Jump to content

Двигательная теория восприятия речи

(Перенаправлено из Теории двигателя )

Моторная теория восприятия речи — это гипотеза, согласно которой люди воспринимают произносимые слова , определяя жесты речевого тракта , с помощью которых они произносятся, а не определяя звуковые модели, генерируемые речью. [1] [2] [3] [4] [5] Первоначально утверждалось, что восприятие речи осуществляется посредством специализированного модуля , который является врожденным и специфичным для человека. Хотя идея модуля была уточнена в более поздних версиях теории, [5] остается идея, что роль речевой двигательной системы заключается не только в создании речевых артикуляций, но и в их обнаружении.

Гипотеза вызвала больший интерес вне области восприятия речи, чем внутри. Это особенно возросло после открытия зеркальных нейронов , которые связывают производство и восприятие двигательных движений, в том числе совершаемых речевым трактом. [5] Теория первоначально была предложена в лабораториях Хаскинса в 1950-х годах Элвином Либерманом и Франклином С. Купером и развита далее Дональдом Шанквейлером , Майклом Стаддерт-Кеннеди , Игнатиусом Маттингли , Кэрол Фаулер и Дугласом Уэйленом .

Истоки и развитие

[ редактировать ]
Когда мы слышим произносимые слова, мы чувствуем, что они состоят из слуховых звуков . Моторная теория восприятия речи утверждает, что за звуками, которые мы слышим, стоят намеренные движения речевого тракта , который их произносит .

Гипотеза берет свое начало в исследованиях использования воспроизведения шаблонов для создания читающих машин для слепых , которые заменяли бы орфографические буквы звуками. [6] Это привело к тщательному изучению того, как произнесенные звуки соответствуют их акустической спектрограмме как последовательности слуховых звуков. Было обнаружено, что последовательные согласные и гласные перекрываются во времени (феномен, известный как коартикуляция ). [7] [8] [9] Это позволило предположить, что речь воспринимается не как акустический «алфавит» или «шифр», а как «код» перекрывающихся речевых жестов.

Ассоциационистский подход

[ редактировать ]

Первоначально теория была ассоциативной: младенцы имитируют речь, которую они слышат, и это приводит к поведенческим ассоциациям между артикуляцией и ее сенсорными последствиями. Позже эта явная мимика будет замкнута и превратится в восприятие речи. [8] Однако этот аспект теории был отброшен с открытием, что долингвистические младенцы уже могли различать большинство фонетических контрастов, используемых для разделения различных звуков речи. [1]

Когнитивистский подход

[ редактировать ]

На смену бихевиористскому подходу пришел когнитивистский , в котором появился речевой модуль . [1] Модуль обнаруживал речь в терминах скрытых дистальных объектов, а не на проксимальном или непосредственном уровне их ввода. Доказательством этого стали исследования, показавшие, что обработка речи является особенной, например, дуплексным восприятием . [10]

Изменение дистальных объектов

[ редактировать ]

Первоначально предполагалось, что восприятие речи связано с речевыми объектами, которые одновременно являются

  • инвариантные движения речевых артикуляторов [8]
  • инвариантные двигательные команды, посылаемые мышцам для перемещения артикуляторов речевого тракта. [11]

Позже это было изменено и теперь включает фонетические жесты, а не моторные команды. [1] а затем жесты, подразумеваемые говорящим на предвокальном, языковом уровне, а не реальные движения. [12]

Современная редакция

[ редактировать ]

Утверждение о том, что речь особенная, было снято. [5] поскольку было обнаружено, что восприятие речи может происходить для неречевых звуков (например, хлопанье дверью для дуплексного восприятия ). [13]

Зеркальные нейроны

[ редактировать ]

Открытие зеркальных нейронов привело к возобновлению интереса к моторной теории восприятия речи, и у этой теории до сих пор есть свои сторонники. [5] хотя есть и критики. [14]

Поддерживать

[ редактировать ]

Неслуховая информация о жестах

[ редактировать ]

Если речь определяется с точки зрения того, как она создается физически, то неслуховая информация должна быть включена в речевое восприятие, даже если она все еще субъективно воспринимается как «звуки». На самом деле это так.

  • Эффект Макгерка показывает, что наблюдение за произнесением произнесенного слога , который отличается от синхронизированного с ним слухового сигнала, влияет на восприятие слухового сигнала. Другими словами, если кто-то слышит «ба», но видит видео, где кто-то произносит «га», то он слышит другое — некоторые люди верят, что слышат «да».
  • Людям легче услышать речь в шуме, если они видят говорящего. [15]
  • Люди могут лучше слышать слоги, если их произношение можно ощутить тактильно . [16]

Категорическое восприятие

[ редактировать ]

Используя синтезатор речи , звуки речи можно изменять по месту артикуляции в континууме от /bɑ/ до /dɑ/ до /ɡɑ/ или по времени начала голоса в континууме от /dɑ/ до /tɑ/ (например) . Когда слушателей просят различать два разных звука, они воспринимают звуки как принадлежащие к дискретным категориям, даже если звуки постоянно меняются. Другими словами, 10 звуков (где звук на одном конце равен /dɑ/ , а звук на другом конце — /tɑ/ , а звуки в середине различаются по шкале) могут акустически отличаться друг от друга, но слушатель услышит их все как /dɑ/ или /tɑ/ . Аналогично, английский согласный /d/ /d/ в /du/ технически не звучит так же, как в /di/ может различаться по своим акустическим деталям в разных фонетических контекстах ( например, ), но все /d/ в восприятии слушателя подпадают под одну категорию (звонкий альвеолярный взрывной звук), и это происходит потому, что «лингвистические представления представляют собой абстрактные, канонические, фонетические сегменты или жесты, лежащие в основе этих сегментов». [17] Это говорит о том, что люди идентифицируют речь, используя категориальное восприятие , и, таким образом, специализированный модуль, например, предложенный моторной теорией восприятия речи, может быть на правильном пути. [18]

Речевая имитация

[ редактировать ]

Если люди могут слышать жесты в речи, то имитация речи должна быть очень быстрой, например, когда повторяются слова, которые слышны в наушниках , как при затенении речи . [19] Люди могут повторять услышанные слоги быстрее, чем обычно. [20]

Речевое производство

[ редактировать ]
  • Прослушивание речи активирует мышцы голосового тракта, [21] и моторная кора [22] и премоторная кора . [23] Интеграция слухового и зрительного восприятия речи также затрагивает такие области. [24]
  • Нарушение премоторной коры нарушает восприятие речевых единиц, таких как взрывные звуки . [25]
  • Активация двигательных областей происходит за счет фонематических особенностей, которые связаны с артикуляторами голосовых дорожек, которые создают речевые жесты. [26]
  • Восприятию звука речи способствует упреждающая стимуляция двигательной репрезентации артикуляторов, ответственных за его произношение. [27]
  • Слуховая и моторная корковая связь ограничена определенным диапазоном частоты возбуждения нейронов. [28]

Сетка восприятие-действие

[ редактировать ]

Существуют доказательства того, что восприятие и производство обычно связаны в двигательной системе. Это подтверждается существованием зеркальных нейронов , которые активируются как при видении (или слухе) действия, так и при его выполнении. [29] Другим источником доказательств является теория общей кодировки представлений, используемых для восприятия и действия. [30]

Двигательная теория восприятия речи не получила широкого распространения в области восприятия речи, хотя она более популярна в других областях, таких как теоретическая лингвистика . Как отметили трое его сторонников, «у него мало сторонников в области восприятия речи, и многие авторы цитируют его прежде всего для того, чтобы дать критический комментарий». [5] п. 361 Существует несколько критических замечаний по этому поводу. [31] [32]

Несколько источников

[ редактировать ]

На восприятие речи влияют непроизводственные источники информации, например контекст. Отдельные слова трудно понять изолированно, но легко, если их услышать в контексте предложения. Таким образом, кажется, что восприятие речи использует несколько источников, которые оптимально интегрированы друг с другом. [31]

Производство

[ редактировать ]

Моторная теория восприятия речи предсказывает, что речевые двигательные способности младенцев предсказывают их способности восприятия речи, но на самом деле все наоборот. [33] Можно было бы также предсказать, что дефекты речеобразования будут ухудшать восприятие речи, но это не так. [34] Однако это касается только первой и уже вытесненной бихевиористской версии теории, согласно которой младенцы должны были обучаться всем моделям производства-восприятия путем подражания в раннем детстве. Это больше не является общепринятой точкой зрения теоретиков моторной речи.

Речевой модуль

[ редактировать ]

Несколько источников доказательств наличия специализированного речевого модуля не получили подтверждения.

  • Дуплексное восприятие можно наблюдать, хлопнув дверью. [13]
  • Эффекта Макгерка можно также достичь с помощью нелингвистических стимулов, например, показав кому-то видео подпрыгивающего баскетбольного мяча, но воспроизведя звук подпрыгивающего мячика для пинг-понга. [ нужна ссылка ]
  • Что касается категориального восприятия , слушатели могут быть чувствительны к акустическим различиям внутри отдельных фонетических категорий.

В результате от этой части теории некоторые исследователи отказались. [5]

Сулексические задачи

[ редактировать ]

Доказательства, предоставленные в пользу моторной теории восприятия речи, ограничены такими задачами, как различение слогов, в которых используются речевые единицы, а не полные произнесенные слова или произнесенные предложения. В результате «восприятие речи иногда интерпретируется как относящееся к восприятию речи на сублексическом уровне. Однако конечной целью этих исследований, по-видимому, является понимание нейронных процессов, поддерживающих способность обрабатывать звуки речи в экологически обоснованных условиях, что то есть ситуации, в которых успешная обработка звуков речи в конечном итоге приводит к контакту с мысленным словарем и слуховому пониманию». [35] Однако это создает проблему «незначительной связи с неявной целью расследования — распознаванием речи». [35]

Было высказано предположение, что птицы также слышат пение друг друга с помощью голосовых жестов. [36]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Либерман, AM; Купер, Ф.С.; Шанквайлер, ДП; Стаддерт-Кеннеди, М. (1967). «Восприятие речевого кода». Психологический обзор . 74 (6): 431–461. дои : 10.1037/h0020279 . ПМИД   4170865 .
  2. ^ Либерман, AM; Маттингли, И.Г. (1985). «Пересмотренная моторная теория восприятия речи». Познание . 21 (1): 1–36. CiteSeerX   10.1.1.330.220 . дои : 10.1016/0010-0277(85)90021-6 . ПМИД   4075760 . S2CID   112932 .
  3. ^ Либерман, AM; Маттингли, И.Г. (1989). «Специализация по восприятию речи». Наука . 243 (4890): 489–494. Бибкод : 1989Sci...243..489L . дои : 10.1126/science.2643163 . ПМИД   2643163 .
  4. ^ Либерман, AM; Уэлен, Д.Х. (2000). «Об отношении речи к языку». Тенденции в когнитивных науках . 4 (5): 187–196. дои : 10.1016/S1364-6613(00)01471-6 . ПМИД   10782105 . S2CID   12252728 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Галантуччи, Б.; Фаулер, Калифорния; Терви, Монтана (2006). «Обзор моторной теории восприятия речи» . Психономический бюллетень и обзор . 13 (3): 361–377. дои : 10.3758/bf03193857 . ПМК   2746041 . ПМИД   17048719 .
  6. ^ Либерман, AM (1996). Речь: Специальный код. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN   978-0-262-12192-7
  7. ^ Либерман, AM; Делатр, П.; Купер, Ф.С. (1952). «Роль избранных стимулов-переменных в восприятии глухих стоповых согласных». Американский журнал психологии . 65 (4): 497–516. дои : 10.2307/1418032 . JSTOR   1418032 . ПМИД   12996688 .
  8. ^ Jump up to: а б с Либерман, AM; Делатр, ПК; Купер, Ф.С.; Герстман, ЖЖ (1954). «Роль согласных-гласных переходов в восприятии стоповых и носовых согласных». Психологические монографии: общие и прикладные . 68 (8): 1–13. дои : 10.1037/h0093673 . PDF , заархивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  9. ^ Фаулер, Калифорния; Зальцман, Э. (1993). «Координация и коартикуляция в речевом производстве». Язык и речь . 36 (Часть 2–3) (2–3): 171–195. дои : 10.1177/002383099303600304 . ПМИД   8277807 . S2CID   7199908 . PDF
  10. ^ Либерман, AM; Айзенберг, Д.; Ракерд, Б. (1981). «Дуплексное восприятие сигналов для стоп-согласных: свидетельства фонетического режима» . Восприятие и психофизика . 30 (2): 133–143. дои : 10.3758/bf03204471 . ПМИД   7301513 .
  11. ^ Либерман, AM (1970). «Грамматики речи и языка» (PDF) . Когнитивная психология . 1 (4): 301–323. дои : 10.1016/0010-0285(70)90018-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2015 г. Проверено 2 июня 2009 г.
  12. ^ Либерман, AM; Маттингли, И.Г. (1985). «Пересмотренная моторная теория восприятия речи» (PDF) . Познание . 21 (1): 1–36. CiteSeerX   10.1.1.330.220 . дои : 10.1016/0010-0277(85)90021-6 . ПМИД   4075760 . S2CID   112932 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2021 г. Проверено 2 июня 2009 г.
  13. ^ Jump up to: а б Фаулер, Калифорния; Розенблюм, Л.Д. (1990). «Дуплексное восприятие: сравнение односложных слов и хлопающих дверей». Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность . 16 (4): 742–754. дои : 10.1037/0096-1523.16.4.742 . ПМИД   2148589 .
  14. ^ Массаро, Д.В.; Чен, TH (2008). «Возвращение к моторной теории восприятия речи». Психономический бюллетень и обзор . 15 (2): 453–457, обсуждение 457–62. дои : 10.3758/pbr.15.2.453 . ПМИД   18488668 . S2CID   9266946 .
  15. ^ Маклауд, А.; Саммерфилд, К. (1987). «Количественная оценка вклада зрения в восприятие речи в шуме». Британский журнал аудиологии . 21 (2): 131–141. дои : 10.3109/03005368709077786 . ПМИД   3594015 .
  16. ^ Фаулер, Калифорния; Декле, диджей (1991). «Слушание глазами и руками: кросс-модальный вклад в восприятие речи». Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность . 17 (3): 816–828. дои : 10.1037/0096-1523.17.3.816 . ПМИД   1834793 .
  17. ^ Найгаард Л.К., Пизони Д.Б. (1995). «Восприятие речи: новые направления в исследованиях и теории». В JL Miller, PD Eimas (ред.). Справочник по восприятию и познанию: речь, язык и общение . Сан-Диего: Академическая пресса. ISBN  978-0-12-497770-9 .
  18. ^ Либерман, AM; Харрис, Канзас; Хоффман, HS; Гриффит, Британская Колумбия (1957). «Дискриминация звуков речи внутри и за границами фонем». Журнал экспериментальной психологии . 54 (5): 358–368. дои : 10.1037/h0044417 . ПМИД   13481283 . S2CID   10117886 .
  19. ^ Марслен-Уилсон, В. (1973). «Лингвистическая структура и речевое затенение с очень короткими задержками». Природа . 244 (5417): 522–523. Бибкод : 1973Natur.244..522M . дои : 10.1038/244522a0 . ПМИД   4621131 . S2CID   4220775 .
  20. ^ Портер-младший, Р.Дж.; Любкер, Дж. Ф. (1980). «Быстрое воспроизведение последовательностей гласных и гласных: свидетельства быстрой и прямой акустико-моторной связи в речи». Журнал исследований речи и слуха . 23 (3): 593–602. дои : 10.1044/jshr.2303.593 . ПМИД   7421161 .
  21. ^ Фадига, Л.; Крейгеро, Л.; Буччино, Дж.; Риццолатти, Г. (2002). «Прослушивание речи специфически модулирует возбудимость мышц языка: исследование ТМС». Европейский журнал неврологии . 15 (2): 399–402. CiteSeerX   10.1.1.169.4261 . дои : 10.1046/j.0953-816x.2001.01874.x . ПМИД   11849307 . S2CID   16504172 .
  22. ^ Уоткинс, Кентукки; Страфелла, AP; Паус, Т. (2003). «Видение и слух речи возбуждает двигательную систему, участвующую в речеобразовании». Нейропсихология . 41 (8): 989–994. дои : 10.1016/s0028-3932(02)00316-0 . ПМИД   12667534 . S2CID   518384 .
  23. ^ Уилсон, С.М.; Сайгин, АЭП; Серено, Мичиган; Якобони, М. (2004). «Прослушивание речи активирует двигательные области, участвующие в речеобразовании». Природа Нейронауки . 7 (7): 701–702. дои : 10.1038/nn1263 . ПМИД   15184903 . S2CID   8080063 .
  24. ^ Шкипер, Дж.И.; Ван Вассенхов, В.; Нусбаум, ХК; Смолл, С.Л. (2006). «Слышать губы и видеть голоса: как области коры, поддерживающие речь, опосредуют аудиовизуальное восприятие речи» . Кора головного мозга . 17 (10): 2387–2399. дои : 10.1093/cercor/bhl147 . ПМЦ   2896890 . ПМИД   17218482 .
  25. ^ Мейстер, И.Г.; Уилсон, С.М.; Деблик, К.; Ву, А.Д.; Якобони, М. (2007). «Основная роль премоторной коры головного мозга в восприятии речи» . Современная биология . 17 (19): 1692–1696. дои : 10.1016/j.cub.2007.08.064 . ПМЦ   5536895 . ПМИД   17900904 .
  26. ^ Пулвермюллер, Ф.; Хасс, М.; Хериф, Ф.; Москосо дель Прадо Мартин Ф; Хаук, О.; Штыров, Ю. (2006). «Моторная кора отображает артикуляционные особенности звуков речи» . Труды Национальной академии наук . 103 (20): 7865–7870. Бибкод : 2006PNAS..103.7865P . дои : 10.1073/pnas.0509989103 . ПМЦ   1472536 . ПМИД   16682637 .
  27. ^ д'Осилио, А.; Пульвермюллер, Ф.; Салмас, П.; Буфалари, И.; Беглиомини, К.; Фадига, Л. (2009). «Моторная соматотопия восприятия речи» . Современная биология . 19 (5): 381–385. дои : 10.1016/j.cub.2009.01.017 . hdl : 11392/534437 . ПМИД   19217297 .
  28. ^ Ассанео, М. Флоренсия; Поппель, Дэвид (2018). «Связь между слуховой и моторной корой ограничена по частоте: свидетельства внутреннего речево-моторного ритма» . Достижения науки . 4 (2): eaao3842. Бибкод : 2018SciA....4.3842A . дои : 10.1126/sciadv.aao3842 . ПМК   5810610 . ПМИД   29441362 .
  29. ^ Риццолатти, Дж.; Крейгеро, Л. (2004). «Система зеркальных нейронов». Ежегодный обзор неврологии . 27 : 169–192. дои : 10.1146/annurev.neuro.27.070203.144230 . ПМИД   15217330 . S2CID   1729870 . PDF , заархивировано 30 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Хоммель, Б.; Мюсселер, Дж.; Ашерслебен, Г.; Принц, В. (2001). «Теория кодирования событий (TEC): основа восприятия и планирования действий». Поведенческие и мозговые науки . 24 (5): 849–878, обсуждение 878–937. дои : 10.1017/s0140525x01000103 . ПМИД   12239891 .
  31. ^ Jump up to: а б Массаро, Д.В. (1997). Восприятие говорящих лиц: От восприятия речи к поведенческому принципу . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-262-13337-1 .
  32. ^ Лейн, Х (1965). «Моторная теория восприятия речи: критический обзор». Психологический обзор . 72 (4): 275–309. дои : 10.1037/h0021986 . ПМИД   14348425 .
  33. ^ Цао, FM; Лю, HM; Куль, ПК (2004). «Восприятие речи в младенчестве предсказывает развитие речи на втором году жизни: продольное исследование» . Развитие ребенка . 75 (4): 1067–84. дои : 10.1111/j.1467-8624.2004.00726.x . ПМИД   15260865 . S2CID   10954073 .
  34. ^ Макнейладж, ПФ; Рутс, ТП; Чейз, РА (1967). «Речевое производство и восприятие у пациента с тяжелыми нарушениями эстетического восприятия и двигательного контроля». Журнал исследований речи и слуха . 10 (3): 449–67. дои : 10.1044/jshr.1003.449 . ПМИД   6081929 .
  35. ^ Jump up to: а б Хикок, Г.; Поппель, Д. (2007). «Корковая организация обработки речи». Обзоры природы Неврология . 8 (5): 393–402. дои : 10.1038/nrn2113 . ПМИД   17431404 . S2CID   6199399 . См. стр. 394
  36. ^ Уильямс, Х.; Ноттебом, Ф. (1985). «Слуховые реакции в голосовых мотонейронах птиц: моторная теория восприятия песен у птиц». Наука . 229 (4710): 279–282. Бибкод : 1985Sci...229..279W . дои : 10.1126/science.4012321 . ПМИД   4012321 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5583d5c334f8568d941577b1d40cff2__1706025420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/f2/d5583d5c334f8568d941577b1d40cff2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Motor theory of speech perception - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)