Речь
Часть серии о |
Лингвистика |
---|
![]() |
Речь – это человека голосовое общение с помощью языка . В каждом языке используются фонетические комбинации гласных и согласных звуков, которые формируют звучание его слов (то есть все английские слова звучат иначе, чем все французские слова, даже если это одно и то же слово, например, «роль» или «отель»), и использование этих слов в их семантическом характере как слов в лексиконе языка в соответствии с синтаксическими ограничениями, которые управляют функцией лексических слов в предложении. Во время разговора говорящие выполняют множество различных намеренных речевых действий , например, информируют, заявляют, спрашивают, убеждают, направляют, и могут использовать произношение , интонацию , степень громкости , темп и другие нерепрезентативные или паралингвистические аспекты вокализации для передачи смысла. В своей речи говорящие также непреднамеренно сообщают многие аспекты своего социального положения, такие как пол, возраст, место происхождения (через акцент ), физические состояния (настороженность и сонливость, бодрость или слабость, здоровье или болезнь), психологические состояния (эмоции или настроения). ), физико-психологические состояния (трезвость или пьянство , нормальное сознание и трансовые состояния), образование или опыт и тому подобное.
Хотя люди обычно используют речь в общении с другими людьми (или животными), когда люди клянутся, они не всегда имеют в виду сообщить что-либо кому-либо, а иногда, выражая насущные эмоции или желания, они используют речь как квазимагическую причину, например, когда они поощрять игрока в игре что-то делать или предупреждать его не делать чего-либо. Есть также много ситуаций, в которых люди разговаривают в одиночестве. Люди разговаривают сами с собой иногда в действиях, которые являются развитием того, что некоторые психологи (например, Лев Выготский ) утверждали, это использование молчаливой речи во внутреннем монологе для оживления и организации познания , иногда в мгновенном принятии двойственной личности как личности. обращение к себе, как к другому человеку. Сольная речь может использоваться для запоминания или проверки запоминания вещей, а также в молитве или медитации (например, использовании мантры ).
Исследователи изучают множество различных аспектов речи: речевое производство и речевое восприятие звуков, используемых в языке, повторение речи , речевые ошибки , способность отображать услышанные произнесенные слова на вокализации, необходимые для их воссоздания, что играет ключевую роль у детей . s расширение их словарного запаса и какие различные области человеческого мозга , такие как зона Брока и зона Вернике , лежат в основе речи. Речь является предметом изучения лингвистики , когнитивной науки , коммуникативных исследований , психологии , информатики , патологии речи , отоларингологии и акустики . Речь сравнивается с письменностью , [1] который может отличаться по своему словарному запасу, синтаксису и фонетике от разговорного языка, такая ситуация называется диглоссией .
Эволюционное происхождение речи неизвестно и является предметом многочисленных споров и спекуляций . Хотя животные также общаются с помощью вокализации, а обученные обезьяны , такие как Уошо и Канзи, могут использовать простой язык жестов , вокализация ни одного животного не артикулируется фонематически и синтаксически и не представляет собой речь.
Эволюция [ править ]
специфически человеческих речевых способностей связана с более общей проблемой происхождения языка , Хотя эволюция она стала отдельной и во многих отношениях отдельной областью научных исследований. [2] [3] [4] [5] [6] Тема отдельная, потому что на языке не обязательно говорят: на нем в равной степени можно писать или жестикулировать . Речь в этом смысле необязательна, хотя она является модальностью языка по умолчанию.

1. Экзолабиальный, 2. Эндобабиальный, 3. Зубной, 4. Альвеолярный, 5. Постальвеолярный, 6. Пренебный, 7. Небный, 8. Велярный, 9. Увулярный, 10. Глоточный, 11. Гортанная, 12. Надгортанная, 13. Радикальная, 14. Задне-дорсальная, 15. Передне-дорсальная, 16. Пластиночная, 17. Апикальная, 18. Субапикальная.
Обезьяны , человекообразные обезьяны и люди, как и многие другие животные, развили специализированные механизмы производства звука для целей социального общения. [7] С другой стороны, ни одна мартышка или обезьяна не использует свой язык для подобных целей. [8] [9] Беспрецедентное использование человеческим видом языка, губ и других подвижных частей, кажется, помещает речь в совершенно отдельную категорию, что делает ее эволюционное возникновение интригующей теоретической проблемой в глазах многих ученых. [10]
Определение временной шкалы эволюции человеческой речи осложняется отсутствием данных в летописи окаменелостей. человека Голосовой тракт не окаменевает, и косвенные доказательства изменений голосового тракта в окаменелостях гоминид оказались неубедительными. [10]
Производство [ править ]
Производство речи — это бессознательный многоэтапный процесс, в ходе которого мысли преобразуются в устные высказывания. Производство включает в себя бессознательный выбор подходящих слов и подходящей формы этих слов из лексикона и морфологии, а также организацию этих слов посредством синтаксиса. Затем извлекаются фонетические свойства слов, и предложение артикулируется посредством артикуляций, связанных с этими фонетическими свойствами. [11]
В лингвистике — это изучение того , артикуляционная фонетика как язык, губы, челюсть, голосовые связки и другие органы речи используются для произнесения звуков. Звуки речи классифицируются по способу артикуляции и месту артикуляции . Местом сочленения называется место в шее или во рту, где сужается воздушный поток. Манера артикуляции относится к тому, как взаимодействуют органы речи, например, насколько сильно ограничивается воздух, какая форма воздушного потока используется (например , легочный , имплозивный, выбросный и щелкающий), вибрируют ли голосовые связки, и открыта ли полость носа воздушному потоку. [12] Эта концепция в основном используется для образования согласных , но может быть использована и для гласных в таких качествах, как звонкость и назализация . Для любого места артикуляции может быть несколько способов артикуляции и, следовательно, несколько гомоорганических согласных.
Нормальная человеческая речь является легочной, производится давлением со стороны легких , которое создает фонацию в голосовой щели в гортани , которая затем преобразуется голосовым трактом и ртом в различные гласные и согласные. Однако люди могут произносить слова без использования легких и голосовой щели в гортанной речи , которой существует три типа: пищеводная речь , глоточная речь и буккальная речь (более известная как разговор Дональда Дака ).
Ошибки [ править ]
Речевое производство — сложная деятельность, поэтому ошибки часто встречаются, особенно у детей. Речевые ошибки бывают разных форм и используются для предоставления доказательств в поддержку гипотез о природе речи. [13] В результате речевые ошибки часто используются при построении моделей речевого производства и овладения языком ребенком . Например, тот факт, что дети часто допускают ошибку, чрезмерно упорядочивая суффикс прошедшего времени -ed в английском языке (например, говоря «singed» вместо «sang»), показывает, что правильные формы усваиваются раньше. [14] [15] Речевые ошибки, связанные с определенными видами афазии, использовались для отображения определенных компонентов речи в мозге и наблюдения за связью между различными аспектами производства; например, трудность пациентов с экспрессивной афазией в создании правильных глаголов прошедшего времени, а не неправильных глаголов, таких как «sing-sang», была использована для демонстрации того, что регулярные изменяемые формы слова не сохраняются индивидуально в лексиконе, а образуются в результате аффиксации. к базовой форме. [16]
Восприятие [ править ]
Восприятие речи относится к процессам, с помощью которых люди могут интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике, когнитивной психологии и восприятия в психологии. Исследования восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как слушатели распознают звуки речи, и использовать эту информацию для понимания разговорной речи . Исследования восприятия речи также могут найти применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь , а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка. [17]
Восприятие речи категориально : люди распределяют звуки, которые они слышат, по категориям, а не воспринимают их как спектр. Люди с большей вероятностью смогут услышать различия в звуках за пределами категориальных границ, чем внутри них. Хорошим примером этого является время начала голоса (VOT), один из аспектов фонетического образования согласных звуков. Например, носители иврита, которые отличают звонкий /b/ от глухого /p/, легче обнаружат изменение VOT от -10 (воспринимается как /b/) до 0 (воспринимается как /p/), чем изменение VOT. от +10 до +20 или от -10 до -20, несмотря на то, что это столь же большое изменение в спектре VOT. [18]
Развитие [ править ]
У большинства человеческих детей проторечевое лепетание развивается в возрасте от четырех до шести месяцев. Большинство из них начнут произносить свои первые слова в какой-то момент в течение первого года жизни. Типичные дети учатся произносить фразы из двух или трех слов до трех лет, за которыми следуют короткие предложения к четырем годам. [19]
Повторение [ править ]
При повторении речи услышанная речь быстро превращается из сенсорного сигнала в двигательные инструкции, необходимые для ее немедленного или отсроченного голосового подражания (в фонологической памяти ). Этот тип картирования играет ключевую роль в расширении разговорного словарного запаса детей. Мазур (1995) обнаружил, что то, как часто дети повторяют новые слова по сравнению с теми, которые уже есть в их словарном запасе, связано с размером их словарного запаса в дальнейшем, причем маленькие дети, которые повторяют больше новых слов, на более позднем этапе развития имеют более обширный словарный запас. Повторение речи может помочь облегчить освоение этого более обширного словарного запаса. [20]
Проблемы [ править ]
![]() | Этот раздел нуждается в более надежных медицинских справках для проверки или слишком сильно полагается на первоисточники . ( август 2022 г. ) | ![]() |
Есть несколько органических и психологических факторов, которые могут повлиять на речь. Среди них:
- Заболевания и расстройства легких или голосовых связок , включая паралич , респираторные инфекции (бронхит), узелки голосовых складок и рак легких и горла.
- Заболевания и расстройства головного мозга , включая алогию , афазию , дизартрию , дистонию и нарушения обработки речи , при которых нарушение моторного планирования , нервной передачи, фонологической обработки или восприятия сообщения (в отличие от реального звука) приводит к ухудшению речевого производства.
- Проблемы со слухом, такие как средний отит с выпотом , а также проблемы со слухом, нарушения слуховой обработки , могут привести к фонологическим проблемам. Помимо дисфазии , аномия и нарушение слуховой обработки ухудшают качество слухового восприятия и, следовательно, его самовыражение. слабослышащих . В эту категорию можно отнести глухих или
- Проблемы с артикуляцией, такие как невнятная речь, заикание , шепелявость , расщелина неба , атаксия или повреждение нервов , приводящее к проблемам с артикуляцией . Синдром Туретта и тики также могут влиять на речь. На речь могут влиять различные врожденные и приобретенные заболевания языка , а также заболевания двигательных нейронов .
- Было показано, что психические расстройства изменяют акустические характеристики речи: например, основная частота голоса (воспринимаемая как высота тона) имеет тенденцию быть значительно ниже при большом депрессивном расстройстве, чем у здоровых людей. [21] Поэтому речь исследуется как потенциальный биомаркер психических расстройств.
Речевые и языковые расстройства также могут возникнуть в результате инсульта. [22] черепно-мозговая травма, [23] потеря слуха, [24] задержка развития, [25] волчья пасть, [26] церебральный паралич, [27] или эмоциональные проблемы. [28]
Лечение [ править ]
Заболевания, расстройства и состояния, связанные с речью, может лечить логопед (SLP) или логопед. SLP оценивают уровни речевых потребностей, ставят диагнозы на основе оценок, а затем лечат диагнозы или удовлетворяют потребности. [29]
Физиология мозга [ править ]
Классическая модель [ править ]

Классическая или модель Вернике-Гешвинда, модель языковой системы мозга, фокусируется на зоне Брока в нижней префронтальной коре и зоне Вернике в задней верхней височной извилине в доминантном полушарии мозга (обычно левое полушарие отвечает за речь). В этой модели лингвистический слуховой сигнал сначала отправляется из слуховой коры в область Вернике. Доступ к словарному запасу осуществляется в зоне Вернике, и эти слова передаются через дугообразный пучок в область Брока, где генерируются морфология, синтаксис и инструкции по артикуляции. Затем сигнал отправляется из зоны Брока в моторную кору для артикуляции. [30]
Поль Брока определил приблизительную область мозга в 1861 году, повреждение которой у двух его пациентов вызвало серьезные нарушения речевой деятельности, из-за которых его пациенты не могли говорить, кроме нескольких односложных слов. Этот дефицит, известный как афазия Брока или экспрессивная афазия , характеризуется трудностями в воспроизведении речи, когда речь медленная и затрудненная, функциональные слова отсутствуют, а синтаксис серьезно нарушен, как в телеграфной речи . При экспрессивной афазии понимание речи обычно страдает меньше, за исключением понимания грамматически сложных предложений. [31] Зона Вернике названа в честь Карла Вернике , который в 1874 году предположил связь между повреждением задней области левой верхней височной извилины и афазией, так как он отметил, что не у всех пациентов с афазией было повреждение префронтальной коры. [32] Повреждение зоны Вернике приводит к афазии Вернике, или рецептивной афазии , которая характеризуется относительно нормальным синтаксисом и просодией, но серьезными нарушениями лексического доступа, что приводит к плохому пониманию и бессмысленной или жаргонной речи . [31]
Современные исследования [ править ]
Современные модели нервных систем, отвечающих за языковое понимание и производство, признают важность зон Брока и Вернике, но не ограничиваются ими или исключительно левым полушарием. [33] Вместо этого в производстве и понимании речи участвуют несколько потоков. Повреждение левой латеральной борозды связано с трудностями в обработке и воспроизведении морфологии и синтаксиса, в то время как лексический доступ и понимание неправильных форм (например, есть-ели) остаются неизменными. [34] Более того, схемы, участвующие в понимании человеческой речи, динамически адаптируются по мере обучения, например, становясь более эффективными с точки зрения времени обработки при прослушивании знакомых сообщений, таких как выученные стихи. [35]
Общение животных [ править ]
Некоторые животные, кроме человека, могут издавать звуки и жесты, напоминающие человеческий язык. [36] Некоторые виды или группы животных развили формы общения , которые внешне напоминают вербальный язык, однако они обычно не считаются языком, поскольку им не хватает одной или нескольких определяющих характеристик , например грамматики , синтаксиса , рекурсии и смещения . Исследователям удалось научить некоторых животных жестам, похожим на язык жестов . [37] [38] хотя вопрос о том, следует ли считать это языком, остается спорным. [39]
См. также [ править ]
- ФоксП2
- Свобода слова
- Воображаемая речь
- Указатель лингвистических статей
- Список языковых расстройств
- Пространственная потеря слуха
- Спичрайтер
- Говорящие птицы
- Вокология
Ссылки [ править ]
- ^ "Речь" . Словарь американского наследия . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 13 сентября 2018 г.
- ^ Хокетт, Чарльз Ф. (1960). «Происхождение речи» (PDF) . Научный американец . 203 (3): 88–96. Бибкод : 1960SciAm.203c..88H . doi : 10.1038/scientificamerican0960-88 . ПМИД 14402211 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2014 г. Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Корбаллис, Майкл К. (2002). Из рук в уста: истоки языка . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-08803-7 . OCLC 469431753 .
- ^ Либерман, Филип (1984). Биология и эволюция языка . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674074132 . ОСЛК 10071298 .
- ^ Либерман, Филип (2000). Человеческий язык и наш мозг рептилий: подкорковые основы речи, синтаксиса и мышления . Том. 44. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 32–51. дои : 10.1353/pbm.2001.0011 . ISBN 9780674002265 . OCLC 43207451 . ПМИД 11253303 . S2CID 38780927 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эбри, Кристиан; Боэ, Луи-Жан; Лабуасьер, Рафаэль; Шварц, Жан-Люк (1998). «Новая загадка эволюции речи?». Поведенческие и мозговые науки . 21 (4): 512–513. дои : 10.1017/S0140525X98231268 . S2CID 145180611 .
- ^ Келемен, Г. (1963). Сравнительная анатомия и работоспособность голосового органа позвоночных. В Р. Буснель (ред.), Акустическое поведение животных. Амстердам: Elsevier, стр. 489–521.
- ^ Риде, Т.; Бронсон, Э.; Хадзикиро, Х.; Цубербюлер, К. (январь 2005 г.). «Механизмы производства голоса у приматов, кроме человека: морфологические данные и модель» (PDF) . Джей Хум Эвол . 48 (1): 85–96. Бибкод : 2005JHumE..48...85R . дои : 10.1016/j.jhevol.2004.10.002 . ПМИД 15656937 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2022 г. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Риде, Т.; Бронсон, Э.; Хадзикиро, Х.; Цубербюлер, К. (февраль 2006 г.). «Множественные разрывы в речевых путях нечеловеческих животных - ответ». Журнал эволюции человека . 50 (2): 222–225. Бибкод : 2006JHumE..50..222R . дои : 10.1016/j.jhevol.2005.10.005 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Fitch, В. Текумсе (июль 2000 г.). «Эволюция речи: сравнительный обзор». Тенденции в когнитивных науках . 4 (7): 258–267. CiteSeerX 10.1.1.22.3754 . дои : 10.1016/S1364-6613(00)01494-7 . ПМИД 10859570 . S2CID 14706592 .
- ^ Левелт, Виллем Дж. М. (1999). «Модели словообразования». Тенденции в когнитивных науках . 3 (6): 223–32. дои : 10.1016/s1364-6613(99)01319-4 . ПМИД 10354575 . S2CID 7939521 .
- ^ Кэтфорд, Джей Си; Эслинг, Дж. Х. (2006). «Артикуляционная фонетика». В Брауне, Кейт (ред.). Энциклопедия языка и лингвистики (2-е изд.). Амстердам: Elsevier Science. стр. 425–42.
- ^ Фромкин, Виктория (1973). "Введение". Речевые ошибки как лингвистическое свидетельство . Гаага: Мутон. стр. 11–46.
- ^ Планкетт, Ким; Юола, Патрик (1999). «Коннекционистская модель английского прошедшего времени и морфологии множественного числа». Когнитивная наука . 23 (4): 463–90. CiteSeerX 10.1.1.545.3746 . дои : 10.1207/s15516709cog2304_4 .
- ^ Николадис, Елена; Паради, Йоханн (2012). «Освоение правильных и неправильных морфем прошедшего времени в английском и французском языках: данные двуязычных детей». Изучение языка . 62 (1): 170–97. дои : 10.1111/j.1467-9922.2010.00628.x .
- ^ Уллман, Майкл Т.; и др. (2005). «Нейронные корреляты лексики и грамматики: данные производства, чтения и оценки перегибов при афазии». Мозг и язык . 93 (2): 185–238. дои : 10.1016/j.bandl.2004.10.001 . ПМИД 15781306 . S2CID 14991615 .
- ^ Кеннисон, Шелия (2013). Введение в развитие языка . Лос-Анджелес: Сейдж.
- ^ Кишон-Рабин, Лиат; Ротштейн, Шира; Тайтельбаум, Рики (2002). «Основной механизм категориального восприятия: время начала тона и время начала голоса, свидетельства еврейского голоса». Журнал фундаментальной и клинической физиологии и фармакологии . 13 (2): 117–34. дои : 10.1515/jbcpp.2002.13.2.117 . ПМИД 16411426 . S2CID 9986779 .
- ^ «Этапы развития речи и языка» . Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств . Национальные институты здравоохранения. 13 октября 2022 г.
- ^ Мазур, Элиза (1995). «Ранняя словесная имитация младенцев и их позднее лексическое развитие». Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер . 41 (3): 286–306.
- ^ Низкий DM, Bentley KH, Гош, СС (2020). «Автоматизированная оценка психических расстройств с помощью речи: систематический обзор» . Ларингоскопическая исследовательская отоларингология . 5 (1): 96–116. дои : 10.1002/lio2.354 . ПМК 7042657 . ПМИД 32128436 .
- ^ Ричардс, Эмма (июнь 2012 г.). «Проблемы общения и глотания после инсульта». Уход и уход на дому . 14 (6): 282–286. дои : 10.12968/nrec.2012.14.6.282 .
- ^ Заслер, Натан Д.; Кац, Дуглас И.; Зафонте, Росс Д.; Арсиньегас, Дэвид Б.; Буллок, М. Росс; Крейцер, Джеффри С., ред. (2013). Принципы и практика медицины травм головного мозга (2-е изд.). Нью-Йорк: Демос Медикал. стр. 1086–1104, 1111–1117. ISBN 9781617050572 .
- ^ Чинг, Тереза Ю.К. (2015). «Эффективно ли раннее вмешательство в улучшении разговорной речи у детей с врожденной потерей слуха?» . Американский журнал аудиологии . 24 (3): 345–348. дои : 10.1044/2015_aja-15-0007 . ПМЦ 4659415 . ПМИД 26649545 .
- ^ Королевская детская больница, Мельбурн. «Задержка развития: информационное руководство для родителей» (PDF) . Королевская детская больница Мельбурна . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2016 г. Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Бауман-Венглер, Жаклин (2011). Артикуляционные и фонологические нарушения: клинический фокус (4-е изд., Международное изд.). Харлоу: Образование Пирсона. стр. 378–385. ISBN 9780132719957 .
- ^ «Речевая и языковая терапия» . CerebralPalsy.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 2 мая 2016 г.
- ^ Кросс, Мелани (2011). Дети с социальными, эмоциональными и поведенческими трудностями и проблемами общения: всегда есть причина (2-е изд.). Лондон: Издательство Джессики Кингсли.
- ^ «Логопеды» . АША.org . Американская ассоциация речи, языка и слуха . Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Кертес, А. (2005). «Модель Вернике – Гешвинда». В Л. Надель, Энциклопедия когнитивной науки . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хиллис А.Е. и Карамацца А. (2005). "Афазия". В Л. Надель, Энциклопедия когнитивной науки . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
- ^ Вернике К. (1995). «Симптомокомплекс афазии: психологическое исследование на анатомической основе (1875 г.)». В Поле Элинге (ред.). Читатель по истории афазии: от саси (Франца Галля до) . Том. 4. Амстердам: John Benjamins Pub Co., стр. 69–89. ISBN 978-90-272-1893-3 .
- ^ Накаи, Ю; Чон, JW; Браун, ЕС; Ротермель, Р; Кодзима, К; Камбара, Т; Шах, А; Миттал, С; Суд, С; Асано, Э (2017). «Трех- и четырехмерное картирование речи и языка у больных эпилепсией» . Мозг . 140 (5): 1351–70. дои : 10.1093/brain/awx051 . ПМК 5405238 . ПМИД 28334963 .
- ^ Тайлер, Лоррейн К .; Марслен-Уилсон, Уильям (2009). «Лобно-височные системы мозга, поддерживающие понимание разговорной речи». В Муре, Брайан СиДжей; Тайлер, Лоррейн К.; Марслен-Уилсон, Уильям Д. (ред.). Восприятие речи: от звука к значению . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 193–217. ISBN 978-0-19-956131-5 .
- ^ Сервантес Константино, форвард; Саймон, JZ (2018). «Восстановлению и эффективности нейронной обработки непрерывной речи способствуют предварительные знания» . Границы системной нейронауки . 12 (56): 56. дои : 10.3389/fnsys.2018.00056 . ПМК 6220042 . ПМИД 30429778 .
- ^ «Могут ли животные говорить и использовать язык, как люди?» . Би-би-си . 16 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 31 января 2021 г. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Хилликс, Уильям А.; Рамбо, Дуэйн М. (2004), «Уошу, первый шимпанзе, подписавший знак», « Тела животных, человеческий разум: языковые навыки обезьян, дельфинов и попугаев» , Springer US, стр. 69–85, doi : 10.1007/978-1- 4757-4512-2_5 , ISBN 978-1-4419-3400-0
- ^ Ху, Джейн С. (20 августа 2014 г.). «Что на самом деле говорят нам говорящие обезьяны?» . Сланец . Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Терраса, Герберт С. (декабрь 1982 г.). «Почему Коко не может говорить». Науки . 22 (9): 8–10. дои : 10.1002/j.2326-1951.1982.tb02120.x . ISSN 0036-861X .
Дальнейшее чтение [ править ]
- (на французском языке) Фицпатрик, Элизабет М. Учимся слушать и говорить . University of Ottawa Press , 2013. Доступно в Project MUSE .