Грамматика

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

В лингвистике грамматика это набор правил структурирования естественного языка , продемонстрированный его носителями или авторами. Грамматические правила могут касаться использования предложений , фраз и слов . Этот термин может также относиться к изучению таких правил, предмету, который включает фонологию , морфологию и синтаксис , а также фонетику , семантику и прагматику . Вообще говоря, существует два разных способа изучения грамматики: традиционная грамматика и теоретическая грамматика .

Свободное владение определенной разновидностью языка предполагает, что говорящий усвоил эти правила, многие или большинство из которых приобретаются путем наблюдения за другими говорящими, а не путем целенаправленного изучения или обучения . Большая часть этой интернализации происходит в раннем детстве; Изучение языка в более позднем возрасте обычно предполагает более прямое обучение. [1] Термин «грамматика» также может описывать языковое поведение групп говорящих и писателей, а не отдельных лиц. Для этого значения важны различия в масштабе: например, грамматика английского языка может описывать те правила, которым следует каждый из носителей языка. [2] В меньших масштабах это может относиться к правилам, разделяемым меньшими группами говорящих.

Описание, изучение или анализ таких правил также может называться грамматикой или книгой по грамматике . Справочник , описывающий грамматику языка, называется справочной грамматикой или просто грамматикой . Полностью раскрытая грамматика, очень подробно описывающая грамматические конструкции того или иного типа речи, называется описательной грамматикой. Этот вид лингвистического описания контрастирует с лингвистическим предписанием , планом маргинализации одних конструкций и одновременной кодификацией других либо абсолютно, либо в рамках стандартного языка . Слово « грамматика» часто имеет разные значения, когда используется в контексте вне лингвистики. Его можно использовать в более широком смысле, включив в него орфографические правила письменной речи , такие как орфография и пунктуация, которые лингвисты обычно не рассматривают как часть грамматики, соглашения, используемые для написания языка. Его также можно использовать в более узком смысле для обозначения только набора предписывающих норм , исключая те аспекты грамматики языка, которые не измениться или являются явно приемлемыми (или нет) без необходимости обсуждения.

Этимология [ править ]

Слово грамматика происходит от греческого γραμματικὴ τέχνη ( grammatikḕ téchnē ), что означает «искусство письма», от γράμμα ( grámma ), «письмо», само по себе от γράφειν ( gráphein ), «рисовать, писать». [3] Тот же греческий корень встречается также в словах графика , графема и фотография .

История [ править ]

Первая систематическая грамматика санскрита возникла в Индии железного века , с Яской (6 век до н.э.), Панини (6–5 века до н.э.). [4] ) и его комментаторы Пингала ( ок. 200 г. до н. э. ), Катьяяна и Патанджали (2 век до н. э.). Толкаппиям , самая ранняя тамильская грамматика, в основном датируется периодом до V века нашей эры. Вавилоняне также предприняли несколько ранних попыток описания языка. [5]

Грамматика появилась как дисциплина в эллинизме с 3-го века до нашей эры вместе с такими авторами, как Риан и Аристарх Самофракийский . Самый старый известный справочник по грамматике — «Искусство грамматики» ( Τέχνη Γραμματική ), краткое руководство по ясной и эффективной речи и письму, написанное древнегреческим ученым Дионисием Фраксом ( ок. 170– ок. 90 до н.э.), учеником Аристарха из Самофракия, основавшая школу на греческом острове Родос. Грамматический учебник Дионисия Фракса оставался основным учебником по грамматике для греческих школьников вплоть до двенадцатого века нашей эры. Римляне основывали на нем свои грамматические сочинения, и его основной формат даже сегодня остается основой для руководств по грамматике на многих языках. [6] Латинская грамматика была разработана по греческим моделям I века до нашей эры благодаря работам таких авторов, как Орбилий Пупилл , Реммиус Палемон , Марк Валерий Проб , Веррий Флакк и Эмилий Аспер .

Грамматика ирландского языка возникла в 7 веке с Auraicept na n-Éces . Арабская грамматика возникла при Абу аль-Асваде ад-Дуали в VII веке. Первые трактаты по грамматике иврита появились в эпоху Высокого Средневековья в контексте Мидраша (толкования еврейской Библии ). Караимская традиция зародилась в Аббасидском Багдаде . Дикдук (10 век ) — один из самых ранних грамматических комментариев к еврейской Библии. [7] Ибн Барун в XII веке сравнивает иврит с арабским языком в исламской грамматической традиции . [8]

Принадлежащая к тривиуму семи свободных искусств , грамматика преподавалась как основная дисциплина на протяжении всего Средневековья , под влиянием авторов поздней античности , таких как Присциан . Лечение народных языков началось постепенно в эпоху Высокого Средневековья с отдельных работ, таких как Первый грамматический трактат , но стало влиятельным только в периоды Возрождения и Барокко . В 1486 году Антонио де Небриха опубликовал Las introduciones Latinas contrapuesto el Romance al Latin и первую испанскую грамматику Gramática de la lengua castellana 16-го века в 1492 году. Во время итальянского Возрождения « Вопрос о языке» представлял собой дискуссию о статусе и идеальная форма итальянского языка, начатая « ( » Данте de vulgari eloquentia Пьетро Бембо , Prose della volgar lingua Venice, 1525). Первая грамматика словенского языка была написана в 1583 году Адамом Бохоричем , а Grammatica Germanicae Linguae , первая грамматика немецкого языка, была опубликована в 1578 году.

Грамматики некоторых языков начали составляться в целях евангелизации и перевода Библии, начиная с 16 века, например, «Грамматика или искусство общего языка индейцев королевств Перу» (1560 г.) на кечуа грамматику Фрая . Доминго де Сент- Томас

Со второй половины XVIII века грамматику стали понимать как подполе развивающейся дисциплины современной лингвистики. « Немецкая грамматика» Якоба Гримма была впервые опубликована в 1810-х годах. « Сравнительная грамматика Франца Боппа» , отправная точка современного сравнительного языкознания , вышла в 1833 году.

Теоретические основы [ править ]

Генеративное дерево разбора : предложение разделено на именное словосочетание (подлежащее) и глагольное словосочетание , включающее дополнение. В этом отличие от структурной и функциональной грамматики, которые рассматривают субъект и объект как равные составляющие. [9] [10]

были разработаны основы грамматики, стремящиеся дать точную научную теорию синтаксических правил грамматики и их функций В теоретической лингвистике .

Другие структуры основаны на врожденной « универсальной грамматике », идее, разработанной Ноамом Хомским . В таких моделях объект помещается в глагольную фразу. Наиболее известными биологически ориентированными теориями являются:

Деревья разбора обычно используются такими платформами для отображения их правил. Существуют различные альтернативные схемы для некоторой грамматики:

Развитие грамматики [ править ]

Грамматики развиваются посредством использования . Исторически сложилось так, что с появлением письменных представлений формальные правила использования языка , хотя такие правила, как правило, описывают правила письма более точно, чем правила речи. , как правило, появляются и [11] Формальные грамматики — это кодификации использования, которые разрабатываются путем многократного документирования и наблюдения с течением времени. предписывающая концепция грамматической правильности По мере установления и развития правил может возникнуть . Это часто приводит к несоответствию между современным использованием и тем, что со временем было принято как стандартное или «правильное». Лингвисты склонны рассматривать предписывающую грамматику как не имеющую особого оправдания за пределами эстетических вкусов ее авторов, хотя руководства по стилю могут дать полезные советы по использованию стандартного языка, основанные на описаниях использования того же языка в современных произведениях. Лингвистические предписания также являются частью объяснения вариаций в речи, особенно вариаций в речи отдельного говорящего (например, почему некоторые говорящие говорят: «Я ничего не делал», некоторые говорят: «Я ничего не делал», а некоторые говорят то или другое в зависимости от социального контекста).

Формальное изучение грамматики является важной частью школьного обучения детей с раннего возраста посредством углубленного обучения , хотя правила, преподаваемые в школах, не являются «грамматикой» в том смысле, который использует большинство лингвистов , особенно потому, что они носят предписывающий , а не описательный характер. .

Искусственные языки (также называемые плановыми языками или конлангами ) более распространены в наши дни, хотя все еще крайне редки по сравнению с естественными языками. Многие из них были разработаны для облегчения человеческого общения (например, натуралистический интерлингва , схематический эсперанто и очень логичный ложбан ). Каждый из этих языков имеет свою грамматику.

Синтаксис относится к лингвистической структуре над уровнем слова (например, к тому, как формируются предложения), но без учета интонации , которая является областью фонологии. Морфология, напротив, относится к структуре на уровне слова и ниже (например, как образуются сложные слова ), но выше уровня отдельных звуков, которые, как и интонация, находятся в области фонологии. [12] Однако нельзя провести четкую грань между синтаксисом и морфологией. Аналитические языки закодирована путем флексии используют синтаксис для передачи информации, которая в синтетических языках . Другими словами, порядок слов не имеет значения, а морфология очень важна в чисто синтетическом языке, тогда как морфология не имеет значения, а синтаксис очень важен в аналитическом языке. Например, китайский и африкаанс очень аналитичны, поэтому их значение очень зависит от контекста. (У обоих есть некоторые флексии, и у обоих их было больше в прошлом; таким образом, они со временем становятся еще менее синтетическими и более «чисто» аналитическими.) Латынь , которая является высокосинтетической , использует аффиксы и флексии для передачи той же информации, что и Китайский делает это с помощью синтаксиса. Поскольку латинские слова вполне (хотя и не полностью) самостоятельны, понятное латинское предложение может быть составлено из элементов, расположенных почти произвольно. В латыни сложная аффиксация и простой синтаксис, тогда как в китайском — наоборот.

Образование [ править ]

Предписывающая грамматика преподается в начальной и средней школе. Термин «гимназия» исторически относился к школе (при соборе или монастыре), которая преподает латинскую грамматику будущим священникам и монахам. Первоначально это относилось к школе, которая обучала учеников читать, сканировать, интерпретировать и декламировать греческих и латинских поэтов (в том числе Гомера, Вергилия, Еврипида и других). Их не следует путать с родственными, хотя и разными, современными британскими грамматическими школами.

На странице написано: «Основы английской грамматики;  Адаптировано для использования в школах, с замечаниями по стилю.  Джозеф Пристли.  Лондон: Отпечатано для Р. Гриффитса на Стрэнде.  М.DCC.LXI.
Титульный лист книги Джозефа Пристли «Основы английской грамматики» (1761 г.)

Стандартный язык — это диалект, который преобладает над другими диалектами в письменной форме, образовании и, вообще говоря, в общественной сфере; он контрастирует с народными диалектами , которые могут быть объектами изучения в академической описательной лингвистике , но редко преподаются по предписаниям. Стандартизированный « первый язык », преподаваемый в начальной школе, может стать предметом политических разногласий, поскольку иногда он может устанавливать стандарт, определяющий национальность или этническую принадлежность .

Изображение классной комнаты в Академии Китува, где в качестве средства обучения преподается язык чероки.
Обучение языку чероки в Академии Китува

В последнее время начались усилия по обновлению преподавания грамматики в начальном и среднем образовании. Основное внимание уделялось предотвращению использования устаревших предписывающих правил в пользу установления норм, основанных на более ранних описательных исследованиях, и изменению представлений об относительной «правильности» предписанных стандартных форм по сравнению с нестандартными диалектами. Ряд метаисследований показал, что подробное обучение грамматическим частям речи и синтаксису практически не влияет на улучшение качества письма учащихся в начальной, средней и старшей школах; другие методы обучения письму имели гораздо больший положительный эффект, включая обучение стратегии, совместное письмо, написание резюме, обучение процессу, объединение предложений и исследовательские проекты. [13] [14] [15]

Превосходство парижского французского языка практически неоспоримо господствовало на протяжении всей истории современной французской литературы. Стандартный итальянский язык основан на речи Флоренции, а не столицы, из-за его влияния на раннюю литературу. Точно так же стандартный испанский язык основан не на речи жителей Мадрида, а на речи образованных носителей языка из более северных регионов, таких как Кастилия и Леон (см. Gramática de la lengua castellana ). В Аргентине и Уругвае стандарт испанского языка основан на местных диалектах Буэнос-Айреса и Монтевидео ( риоплатенсский испанский ). португальского языка На данный момент существует два официальных стандарта : бразильский португальский и европейский португальский .

Сербский также вариант сербско-хорватского языка разделен ; Сербия и Республика Сербская в Боснии и Герцеговине используют свои собственные нормативные подварианты с различиями в ят -рефлексах. Существование и кодификация отдельного черногорского стандарта является предметом споров: некоторые рассматривают черногорский язык как отдельный стандартный лект, а некоторые считают, что его следует считать еще одной формой сербского языка.

В норвежском языке есть два стандарта: букмол и нюнорск , выбор между которыми является предметом споров : каждый норвежский муниципалитет может либо объявить один из них своим официальным языком, либо оставаться «языково-нейтральным». Нюнорск поддерживают 27 процентов муниципалитетов. Основной язык, используемый в начальных школах, выбранный на референдуме в местном школьном округе, обычно соответствует официальному языку его муниципалитета. Стандартный немецкий язык возник в результате стандартизированного использования верхненемецкого языка канцелярией в 16 и 17 веках. Примерно до 1800 года это был почти исключительно письменный язык, но сейчас он настолько широко распространен, что большинство прежних немецких диалектов практически вымерли.

Стандартный китайский язык имеет официальный статус стандартной разговорной формы китайского языка в Китайской Народной Республике (КНР), Китайской Республике (КР) и Республике Сингапур . Произношение стандартного китайского языка основано на местном акценте китайского языка из Луаньпина, Чэндэ в провинции Хэбэй недалеко от Пекина, а грамматика и синтаксис основаны на современном народном письменном китайском языке .

Современный стандартный арабский язык напрямую основан на классическом арабском языке , языке Корана . есть В языке хиндустани два стандарта: хинди и урду .

В Соединенных Штатах Общество содействия развитию хорошей грамматики объявило 4 марта Национальным днем ​​грамматики . в 2008 году [16]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ О'Грэйди, Уильям; Добровольский, Михаил; Коттон, Фрэнсис (1996). Современная лингвистика: Введение . Харлоу, Эссекс: Лонгман. стр. 100-1 4–7, 464–539. ISBN  978-0-582-24691-1 .
  2. ^ Холмс, Джанет (2001). Введение в социолингвистику (2-е изд.). Харлоу, Эссекс: Лонгман. стр. 100-1 73–94. ISBN  978-0-582-32861-7 .
  3. ^ Харпер, Дуглас . «Грамматика» . Интернет-этимологический словарь . Архивировано из оригинала 9 марта 2013 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
  4. ^ Аштадхьяи, Работа Панини . Британская энциклопедия. 2013. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г. Аштадхьяи, санскрит Аштадхьяи («Восемь глав»), санскритский трактат по грамматике, написанный в VI-V веках до нашей эры индийским грамматистом Панини.
  5. ^ МакГрегор, Уильям Б. (2015). Лингвистика: Введение (2-е изд.). Академик Блумсбери. стр. 100-1 15–16. ISBN  978-0-567-58352-9 .
  6. ^ Кассон, Лайонел (2001). Библиотеки в древнем мире . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 45. ИСБН  978-0-300-09721-4 . Архивировано из оригинала 24 августа 2021 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
  7. ^ Г. Хан, Дж. Б. Ной, Ранняя караимская традиция еврейской грамматической мысли (2000)
  8. ^ Пинхас Вехтер, Арабские работы Ибн Баруна по грамматике и лексикографии иврита (1964)
  9. ^ Шефер, Роланд (2016). Введение в грамматическое описание немецкого языка (2-е изд.). Берлин: Language Science Press. ISBN  978-1-5375-0495-7 . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года . Проверено 17 января 2020 г.
  10. ^ Батлер, Кристофер С. (2003). Структура и функция: Путеводитель по трем основным структурно-функциональным теориям, часть 1 (PDF) . Джон Бенджаминс. стр. 121–124. ISBN  978-1-58811-358-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 января 2020 г. Проверено 19 января 2020 г.
  11. ^ Картер, Рональд; Маккарти, Майкл (2017). «Разговорная грамматика: где мы и куда идем?». Прикладная лингвистика . 38 : 1–20. дои : 10.1093/applin/amu080 .
  12. ^ Гуссенховен, Карлос; Джейкобс, Хайке (2005). Понимание фонологии (2-е изд.). Лондон: Ходдер Арнольд. ISBN  978-0-340-80735-4 . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
  13. ^ Грэм С. и Перин Д. (2007). Пишем дальше: Эффективные стратегии по улучшению письма подростков в средних и старших классах – отчет для Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. Вашингтон, округ Колумбия: Альянс за отличное образование.
  14. ^ Грэм, Стив; Перин, Долорес (2007). «Метаанализ обучения письму для учащихся-подростков» . Журнал педагогической психологии . 99 (3): 445–476. CiteSeerX   10.1.1.462.2356 . дои : 10.1037/0022-0663.99.3.445 .
  15. ^ Грэм, Стив; Маккеун, Дебра; Киухара, Шарлин; Харрис, Карен Р. (2012). «Метаанализ обучения письму для учащихся начальных классов» . Журнал педагогической психологии . 104 (4): 879–896. дои : 10.1037/a0029185 .
  16. ^ «Национальный день грамматики» . Быстрые и грязные советы . Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.

Ссылки [ править ]

  • Рандл, Беда. Грамматика в философии . Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1979. ISBN   0198246129 .

Внешние ссылки [ править ]