Санскритское соединение
Санскрит унаследовал от своего родителя, протоиндоевропейского языка, способность образовывать сложные существительные, которая также широко встречается в родственных языках, особенно в немецком , греческом и английском . [ нужна ссылка ]
Однако санскрит, особенно на более поздних стадиях развития языка, значительно расширяет это как с точки зрения количества элементов, составляющих одно сложное слово, так и с точки зрения использования сложных слов в литературе, что является уникальным явлением в индоевропейском языке. санскриту и близким к нему языкам. [ нужна ссылка ]
Далее, это развитие в более позднем языке [ а ] является полностью искусственной литературной конструкцией и не отражает разговорный язык. [ 2 ] [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В санскрите, как и в протоиндоевропейском, сложное слово образуется в результате следующего процесса:
- Примите форму основы первого элемента, т. е. устраните его перегиб; [ б ]
- Объедините два элемента одним ударным слогом.
В более позднем языке этот процесс можно повторять рекурсивно — теоретически до бесконечности, при этом свежеприготовленное соединение становится первым элементом нового. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Процесс «разрешения» сложного слова, то есть объяснение значения с использованием составляющих слов, склоняющихся в форме предложения, называется виграха-вакья . [ 6 ]
В широком смысле соединения можно разделить на два класса: эндоцентрические и экзоцентрические . [ 7 ]
Эндоцентрические соединения
[ редактировать ]Эндоцентрическое соединение, обычно называемое детерминативным , представляет собой соединение, по сути, представляющее собой сумму своих частей, что означает расширение одной из частей:
- черный дрозд → вид черной птицы [ с ]
- Белый дом → официальная резиденция президента США [ д ] [ 8 ]
- Сингапур → Львиный город (Сингапур)
Экзоцентрические соединения
[ редактировать ]Экзоцентрическое соединение относится к чему-то вне компонентов:
- рыжий → кто-то с рыжими волосами [ и ]
- карманник → тот, кто обшаривает чужие карманы [ ж ] [ 7 ]
- 'баху·врихи' → букв. «много риса», то есть обладание большим количеством риса: признак богатства.
Действительно, этот термин «бахуврихи» используется как в санскрите, так и в стандартной индоевропейской лингвистике для обозначения этого типа сложного слова. [ 9 ]
Санскрит расширяет их, обеспечивая несколько дополнительных различий, как показано ниже:
Классификация
[ редактировать ]В традиционной санскритской грамматике сложные слова [ г ] делятся на следующие основные классы: [ 10 ]
- Татпуруша
- Татпуруша Собственно
- Кармадхарая
- Поднимать
- Нан-татпуруша
- Пради и Гати
- Упапада
- Бахурихи
- Поднимать
- द्वंद्वा
- Авьяибхава
Первые два из них, татпуруша и бахуврихи , являются индоевропейским наследием, два последних — индийскими нововведениями. [ нужна ссылка ] Наряду с термином бахуврихи , татпуруша также был принят в основной индоевропейской лингвистике как технический термин, обозначающий этот тип соединения слов. [ 3 ]
В следующих разделах дается описание основных типов соединений с примерами. В примерах показан состав элементов сложного соединения, и значения в английском языке в целом им соответствуют, причем в большинстве случаев это также аналогичное соединение. Если это не так или значение неясно, предоставляется дополнительное решение.
Татпуруша (определяющий)
[ редактировать ]Татпуруша — это эндоцентрическое соединение , состоящее из двух элементов, в котором первый, называемый атрибутивом , определяет второй. [ 11 ] [ 12 ]
В зависимости от грамматической природы атрибутивного члена выделяют шесть разновидностей сложных слов татпуруша, как показано в приведенной выше классификации. Дальнейшее различие также делается в зависимости от того, находится ли атрибут в именительном или наклонном падеже. [ ч ] случай. [ 10 ] [ 11 ] [ я ]
Собственно Татпуруша
[ редактировать ]Первый член здесь является атрибутом, находящимся в косвенной связи со вторым, и поэтому называется зависимыми детерминативами . [ 11 ] [ 13 ]
Слово | Значение, разрешение | Отношение |
---|---|---|
победоносный · препсу | стремление к победе | Винительный падеж |
дева·датта- | данный богом: богами данный | Инструментальный |
вишнубали | Подношение Вишну: подношение Вишну . | Дательный падеж |
сварга·патита- | небесный: упавший с небес | Аблятивный |
вьягра-буддхи | мысль о тигре: мысль о том, что это тигр | Родительный падеж |
йаджур · прощай- | : знание жертвоприношения знание- жертвоприношение | Родительный падеж |
гриха·джата- | рожденный в доме: рожденный в доме | местный |
Кармадхарая-татпуруша (описательный)
[ редактировать ]В сложном слове кармадхарая-татпуруша первый элемент определяет второй прилагательный, если последний является существительным. Когда второй член является прилагательным, уточнение является наречием. Другие части речи, помимо прилагательных и наречий, могут использоваться для получения прилагательного или наречия. [ 14 ] [ 15 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
слоновая кость | синий лотос |
сарва гуна | все хорошего качества |
Прия Сакха | дорогой друг |
много·рсо | великий мудрец |
раджата · патра | серебряная чашка |
Двигу-татпуруша (числительные)
[ редактировать ]По сути, двигу может относиться к нескольким составным типам, где первым элементом является цифра . [ Дж ] Составные части Двигу-татпуруша представляют собой особую подкатегорию кармадхарай . [ 16 ] [ 17 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
двираджа- | (битва) двух королей |
трибхувана- | три мира: Вселенная |
три·юга- | три возраста |
три·дивы | тройное небо |
дашангула- | на десять пальцев шириной |
сад·аха- | шесть дней |
сахасрахнья- | тысяча дней пути |
двигу- соединения типа бахуврихи Ниже приведены .
Нанг-татпуруша (отрицательный)
[ редактировать ]В составном слове nañ-tatpuruṣa первым элементом является приватив , отрицание: a- , an- или na- , точно так же, как английское un- , латинское происхождение in-, не- или греческое происхождение a-, an- . [ 18 ] [ 19 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
он · брахман | небрамин |
ан·ашва | нелошадь: не лошадь |
страдать | не мастер: не мастер |
он·видья | незнание: незнание |
он·кумара | немолодой: старый |
он·шраддха | неверие, отсутствие веры |
Упапада-татпуруша
[ редактировать ]Они состоят из второго члена, который встречается только в составе соединения и не может существовать сам по себе. [ к ] Это либо корни, либо глагольные производные от них. [ 20 ] [ 21 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
са·юй | объединяясь |
су·крит | доброе дело, доброе дело |
кумбхакара- | горшечник |
свара́дж | самоуправляемый: суверенный |
возьми меня | Рожденный Ману, рожденный от Ману, человек |
сваям·бху́ | самосуществующий |
эка·ме | единородный |
джала·да | вододающий: облако |
сарва·гья | всезнающий: всеведущий человек |
Алук-татпуруша
[ редактировать ]В сложном слове алук-татпуруша , в отличие от стандартной формы существования в форме основы, первый элемент принимает падежную форму, как если бы в предложении: [ 22 ]
Первый элемент → Слово | Значение, разрешение | Случай |
---|---|---|
оджас → оджаса·крита- | сделано с силой [ 23 ] | Инструментальный |
атман → атмане·пада- | «Слово для себя»: рефлексивный голос | Дательный падеж |
дьяус → два · одинаковый | «повелитель неба»: имя Индры [ 24 ] [ 25 ] | Родительный падеж |
йудх → юдхи·штхира- | 'твердый в бою': имя [ 26 ] | местный |
Двандва (координационный)
[ редактировать ]Они состоят из двух или более основ существительных , связанных с «и» (связочным или сочинительным). В санскрите существуют в основном три вида парных конструкций двандвы : [ 27 ]
Итаретара-двандва
[ редактировать ]Результат итаретара-двандвы [ л ] – перечислительное слово, значение которого относится ко всем составляющим его членам. Полученное сложное слово имеет двойственное или множественное число и принимает род последнего члена составной конструкции. Примеры: [ 28 ] [ 29 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
митра́·варунау | Митра и Варуна |
дьява·притхиви | небо и земля |
врихи·явау | рис и ячмень |
Чандрадитьяу | луна и солнце |
пойдет | боги и демоны |
поспешный · ашвас | слоны и лошади |
рога·шока·паритапа·бандхана·вьясанани | болезнь, боль, горе, рабство и невзгоды |
Самахара-двандва
[ редактировать ]Слова могут объединяться в сложные соединения, образуя метоним , а иногда слова могут включать в себя все составные части целого. Результат имеет коллективный смысл и всегда сингулярен и нейтрален. [ 30 ]
Слово | Буквальный ⇒ Значение |
---|---|
пани-падам | «руки и ноги» ⇒ конечности, придатки. |
ахара·нидра·бхайам | 'еда, сон и страх' ⇒ перипетии, особенности жизни |
Экашеша-двандва
[ редактировать ]Некоторые грамматики санскрита выделяют третий вид двандвы , который они называют экашеша-двандва . [ м ] где остается только одна основа в том, что рассматривается как соединение нескольких слов. [ 31 ]
Сложный | Разрешение | Значение |
---|---|---|
питарау | пуля + пистолет | 'мать и отец' ⇒ родители [ н ] |
мригах | мригах + мрига | 'делает и бакс' ⇒ олень |
путрах | путрах + духитарах | 'сыновья и дочери' ⇒ дети |
Амредита (итеративный)
[ редактировать ]Хотя это и не строго копулятивное слово, оно представляет собой сложное слово, состоящее из одного и того же слова, повторяемого с акцентом на первое вхождение.
Соединения амредита используются для выражения повторяемости; например, от див- (день) мы получаем диве-диве («день за днем», ежедневно), а от дева- (бог) мы получаем девам-девам или дево-девас («божество после божества»). [ 32 ]
Бахурихи (притяжательное)
[ редактировать ]Бахурихи [ о ] Это экзоцентрическое сложное слово, состоящее из существительного, которому предшествует грамматический модификатор , который в совокупности функционирует как одно номинализированное прилагательное .
Составное слово бахуврихи часто можно перевести как «обладающий...» или «-эд»; например, «имеющий много риса» или «много риса». В английском языке примерами бахуврихи могут быть «низкий образ жизни» и «болван» (они соответственно обозначают «тот, чья жизнь низка» и «тот, чья голова напоминает глыбу») или английская фамилия Лонгботтом («тот, кто живет в длинной «ботам» [долина]').
Вторым элементом по существу могло быть существительное, которое в таком сложном слове может принимать склонение прилагательного, когда это соединение используется в качестве прилагательного. Таким образом, эндоцентрические соединения могут быть преобразованы в притяжательные падежи, которые обычно сопровождаются и явно распознаются в старом языке путем изменения акцентуации: [ 33 ] [ 34 ]
- индра·шатру- , «убийца Индры» ⇒ индра·шатру- , «имеющий Индру убийцей» [ п ]
- брихадратха- , 'большая колесница' ⇒ брихадратха- , 'имеющий большие колесницы'
- сурья·теджас- , «яркость солнца» ⇒ су́рйа-теджас- , «обладающий яркостью солнца»
Несколько типичных примеров таких соединений: [ 36 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
маюра роман- | павлиноперый |
угра·баху- | плечистый |
дживита·ватса- | живорожденный: иметь живых детей [ q ] |
язык мадху- | медовый язык, медовый язык: красиво говорить |
патра·хаста- | сосуд-рукий: держать сосуд в руке |
кхара-мукха- | с ослиным лицом |
Двигу-бахуврихи
[ редактировать ]Когда первым элементом бахуврихи является число, такое соединение называется двигу . [ р ] Английский пример: «полуразумный» ( «тот, у кого половина ума»).
Несколько типичных примеров таких соединений: [ 38 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
эка·чакра- | одноколесный |
эка·пад | одноногий |
чатур·анга- | четвероногий |
сапта язык- | семиязычный |
ашта·путра- | восемь сыновей: иметь восемь сыновей |
нава·двара- | девятидверный |
шата·дант | стозубый |
сахасранаман | тысяча имен: иметь тысячу имен |
Авьяибхава (наречие)
[ редактировать ]Авьяибхавы («несклоняемые») — это наречия, состоящие из несклоняемого элемента (наречия и т. д.) и существительного, вместе выражающие наречие или другой несклоняемый ( авьяя ). элемент [ 39 ] [ 40 ]
Слово | Значение, разрешение |
---|---|
адхьятмам | относительно себя |
Ану Ратам | за колесницами |
мы надеемся | возле короля; королевский фланг |
praty·agni | к огню |
прати·нишам | каждую ночь |
йатха·шакти | по силе: в зависимости от способностей |
са чакрам | одновременно с колесом |
между утра | межводный: внутри воды |
См. также
[ редактировать ]- Санскритские номиналы
- Санскритский глагол
- Санскритская грамматика
- Ведическая санскритская грамматика
- Протоиндоевропейские глаголы
- Протоиндоарийский
- Протоиндоиранский
- Протоиндоевропейский
- Теория
Примечания
[ редактировать ]- ^ «В ведическом языке составные имена существительные встречаются едва ли чаще, чем в гомеровском греческом, но их частота увеличивается на протяжении всей истории языка. В более позднем языке появление в одном коротком предложении нескольких составных слов из четырех или пяти членов совершенно нормально. , а в некоторых стилях соединения из двадцати и более участников не считаются чрезмерными», — Коулсон [ 1 ]
- ^ Этот процесс предполагает возможность ранней стадии протоиндоевропейского языка, когда слова могли появляться в предложении без окончания падежа.
- ^ конкретный вид, а не просто черная птица
- ^ конкретная президентская резиденция, а не просто белый дом
- ^ то есть не голова
- ^ то есть не карман
- ^ самаса·вритти
- ^ винительный, творительный, дательный, творительный, родительный или местный падеж
- ^ Слово татпуруша («этот человек» в смысле «человек этого человека», то есть «чей-то агент») само по себе является составным словом татпуруша .
- ^ Само слово двигу является примером двигу: букв. «две коровы» используется в значении «стоит двух коров».
- ^ называется связанной формой
- ^ перечислительная двандва
- ^ один-(стебель)-остается
- ^ сравните испанские падре ⇒ «родители»
- ^ «очень богатый», т. е. богатый человек
- ↑ Чтобы проиллюстрировать важность правильной акцентуации, грамматист Патанджали (живший около 150 г. до н.э.), как говорят, процитировал историю Вритры, который из-за неправильного акцента, использованного в этом сложном слове, в конечном итоге вместо того, чтобы стать убийцей Индры, сам был убит Индра! [ 35 ]
- ^ Действительно, в более позднем санскрите тенденция использовать сложные предложения вместо глагольных предложений настолько сильна, что в классической драме для выражения благодарности за то, что у нас есть живые дети, можно было бы сказать эквивалент «слава небесам, я жив». -ребенок': диштйа, дживита·ватс'асми [ 37 ]
- ^ Примером может служить само слово двигу , которое на языке бахуврихи означает «[человек] с двумя коровами»; то есть тот, у кого две коровы ( двау гавау ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коулсон, с. XXII.
- ^ Коулсон, с. XXI.
- ^ Jump up to: а б с Берроу, с. 209.
- ^ Уитни, §1246.
- ^ Другое, §180
- ^ Другое, §184.
- ^ Jump up to: а б Адамс, с. 35.
- ^ Мейер, с. 179.
- ^ Фортсон, §6.82.
- ^ Jump up to: а б Другой, §201.
- ^ Jump up to: а б с Коулсон, стр. 87.
- ^ Другое, §200.
- ^ Другое, §203.
- ^ Уитни, §1279.
- ^ Табб и Буз, §1.54.
- ^ Табб и Буз, §1.56.
- ^ Уитни, §1312.
- ^ Уитни, §1288.
- ^ Табб и Буз, §1.58.
- ^ Табб и Буз, §1.59.
- ^ Уитни, §1286.
- ^ Другое, §208, 215
- ^ Другое, §206.
- ^ Другое, §215.
- ^ Уитни, §361.
- ^ Другое, §217.
- ^ Другое, §187.
- ^ Берроу, с. 217.
- ^ Уитни, §1253.
- ^ Другое, §188-189.
- ^ Табб и Буз, §173-174.
- ^ Уитни, §1260.
- ^ Уитни, §1293.
- ^ Другое, §246.
- ^ Дешпанде, с. 24.
- ^ Берроу, с. 215.
- ^ Коулсон, с. 122.
- ^ Уитни, §1300.
- ^ Уитни, §1313.
- ^ Табб и Буз, §1.48.
Библиография
[ редактировать ]- Коулсон, Майкл (2003). Санскрит (Учитесь сами) (изд. 2003 г.). Великобритания: Оксфорд. ISBN 0-340-32389-2 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2010). Индоевропейский язык и культура (изд. 2010 г.). Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8895-1 .
- Берроу, Т. (2001). Санскритский язык (изд. 2001 г.). Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-1767-2 .
- Уитни, Уильям Дуайт (январь 2008 г.). Санскритская грамматика (изд. 2000 г.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0620-7 .
- Макдоннелл, Артур Энтони (1997). Санскритская грамматика для студентов . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-246-0094-5 .
- Макдоннелл, Артур Энтони (1993). Ведическая санскритская грамматика для студентов (изд. 2000 г.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1053-8 .
- Голдман, Роберт П. (2019). Деваваниправешика . ISBN 978-0-944613-40-5 .
- Кале, ММ (1969). Высшая санскритская грамматика (изд. 2002 г.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0177-6 .
- Адамс, Валери (1987). Введение в словообразование современного английского языка . Группа Лонгман. ISBN 0-582-55042-4 .
- Мейер, Чарльз (2009). Введение в английскую лингвистику (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83350-9 .
- Карстерс-Маккарти, Эндрю (2002). Введение в английскую морфологию . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1326-9 .
- Табб, Гэри; Буз, Эмери (2007). Схоластический санскрит . Нью-Йорк: Американский институт буддийских исследований. ISBN 978-0-9753734-7-7 .
- Дешпанде, Мадхав М (1993). Санскрит и пракрит (изд. 1993 г.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1136-4 .