. 170–174. ISBN 9780190288204 .
- ^ Роберт А. Пол (1989). Шерпы Непала в тибетском культурном контексте: (Тибетский символический мир: психоаналитическое исследование) . Мотилал Банарсидасс. стр. 153–155. ISBN 9788120805682 .
- ^ Джейкоб П. Далтон (2011). Укрощение демонов: насилие и освобождение в тибетском буддизме . Издательство Йельского университета. стр. 184–190. ISBN 9780300153927 .
- ^ Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел (2003). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Публикации Сериндии. п. 335. ИСБН 9781932476019 .
- ^ Роберт Н. Линрот (1999). Безжалостное сострадание: гневные божества в раннем индо-тибетском эзотерическом буддийском искусстве . Публикации Сериндии. п. 216. ИСБН 9780906026519 .
Ссылки
[ редактировать ]- Апте, Ваман Шиврам (1965). Практический санскритский словарь (четвертое исправленное и дополненное издание). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-0567-4 .
- Арья, Рави Пракаш; Джоши, Кирит Л., ред. (2001). Ригведа Самхита . Паримал Санскрит Серия № 45. Том. Четыре тома (переиздание 2003 г.). Санскритский текст, английский перевод, примечания и указатель стихов (второе исправленное издание). Дели: Паримал Публикации. ISBN 9788171101405 . В этом исправленном издании обновляется перевод Х. Х. Уилсона, заменяя устаревшие английские формы более современными эквивалентами, давая английский перевод вместе с оригинальным санскритским текстом, написанным шрифтом деванагари , а также критический аппарат. «Ргведа-Самхита» . Публикации Паримала. 2004. Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 15 ноября 2012 г.
- Бэшам, Алабама (1989). Зиск, Кеннет (ред.). Истоки и развитие классического индуизма . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-507349-5 .
- Бхандаркар, Рамакришна Гопал (1995) [1913]. Вайшнавизм, шиваизм и малые религиозные системы (Третье переиздание). Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0122-Х .
- Чакраварти, Махадев (1994). Концепция Рудра-Шивы на протяжении веков . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0053-2 . (Второе исправленное издание; перепечатка, Дели, 2002 г.).
- Чидбхавананда, Свами (1997). Шива Сахасранама Стотрам: с Нававали, введением и английским переводом (Третье изд.). Шри Рамакришна Тапованам. ISBN 81-208-0567-4 . Версия, предоставленная Чидбхаванандой, взята из главы 17 Анушасана Парвы Махабхараты.
- Донигер, Венди , изд. (1981). Ригведа: Антология: сто восемь гимнов, избранных, переведенных и аннотированных . Книги о пингвинах. ISBN 9780140444025 .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43878-0 .
- Флуд, Гэвин, изд. (2003). Блэквеллский спутник индуизма . Молден Массачусетс: Издательство Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-3251-5 .
- Гриффит, Ральф Т.Х. (1973) [1896]. Гимны Ригведы ( новое исправленное издание). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0046-Х .
- Крамриш, Стелла (1993). Присутствие Шивы . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01930-4 .
- Любин, Тимоти (2007). «Ниларудронишад и Пайппаладасамхита: критическое издание и перевод Упанишад и Дипики Нараяны». В Гриффитсе, А.; Шмидхен, А. (ред.). Атхарваведа и ее Пайппалада Сакха: исторические и филологические статьи о ведической традиции . (Индология Халенсис 11). Ахен: Шейкер Верлаг . стр. 81–139. ISBN 9783832262556 .
- Макдонелл, Артур Энтони (1996). Практический санскритский словарь . Дели: Издательство Мунширам Манохарлал. ISBN 81-215-0715-4 .
- Маджумдар, RC , изд. (1951). История и культура индийского народа . Том. 1 Ведический век. Джордж Аллен и Анвин.
- Майклс, Аксель (2004). Индуизм: прошлое и настоящее . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08953-1 .
- Оберлис, Томас (1998). Религия Ригведа . Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шарма, Рамакарана (1996). Шивасахасранамаштакам: восемь сборников гимнов, содержащих тысячу восемь имен Шивы . Дели: Издательство Nag. ISBN 9788170813507 . ОСЛК 36990863 . Включает Шивасахасранамакошу , словарь имен. В этой работе сравниваются восемь версий Шивасахасранамастотры . Предисловие и введение (на английском языке) Рама Карана Шармы содержат анализ того, как восемь версий сравниваются друг с другом. Текст восьми версий дан на санскрите.
- Сиварамамурти, К. (2004). Шатарудрия: Вибхути иконографии Шивы . Дели: Публикации Абхинава. ISBN 9788170170389 .
- Циммер, Генрих (1972). Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01778-6 .