Ведическая санскритская грамматика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Ведический санскрит — это название, данное современной наукой самому древнему засвидетельствованному потомку протоиндоарийского языка . Это язык, который использовался в религиозных гимнах, известных как четыре Веды , в частности, в Ригведе , древнейшей из них, датируемой тем, что она была написана примерно в период с 1500 по 1000 год до нашей эры. До того, как ведический язык был стандартизирован как санскрит , он был чисто разговорным языком, который в тот период использовался до появления письменности на этом языке. [1] [2] [3]
Ведический язык унаследовал от своего прародителя ( праиндоевропейского языка ) сложную систему морфологии , большая часть которой сохранилась в санскрите в целом, чем в других родственных языках, таких как древнегреческий или латынь . [4] [5] Его грамматика во многих отношениях сильно отличается от позднего классического санскрита , одним из которых является то, что эта сложная унаследованная морфология со временем упростилась.
История
[ редактировать ]Язык произошел от протоиндоарийского языка , который проник на Индийский субконтинент с приходом протоиндоариев, датируемым примерно 1800–1500 годами до нашей эры. [6] [7] По оценкам, ведические гимны были написаны между 1500 и 1000 годами до нашей эры, при этом язык каждого гимна фиксировался на момент его устного написания. [8] установление религиозного канона вокруг литературной традиции.
Поскольку народная речь неизбежно развивалась на протяжении веков, ведические гимны становились все более недоступными. Чтобы «остановить» изменение языка, возникла строгая лингвистическая традиция, направленная на сохранение литературного языка, кульминацией которой стала работа Панини «Аштадхьяи», датированная примерно 600–400 гг. до н. э., которая знаменует собой начало «санскрита», называемого в отличие от ведического языка как «классического». [ нужна проверка ]
Несмотря на эти усилия, к моменту окончательного определения Панини язык претерпел некоторые изменения, особенно в грамматике. Следующие разделы будут посвящены этим различиям между ведическим и классическим санскритом. Те особенности, которые были включены в «официальное определение» Панини, можно увидеть в «Классическом санскрите» и на связанных с ним страницах. [9] [10] [а]
Различия между ведическим и классическим санскритом
[ редактировать ]Со временем язык, который впоследствии стал классическим санскритом, сократил и упорядочил большую часть сложной морфологии, первоначально унаследованной от протоиндоевропейского языка : [9] [11]
- Ведический язык гораздо чаще использовал старый атематический подход к словоизменению, чем классический язык, который имел тенденцию заменять их тематическими формами.
- Сослагательное наклонение Вед также было потеряно в классическом санскрите.
- Три синтетических прошедших времени [12] ( несовершенный , совершенный и аорист ) еще четко различались семантически в Ведах.
- Существовало также пятое наклонение – наклонение .
- В ведическом языке существовало более 12 способов образования инфинитива , из которых классический санскрит сохранил только одну форму.
- И-основы различают женское начало деви и врки, разница, утраченная в классическом санскрите.
Существительные
[ редактировать ]Основы
[ редактировать ]Склонение существительного на санскрите предполагает взаимодействие двух «измерений»: 3 чисел и 8 падежей, что дает комбинацию из 24 возможных форм, хотя из-за синкретизма некоторых форм практическое число может быть меньше. [13] [б]
Кроме того, прилагательные морфологически ведут себя почти так же, как и существительные, и их удобно рассматривать вместе. Хотя одно и то же существительное не может иметь более одного рода, прилагательные меняют пол в зависимости от существительного, к которому они применяются, а также падежа и числа, таким образом давая следующие переменные: [15] [16]
1 | 3 номера | единственное, двойственное, множественное число |
2 | 3 пола | мужской, женский, средний род |
3 | 8 случаев | именительный, винительный, творительный, дательный, творительный, родительный, местный, звательный |
Строительные блоки
[ редактировать ]Корни
[ редактировать ]Самая старая система склонения заключалась в прикреплении окончаний непосредственно к именному корню. Это была древняя особенность, которая уже пришла в упадок в более позднем протоиндоевропейском языке. Из дочерних языков эту систему лучше всего сохранил ведический санскрит. [17]
санскрит | латинский | В | Глоссарий |
---|---|---|---|
пад- | пē(д)с, пед- | * пожалуйста | ступня |
вак- | вокс, вок- | *wṓkʷs | речь |
радж- | Рекс, Рекс- | *h₃rḗٵs | король, правитель |
Стебли
[ редактировать ]В протоиндоевропейском языке была разработана новая система, в которой перед добавлением конечных окончаний к корню вставляется промежуточная гласная, называемая тематической гласной: *-o- , которая на санскрите становится -a- , образуя тематическую основу.
Склонение тематической основы менее сложно из-за того, что множество правил Сандхи больше не применяются, а на более поздних стадиях развития санскрита наблюдается увеличение обилия тематических существительных. Таким образом, в классическом санскрите тематические пада-ы встречаются с большей вероятностью, чем их атематические предшественники. [18] [19]
Случаи
[ редактировать ]Санскритские существительные склоняются в восьми случаях:
- Именительный падеж : отмечает подлежащее глагола.
- винительный падеж : используется для прямого объекта глагола переходного .
- родительный падеж : помечает существительное как модифицирующее другое существительное.
- дательный падеж : используется для обозначения косвенного объекта переходного глагола.
- инструментальный : обозначает инструмент или средство, с помощью которого субъект достигает или совершает действие.
- аблятивный : используется для выражения движения в сторону от чего-либо.
- местный падеж : приблизительно соответствует английским предлогам in , on , at и by .
- звательный : используется для слова, идентифицирующего адресата. [20]
Концовки
[ редактировать ]Основная схема суффиксации приведена в таблице ниже и применима ко многим существительным и прилагательным.
Однако в зависимости от рода и конечной согласной или гласной неизменяемой основы слова существуют внутренние правила сандхи, диктующие форму изменяемого слова. Более того, это отдельные формы, которые при использовании в реальных фразах подвергаются внешнему сандхи. [с] [21] [22]
Единственное число | Двойной | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Маск./Фем. | Или. | Маск./Фем. | Или. | Маск./Фем. | Или. | |
Именительный падеж | -с | -Ø | -В | -я | -как | -я |
Винительный падеж | -являюсь | |||||
Инструментальный | -а | -бхьям | -быть | |||
Дательный падеж | -и | -упражняться | ||||
Аблятивный | -как | |||||
Родительный падеж | -ты | -эм | ||||
местный | -я | -являются |
Корневое склонение
[ редактировать ]Это старый атематический метод протоиндоевропейского склонения, который до сих пор активно используется в Ведах. [23] [24] [д]
Случай | Стандартное окончание | падать- | вак- | радж- | путь- [А] [и] | сестра- [Б] | ты знаешь- [С] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Именительный, Звательный падеж | -с | па́т | собирать | крыса | одинаковый | сестра | вит |
Винительный падеж | -являюсь | па́д·ам | У меня есть | раджам | путь | мэм·ам | вишам |
Инструментальный | -а | путь·а́ | вак·а | рай | путь·а́ | Масса | все·а́ |
Дательный падеж | -и | пад·и | отпуск | радже·е | путь·é | сестра · е | више |
Аблатив, Родительный падеж | -как | пад·ас | отпуск | раджас | пути | сестры | ты увидишь |
местный | -я | панель·вход | отпуск | раджи | путь·в | сестра·я | виши |
Случай | Стандартное окончание | падать- | вак- | радж- | сестра- | мудрый |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный падеж Винительный падеж Звательный падеж | -В | падау | повар · о | раджау | Масса | повсюду |
Инструментальный Дательный падеж Аблятивный | -бхьям | пад·бхьям | вагбхйам | ра́гбхьям | мадбхьям | вид·бхйам |
Родительный падеж местный | -ты | пад·ос | собирать | раджос | мас·ос | вишос |
Случай | Стандартное окончание | падать- | вак- | радж- | сестра- | ты знаешь- |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный, Звательный падеж | -как | 10 футов·ас | отпуск | раджас | сестры | вишас |
Винительный падеж | -как | пад·ас | отпуск | раджас | более | вишас |
Инструментальный | -быть | блокнот · виза | вагбис | ра́г·бис | безумный | вид·бис |
Дательный падеж Аблятивный | -упражняться | Pad·byás | вагбьяс | ра́гбхйас | мадбайас | вид · бхйас |
Родительный падеж | -эм | пад·ам | немецкий | ругань | мас·ам | вишам |
местный | -являются | они погладили | проснуться | рак·шу | сестра·су | вик · су |
Корень ī-ствол, врики и деви- женский род
[ редактировать ]Группа из 80 многосложных ī-основ, большинство из которых женского рода, с ударением на последней гласной. Известные как женские особи Врики, [25] они демонстрируют различное поведение во время склонения по сравнению с более поздним языком, например, в именительном падеже единственного числа сохраняется окончание -s , а акцент остается на -i-.
Кроме того, ряд преимущественно женских и-основ, известных как деви-женские, также демонстрируют некоторые различия по сравнению с более поздним языком.
Они, вместе с корневыми стеблями на -ī, [ф] можно увидеть ниже: [26] [27]
Случай | Стандартное окончание | Уход | Окончание | ди́- [Д] | рати- [И] | Деви- [Ф] |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный, Звательный падеж | -с | -с | ди́с | рати́с | Деви | |
Винительный падеж | -являюсь | короткий(i) + y + -am | - девять | сегодня | Рати·ам | деви́м |
Инструментальный | -а | короткий(i) + y + ā | -может | дхи·а́ | ратхиа | devy·ā́ |
Дательный падеж | -и | (и) | -вы | дхий·это | успехи | девять·ай |
Аблатив, Родительный падеж | -как | (и) | - пластик | дхийас | Ратиас | дева·а́с |
местный | -я | – | devy·ā́m |
Случай | Стандартное окончание | Уход | Окончание | дхи- | рати- | Деви- |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный падеж Винительный падеж Звательный падеж | -В | -а | для нее · йа | ратхиа | Деви | |
Инструментальный Дательный падеж Аблятивный | -бхьям | – | -бхьям | дхибхьям | рати́бхйам | девибхйам |
Родительный падеж местный | -ты | – | -ты | дхи·ос | ратиос | Девиос |
Случай | Стандартное окончание | Уход | Окончание | дхи- | рати- | Деви- |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный, Звательный падеж | -как | (и) | -как | diy·as | рати·ас | девять |
Винительный падеж | -как | (и) | -с | diy·as | ратис | девять |
Инструментальный | -быть | – | -быть | ди·бис | рати́бхс | деви́·бис |
Дательный падеж Аблятивный | -упражняться | – | -упражняться | рати́бхьяс | деви́бхьяс | |
Родительный падеж | -эм | (н) | -толкать | дхинам | рати́нам | на девять |
местный | -являются | – | -являются | дхис | рати·шу | деви·шу |
Соединения
[ редактировать ]Ведический санскрит унаследовал от протоиндоевропейского периода способность объединять два или более слов в одно, рассматриваемое как простое слово с точки зрения акцента, флексии и конструкции.
Ведический язык как по частоте, так и по длине соединений очень похож на греческий Гомера . В Риг-веде и Атхарваведе не встречается никаких соединений, состоящих более чем из 3-х независимых членов, и даже соединения из 3-х членов редки: пурва·кама·критван , «исполнение прежних желаний». [28] В более позднем языке значительно увеличивается как частота, так и количество слов, образующих сложные слова. [29]
Основными типами словообразователей были сочинительные. [а] , решающий [б] , притяжательный [с] и наречие [д] . [30]
Цифры
[ редактировать ]Глаголы
[ редактировать ]Основы
[ редактировать ]Спряжение глаголов на санскрите предполагает взаимодействие чисел. [э] , человек [г] , голос [или] , настроение [я] и напряженный [я] , со следующими переменными: [31] [32]
1 | 3 номера | единственное число [к] , двойной [л] , множественное число [м] |
2 | 3 человека | первый [г] [н] , второй [х] , третий [the] |
3 | 3 голоса | активный [п] , середина [р] , пассивный [с] |
4 | 5 настроений | изъявительный, оптативный, повелительный, сослагательный наклонения , [час] судебный запрет [час] |
5 | 5 времен | настоящее, несовершенное, совершенное, аорист, будущее |
Кроме того, причастия считаются частью глагольных систем, хотя сами по себе они не являются глаголами, и, как и другие санскритские существительные, их можно склонять в семи или восьми падежах для трех родов и трех чисел. [33]
В ведическом языке можно встретить до десятка типов инфинитива, хотя часты лишь несколько типов.
Строительные блоки
[ редактировать ]Формирование стебля
[ редактировать ]Отправной точкой спряжения является корень . В качестве первого шага корень можно подвергнуть обработке, чтобы сформировать основу, к которой присоединяются личные окончания. Возможные виды лечения: [34] [35]
- Суффикс: может быть добавлена тематическая гласная -a- или один из нескольких других суффиксов -ya- , -ó- / -nó- , -nā- и -aya- . [36]
- Инфиксия: носовой инфикс ( n , ñ , ṇ , ṅ ) может быть вставлен в корень, который при ударении равен -ná- . [37]
- Корень может подвергаться редупликации . [38]
- В некоторых временах или наклонениях приставка á- . может стоять [39]
- Во многих случаях ударение может различаться между корнем и окончанием, сопровождаясь соответствующими изменениями градации корневой гласной. [40]
Если V является гласной нулевой степени, гласная степени гуна традиционно рассматривается как + V, а гласная степени вриддхи - как ā + V.
Гласная (нулевая) оценка | а, – | я, я | грудь | р , р | ḷ |
Краткий дифтонг ( Гуна ) | ох, у тебя есть | есть | В | с | аль |
Степень длинного дифтонга ( Вриддхи ) | да, да | где | твой | снаружи | электронная почта |
Личные концовки
[ редактировать ]Окончания спряжения в Ведах передают личность , число и голос . В зависимости от того, к какой напряженной основе и настроению они присоединены, используются разные формы окончаний. Основы глаголов или сами окончания могут быть изменены или скрыты сандхи.
Первичное, вторичное, совершенное и повелительное окончания по сути такие же, как в классическом санскрите. Окончания сослагательного наклонения можно увидеть ниже: [41]
Человек | Активный | Середина | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Единственное число | Двойной | Множественное число | Единственное число | Двойной | Множественное число | ||
Сослагательное наклонение | 1. | -а, -ани | -идти | -имеет | - есть | -вахаи | -махай, -махай |
2. | -си, -с | - это | -что | -сай, -сай | -а́тай | -дхва́и | |
3. | -ти, -т | -тас | -(он)н | -тай, -ре | -а́итай | -антай, -анта |
Первичные окончания используются с изъявительными формами настоящего и будущего времени. Второстепенные окончания используются с несовершенным, условным, аористом и оптативом. Перфектное, повелительное и сослагательное наклонение употребляются с перфектным, повелительным и сослагательным наклонениями соответственно.
Спряжение
[ редактировать ]Существующая система
[ редактировать ]Настоящая система включает в себя настоящее время , несовершенное и оптативное , повелительное и сослагательное наклонения, а также редкие случаи предписания. [42]
Идеальная система
[ редактировать ]Перфект . употребляется в основном в изъявительном наклонении Стебель формируется с редупликацией, как и в нынешней системе.
Совершенная система также образует отдельные «сильные» и «слабые» формы глагола — сильная форма используется с активным глаголом единственного числа, а слабая форма — с остальными.
Перфект в санскрите может иметь форму простого перфекта и перифрастического перфекта.
Simple Perfect может образовывать расширенный Pluperfect, а помимо изъявительного наклонения он также может образовывать совершенные сослагательные наклонения, оптативы и императивы. Все это теряется в классическом санскрите, поскольку он образует только ориентировочные знаки.
Простой перфект — наиболее распространенная форма, которую можно составить из большинства корней. Простой совершенный стебель получается путем редупликации и, при необходимости, удлинения стебля. Спряженная форма принимает особые перфектные окончания. Перифрастический перфект используется с каузативом, дезидеративом, наименованием и корнями с просодической длинной анлаутной гласной (кроме а/а). Лишь немногие корни могут образовывать как простое, так и перифрастическое совершенное. Это bhṛ «нести», uṣ «сжигать», vid «знать», bhi «бояться», hu «жертвовать».
Система аористов
[ редактировать ]Система аористов включает собственно аорист (с изъявительным значением прошедшего времени, например, абхус «ты был») и некоторые формы древнего предписания (используемого почти исключительно с ма в запретах, например ма бхус «не будь»). Принципиальное различие между ними заключается в наличии/отсутствии дополнения – префикса a- к основе.
Основа системы аориста фактически имеет три различных образования: простой аорист, редуплицирующий аорист (семантически связанный с причинным глаголом) и шипящий аорист. Простой аорист взят непосредственно из корневой основы (например, bhū- : a-bhū-t 'он был'). Редуплицирующий аорист включает в себя дублирование, а также редукцию гласных основы. Шипящий аорист образуется с помощью суффикса s к основе. Сам шипящий аорист имеет четыре образования:
- атематический саорист
- атематический иш -аорист
- атематический сиш -аорист
- тематический с-аорист
Будущая система
[ редактировать ]Будущая система образуется с помощью суффикса -syá- или -ishyá- и гуны .
Примеры спряжения
[ редактировать ]Подробные таблицы спряжения можно найти на странице классического санскрита, указанной выше. Некоторые примечания об элементах, характерных для ведического санскрита, ниже:
- бху – «быть»
Оптатив принимает второстепенные окончания. -ya- добавляется к основе как в активном, так и в середине. В некоторых формах кластер ya выпадает.
Человек | Активный | Середина | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Единственное число | Двойной | Множественное число | Единственное число | Двойной | Множественное число | |
1. | бхавайям | бхавай(йа)ва | бхавай(йа)ма | бхавайя (м) | бхаваи (йа) вахи | бхаваи (йа) работа |
2. | бхавай(я)с | бхавай(я) там | бхаваи(йа)та | бхаваи (йа) это | бхавайятхам | бхаваи (из)дхвам |
3. | бхаваи (йа) т | бхавай(йа)там | бхавайюс | бхаваи(йа)та | для бхавайатов | баварский |
Сослагательное наклонение принимает сослагательные окончания.
Человек | Активный | Середина | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Единственное число | Двойной | Множественное число | Единственное число | Двойной | Множественное число | |
1. | бхава (в) | бхавава | бхавама | бхав(ам)ай | бхававахаи | бхавамахаи |
2. | снежинка(и) | бхаваты | бхаватха | бхавасаи | бавайтай | бхавадхвай |
3. | обморожение(я) | бхаваты | бхаван | бхаватаи | бхавайтай | бхаванта(ы) |
Следующие основы могут иметь все окончания.
Пассивный | Причинный | желательный | Интенсивный |
---|---|---|---|
бхуя- | бхавайа- | бубхуша- | баубхави- |
- как – «быть»
Человек | Активный | ||
---|---|---|---|
Единственное число | Двойной | Множественное число | |
1. | копать | свастика | Смас |
2. | туз | застой | оставаться |
3. | части | стоять | песок |
Человек | Активный | ||
---|---|---|---|
Единственное число | Двойной | Множественное число | |
1. | а́сам | асва | слышать |
2. | в ушах | астам | звезда |
3. | сегодня утром | для нас | асан |
Инфинитивы
[ редактировать ]Наиболее заметное различие между ведическим и классическим санскритом заключается в области инфинитива. В ведическом языке против одного типа инфинитива в позднем языке существует несколько форм, причем все они представляют собой старые падежи отглагольных существительных. [43] [44]
В ведическом языке можно выделить следующие основные типы инфинитива, отмеченные в порядке убывания частоты:
- Дательный падеж
- Винительный падеж
- Аблатив-родительный падеж
- местный
Дательный падеж инфинитив
[ редактировать ]Окончание, используемое для образования этого прилагательного, — -e . [я] Окончание может быть добавлено непосредственно к корню простого или сложного глагола или к дополнительным элементам ( -as- , -i , -ti , -tu , -tavā , -tyā , -dhyā , -man , -van ). могут перемежаться разными падежами корней. [44]
- Простой
- √бху- бхуве, -бхве·е [Дж] [Г]
- √привет-, пра·ги·è [ЧАС]
- дрше [Я]
- бхудже [Дж]
- -схватить·е [К]
- -вакуум [Л]
- пч·е [М]
- -как- формы
- икакшасе [Н]
- машина·ас·е [ТО]
- бхийасе [П]
- pushy·ás·e [В]
- Шрийасе [Р]
- -i- формы
- дршшайе
- война [С]
- грих·эй·е [Т]
- цитирую [В]
- -ти- формы
- иштайе [V]
- пи·ти·е [В]
- -tu- формы
- через озеро [Х]
- é·tav·e [И]
- черт возьми [С]
- ган·тав·е [АА]
- фут·тав·е [АБ]
- бар·тав·е [ЯВЛЯЮСЬ]
- слепое озеро [ОБЪЯВЛЕНИЕ]
- жизнь·отец·е [НО]
- -tu- формы [к]
- назначить · таваи
- трогать
- ман·таваи [ИЗ]
- -человек- формы
- вода·деньги·е [л]
- вид·мане·е [В] [м]
- -ван- формы
- даване
- дхурване [АХ]
Винительный падеж инфинитив
[ редактировать ]Здесь используется окончание либо -am , прикрепленное к слабой форме корня, либо -tum, как в латинском лежачем положении . [44] Последняя форма — единственная, сохранившаяся в классическом санскрите. [43]
Аблативный родительный падеж инфинитив
[ редактировать ]Это скорее отглагольное существительное, чем настоящий инфинитив. Есть еще два способа его формирования: -as или -tos . [44]
Местный инфинитив
[ редактировать ]Это очень редко, даже в самом древнем языке. Между корнем и местным пативом окончание -i , -tar- или -san- . может стоять [44]
Синтаксис
[ редактировать ]Из-за сложной ведической системы склонения порядок слов свободный (с тенденцией к SOV ).
Образец
[ редактировать ]Пример текста на ведическом санскрите с акцентуациями и т. д.:
Ригведа . , X. 125 | |
---|---|
ахам рудребдир·васубиш·чарами·ахам·адитьяир·ута вишва·деваих, | Я брожу с Рудрами [БГ] и Васу, я с Адитьями и всеми богами, |
— [45] | — [46] |
См. также
[ редактировать ]- Санскритская грамматика
- Санскритские существительные
- Санскритские глаголы
- Классический санскрит
- Ведический акцент
- Протоиндоарийский язык
- Протоиндоиранский язык
- Протоиндоевропейский язык
Примечания
[ редактировать ]- ^ Санскритские существительные , санскритские глаголы
- ^ Хотя в PIE формальная гендерная дифференциация была низкой: существительные мужского и женского рода имели одинаковые изгибы, а средний класс отличался от них только в именительном и винительном падежах. [14] на санскрите существительные относятся к любому из трех родов.
- ^ например, мутация -s на -ḥ или -r и т. д.
- ^ Обратите внимание, как гласная в слове pád- удлиняется при ударении.
- ^ засвидетельствовано только в единственном числе
- ^ замена -ī на -iy- применима только к этим
- ^ не встречается в повелительном наклонении
- ^ Перейти обратно: а б только ведический
- ^ что, если следовать за корнем, оканчивающимся на -ā, приводит к -ai
- ^ сложная форма
- ^ обратите внимание на двойной акцент
- ^ ср. греческий: do·men·ai
- ^ ср. греческий: ἴd·men·ai
Глоссарий
[ редактировать ]- ^ путь м.
- ^ месяц м.
- ^ поселение, -wich f.
- ^ думал, е
- ^ возничий, мф
- ^ богиня, ж
- ^ быть
- ^ отправить
- ^ чтобы увидеть
- ^ чтобы насладиться
- ^ схватить
- ^ говорить
- ^ спросить
- ^ чтобы увидеть
- ^ к тарифу
- ^ бояться
- ^ стремиться
- ^ быть великолепным
- ^ сражаться
- ^ схватить
- ^ чтобы понять
- ^ , чтобы обновить
- ^ пить
- ^ есть
- ^ идти
- ^ сделать
- ^ идти
- ^ пить
- ^ нести
- ^ говорить
- ^ жить
- ^ думать
- ^ знать
- ^ ранить
- ^ спросить
- ^ чтобы достичь
- ^ сиять
- ^ продлить
- ^ разместить на
- ^ дать
- ^ спросить
- ^ представить
- ^ есть
- ^ чтобы увидеть
- ^ быть пирсингованным
- ^ к падению
- ^ привязка
- ^ перепрыгивая через
- ^ собираюсь
- ^ рождение
- ^ опуская
- ^ разбитый
- ^ при созерцании
- ^ при виде
- ^ при пробуждении
- ^ для поддержки
- ^ вести
- ^ пройти
- ^ боги бури
- ^ морской бог
- ^ бог огня
- ^ божественные близнецы
- ^ отжимает/извлекает сок сомы
Традиционный глоссарий и примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фортсон, §10.20–10.28.
- ^ Макдоннелл, §1.2.
- ^ Райх, с. 122.
- ^ Фортсон, §10.41.
- ^ Уитни с. 100 ч. 8.
- ^ Фортсон, §10.20.
- ^ Райх, гл. 6.
- ^ Джеймисон и Бреретон, стр.14 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Берроу, §2.1.
- ^ Уитни, с. xi–xv.
- ^ Коулсон, с. xv–xvi.
- ^ Макдонелл, §122
- ^ Бакнелл, с. 11.
- ^ Эндрю Л. Зилер , Новая сравнительная грамматика греческого и латинского языков, Oxford University Press, 1995, стр.244.
- ^ Бакнелл, с. 12-16.
- ^ Уитни, §261–266.
- ^ Берроу, §4.2
- ^ Фортсон, §6.43.
- ^ Берроу, §4.3
- ^ Фортсон, §6.
- ^ МакДонелл, III.71, с. 33.
- ^ Уитни, §164–179.
- ^ Уитни, §383–399.
- ^ Макдоннелл (1910) §6.
- ^ Бикс, §13.2.5.
- ^ Макдоннелл (1910), §375–376.
- ^ Макдоннелл, §100.
- ^ Макдоннелл, §185
- ^ Коулсон p xxi
- ^ Уитни, §480.
- ^ Бакнелл, с. 34.
- ^ Макдоннелл, §121–122.
- ^ Берроу, с. 367
- ^ Берроу, §7.3.
- ^ Уитни, глава 8.
- ^ Нора, §7.8
- ^ Уитни, §683
- ^ Уитни, §588–590.
- ^ Берроу, §7.5.
- ^ Нора, §7.5
- ^ Макдоннелл, §131.
- ^ Макдоннелл, §316
- ^ Перейти обратно: а б Берроу, §7.17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Макдоннелл, §167.
- ^ Уитни , с. 518.
- ^ Бреретон и Джеймисон , с. 1603.
Библиография
[ редактировать ]- Эрнст Вильгельм Оскар Виндиш, Бертольд Дельбрюк, Древнеиндийская последовательность слов из Катагатхабрахмана [1]
- Артур Энтони Макдонелл , Ведическая грамматика (1910)
- Артур Энтони МакДонелл, Ведическая грамматика для студентов . Бомбей, Издательство Оксфордского университета. (1916/1975)
- Бруно Линднер, « по Самхитам Древнеиндийское именное образование: проиллюстрировано (1878 г.) [2]
- Майкл Витцель , Прослеживание ведических диалектов в диалектах индоарийской литературы, под ред. Кайя , Париж, 1989, 97–265.
- Мюллер М., Грамматика санскрита , Лейпциг (1868 г.)
- Рену Л., Грамматика ведического языка , Париж (1952).
- Уильям Дуайт Уитни , Грамматика санскрита . 5-е изд. Дели: Издательство Motilal Banarsidass. (1924) [1-е изд. 1879]
- Коулсон, Майкл, санскрит (учите сами) , МакГроу Хилл (2003)
- Фортсон IV, Бенджамин В. – Индоевропейский язык и культура – 2-е изд. – Уайли-Блэквелл (2010) – ISBN 978-1-4051-8896-8
- Берроу, Т. – Санскритский язык – ISBN 81-208-1767-2
- Бакнелл, Родерик С. – Грамматика санскрита – ISBN 81-208-1188-7
- Райх, Дэвид – Кто мы и как мы сюда попали – 1-й конец – (2019) – ISBN 978-1-101-87346-5
- Джеймисон, Стефани В., Бреретон, Джоэл П., Ригведа, Oxford University Press , 2020 г. ISBN 978-0-190-63336-3
- Бикс, Роберт (1995). Сравнительная индоевропейская лингвистика . Паб Дж. Бенджаминс. ISBN 1-55619-504-4 .