Парвати
Парвати | |
---|---|
Член Тридеви и Панча Пракрити | |
Другие имена | Ума, Гаури, Дурга, Кали, Апарна, Гириджа, Хаймавати, Шанкари, Махешвари, Амбика, Бхавани, Шивани |
Санскритская транслитерация | В Парвати |
Деванагари | Парвати |
Принадлежность | Махадеви , Тридеви , Сати , Дурга , Кали , Махакали , Трипура Сундари , Мариамман , Махавидья , Корраваи |
Обитель | Гора Кайлаша , Манидвипа. |
Мантра | Всепрекрасная Жива Вездесущая. Шаранье Трямбаке Гаури Нарайани Намо'Сту Те॥ |
День | понедельник и пятница |
Устанавливать | Лев и Тигр |
Тексты | Деви-Бхагавата Пурана , Махабхагавата Пурана , Деви Махатмья , Калика Пурана , Шакта Упанишады , Тантры |
Фестивали | Наваратри , Виджаядашами , Тидж , Батукамма , Гаури Хабба , Дурга Пуджа , Кали Пуджа |
Генеалогия | |
Родители | Химаван (отец) Мать [ 7 ] [ 8 ] |
Братья и сестры | Ганга (старшая сестра) [ 5 ] Майнака (старший брат) [ 6 ] |
Супруга | Шива |
Дети |
|
Часть серии о |
Шактизм |
---|
Портал индуизма |
Парвати ( санскрит : पार्वती , IAST : Pārvatī ), также известная как Ума ( санскрит : उमा , IAST : Umā ) и Гаури ( санскрит : गौरी , IAST : Гаури ), — индуистская богиня силы, энергии, гармонии, любовь , красота, преданность и материнство. Она — одно из центральных божеств секты, ориентированной на богинь, называемой шактизмом , и верховная богиня в шиваизме . Вместе с Лакшми и Сарасвати она образует Тридеви . [ 9 ] В своей полной форме она является физическим воплощением Махадеви, также известной как Ади Шакти, изначальной силы, стоящей за созданием вселенной, создателя и разрушителя согласно шактизму . [ 10 ] [ 11 ]
Парвати замужем за Шивой . Она — изначальная богиня в индуизме. [ 12 ] Парвати и Шива вместе приняли множество воплощений и божественных форм. [ 13 ] Парвати — мать индуистских божеств Ганеши и Картикеи , Ашокасундари и многих других божеств. В Пуранах также говорится, что она является спутницей речной богини Ганги . [ 6 ] [ 14 ] У индуистов она считается божественной энергией между мужчиной и женщиной, подобно энергии Шивы и Шакти . [ 15 ]
Парвати — могущественная, изначальная богиня-мать , [ 16 ] а также имеет несколько устрашающих форм и убивает злых существ в таких формах, как Гаури, Дурга , Кали , десять Махавидьев и Навадурги .
Парвати – воплощение Шакти . В шиваизме она — творящая энергия и сила Шивы, причина связи, соединяющей все существа, и средство их духовного освобождения. [ 17 ] [ 18 ] Она также известна как Камарупа (воплощение желаний) и Камешвари (повелительница желаний). В индуистских храмах ей и Шиве посвящены святыни, ее символически изображают как аргу . Она широко встречается в древнеиндийской литературе, а ее статуи и иконография присутствуют в индуистских храмах по всей Южной и Юго-Восточной Азии . [ 19 ] [ 20 ]
Этимология и номенклатура
[ редактировать ]Парвата ( पर्वत ) — одно из санскритских слов, означающих «гора»; «Парвати» получила свое имя от воплощения дочери царя Химавана (также называемого Химаватой, Парватой ) и матери Менавати . [ 12 ] [ 13 ] Царь Парвата считается повелителем гор и олицетворением Гималаев ; Парвати подразумевает «она с горы». Храм Апарнешара Ямы в Удхампуре на территории Индийского Союза Джамму и Кашмир считается местом рождения Парвати и местом Шива-Парвати Виваха. [ 21 ]
Парвати известна под многими именами в индуистской литературе. [ 22 ] Другие имена, которые связывают ее с горами, - это Шайладжа (Дочь гор), Шаилапутри (Дочь гор), Хаймавати (Дочь Химавана ), Махешвари (жена Махешвары) , Гирираджапутри (Дочь царя гор) и Гириджа (Дочь царя гор ). горы) [ 23 ]
Шакты считают Парвати воплощением Лалиты Трипурасундари . [ 24 ] Два самых известных эпитета Парвати — Ума и Апарна. [ 25 ] Имя Ума используется для Сати (жены Шивы, которая является воплощением Парвати) в более ранних текстах. [ который? ] но в Рамаяне оно используется как синоним Парвати. В Харивамсе Парвати упоминается как Апарна («Та, кто не принимал пищи»), а затем обращается к Уме, которую мать отговорила от сурового аскетизма, сказав «у ма» («о, не надо»). Ума также означает, что «Тот, кто родился из Ома ( Пранава-мантра) [ 26 ] Ее также называют Амбика («дорогая мать»), Шакти («сила»), Матаджи («почитаемая мать»), Махешвари («великая богиня»), Дурга («непобедимая»), Бхайрави («свирепый»), Бхавани. («плодородие и рождение»), Шиварадни («Царица Шивы»), Урви или Рену и многие сотни других. Парвати также является богиней любви и преданности, или Камакши (богиней плодородия), изобилия и еды/питания, или Аннапурной . [ 27 ] Она также свирепая Махакали , которая владеет мечом, носит гирлянду из отрубленных голов, защищает своих преданных и уничтожает все зло, от которого страдает мир и его существа.
Очевидное противоречие в том, что к Парвати обращаются как к золотой, Гаури, а также к темной, Кали или Шьяме, как к спокойной и безмятежной жене, Парвати упоминается как Гаури, и как богиня, уничтожающая зло, она - Кали. Региональные истории о Гаури предполагают альтернативное происхождение имени и цвета лица Гаури. В некоторых частях Индии цвет кожи Гаури золотистый или желтый в честь того, что она является богиней спелой кукурузы/урожая и плодородия. [ 28 ] [ 29 ]
Божественные гимны, такие как Лалита Сахасранама , Махалакшми Аштакам, которые дают богине множество эпитетов, основанных на демонах, которых она победила, такие как Махишасурамардини («Тот, кто убил демона Махишасуру »), Рактабиджасамхарини («Тот, кто убил демона Рактабиджу »). , Чамунди («Тот, кто убил братьев-демонов Чанду и Мунда »), Мукамбика («убийца Мукасуры»), Коласурабхаянкари («убийца Коласуры»), Бхандасуравибедхини («убийца Бхандасуры ») и многие другие.
История
[ редактировать ]Слово Парвати явно не встречается в ведической литературе . встречаются Амбика, Рудрани и другие Вместо этого в Ригведе . В стихе 3.12 Кена Упанишады, датируемом серединой I тысячелетия до нашей эры, упоминается богиня по имени Ума-Хаймавати, очень распространенное альтернативное имя Парвати. [ 32 ] комментарий Саяны к Ануваке Однако идентифицирует Парвати в Кена Упанишаде , предполагая, что она такая же, как Ума и Амбика в Упанишадах, и, таким образом, Парвати является воплощением божественного знания и матерью мира. [ 22 ] Она появляется как шакти , или сущностная сила Верховного Брахмана . Ее основная роль — посредник, раскрывающий знание Брахмана ведическим и Варуне которые , Тридевам Агни, Ваю хвастались своим недавним поражением группы демонов. [ 33 ] Но Кинсли отмечает: «Отождествление ее с более поздней богиней Сати-Парвати — это не более чем догадка, хотя [..] более поздние тексты, превозносящие Шиву и Парвати, пересказывают этот эпизод таким образом, чтобы не оставлять сомнений в том, что это была супруга Шивы». ..» [оригинал IAST]. [ 32 ]
Сати-Парвати появляется в эпический период (400 г. до н.э. – 400 г. н.э.), поскольку и Рамаяна , и Махабхарата представляют Парвати женой Шивы. Однако только в пьесах Калидаса (V–VI вв.) и Пуранах (4–13 вв.) рассказы о Сати-Парвати и Шиве приобретают более полные подробности. Кинсли добавляет, что Парвати, возможно, возникла из легенд о неарийских богинях , живших в горах. [ 34 ] Хотя слово Ума появляется в более ранних Упанишадах, Хопкинс отмечает, что самое раннее известное явное использование имени Парвати встречается в поздней Хамса Упанишаде . [ 35 ]
Вебер предполагает, что точно так же, как Шива представляет собой комбинацию различных ведических богов Рудры и Агни, Парвати в тексте Пуран представляет собой комбинацию жен Рудры. Другими словами, символика, легенды и характеристики Парвати развивались, объединяя Уму, Хаймавати, Амбику в одном аспекте и более свирепые, разрушительные Кали, Гаури и Ниррити в другом аспекте. [ 22 ] [ 36 ] Тейт предполагает, что Парвати представляет собой смесь ведийских богинь Адити ассоциировалась с другими горными богинями, такими как Дурга и Кали . и Ниррити, и, будучи сама горной богиней, в более поздних традициях [ 37 ]
Иконография и символизм
[ редактировать ]Парвати, нежный аспект Деви Шакти, обычно изображается справедливой, красивой и доброжелательной. [ 38 ] [ 39 ] Обычно она носит красное платье (часто сари ) и может иметь повязку на голове. Когда она изображается рядом с Шивой, она обычно появляется с двумя руками, но когда она одна, ее могут изображать с четырьмя. В этих руках могут быть трезубец, зеркало, четки, колокольчик, блюдо, погон, стебель сахарного тростника или цветы (например, лотос). [ 40 ] Одна из ее рук впереди может быть в Абхая мудре (жест руки, обозначающий «не бойся»), один из ее детей, обычно Ганеша , находится у нее на коленях, а ее младший сын Сканда может играть рядом с ней в ее часах. В древних храмах скульптуру Парвати часто изображают возле теленка или коровы. Бронза была основным металлом для ее скульптур, а камень — следующим по распространенности материалом. [ 40 ]
Парвати и Шиву часто символизируют йони и лингам соответственно. В древней литературе йони означает чрево и место зачатия , метафора йони-линга представляет собой происхождение, источник или регенеративную силу . [ 41 ] Икона линга-йони широко распространена, встречается в шиваитских индуистских храмах Южной и Юго-Восточной Азии. Часто называемый Шивалинга , он почти всегда имеет как лингам, так и йони. [ 42 ] Икона представляет взаимозависимость и союз женской и мужской энергий в восстановлении и возрождении всей жизни. На некоторых изображениях Парвати и Шива показаны в различных формах сексуального союза. [ 42 ]
В некоторых иконографиях руки Парвати могут символически выражать множество мудр (символических жестов рук). Например, Катака — олицетворение очарования и волшебства, Хирана — олицетворяющая антилопу, символ природы и неуловимого, Тарджани в левой руке — олицетворяющая жест угрозы, и Чандракал — олицетворяющая луну, символ интеллекта. [ нужна ссылка ] Катака выражается руками, расположенными ближе к преданному; Тарджани мудра левой рукой, но далеко от преданного.
Если Парвати изображается с двумя руками, обычно встречается Катака мудра, также называемая Катьяваламбита или Катисамстхита хаста, а также Абхайя (бесстрашие, не бойся) и Варада (благотворительность) репрезентативны в иконографии Парвати. Правая рука Парвати в Абхая мудре символизирует «не бойтесь никого и ничего», а ее Варада мудра символизирует «исполнение желаний». [ 43 ] В индийском танце Парватимудра ей посвящена , символизирующая божественную мать. Это совместный жест рук, и он является одним из шестнадцати Дэва-хаст , обозначающих наиболее важных божеств, описанных в Абхиная Дарпане . Руки имитируют материнский жест, а в танце танцовщица символически выражает Парвати. [ 44 ] Альтернативно, если обе руки танцора находятся в Ардхачандра мудре, это символизирует альтернативный аспект Парвати. [ 45 ]
Парвати иногда изображается с кожей золотистого или желтого цвета, особенно как богиня Гаури, символизирующая ее как богиню созревшего урожая. [ 46 ]
В некоторых проявлениях, особенно в виде гневных и свирепых аспектов Шакти, таких как Кали , у нее восемь или десять рук, она сидит верхом на тигре или льве, носит гирлянду из отрубленных голов и юбку из бестелесных рук. В доброжелательных проявлениях, таких как Камакши или Минакши, попугай сидит возле ее правого плеча, символизируя веселые любовные разговоры, семена и плодородие. Попугай встречается в форме Парвати как Камакши - богини любви, а также Камы - бога-амура желания, который стреляет стрелами, чтобы вызвать увлечение. [ 47 ] Полумесяц иногда изображается возле головы Парвати, особенно на иконах Камакши, поскольку она является половиной Шивы. В южноиндийских легендах ее связь с попугаем началась, когда она выиграла пари со своим мужем и попросила его набедренную повязку в качестве платы за победу; Шива сдерживает свое слово, но сначала превращает ее в попугая. Она улетает и находит убежище в горных хребтах южной Индии, представляя себя Минакши (также пишется Минакши). [ 48 ]
Парвати выражается во многих ролях, настроениях, эпитетах и аспектах. В индуистской мифологии она — активная действующая сила Вселенной, сила Шивы. Она выражается в заботливых и доброжелательных аспектах, а также в разрушительных и свирепых аспектах. [ 49 ] Она — голос ободрения, разума, свободы и силы, а также голоса сопротивления, силы, действия и карающего правосудия. Этот парадокс символизирует ее готовность приспособиться к Пратиме (реальности) и приспособиться к потребностям обстоятельств в ее роли универсальной матери. [ 49 ] Она выявляет и уничтожает зло, чтобы защитить (Махакали), а также создает пищу и изобилие для питания (Аннапурна).
От рождения человеком, проявления решимости и настойчивости в браке с Шивой (который предпочитал быть аскетом) до реализации с огромными усилиями своей истинной силы и потенциала, пробуждения в себе Адишакти и превращения в богиню, почитаемую Тримурти и В остальной части вселенной Парвати вдохновляет человека принять свои человеческие силы и недостатки и использовать их для достижения своего высочайшего потенциала, чтобы прожить жизнь с высоко поднятой головой.
Проявления
[ редактировать ]В нескольких индуистских историях представлены альтернативные аспекты Парвати, такие как свирепый, жестокий аспект Шакти и родственные формы. Шакти — это чистая энергия, необузданная, неконтролируемая и хаотичная. Ее гнев кристаллизуется в темную, кровожадную Богиню с спутанными волосами, открытым ртом и опущенным языком. Эту богиню обычно называют ужасной Махакали (временем). [ 50 ] В Линга Пуране Парвати претерпевает метаморфозу в Кали по просьбе Шивы, чтобы уничтожить асура (демона) Дарука. Даже после уничтожения демона гнев Кали невозможно было контролировать. Чтобы успокоить ярость Кали, Шива появился в образе плачущего ребенка. Плач ребенка пробуждает материнский инстинкт Кали, которая возвращается к своей доброй форме Парвати. Господь Шива в этой детской форме — это Кшетра Балака (который в будущем станет Рудрой Саварни Ману). [ 51 ]
В «Сканда-пуране» Парвати принимает форму богини-воительницы и побеждает демона по имени Дург , который принимает форму буйвола. В этом аспекте она известна под именем Дурга . [ 52 ] Хотя Парвати считается еще одним аспектом Шакти, точно так же, как Кали, Дурга, Камакши , Минакши , Гаури и многие другие в современном индуизме, многие из этих «форм» или аспектов произошли из региональных легенд и традиций, и различия с Парвати очевидны. уместно. [ 53 ]
Согласно традициям шактизма и шиваизма , а также в Деви Бхагавата-пуране , Парвати является прямой прародительницей всех других богинь. Ей поклоняются как единой, имеющей множество форм и имен. Ее форма или воплощение зависит от ее настроения.
- Ахиландешвари, найденная в прибрежных районах Индии, является богиней, связанной с водой. [ 54 ]
- Ума деви/Трипура Парвати, богиня, похожая на Бхуванешвари. Она предполагала уничтожить эго Дэвов. Ее Дхьяна Шлока упоминается в 13-й главе Деви Махатмьи. [ 55 ]
- Самого Шиву, Шиву и Парвати иногда считают идентичными и одинаковыми с высшим «Богом», который одновременно является мужчиной и женщиной. [ 16 ]
Легенды
[ редактировать ]Пураны ее рассказывают историю о желанию браке Сати с Шивой вопреки отца Дакши . Конфликт между Дакшей и Шивой доходит до того, что Дакша не приглашает Шиву на свою яджну (огненное жертвоприношение). Дакша оскорбляет Шиву, когда Сати приходит одна. Она приносит себя в жертву на церемонии. Это шокирует Шиву, который настолько убит горем, что теряет интерес к мирским делам, удаляется и изолируется в горах, в медитации и аскезе. Затем Сати перерождается как Парвати, дочь Химавата и Майнавати. [ 8 ] и названа Парвати, или «она с гор», в честь ее отца Химаванта, которого также называют царем Парватом . [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
По разным версиям своих хроник, дева Парвати решает выйти замуж за Шиву. Родители узнают о ее желании, отговаривают ее, но она добивается того, чего хочет. Индра посылает бога Каму – индуистского бога желания, эротической любви, влечения и привязанности, чтобы пробудить Шиву от медитации. Кама достигает Шивы и выпускает стрелу желания. [ 59 ] Шива открывает свой третий глаз на лбу и сжигает Купидона Каму дотла. Парвати не теряет надежды и решимости победить Шиву. Она начинает жить в горах, как Шива, заниматься той же деятельностью, что и Шива: аскетизмом, йогой и тапасом . Это привлекает внимание Шивы и пробуждает его интерес. Он встречает ее в замаскированной форме, пытается ее отговорить, рассказывая ей о слабостях и проблемах личности Шивы. [ 59 ] Парвати отказывается слушать и настаивает на своей решимости. Шива наконец принимает ее, и они женятся. [ 59 ] [ 60 ] Шива посвящает следующий гимн в честь Парвати:
Я море, а ты волна,
Ты Пракрити , а я Пуруша .
– Перевод Стеллы Крамриш [ 61 ]
После замужества Парвати переезжает на гору Кайлас , резиденцию Шивы. У них рождаются Картикея (известный также как Сканда и Муруган) – предводитель небесных воинств, и Ганеша – бог мудрости, предотвращающий проблемы и устраняющий препятствия. [ 12 ] [ 62 ]
Существует множество альтернативных индуистских легенд о рождении Парвати и о том, как она вышла замуж за Шиву. Например, в Харивамше у Парвати есть две младшие сестры по имени Экапарна и Экапатала. [ 26 ] Согласно Деви Бхагавата Пуране и Шива Пуране, гора Гималаи и его жена Мена умилостивляют богиню Ади Парашакти . К радости, у них родилась дочь Парвати Ади Парашакти. Каждая основная история о рождении Парвати и браке с Шивой имеет региональные вариации, что предполагает творческую местную адаптацию. Истории переживают множество взлетов и падений, пока Парвати и Шива наконец не поженятся. [ 63 ]
Эпос Калидасы «Кумарасамбхавам » («Рождение Кумары») описывает историю девушки Парвати, которая решила выйти замуж за Шиву и вытащить его из его отшельнического, интеллектуального, строгого мира отчужденности. Ее преданность была направлена на завоевание благосклонности Шивы, последующее уничтожение Камадевы , последующее падение вселенной в бесплодную безжизненность, возрождение жизни, последующий брак Парвати и Шивы, рождение Картикеи и возможное воскрешение Камадевы после Парвати ходатайствует за него перед Шивой.
Легенды Парвати неразрывно связаны с Шивой. В ориентированных на богиню шактистских текстах говорится, что она превосходит даже Шиву и идентифицируется как Высшее Существо. [ 23 ] Подобно тому, как Шива является одновременно верховным божеством разрушения и возрождения, пара вместе символизирует одновременно и силу отречения и аскетизма, и благословения семейного счастья.
Таким образом, Парвати символизирует множество различных добродетелей, почитаемых в индуистской традиции: плодородие, семейное счастье, преданность супругу, аскетизм и власть. Парвати представляет идеал домохозяина в вечном напряжении в индуизме в идеале домашнего хозяйства и аскетическом идеале, последний представлен Шивой. [ 50 ] Отречение и аскетизм высоко ценятся в индуизме, как и жизнь домохозяина – и то, и другое представляет собой ашрамы этической и правильной жизни. Шива изображается в индуистских легендах как идеальный аскет, замкнутый в своих личных поисках в горах и не интересующийся общественной жизнью, в то время как Парвати изображается как идеальный домохозяин, стремящийся заботиться о мирской жизни и обществе. [ 59 ] Многочисленные главы, истории и легенды вращаются вокруг их взаимной преданности, а также разногласий, их дебатов по индуистской философии, а также правильной жизни.
Парвати укрощает Шиву своим присутствием. Когда Шива исполняет свой жестокий, разрушительный танец Тандава , Парвати описывается как успокаивающая его или дополняющая его насилие медленными, творческими шагами своего собственного танца Ласья . Во многих мифах Парвати является не столько его дополнением, сколько его соперницей, обманывая, соблазняя или уводя его от аскетических практик. [ 64 ]
Три образа являются центральными в мифологии, иконографии и философии Парвати: образ Шивы - Шакти , образ Шивы как Ардханаришвары (Господа-полуженщины) и образ линга и йони. Эти образы, сочетающие в себе мужскую и женскую энергии, Шиву и Парвати, [ 65 ] дают видение примирения, взаимозависимости и гармонии между путем аскета и пути домохозяина. [ 66 ]
пара часто изображается В Пуранах «заигрывающей» или сидящей на горе Кайлас, обсуждающей концепции индуистского богословия. Они также изображены ссорящимися. [ 67 ] В рассказах о рождении Картикеи пара описывается как занимающаяся любовью; порождая семя Шивы. Союз Парвати с Шивой символизирует союз мужчины и женщины в «экстазе и сексуальном блаженстве». [ 68 ] В искусстве Парвати изображается сидящей на коленях Шивы или стоящей рядом с ним (вместе пара именуется как Ума-Махешвара или Хара-Гаури ) или как Аннапурна (богиня зерна), подающая милостыню Шиве. [ 69 ]
Подходы Шайвы склонны рассматривать Парвати как покорную и послушную жену Шивы. Однако шакты сосредотачиваются на равенстве или даже превосходстве Парвати над ее супругом. История рождения десяти Махавидьев (богинь мудрости) шакти- тантризма . Это событие происходит, когда Шива живет с Парвати в доме ее отца. После ссоры он пытается уйти от нее. Ее гнев на попытку Шивы уйти проявляется в виде десяти ужасающих богинь, которые блокируют каждый выход Шивы.
Дэвид Кинсли утверждает:
Тот факт, что [Парвати] может физически сдерживать Шиву, резко подчеркивает ее превосходство в силе. Тема превосходства богини над мужскими божествами распространена в текстах шактов, [и] поэтому эта история подчеркивает центральный теологический принцип шактов. ... Тот факт, что Шива и Парвати живут в доме ее отца, сам по себе подтверждает это, поскольку во многих частях Индии жена традиционно покидает дом своего отца после замужества и становится частью рода своего мужа и живет у себя дома среди родственников. То, что Шива обитает в доме Парвати, подразумевает Ее приоритет в их отношениях. Ее приоритет также демонстрируется в ее способности через Махавидьев препятствовать воле Шивы и отстаивать свою собственную. [ 70 ]
Ардханарисвара
[ редактировать ]В индийских легендах Парвати изображается как идеальная жена, мать и хозяйка дома. [ 72 ] В индийском искусстве представление об идеальной паре происходит от Шивы и Парвати как половин друг друга, представленных как Ардханаришвара . [ 73 ] Эта концепция представлена как андрогинный образ, наполовину мужчина и наполовину женщина, Шива и Парвати соответственно. [ 71 ] [ 74 ]
Идеальная жена, мать и многое другое
[ редактировать ]В индуистском эпосе «Махабхарата» она в образе Умы предполагает, что обязанности жены и матери заключаются в следующем: иметь хороший характер, обладать приятной речью, приятным поведением и приятными чертами лица. Ее муж — ее друг, прибежище и бог. [ 75 ] Она находит счастье в физическом и эмоциональном питании и развитии своего мужа и своих детей. Их счастье – это ее счастье. Она весела, даже когда злятся ее муж или дети; она с ними в беде или болезни. [ 75 ] Она интересуется мирскими делами, выходящими за рамки мужа и семьи. Она весела и скромна перед семьей, друзьями и родственниками; она помогает им, если может. Она приветствует гостей, кормит их и поощряет праведную общественную жизнь. Парвати заявляет, что ее семейная жизнь и дом — это рай в 13-й книге Махабхараты. [ 75 ]
Рита Гросс утверждает: [ 42 ] что представление о Парвати только как об идеальной жене и матери является неполным символизмом силы женского начала в мифологии Индии. Парвати, наряду с другими богинями, участвует в широком спектре культурно значимых целей и деятельности. [ 42 ] Ее связь с материнством и женской сексуальностью не ограничивает женское начало и не исчерпывает их значения и деятельности в индуистской литературе. Ее уравновешивает Дурга, которая сильна и способна, не ставя под угрозу свою женственность. Она проявляется в каждой деятельности: от воды до гор, от искусства до вдохновляющих воинов, от сельского хозяйства до танцев. Многочисленные аспекты Парвати говорят о Гроссе, [ 42 ] отражает индуистскую веру в то, что женское начало обладает универсальным диапазоном деятельности, а ее пол не является ограничивающим условием.
Парвати считается матерью двух широко почитаемых божеств — Ганеши и Картикеи .
Ганеша
[ редактировать ]Индуистская литература, в том числе Матсья-пурана , Шива-пурана и Сканда-пурана , посвящает множество историй Парвати, Шиве и их детям. [ 76 ] Например, о Ганеше говорится:
- Однажды, когда Парвати хотела принять ванну, рядом не было служителей, которые могли бы охранять ее и не дать никому случайно войти в дом. Поэтому она создала образ мальчика из пасты куркумы, которую приготовила, чтобы очистить свое тело и вселить в него жизнь, и так родился Ганеша. Парвати приказала Ганеше никому не впускать в дом, и Ганеша послушно выполнил приказание матери. Через некоторое время Шива вернулся и попытался войти в дом, но Ганеша остановил его. Шива пришел в ярость, вышел из себя и отрубил мальчику голову своим трезубцем. Когда Парвати вышла и увидела безжизненное тело своего сына, она очень разозлилась. Она потребовала, чтобы Шива немедленно восстановил жизнь Ганеши. Шива сделал это, прикрепив голову слона к телу Ганеши, тем самым породив божество с головой слона. [ 77 ] [ 78 ]
В культуре
[ редактировать ]Фестивали
[ редактировать ]Тидж — важный праздник для индуистских женщин, особенно в северных и западных штатах Индии. Парвати — главное божество фестиваля, ритуально празднующее супружескую жизнь и семейные узы. [ 79 ] Он также празднует сезон дождей. Фестиваль отмечен качелями, свисающими с деревьев, на них играют девушки, обычно в зеленом платье (сезонный цвет сезона посадки сельскохозяйственных культур), и поют региональные песни. [ 80 ] Исторически незамужние девушки молились Парвати о хорошем спутнике жизни, а замужние женщины молились о благополучии своих мужей и навещали своих родственников. В Непале Тидж — это трехдневный фестиваль, отмеченный посещением храмов Шивы-Парвати и подношениями лингама. [ 79 ] Тидж отмечается как Тиян в Пенджабе. [ 81 ]
Гоури Хабба , или Фестиваль Гаури, отмечается седьмого, восьмого и девятого числа Бхадрапады ( Шукла пакша ). Парвати почитается как богиня урожая и защитница женщин. Ее праздник, который отмечают в основном женщины, тесно связан с праздником ее сына Ганеши ( Ганеш Чатуртхи ). Фестиваль популярен в Махараштре и Карнатаке . [ 82 ]
В Раджастане поклонение Гаури происходит во время фестиваля Гангаур . Фестиваль начинается в первый день Чайтры, на следующий день после Холи, и продолжается 18 дней. Для фестиваля из глины вырезаются изображения Иссара и Гаури.
Другой популярный праздник почитания Парвати — Наваратри , во время которого в течение девяти дней поклоняются всем ее проявлениям. Популярен в восточной Индии, особенно в Бенгалии, Одише, Джаркханде и Ассаме, а также в некоторых других частях Индии, таких как Гуджарат, с его девятью формами, то есть Шайлапутри , Брахмачарини , Чандраханта , Кушманда , Скандамата , Катьяини , Каалратри , Махагаури. и Сиддхидатри . [ 83 ]
Другой фестиваль, Гаури Тритья , отмечается от третьего Чайтра Шукла до третьего Вайшакха Шукла. Этот фестиваль популярен в Махараштре и Карнатаке, реже наблюдается в Северной Индии и неизвестен в Бенгалии. Неовдовевшие женщины в доме возводят ряд платформ пирамидальной формы с изображением богини наверху и коллекцией украшений, изображений других индуистских божеств, картин, ракушек и т. д. внизу. Приглашают соседей и преподносят в качестве подарков куркуму, фрукты, цветы и т. д. Ночью проводятся молебны с пением и танцами. В южных индийских штатах, таких как Тамил Наду и Андхра-Прадеш, фестиваль Кетхара Гаури Вритхам отмечается в день новолуния Дивали, и замужние женщины постятся в течение дня, готовят сладости и поклоняются Парвати ради благополучия семьи. [ 84 ]
Тируватхира — фестиваль, отмечаемый в Керале и Тамилнаде. Считается, что в этот день Парвати встретила Шиву после своего долгого покаяния, и Шива взял ее в жены. [ 85 ] В этот день индуистские женщины исполняют Тируватиракали в сопровождении Тируватхира паатту (народные песни о Парвати, ее тоске и покаянии в привязанности Господа Шивы). [ 86 ]
Искусство
[ редактировать ]От скульптуры до танца, многие индийские виды искусства исследуют и выражают истории Парвати и Шивы в качестве тем. Например, Дакша Ягам из Катхакали , форма танцевально-драматической хореографии, адаптирует романтические эпизоды Парвати и Шивы. [ 87 ]
Бусина Гаури-Шанкар — это часть религиозного украшения, основанная на вере в Парвати и Шиву как идеальные, равноправные, дополняющие друг друга половинки. Гаури-Шанкар — это особая рудракша (бусина), образовавшаяся естественным путем из семени дерева, произрастающего в Индии. Два семени этого дерева иногда естественным образом растут сросшимися и считаются символами Парвати и Шивы. Эти семена нанизывают на гирлянды и носят или используют в малах (четках) для медитации в шиваизме. [ 88 ]
Нумизматика
[ редактировать ]На древних монетах Бактрии (Средняя Азия) эпохи Кушанской империи и на монетах царя Харши (Северная Индия) изображена Ума. Они были выпущены где-то между III и VII веками нашей эры. В Бактрии Ума пишется как Оммо , и она появляется на монетах с цветком в руках. [ 89 ] [ 90 ] На ее монете также изображен Шива, которого иногда изображают в итифаллическом состоянии с трезубцем и стоящим рядом с Нанди (своей ваханой ). На монетах, выпущенных царем Харшей, Парвати и Шива сидят на быке, а на реверсе монеты имеется надпись Брахми . [ 91 ]
Основные храмы
[ редактировать ]Парвати часто присутствует с Шивой в шиваитских индуистских храмах по всей Южной и Юго-Восточной Азии.
Некоторые места ( Питхи или Шактипиты ) считаются особенными из-за их исторического значения и легенд об их происхождении в древних текстах индуизма. [ 92 ] [ 93 ]
Список храмов
[ редактировать ]Каждый крупный храм Парвати-Шивы является местом паломничества, с которым связана древняя легенда, которая обычно является частью более широкой истории, связывающей эти индуистские храмы по всей Южной Азии друг с другом. Некоторые храмы, где можно найти Парвати, включают:
- в Джамму и Кашмире : район Удхампур, храм Джамму-Манталай и Гаури Кунд.
- В Карнатаке : Храм Чамундесвари в Майсуре.
- в Керале : храм Аннапурнешвари, Черукунну , храм Аттукал Бхагавати , храм Чаккулатхукаву , храм Ченганнур Махадева , Оорпажачи Каву , храм Ирумкулангара Дурга Деви и храм Кадампужа Деви.
- в Махараштре : Храм Тулджа Бхавани.
- в Мегхалае : храм Нартианг Дурга.
- в Тамил Наду : Храм Минакши Амман , Храм Камакши Амман , Храм Шри Шивы Дурги , Храм Баннари Амман , Храм Самайапурам, Храм Мариамман , Храм Веккали Амман , Храм Мутарамман, Куласекхарапатнам , Храм Тируверкаду Деви Карумариамман , Храм Нелаиаппар , Храм Капалишварар , Храм Масани Аммам , Гомати Амман , Пуннайналлур Мариамман
- в Трипуре : Храм Трипура Сундари
- в Уттар-Прадеше : храм Вишалакши , храм Вишалакши Гаури и храм Аннапурны Деви.
За пределами Индии
[ редактировать ]Скульптура и иконография Парвати в одном из ее многочисленных проявлений были найдены в храмах и литературе Юго-Восточной Азии. Например, в ранних шиваитских надписях кхмеров в Камбодже , датированных пятым веком нашей эры, упоминаются Парвати (Ума) и Шива. [ 94 ] Многие древние и средневековые камбоджийские храмы, наскальные рисунки и резные изображения на русле рек, такие как Кбал Спеан, посвящены Парвати и Шиве. [ 95 ] [ 96 ]
Буасселье опознал Уму в храме эпохи Чампа во Вьетнаме . [ 97 ]
Десятки древних храмов, посвященных Парвати как Уме с Шивой, были найдены на островах Индонезии и Малайзии . Ее проявление как Дурги также было обнаружено в Юго-Восточной Азии. [ 98 ] Многие храмы на Яве, посвященные Шиве-Парвати, относятся ко второй половине I тысячелетия нашей эры, а некоторые - к более поздним векам. [ 99 ] Иконы и богослужения Дурги датируются 10-13 веками. [ 100 ]
Произведенная от формы Парвати как Махакали , ее ниппонизированная форма — Дайкокутеннё .
В провинции Накхорн Си Тхаммарат в Таиланде при раскопках Дев Сатана были обнаружены индуистский храм, посвященный Вишну (На Пра Нарай), лингам в йони , храм Шивы (Сан Пра Исуан). Скульптура Парвати, найденная на этом месте раскопок, отражает южноиндийский стиль. [ 103 ] [ 104 ]
- Бали, Индонезия
Парвати, в местном масштабе пишется как Парвати , является главной богиней в современном индуизме Бали . Ее чаще называют Умой , а иногда называют Гирипутри (дочь гор). [ 105 ] Она богиня горы Гунунг Агунг . [ 106 ] Как и индуизм Индии, Ума имеет множество проявлений на Бали, Индонезия. Она замужем за божеством Сивой . Ума или Парвати считается богиней-матерью, которая питает, питает, дарует плодородие урожаю и всему живому. Как Деви Дану , она управляет водами, озером Батур и Гунунг Батур , главным вулканом на Бали. Ее свирепая форма на Бали — Деви Дурга . [ 107 ] Как Рангда , она гневна и управляет кладбищами. [ 106 ] Как Мать-Земля , Парвати в балийском индуизме является богиней земли. [ 106 ] Легенды о различных проявлениях Парвати и о том, как она меняется из одной формы в другую, есть в балийской литературе, например, в пальмовом ( лонтарном ) манускрипте Андабхуана . [ 108 ]
Родственные богини
[ редактировать ]Тара , встречающаяся в некоторых сектах буддизма, особенно в тибетской и непальской, связана с Парвати. [ 109 ] [ 110 ] Тара тоже появляется во многих проявлениях. В тантрических сектах буддизма, а также в индуизме сложные симметричные художественные формы янтры или мандалы посвящены различным аспектам Тары и Парвати. [ 111 ] [ 112 ]
Парвати по символике и способностям тесно связана с Кибелой из греческой и римской мифологии и Вестой , богиней-хранительницей детей. [ 12 ] [ 113 ] В своем проявлении как Дурга Парвати параллельна Матери Монтане. [ 12 ] Она является эквивалентом Magna Mater (Вселенской Матери). [ 21 ] Как Кали и карательница всего зла, она соответствует Прозерпине и Диане Таврике. [ 114 ]
Как Бхавани и богиня плодородия и рождения, она является символическим эквивалентом Эфесской Дианы . [ 114 ] На Крите Рея — мифологическая фигура, богиня гор, параллельная Парвати; в то время как в некоторых мифологиях островов Греции ужасающей богиней, отражающей Парвати, является Диктинна (также называемая Бритомартис ). [ 115 ] В Эфесе Кибела изображена со львами, точно так же, как иконография Парвати иногда изображается со львом. [ 115 ]
Карл Юнг в «Mysterium Coniunctionis » утверждает, что аспекты Парвати принадлежат к той же категории богинь, что и Артемида , Исида и Мария . [ 116 ] [ 117 ] Эдмунд Лич приравнивает Парвати в ее отношениях с Шивой к отношениям греческой богини Афродиты – символа сексуальной любви. [ 118 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Д. Холт (2014). Религиозное образование в средней школе: введение в преподавание, обучение и мировые религии . Рутледж. п. 180. ИСБН 978-1-317-69874-6 .
- ^ Дэвид Кинсли (19 июля 1988 г.). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 49–50 . ISBN 978-0-520-90883-3 .
- ^ Куш, Робинсон и Йорк 2008 , с. 78.
- ^ Уильямс 1981 , с. 62.
- ^ Шива: Эротический аскет . Издательство Оксфордского университета. 28 мая 1981 г. ISBN. 978-0-19-972793-3 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Уилкинс 2001 , с. 295.
- ^ К. Маккензи Браун (1990). Триумф Богини: канонические модели и теологические видения Деви-Бхагавата-пураны . СУНИ Пресс. ISBN 9780791403648 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Сита Нарасимхан (2006). Шиваизм при имперских колах, как видно из их памятников . Издательство Шарада. п. 100. ИСБН 9788188934324 .
- ^ Фритьоф Шуон (2003), Корни человеческого состояния, ISBN 978-0941532372 , стр. 32.
- ^ HV Dehejia, Парвати: Богиня любви, Мапин, ISBN 978-8185822594
- ^ Джеймс Хендершот, Покаяние, Траффорд, ISBN 978-1490716749 , стр. 78.
- ^ Jump up to: а б с д и Эдвард Бальфур, Парвати , с. 153, в Google Книгах , Энциклопедия Индии, Восточной и Южной Азии, стр. 153.
- ^ Jump up to: а б Х.В. Дехеджия, Парвати: Богиня любви, Мапин, ISBN 978-8185822594 , стр. 11.
- ^ Эдвард Уошберн Хопкинс, Эпическая мифология , с. 224, в Google Книгах , стр. 224–226.
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Jump up to: а б МакГрегор, Нил (2011). История мира в 100 объектах (первое американское издание). Нью-Йорк: Викинг Пресс . п. 440. ИСБН 978-0-670-02270-0 .
- ^ Ананда Кумарасвами, Скульптуры Шайва, Бюллетень Музея изящных искусств, Том. 20, № 118 (апрель 1922 г.), стр. 17.
- ^ Стелла Крамриш (1975), Великая индийская богиня, История религий, Том. 14, № 4, стр. 261
- ^ Хариани Сантико, Богиня Дурга (воинская форма Парвати) в восточно-яванский период, Азиатские фольклорные исследования, Том. 56, № 2 (1997), стр. 209–226.
- ^ Ананда Кумарасвами, Скульптуры Шайва, Бюллетень Музея изящных искусств, Том. 20, № 118 (апрель 1922 г.), стр. 15–24.
- ^ Jump up to: а б Ален Даниэлу (1992), Боги любви и экстаза: традиции Шивы и Диониса, ISBN 978-0892813742 , стр. 77–80.
- ^ Jump up to: а б с Джон Мьюир, Оригинальные санскритские тексты о происхождении и истории народа Индии , стр. 422, в Google Книгах , стр. 422–436.
- ^ Jump up to: а б Кинсли 1988 , с. 41.
- ^ Келлер и Рютер (2006), Энциклопедия женщин и религии в Северной Америке, Indiana University Press, ISBN 978-0253346858 , стр. 663.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 68.
- ^ Jump up to: а б Уилкинс 2001 , стр. 240–1.
- ^ Кинсли 1988 , стр. 142–143.
- ^ Эдвард Бальфур, Парвати , с. 381, в Google Книгах , Энциклопедия Индии, Восточной и Южной Азии, стр. 381.
- ^ Эрнест Пейн (1997), Шакты: вводное и сравнительное исследование, Дувр, ISBN 978-0486298665 , стр. 7–8, 13–14.
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 326. ИСБН 978-81-208-1408-0 .
- ^ «Монета Оммо-Оешо Британского музея Хувишка» . Британский музей .
- ^ Jump up to: а б Кинсли 1988 , с. 36.
- ^ Кена Упанишад , III.1–IV.3, цитируется у Мюллера и Сармы, стр. xxix-xxx .
- ^ Кинсли 1988 , стр. 36–41.
- ^ Эдвард Уошберн Хопкинс, Эпическая мифология , с. 224, в Google Книгах , стр. 224–225.
- ^ Вебер в Уилкинсе 2001 , с. 239.
- ^ Тейт 2006 , с. 176.
- ^ Уилкинс 2001 , с. 247.
- ^ Гарри Джадж (1993), Деви , Оксфордская иллюстрированная энциклопедия, Oxford University Press, стр. 10
- ^ Jump up to: а б Суреш Чандра (1998), Энциклопедия индуистских богов и богинь, ISBN 978-8176250399 , стр. 245–246.
- ^ Джеймс Лохтефельд (2005), «Йони» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 2: N – Z, стр. 784, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1
- ^ Jump up to: а б с д и Рита М. Гросс (1978), Индуистские женские божества как ресурс для современного повторного открытия богини, Журнал Американской академии религии, Том. 46, № 3 (сентябрь 1978 г.), стр. 269–291.
- ^ Кэролл и Кэролл (2013), Мудры Индии, ISBN 978-1848191099 , стр. 34, 266.
- ^ Кэролл и Кэролл (2013), Мудры Индии, ISBN 978-1848191099 , стр. 184.
- ^ Кэролл и Кэролл (2013), Мудры Индии, ISBN 978-1848191099 , стр. 303, 48.
- ^ Шакты: вводное сравнительное исследование Пейн А.Е., 1933, стр. 7, 83.
- ^ Девдутт Паттанаик (2014), Пашу: Сказки о животных из индуистской мифологии, Пингвин, ISBN 978-0143332473 , стр. 40–42.
- ^ Салли Кемптон (2013), Пробуждение Шакти: преобразующая сила богинь йоги, ISBN 978-1604078916 , стр. 165–167.
- ^ Jump up to: а б Эллен Голдберг (2002), Господь, наполовину женщина: Ардханаришвара с индийской и феминистской точки зрения, State University of New York Press, ISBN 978-0791453254 , стр. 133–153
- ^ Jump up to: а б Кинсли 1988 , с. 46.
- ^ Кеннеди 1831 , с. 338.
- ^ Кинсли 1988 , с. 96.
- ^ Кинсли 1988 , с. 4.
- ^ Субхаш К. Бисвас, Индия, Земля богов, ISBN 978-1482836554 , стр. 331–332.
- ^ www.wisdomlib.org (4 ноября 2018 г.). «Проявление Умы [Глава 49]» . www.wisdomlib.org . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Кинсли 1988 , с. 42.
- ^ Уилкинс 2001 , стр. 300–301.
- ↑ В Рамаяне речная богиня Ганга — первая дочь и старшая сестра Парвати ( Wilkins 2001 , стр. 294).
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Лохтефельд (2005), «Парвати» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 2: N–Z, стр. 503–505, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1
- ^ Кинсли 1988 , с. 43.
- ^ Стелла Крамриш (1975), Великая индийская богиня, История религий, Том. 14, № 4, стр. 235–265.
- ^ Ганеша: разгадка загадки Ювраджа Кришана стр.6
- ^ Ален Даниэлу (1992), Боги любви и экстаза: Традиции Шивы и Диониса, ISBN 978-0892813742 , стр. 82–87.
- ^ Кинсли 1988 , стр. 46–48.
- ^ Маниш, Кумар. «Образы Господа Шивы и Парвати» . SocialStatusDP.com .
- ^ Кинсли 1988 , с. 49.
- ^ Кеннеди 1831 , с. 334.
- ^ Тейт 2006 , с. 383.
- ^ Коулман 2021 , с. 65.
- ^ Кинсли 1988 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б М.Б. Вангу (2003), Образы индийских богинь: мифы, значения и модели, ISBN 978-8170174165 , глава 4 и стр. 86–89.
- ^ Войцех Мария Залевски (2012), Горнило религии: культура, цивилизация и утверждение жизни, ISBN 978-1610978286 , стр. 136.
- ^ Бетти Зейд (2004), Господь-полуженщина (Ардханаришвара), Институт искусств Чикагского музейного дела, Том. 30, № 1, Известные приобретения в Чикагском институте искусств, стр. 48–49.
- ^ Панде (2004), Ардханаришвара, андрогин: исследование внутреннего пола, ISBN 9788129104649 , стр. 20–27.
- ^ Jump up to: а б с Анукасана Парва Махабхарата, стр. 670–672.
- ^ Кеннеди 1831 , с. 353-4.
- ^ Пол Кортрайт (1978), Ганеса: Повелитель препятствий, Повелитель начинаний, Oxford University Press, ISBN 9780195057423
- ^ Роберт Браун (1991), Ганеш: исследования азиатского бога, SUNY Press, ISBN 978-0791406564
- ^ Jump up to: а б Констанс Джонс (2011), Религиозные праздники: Энциклопедия праздников (редактор – Дж. Гордон Мелтон), ISBN 978-1598842050 , стр. 847–848
- ↑ Преданность, знак веселья «Харияли Тидж» The Hindu (10 августа 2013 г.)
- ^ Гурнам Сингх Сидху Брард (2007), К востоку от Инда: Мои воспоминания о старом Пенджабе, ISBN 978-8170103608 , стр. 325.
- ^ Индуистский религиозный год Мюриэль Мэрион Андерхилл, стр. 50, опубликовано в 1991 году, Азиатские образовательные службы. ISBN 81-206-0523-3
- ^ С. Гупта (2002), Фестивали Индии, ISBN 978-8124108697 , стр. 68–71.
- ^ Индуистский религиозный год Мюриэль Мэрион Андерхилл стр.100
- ^ «Клубни — лучшие овощи для празднования Тируватхиры» . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ «Тируватира - собственная версия Карва Чаута в Керале» . Манорама . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ Рагини Деви (2002), Танцевальные диалекты Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120806740 , стр. 201–202
- ^ Джеймс Лохтефельд (2005), «Гаури-Шанкар» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, стр. 244, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1
- ^ Джон М. Розенфилд (1967), Династические искусства кушанов, University of California Press, перепечатано в 1993 году как ISBN 978-8121505796 , стр. 94–95
- ^ А. Х. Дэни и др., История цивилизаций Центральной Азии, Том. 2. Редакторы: Харматта и др., ЮНЕСКО, ISBN 978-9231028465 , стр. 326–327.
- ^ Артур Л. Фридберг и Ира С. Фридберг (2009), Золотые монеты мира: от древних времен до наших дней, ISBN 978-0871843081 , стр. 462.
- ^ Девангана Десаи, Кхаджурахо, Oxford University Press, ISBN 9780195653915 , стр. 42–51, 80–82.
- ^ Стивен Лейтольд (2011), Межкультурные проблемы в искусстве: рамки для понимания, Routledge, ISBN 978-0415578004 , стр. 142–143.
- ^ Сандерсон, Алексис (2004), «Религия Сайва среди кхмеров, Часть I», Bulletin de Ecole frangaise d'Etreme-Orient, 90–91, стр. 349–462.
- ^ Майкл Тава (2001), At Kbal Spean, Обзор теории архитектуры, том 6, выпуск 1, стр. 134–137
- ^ Хелен Джессап (2008), Скальное убежище Пеыонг Кумну и Изображения Вишну на Пном Кулене, Vol. 2, Издательство Национального университета Сингапура, ISBN 978-9971694050 , стр. 184–192
- ^ Жан Буасселье (2002), «Искусство Чампы», в Эммануэле Гийоне (редактор) – Индуистско-буддийское искусство во Вьетнаме: Сокровища Чампы, Трамбулл, стр. 39
- ^ Хариани Сантико (1997), Богиня Дурга в восточно-яванский период, Азиатские фольклорные исследования, Том. 56, № 2 (1997), стр. 209–226.
- ^ Р. Гхош (1966), Шиваизм в Индонезии в индуистско-яванский период. Архивировано 26 декабря 2014 года в Wayback Machine , диссертация, исторический факультет, Университет Гонконга.
- ^ Питер Левенда (2011), Тантрические храмы: Эрос и магия на Яве, ISBN 978-0892541690 , стр. 274.
- ^ Джо Крибб; Сэр Томас Стэмфорд Раффлз (1999). Волшебные монеты Явы, Бали и Малайского полуострова: с тринадцатого по двадцатый века . Издательство Британского музея. п. 77. ИСБН 978-0-7141-0881-0 .
- ^ Ив Боннефуа (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. стр. 178–179. ISBN 978-0-226-06456-7 .
- ^ Р. Агарвал (2008), «Культурный сговор: Южная Азия и построение современной тайской идентичности», Международный колледж Университета Махидол (Таиланд)
- ^ Гутман, П. (2008), Шива в Бирме, в Избранных статьях 10-й Международной конференции Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии: Британский музей, Лондон, 14–17 сентября 2004 г.: Интерпретация прошлого Юго-Восточной Азии , памятник, изображение и текст (том 10, стр. 135), National University of Singapore Press.
- ^ Рейнхольд Рост , Разные статьи, касающиеся Индокитая и Индийского архипелага , с. 105, в Google Книгах , том 2, стр. 105.
- ^ Jump up to: а б с Джонс и Райан, Энциклопедия индуизма, ISBN 978-0816054589 , стр. 67–68.
- ^ Мишель Стивен (2005), Божественное и демоническое желание: балийский мистицизм в картинах, University of Hawaii Press, ISBN 978-0824828592 , стр. 119–120, 90.
- ^ Дж. Стивен Лансинг (2012), Идеальный порядок: признание сложности на Бали, Princeton University Press, ISBN 978-0691156262 , стр. 138–139.
- ^ Дэвид Лиминг (2005), Оксфордский справочник по мировой мифологии, Oxford University Press, ISBN 978-0195156690 , стр. 374–375.
- ^ Монье Уильямс, Буддизм: в его связи с брахманизмом и индуизмом , стр. 216, в Google Книгах , стр. 200–219.
- ^ Дэвид Фроули (1994), Тантрическая йога и богини мудрости: духовные секреты Аюрведы, ISBN 978-1878423177 , стр. 57–85.
- ^ Ребека Френч, Золотое иго: правовая космология буддийского Тибета, ISBN 978-1559391719 , стр. 185–188.
- ^ Джордж Стэнли Фабер, Происхождение языческого идолопоклонства , стр. 488, в Google Книгах , стр. 260–261, 404–419, 488.
- ^ Jump up to: а б Мария Каллкотт, «Письма об Индии» , с. 345, в Google Книгах , стр. 345–346.
- ^ Jump up to: а б Ален Даниэлу (1992), Боги любви и экстаза: традиции Шивы и Диониса, ISBN 978-0892813742 , стр. 79–80.
- ^ Джоэл Райс-Менухин (1994), Юнг и монотеизмы, Routledge, ISBN 978-0415104142 , стр. 64.
- ^ Энн Кейсмент (2001), Карл Густав Юнг, SAGE Publications, ISBN 978-0761962373 , стр. 56.
- ^ Эдмунд Рональд Лич, The Essential Эдмунд Лич: культура и человеческая природа, издательство Йельского университета, ISBN 978-0300085082 , стр. 85.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Коулман, Чарльз Н. (2021) [1832]. Мифология индусов . Легэр Стрит Пресс. ISBN 978-1014497710 .
- Кеннеди, Ванс (1831 г.). Исследования природы и близости древней и индуистской мифологии . Лонгман, Рис, Орм, Браун и Грин - из Интернет-архива.
- Кинсли, Дэвид Р. (1988). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-90883-3 .
- Тейт, Карен (2006). Священные места Богини: 108 направлений . Консорциум Коллективного Сознания. ISBN 978-1888729115 .
- Уилкинс, Уильям Дж. (2001) [1882]. «Ума-Парвати» . Индуистская мифология, ведическая и пураническая . Адамант Медиа Корпорация. ISBN 1-4021-9308-4 – через Интернет-архив.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шривастава, Ал. (2004). Ума-Махешвара: иконографическое исследование божественной пары . Суккаршетра Шод Санстхана.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Парвати в Британской энциклопедии
- Джьоти Парвати Дочь