Jump to content

Санскритское соединение

Санскрит унаследовал от своего родителя, протоиндоевропейского языка, способность образовывать сложные существительные, которая также широко встречается в родственных языках, особенно в немецком , греческом и английском . [ нужна ссылка ]

Однако санскрит, особенно на более поздних стадиях развития языка, значительно расширяет это как с точки зрения количества элементов, составляющих одно сложное слово, так и с точки зрения использования сложных слов в литературе, что является уникальным явлением в индоевропейском языке. санскриту и близким к нему языкам. [ нужна ссылка ]

Далее, это развитие в более позднем языке [а] является полностью искусственной литературной конструкцией и не отражает разговорный язык. [2] [3]

В санскрите, как и в протоиндоевропейском, сложное слово образуется в результате следующего процесса:

  • Примите форму основы первого элемента, т. е. устраните его перегиб; [б]
  • Объедините два элемента одним ударным слогом.

В более позднем языке этот процесс можно повторять рекурсивно — теоретически до бесконечности, при этом свежесозданное соединение становится первым элементом нового. [3] [4] [5]

Процесс «разрешения» сложного слова, то есть объяснение значения с использованием составляющих слов, склоняющихся в форме предложения, называется виграха-вакья . [6]

В широком смысле соединения можно разделить на два класса: эндоцентрические и экзоцентрические . [7]

Эндоцентрические соединения

[ редактировать ]

Эндоцентрическое соединение, обычно называемое детерминативным , представляет собой соединение, по сути, представляющее собой сумму своих частей, что означает расширение одной из частей:

  • черный дрозд → вид черной птицы [с]
  • Белый дом → официальная резиденция президента США [д] [8]
  • симха·пурас → город-лев (Сингапур)

Экзоцентрические соединения

[ редактировать ]

Экзоцентрическое соединение относится к чему-то вне компонентов:

  • рыжий → кто-то с рыжими волосами [и]
  • карманник → тот, кто обшаривает чужие карманы [ф] [7]
  • 'баху·врихи' → букв. «много риса», то есть обладание большим количеством риса: признак богатства.

Действительно, этот термин «бахуврихи» используется как в санскрите, так и в стандартной индоевропейской лингвистике для обозначения этого типа сложного слова. [9]

Санскрит расширяет их, обеспечивая несколько дополнительных различий, как показано ниже:

Классификация

[ редактировать ]

В традиционной санскритской грамматике сложные слова [г] делятся на следующие основные классы: [10]

  • Татпуруша
    • Татпуруша Собственно
    • Кармадхарая
      • Поднимать
    • Нань-татпуруша
    • Пради и Гати
    • Упапада
  • Бахурихи
    • Поднимать
  • द्वंद्वा
  • Авьяибхава

Первые два из них, татпуруша и бахуврихи , являются индоевропейским наследием, два последних — индийскими нововведениями. [ нужна ссылка ] Наряду с термином бахуврихи , татпуруша также был принят в основной индоевропейской лингвистике как технический термин, обозначающий этот тип соединения слов. [3]

В следующих разделах дается описание основных типов соединений с примерами. В примерах показан состав элементов сложного соединения, и значения в английском языке в целом им соответствуют, причем в большинстве случаев это также аналогичное соединение. Если это не так или значение неясно, предоставляется дополнительное решение.

Татпуруша (определяющий)

[ редактировать ]

Татпуруша — это эндоцентрическое соединение , состоящее из двух элементов, в котором первый, называемый атрибутивом , определяет второй. [11] [12]

В зависимости от грамматической природы атрибутивного члена выделяют шесть разновидностей сложных слов татпуруша, как показано в приведенной выше классификации. Дальнейшее различие также делается в зависимости от того, находится ли атрибут в именительном или наклонном падеже. [час] случай. [10] [11] [я]

Собственно Татпуруша

[ редактировать ]

Первый член здесь является атрибутом, находящимся в косвенной связи со вторым, и поэтому называется зависимыми детерминативами . [11] [13]

Слово Значение, разрешение Отношение
победоносный · препсу стремление к победе Винительный падеж
дева·датта- данный богом: богами данный Инструментальный
вишнубали Подношение Вишну: подношение Вишну . Дательный падеж
сварга·патита- небесный: упавший с небес Аблятивный
вьягра-буддхи мысль о тигре: мысль о том, что это тигр Родительный падеж
йаджур · прощай- : знание жертвоприношения знание- жертвоприношение Родительный падеж
гриха·джата- рожденный в доме: рожденный в доме местный

Кармадхарая-татпуруша (описательный)

[ редактировать ]

В сложном слове кармадхарая-татпуруша первый элемент определяет второй прилагательный, если последний является существительным. Когда второй член является прилагательным, уточнение является наречием. Другие части речи, помимо прилагательных и наречий, могут использоваться для получения прилагательного или наречия. [14] [15]

Слово Значение, разрешение
слоновая кость синий лотос
сарва·гуна все хорошего качества
Прия Сакха дорогой друг
много·рсо великий мудрец
ограничивать · патра серебряная чашка
Двигу-татпуруша (числительные)
[ редактировать ]

По сути, двигу может относиться к нескольким составным типам, где первым элементом является цифра . [Дж] Составные части Двигу-татпуруша представляют собой особую подкатегорию кармадхарай . [16] [17]

Слово Значение, разрешение
двираджа- (битва) двух королей
трибхувана- три мира: Вселенная
три юги- три возраста
три·дивы тройное небо
дашангула- на десять пальцев шириной
сад·аха- шесть дней
сахасрахнья- тысяча дней пути

двигу- соединения типа бахуврихи Ниже приведены .

Нанг-татпуруша (отрицательный)

[ редактировать ]

В составном слове nañ-tatpuruṣa первым элементом является приватив , отрицание: a- , an- или na- , точно так же, как английское un- , латинское происхождение in-, не- или греческое происхождение a-, an- . [18] [19]

Слово Значение, разрешение
он · брахман небрамин
проект·ашва нелошадь: не лошадь
он·пати не мастер: не мастер
он·видья незнание: незнание
он·кумара немолодой: старый
он·шраддха неверие, отсутствие веры

Упапада-татпуруша

[ редактировать ]

Они состоят из второго члена, который встречается только в составе соединения и не может существовать сам по себе. [к] Это либо корни, либо глагольные производные от них. [20] [21]

Слово Значение, разрешение
са·юй объединяясь
су·крит доброе дело, доброе дело
кумбхакара- горшечник
свара́дж самоуправляемый: суверенный
рукопись Рожденный Ману, рожденный от Ману, человек
сваям·бху́ самосуществующий
эка·ме единородный
куртка вододающий: облако
сарва·гья всезнающий: всеведущий человек

Алук-татпуруша

[ редактировать ]

В сложном слове алук-татпуруша , в отличие от стандартной формы существования в форме основы, первый элемент принимает падежную форму, как если бы в предложении: [22]

Первый элемент → Слово Значение, разрешение Случай
оджас оджаса·крита- сделано с силой [23] Инструментальный
атман атмане·пада- «Слово для себя»: рефлексивный голос Дательный падеж
дьяус два · одинаковый «повелитель неба»: имя Индры [24] [25] Родительный падеж
йудх юдхи·штхира- 'твердый в бою': имя [26] местный

Двандва (координационный)

[ редактировать ]

Они состоят из двух или более основ существительных , связанных с «и» (связочным или сочинительным). В санскрите существуют в основном три вида парных конструкций двандвы : [27]

Итаретара-двандва

[ редактировать ]

Результат итаретара-двандвы [л] – перечислительное слово, значение которого относится ко всем составляющим его членам. Полученное сложное слово имеет двойственное или множественное число и принимает род последнего члена составной конструкции. Примеры: [28] [29]

Слово Значение, разрешение
митра́·варунау Митра и Варуна
дьява·притхиви небо и земля
врихи·явау рис и ячмень
Чандрадитьяу луна и солнце
пойдет боги и демоны
поспешный · ашвас слоны и лошади
рога·шока·паритапа·бандхана·вьясанани болезнь, боль, горе, рабство и невзгоды

Самахара-двадва

[ редактировать ]

Слова могут объединяться в сложные соединения, образуя метоним , а иногда слова могут включать в себя все составные части целого. Результат имеет коллективный смысл и всегда сингулярен и нейтрален. [30]

Слово Буквальный ⇒ Значение
пани-падам «руки и ноги» ⇒ конечности, придатки.
ахара-нидра-бхайам 'еда, сон и страх' ⇒ перипетии, особенности жизни

Экашеша-двандва

[ редактировать ]

Некоторые грамматики санскрита выделяют третий вид двандвы , который они называют экашеша-двандва . [м] где остается только одна основа в том, что рассматривается как соединение нескольких слов. [31]

Сложный Разрешение Значение
вопрос пуля + пистолет 'мать и отец' ⇒ родители [н]
мригах мригах + мрига 'делает и бакс' ⇒ олень
путрах путрах + духитарах 'сыновья и дочери' ⇒ дети

Амредита (итеративный)

[ редактировать ]

Хотя это и не строго копулятивное слово, оно представляет собой сложное слово, состоящее из одного и того же слова, повторяемого с ударением на первое вхождение.

Соединения амредита используются для выражения повторяемости; например, от див- (день) мы получаем диве-диве («день за днем», ежедневно), а от дева- (бог) мы получаем девам-девам или дево-девас («божество после божества»). [32]

Бахурихи (притяжательное)

[ редактировать ]

Бахурихи [the] Это экзоцентрическое сложное слово, состоящее из существительного, которому предшествует грамматический модификатор , который в совокупности функционирует как одно номинализированное прилагательное .

Составное слово бахуврихи часто можно перевести как «обладающий...» или «-эд»; например, «имеющий много риса» или «много риса». В английском языке примерами бахуврихи могут быть «низкий образ жизни» и «болван» (они соответственно обозначают «тот, чья жизнь низка» и «тот, чья голова напоминает глыбу») или английская фамилия Лонгботтом («тот, кто живет в длинной «ботам» [долина]').

Вторым элементом по существу могло быть существительное, которое в таком сложном слове может принимать склонение прилагательного, когда это соединение используется в качестве прилагательного. Таким образом, эндоцентрические соединения могут быть преобразованы в притяжательные падежи, которые обычно сопровождаются и явно распознаются в старом языке путем изменения акцентуации: [33] [34]

  • индра·шатру- , «убийца Индры» ⇒ индра·шатру- , «имеющий Индру убийцей» [п]
  • брихадратха- , 'большая колесница' ⇒ брихадратха- , 'имеющий большие колесницы'
  • сурья·теджас- , «яркость солнца» ⇒ су́рйа-теджас- , «обладающий яркостью солнца»

Несколько типичных примеров таких соединений: [36]

Слово Значение, разрешение
маюра · роман- павлиноперый
угра·баху- плечистый
дживита·ватса- живорожденный: иметь живых детей [д]
язык мадху- медовый язык, медовый язык: красиво говорить
патра·хаста- сосуд-рукий: держать сосуд в руке
кхара-мукха- с ослиным лицом

Двигу-бахуврихи

[ редактировать ]

Когда первым элементом бахуврихи является число, такое соединение называется двигу . [р] Английский пример: «полуразумный» ( «тот, у кого половина ума»).

Несколько типичных примеров таких соединений: [38]

Слово Значение, разрешение
эка·чакра- одноколесный
эка·пад одноногий
чатур·анга- четвероногий
сапта язык- семиязычный
ашта·путра- восемь сыновей: иметь восемь сыновей
нава·двара- девятидверный
шата·дант стозубый
СахараНаман тысяча имен: иметь тысячу имен

Авьяибхава (наречие)

[ редактировать ]

Авьяибхавы («несклоняемые») — это наречия, состоящие из несклоняемого элемента (наречия и т. д.) и существительного, вместе выражающие наречие или другой несклоняемый ( авьяя ). элемент [39] [40]

Слово Значение, разрешение
адхйатмам относительно себя
ану·ратам за колесницами
мы надеемся возле короля; королевский фланг
praty·agni к огню
я следую за тобой каждую ночь
йатха·шакти по силе: в зависимости от способностей
са·диск одновременно с колесом
между утра межводный: внутри воды

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «В ведическом языке составные имена существительные встречаются едва ли чаще, чем в гомеровском греческом, но их частота увеличивается на протяжении всей истории языка. В более позднем языке появление в одном коротком предложении нескольких составных слов из четырех или пяти членов совершенно нормально. , а в некоторых стилях соединения из двадцати и более участников не считаются чрезмерными», — Коулсон [1]
  2. ^ Этот процесс предполагает возможность ранней стадии протоиндоевропейского языка, когда слова могли появляться в предложении без окончания падежа.
  3. ^ конкретный вид, а не просто черная птица
  4. ^ конкретная президентская резиденция, а не просто белый дом
  5. ^ то есть не голова
  6. ^ то есть не карман
  7. ^ самаса·вритти
  8. ^ винительный, творительный, дательный, творительный, родительный или местный падеж
  9. ^ Слово татпуруша («этот человек» в смысле «человек этого человека», то есть «чей-то агент») само по себе является составным словом татпуруша .
  10. ^ Само слово двигу является примером двигу: букв. «две коровы» используется в значении «стоит двух коров».
  11. ^ называется связанной формой
  12. ^ перечислительная двандва
  13. ^ один-(стебель)-остается
  14. ^ сравните испанские падре ⇒ «родители»
  15. ^ «очень богатый», т. е. богатый человек
  16. Чтобы проиллюстрировать важность правильной акцентуации, грамматист Патанджали (живший около 150 г. до н.э.), как говорят, процитировал историю Вритры, который из-за неправильного акцента, использованного в этом сложном слове, в конечном итоге вместо того, чтобы стать убийцей Индры, сам был убит Индра! [35]
  17. ^ Действительно, в более позднем санскрите тенденция использовать сложные предложения вместо глагольных предложений настолько сильна, что в классической драме для выражения благодарности за то, что у нас есть живые дети, можно было бы сказать эквивалент «слава небесам, я жив». -ребенок': диштйа, дживита·ватс'асми [37]
  18. ^ Примером может служить само слово двигу , которое на языке бахуврихи означает «[человек] с двумя коровами»; то есть тот, у кого две коровы ( двау гавау ).
  1. ^ Коулсон, с. XXII.
  2. ^ Коулсон, с. XXI.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Берроу, с. 209.
  4. ^ Уитни, §1246.
  5. ^ Другое, §180
  6. ^ Другое, §184.
  7. ^ Перейти обратно: а б Адамс, с. 35.
  8. ^ Мейер, с. 179.
  9. ^ Фортсон, §6.82.
  10. ^ Перейти обратно: а б Другой, §201.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Коулсон, стр. 87.
  12. ^ Другое, §200.
  13. ^ Другое, §203.
  14. ^ Уитни, §1279.
  15. ^ Табб и Буз, §1.54.
  16. ^ Табб и Буз, §1.56.
  17. ^ Уитни, §1312.
  18. ^ Уитни, §1288.
  19. ^ Табб и Буз, §1.58.
  20. ^ Табб и Буз, §1.59.
  21. ^ Уитни, §1286.
  22. ^ Другое, §208, 215
  23. ^ Другое, §206.
  24. ^ Другое, §215.
  25. ^ Уитни, §361.
  26. ^ Другое, §217.
  27. ^ Другое, §187.
  28. ^ Берроу, с. 217.
  29. ^ Уитни, §1253.
  30. ^ Другое, §188-189.
  31. ^ Табб и Буз, §173-174.
  32. ^ Уитни, §1260.
  33. ^ Уитни, §1293.
  34. ^ Другое, §246.
  35. ^ Дешпанде, с. 24.
  36. ^ Берроу, с. 215.
  37. ^ Коулсон, с. 122.
  38. ^ Уитни, §1300.
  39. ^ Уитни, §1313.
  40. ^ Табб и Буз, §1.48.

Библиография

[ редактировать ]
  • Коулсон, Майкл (2003). Санскрит (Учитесь сами) (изд. 2003 г.). Великобритания: Оксфорд. ISBN  0-340-32389-2 .
  • Фортсон, Бенджамин В. (2010). Индоевропейский язык и культура (изд. 2010 г.). Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-4051-8895-1 .
  • Берроу, Т. (2001). Санскритский язык (изд. 2001 г.). Мотилал Банарсидас. ISBN  81-208-1767-2 .
  • Уитни, Уильям Дуайт (январь 2008 г.). Санскритская грамматика (изд. 2000 г.). Мотилал Банарсидас. ISBN  978-81-208-0620-7 .
  • Макдоннел, Артур Энтони (1997). Санскритская грамматика для студентов . Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-246-0094-5 .
  • Макдоннел, Артур Энтони (1993). Ведическая санскритская грамматика для студентов (изд. 2000 г.). Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1053-8 .
  • Голдман, Роберт П. (2019). Деваваниправешика . ISBN  978-0-944613-40-5 .
  • Кале, MR (1969). Высшая санскритская грамматика (изд. 2002 г.). Мотилал Банарсидас. ISBN  81-208-0177-6 .
  • Адамс, Валери (1987). Введение в современное английское словообразование . Группа Лонгман. ISBN  0-582-55042-4 .
  • Мейер, Чарльз (2009). Введение в английскую лингвистику (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83350-9 .
  • Карстерс-Маккарти, Эндрю (2002). Введение в английскую морфологию . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  0-7486-1326-9 .
  • Табб, Гэри; Буз, Эмери (2007). Схоластический санскрит . Нью-Йорк: Американский институт буддийских исследований. ISBN  978-0-9753734-7-7 .
  • Дешпанде, Мадхав М (1993). Санскрит и пракрит (изд. 1993 г.). Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1136-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15789ad34af0f2f5f19f39d4aed7632f__1719893280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/2f/15789ad34af0f2f5f19f39d4aed7632f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sanskrit compound - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)