Прадоша
Часть серии о |
Шиваизм |
---|
![]() |
![]() |
Прадоша или Прадошам (IAST: Прадоша) — праздник, проводимый раз в два месяца, на тринадцатый день ( Трайодаши ) каждых двух недель индуистского календаря . [1] Оно тесно связано с поклонением индуистскому богу Шиве . Благоприятный трехчасовой период в 1,5 часа до и после захода солнца считается наиболее подходящим и оптимальным временем для поклонения Шиве в этот день. Обет поста, совершаемый в этот период, называется «Прадоша врата ». [2] Преданный должен носить рудракшу , вибхути и поклоняться Шиве с помощью абхишекы , сандаловой пасты, листьев баел , благовоний, дипы и найведьи (пищевых подношений).
Этимология
[ редактировать ]Прадоша указывает на названия дней в календаре. Прадоша был сыном Кальпы и Доши . У него было два брата, а именно Нишита и Вьюстха. Три имени означают начало, середину и конец ночи. [3] Дни от каждого дня новолуния до каждого дня полнолуния называются « Шукла Пакша », а дни от каждого дня полнолуния до дня новолуния называются « Кришна Пакша ». В течение каждого месяца и каждой пакши момент времени, когда Трайодаши (13-й день двух лунных недель) встречает конец Двадаши (12-й день двух лунных недель), называется Прадоша. [4] [5]
Легенда
[ редактировать ]Дэвы , (небесные божества) приближались к Шиве в самые благоприятные моменты прадоши чтобы получить облегчение от асуров – данавов и даитьев. [6] они бегали вокруг Кайлаши , жилища Шивы Вечером Трайодаши , и им помогал Нанди , священный бык Шивы. Шива помог им в убийстве асуров , поэтому практика поклонения Шиве на Трайодаши вместе с Нанди возникла и продолжается в храмах Шивы.
Обряды
[ редактировать ]
Прадоша врата (обет) исполняется на прадоше со священными ритуальными шагами в соответствии с традицией. [7] Во время прадоши поклоняются быку Нанди во всех храмах Шивы в Южной Индии. Праздничный идол Шивы со своей супругой Парвати в сидячей позе на Нанди воспринимается как процессия по храмовому комплексу. [8]
Поклонение Прадоше совершается в вечерних сумерках или в сандхья-кала. Выполнение враты предполагает пост, за которым следует бдение . За час до захода солнца совершается омовение и божествам Шиве, Парвати, их сыновьям Ганеше , Картикее поклоняются и Нанди. После этого вызывается Шива. История Прадоши зачитывается после завершения формального поклонения. [9] [10]
Типы
[ редактировать ]Шани Прадоша — это прадоша, выпадающая на субботу, а Сома Прадоша — прадоша на понедельник.
Маха Прадоша — это Прадоша, которая выпадает перед Маха Шиваратри или в день Маха Шиваратри в индуистском месяце Магха .
Шани Прадоша
[ редактировать ]Шани Прадоша, прадоша, выпадающий на субботу, соответствующую планете Сатурн , считается важным среди других прадоша . [11] Значение Шани Прадоши тесно связано с храмом Махакалешвара в Удджайне , городе в центральном индийском штате Мадхья-Прадеш . [11] Город Удджайн назывался Авантика и славился своим религиозным эпицентром. Это также был один из первых городов, куда студенты приезжали изучать Священные Писания.
Согласно легенде, жил правитель Удджайна по имени Чандрасена, который был благочестивым преданным Шивы и все время поклонялся ему. Он был благословлен небесным драгоценным камнем, способным творить чудеса. Соперники Удджайна, король Рипудаман и король Сингхадитья из соседних королевств, решили напасть на Удджайн и завладеть сокровищами. [12] Царь Чандрасена, не подозревавший о надвигающейся войне, поклонялся Шиве. К нему присоединился мальчик фермера по имени Шрикхар, который гулял по территории дворца и слышал, как король повторял имя Шивы. Однако стража силой вывела его и отправила на окраину города у реки Кшипра . Шрикхар продолжал молиться, и новость дошла до священника по имени Вридхи. Он был потрясен, услышав это, и по настоятельным просьбам своих сыновей начал молиться Шиве в реке Кшипра. Вражеские короли решили атаковать, и это была суббота и Триёдаши . [12] С помощью могущественного демона Душана, которого Брахма благословил быть невидимым, они разграбили город и напали на всех преданных Шивы.Услышав мольбы своих беспомощных преданных, Шива явился в своей Махакале (форме света) и уничтожил врагов царя Чандрасены. [13] По просьбе своих преданных Шрикхара и Вридхи Шива согласился поселиться в городе и стать главным божеством королевства. С этого дня Шива пребывал в своей световой форме как Махакал в Лингаме , который образовался сам по себе из сил Шивы и его супруги Парвати . Считается, что люди, поклоняющиеся Шиве на Шани Прадоше, будут свободны от страха смерти и болезней. Им также будут дарованы мирские сокровища. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Aiya V. 1906 , p. 103
- ^ Субрамуниясвами 2006 , с. 265
- ^ Гарретт 1871 , с. 461
- ^ Бхаргава 2006 , с. 454
- ^ Субрамуниясвами 2006 , с. 117
- ^ Сегал 1999 , с. 703
- ^ Сегал 1999 , с. 704
- ^ Шринивасан 1988 , с. 87
- ^ стр. 86–87, Посты и фестивали Индии , Маниш Верма, Diamond Pocket Books, 2002. ISBN 81-7182-076-X .
- ^ стр. 60–61, Индуистские посты и фестивали , Шри Свами Шивананда, Уттар-Прадеш: Общество божественной жизни, 8-е изд., 1997.
- ^ Jump up to: а б Самарт 2009 , с. 41
- ^ Jump up to: а б Самарт 2009 , с. 42
- ^ Самарт 2009 , с. 43
- ^ Джаганнатан 2005 , с. 67
Ссылки
[ редактировать ]- Шринивасан (1988). Индуизм для всех . Мумбаи: Торговое агентство Гири Private Limited. п. 87.
- Джаганнатан, Майтхили (2005). Южноиндийские индуистские фестивали и традиции . Нью-Дели: Публикации Абхинава. п. 67. ИСБН 81-7017-415-5 .
- Самарт, Шри Свами; Кендра, Вишва Калян (2009). Гуру Чаритра Нью-Дели: Sterling Publishers Pvt. ООО стр. 41–43. ISBN 978-81-207-3348-0 .
- Сегал, Сунил (1999), Энциклопедия индуизма: штаб-квартира, том 3 , Нью-Дели: Саруп и сыновья, ISBN 81-7625-064-3 .
- Субрамуниясвами, Сатгуру Шивая (2003), Танцы с Шивой: современный катехизис индуизма , Гималайская академия, ISBN 0-945497-89-Х .
- Гаррет, Джон (1871). Классический словарь Индии: иллюстрации мифологии, философии, литературы, древностей, искусства, нравов, обычаев и т. д. из индусов . Хиггинботэм и Ко .