Храм Нелайаппар
Храм Нелайаппар | |
---|---|
Тирунелвели | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Тирунелвели |
Божество | Неллааппар ( Шива ) Кантимати Амман ( Парвати ) |
Фестивали | Аани Брахмоставам, Аади Пурам, Авани Мула Утсавам, Пуратаси Голу Дарбар, Аиппаси Тирукальянам, Аиппаси Вису, Кандха Шасти, Картикаи Тируванантал, Маргали Тируватираи, Тай Пусам Тиртхавари, Тай Амавасья, Маси Шиваратри, Пангуни Уттирам, Читтираи Пурнами Тиртхавари, , Вайкаси Ширабхишегам , Коратам, Вишакам. |
Функции |
|
Расположение | |
Расположение | Тирунелвели |
Состояние | Тамил Наду |
Страна | Индия |
Географические координаты | 8 ° 43'42,4 "N 77 ° 41'19,4" E / 8,728444 ° N 77,688722 ° E |
Архитектура | |
Тип | Тамильская архитектура |
Создатель | Ранние Пандьи , Средневековые Чола |
Завершенный | 700 г. н.э. |
Направление фасада | Восток |
Веб-сайт | |
http://kanthimathinellaiappar.tnhrce.in/ |
Храм Неллаиппар — индуистский храм , посвященный божеству Шиве , расположенный в Тирунелвели , городе в южно-индийском штате Тамил Наду . Шиве поклоняются как Неллаиаппару (также называемому Венувананатар), представленному лингамом , а его супругу Парвати изображают как Кантимати Амман. Здесь также поклоняются божеству Вишну , который, по легенде, был свидетелем их свадьбы. Следовательно, этот храм считается абхимана кшетрамом вайшнавизма - . Храм расположен на северном берегу реки Тамирабарани в районе Тирунелвели . Верховное божество почитается в тамильском шиваитском каноническом произведении VII века « Теварам» , написанном тамильскими святыми поэтами, известными как наянмары и классифицированным как Паадал Петра Сталам .
Храмовый комплекс занимает площадь 5,9 га (14,5 акров), и все его святыни окружены концентрическими прямоугольными стенами. В храме есть несколько святынь, наиболее известными из которых являются святилища Свами Неллаиппара и его супруги Шри Кантимати Амбал.
В храме есть три шесть ритуалов в разное время с 6:00 до 21:00, а также шесть ежегодных фестивалей в календаре. Фестиваль Брахмотсавам в тамильский месяц Ани (июнь – июль) — самый известный праздник , отмечаемый в храме.
Считается, что первоначальный комплекс был построен Пандьясом , а нынешняя каменная конструкция была добавлена Чоласом, Паллавасом, Черасом и Мадурайскими Наяками. В настоящее время храм обслуживается и управляется Департаментом индуистских религиозных и благотворительных пожертвований правительства штата Тамил Наду .
История
[ редактировать ]
Тирунелвели - один из многих храмовых городов в штате, названный в честь рощ, групп или лесов, в которых преобладают определенные разновидности деревьев или кустарников, а также те же самые деревья или кустарники, укрывающие правящее божество. Считается, что этот регион был покрыт лесом Вену и поэтому назывался Венуванам. [ 1 ]
Считается, что первоначальный комплекс был построен Пандьясом , а нынешняя каменная конструкция была добавлена Чоласом, Паллавасом, Черасом и Мадурайскими Наяками. Святилища храма и гопурамов были построены Ниндрасиром Недумараном (Кун Пандианом), который правил в 7 веке нашей эры. Мани мандапам со знаменитой музыкальной колонной, вероятно, также был построен Ниндрасиром Недумараном. Стенд с флагом возле Нанди был установлен в 1155 году. [ 2 ] Позже Пандья, Куласекара Пандьян I построил внешнюю стену храма Тирунелвели Неллайаппар в 13 веке.
Первоначально храмы Неллаиппар и Кантимати представляли собой два независимых сооружения с пространствами между ними. Это было в 1647 году Тиру Вадамалайаппа Пиллайян, великий преданный Шивы, соединил два храма, построив «Цепной мандапам» (на тамильском языке Сангили Мандапам). В центре Цветочного сада находится квадратный васантха-мандапам со 100 колоннами. Говорят, что Нанди-мандапам был построен Шивантиаппой Наякаром в 1654 году. В западной части цепочки мандапам находится цветочный сад, разбитый в 1756 году Тирувенгадакришной Мудалиаром. [ 3 ]
В храме имеется ряд каменных надписей. Наиболее важными из них являются Вирапандияны, правившие около 950 г. н. э., а также Раджендрана I и Кулотунга Чола I. В надписях Маравармана Сундара Пандьян Господь упоминается как «Вудаяр» и «Водеянаянар», а Богиня - как «Начиар». Из надписей Куласеккара Пандияна мы узнаем, что он победил царей Чера , Чола и Хойсала и построил внешние стены храма из военных трофеев. [ 4 ]
Легенда
[ редактировать ]Тирунелвели первоначально назывался Тинневелли В британскую эпоху . В пуранические времена это место называлось Венувана, бамбуковый лес. Считалось, что божество нынешнего храма появилось внутри бамбукового леса. Считается, что Вишну был свидетелем свадьбы Шивы и Парвати в этом месте. В храме, описывающем легенду, имеется изображение Вишну с металлическим гинди — сосудом с носиком. [ 5 ]
Архитектура
[ редактировать ]

Храмовый комплекс занимает площадь 5,9 га (14,5 акров), имеет длину 260 метров (850 футов) и ширину 230 метров (756 футов), а все его святыни окружены концентрическими прямоугольными стенами с массивным Раджагопурамом. [ 6 ] Сангили Мандапам, построенный в 1647 году Вадамалаяппой Пиллаяном, соединяет храмы Гантимати Амман и Неллайаппар. [ 7 ] В храме есть несколько святынь, наиболее известными из которых являются святилища Свами Неллаиппара и его супруги Шри Кантимати Амбал.
В Нанди-мандапаме есть довольно большая статуя Нанди (Бога-быка), похожая на те, что в Танджоре и Рамешвараме. Уникальной особенностью храма является «Мани манадапам», расположенный рядом с нанди мандапамом, с двумя гигантскими колоннами, вырезанными из цельного камня, каждая из которых имеет 48 дополнительных колонн, при ударе по которым издаются музыкальные ноты. Тамильский поэт говорит, что столбы здесь представляют собой комбинацию типов Шрути Гана Лайя. [ 8 ]
Составные колонны Вирабхадры, держащего меч и рог, оказались дополнениями царей Виджаянагара в начале 1500-х годов. Подобные колонны Вирабхадры находятся в храме Адикешава Перумал в Тируваттару, храме Минакши в Мадурае , храме Каси Вишванатар в Тенкаси , храме Кришнапурам Венкатачалапати , храме Раманатхасвами в Рамешвараме , храме Саундарараджаперумал в Тадикомбу , храме Шривиллипутхур Андал , храме Шривайкунтанатан Пермуал в Шривайкунтаме , даярковил , Вайшнав Намби и храм Тирукурунгудивалли Начиар в Тирукурунгуди . [ 9 ]
Таамира Амбалам
[ редактировать ]Тирунелвели также является одним из пяти мест, где, как говорят, Господь Шива демонстрировал свой танец, и во всех этих местах есть сцены/амбаламы. В то время как у Тирунелвели есть Тхаамира (Медный) Амбалам или Тхамира Сабхай, другие - это Ратина Амбалам / Ратна Сабхай в Тируваалангаду (ратинам - рубин / красный), Читра Амбалам или Читра Сабхай в Курталламе (читра - живопись), Велли Амбалам или Раджата Сабхай в храме Мадурай Минакши Амман (велли – серебро) и Пон (золотой) Амбалам или ПорСабхай в храме Тиллаи Натараджа, Чидамбарам . [ 10 ] [ 11 ]
Панча Сабхай Сталангал
[ редактировать ]
Храмы, где, как полагают, Шива исполнял Космический Танец . Этот храм называется Тамбра Сабха (медный зал) в честь танцевальной позы Натараджи . В храме есть несколько архитектурных изображений, подробно описывающих легенды. [ 5 ]
Категория | Храм | Расположение | Элемент |
Ратина Сабай | Храм Шри Вадараньешварар | Тирувалангаду , Ченнаи | Руби |
Porchabai | Храм Натараджар | Чидамбарам | Золото |
Старый Сабай | Храм Минакши Амман | Мадурай | Серебро |
Тамира Сабай | Храм Нелайаппар | Тирунелвели | Медь |
Налей семь | Храм Кутраланатар | Тирукутралам | Искусство |
Религиозное значение и фестивали
[ редактировать ]

Наваратри, Тируккальянам в Аиппаси (15 октября – 15 ноября) и Арудра Дарисанам — одни из важных фестивалей здесь. Арудра Дарисанам привлекает сюда огромные толпы людей. Храмовая колесница по массивности уступает, предположительно, только Тируваруру. Бхраммотсавам здесь длится длительный период времени в течение тамильского месяца Ани (15 июня – 15 июля). Кроме того, золотая храмовая машина (первая инаугурационная поездка Золотой машины храма Нелайаппар состоится 2 ноября 2009 г.) будет курсировать во время таких важных фестивалей, как Тирукальянам, Картигай, фестиваль Аарутра и т. д. Во время фестиваля Тайпусам на тайском языке Господа Шиву и Парвати возят на берег реки. Река Тамирабарани на перекрестке Тирунелвели, называемая «Тайпуса мандапам». Там проводятся специальные ритуалы, и ночью Господь возвращается в храм. Автомобиль храма Неллайаппар — третий по величине автомобиль в Тамил Наду . И это первый автомобиль с полностью автоматическим управлением. [ 12 ]
Священники храма проводят пуджу (ритуалы) во время фестивалей и ежедневно. Храмовые ритуалы проводятся шесть раз в день; Тируванантал в 5:15, Ушаткалапуджа в 6:00, Сирукаласанти в 7:00, Каласанти в 8:00, Учикалам в 12:00 и Саяракшай в 18:00, Артхаджамам в 20:30, Паллиарай в 21:15, Бхайравар Пуджай в 9:30. вечера Каждый ритуал состоит из четырех этапов: абхишека (священное омовение), алангарам (украшение), найветханам (подношение еды) и дипа араданай (размахивание лампами) для Неллиаппара и Кантимати Аммана. Существуют еженедельные ритуалы, такие как сомаварам (понедельник) и сукраварам (пятница), двухнедельные ритуалы, такие как прадошам , и ежемесячные фестивали, такие как амавасай (день новолуния), кирутигай , пурнами (день полнолуния) и сатурти . Фестиваль Тай Аарату во время тамильского месяца Тай ( январь – февраль) является самым важным праздником храма. [ 13 ] [ 14 ]
Литературное упоминание
[ редактировать ]Тируньяна Самбандар и Аппар VII века , тамильский шиваитский поэт Наянмарс , почитал Неллиаппара в десяти стихах в Тевараме , составленных как Первый Тирумурай . Сундарар , наянмар 8-го века, также почитал Идайятришварара в десяти стихах в Тевараме , составленных как Пятый Тирумурай . Поскольку храм почитается в Тевараме , он классифицируется как Паадал Петра Сталам , один из 276 храмов, которые упоминаются в Шайвском каноне. [ 14 ] Мутхусвами Дикшитар сочинил одну песню (Шри Кантиматим) об этой храмовой богине Кантимати Амман. Эта песня считается редкой песней, вошедшей в редкую рагу Хемавати. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Редди, Г. Венкатрамана (2013). Алаям – Индуистский храм – воплощение индуистской культуры . Майлапур, Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. п. 10. ISBN 978-81-7823-542-4 .
- ^ Книга Стхала Варалару, опубликованная в 2004 году администрацией храма.
- ^ Пиллаи, С. Субрамания (2019). Туризм в Тамилнаде: рост и развитие . Издательство МДП. п. 75. ИСБН 978-81-8094-432-1 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2017 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Айяр, П.В. Джагадиса (1993). Южноиндийские святыни: иллюстрировано (2-е изд.). Нью-Дели: Азиатская образовательная служба. п. 24. ISBN 81-206-0151-3 .
- ^ Jump up to: а б «Мутхусвами Дикшитар» . Проверено 28 апреля 2015 г.
- ^ Тируккойлкал Важикаатти, район Тирунелвели; дважды; август 2014 г., стр. 11;
- ^ «Храм Арулмигу Неллаиппар, Тирунелвели» . kanthimathinellaiaappar.tnhrce.in . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ Бранфут, Криспин (1 июня 2008 г.). «Имперские границы: строительство священного пространства в Южной Индии шестнадцатого века». Художественный вестник . 90 (2). Ассоциация искусств колледжа: 186. doi : 10.1080/00043079.2008.10786389 . JSTOR 20619601 . S2CID 154135978 .
- ^ TGS Баларам Айер, Т. Р. Раджагопалан (1987). История и описание храма Шри Минакши. стр.39
- ^ Раджешвари Гхош. Культ Тьягараджа в Тамилнаде: исследование конфликта и приспособления. стр. 69
- ^ «Храм Арулмигу Неллаиппар, Тирунелвели» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Храм Шри Неллиапаар» . Динамалар . 2014 . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Р., доктор Виджаялакшми (2001). Введение в религию и философию - Теварам и Тиввияппирапантам (1-е изд.). Ченнаи: Международный институт тамильских исследований. стр. 315–7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]