Двигательная теория восприятия речи
Часть серии о | ||||||
Фонетика | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Часть серии «Лингвистика». | ||||||
Субдисциплины | ||||||
Артикуляция | ||||||
| ||||||
Акустика | ||||||
| ||||||
Восприятие | ||||||
| ||||||
Лингвистический портал | ||||||
Моторная теория восприятия речи — это гипотеза, согласно которой люди воспринимают произносимые слова , определяя жесты речевого тракта , с помощью которых они произносятся, а не определяя звуковые модели, генерируемые речью. [1] [2] [3] [4] [5] Первоначально утверждалось, что восприятие речи осуществляется посредством специализированного модуля , который является врожденным и специфичным для человека. Хотя идея модуля была уточнена в более поздних версиях теории, [5] остается идея, что роль речевой двигательной системы заключается не только в создании речевых артикуляций, но и в их обнаружении.
Гипотеза вызвала больший интерес вне области восприятия речи, чем внутри. Это особенно возросло после открытия зеркальных нейронов , которые связывают производство и восприятие двигательных движений, в том числе совершаемых речевым трактом. [5] Теория первоначально была предложена в лабораториях Хаскинса в 1950-х годах Элвином Либерманом и Франклином С. Купером и развита далее Дональдом Шанквейлером , Майклом Стаддерт-Кеннеди , Игнатиусом Маттингли , Кэрол Фаулер и Дугласом Уэйленом .
Истоки и развитие
[ редактировать ]
Гипотеза берет свое начало в исследованиях использования воспроизведения шаблонов для создания читающих машин для слепых , которые заменяли бы орфографические буквы звуками. [6] Это привело к тщательному изучению того, как произнесенные звуки соответствуют их акустической спектрограмме как последовательности слуховых звуков. Было обнаружено, что последовательные согласные и гласные перекрываются во времени (феномен, известный как коартикуляция ). [7] [8] [9] Это позволило предположить, что речь воспринимается не как акустический «алфавит» или «шифр», а как «код» перекрывающихся речевых жестов.
Ассоциационистский подход
[ редактировать ]Первоначально теория была ассоциативной: младенцы имитируют речь, которую они слышат, и это приводит к поведенческим ассоциациям между артикуляцией и ее сенсорными последствиями. Позже эта явная мимика будет замкнута и превратится в восприятие речи. [8] Однако этот аспект теории был отброшен с открытием, что долингвистические младенцы уже могли различать большинство фонетических контрастов, используемых для разделения различных звуков речи. [1]
Когнитивистский подход
[ редактировать ]На смену бихевиористскому подходу пришел когнитивистский , в котором появился речевой модуль . [1] Модуль обнаруживал речь в терминах скрытых дистальных объектов, а не на проксимальном или непосредственном уровне их ввода. Доказательством этого стали исследования, показавшие, что обработка речи является особенной, например, дуплексным восприятием . [10]
Изменение дистальных объектов
[ редактировать ]Первоначально предполагалось, что восприятие речи связано с речевыми объектами, которые одновременно являются
- инвариантные движения речевых артикуляторов [8]
- инвариантные двигательные команды, посылаемые мышцам для перемещения артикуляторов речевого тракта. [11]
Позже это было изменено и теперь включает фонетические жесты, а не моторные команды. [1] а затем жесты, подразумеваемые говорящим на предвокальном, языковом уровне, а не реальные движения. [12]
Современная редакция
[ редактировать ]Утверждение о том, что речь особенная, было снято. [5] поскольку было обнаружено, что восприятие речи может происходить для неречевых звуков (например, хлопанье дверью для дуплексного восприятия ). [13]
Зеркальные нейроны
[ редактировать ]Открытие зеркальных нейронов привело к возобновлению интереса к моторной теории восприятия речи, и у этой теории до сих пор есть свои сторонники. [5] хотя есть и критики. [14]
Поддерживать
[ редактировать ]Неслуховая информация о жестах
[ редактировать ]Если речь определяется с точки зрения того, как она создается физически, то неслуховая информация должна быть включена в речевое восприятие, даже если она все еще субъективно воспринимается как «звуки». На самом деле это так.
- Эффект Макгерка показывает, что наблюдение за произнесением произнесенного слога , который отличается от синхронизированного с ним слухового сигнала, влияет на восприятие слухового сигнала. Другими словами, если кто-то слышит «ба», но видит видео, где кто-то произносит «га», то он слышит другое — некоторые люди верят, что слышат «да».
- Людям легче услышать речь в шуме, если они видят говорящего. [15]
- Люди могут лучше слышать слоги, если их произношение можно ощутить тактильно . [16]
Категорическое восприятие
[ редактировать ]Используя синтезатор речи , звуки речи можно изменять по месту артикуляции в континууме от /bɑ/ до /dɑ/ до /ɡɑ/ или по времени начала голоса в континууме от /dɑ/ до /tɑ/ (например) . Когда слушателей просят различать два разных звука, они воспринимают звуки как принадлежащие к дискретным категориям, даже если звуки постоянно меняются. Другими словами, 10 звуков (где звук на одном конце равен /dɑ/ , а звук на другом конце — /tɑ/ , а звуки в середине различаются по шкале) могут акустически отличаться друг от друга, но слушатель услышит их все как /dɑ/ или /tɑ/ . Аналогично, английский согласный /d/ /d/ в /du/ технически не звучит так же, как в /di/ может различаться по своим акустическим деталям в разных фонетических контекстах ( например, ), но все /d/ в восприятии слушателя подпадают под одну категорию (звонкий альвеолярный взрывной звук), и это происходит потому, что «лингвистические представления представляют собой абстрактные, канонические, фонетические сегменты или жесты, лежащие в основе этих сегментов». [17] Это говорит о том, что люди идентифицируют речь, используя категориальное восприятие , и, таким образом, специализированный модуль, например, предложенный моторной теорией восприятия речи, может быть на правильном пути. [18]
Речевая имитация
[ редактировать ]Если люди могут слышать жесты в речи, то имитация речи должна быть очень быстрой, например, когда повторяются слова, которые слышны в наушниках , как при затенении речи . [19] Люди могут повторять услышанные слоги быстрее, чем обычно. [20]
Речевое производство
[ редактировать ]- Прослушивание речи активирует мышцы голосового тракта, [21] и моторная кора [22] и премоторная кора . [23] Интеграция слухового и зрительного восприятия речи также затрагивает такие области. [24]
- Нарушение премоторной коры нарушает восприятие речевых единиц, таких как взрывные звуки . [25]
- Активация двигательных областей происходит за счет фонематических особенностей, которые связаны с артикуляторами голосовых дорожек, которые создают речевые жесты. [26]
- Восприятию звука речи способствует упреждающая стимуляция двигательной репрезентации артикуляторов, ответственных за его произношение. [27]
- Слуховая и моторная корковая связь ограничена определенным диапазоном частоты возбуждения нейронов. [28]
Сетка восприятие-действие
[ редактировать ]Существуют доказательства того, что восприятие и производство обычно связаны в двигательной системе. Это подтверждается существованием зеркальных нейронов , которые активируются как при видении (или слухе) действия, так и при его выполнении. [29] Другим источником доказательств является теория общей кодировки представлений, используемых для восприятия и действия. [30]
Критика
[ редактировать ]Двигательная теория восприятия речи не получила широкого распространения в области восприятия речи, хотя она более популярна в других областях, таких как теоретическая лингвистика . Как отметили трое его сторонников, «у него мало сторонников в области восприятия речи, и многие авторы цитируют его прежде всего для того, чтобы дать критический комментарий». [5] п. 361 Существует несколько критических замечаний по этому поводу. [31] [32]
Несколько источников
[ редактировать ]На восприятие речи влияют непроизводственные источники информации, например контекст. Отдельные слова трудно понять изолированно, но легко, если их услышать в контексте предложения. Таким образом, кажется, что восприятие речи использует несколько источников, которые оптимально интегрированы друг с другом. [31]
Производство
[ редактировать ]Моторная теория восприятия речи предсказывает, что речевые двигательные способности младенцев предсказывают их способности восприятия речи, но на самом деле все наоборот. [33] Можно было бы также предсказать, что дефекты речеобразования будут ухудшать восприятие речи, но это не так. [34] Однако это касается только первой и уже вытесненной бихевиористской версии теории, согласно которой младенцы должны были обучаться всем моделям производства-восприятия путем подражания в раннем детстве. Это больше не является общепринятой точкой зрения теоретиков моторной речи.
Речевой модуль
[ редактировать ]Несколько источников доказательств наличия специализированного речевого модуля не получили подтверждения.
- Дуплексное восприятие можно наблюдать, хлопнув дверью. [13]
- Эффекта Макгерка можно также достичь с помощью нелингвистических стимулов, например, показав кому-то видео подпрыгивающего баскетбольного мяча, но воспроизведя звук подпрыгивающего мячика для пинг-понга. [ нужна ссылка ]
- Что касается категориального восприятия , слушатели могут быть чувствительны к акустическим различиям внутри отдельных фонетических категорий.
В результате от этой части теории некоторые исследователи отказались. [5]
Сулексические задачи
[ редактировать ]Доказательства, предоставленные в пользу моторной теории восприятия речи, ограничены такими задачами, как различение слогов, в которых используются речевые единицы, а не полные произнесенные слова или произнесенные предложения. В результате «восприятие речи иногда интерпретируется как относящееся к восприятию речи на сублексическом уровне. Однако конечной целью этих исследований, по-видимому, является понимание нейронных процессов, поддерживающих способность обрабатывать звуки речи в экологически обоснованных условиях, что то есть ситуации, в которых успешная обработка звуков речи в конечном итоге приводит к контакту с мысленным словарем и слуховому пониманию». [35] Однако это создает проблему «незначительной связи с неявной целью расследования — распознаванием речи». [35]
Птицы
[ редактировать ]Было высказано предположение, что птицы также слышат пение друг друга с помощью голосовых жестов. [36]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Либерман, AM; Купер, Ф.С.; Шанквайлер, ДП; Стаддерт-Кеннеди, М. (1967). «Восприятие речевого кода». Психологический обзор . 74 (6): 431–461. дои : 10.1037/h0020279 . ПМИД 4170865 .
- ^ Либерман, AM; Маттингли, И.Г. (1985). «Пересмотренная моторная теория восприятия речи». Познание . 21 (1): 1–36. CiteSeerX 10.1.1.330.220 . дои : 10.1016/0010-0277(85)90021-6 . ПМИД 4075760 . S2CID 112932 .
- ^ Либерман, AM; Маттингли, И.Г. (1989). «Специализация по восприятию речи». Наука . 243 (4890): 489–494. Бибкод : 1989Sci...243..489L . дои : 10.1126/science.2643163 . ПМИД 2643163 .
- ^ Либерман, AM; Уэлен, Д.Х. (2000). «Об отношении речи к языку». Тенденции в когнитивных науках . 4 (5): 187–196. дои : 10.1016/S1364-6613(00)01471-6 . ПМИД 10782105 . S2CID 12252728 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Галантуччи, Б.; Фаулер, Калифорния; Терви, Монтана (2006). «Обзор моторной теории восприятия речи» . Психономический бюллетень и обзор . 13 (3): 361–377. дои : 10.3758/bf03193857 . ПМК 2746041 . ПМИД 17048719 .
- ^ Либерман, AM (1996). Речь: Специальный код. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-12192-7
- ^ Либерман, AM; Делатр, П.; Купер, Ф.С. (1952). «Роль избранных стимулов-переменных в восприятии глухих стоповых согласных». Американский журнал психологии . 65 (4): 497–516. дои : 10.2307/1418032 . JSTOR 1418032 . ПМИД 12996688 .
- ^ Jump up to: а б с Либерман, AM; Делатр, ПК; Купер, Ф.С.; Герстман, ЖЖ (1954). «Роль согласных-гласных переходов в восприятии стоповых и носовых согласных». Психологические монографии: общие и прикладные . 68 (8): 1–13. дои : 10.1037/h0093673 . PDF , заархивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Фаулер, Калифорния; Зальцман, Э. (1993). «Координация и коартикуляция в речевом производстве». Язык и речь . 36 (Часть 2–3) (2–3): 171–195. дои : 10.1177/002383099303600304 . ПМИД 8277807 . S2CID 7199908 . PDF
- ^ Либерман, AM; Айзенберг, Д.; Ракерд, Б. (1981). «Дуплексное восприятие сигналов для стоп-согласных: свидетельства фонетического режима» . Восприятие и психофизика . 30 (2): 133–143. дои : 10.3758/bf03204471 . ПМИД 7301513 .
- ^ Либерман, AM (1970). «Грамматики речи и языка» (PDF) . Когнитивная психология . 1 (4): 301–323. дои : 10.1016/0010-0285(70)90018-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2015 г. Проверено 2 июня 2009 г.
- ^ Либерман, AM; Маттингли, И.Г. (1985). «Пересмотренная моторная теория восприятия речи» (PDF) . Познание . 21 (1): 1–36. CiteSeerX 10.1.1.330.220 . дои : 10.1016/0010-0277(85)90021-6 . ПМИД 4075760 . S2CID 112932 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2021 г. Проверено 2 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Фаулер, Калифорния; Розенблюм, Л.Д. (1990). «Дуплексное восприятие: сравнение односложных слов и хлопающих дверей». Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность . 16 (4): 742–754. дои : 10.1037/0096-1523.16.4.742 . ПМИД 2148589 .
- ^ Массаро, Д.В.; Чен, TH (2008). «Возвращение к моторной теории восприятия речи». Психономический бюллетень и обзор . 15 (2): 453–457, обсуждение 457–62. дои : 10.3758/pbr.15.2.453 . ПМИД 18488668 . S2CID 9266946 .
- ^ Маклауд, А.; Саммерфилд, К. (1987). «Количественная оценка вклада зрения в восприятие речи в шуме». Британский журнал аудиологии . 21 (2): 131–141. дои : 10.3109/03005368709077786 . ПМИД 3594015 .
- ^ Фаулер, Калифорния; Декле, диджей (1991). «Слушание глазами и руками: кросс-модальный вклад в восприятие речи». Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность . 17 (3): 816–828. дои : 10.1037/0096-1523.17.3.816 . ПМИД 1834793 .
- ^ Найгаард Л.К., Пизони Д.Б. (1995). «Восприятие речи: новые направления в исследованиях и теории». В JL Miller, PD Eimas (ред.). Справочник по восприятию и познанию: речь, язык и общение . Сан-Диего: Академическая пресса. ISBN 978-0-12-497770-9 .
- ^ Либерман, AM; Харрис, Канзас; Хоффман, HS; Гриффит, Британская Колумбия (1957). «Дискриминация звуков речи внутри и за границами фонем». Журнал экспериментальной психологии . 54 (5): 358–368. дои : 10.1037/h0044417 . ПМИД 13481283 . S2CID 10117886 .
- ^ Марслен-Уилсон, В. (1973). «Лингвистическая структура и речевое затенение с очень короткими задержками». Природа . 244 (5417): 522–523. Бибкод : 1973Natur.244..522M . дои : 10.1038/244522a0 . ПМИД 4621131 . S2CID 4220775 .
- ^ Портер-младший, Р.Дж.; Любкер, Дж. Ф. (1980). «Быстрое воспроизведение последовательностей гласных и гласных: свидетельства быстрой и прямой акустико-моторной связи в речи». Журнал исследований речи и слуха . 23 (3): 593–602. дои : 10.1044/jshr.2303.593 . ПМИД 7421161 .
- ^ Фадига, Л.; Крейгеро, Л.; Буччино, Дж.; Риццолатти, Г. (2002). «Прослушивание речи специфически модулирует возбудимость мышц языка: исследование ТМС». Европейский журнал неврологии . 15 (2): 399–402. CiteSeerX 10.1.1.169.4261 . дои : 10.1046/j.0953-816x.2001.01874.x . ПМИД 11849307 . S2CID 16504172 .
- ^ Уоткинс, Кентукки; Страфелла, AP; Паус, Т. (2003). «Видение и слух речи возбуждает двигательную систему, участвующую в речеобразовании». Нейропсихология . 41 (8): 989–994. дои : 10.1016/s0028-3932(02)00316-0 . ПМИД 12667534 . S2CID 518384 .
- ^ Уилсон, С.М.; Сайгин, АЭП; Серено, Мичиган; Якобони, М. (2004). «Прослушивание речи активирует двигательные области, участвующие в речеобразовании». Природа Нейронауки . 7 (7): 701–702. дои : 10.1038/nn1263 . ПМИД 15184903 . S2CID 8080063 .
- ^ Шкипер, Дж.И.; Ван Вассенхов, В.; Нусбаум, ХК; Смолл, С.Л. (2006). «Слышать губы и видеть голоса: как области коры, поддерживающие речь, опосредуют аудиовизуальное восприятие речи» . Кора головного мозга . 17 (10): 2387–2399. дои : 10.1093/cercor/bhl147 . ПМЦ 2896890 . ПМИД 17218482 .
- ^ Мейстер, И.Г.; Уилсон, С.М.; Деблик, К.; Ву, А.Д.; Якобони, М. (2007). «Основная роль премоторной коры головного мозга в восприятии речи» . Современная биология . 17 (19): 1692–1696. дои : 10.1016/j.cub.2007.08.064 . ПМЦ 5536895 . ПМИД 17900904 .
- ^ Пулвермюллер, Ф.; Хасс, М.; Хериф, Ф.; Москосо дель Прадо Мартин Ф; Хаук, О.; Штыров, Ю. (2006). «Моторная кора отображает артикуляционные особенности звуков речи» . Труды Национальной академии наук . 103 (20): 7865–7870. Бибкод : 2006PNAS..103.7865P . дои : 10.1073/pnas.0509989103 . ПМЦ 1472536 . ПМИД 16682637 .
- ^ д'Осилио, А.; Пульвермюллер, Ф.; Салмас, П.; Буфалари, И.; Беглиомини, К.; Фадига, Л. (2009). «Моторная соматотопия восприятия речи» . Современная биология . 19 (5): 381–385. дои : 10.1016/j.cub.2009.01.017 . hdl : 11392/534437 . ПМИД 19217297 .
- ^ Ассанео, М. Флоренсия; Поппель, Дэвид (2018). «Связь между слуховой и моторной корой ограничена по частоте: свидетельства внутреннего речево-моторного ритма» . Достижения науки . 4 (2): eaao3842. Бибкод : 2018SciA....4.3842A . дои : 10.1126/sciadv.aao3842 . ПМК 5810610 . ПМИД 29441362 .
- ^ Риццолатти, Дж.; Крейгеро, Л. (2004). «Система зеркальных нейронов». Ежегодный обзор неврологии . 27 : 169–192. дои : 10.1146/annurev.neuro.27.070203.144230 . ПМИД 15217330 . S2CID 1729870 . PDF , заархивировано 30 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Хоммель, Б.; Мюсселер, Дж.; Ашерслебен, Г.; Принц, В. (2001). «Теория кодирования событий (TEC): основа восприятия и планирования действий». Поведенческие и мозговые науки . 24 (5): 849–878, обсуждение 878–937. дои : 10.1017/s0140525x01000103 . ПМИД 12239891 .
- ^ Jump up to: а б Массаро, Д.В. (1997). Восприятие говорящих лиц: От восприятия речи к поведенческому принципу . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-13337-1 .
- ^ Лейн, Х (1965). «Моторная теория восприятия речи: критический обзор». Психологический обзор . 72 (4): 275–309. дои : 10.1037/h0021986 . ПМИД 14348425 .
- ^ Цао, FM; Лю, HM; Куль, ПК (2004). «Восприятие речи в младенчестве предсказывает развитие речи на втором году жизни: продольное исследование» . Развитие ребенка . 75 (4): 1067–84. дои : 10.1111/j.1467-8624.2004.00726.x . ПМИД 15260865 . S2CID 10954073 .
- ^ Макнейладж, ПФ; Рутс, ТП; Чейз, РА (1967). «Речевое производство и восприятие у пациента с тяжелыми нарушениями эстетического восприятия и двигательного контроля». Журнал исследований речи и слуха . 10 (3): 449–67. дои : 10.1044/jshr.1003.449 . ПМИД 6081929 .
- ^ Jump up to: а б Хикок, Г.; Поппель, Д. (2007). «Корковая организация обработки речи». Обзоры природы Неврология . 8 (5): 393–402. дои : 10.1038/nrn2113 . ПМИД 17431404 . S2CID 6199399 . См. стр. 394
- ^ Уильямс, Х.; Ноттебом, Ф. (1985). «Слуховые реакции в голосовых мотонейронах птиц: моторная теория восприятия песен у птиц». Наука . 229 (4710): 279–282. Бибкод : 1985Sci...229..279W . дои : 10.1126/science.4012321 . ПМИД 4012321 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Haskins Laboratories. Архивировано 9 мая 2019 г. в Wayback Machine.
- Источник PDF-файлов по моторной теории восприятия речи. Архивировано 4 мая 2009 г. на Wayback Machine.