Jump to content

Зулусская грамматика

Грамматика зулусов — это способ кодирования значений в формулировки на языке зулу . Грамматика зулусов типична для языков банту и несет в себе все признаки этой языковой семьи. К ним относятся агглютинативность , богатый набор классов существительных , обширное склонение для лица (как субъекта, так и объекта), времени и вида, а также порядок слов субъект-глагол-объект .

Обозначения, используемые в этой статье

[ редактировать ]

Орфография зулусов не указывает длину или тон гласных, но это может быть важно отметить при описании грамматики. В этой статье используются следующие диакритические знаки для обозначения аспектов, которые не учитывает стандартная орфография:

Классы существительных

[ редактировать ]

Зулусское существительное состоит из двух основных частей: приставки и основы. Существительные группируются в классы существительных в зависимости от имеющегося у них префикса, причем каждый класс имеет номер. Например, существительные ábafána , «мальчики», и abángani , «друзья», относятся ко 2-му классу, характеризующемуся приставкой аба- , тогда как isíbongo , «фамилия» и isíhlahla , «дерево», относятся к 7-му классу, характеризующемуся приставкой isi. - . Числа основаны на классах, реконструированных для прото-банту , и имеют соответствующие классы в других языках банту. Поэтому классы, отсутствующие в зулу, создают пробел в нумерации, как и в случае с отсутствующими классами 12, 13 и 16, а также классами выше 17.

Префикс встречается в двух формах: полной и простой или краткой форме. Полная форма включает начальную гласную, называемую дополнением , тогда как в простой форме эта гласная опускается. Эти две формы имеют разные грамматические функции, как подробно описано ниже.

Зулусские классы существительных [1] [2]
Сорт Полный префикс Простой префикс Общее смысловое содержание Пример
1 один (у)- [а] м(и)- [а] Люди умунту , 'человек'
2 аба-, аба- [б] ба-, будь- [б] Обычное множественное число 1 класса абанту , «люди»
в- Имена собственные, термины родства, персонификации убаба , '(мой) отец'
о- бо- Обычное множественное число класса 1а ṓbabá , «(мои) отцы»
3 один (у)- [а] м(и)- [а] растение, часть тела, река uḿlenze , 'нога'
4 иммиграция- мне- Обычное множественное число 3 класса imílenze , 'ноги'
5 кожа что- Фрукт, часть тела, этническая принадлежность/раса (член), заимствованные слова и́канда , «яйцо»
6 или- и- Обычное множественное число 5 класса. амаканда , «яйца»
7 голова- и- Объект, часть тела, тип человека, обычаи/культура/язык. исисеби , «богатый человек»
8 этот- день- Обычное множественное число 7 класса izicebi , «богатые люди»
9 в- [с] н- [с] Животное инджа , «собака»
10 разрешение- [с] предложение- [с] Обычное множественное число классов 9 и 11. izinja , «собаки», izimpaphe , «перья»
11 голова-, голова- лу- Длинный/тонкий предмет ū́phaphé , «перо»
14 сейчас этот- Абстрактная концепция ubúhlalú , 'бусина(ы)'
15 три- к Инфинитив укуханья , 'свет'
17 три- к Реликвии, местные жители, неуказанный класс úkúdlá , 'еда / правая сторона'

Каждый класс по своей сути имеет единственное или множественное число. Классы с нечетными номерами — в единственном числе, классы с четными номерами — во множественном числе, за исключением класса 14, который также имеет единственное число по смыслу. Множественное число существительного обычно образуется путем перевода его в следующий более высокий класс. Таким образом, множественное число слова умунту 1-го класса , « человек класса 2 », — это абанту , «люди». Для существительных 11 класса множественное число соответствует 10 классу. В классах 14, 15 и 17 обычно вообще нет множественного числа, но в редких случаях класс 6 используется для образования множественного числа для этих существительных.

Класс существительного определяет формы других частей речи, таких как глаголы и прилагательные. Эти другие части речи получают свои собственные префиксы, соответствующие по классу существительному, хотя сами префиксы не совсем одинаковы:

  • ум фана ом хулу , «большой мальчик»
  • дерево большое ' '

С точки зрения значения группы схожих существительных, как правило, принадлежат к схожим классам существительных. Например, имена и фамилии встречаются только в классе 1а. Существительные, обозначающие людей, в том числе существительные-агенты , обычно относятся к классу 1, тогда как животные часто относятся к классу 9. Абстрактные существительные часто относятся к классу 14, заимствованные слова - к классам 9 и 5, а инфинитивы глаголов и существительных, производных от них, - к классу 15. Это всего лишь рекомендации, и в каждом классе есть исключения.

Тон существительных

[ редактировать ]

Каждая основа существительного (без приставки) имеет свой характерный тон , где каждый слог изначально высокий (H) или низкий (L). Например, основа -ntu существительного umúntu имеет образец L (один слог с низким тоном), а основа -fúbá существительного isifûba имеет базовый образец HH (два слога с высоким тоном). Существует несколько правил, которые изменяют основные тона для создания окончательного образца тона, который фактически используется в речи. Таким образом, произнесенные тона могут весьма разительно отличаться от основных тонов. Это уже очевидно на примере ísifûba , где базовый паттерн HH на самом деле произносится как FL (падающий минимум).

Приставки существительных также имеют свойственный тоновой рисунок, но он одинаков для всех существительных и классов существительных. Простой префикс имеет один тон L, за исключением класса 9, где простой префикс не состоит из слогов. Полный префикс имеет базовый шаблон HL (простой префикс имеет L, расширенный — H), но односложные префиксы классов 5, 9 и 11 имеют только H. Опять же, базовый шаблон может быть изменен одним или несколькими правила тона, как это видно в Ubuntu , где основной префикс — úbu-, но отображается как ubú- .

К существительным применяются следующие правила тона:

  1. Распространение префикса: если предпоследний (2-й последний) слог приставки имеет высокий тон, а первый слог основы существительного имеет низкий тон, высокий тон распространяется вправо к концу префикса.
  2. H-распространение: последний высокий тон в слове, если он встречается перед предпоследним (третьим последним) слогом, будет распространяться вправо до предпоследнего слога. Если основа не содержит высоких тонов, это правило может применяться и к высокому тону в приставке, что приведет к его распространению на основу.
  3. Конец фразы HH: где предпоследний (2-й последний) слог удлиняется, наконец, фраза, если последние два слога слова HH, то если...
    • оба слога относятся к основе, они становятся FL (ниспадающими).
    • первый принадлежит односложной приставке, а второй принадлежит основе, они становятся FH (падающий высокий).
  4. Удаление слева: в последовательности высоких тонов, возникшей в результате правил распространения, все, кроме последнего высокого тона, удаляются и заменяются низкими тонами. Любые высокие тона в основе, непосредственно предшествующие последнему высокому или нисходящему тону, также удаляются, даже если они являются внутренними, а не являются результатом распространения.
  5. Смещение тона: Как описано в разделе «Зулусская фонология» .
  6. Диссимиляция тона: любой оставшийся образец HH в конце слова становится HL.

Эти правила упорядочены, так что, например, правило расширения префикса применяется перед правилом удаления слева: даже если правило удаления слева удаляет высокий тон из первого слога основы, правило расширения префикса все равно будет работать, как если бы оно было все еще присутствует. Таким образом, применение правила распространения префикса может выявить основной тон первого основного слога. Более того, последние два слога обычно не изменяются ни одним из правил, так что основные тона обычно там легко видны. Исключение касается HH в последних двух слогах: либо правило HH в конце фразы преобразует их в FL, правило удаления слева удаляет первую H, давая LH, либо правило диссимиляции тона преобразует ее в HL.

Обратите внимание, что комбинация правил расширения и правила удаления слева создает впечатление «сдвига» высоких тонов вправо. Однако в хронологическом порядке это два отдельных процесса, и некоторые другие языки нгуни (например, некоторые диалекты коса ) имеют правила распространения, но не правила удаления.

В следующей таблице показаны примеры основных тоновых рисунков и поверхностных рисунков, возникающих в результате применения правил. Дефис указывает границу между приставкой и основой существительного; перед дефисом указываются тона приставки, после него — самой основы существительного.

Тон
шаблон
Базовый
форма
Распространение префикса H-разброс Фраза-финал
ХХ
Левый
удаление
Тон
перемещение
Тон
диссимиляция
Один слог
л грудное вскармливание нежность груди дети
в-длу
ЧАС уму-ти
в-да ин-джа
в-да
ин-джа
другой-я
Два слога
LL ледяная хлахла Иси-хлахла иси-хлахла
ин-дода
вкус-йони изин-йони изин-йони разрешение-йони
разрешение-йони
Мне это нравится Изин-Дода доставка лицензии
ХЛ ледовый буй
Ин-Сизва
ЛГ мороженое мороженое Иси-Кати
Изи-Кати изи-кати Эзи-Кати это-катхи
изи-кати
это-катхи
изи-катхи
сухожилие-como
ХХ гм-фаза гм-фази
гм-фаза
гм-фази
гм-фазы
уютный грех-ранний
уютный
грех-ранний
в косах
Три слога
LLL доставлено ин-додана ин-додана
по лицензии изин-доставлено изин-додана разрешение-додана
ХЛЛ син-якато
ЛХЛ рожок мороженого рожок мороженого иси-кашана
вкус-кашана изи-кашана Эзи-кашана изи-кашана
ХХЛ Ледяной фазан Иси-Фазан
ЛЛХ [ нужен пример ]
HLH [ нужен пример ]
ЛХХ [ нужен пример ]
ХХХ гм-себензи ум-себензи
гм-себензи
ум-себензи
гм-себензи
Четыре слога
ЛЛЛЛ у-гокте ú-докотела у-докотела
HLLL [ нужен пример ]
ЛХЛЛ [ нужен пример ]
ХЛХХ ин-гококази ин-гококази
ин-гококази
ин-гококази
ин-гококази
ин-гококази
ин-гококази
ХХЛЛ ум-фазазана ум-фазазана
ЛХХХ Син-Томбасан ин-томбазан
Син-Томбасан
ин-томбазан
ин-томбазан
Изин-Томбасан Изине-Томбазан Изин-Томбазан
Изине-Томбазан
Изин-Томбазан
Изин-Томбазан
разрешение-tómbazâne
Зин-томбазане

Сочетание этих правил часто может привести к двусмысленности в отношении основных тонов, особенно с более длинными основами и префиксами класса 9. Например, поверхностная форма ínhlamvukâzi может отражать HHLL или LHLL, где падающий тон будет результатом смещения тона, а первый высокий тон потерян из-за делеции слева. Но также возможны HHHH, LHHH или LLHH, с падающим низким финальным паттерном из-за HH в конце фразы, а не смещения тона. Возможен даже HLLL, с расширением H, за которым следует удаление влево и смещение тона, создающее нисходящий тон. Известно, что в данном конкретном случае существительное происходит от ínhlâmvu с образцом HH, но это все еще оставляет возможность использовать как HHLL, так и HHHH.

Использование полных и простых форм.

[ редактировать ]

Полная форма, включая начальное дополнение, является формой существительного по умолчанию. Он используется в большинстве случаев, например, в роли подлежащего или объекта глагола. Простая форма имеет более конкретное применение. К ним относятся: [3]

  • Как звательный падеж , прямо обращающийся к кому-то или чему-то.
    Баба , пожалуйста! «Отец, помоги мне!»
  • Когда существительному предшествует указательный падеж .
    lo muntu , «этот человек»
  • Когда за существительным следуют вопросительные прилагательные -phí «который?» или -ní «какой?».
    сколько ? , «какой человек?»
    мунту муни? , 'что за человек?'
  • С частицей са- «нравится».
  • После отрицательного глагола, когда значение неопределенное, т.е. переводимое таким словом, как «любой».
    Angibóni bantu «Я не вижу людей», в отличие от Angibóni abántu «Я не вижу людей».
  • При негативе образуется так называемый «ассоциативный копулятив».
    Angin̤a njá , «У меня нет собаки», в отличие от Ngin̤ ênjá , «У меня есть собака», в котором e отражает комбинацию конечного a копулятива и дополнения существительного i .
  • В отрицательном предложении с неопределенным притяжательным падежом, изменяющим объект.
  • В придаточном предложении, когда относительное согласие предваряется притяжательной формой, т. е. с «чьим» в качестве относительного.
  • Во фразе, которая выступает синонимом предыдущего местоимения.
    Тина, банту ,... , «Мы, люди,...»

Локатив — это форма существительного , указывающая на местоположение, связанное с существительным. Его можно перевести на различные английские предлоги, такие как «in», «at», «on», «to» или «from», и поэтому оно имеет довольно общее значение. Местный падеж образуется двумя разными способами, в зависимости от класса существительного.

Для существительных классов 1(a) или 2(a), которые включают все собственные имена людей, местный падеж образуется путем добавления к существительному префикса kú- с отбрасыванием дополнения. Приставка имеет высокий тон, как и приставка, поэтому тональность слова не меняется. Например:

  • umúntu , 'человек' → ku múntu , 'на/на/к/от и т. д. человек'
  • abántu , «люди» → ku bántu , «у/на/к/от и т. д. люди»
  • úbabá , 'отец' → babá , 'в/на/к/от и т. д. отец'
  • ṓbabá , 'отцы' → kṓ babá , 'у/на/к/от и т. д. отцов' ( u + o дает o )
  • Октябрь , 'Октябрь' октябре в

У существительных, не относящихся к 1 или 2 классу, местный падеж образуется путем замены дополнения существительного на е- или на о- у существительных 11 класса. У большинства существительных также добавляется суффикс -ini , что приводит к различным изменениям последней гласной основы. Дополнительный основной слог также меняет рисунок тона.

  • а + ini eni
  • е + ini eni
  • я + это это
  • о + это вени
  • ты + я кто

Несколько примеров:

  • uḿlenze , 'нога' → e mlénz eni , 'на ноге'
  • îsó , «глаз» → ê s weni , «в глазу»
  • ámánzi , «вода» → é mánz ini , «в воде»
  • índlebé , «ухо» → é ndlebéni » , «в ухе
  • ínkungú , «зуб» → é nkung wíni , «в зубе»
  • ū́phahla , «крыша» → ō pháhl eni , «на крыше»

Некоторые существительные имеют местные формы без суффикса, используя только приставку. Сюда входит большинство существительных для географических названий, а также несколько обычных существительных:

  • îGóli , « Йоханнесбург » → ê Góli , «в Йоханнесбурге»
  • îndlé , «дикая природа» → ê ndlé , «в дикой природе»
  • ichânda , «голова» → ê khânda , «на голове»
  • ихая , «дом» → ê кхайя , «дома»
  • úbusûku , «ночь» → é busûku , «ночь»
  • ínyákatho , «север» → é nyákatho , «на севере»

Притяжательный

[ редактировать ]

Притяжательная форма аналогична родительному падежу некоторых других языков. Он указывает на обладателя или более общую ассоциацию и соответствует по значению английскому предлогу «of». Оно ставится после притяжательного существительного и получает специальный притяжательный префикс, соответствующий классу предыдущего существительного. Например:

  • ū́ pahla lwé ndlu , «крыша дома»
  • ama sondo ê bhási , «колеса автобуса»
  • úku shísa kwo ḿlilo , «жар ​​огня»

Притяжательный префикс образуется от подлежащего созвучия глаголов (см. раздел глаголы) плюс á . Когда притяжательный префикс присоединяется к существительному класса 1а (владелец — это класс 1а, а не вещь, которой владеют), добавляется дополнительная буква k , а подлежащее согласие вообще опускается, если оно состоит только из гласной.

Зулусские притяжательные префиксы
Сорт Префикс Префикс
+ класс 1а
1, 1а приходить- читать-
2, 2а Ба- доллар-
3 приходить- читать-
4 арендовать- читать-
5 лист- нравиться-
6 на- читать-
7 пила- сика-
8 для- Зика-
9 арендовать- читать-
10 для- Зика-
11 приходить- искать-
14 Ба- книга
15 сказать- пищит-
17 сказать- пищит-

Гласная приставки сливается с любой начальной гласной существительного следующим образом: [4]

  • а + а а
  • а + е е
  • а + я е
  • а + о о
  • а + ты о

Например: Isilwane sethu , «Наше животное»: образовано с помощью sá- (притяжательный префикс существительного 7-го класса isilwane , «животное») и -íthú (притяжательная основа личного местоимения первого лица множественного числа).

У существительных, не относящихся к классу 1а, притяжательный префикс может присоединяться как к полной, так и к простой форме существительного. При присоединении к простой форме оно имеет неопределенное значение, как и «любой», употребляемое с отрицательными глаголами. Полная форма используется в других случаях. Например:

  • angidlánga úkudlá kwê njá , «Я не ел собачью еду» / «Я не ел собачью еду»
  • angidlánga úkudlá kwâ njá , «Я не ел собачьей еды» / «Я не ел собачьей еды»

У существительных класса 1а приставка, дополненная ka , всегда присоединяется к простой форме. [ нужны разъяснения ]

Притяжательная форма может быть расширена до существительной формы. Оно создается путем добавления префикса á- , é- или ó- к притяжательному падежу, в зависимости от префикса существительного класса одержимого: a используется, когда префикс одержимого существительного начинается с a , e , когда он начинается с i , o, когда он начинается с тобой . В классе 6 áw- стоит префикс .

  • in dlu mzingéli , «дом охотника» → éyó mzingéli , «дом охотника (один)»
  • ī khompyutha liká babá , 'отцовский компьютер' → éliká babá , 'отцовский (один)' [ нужны разъяснения ]

Копулятивный

[ редактировать ]

Копулятивная форма существительного выражает идентичность и имеет значение, аналогичное английской связке be . Однако это форма существительного, а не глагола, поэтому глагол не нужен, по крайней мере, в настоящем времени. Копулятив образуется путем добавления так называемого «идентифицирующего префикса», который принимает три разные формы:

  • ng- если существительное начинается с a , e , o или u
  • y̤- если существительное начинается с i
  • w̤- для существительных 11 класса

Сама по себе копулятивная форма означает «это есть» или «это есть», например:

  • ng umama , 'это моя мать, это/мать' [ нужны разъяснения ]
  • intómbazâne , «это девочка»
  • ūphâhla lwéndlu , «это крыша дома»

Когда существительное приравнивается к чему-то другому, перед копулятивом ставится согласование подлежащего (см. раздел «Глаголы»), которое соответствует подлежащему, которому приравнивается существительное. Подлежащее может быть указано или не указано явно, как это обычно бывает с глаголами. Таким образом:

  • в ja iy̤ isilwane «собака — это животное».
  • ī kati liy̤ isilwane , «кошка — животное»
  • нгинг уфази : «Я женщина»
  • ung uḿngani kamama , «он/она друг моей матери» [ нужны разъяснения ]

Однако, когда две приравниваемые вещи имеют один и тот же класс существительных, согласие субъекта не учитывается:

  • umúntu ng umúntu ngabántu , «человек становится личностью через (других) людей»

Существительные притяжательные формы существительного также имеют собственный копулятив. Они образуются и используются так же, как и основное существительное, и всегда используют префикс ng- .

  • índlu yómzingéli , «это дом охотника» → ng éyómzingéli , «это дом охотника (один)»
  • īkhompyutha kábabá , «это компьютер отца» → ng elíkábabá , «это компьютер отца (один)» [ нужны разъяснения ]

Для выражения негатива связки, соответствующего английскому «is not» и подобного, приставка a- к подлежащему созвучию существующего копулятива добавляется . Следовательно, предметное согласие должно присутствовать всегда; приставку нельзя добавлять к голому копулятиву.

  • a ngiy̤isilwane , «Я не животное»
  • а вунгунгани вами , «он/она не мой друг»

Местоимения

[ редактировать ]

Местоимения во многом ведут себя как существительные, имея локативную, притяжательную и копулятивную формы. Однако они отличаются тем, что имеют одну форму для каждого возможного класса, к которому они могут обращаться.

Местная форма местоимений образуется так же, как и существительные 1 или 2 класса, с использованием приставки ку- и суффикса нет. Притяжательные формы такие же, как и у существительных. В копулятивной форме всегда используется идентифицирующий префикс yi- .

Личные местоимения

[ редактировать ]

Личные местоимения встречаются в двух формах: независимой форме, которая используется только как слово, и соединительной основе, которая используется всякий раз, когда добавляется приставка. Независимая форма состоит из соединительной основы с добавлением na в конце. Некоторые местоимения также имеют отдельную притяжательную основу, которая представляет собой соединительную основу, которая используется при добавлении притяжательного префикса.

Зулусские личные местоимения
Сорт Независимый Объединение
корень
Притяжательный
корень
1-е пение. мой -мне
2-е пение. Вэнь -мы - исправить
1-е множественное число. тонкая -экзамен - есть
2-е множественное число. нет -внутренний
1, 1а йена -вы -хе
2, 2а Бона - идти -пучок
3 ну давай же -где -смотреть
4 йона - их -таять
5 Лона -это -лошадь
6 ну давай же -где -смотреть
7 Сона -так -только
8 зона -Так -Так
9 йона - их -таять
10 зона -Так -Так
11 Лона -это -лошадь
14 Бона - идти -пучок
15 хона - исправить -трудный
17 хона - исправить -трудный

Формы mina , wena , thina и nina означают «я», «ты» (единственное число), «мы» и «ты» (множественное число) соответственно. Формы классов 1 и 2 используются как местоимения третьего лица: yena означает «он» или «она», а bona означает «они». Все формы классов, включая классы 1 и 2, означают «оно» или «они», когда речь идет о предмете определенного класса. Например, йона может относиться к инджа (9-й класс), а вона — к аманзи (6-й класс). Местоимение 17 класса кхона служит нейтральным местоимением, безразличным к классу.

Обратите внимание, что за пределами первого и второго лица единственного числа притяжательная основа имеет высокий тон. Поскольку притяжательный префикс также имеет основной высокий тон, комбинированный высокий-высокий тон проявляется как нисходящий-низкий образец, как и в существительных класса тонов HH. В первом и втором лице единственного числа только притяжательный префикс имеет высокий тон, поэтому результирующий поверхностный рисунок просто высокий-низкий.

Зулу — язык , поддерживающий отбрасывание . Поскольку глагол уже включает в себя префиксы для обозначения подлежащего и дополнения, личные местоимения не являются строго необходимыми и в основном используются для выделения.

Указательные местоимения

[ редактировать ]

Указательные местоимения в зулусском языке встречаются трех типов:

  • Проксимальный («это»), относится к чему-то рядом с говорящим. Он образуется путем добавления к относительному согласию префикса l .
  • Дистальный («это») относится к чему-то, находящемуся не рядом с говорящим. Он образуется путем замены последней гласной ближайшего указательного падежа на о (с дополнительной согласной (полугласные w или y), вставленной для односложных форм).
  • Удаленный («там»), относящийся к чему-то, находящемуся далеко от говорящего и слушающего, но в пределах видимости. Он образуется путем добавления суффикса или yana к проксимальному указательному падежу (после замены конечного -o дистальной формы на -a ).

Для каждого класса существительных, на который можно указать, есть одно местоимение. Как и личные местоимения, 17 класс является нейтральным классом.

Зулусские указательные местоимения
Сорт Проксимальный Дистальный Удаленный
1, 1а лошадь, кобыла лоуо ловайа́, лоуэй
2, 2а ступня хороший лабая́, лабиринт
3 лошадь, кобыла лоуо ловайа́, лоуэй
4 сок, Лена вот и все Lawyā, законность
5 плакать сегодня лелия́, быть удовлетворенным
6 лежать, брать взаймы пойдем лавайа́, чтобы было видно
7 поражение ленивый лесия́, быть медленным
8 поражения пойдем лезия́, медленно
9 сок, Лена вот и все лейа, лейана
10 поражения пойдем лезия́, медленно
11 ржу не могу большой яркий, яркий
14 бросить волк лобуя́, лобуй
15 лоху лохо вот и все, вот и все
17 лоху лохо вот и все, вот и все

Более длинные формы используются особенно тогда, когда указательный падеж стоит отдельно в конце предложения. Односложные формы , и lo сохраняют ударение на последнем слоге при присоединении приставок. Отдаленные указательные слова в -yā также имеют финальное ударение. Для классов 4 и 9 удаленная форма обычно сокращается до менее громоздкой леи , как показано для класса 9 в таблице выше.

Указательные падежи могут стоять отдельно, как настоящие местоимения, но также могут использоваться в сочетании с существительными, как «это» и «то» в английском языке. Указательный падеж может предшествовать существительному или следовать за ним. Если оно предшествует, существительное появляется в простой форме, а если следует, то существительное стоит в полной форме.

Прилагательные

[ редактировать ]

Термин «прилагательное» применительно к зулу и большинству других языков банту обычно применяется только к довольно ограниченному набору слов. Однако в более широком смысле оно может относиться к любому слову, которое изменяет существительное. Здесь используется более широкий смысл. Прилагательные в более строгом смысле банту в этой статье называются «истинными прилагательными».

У всех прилагательных есть одна общая черта: все они следуют за изменяемым существительным и требуют какого-то префикса, класс которого соответствует предыдущему существительному. Различные типы прилагательных отражают разные используемые префиксы:

  • «Истинные» прилагательные начинаются с прилагательного согласия.
  • Родственники имеют префикс относительного согласия.
  • В нумеративах используется перечислительное согласие.

Прилагательные имеют те же классы тонов, что и существительные.

Настоящие прилагательные

[ редактировать ]

Как уже упоминалось, прилагательные в узком смысле довольно редки в зулусском языке: их существует всего около двух десятков. Они образуют закрытый класс ; новые прилагательные не создаются.

Зулусские настоящие прилагательные [5] [6]
прилагательное (суффикс) значение
-из высокий, длинный, высокий
-фишане короткий
- маленький маленький, немногий, молодой
- большой большой, большой
уродливый, плохой, злой
-пожалуйста красивый, хороший
-напиток новый, молодой
- принес старый
- много много
- были два
- три три
-ne четыре
- пять пять
-месть сколько?

Существует один набор согласований прилагательных: обычное согласие прилагательного и его сокращенная версия.

Согласие прилагательного можно рассматривать как образованное путем добавления префикса к полному префиксу существительного с учетом слияния гласных с начальной гласной префикса существительного. AC класса 8 по умолчанию использует дополнительный n , которого нет в существительных. Формы первого и второго лица создаются аналогично, путем дублирования гласной в подлежащем созвучии с последующим добавлением префикса .

Когда прилагательное употребляется в предикативном значении, первая гласная выпадает из согласия прилагательного. Существуют также формы для первого и второго лица. Они образуются путем присоединения соответствующих предметных созвучий (см. раздел глаголов) к простым префиксам существительных классов 1 (единственное число) и 2 (множественное число).

Сорт Обычный Копулятивный
1-е пение. энгим(у)- нгим(у)-
2-е пение. к один (у)-
1-е множественное число. становление мы становимся
2-е множественное число. никто если-
1, 1а к м(и)-
2, 2а аба- нет-
3 к м(и)-
4 Я- мне-
5 или- что-
6 или- и-
7 как- и-
8 не мочь [с] предложение- [с]
9 в- [с] в- [с]
10 не мочь [с] предложение- [с]
11 голос- лу-
14 оба- этот-
15 Это к
17 Это к

Примеры:

  • Много людей , «много людей»
  • Людей много , «людей много»

То есть: абанту относится к классу существительных 2, поэтому его прилагательное соответствует аба- , которое присоединяется к -нинги для образования абанинги . Для «много собак» это приводит к izinja eziningi , от izinja , «собаки» (существительное класса 10) и ezin- (согласие прилагательного для существительного класса 10) + -ningi , «многие», плюс фонологическое условие для удаления двойного числа. н.

  • Настоящий человек , «старый человек»
  • Настоящий человек , «человек старый»
  • Высокий человек , «высокий человек»
  • Человек высокий , «человек высокий»

Обратите внимание, что -dala сочетается с om- , а -de с omu-, потому что длинная форма префикса/согласия используется, когда основа односложна, в противном случае используется короткая.

Другой пример существительного 9-го класса с согласованием прилагательных en- :

  • ' 'хорошая собака
  • Инджа нхле , «собака хорошая»

Родственники

[ редактировать ]

Родственники — это открытый класс , и большинству английских прилагательных соответствует родственник на языке зулу.

Как и у истинных прилагательных, у родственников есть два согласия: обычное согласие и более короткое копулятивное согласие. Они образуются точно параллельно, с одним ключевым отличием: для родственников подлежащее согласие в качестве основы используется предметного согласия, которой предшествует . , а не префикс существительного. Обычное относительное согласие затем формируется путем добавления копии гласной

Сорт Обычный Копулятивный
1-е пение. инженер- я
2-е пение. - в-
1-е множественное число. как- и-
2-е множественное число. один- в-
1, 1а - в-
2, 2а аба- нет-
3 - в-
4 и- я-
5 или- что-
6 а- а-
7 как- и-
8 хороший- день-
9 и- я-
10 хороший- день-
11 голос- лу-
14 оба- этот-
15 Это к
17 Это к

Как и существительные, глаголы образуются путем добавления приставок к основной основе. Однако приставки не являются фиксированной частью глагола, а указывают на подлежащее, дополнение и разные другие нюансы. Для обозначения разных времен и настроений используются разные основы и приставки. Обычно глаголы приводятся в основе основного настоящего времени, которое оканчивается на -a , например -wa «падать», -dlá «есть», -enza «делать, делать», -bôna «делать». видеть», -siza «помогать», -sebénza «работать». Некоторые глаголы оканчиваются на другие гласные, а именно -âzi «знать», -sho «говорить», -thi «говорить».

Префиксы всегда присоединяются в фиксированном порядке; префикс объекта всегда идет последним, непосредственно перед основой глагола, а префикс субъекта идет перед префиксом объекта. Определенные префиксы времени, настроения и полярности могут стоять между префиксом субъекта и объекта или помещаться перед префиксом субъекта. Никакой префикс не может находиться между префиксом объекта и основой. Например, wālipheka «он/она это приготовил» состоит из основы -pheka «готовить», которой в обратном порядке предшествует префикс объекта li- (класс 5), маркер отдаленного прошедшего времени -ā- и префикс субъекта. u- (он/она/класс 1, который становится w-, когда следует гласная). Форма angikuboni «Я тебя не вижу» состоит из основы -boni (отрицательная основа от -bona «видеть»), которой предшествует префикс объекта ku- (второе лицо единственного числа), префикс субъекта ngi- ( от первого лица единственного числа) и отрицательный маркер a- .

Субъектные и объектные согласования

[ редактировать ]

И подлежащее, и, если применимо, дополнение глагола обозначаются префиксами или созвучиями, прикрепленными к основе глагола. Зулу — язык , поддерживающий отбрасывание : явные личные местоимения используются только для выделения, тогда как в целом согласования глагола дают достаточно информации. Когда существительное используется в качестве подлежащего или объекта, согласие должно соответствовать его классу. Для обращения к кому-либо в третьем лице, без существительного, используются классы 1 и 2. Подлежащее согласие должно присутствовать всегда, за исключением инфинитива и повелительного наклонения. Согласование объекта всегда необязательно, даже если за глаголом следует явный объект.

Существуют четыре различных вида словесного согласия. Для подлежащего различают первичное подлежащее, второстепенное подлежащее и причастное подлежащее. Кроме того, для объекта используется отдельный набор. Все четыре по сути одинаковы, если не считать тона, за исключением класса 1.

  • Первичные подлежащие созвучия (subj1) употребляются для подлежащего во всех временах положительного изъявительного наклонения. В своей основе они низкотонны у первого и второго лица и высокотонны у остальных.
  • Вторичные субъектные согласования (subj2) используются для подлежащего для всех глаголов, отмеченных отрицанием, и для глаголов, отмеченных сослагательным наклонением. Все они в основе своей высокотонны.
  • Согласия причастного субъекта (subjP) присутствуют всякий раз, когда глагол находится в причастной форме. Это согласие, существующее в причастных глаголах, используется независимо от времени глагола. Они идентичны второстепенным предметным согласиям, за исключением того, что любое финальное a становится e .
  • Согласия объекта (obj) используются для объекта глагола, используются только для переходных глаголов и могут использоваться для обозначения специфичности и/или определенности. Все они в основе своей высокотонны.

Буквы в скобках обозначают дополнительные буквы, которые добавляются, когда префикс находится не в начале слова, чтобы «сохранить» фонологию от нарушения или избежать двусмысленности.

Человек/
Сорт
Начальный
предмет
(subj1)
Вторичный
предмет
(subj2)
Причастный
предмет
(субджП)
Объект
(объект)
1-е пение. я нет- нет- нет-
2-е пение. в- (ж)ú- (ж)ú- умереть-
1-е множественное число. и- Ага- Ага- Ага-
2-е множественное число. в- нет- нет- нет-
1 Эм-м-м- (к)он- (к) это- ḿ-
2 Ба- Ба- маленький- Ба-
3 Эм-м-м- (ж)ú- (ж)ú- зыбь-
4 в- (у) в- (у) в- повернуть-
5 ли- ли- ли- ли-
6 на- (ж)á- (ж) это- приходить-
7 Ага- Ага- Ага- Ага-
8 зи- зи- зи- зи-
9 в- (у) в- (у) в- повернуть-
10 зи- зи- зи- зи-
11 меньше меньше меньше меньше
14 отстой- отстой- отстой- отстой-
15 умереть- умереть- умереть- умереть-
17 умереть- умереть- умереть- умереть-
рефлексивный зи-

Примеры:

  • Си хамба мандже. , «Мы собираемся сейчас».
  • Thina si hamba manje. , « Мы собираемся сейчас». (с акцентом)
  • Я видел это . , «Я вижу его/ее».
  • Я вижу его . , «Я вижу его/ее ». (с акцентом)
  • Я дарю ему подарок. , «Я дарю ему/ей подарок».

Возвратный префикс встречается только как объект и относится к подлежащему предложения. Оно эквивалентно таким английским формам, как «я» , «сам» , «сам» и так далее.

  • умываюсь « » Я
  • u ya zi bona , 'он видит себя'

Времена и настроения

[ редактировать ]

Причастная форма используется, среди прочего:

  • чтобы указать одновременность
  • в придаточных предложениях с определенными союзами .
  • с некоторыми вспомогательными глаголами.

Инфинитив

[ редактировать ]

Инфинитив — это существительное действия и принадлежит к классу 15, который зарезервирован специально для инфинитивов. Это существительное во всех отношениях, а потому имеет простую форму: местный падеж, притяжательный падеж и так далее. Это соответствует английскому инфинитиву или герундию .

Образование инфинитива [7]
Утвердительный уку[объект]...а
Отрицательный вклад[объект]...i

В пассивных глаголах, оканчивающихся на -(i)wa , суффикс -a используется в отрицательном значении вместо обычного -i .

Примеры
Глагол Утвердительный инфинитив Отрицательный инфинитив
-из ukúwa «падать; падать» укунгави «не падать»
- это идет úkudlá "есть, есть" ukúngadlí "не есть"
- это идет ukuyídla «съесть это» (4 или 9 класс) ukúngayîdli «не есть» (4 или 9 класс)
-они укубона "видеть" укунгабони «не видеть»
-они укунгибона «увидеть меня» ukúngangíbôni «не видеть меня»
- он сделал ukwénza "делать" ukúngenzí "не делать"
-часть укоша "жарить" ukúngosí "не жарить"

Инфинитив также может иногда быть результирующим существительным или другим существительным, связанным с глаголом. Например, хотя инфинитив укудла в обычном значении означает «есть», он также имеет лексическое значение «еда». Это различается для каждого глагола и является лексическим свойством этой конкретной формы инфинитива, поэтому его необходимо изучать для каждой из них.

Императив

[ редактировать ]

Императив используется для подачи прямых команд. Это может происходить как отдельно, так и с префиксом объекта.

Формирование императива [8]
Один С объектом
Единственное число (делать)... да [объект
Множественное число (делать)... [объект]... один

Форма множественного числа с суффиксом -ni используется при обращении к нескольким людям.

Приставка yi- используется, когда основа глагола состоит только из одного слога. Сокращенная форма y- используется, когда основа начинается с гласной (независимо от количества слогов). В исключительных случаях глагол -za «приходить» вместо этого использует префикс wo- , таким образом, woza , wozani и т. д.

Примеры
Глагол Один С объектом
- это идет Йидла! Йидлани! "Есть!" Йидл! Йидлени! «Ешь это!» (класс 4 или 9)
- он сделал Йенза! Йензани! "Делать!" Квенце! Квензени! «Сделай это!» (15 или 17 класс)
- сиза Сиза! Сизани! "Помощь!" Помоги мне! Помоги мне! "Помоги мне!"

Настоящее время

[ редактировать ]

Настоящее время — это время по умолчанию, используемое для обозначения событий в настоящем. Оно соответствует английскому простому настоящему или продолжительному настоящему.

Образование настоящего времени. [9]
Главный Причастный
Утвердительный [subj1](ya)[obj]...a [subjP][obj]...а
Отрицательный а[subj2][obj]...i [subjP]что[obj]...i

Инфикс -ya- используется всякий раз, когда форма имеет удлинение на предпоследнем слоге, т. е. когда он встречается в конце предложения.

Примеры
Глагол Пример
- инвалидность Уяхамба. , «Он идет».
- инвалидность Ухамба экусени. , «Он уходит утром».
- инвалидность Акахамби. , «Он не пойдет».
- сиза Ты помоги мне. , «Он помогает мне».
- сиза Ты помогаешь мне сегодня. «Он помогает мне сегодня».
- сиза Акангисизи. «Он мне не помогает».
- сиза Усиза уйсе. , «Он помогает своему отцу».
- говорить Ухулума эдла. , «Он разговаривает, пока ест». / «Ест, он разговаривает».
-они Я видел, что он не работает. , «Я видел, что он не работал».

Прошедшее время

[ редактировать ]

В зулусском языке есть два разных прошедших времени: недавнее прошедшее (также называемое совершенным ) и отдаленное прошедшее (или претерит ). Однако они оба имеют одни и те же отрицательные формы. Что такое «недавний» и «удаленный», зависит от говорящего. Отдаленное прошлое используется для обозначения далекого прошлого, прошлого, предшествующего недавнему прошлому, а также как повествовательное прошлое. В разговорной речи недавнее прошлое часто предпочтительнее далекого прошлого.

Образование прошедшего времени [10]
Главный Причастный
Утвердительный Недавний [subj1][obj]...ile/ē [subjP][obj]...посмотри/ē
Удаленный [subj1]а[obj]...а [subjP]ā[obj]...a
Отрицательный а[subj2][obj]..анга [subjP]нга[obj]....нга

Полная форма на -ile встречается, когда глагол имеет удлиненный предпоследний слог (так же, как настоящее -ya- краткая форма на ), в противном случае используется .

Примеры
Глагол Пример
- инвалидность Сихамбиле. «Мы пошли».
- инвалидность Сахамба. «Мы пошли».
- инвалидность Сихамбе изоло. «Мы ходили вчера».
- инвалидность Асихамбанга. «Мы не пошли».
-они Асимбонанга. «Мы не видели/не видели его/ее».

У глаголов с определенными окончаниями не используется окончание недавнего прошедшего времени -ile , а вместо этого изменяются гласные двух последних слогов основы. нет различия между полными и краткими формами ( -ile vs В этих глаголах ).

Окончание через Недавнее прошлое окончание
-ава, -эла -он
-ама, -эма - делать
-ана, -ена - один
-Итак, -она -что
-ва (пассивный) -книга
-час 1 -лист
  • 1 Это уникальный случай, а именно неправильный пассивный -булава от -булала .

Будущее время

[ редактировать ]

В зулусском языке есть два разных будущего времени: ближайшее будущее и отдаленное будущее . По сути, они идентичны по форме: z в ближайшем будущем и y в отдаленном будущем.

Образование будущего времени [11]
Главный Причастный
Утвердительный Немедленный [subj1]zo(ku)[obj]...а [subjP]zo(ku)[obj]...a
Далекий [subj1]йо(ку)[obj]...а [subjP]yo(ku)[obj]...a
Отрицательный Немедленный a[subj2]zu(ku)[obj]...а [subjP]над(к)[obj]…a
Далекий a[subj2]yu(ku)[obj]...a [subjP]обратно(к)[obj]…a

Оба происходят от перифрастических форм от вспомогательных глаголов -za «приходить» и -ya «идти» соответственно, за которыми следует инфинитив. Эти два слова слились в одно слово в современном зулусском языке, но в различных отношениях остатки их прежнего статуса как двух разных слов остались. В следующем списке показано, как примерно предшествовало сжатие ближайшего будущего, на примере глагола -síza «помогать».

Происхождение ближайшего будущего
Утвердительный Отрицательный Уровень сокращения
я приду на помощь Я здесь не для того, чтобы помочь 1. Оригинальная перифрастическая форма.
я помогу тебе я не буду тебе помогать 2. Два слова слились в одно.
я помогу тебе 3. Скольжение -у- удалено.
я помогу Он поможет мне 4. -ку- инфикс инфинитива удаляется.
с помощью Ангусиза 5. -z- / -y- вспомогательного звена удалено, сокращение гласной подлежащей приставки.

Обычно используются формы уровней сокращения 4 или 5. У односложных глаголов или глаголов, начинающихся с гласных, сокращение доходит только до уровня 3, так что -ku- остается . Обратите внимание, что в наиболее сжатой форме различие между ближайшим и отдаленным будущим полностью исчезает.

Примеры
Глагол Пример
-для Я приеду. Я приеду. "Я приеду."
-для Ангизукуза. Ангиюкуза. «Я не приду».
- построен Я построю тебя. Я собираюсь строить. «Я построю»
- построен Ангизукваха. Ангиюкваха. «Я не буду строить».
- сиза Я помогу ему. Я помогу ему. «Я помогу ему».
- сиза Ангизокумсиза. Ангиёкумсиза. «Я не буду ему помогать».

Сослагательное наклонение

[ редактировать ]

Сослагательное наклонение выражает гипотетические ситуации, пожелания и просьбы. Он также используется для последовательных действий и как дополнение к некоторым вспомогательным глаголам и союзам. Существуют формы настоящего и прошедшего времени сослагательного наклонения.

Образование сослагательного наклонения [12]
Подарок Прошлое
Утвердительный [subj2][obj]....е [subj1]а[объект]...а
Отрицательный [subj2]что[obj]...i а[subj1]анга[obj]...а
[subj1]анга[obj]...а
а[subj1]а[объект]...а

Обратите внимание, что утвердительное прошедшее сослагательное наклонение идентично утвердительному отдаленному прошедшему времени, за исключением того, что инфикс -a- короткий. В обычном зулусском написании, где длина гласных не указана, это различие становится невидимым. Три альтернативные отрицательные формы прошедшего времени сокращены в разной степени. Первая форма – это несокращенная форма.

Примеры
Глагол Пример
- инвалидность Нгамшела ахамбе. «Я сказал ему, что он должен идти».
-существовать Воза лафа узаме фути! «Иди сюда и попробуй еще раз!»
- смех Умане ахлеке. «Он только смеётся».
-одеться, -иди Вавука вагкока вахамба. «Он проснулся, оделся и вышел».
- смотреть Вабалека вангабхека эмува. «Он убежал и не оглянулся».

Статические глаголы

[ редактировать ]

Ряд зулусских глаголов указывает на изменение состояния или процесса, который стремится к какой-то конечной цели (ср. начальные глаголы ). Из них может быть образован особый вид глагола, называемый глаголом состояния , который описывает состояние завершения этого процесса, то есть «быть (состояние)». Стативные глаголы часто выполняют ту же функцию, что и прилагательное в английском языке. Например, английское прилагательное « голодный» переводится как -lambile «быть голодным», глагол состояния.

Образование глаголов состояния [13]
Утвердительный [subj1]...ile
Отрицательный a[subj1]...ile

Стативные глаголы образуются аналогично недавнему прошлому, но с некоторыми отличиями: есть отдельная отрицательная форма, нет более короткой формы, оканчивающейся на , и нет причастной формы. Однако, как и недавнее прошедшее время, глагол состояния может быть образован путем изменения гласных двух последних гласных основы в зависимости от окончания глагола.

Стативный глагол не является полностью функциональным глаголом, поскольку его можно склонять только в настоящем времени и инфинитиве. Для образования прошедшего и будущего времени глаголов состояния вспомогательный глагол -bē используется либо отдельно для прошедшего времени, либо с изгибами будущего времени.

Примеры
основной глагол Нестативы Штативы
- получать Уяфа. «Он умирает». Юфайл. «Он мертв».
- ткань Нгияламба. «Я становлюсь голодным». Нгиламбиле. "Я голоден."
-шурин Сиябуя. «Мы поворачиваем назад». Сибуиле. «Мы вернулись».
-лала Баялала. «Они спят». Балеле. «Они спят».
-лала Балалиле. «Они спали». Бабе балеле. «Они спали».
-лала Базолала. «Они будут спать». Базокубе балеле. «Они будут спать».

Производные глаголы

[ редактировать ]

Новые глаголы легко создаются из простых глаголов путем присоединения к основе различных суффиксов, чтобы получить разные оттенки значения. В следующей таблице перечислены эти суффиксы, а также пример использования базового глагола -enza «делать, делать»:

Тип Суффикс Пример
Взаимно : друг друга - ее -enzana «сделать что-нибудь друг другу»
Средне-пассивный: быть в состоянии -enzeka «быть выполнимым/возможным»
Аппликационный : для/от имени -она -enzela "что-то сделать"
Причинный : причина/создание -один -enzisa "заставлять делать"
Интенсивный : интенсивное/быстрое действие. - благотворительность -enzisisa «делать быстро»
Пассив : быть -ed -(я)ва -enziwa "чтобы сделать/сделать"

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д umu- используется перед односложными основами, например umú ntu «человек». гм- используется в другом месте. Оба варианта состоят из двух слогов; um- произносится /um̩/ со слоговым согласным.
  2. ^ Перейти обратно: а б абе- встречается только в редких случаях, например, у Абе Сюту , «сото» или
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Конечный n префикса становится m перед b , f , p , v и полностью исчезает перед m или n . Например, ín hlanzi — «рыба», í mâli — «деньги», ím pilo — «жизнь». Если основа существительного или прилагательного начинается с придыхательной или хриплой звонкой согласной, она становится простой согласной. Например, khulu , «большой», дает isilwane esi kh ulu. , «большое животное», но inhlanzi e nk ulu , «большая рыба».
  1. ^ Нгкобо, Мтолени Н. (2010). «Возвращение к зулусским классам существительных: разговорный подход, основанный на корпусе» . Южноафриканский журнал африканских языков . 30 (1): 11–21. дои : 10.1080/02572117.2010.10587332 . ISSN   0257-2117 .
  2. ^ «КЛАССЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» . ЛЕГКИЙ ЗУЛУ . Проверено 6 августа 2023 г.
  3. ^ Внутренняя структура зулусского DP, Мерейн де Дреу
  4. ^ Сибанда, Гален (2009). Матондо, Масангу; Лафлин, Фиона Мак; Потсдам, Эрик (ред.). «Процессы гласных в нгуни: решение проблемы неприемлемых последовательностей ВВ» . Избранные материалы 38-й ежегодной конференции по африканской лингвистике: лингвистическая теория и документация по африканскому языку . Сомервилл, Массачусетс: Проект Cascadilla Proceedings: 38–55. ISBN  978-1-57473-429-4 .
  5. ^ Мбеже, Одри (2005). Справочник грамматики для изучающих язык зулу . Университет Висконсина – Мэдисон, Мэдисон, Висконсин: Национальный ресурсный центр африканского языка. п. 94. ИСБН  1-59703-000-7 .
  6. ^ Уилкс, Арнетт; Нкоси, Николас (2003). Научите себя зулу . Лондон, Великобритания: Ходдерское образование. п. 268. ИСБН  978-0-07-143442-3 .
  7. ^ Лестон Чендлер Бьюэлл, Проблемы в зулусском вербальном морфосинтаксисе , 4.4.5, стр. 140
  8. ^ Лестон Чендлер Бьюэлл, Проблемы зулусского вербального морфосинтаксиса , 4.4.4, страница 128
  9. ^ Лестон Чендлер Бьюэлл, Проблемы зулусского вербального морфосинтаксиса , 4.4.1.1, стр. 93
  10. ^ Лестон Чендлер Бьюэлл, Проблемы зулусского вербального морфосинтаксиса , 4.4.1.4 и 4.4.1.5, страницы 114 и 118
  11. ^ Лестон Чендлер Бьюэлл, Проблемы в зулусском вербальном морфосинтаксисе , 4.4.1.7, стр. 119
  12. ^ Лестон Чендлер Бьюэлл, Проблемы в зулусском вербальном морфосинтаксисе , 4.4.2, страница 125
  13. ^ Лестон Чендлер Бьюэлл, Проблемы в зулусском вербальном морфосинтаксисе , 4.4.1.4, стр. 114
[ редактировать ]
  • Аналитический англо-зулу-зулу-английский словарь на Isizulu.net
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbdf9cb81dadf14ba28cd1f0938c063e__1708064880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/3e/bbdf9cb81dadf14ba28cd1f0938c063e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zulu grammar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)