~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 58B402DFC4B20737C7CFC8BE7B0EA539__1717242840 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Phonetics - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Фонетика — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Phonetics ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/39/58b402dfc4b20737c7cfc8be7b0ea539.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/39/58b402dfc4b20737c7cfc8be7b0ea539__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 12.06.2024 22:33:24 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 1 June 2024, at 14:54 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Фонетика — Википедия Jump to content

Фонетика

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Фонетика — это раздел лингвистики , изучающий то, как люди производят и воспринимают звуки или, в случае языков жестов , эквивалентные аспекты жестов. [1] Лингвисты, специализирующиеся на изучении физических свойств речи, — фонетики . Область фонетики традиционно делится на три субдисциплины в зависимости от связанных с ней исследовательских вопросов, таких как то, как люди планируют и выполняют движения для воспроизведения речи ( артикуляционная фонетика ), как различные движения влияют на свойства получаемого звука ( акустическая фонетика ) или как люди преобразуют звуковые волны в лингвистическую информацию ( слуховая фонетика ). Традиционно минимальной лингвистической единицей фонетики является телефон — звук речи в языке, отличающийся от фонологической единицы фонемы ; фонема — это абстрактная классификация телефонов, а также определяется как наименьшая единица, которая различает значение между звуками в любом языке. [2]

Фонетика занимается двумя аспектами человеческой речи: производством — тем, как люди издают звуки, — и восприятием — тем, как понимается речь. Коммуникативная модальность языка описывает метод, с помощью которого язык производит и воспринимает языки. Языки с устно-слуховой модальностью, такие как английский, производят речь устно (с помощью рта) и воспринимают речь на слух (с помощью ушей). Языки жестов, такие как австралийский язык жестов ( ауслан ) и американский язык жестов ( ASL ), имеют мануально-визуальную модальность, производя речь вручную (с помощью рук) и воспринимая речь визуально (с помощью глаз). ASL и некоторые другие языки жестов, кроме того, имеют ручной диалект для использования при тактильном жесте носителями слепоглухими , где знаки производятся руками и воспринимаются также руками.

Языковое производство состоит из нескольких взаимозависимых процессов, которые преобразуют неязыковое сообщение в устный или знаковый лингвистический сигнал. После определения сообщения, подлежащего лингвистическому кодированию, говорящий должен выбрать отдельные слова, известные как лексические элементы , для представления этого сообщения в процессе, называемом лексическим выбором. Во время фонологического кодирования мысленному представлению слов присваивается их фонологическое содержание в виде последовательности фонем создаваемых . Фонемы указаны для артикуляционных особенностей, которые обозначают определенные цели, такие как сомкнутые губы или язык в определенном месте. Эти фонемы затем координируются в последовательность мышечных команд, которые могут быть отправлены мышцам, и когда эти команды выполняются правильно, воспроизводятся нужные звуки.

Эти движения нарушают и изменяют воздушный поток, что приводит к возникновению звуковой волны. Модификация осуществляется артикуляторами: разные места и способы артикуляции дают разные акустические результаты. Например, слова tack и sack в английском языке начинаются с альвеолярных звуков, но различаются тем, насколько далеко язык находится от альвеолярного гребня. Эта разница сильно влияет на воздушный поток и, следовательно, на производимый звук. Точно так же направление и источник воздушного потока могут влиять на звук. Наиболее распространенным механизмом воздушного потока является легочный — с использованием легких, но голосовая щель и язык также могут использоваться для создания воздушного потока.

Восприятие языка — это процесс, посредством которого языковой сигнал декодируется и понимается слушателем. Для того чтобы воспринимать речь, непрерывный акустический сигнал должен быть преобразован в дискретные лингвистические единицы, такие как фонемы , морфемы и слова . Чтобы правильно идентифицировать и классифицировать звуки, слушатели отдают приоритет определенным аспектам сигнала, которые позволяют надежно различать лингвистические категории. Хотя некоторые сигналы имеют приоритет над другими, многие аспекты сигнала могут способствовать восприятию. Например, хотя устные языки отдают приоритет акустической информации, эффект Макгерка показывает, что визуальная информация используется для различения неоднозначной информации, когда акустические сигналы ненадежны.

Современная фонетика имеет три ветви:

История [ править ]

Античность [ править ]

Первые известные фонетические исследования были проведены еще в VI веке до нашей эры санскритскими грамматиками. [3] Индуистский ученый Панини — один из самых известных из этих ранних исследователей. Его четырехчастная грамматика, написанная около 350 г. до н.э., оказывает влияние на современную лингвистику и до сих пор представляет собой «наиболее полную порождающую грамматику из всех когда-либо написанных языков». [4] Его грамматика легла в основу современной лингвистики и описала несколько важных фонетических принципов, в том числе звонкость. В этом раннем отчете описывалось, что резонанс создается либо тоном, когда голосовые связки закрыты, либо шумом, когда голосовые связки открыты. Фонетические принципы грамматики считаются «примитивами», поскольку они являются основой его теоретического анализа, а не самими объектами теоретического анализа, и эти принципы могут быть выведены из его системы фонологии. [5]

Санскритское учение о фонетике называется шикша . Тайттирия -упанишада , датируемая 1 тысячелетием до нашей эры, определяет Шикшу следующим образом:

Ом! Мы объясним Шикшу.
Звуки и ударение, Количество (гласных) и выражение (согласных),
Балансировка (Саман) и соединение (звуков), Вот вам и изучение Шикши. || 1 |

Тайттирия Упанишад 1.2, Шикшавалли, перевод Пола Деуссена [6] .

Современный [ править ]

Достижения в фонетике после Панини и его современников были ограничены до современной эпохи, за исключением некоторых ограниченных исследований греческих и римских грамматистов. За тысячелетия между индийскими грамматистами и современной фонетикой фокус сместился с разницы между устной и письменной речью, которая была движущей силой теории Панини, и начал сосредотачиваться только на физических свойствах речи. Устойчивый интерес к фонетике возобновился примерно в 1800 году нашей эры, когда термин «фонетика» впервые был использован в современном смысле в 1841 году. [7] [3] Благодаря новым разработкам в медицине и разработке устройств аудио- и видеозаписи фонетическая информация получила возможность использовать и анализировать новые и более подробные данные. Этот ранний период современной фонетики включал в себя разработку влиятельного фонетического алфавита, основанного на артикуляционных позициях Александра Мелвилла Белла . Известная как видимая речь , она приобрела известность как инструмент устного обучения глухих детей . [3]

До широкого распространения аудиозаписывающего оборудования фонетики в значительной степени полагались на традицию практической фонетики, чтобы гарантировать, что транскрипции и результаты могут быть согласованными у всех фонетиков. Это обучение включало как тренировку слуха (распознавание звуков речи), так и производственную тренировку (способность воспроизводить звуки). Ожидалось, что фонетики научатся распознавать на слух различные звуки Международного фонетического алфавита , и IPA до сих пор проверяет и сертифицирует говорящих на их способность точно воспроизводить фонетические модели английского языка (хотя они прекратили эту практику для других языков). [8] В качестве пересмотра своего метода видимой речи Мелвилл Белл разработал описание гласных по высоте и наклону, в результате чего получилось 9 кардинальных гласных . [9] Ожидалось, что в рамках обучения практической фонетике фонетики научатся произносить эти кардинальные гласные, чтобы закрепить свое восприятие и транскрипцию этих звуков во время полевых работ. [8] Этот подход подвергся критике со стороны Питера Ладефогеда в 1960-х годах на основе экспериментальных данных, в ходе которых он обнаружил, что кардинальные гласные были слуховыми, а не артикуляционными целями, что оспаривало утверждение о том, что они представляют собой артикуляционные якоря, по которым фонетики могли судить о других артикуляциях. [10]

Производство [ править ]

Языковое производство состоит из нескольких взаимозависимых процессов, которые преобразуют неязыковое сообщение в устный или знаковый лингвистический сигнал. Лингвисты спорят о том, происходит ли процесс производства языка в несколько этапов (последовательная обработка) или же процессы производства происходят параллельно. После определения сообщения, подлежащего лингвистическому кодированию, говорящий должен выбрать отдельные слова, известные как лексические элементы , для представления этого сообщения в процессе, называемом лексическим выбором. Слова подбираются исходя из их значения, которое в лингвистике называется семантической информацией. слова Лексический отбор активирует лемму , которая содержит как семантическую, так и грамматическую информацию о слове. [11] [а]

После того, как высказывание было запланировано, [б] затем он проходит фонологическое кодирование. На этом этапе языкового производства ментальному представлению слов присваивается их фонологическое содержание в виде последовательности фонем создаваемых . Фонемы указаны для артикуляционных особенностей, которые обозначают определенные цели, такие как сомкнутые губы или язык в определенном месте. Эти фонемы затем координируются в последовательность мышечных команд, которые могут быть отправлены мышцам, и когда эти команды выполняются правильно, воспроизводятся нужные звуки. [13] Таким образом, процесс производства сообщения к звуку можно резюмировать в виде следующей последовательности: [с]

  • Планирование сообщений
  • Выбор леммы
  • Поиск и присвоение фонологических словоформ.
  • Артикуляционная спецификация
  • Мышечные команды
  • Артикуляция
  • Звуки речи

Место сочленения [ править ]

Звуки, образующиеся при полном или частичном сужении голосового тракта, называются согласными . Согласные произносятся в речевом тракте, обычно во рту, и расположение этого сужения влияет на получаемый звук. Из-за тесной связи положения языка и образующегося звука место артикуляции является важным понятием во многих разделах фонетики.

Звуки частично классифицируются по месту сужения, а также по части тела, вызывающей сужение. Например, в английском языке слова «боролся» и «думал» представляют собой минимальную пару , отличающуюся только органом, создающим конструкцию, а не местом ее расположения. Буква «f» в слове « дралась » — это губно-зубное сочленение, при котором нижняя губа прилегает к зубам. «th» в мыслях — это лингводентальное сочленение, при котором язык прижимается к зубам. Сужения, создаваемые губами, называются губными , а сужения языка — язычными.

Сужения, выполняемые языком, могут производиться в нескольких частях речевого тракта, в широком смысле подразделяемых на корональные, дорзальные и радикальные места артикуляции. Корональные сочленения производятся с помощью передней части языка, дорзальные — с задней частью языка, прикорневые — в глотке . [14] Этих делений недостаточно для различения и описания всех звуков речи. [14] Например, в английском языке звуки [s] и [ʃ] оба корональные, но произносятся в разных местах рта. Чтобы учесть это, необходимы более подробные места сочленения в зависимости от области рта, в которой происходит сужение. [15]

Лабиальный [ править ]

Сочленения с участием губ могут быть выполнены тремя различными способами: обеими губами (двугубными), одной губой и зубами, поэтому у них нижняя губа является активным артикулятором, а верхние зубы - пассивным артикулятором. [16] (лабиодентальный), а также с языком и верхней губой (лингвогубный). [17] В зависимости от используемого определения некоторые или все эти виды сочленений можно отнести к классу губных сочленений . Двугубные согласные произносятся обеими губами. При произнесении этих звуков нижняя губа движется дальше всех, чтобы встретиться с верхней губой, которая также слегка опускается. [18] хотя в некоторых случаях сила воздуха, проходящего через отверстие (отверстие между губами), может привести к тому, что губы разойдутся быстрее, чем они смогут сомкнуться. [19] В отличие от большинства других сочленений, оба артикулятора сделаны из мягких тканей, поэтому двугубные упоры с большей вероятностью будут созданы при неполном закрытии, чем при сочленениях с твердыми поверхностями, такими как зубы или небо. Билабиальные стопы также необычны тем, что артикулятор в верхнем отделе речевого тракта активно движется вниз, поскольку верхняя губа демонстрирует некоторое активное движение вниз. [20] Лингвогубные согласные образуются при приближении или соприкосновении лезвия языка с верхней губой. Как и при билабиальных сочленениях, верхняя губа слегка перемещается в сторону более активного артикулятора. Артикуляции этой группы не имеют собственных символов в Международном фонетическом алфавите, а образуются путем совмещения апикального символа с диакритическим знаком, неявно помещая их в корональную категорию. [21] [22] Они существуют на ряде языков коренных народов Вануату, таких как тангоа .

Губно-зубные согласные образуются за счет подъема нижней губы к верхним зубам. Губно-зубные согласные чаще всего являются фрикативными, тогда как губно-зубные носовые также типологически распространены. [23] Ведутся споры о том, встречаются ли настоящие губно-зубные взрывные вещества в каком-либо естественном языке. [24] хотя сообщается, что в ряде языков есть губно-зубные взрывчатые вещества, включая зулусский , [25] пришел , [26] и Шуби . [24]

Корональный [ править ]

Венечные согласные образуются кончиком или лезвием языка и вследствие подвижности передней части языка представляют разнообразие не только по месту, но и положению языка. Корональные места сочленения представляют собой области рта, где язык соприкасается или сжимается, и включают зубные, альвеолярные и постальвеолярные места. Позы языка с использованием кончика языка могут быть апикальными, если используется верхняя часть кончика языка, ламинарными, если выполняются с помощью лезвия языка, или субапикальными, если кончик языка загнут назад и используется нижняя часть языка. Короналы уникальны как группа, поскольку здесь все способы артикуляции . засвидетельствованы [21] [27] Австралийские языки хорошо известны большим количеством корональных контрастов, проявляющихся внутри и между языками региона. [28] Зубные согласные образуются кончиком или лезвием языка и верхними зубами. Они делятся на две группы в зависимости от части языка, используемой для их образования: верхушечные зубные согласные произносятся, когда кончик языка касается зубов; Межзубные согласные произносятся с помощью лезвия языка, когда кончик языка выступает перед зубами. Неизвестно ни одного языка, который бы использовал оба контрастно, хотя они могут существовать аллофонически . Альвеолярные согласные образуются кончиком или лезвием языка на альвеолярном гребне сразу за зубами и также могут быть апикальными или ламинальными. [29]

В межлингвистическом отношении зубные согласные и альвеолярные согласные часто противопоставляются, что приводит к ряду обобщений межлингвистических моделей. Различные места сочленения также имеют тенденцию контрастировать в той части языка, которая используется для их образования: большинство языков с зубными упорами имеют пластинчатые зубные зубы, тогда как языки с апикальными упорами обычно имеют апикальные упоры. В языках редко встречаются две согласные в одном и том же месте с контрастом по ламинальности, хотя Таа (σXóõ) является противоположным примером этой модели. [30] Если язык имеет только один зубной упор или альвеолярный упор, он обычно будет ламинальным, если это зубной упор, и стопор обычно будет апикальным, если это альвеолярный упор, хотя, например, Темне и Болгарский [31] не следуйте этому шаблону. [32] Если язык имеет как апикальный, так и ламинальный упор, то ламинальный упор с большей вероятностью будет аффрицирован, как у Исоко , хотя у Дахало наблюдается противоположная картина: альвеолярные упоры более аффрицированы. [33]

Ретрофлексные согласные имеют несколько разных определений в зависимости от того, уделяется ли особое внимание положению языка или положению нёба. В целом они представляют собой группу сочленений, при которых кончик языка в той или иной степени загнут вверх. Таким образом, ретрофлексные сочленения могут возникать в нескольких разных местах нёба, включая альвеолярную, постальвеолярную и небную области. Если нижняя сторона кончика языка соприкасается с нёбом, это субапикально, хотя апикальные постальвеолярные звуки также описываются как ретрофлексные. [34] Типичные примеры субапикальных ретрофлексных упоров обычно встречаются в дравидских языках , а в некоторых языках, коренных жителей юго-запада США, контрастирующая разница между зубными и альвеолярными упорами представляет собой небольшую ретрофлексию альвеолярного упора. [35] С акустической точки зрения ретрофлексия имеет тенденцию влиять на высшие форманты. [35]

Артикуляции, происходящие сразу за альвеолярным гребнем, известные как постальвеолярные согласные , обозначаются разными терминами. Верхушечные постальвеолярные согласные часто называют ретрофлексными, а пластинчатые сочленения иногда называют небно-альвеолярными; [36] в австралийской литературе эти пластинчатые упоры часто описываются как «небные», хотя они расположены дальше вперед, чем область неба, обычно описываемая как небная. [28] Из-за индивидуальных анатомических различий точная артикуляция небно-альвеолярных упоров (и корональных костей в целом) может сильно различаться в пределах речевого сообщества. [37]

Дорсальный [ править ]

Спинные согласные — это согласные, которые образуются с помощью тела языка, а не кончика или лезвия, и обычно образуются на небе, нёбе или язычке. Небные согласные образуются прижатием тела языка к твердому небу на нёбе. Их часто противопоставляют велярным или увулярным согласным, хотя язык редко противопоставляет все три одновременно, а Джакару является возможным примером трехстороннего контраста. [38] Велярные согласные образуются прижатием тела языка к небу . Они невероятно распространены в разных языках; почти во всех языках есть велярная остановка. Поскольку и велярные, и гласные звуки образуются с помощью тела языка, на них сильно влияет коартикуляция с гласными, и они могут воспроизводиться как вперед, до твердого неба, так и назад, до язычка. Эти варианты обычно делятся на передние, центральные и задние велярные звуки, параллельные пространству гласных. [39] Их может быть трудно фонетически отличить от небных согласных, хотя они произносятся немного позади области прототипных небных согласных. [40] Увулярные согласные образуются в результате соприкосновения тела языка с язычком или приближения к нему. Они редки и встречаются примерно в 19 процентах языков, а в крупных регионах Америки и Африки нет языков с увулярными согласными. В языках с увулярными согласными чаще всего встречаются остановки, за которыми следуют продолжения (в том числе носовые). [41]

Глотка и гортань [ править ]

Согласные, образующиеся при сужении горла, — глоточные, а согласные, образующиеся при сужении гортани, — гортанные. Гортань образована голосовыми связками, поскольку гортань расположена слишком глубоко в горле, чтобы до нее можно было дотянуться языком. Однако глотки расположены достаточно близко ко рту, чтобы до них могли добраться части языка.

Радикальные согласные во время произношения используют либо корень языка, либо надгортанник и производятся очень глубоко в голосовом тракте. [42] Глоточные согласные образуются путем втягивания корня языка настолько далеко, что почти касаются стенки глотки . Из-за производственных трудностей таким способом можно производить только фрикативы и аппроксиманты. [43] [44] Надгортанные согласные образуются при помощи надгортанника и задней стенки глотки. Остановки надгортанника были зафиксированы в Дахало . [44] Звонкие надгортанные согласные не считаются возможными, поскольку полость между голосовой щелью и надгортанником слишком мала, чтобы обеспечить звонкость. [45]

Голосовые согласные — это те, которые производятся с помощью голосовых связок гортани. Поскольку голосовые связки являются источником фонации и находятся ниже оро-носового голосового тракта, некоторые голосовые согласные невозможны, например, звонкая гортанная смычка. Возможны три гортанных согласных, глухая гортанная смычка и два гортанных фрикативных звука, и все они засвидетельствованы в естественных языках. [21] Голосовая остановка , возникающая в результате смыкания голосовых связок , особенно распространена в языках мира. [45] Хотя во многих языках они используются для обозначения границ фраз, в некоторых языках, таких как арабский и уатла-масатек, они используются как контрастирующие фонемы. Кроме того, голосовые остановки могут быть реализованы как ларингализация следующей гласной в этом языке. [46] Голосовые остановки, особенно между гласными, обычно не образуют полного закрытия. Настоящие голосовые остановки обычно возникают только тогда, когда они удвоены . [47]

Гортань [ править ]

См. подпись
Вид гортани сверху вниз

Гортань, широко известная как «голосовой ящик», представляет собой хрящевую структуру трахеи, отвечающую за фонацию . Голосовые связки (связки) скреплены, чтобы вибрировать, или разведены, чтобы не вибрировать. Положение голосовых связок достигается движением черпаловидных хрящей . [48] Внутренние мышцы гортани отвечают за перемещение черпаловидных хрящей, а также за регулирование напряжения голосовых связок. [49] Если голосовые связки недостаточно сомкнуты или напряжены, они либо будут вибрировать спорадически, либо вообще не будут вибрировать. Если они будут вибрировать спорадически, это приведет к скрипучему или хриплому голосу, в зависимости от степени; если вообще не вибрировать, результатом будет потеря голоса .

Помимо правильного расположения голосовых связок, через них также должен проходить воздух, иначе они не будут вибрировать. Разница давления на голосовой щели, необходимая для голосового общения, оценивается в 1 – 2 см H 2 O (98,0665 – 196,133 Паскаля). [50] Перепад давления может упасть ниже уровня, необходимого для фонации, либо из-за увеличения давления над голосовой щелью (надгортанное давление), либо из-за снижения давления под голосовой щелью (подгортанное давление). Подсвязочное давление поддерживается дыхательными мышцами . Надгортанное давление без сужений и сочленений примерно равно атмосферному давлению . Однако поскольку сочленения, особенно согласные, представляют собой сужения воздушного потока, давление в полости за этими сужениями может увеличиваться, что приводит к более высокому надглоточному давлению. [51]

Лексический доступ [ править ]

Согласно модели лексического доступа используются два разных этапа познания; таким образом, эта концепция известна как двухэтапная теория лексического доступа. Первый этап — лексический отбор — предоставляет информацию о лексических единицах, необходимых для построения представления функционального уровня. Эти элементы извлекаются в соответствии с их конкретными семантическими и синтаксическими свойствами, но фонологические формы на этом этапе еще не доступны. Второй этап — поиск словоформ — предоставляет информацию, необходимую для построения представления позиционного уровня. [52]

Артикуляционные модели [ править ]

При произнесении речи артикуляторы перемещаются и контактируют с определенными точками пространства, что приводит к изменениям акустического сигнала. Некоторые модели речеобразования берут это за основу для моделирования артикуляции в системе координат, которая может быть внутренней по отношению к телу (внутренней) или внешней (внешней). Внутренние системы координат моделируют движение артикуляторов как положения и углы суставов тела. Модели внутренних координат челюсти часто используют две-три степени свободы, представляющие перемещение и вращение. Они сталкиваются с проблемами при моделировании языка, который, в отличие от суставов челюсти и рук, представляет собой мышечный гидростат , похожий на хобот слона, без суставов. [53] Из-за различий в физиологическом строении пути движения челюсти во время речи и жевания представляют собой относительно прямые линии, тогда как движения языка следуют кривым линиям. [54]

Прямолинейные движения использовались для обоснования запланированных сочленений во внешнем, а не во внутреннем пространстве, хотя внешние системы координат также включают акустические координатные пространства, а не только физические координатные пространства. [53] Модели, предполагающие, что движения планируются во внешнем пространстве, сталкиваются с обратной проблемой объяснения расположения мышц и суставов, которые производят наблюдаемый путь или акустический сигнал. Например, рука имеет семь степеней свободы и 22 мышцы, поэтому несколько различных конфигураций суставов и мышц могут привести к одному и тому же конечному положению. Для моделей планирования во внешнем акустическом пространстве также применима та же проблема отображения «один ко многим», без уникального сопоставления физических или акустических целей с мышечными движениями, необходимыми для их достижения. Однако опасения по поводу обратной проблемы могут быть преувеличены, поскольку речь — это навык, который необходимо приобретать с помощью неврологических структур, которые развились для этой цели. [55]

Модель точки равновесия предлагает решение обратной задачи, утверждая, что цели движения можно представить как положение пар мышц, действующих на сустав. [д] Важно отметить, что мышцы моделируются как пружины, а целью является точка равновесия моделируемой системы пружина-масса. Используя пружины, модель точки равновесия может легко учитывать компенсацию и реакцию при нарушении движений. Их считают координатной моделью, поскольку предполагают, что эти положения мышц представлены как точки в пространстве, точки равновесия, где сходятся пружинящие действия мышц. [56] [57]

Жестовые подходы к воспроизведению речи предполагают, что артикуляции представляются как модели движения, а не как конкретные координаты, по которым нужно ударить. Минимальная единица — это жест, который представляет собой группу «функционально эквивалентных моделей артикуляционных движений, которые активно контролируются относительно заданной речевой цели (например, смыкание двугубных губ)». [58] Эти группы представляют собой координационные структуры или «синергию», которые рассматривают движения не как отдельные движения мышц, а как зависящие от задачи группы мышц, которые работают вместе как единое целое. [59] [60] Это уменьшает степень свободы при планировании артикуляции, что является проблемой, особенно для моделей внутренних координат, которые допускают любое движение, достигающее речевой цели, а не кодируют конкретные движения в абстрактном представлении. Коартикуляция хорошо описывается жестовыми моделями, поскольку артикуляции при более высокой скорости речи можно объяснить как совокупность независимых жестов при более медленной скорости речи. [61]

Акустика [ править ]

Форма волны (вверху), спектрограмма (в центре) и транскрипция (внизу) женщины, произносящей «Википедия», отображенные с помощью программного обеспечения Praat для лингвистического анализа.

Звуки речи создаются путем модификации воздушного потока, в результате чего образуется звуковая волна. Модификация осуществляется артикуляторами: разные места и способы артикуляции дают разные акустические результаты. Поскольку на результирующий звук может влиять не только положение языка, но и положение речевого тракта, манера артикуляции для описания звука речи важна . Слова tack и sack в английском языке начинаются с альвеолярных звуков, но различаются тем, насколько далеко язык находится от альвеолярного гребня. Эта разница сильно влияет на воздушный поток и, следовательно, на производимый звук. Точно так же направление и источник воздушного потока могут влиять на звук. Наиболее распространенным механизмом воздушного потока является легочный — с использованием легких, но голосовая щель и язык также могут использоваться для создания воздушного потока.

Типы звонкости и фонации [ править ]

Основное различие между звуками речи заключается в том, озвучены ли они. Звуки озвучиваются, когда голосовые связки начинают вибрировать в процессе фонации. Многие звуки могут воспроизводиться с фонацией или без нее, хотя физические ограничения могут затруднить или сделать невозможным фонацию для некоторых артикуляций. При звонкости артикуляций основным источником шума является периодическая вибрация голосовых связок. Артикуляции, такие как глухие взрывные звуки, не имеют акустического источника и заметны своей тишиной, но другие глухие звуки, такие как фрикативные звуки, создают свой собственный акустический источник независимо от фонации.

Фонация контролируется мышцами гортани, а язык использует больше акустических деталей, чем бинарное звучание. Во время фонации голосовые связки вибрируют с определенной частотой. Эта вибрация приводит к возникновению периодической акустической волны, содержащей основную частоту и ее гармоники. Основной частотой акустической волны можно управлять, регулируя мышцы гортани, и слушатели воспринимают эту основную частоту как высоту звука. Языки используют манипуляции с высотой звука для передачи лексической информации в тональных языках, а многие языки используют высоту звука для обозначения просодической или прагматической информации.

Чтобы голосовые связки вибрировали, они должны находиться в правильном положении и через голосовую щель должен проходить воздух. [50] Типы фонации моделируются на основе континуума состояний голосовой щели от полностью открытой (глухой) до полностью закрытой (голосовой стоп). Оптимальное положение для вибрации и тип фонации, наиболее используемый в речи, модальный голос, находится посередине между этими двумя крайностями. Если голосовая щель немного шире, возникает хриплый голос, а сближение голосовых связок приводит к скрипучему голосу. [62]

Нормальный образец фонации, используемый в типичной речи, - это модальный голос, при котором голосовые связки сомкнуты вместе с умеренным напряжением. Голосовые связки периодически и эффективно вибрируют как единое целое с полным закрытием голосовой щели и отсутствием аспирации. [63] Если их раздвинуть дальше, они не вибрируют и, таким образом, создают глухие телефоны. Если они крепко скреплены вместе, они образуют голосовую перемычку. [62]

Если голосовые связки расположены немного дальше друг от друга, чем при модальном голосовании, они образуют такие типы фонации, как хриплый голос (или бормотание) и шепот. Натяжение голосовых связок ( голосовых связок ) меньше, чем при модальном звучании, что позволяет воздуху течь более свободно. И хриплый голос, и шепотный голос существуют в континууме, который можно условно охарактеризовать как переход от более периодической формы волны хриплого голоса к более шумной форме волны шепота. С акустической точки зрения оба имеют тенденцию приглушать первую форманту шепотом, демонстрируя более крайние отклонения. [64]

Более плотное сближение голосовых связок приводит к скрипучему голосу. Натяжение голосовых связок меньше, чем при модальном голосе, но они плотно скреплены, в результате чего вибрируют только связки голосовых связок. [Это] Импульсы очень нерегулярные, с низкой высотой тона и амплитудой частоты. [65]

В некоторых языках не поддерживается различие по звучанию некоторых согласных. [ф] но все языки в той или иной степени используют вокализацию. Например, неизвестно ни в одном языке, который бы имел фонематический контраст звучания гласных со всеми известными гласными, произносимыми канонически. [г] Другие положения голосовой щели, такие как хриплый и скрипучий голос, используются в ряде языков, таких как халапа масатекский , для контраста фонем, в то время как в других языках, таких как английский, они существуют аллофонически.

Есть несколько способов определить, озвучен ли сегмент или нет. Самый простой — ощупать гортань во время речи и отметить, когда ощущаются вибрации. Более точные измерения можно получить посредством акустического анализа спектрограммы или спектрального среза. При спектрографическом анализе звонкие сегменты показывают голосовую полосу, область высокой акустической энергии, на низких частотах звонких сегментов. [66] При исследовании спектрального сращивания акустический спектр в данный момент времени (модель произнесенной гласной) меняет фильтрацию рта, создавая спектр голосовой щели. Затем вычислительная модель нефильтрованного голосового сигнала адаптируется к обратно отфильтрованному акустическому сигналу для определения характеристик голосовой щели. [67] Визуальный анализ также доступен с использованием специального медицинского оборудования, такого как ультразвук и эндоскопия. [66] [час]

Гласные [ править ]

Гласные в общих чертах классифицируются по области рта, в которой они произносятся, но поскольку они производятся без сужения речевого тракта, их точное описание основано на измерении акустических коррелятов положения языка. Расположение языка во время произнесения гласных меняет частоты, на которых резонирует полость, и именно эти резонансы, известные как форманты , измеряются и используются для характеристики гласных.

Высота гласного традиционно относится к самой высокой точке языка во время артикуляции. [68] Параметр высоты разделен на четыре основных уровня: высокий (закрытие), закрытый-средний, открытый-средний и низкий (открытый). Гласные, высота которых находится посередине, называются средними. Слегка открытые закрытые гласные и слегка закрытые открытые гласные называются почти закрытыми и почти открытыми соответственно. Самые низкие гласные произносятся не только при опущенном языке, но и при опускании челюсти. [69]

Хотя IPA подразумевает, что существует семь уровней высоты гласных, маловероятно, что данный язык может минимально противопоставлять все семь уровней. Хомский и Галле предполагают, что существует только три уровня. [70] похоже, необходимы четыре уровня высоты гласных хотя для описания датского языка, , а в некоторых языках может потребоваться даже пять. [71]

Задняя часть гласных делится на три уровня: передний, центральный и задний. В языках обычно не наблюдается минимального контраста более чем на два уровня отступления гласных. Некоторые языки, которые, как утверждается, имеют трехстороннее различие по спинке, включают нимборанский и норвежский . [72]

В большинстве языков губы во время произнесения гласных можно разделить на округлые и неокругленные (раздвинутые), хотя были описаны и другие типы положения губ, такие как сжатие и выпячивание. Положение губ коррелирует с высотой и задним расположением губ: гласные переднего и нижнего ряда обычно не округляются, тогда как гласные заднего и верхнего ряда обычно округляются. [73] Парные гласные в таблице IPA имеют расширенную гласную слева и закругленную гласную справа. [74]

Вместе с универсальными гласными, описанными выше, некоторые языки имеют дополнительные особенности, такие как назальность , длина и различные типы фонации, такие как глухая или скрипучая . более специализированные жесты языка, такие как ротичность , продвинутый корень языка , глотание , резкость и трение. Иногда для описания определенной гласной требуются [75]

Манера артикуляции [ править ]

Знания места артикуляции недостаточно, чтобы полностью описать согласную, не менее важно и то, как происходит стриктура. Манеры артикуляции описывают, как именно активный артикулятор изменяет, сужает или закрывает голосовой тракт. [76]

Стопы (также называемые взрывными звуками) — это согласные, при которых воздушный поток полностью перекрыт. Во время стриктуры во рту повышается давление, которое затем высвобождается в виде небольшого звукового взрыва, когда артикуляторы раздвигаются. Небная занавеска приподнята так, что воздух не может проходить через полость носа. Если небная занавеска опущена и позволяет воздуху проходить через нос, это приводит к задержке носа. Однако фонетики почти всегда называют носовые упоры просто «носовыми». [76] Аффрикаты представляют собой последовательность звуков, за которыми следует фрикативный звук в том же месте. [77]

Фрикативные звуки — это согласные, при которых воздушный поток становится турбулентным из-за частичного, но не полного перекрытия части речевого тракта. [76] Сибилянты — это особый тип фрикативных звуков, при котором турбулентный поток воздуха направляется к зубам. [78] создавая пронзительный шипящий звук. [79]

Носовые (иногда называемые носовыми упорами) — это согласные, у которых ротовая полость закрывается, а небная занавеска опускается, позволяя воздуху проходить через нос. [80]

В аппроксиманте артикуляторы сближаются, но не до такой степени, чтобы обеспечить турбулентный воздушный поток. [79]

Боковые звуки — это согласные, в которых воздушный поток затруднен в центре речевого тракта, что позволяет воздушному потоку свободно течь с одной или обеих сторон. [79] Латеральные звуки также определяются как согласные, при которых язык сжимается таким образом, что воздушный поток больше по бокам, чем по центру языка. [81] Первое определение не позволяет воздуху проходить через язык.

Трели – это согласные звуки, при которых язык или губы приводятся в движение потоком воздуха. [82] Стриктура формируется таким образом, что воздушный поток вызывает повторяющуюся картину открытия и закрытия мягкого артикулятора(ов). [83] Апикальные трели обычно состоят из двух или трех периодов вибрации. [84]

Постукивания и взмахи — это одиночные, быстрые, обычно верхушечные жесты, при которых язык прижимается к нёбу, что сравнимо с очень быстрой остановкой. [82] Эти термины иногда используются как взаимозаменяемые, но некоторые фонетики проводят различие. [85] При постукивании язык касается нёба одним движением, тогда как при постукивании язык движется по касательной к нёбу, проходя по нему.

При использовании голосового механизма воздушного потока голосовая щель закрывается, задерживая массу воздуха. Это позволяет оставшемуся воздуху в речевом тракте перемещаться отдельно. Движение закрытой голосовой щели вверх вытеснит этот воздух, в результате чего он станет выбросным согласным . Альтернативно, голосовая щель может опускаться, втягивая в рот больше воздуха, что приводит к образованию имплозивного согласного . [86]

Щелчки — это остановки, при которых движение языка вызывает всасывание воздуха в рот, это называется велярным воздушным потоком . [87] Во время щелчка воздух между двумя суставными створками разжижается , и при отпускании передней створки раздается громкий щелчок. Освобождение переднего закрытия называется щелчком притока. Освобождение заднего смыкания, которое может быть велярным или увулярным, представляет собой щелчок истечения. Клики используются в нескольких африканских языковых семьях, таких как языки койсан и банту . [88]

Легочная и подглоточная система [ править ]

Легкие управляют почти всей речевой деятельностью, и их важность в фонетике обусловлена ​​тем, что они создают давление для легочных звуков. Наиболее распространенными видами звука в разных языках являются легочные выходы, при которых воздух выдыхается из легких. [89] Возможно и обратное, хотя известно, что ни в одном языке нет легочных ингрессивных звуков в качестве фонем. [90] Многие языки, такие как шведский, используют их для паралингвистических артикуляций, таких как утверждения, в ряде генетически и географически разнообразных языков. [91] Как исходящие, так и проникающие звуки основаны на удержании голосовых связок в определенной позе и использовании легких для втягивания воздуха через голосовые связки, чтобы они либо вибрировали (звонкие), либо не вибрировали (безголосые). [89] Легочные сочленения ограничены объемом воздуха, который можно выдохнуть за определенный дыхательный цикл, известным как жизненная емкость легких .

Легкие используются для поддержания двух видов давления одновременно, чтобы производить и изменять фонацию. Чтобы вообще производить фонацию, в легких необходимо поддерживать давление на 3–5 см H 2 O выше, чем давление над голосовой щелью. Однако небольшие и быстрые корректировки подсвязочного давления производятся для изменения речи с учетом супрасегментарных особенностей, таких как стресс. Для осуществления этих корректировок используется ряд грудных мышц. Поскольку легкие и грудная клетка растягиваются во время вдоха, силы упругости легких сами по себе могут создавать перепад давления, достаточный для фонации при объеме легких, превышающем 50 процентов жизненной емкости. [92] При уровне жизненной емкости выше 50 процентов дыхательные мышцы используются для «проверки» упругих сил грудной клетки и поддержания стабильного перепада давления. Ниже этого объема они используются для повышения подсвязочного давления за счет активного выдыхания воздуха.

Во время речи дыхательный цикл модифицируется, чтобы удовлетворить как лингвистические, так и биологические потребности. Выдох, обычно составляющий около 60 процентов дыхательного цикла в состоянии покоя, увеличивается примерно до 90 процентов дыхательного цикла. Поскольку метаболические потребности относительно стабильны, общий объем перемещаемого воздуха в большинстве случаев речи остается примерно таким же, как при спокойном спокойном дыхании. [93] Увеличение интенсивности речи на 18 дБ (громкий разговор) относительно мало влияет на объем перемещаемого воздуха. Поскольку их дыхательная система не так развита, как у взрослых, дети, как правило, используют большую часть своей жизненной емкости по сравнению со взрослыми, делая более глубокие вдохи. [94]

источника Теория - фильтра

Модель источника-фильтра речи представляет собой теорию речевого производства, которая объясняет связь между положением речевого тракта и акустическими последствиями. В рамках этой модели речевой тракт можно смоделировать как источник шума, соединенный с акустическим фильтром . [95] Источником шума во многих случаях является гортань в процессе произнесения речи, хотя аналогичным образом можно смоделировать и другие источники шума. Форма надгортанного голосового тракта действует как фильтр, а разные конфигурации артикуляторов приводят к разным акустическим паттернам. Эти изменения предсказуемы. Голосовой тракт можно смоделировать как последовательность закрытых с одного конца трубок разного диаметра, а с помощью уравнений акустического резонанса можно получить акустический эффект артикуляционной позы. [96] Процесс обратной фильтрации использует этот принцип для анализа исходного спектра, создаваемого голосовыми связками во время произнесения голоса. Взяв обратное предсказанному фильтру, можно устранить акустический эффект надгортанного голосового тракта, создав акустический спектр, создаваемый голосовыми связками. [97] Это позволяет количественно изучить различные типы фонации.

Восприятие [ править ]

Восприятие языка — это процесс, посредством которого языковой сигнал декодируется и понимается слушателем. [я] Для восприятия речи непрерывный акустический сигнал должен быть преобразован в дискретные лингвистические единицы, такие как фонемы , морфемы и слова . [98] Чтобы правильно идентифицировать и классифицировать звуки, слушатели отдают приоритет определенным аспектам сигнала, которые позволяют надежно различать лингвистические категории. [99] Хотя некоторые сигналы имеют приоритет над другими, многие аспекты сигнала могут способствовать восприятию. Например, хотя устные языки отдают приоритет акустической информации, эффект Макгерка показывает, что визуальная информация используется для различения неоднозначной информации, когда акустические сигналы ненадежны. [100]

Хотя слушатели могут использовать различную информацию для сегментации речевого сигнала, связь между акустическим сигналом и восприятием категории не является идеальным отображением. Из-за коартикуляции , шумной обстановки и индивидуальных различий внутри категорий существует высокая степень акустической изменчивости. [101] Известная как проблема перцептивной инвариантности , слушатели способны надежно воспринимать категории, несмотря на изменчивость акустических реализаций. [102] Для этого слушатели быстро приспосабливаются к новым говорящим и меняют границы между категориями, чтобы они соответствовали акустическим различиям, которые делает их собеседник. [103]

Прослушивание [ править ]

Продолжительность: 2 минуты 27 секунд. Доступны субтитры.
Как звуки добираются от источника до мозга

Слух, процесс прослушивания звуков, является первым этапом восприятия речи. Артикуляторы вызывают систематические изменения давления воздуха, которые в виде звуковых волн доходят до уха слушателя. слушателя, Звуковые волны затем ударяются о барабанную перепонку заставляя ее вибрировать. Вибрация барабанной перепонки передается косточками тремя маленькими косточками среднего уха — в улитку . [104] Улитка представляет собой спиральную трубку, заполненную жидкостью, разделенную вдоль кортиева органа , содержащего базилярную мембрану . Базилярная мембрана увеличивается в толщине по мере прохождения через улитку, вызывая резонанс разных частот в разных местах. Такая тонотопическая конструкция позволяет уху анализировать звук аналогично преобразованию Фурье . [105]

Дифференциальная вибрация базилярной мышцы приводит в движение волосковые клетки кортиева органа. Это вызывает деполяризацию волосковых клеток и, в конечном итоге, преобразование акустического сигнала в нейронный сигнал. [106] Хотя волосковые клетки сами по себе не производят потенциалы действия , они выделяют нейромедиатор в синапсах с волокнами слухового нерва , который действительно производит потенциалы действия. Таким образом, паттерны колебаний базилярной мембраны преобразуются в пространственно-временные паттерны импульсов, которые передают информацию о звуке в ствол мозга . [107]

Просодия [ править ]

Помимо согласных и гласных, фонетика также описывает свойства речи, которые локализованы не в сегментах , а в более крупных единицах речи, таких как слоги и фразы . Просодия включает в себя слуховые характеристики , такие как высота тона , скорость речи , продолжительность и громкость . Языки в разной степени используют эти свойства для реализации ударения , акцентов и интонации — например, ударение в английском и испанском языках коррелирует с изменениями высоты звука и продолжительности, тогда как ударение в валлийском более последовательно коррелирует с высотой звука, чем продолжительность и ударение в тайском языке. коррелирует только с продолжительностью. [108]

Теории восприятия речи [ править ]

Ранние теории восприятия речи, такие как теория моторики, пытались решить проблему перцептивной инвариантности, утверждая, что восприятие и производство речи тесно связаны. В своей самой сильной форме теория моторики утверждает, что восприятие речи требует от слушателя доступа к артикуляционному представлению звуков; [109] Чтобы правильно классифицировать звук, слушатель перепроектирует артикуляцию, которая будет производить этот звук, и, идентифицируя эти жесты, может получить предполагаемую лингвистическую категорию. [110] Хотя такие результаты, как эффект Мак-Герка и тематические исследования пациентов с неврологическими травмами, подтвердили моторную теорию, дальнейшие эксперименты не подтвердили сильную форму моторной теории, хотя есть некоторая поддержка более слабых форм моторной теории, которые утверждают, что детерминированные отношения между производством и восприятием. [110] [111] [112]

Последующие теории восприятия речи делают акцент на акустических сигналах звуковых категорий и могут быть сгруппированы в две широкие категории: абстракционистские теории и эпизодические теории. [113] В абстракционистских теориях восприятие речи предполагает идентификацию идеализированного лексического объекта на основе сигнала, редуцированного до его необходимых компонентов, и нормализацию сигнала для противодействия вариативности говорящего. Эпизодические теории, такие как образцовая модель, утверждают, что восприятие речи включает доступ к подробным воспоминаниям (т. е. эпизодическим воспоминаниям ) о ранее услышанных токенах. Проблема перцептивной инвариантности объясняется эпизодическими теориями как проблема знакомства: нормализация является побочным продуктом воздействия большего количества переменных распределений, а не дискретным процессом, как утверждают абстракционистские теории. [113]

Subdisciplines[editСубдисциплины

Акустическая фонетика [ править ]

Акустическая фонетика занимается акустическими свойствами звуков речи. Ощущение барабанную звука вызвано колебаниями давления, которые заставляют перепонку двигаться. Ухо преобразует это движение в нейронные сигналы, которые мозг воспринимает как звук. Акустические сигналы — это записи, которые измеряют эти колебания давления. [114]

Артикуляционная фонетика [ править ]

Артикуляционная фонетика изучает способы произнесения звуков речи.

Слуховая фонетика [ править ]

Слуховая фонетика изучает, как люди воспринимают звуки речи. Из-за анатомических особенностей слуховой системы, искажающих речевой сигнал, человек не воспринимает звуки речи как совершенные акустические записи. Например, слуховое впечатление от громкости , измеряемой в децибелах (дБ), не соответствует линейно разнице звукового давления. [115]

Несоответствие между акустическим анализом и тем, что слышит слушатель, особенно заметно в звуках речи, имеющих много высокочастотной энергии, например в некоторых фрикативных звуках. Чтобы устранить это несоответствие, были разработаны функциональные модели слуховой системы. [116]

Описание звуков [ править ]

Человеческие языки используют много разных звуков, и для их сравнения лингвисты должны уметь описывать звуки независимо от языка. Звуки речи можно описывать по-разному. Чаще всего звуки речи обозначаются движениями рта, необходимыми для их произнесения. Согласные и гласные — это две грубые категории, которые фонетики определяют по движениям звука речи. Более детальными дескрипторами являются такие параметры, как место сочленения. Место артикуляции , способ артикуляции и звонкость используются для описания согласных и являются основными разделами таблицы согласных Международного фонетического алфавита . Гласные описываются по высоте, наклону и округлению. Язык жестов описывается с использованием аналогичного, но отличного набора параметров для описания знаков: местоположения, движения, формы рук, ориентации ладони и немануальных функций. Помимо артикуляционных описаний, звуки, используемые в устных языках, можно описывать с помощью их акустики. Поскольку акустика является следствием артикуляции, то для различения звуков достаточно обоих способов описания, причем выбор между системами зависит от исследуемого фонетического признака.

Согласные — это звуки речи, которые произносятся при полном или частичном замыкании речевого тракта . Обычно они возникают в результате изменения воздушного потока , выдыхаемого из легких. Органы дыхания, используемые для создания и изменения воздушного потока, делятся на три отдела: речевой тракт (надгортанный), гортань и подсвязочный аппарат. Воздушный поток может быть как выходным (из речевого тракта), так и ингрессивным (в речевой тракт). При пульмональных звуках воздушный поток вырабатывается легкими в подсвязочной системе и проходит через гортань и голосовой тракт. В голосовых звуках используется воздушный поток, создаваемый движениями гортани без потока воздуха из легких. Щелкающие согласные произносятся посредством разрежения воздуха с помощью языка с последующим отпусканием переднего закрытия языка.

Гласные звуки – это слоговые звуки речи, которые произносятся без каких-либо препятствий в речевом тракте. [117] В отличие от согласных, которые обычно имеют определенные места артикуляции, гласные определяются по отношению к набору опорных гласных, называемых кардинальными гласными . Для определения гласных необходимы три свойства: высота языка, спинка языка и округлость губ. Гласные звуки, которые произносятся с устойчивым качеством, называются монофтонгами ; сочетание двух отдельных гласных в одном слоге — дифтонг . [118] В IPA гласные представлены в форме трапеции, изображающей рот человека: вертикальная ось представляет рот от пола до крыши, а горизонтальная ось представляет измерение спереди и сзади. [119]

Транскрипция [ править ]

Фонетическая транскрипция — это система транскрипции звуков , которые встречаются на языке, устном или жестовом . Наиболее широко известная система фонетической транскрипции, Международный фонетический алфавит (IPA), предоставляет стандартизированный набор символов для устных телефонов. [120] [121] Стандартизированный характер IPA позволяет пользователям точно и последовательно расшифровывать телефоны разных языков, диалектов и идиолектов . [120] [122] [123] IPA — полезный инструмент не только для изучения фонетики, но и для преподавания языка, профессионального актерского мастерства и патологии речи . [122]

Хотя ни один язык жестов не имеет стандартизированной системы письма, лингвисты разработали свои собственные системы обозначений, описывающие форму рук, местоположение и движение. Гамбургская система обозначений (HamNoSys) аналогична IPA в том, что она допускает различные уровни детализации. Некоторые системы обозначений, такие как КОМВА и система Стокое, были разработаны для использования в словарях; они также используют алфавитные буквы на местном языке для обозначения форм рук, тогда как HamNoSys напрямую представляет форму руки. SignWriting стремится стать простой в освоении системой письма для жестовых языков, хотя она еще официально не принята ни одним сообществом глухих. [124]

Языки жестов [ править ]

В отличие от разговорных языков, слова на жестовых языках воспринимаются глазами, а не ушами. Знаки артикулируются руками, верхней частью тела и головой. Основными артикуляторами являются кисти рук. Относительные части руки описываются терминами проксимальный и дистальный . Проксимальная часть относится к части, расположенной ближе к туловищу, тогда как дистальная часть находится дальше от него. Например, движение запястья является дистальным по сравнению с движением локтя. Из-за того, что требуется меньше энергии, дистальные движения обычно легче осуществить. Различные факторы, такие как гибкость мышц и табу , ограничивают то, что можно считать знаком. [125] Носители языка не смотрят на руки собеседника. Вместо этого их взгляд фиксируется на лице. Поскольку периферийное зрение не так сфокусировано, как центр поля зрения, знаки, артикулированные возле лица, позволяют воспринимать более тонкие различия в движении и расположении пальцев. [126]

В отличие от разговорных языков, языки жестов имеют два одинаковых артикулятора: руки. Подписанты могут использовать любую руку, которую они предпочитают, без нарушения связи. Из-за универсальных неврологических ограничений двуручные знаки обычно имеют одинаковую артикуляцию в обеих руках; это называется условием симметрии. [125] Второе универсальное ограничение — это условие доминирования, согласно которому, когда задействованы две формы рук, одна рука остается неподвижной и имеет более ограниченный набор форм рук по сравнению с доминирующей движущейся рукой. [127] Кроме того, во время неформальных разговоров одна рука в двуручном знаке часто опускается, и этот процесс называется слабым падением. [125] Как и слова в разговорных языках, коартикуляция может привести к тому, что знаки будут влиять на форму друг друга. Примеры включают формы рук соседних знаков, которые становятся более похожими друг на друга ( ассимиляция ) или слабое падение (пример удаления ). [128]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Лингвисты спорят, могут ли эти стадии взаимодействовать или они происходят последовательно (сравните Dell & Reich (1981) и Motley, Camden & Baars (1982) ). Для простоты описания процесс производства языка описывается как серия независимых стадий, хотя недавние данные показывают, что это неточно. [12] Более подробное описание моделей интерактивной активации см. в Jaeger, Furth & Hilliard (2012) .
  2. ^ или после того, как часть высказывания запланирована; см. Gleitman et al. (2007) для доказательства производства до того, как сообщение было полностью запланировано.
  3. ^ адаптировано из Sedivy (2019 , стр. 411) и Boersma (1998 , стр. 11)
  4. см . в Feldman (1966) . Оригинальное предложение
  5. ^ см. в разделе #Гортань . Дополнительную информацию об анатомии фонации
  6. ^ Гавайский язык, например, не противопоставляет звонкие и глухие взрывные звуки.
  7. ^ Есть языки, например японский , где гласные в определенных контекстах произносятся как глухие.
  8. ^ см. в разделе #Артикуляционные модели . Дополнительную информацию об акустическом моделировании
  9. ^ Как и в случае речевого производства, характер лингвистического сигнала варьируется в зависимости от языковой модальности . Сигнал может быть акустическим для устной речи, визуальным для жестовых языков или тактильным для мануально-тактильных жестовых языков. Для простоты здесь описана акустическая речь; В частности, о восприятии языка жестов см. Язык жестов # Восприятие жестов .

Цитаты [ править ]

  1. ^ О'Грейди 2005 , с. 15.
  2. ^ Линч, Мэтью (07 апреля 2021 г.). «Различия между телефоном, фонемой и аллофоном» . Адвокат . Проверено 06 февраля 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Кэффри 2017 .
  4. ^ Кипарский 1993 , с. 2918.
  5. ^ Кипарский 1993 , стр. 2922–3.
  6. ^ Дойссен, Пол (1980). Шестьдесят Упанишад Вед, том I. Мотилал Банарасидасс. п. 222. ИСБН  978-8120814684 .
  7. ^ Оксфордский словарь английского языка, 2018 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Плотва 2015 .
  9. ^ Ладефогед 1960 , стр. 388.
  10. ^ Складской пристав 1960 г.
  11. ^ Делл и О'Сигда, 1992 .
  12. ^ Седивы 2019 , стр. 439.
  13. ^ Боерсма 1998 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед 2001 , стр. 5.
  15. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 9.
  16. ^ «ИПА: Лабиоденталс» . home.cc.umanitoba.ca . Проверено 06 февраля 2023 г.
  17. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 16.
  18. ^ Мэддисон 1993 .
  19. ^ Фудзимура 1961 .
  20. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 16–17.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Международная фонетическая ассоциация 2015 .
  22. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 18.
  23. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 17–18.
  24. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед и Мэддисон 1996 , с. 17.
  25. ^ Бит 1926 года .
  26. ^ Гатри 1948 , с. 61.
  27. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 19–31.
  28. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед и Мэддисон 1996 , с. 28.
  29. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 19–25.
  30. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 20, 40–1.
  31. ^ Скэттон 1984 , с. 60.
  32. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 23.
  33. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 23–5.
  34. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 25, 27–8.
  35. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед и Мэддисон 1996 , с. 27.
  36. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 27–8.
  37. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 32.
  38. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 35.
  39. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , стр. 33–34.
  40. ^ Китинг и Лахири 1993 , с. 89.
  41. ^ Мэддисон 2013 .
  42. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 11.
  43. ^ Лодж 2009 , с. 33.
  44. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед и Мэддисон 1996 , с. 37.
  45. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед и Мэддисон 1996 , с. 38.
  46. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 74.
  47. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 75.
  48. ^ Ладефогед 2001 , стр. 123.
  49. ^ Seikel, Drumright & King 2016 , с. 222.
  50. ^ Перейти обратно: а б Жизнь 1997 , с. 1.
  51. ^ Хомский и Галле 1968 , стр. 300–301.
  52. ^ Альтманн 2002 .
  53. ^ Перейти обратно: а б Лёфквист 2010 , стр. 359.
  54. ^ Манхолл, Остри и Фланаган 1991 , с. 299 и далее.
  55. ^ Лёфквист 2010 , стр. 360.
  56. ^ Биззи и др. 1992 год .
  57. ^ Лёфквист 2010 , стр. 361.
  58. ^ Зальцман и Мунхолл 1989 .
  59. ^ Маттингли 1990 .
  60. ^ Лёфквист 2010 , стр. 362–4.
  61. ^ Лёфквист 2010 , стр. 364.
  62. ^ Перейти обратно: а б Гордон и Ладефогед, 2001 .
  63. ^ Гобль и Ни Часайде 2010 , с. 399.
  64. ^ Гобль и Ни Часайде 2010 , с. 400-401.
  65. ^ Гобль и Ни Часайде 2010 , с. 401.
  66. ^ Перейти обратно: а б Доусон и Фелан 2016 .
  67. ^ Гобль и Ни Часайде 2010 , стр. 388 и далее .
  68. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 282.
  69. ^ Лодж 2009 , с. 39.
  70. ^ Хомский и Галле 1968 .
  71. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 289.
  72. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 290.
  73. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 292-295.
  74. ^ Лодж 2009 , с. 40.
  75. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 298.
  76. ^ Перейти обратно: а б с Ладефогед и Джонсон, 2011 , стр. 14.
  77. ^ Ладефогед и Джонсон 2011 , стр. 67.
  78. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 145.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Ладефогед и Джонсон, 2011 , стр. 15.
  80. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 102.
  81. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 182.
  82. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед и Джонсон, 2011 , стр. 175.
  83. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 217.
  84. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 218.
  85. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 230-231.
  86. ^ Ладефогед и Джонсон 2011 , стр. 137.
  87. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 78.
  88. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 246-247.
  89. ^ Перейти обратно: а б Ладефогед 2001 , стр. 1.
  90. ^ Эклунд 2008 , стр. 237.
  91. ^ Эклунд 2008 .
  92. ^ Seikel, Drumright & King 2016 , с. 176.
  93. ^ Seikel, Drumright & King 2016 , с. 171.
  94. ^ Seikel, Drumright & King 2016 , стр. 168–77.
  95. ^ Джонсон 2008 , с. 83–5.
  96. ^ Джонсон 2008 , с. 104–5.
  97. ^ Джонсон 2008 , с. 157.
  98. ^ Седивы 2019 , стр. 259–60.
  99. ^ Седивы 2019 , стр. 269.
  100. ^ Седивы 2019 , стр. 273.
  101. ^ Седивы 2019 , стр. 259.
  102. ^ Седивы 2019 , стр. 260.
  103. ^ Седивы 2019 , стр. 274–85.
  104. ^ Джонсон 2003 , с. 46–7.
  105. ^ Джонсон 2003 , с. 47.
  106. ^ Шактер, Гилберт и Вегнер 2011 , стр. 158–9.
  107. ^ Йост 2003 , с. 130.
  108. ^ Катлер 2005 .
  109. ^ Седивы 2019 , стр. 289.
  110. ^ Перейти обратно: а б Галантуччи, Фаулер и Терви , 2006 г.
  111. ^ Седивы 2019 , стр. 292–3.
  112. ^ Шкипер, Девлин и Ламетти, 2017 .
  113. ^ Перейти обратно: а б Голдингер 1996 .
  114. ^ Джонсон 2003 , с. 1.
  115. ^ Джонсон 2003 , с. 46-49.
  116. ^ Джонсон 2003 , с. 53.
  117. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 281.
  118. ^ Гуссенховен и Джейкобс 2017 , с. 26-27.
  119. ^ Лодж 2009 , с. 38.
  120. ^ Перейти обратно: а б О'Грейди 2005 , с. 17.
  121. ^ Международная фонетическая ассоциация 1999 .
  122. ^ Перейти обратно: а б Работник склада 2005г .
  123. ^ Ладефогед и Мэддисон 1996 .
  124. ^ Бейкер и др. 2016 , с. 242-244.
  125. ^ Перейти обратно: а б с Бейкер и др. 2016 , с. 229-235.
  126. ^ Бейкер и др. 2016 , стр. 236.
  127. ^ Бейкер и др. 2016 , стр. 286.
  128. ^ Бейкер и др. 2016 , стр. 239.

Цитируемые работы [ править ]

  • Аберкромби, Д. (1967). Элементы общей фонетики . Эдинбург: Чикаго, паб Aldine. Ко.
  • Альтманн, Джерри (2002). Психолингвистика: критические понятия в психологии . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0415229906 . OCLC   48014482 .
  • Бейкер, Энн; ван ден Богэрде, Беппи; Пфау, Роланд; Шермер, Труде (2016). Лингвистика жестовых языков . Амстердам/Филадельфия: Издательская компания Джона Бенджамина. ISBN  978-90-272-1230-6 .
  • Баумбах, Э.Дж.М (1987). Аналитическая грамматика Цонга . Претория: Университет Южной Африки.
  • Биззи, Э.; Хоган, Н.; Мусса-Ивальди, Ф.; Гистер, С. (1992). «Использует ли нервная система контроль точки равновесия для управления движениями одного и нескольких суставов?». Поведенческие и мозговые науки . 15 (4): 603–13. дои : 10.1017/S0140525X00072538 . ПМИД   23302290 .
  • Бок, Кэтрин; Левелт, Виллем (2002). Атлманн, Джерри (ред.). Психолингвистика: критические концепции в психологии . Том. 5. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 405–407. ISBN  978-0-415-26701-4 .
  • Боерсма, Пол (1998). Функциональная фонология: формализация взаимодействия между артикуляционными и перцептивными влечениями . Гаага: Голландская академическая графика. ISBN  9055690546 . OCLC   40563066 .
  • Кэффри, Кейт (2017). "Фонетика". Энциклопедия Салем Пресс . Салем Пресс.
  • Кэтфорд, Джей Си (2001). Практическое введение в фонетику (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-924635-9 .
  • Хомский, Ноам; Галле, Моррис (1968). Звуковой образец английского языка . Харпер и Роу.
  • Катлер, Энн (2005). «Лексическое ударение» (PDF) . В Пизони, Дэвид Б.; Ремез, Роберт (ред.). Справочник по восприятию речи . Блэквелл. стр. 264–289. дои : 10.1002/9780470757024.ch11 . ISBN  978-0-631-22927-8 . OCLC   749782145 . Проверено 29 декабря 2019 г.
  • Доусон, Хоуп; Фелан, Майкл, ред. (2016). Языковые файлы: материалы для введения в лингвистику (12-е изд.). Издательство Университета штата Огайо. ISBN  978-0-8142-5270-3 .
  • Делл, Гэри; О'Сигда, Падрейг (1992). «Этапы лексического доступа в языковом производстве». Познание . 42 (1–3): 287–314. дои : 10.1016/0010-0277(92)90046-к . ПМИД   1582160 . S2CID   37962027 .
  • Делл, Гэри; Райх, Питер (1981). «Этапы построения предложений: анализ данных о речевых ошибках». Журнал памяти и языка . 20 (6): 611–629. дои : 10.1016/S0022-5371(81)90202-4 .
  • Док, Клемент М (1926). Фонетика языка зулу . Исследования банту. Йоханнесбург: Издательство Университета Виватерсранда.
  • Эклунд, Роберт (2008). «Легочная ингрессивная фонация: диахронические и синхронические характеристики, распределение и функции в производстве звуков у животных и человека, а также в человеческой речи». Журнал Международной фонетической ассоциации . 38 (3): 235–324. дои : 10.1017/S0025100308003563 . S2CID   146616135 .
  • Фельдман, Анатолий Г. (1966). «Функциональная настройка нервной системы с контролем движения или поддержанием устойчивой позы, III: Механографический анализ выполнения человеком простейшей двигательной задачи». Биофизика . 11 : 565–578.
  • Фудзимура, Осаму (1961). «Двугубная стопа и носовые согласные: исследование кинофильмов и его акустические последствия». Журнал исследований речи и слуха . 4 (3): 233–47. дои : 10.1044/jshr.0403.233 . ПМИД   13702471 .
  • Галантуччи, Бруно; Фаулер, Кэрол; Терви, Майкл (2006). «Обзор моторной теории восприятия речи» . Психономический бюллетень и обзор . 13 (3): 361–377. дои : 10.3758/BF03193857 . ПМК   2746041 . ПМИД   17048719 .
  • Глейтман, Лила; Январь, Дэвид; Наппа, Ребекка; Трусвелл, Джон (2007). «О компромиссе между восприятием события и формулированием высказывания» . Журнал памяти и языка . 57 (4): 544–569. дои : 10.1016/j.jml.2007.01.007 . ПМК   2151743 . ПМИД   18978929 .
  • Гобль, Кристер; Ни Часаиде, Айлбхе (2010). «Вариация источника голоса и его коммуникативные функции». Справочник по фонетическим наукам (2-е изд.). стр. 378–424.
  • Голдингер, Стивен (1996). «Слова и голоса: эпизодические следы в идентификации произнесенных слов и запоминании узнавания». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 22 (5): 1166–83. дои : 10.1037/0278-7393.22.5.1166 . ПМИД   8926483 .
  • Гордон, Мэтью; Ладефогед, Питер (2001). «Типы фонации: кросс-лингвистический обзор». Журнал фонетики . 29 (4): 383–406. дои : 10.1006/jpho.2001.0147 .
  • Гатри, Малькольм (1948). Классификация языков банту . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  • Гуссенховен, Карлос; Джейкобс, Хайке (2017). Понимание фонологии (Четвертое изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9781138961418 . OCLC   958066102 .
  • Холл, Трейси Алан (2001). «Введение: Фонологические представления и фонетическая реализация отличительных признаков». В зале, Трейси Алан (ред.). Теория отличительных особенностей . де Грюйтер. стр. 1–40.
  • Галле, Моррис (1983). «Об отличительных чертах и ​​их артикуляционной реализации». Естественный язык и лингвистическая теория . 1 (1): 91–105. дои : 10.1007/BF00210377 . S2CID   170466631 .
  • Хардкасл, Уильям; Лейвер, Джон; Гиббон, Фиона, ред. (2010). Справочник по фонетическим наукам (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-405-14590-9 .
  • Международная фонетическая ассоциация (1999). Справочник Международной фонетической ассоциации . Издательство Кембриджского университета.
  • Международная фонетическая ассоциация (2015). Международный фонетический алфавит . Международная фонетическая ассоциация.
  • Джагер, Флориан; Фурт, Катрина; Хиллиард, Кейтлин (2012). «Фонологическое перекрытие влияет на лексический выбор во время составления предложений». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 38 (5): 1439–1449. дои : 10.1037/a0027862 . ПМИД   22468803 .
  • Якобсон, Роман; Фант, Гуннар; Галле, Моррис (1976). Предварительные сведения к анализу речи: отличительные особенности и их корреляции . МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-60001-9 .
  • Джонсон, Кейт (2003). Акустическая и слуховая фонетика (2-е изд.). Паб Блэквелл. ISBN  1405101229 . OCLC   50198698 .
  • Джонсон, Кейт (2011). Акустическая и слуховая фонетика (3-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-444-34308-3 .
  • Джонс, Дэниел (1948). «Лондонская школа фонетики». Журнал фонетики . 11 (3/4): 127–135. (Перепечатано в Джонс, МЫ; Лейвер, Дж., ред. (1973). Фонетика в лингвистике . Лонгман. стр. 180–186. )
  • Китинг, Патрисия; Лахири, Адити (1993). «Фронтальные велары, палатализованные велары и палаталы». Фонетика . 50 (2): 73–101. дои : 10.1159/000261928 . ПМИД   8316582 . S2CID   3272781 .
  • Кингстон, Джон (2007). «Интерфейс фонетики-фонологии». В ДеЛейси, Пол (ред.). Кембриджский справочник по фонологии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-84879-4 .
  • Кипарский, Павел (1993). «Панинская лингвистика» В Ашере, RE (ред.). Энциклопедия языков и лингвистики Оксфорд: Пергамон.
  • Ладефогед, Питер (1960). «Ценность фонетических высказываний». Язык . 36 (3): 387–96. дои : 10.2307/410966 . JSTOR   410966 .
  • Ладефогед, Питер (2001). Курс фонетики (4-е изд.). Бостон: Томсон/Уодсворт . ISBN  978-1-413-00688-9 .
  • Ладефогед, Питер (2005). Курс фонетики (5-е изд.). Бостон: Томсон/Уодсворт . ISBN  978-1-413-00688-9 .
  • Ладефогед, Питер ; Джонсон, Кейт (2011). Курс фонетики (6-е изд.). Уодсворт. ISBN  978-1-42823126-9 .
  • Ладефогед, Питер; Мэддисон, Ян (1996). Звуки языков мира . Оксфорд: Блэквелл. ISBN  978-0-631-19815-4 .
  • Левелт, Виллем (1999). «Теория лексического доступа в речевом производстве». Поведенческие и мозговые науки . 22 (1): 3–6. дои : 10.1017/s0140525x99001776 . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-3E7A-A . ПМИД   11301520 . S2CID   152230066 .
  • Лодж, Кен (2009). Критическое введение в фонетику . Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum. ISBN  978-0-8264-8873-2 .
  • Лёфквист, Андерс (2010). «Теории и модели речевого производства». Справочник по фонетическим наукам (2-е изд.). стр. 353–78.
  • Мэддисон, Ян (1993). «Исследование сочленений овец с помощью электромагнитной артикулографии». Отчеты исследований Института фонетики и лингвистической коммуникации Мюнхенского университета . 31 : 181–214.
  • Мэддисон, Ян (2013). «Увулярные согласные» . В Драйере, Мэтью С.; Хаспельмат, Мартин (ред.). Мировой атлас языковых структур в Интернете . Лейпциг: Институт эволюционной антропологии Макса Планка.
  • Маттингли, Игнатиус (1990). «Глобальный характер фонетических жестов» . Журнал фонетики . 18 (3): 445–52. дои : 10.1016/S0095-4470(19)30372-9 .
  • Мотли, Майкл; Камден, Карл; Баарс, Бернард (1982). «Скрытое формулирование и редактирование аномалий в речевом производстве: данные экспериментально выявленных оговорок». Журнал вербального обучения и вербального поведения . 21 (5): 578–594. дои : 10.1016/S0022-5371(82)90791-5 .
  • Манхолл, К.; Остри, Д; Фланаган, Дж. (1991). «Координатные пространства в планировании речи». Журнал фонетики . 19 (3–4): 293–307. дои : 10.1016/S0095-4470(19)30346-8 .
  • О'Коннор, доктор юридических наук (1973). Фонетика . Пеликан. стр. 16–17. ISBN  978-0140215601 .
  • О'Грейди, Уильям (2005). Современная лингвистика: Введение (5-е изд.). Бедфорд/Сент. Мартина. ISBN  978-0-312-41936-3 .
  • Охала, Джон (1997). «Аэродинамика фонологии» . Материалы Сеульской международной конференции по лингвистике . 92 .
  • «Фонетика, н.». Оксфордский онлайн-словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 2018.
  • Роуч, Питер (2015). «Практическое фонетическое обучение» . Питер Роуч . Проверено 10 мая 2019 г.
  • Зальцман, Эллиот; Манхолл, Кевин (1989). «Динамический подход к формированию жестов в речевом производстве» (PDF) . Экологическая психология . 1 (4): 333–82. дои : 10.1207/s15326969eco0104_2 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2020 г. Проверено 23 августа 2018 г.
  • Скэттон, Эрнест (1984). Справочная грамматика современного болгарского языка . Славица. ISBN  978-0893571238 .
  • Шактер, Дэниел; Гилберт, Дэниел; Вегнер, Дэниел (2011). «Ощущение и восприятие» . У Чарльза Линсмайсера (ред.). Психология . Стоит издательства. ISBN  978-1-4292-3719-2 .
  • Шиллер, Нильс; Блес, Март; Янсма, Бернадетт (2003). «Отслеживание динамики фонологического кодирования при производстве речи: исследование потенциала мозга, связанное с событиями». Когнитивные исследования мозга . 17 (3): 819–831. дои : 10.1016/s0926-6410(03)00204-0 . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-17B1-A . ПМИД   14561465 .
  • Седиви, Джули (2019). Язык в уме: введение в психолингвистику (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-1605357058 .
  • Сейкел, Дж. Энтони; Драмрайт, Дэвид; Кинг, Дуглас (2016). Анатомия и физиология речи, языка и слуха (5-е изд.). Сенгаге. ISBN  978-1-285-19824-8 .
  • Шкипер, Джереми; Девлин, Джозеф; Ламетти, Дэниел (2017). «Слуховое ухо всегда находится рядом с говорящим языком: обзор роли двигательной системы в восприятии речи» . Мозг и язык . 164 : 77–105. дои : 10.1016/j.bandl.2016.10.004 . ПМИД   27821280 .
  • Стернс, Питер; Адас, Майкл; Шварц, Стюарт; Гилберт, Марк Джейсон (2001). Мировые цивилизации (3-е изд.). Нью-Йорк: Лонгман. ISBN  978-0-321-04479-2 .
  • Траск, Р.Л. (1996). Словарь фонетики и фонологии . Абингдон: Рутледж. ISBN  978-0-415-11261-1 .
  • Йост, Уильям (2003). «Прослушивание» . У Элис Ф. Хили; Роберт В. Проктор (ред.). Справочник по психологии: Экспериментальная психология . Джон Уайли и сыновья. п. 130. ИСБН  978-0-471-39262-0 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58B402DFC4B20737C7CFC8BE7B0EA539__1717242840
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Phonetics
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phonetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)