Речь

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Продолжительность: 15 секунд. Доступны субтитры.
Речевое производство, визуализируемое с помощью МРТ в реальном времени

Речь – это человека голосовое общение с помощью языка . В каждом языке используются фонетические комбинации гласных и согласных звуков, образующие звучание его слов (то есть все английские слова звучат иначе, чем все французские слова, даже если это одно и то же слово, например, «роль» или «отель»), и использование этих слов в их семантическом характере как слов в лексиконе языка в соответствии с синтаксическими ограничениями, которые управляют функцией лексических слов в предложении. Во время разговора говорящие выполняют множество различных намеренных речевых действий , например, информируют, заявляют, спрашивают, убеждают, направляют, и могут использовать произношение , интонацию , степень громкости , темп и другие нерепрезентативные или паралингвистические аспекты вокализации для передачи смысла. В своей речи говорящие также непреднамеренно сообщают многие аспекты своего социального положения, такие как пол, возраст, место происхождения (через акцент ), физическое состояние (бодрость и сонливость, бодрость или слабость, здоровье или болезнь), психологические состояния (эмоции или настроение). ), физико-психологические состояния (трезвость или пьянство , нормальное сознание и трансовые состояния), образование или опыт и тому подобное.

Хотя люди обычно используют речь в общении с другими людьми (или животными), когда люди клянутся, они не всегда имеют в виду сообщить что-либо кому-либо, а иногда, выражая насущные эмоции или желания, они используют речь как квазимагическую причину, например, когда они поощрять игрока в игре что-то делать или предупреждать его не делать чего-либо. Есть также много ситуаций, в которых люди разговаривают в одиночестве. Люди разговаривают сами с собой иногда в действиях, которые являются развитием того, что некоторые психологи (например, Лев Выготский ) утверждали, это использование молчаливой речи во внутреннем монологе для оживления и организации познания , иногда в мгновенном принятии двойственной личности как личности. обращение к себе, как к другому человеку. Сольная речь может использоваться для запоминания или проверки запоминания вещей, а также в молитве или медитации (например, использовании мантры ).

Исследователи изучают множество различных аспектов речи: речевое производство и речевое восприятие звуков, используемых в языке, повторение речи , речевые ошибки , способность отображать услышанные произнесенные слова на вокализации, необходимые для их воссоздания, что играет ключевую роль у детей . s расширение их словарного запаса и какие различные области человеческого мозга , такие как зона Брока и зона Вернике , лежат в основе речи. Речь является предметом изучения лингвистики , когнитивной науки , коммуникативных исследований , психологии , информатики , патологии речи , отоларингологии и акустики . Речь сравнивается с письменностью , [1] который может отличаться по своему словарному запасу, синтаксису и фонетике от разговорного языка, такая ситуация называется диглоссией .

Эволюционное происхождение речи неизвестно и является предметом многочисленных споров и спекуляций . Хотя животные также общаются с помощью вокализации, а обученные обезьяны , такие как Уошо и Канзи, могут использовать простой язык жестов , вокализация ни одного животного не артикулируется фонематически и синтаксически и не представляет собой речь.

Эволюция [ править ]

специфически человеческих речевых способностей связана с более общей проблемой происхождения языка , Хотя эволюция она стала отдельной и во многих отношениях отдельной областью научных исследований. [2] [3] [4] [5] [6] Тема отдельная, потому что на языке не обязательно говорят: на нем в равной степени можно писать или жестикулировать . Речь в этом смысле необязательна, хотя она является модальностью языка по умолчанию.

Места артикуляции (пассивные и активные):
1. Экзолабиальный, 2. Эндобабиальный, 3. Зубной, 4. Альвеолярный, 5. Постальвеолярный, 6. Пренебный, 7. Небный, 8. Велярный, 9. Увулярный, 10. Глоточный, 11. Гортанная, 12. Надгортанная, 13. Радикальная, 14. Задне-дорсальная, 15. Передне-дорсальная, 16. Пластиночная, 17. Апикальная, 18. Субапикальная.

Обезьяны , человекообразные обезьяны и люди, как и многие другие животные, развили специализированные механизмы производства звука для целей социального общения. [7] С другой стороны, ни одна мартышка или обезьяна не использует свой язык для подобных целей. [8] [9] Беспрецедентное использование человеческим видом языка, губ и других подвижных частей, кажется, помещает речь в совершенно отдельную категорию, что делает ее эволюционное возникновение интригующей теоретической задачей в глазах многих ученых. [10]

Определение временной шкалы эволюции человеческой речи осложняется отсутствием данных в летописи окаменелостей. человека Голосовой тракт не окаменевает, и косвенные доказательства изменений голосового тракта в окаменелостях гоминид оказались неубедительными. [10]

Производство [ править ]

Производство речи — это бессознательный многоэтапный процесс, в ходе которого мысли преобразуются в устные высказывания. Производство включает в себя бессознательный выбор подходящих слов и подходящей формы этих слов из лексикона и морфологии, а также организацию этих слов посредством синтаксиса. Затем извлекаются фонетические свойства слов, и предложение артикулируется посредством артикуляций, связанных с этими фонетическими свойствами. [11]

В лингвистике — это изучение того , артикуляционная фонетика как язык, губы, челюсть, голосовые связки и другие органы речи используются для произнесения звуков. Звуки речи классифицируются по способу артикуляции и месту артикуляции . Местом сочленения называется место в шее или во рту, где сужается воздушный поток. Манера артикуляции относится к тому, как взаимодействуют органы речи, например, насколько сильно ограничивается воздух, какая форма воздушного потока используется (например, легочный , имплозивный, выбросный и щелкающий), вибрируют ли голосовые связки, и открыта ли полость носа воздушному потоку. [12] Эта концепция в основном используется для образования согласных , но может быть использована и для гласных в таких качествах, как звонкость и назализация . Для любого места артикуляции может быть несколько способов артикуляции и, следовательно, несколько гомоорганических согласных.

Нормальная человеческая речь является легочной, производится давлением со стороны легких , которое создает фонацию в голосовой щели в гортани , которая затем преобразуется голосовым трактом и ртом в различные гласные и согласные. Однако люди могут произносить слова без использования легких и голосовой щели в гортанной речи , которой существует три типа: пищеводная речь , глоточная речь и буккальная речь (более известная как разговор Дональда Дака ).

Ошибки [ править ]

Речевое производство — сложная деятельность, поэтому ошибки часто встречаются, особенно у детей. Речевые ошибки бывают разных форм и используются для предоставления доказательств в поддержку гипотез о природе речи. [13] В результате речевые ошибки часто используются при построении моделей речевого производства и овладения языком ребенком . Например, тот факт, что дети часто совершают ошибку, чрезмерно упорядочивая суффикс прошедшего времени -ed в английском языке (например, говоря «singed» вместо «sang»), показывает, что правильные формы усваиваются раньше. [14] [15] Речевые ошибки, связанные с определенными видами афазии, использовались для отображения определенных компонентов речи в мозге и наблюдения за связью между различными аспектами производства; например, трудность пациентов с экспрессивной афазией в создании правильных глаголов прошедшего времени, а не неправильных глаголов, таких как «sing-sang», была использована для демонстрации того, что регулярные изменяемые формы слова не сохраняются индивидуально в лексиконе, а образуются в результате аффиксации. к базовой форме. [16]

Восприятие [ править ]

Восприятие речи относится к процессам, с помощью которых люди могут интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике, когнитивной психологии и восприятия в психологии. Исследования восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как слушатели распознают звуки речи, и использовать эту информацию для понимания разговорной речи . Исследования восприятия речи также могут найти применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь , а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка. [17]

Восприятие речи категориально : люди распределяют звуки, которые они слышат, по категориям, а не воспринимают их как спектр. Люди с большей вероятностью смогут услышать различия в звуках за пределами категориальных границ, чем внутри них. Хорошим примером этого является время начала голоса (VOT), один из аспектов фонетического образования согласных звуков. Например, носители иврита, которые отличают звонкий /b/ от глухого /p/, легче обнаружат изменение VOT от -10 (воспринимается как /b/) до 0 (воспринимается как /p/), чем изменение VOT. от +10 до +20 или от -10 до -20, несмотря на то, что это столь же большое изменение в спектре VOT. [18]

Развитие [ править ]

У большинства человеческих детей проторечевое лепетание развивается в возрасте от четырех до шести месяцев. Большинство из них начнут произносить свои первые слова в какой-то момент в течение первого года жизни. Типичные дети учатся произносить фразы из двух или трех слов до трех лет, за которыми следуют короткие предложения к четырем годам. [19]

Повторение [ править ]

При повторении речи услышанная речь быстро превращается из сенсорного сигнала в двигательные инструкции, необходимые для ее немедленного или отсроченного голосового подражания (в фонологической памяти ). Этот тип картирования играет ключевую роль в расширении разговорного словарного запаса детей. Мазур (1995) обнаружил, что то, как часто дети повторяют новые слова по сравнению с теми, которые уже есть в их словарном запасе, связано с размером их словарного запаса в дальнейшем, причем маленькие дети, которые повторяют больше новых слов, на более позднем этапе развития имеют более обширный словарный запас. Повторение речи может помочь облегчить освоение этого более обширного словарного запаса. [20]

Проблемы [ править ]

Есть несколько органических и психологических факторов, которые могут повлиять на речь. Среди них:

  1. Заболевания и нарушения легких или голосовых связок , включая паралич , респираторные инфекции (бронхит), узелки голосовых складок и рак легких и горла.
  2. Заболевания и расстройства головного мозга , включая алогию , афазию , дизартрию , дистонию и нарушения обработки речи , при которых нарушение моторного планирования , нервной передачи, фонологической обработки или восприятия сообщения (в отличие от реального звука) приводит к ухудшению речевого производства.
  3. Проблемы со слухом, такие как средний отит с выпотом , а также проблемы со слухом, нарушения слуховой обработки , могут привести к фонологическим проблемам. Помимо дисфазии , аномия и нарушение слуховой обработки ухудшают качество слухового восприятия и, следовательно, его самовыражение. . В эту категорию можно отнести глухих или слабослышащих
  4. Проблемы с артикуляцией, такие как невнятная речь, заикание , шепелявость , расщелина неба , атаксия или повреждение нервов , приводящее к проблемам с артикуляцией . Синдром Туретта и тики также могут влиять на речь. На речь могут влиять различные врожденные и приобретенные заболевания языка , а также заболевания двигательных нейронов .
  5. Было показано, что психические расстройства изменяют акустические характеристики речи: например, основная частота голоса (воспринимаемая как высота тона) имеет тенденцию быть значительно ниже при большом депрессивном расстройстве , чем у здоровых людей. [21] Поэтому речь исследуется как потенциальный биомаркер психических расстройств.

Речевые и языковые расстройства также могут возникнуть в результате инсульта. [22] Травма головного мозга, [23] потеря слуха, [24] отставание в развитии, [25] волчья пасть, [26] церебральный паралич, [27] или эмоциональные проблемы. [28]

Лечение [ править ]

Заболевания, расстройства и состояния, связанные с речью, может лечить логопед (SLP) или логопед. SLP оценивают уровни речевых потребностей, ставят диагнозы на основе оценок, а затем лечат диагнозы или удовлетворяют потребности. [29]

Физиология мозга [ править ]

Классическая модель [ править ]

Схема мозга
Области мозга Брока и Вернике, отвечающие за речь.

Классическая или модель Вернике-Гешвинда, модель языковой системы мозга, фокусируется на области Брока в нижней префронтальной коре и области Вернике в задней верхней височной извилине в доминантном полушарии мозга (обычно левое полушарие отвечает за речь). В этой модели лингвистический слуховой сигнал сначала отправляется из слуховой коры в область Вернике. Доступ к словарному запасу осуществляется в области Вернике, и эти слова передаются через дугообразный пучок в область Брока, где генерируются морфология, синтаксис и инструкции по артикуляции. Затем сигнал отправляется из зоны Брока в моторную кору для артикуляции. [30]

Поль Брока определил примерную область мозга в 1861 году, повреждение которой у двух его пациентов вызвало серьезные нарушения речевой деятельности, из-за которых его пациенты не могли говорить, кроме нескольких односложных слов. Этот дефицит, известный как афазия Брока или экспрессивная афазия , характеризуется трудностями в воспроизведении речи, когда речь медленная и затрудненная, функциональные слова отсутствуют, а синтаксис серьезно нарушен, как в телеграфной речи . При экспрессивной афазии понимание речи обычно страдает меньше, за исключением понимания грамматически сложных предложений. [31] Зона Вернике названа в честь Карла Вернике , который в 1874 году предположил связь между повреждением задней области левой верхней височной извилины и афазией, так как он отметил, что не у всех пациентов с афазией было повреждение префронтальной коры. [32] Повреждение зоны Вернике приводит к афазии Вернике, или рецептивной афазии , которая характеризуется относительно нормальным синтаксисом и просодией, но серьезными нарушениями лексического доступа, что приводит к плохому пониманию и бессмысленной или жаргонной речи . [31]

Современные исследования [ править ]

Современные модели нервных систем, отвечающих за языковое понимание и производство, признают важность зон Брока и Вернике, но не ограничиваются ими или исключительно левым полушарием. [33] Вместо этого в производстве и понимании речи участвуют несколько потоков. Повреждение левой латеральной борозды связано с трудностями в обработке и воспроизведении морфологии и синтаксиса, в то время как лексический доступ и понимание неправильных форм (например, есть-ели) остаются неизменными. [34] Более того, схемы, участвующие в понимании человеческой речи, динамически адаптируются по мере обучения, например, становясь более эффективными с точки зрения времени обработки при прослушивании знакомых сообщений, таких как выученные стихи. [35]

Общение животных [ править ]

Некоторые животные, кроме человека, могут издавать звуки и жесты, напоминающие человеческий язык. [36] Некоторые виды или группы животных развили формы общения , которые внешне напоминают вербальный язык, однако они обычно не считаются языком, поскольку им не хватает одной или нескольких определяющих характеристик , например грамматики , синтаксиса , рекурсии и смещения . Исследователям удалось научить некоторых животных жестам, похожим на язык жестов . [37] [38] хотя вопрос о том, следует ли считать это языком, остается спорным. [39]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ "Речь" . Словарь американского наследия . Архивировано из оригинала 07 августа 2020 г. Проверено 13 сентября 2018 г.
  2. ^ Хокетт, Чарльз Ф. (1960). «Происхождение речи» (PDF) . Научный американец . 203 (3): 88–96. Бибкод : 1960SciAm.203c..88H . doi : 10.1038/scientificamerican0960-88 . ПМИД   14402211 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2014 г. Проверено 6 января 2014 г.
  3. ^ Корбаллис, Майкл К. (2002). Из рук в уста: истоки языка . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-08803-7 . OCLC   469431753 .
  4. ^ Либерман, Филип (1984). Биология и эволюция языка . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674074132 . ОСЛК   10071298 .
  5. ^ Либерман, Филип (2000). Человеческий язык и наш мозг рептилий: подкорковые основы речи, синтаксиса и мышления . Том. 44. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 32–51. дои : 10.1353/pbm.2001.0011 . ISBN  9780674002265 . OCLC   43207451 . ПМИД   11253303 . S2CID   38780927 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  6. ^ Эбри, Кристиан; Боэ, Луи-Жан; Лабуасьер, Рафаэль; Шварц, Жан-Люк (1998). «Новая загадка эволюции речи?». Поведенческие и мозговые науки . 21 (4): 512–513. дои : 10.1017/S0140525X98231268 . S2CID   145180611 .
  7. ^ Келемен, Г. (1963). Сравнительная анатомия и работоспособность голосового органа позвоночных. В Р. Буснель (ред.), Акустическое поведение животных. Амстердам: Elsevier, стр. 489–521.
  8. ^ Риде, Т.; Бронсон, Э.; Хадзикиро, Х.; Цубербюлер, К. (январь 2005 г.). «Механизмы производства голоса у приматов, кроме человека: морфологические данные и модель» (PDF) . Джей Хум Эвол . 48 (1): 85–96. Бибкод : 2005JHumE..48...85R . дои : 10.1016/j.jhevol.2004.10.002 . ПМИД   15656937 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2022 г. Проверено 12 августа 2022 г.
  9. ^ Риде, Т.; Бронсон, Э.; Хадзикиро, Х.; Цубербюлер, К. (февраль 2006 г.). «Множественные разрывы в речевых путях нечеловеческих животных - ответ». Журнал эволюции человека . 50 (2): 222–225. Бибкод : 2006JHumE..50..222R . дои : 10.1016/j.jhevol.2005.10.005 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Fitch, В. Текумсе (июль 2000 г.). «Эволюция речи: сравнительный обзор». Тенденции в когнитивных науках . 4 (7): 258–267. CiteSeerX   10.1.1.22.3754 . дои : 10.1016/S1364-6613(00)01494-7 . ПМИД   10859570 . S2CID   14706592 .
  11. ^ Левелт, Виллем Дж. М. (1999). «Модели словообразования». Тенденции в когнитивных науках . 3 (6): 223–32. дои : 10.1016/s1364-6613(99)01319-4 . ПМИД   10354575 . S2CID   7939521 .
  12. ^ Кэтфорд, Джей Си; Эслинг, Дж. Х. (2006). «Артикуляционная фонетика». В Брауне, Кейт (ред.). Энциклопедия языка и лингвистики (2-е изд.). Амстердам: Elsevier Science. стр. 100-1 425–42.
  13. ^ Фромкин, Виктория (1973). "Введение". Речевые ошибки как лингвистическое свидетельство . Гаага: Мутон. стр. 11–46.
  14. ^ Планкетт, Ким; Юола, Патрик (1999). «Коннекционистская модель английского прошедшего времени и морфологии множественного числа». Когнитивная наука . 23 (4): 463–90. CiteSeerX   10.1.1.545.3746 . дои : 10.1207/s15516709cog2304_4 .
  15. ^ Николадис, Елена; Паради, Йоханн (2012). «Освоение правильных и неправильных морфем прошедшего времени в английском и французском языках: данные двуязычных детей». Изучение языка . 62 (1): 170–97. дои : 10.1111/j.1467-9922.2010.00628.x .
  16. ^ Уллман, Майкл Т.; и другие. (2005). «Нейронные корреляты лексики и грамматики: данные производства, чтения и оценки перегибов при афазии». Мозг и язык . 93 (2): 185–238. дои : 10.1016/j.bandl.2004.10.001 . ПМИД   15781306 . S2CID   14991615 .
  17. ^ Кеннисон, Шелия (2013). Введение в развитие языка . Лос-Анджелес: Сейдж.
  18. ^ Кишон-Рабин, Лиат; Ротштейн, Шира; Тайтельбаум, Рики (2002). «Основной механизм категориального восприятия: время начала тона и время начала голоса, свидетельства еврейского голоса». Журнал фундаментальной и клинической физиологии и фармакологии . 13 (2): 117–34. дои : 10.1515/jbcpp.2002.13.2.117 . ПМИД   16411426 . S2CID   9986779 .
  19. ^ «Этапы развития речи и языка» . Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств . Национальные институты здравоохранения. 13 октября 2022 г.
  20. ^ Мазур, Элиза (1995). «Ранняя словесная имитация младенцев и их позднее лексическое развитие». Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер . 41 (3): 286–306.
  21. ^ Низкий DM, Bentley KH, Гош, СС (2020). «Автоматизированная оценка психических расстройств с помощью речи: систематический обзор» . Ларингоскопическая исследовательская отоларингология . 5 (1): 96–116. дои : 10.1002/lio2.354 . ПМК   7042657 . ПМИД   32128436 .
  22. ^ Ричардс, Эмма (июнь 2012 г.). «Проблемы общения и глотания после инсульта». Уход и уход на дому . 14 (6): 282–286. дои : 10.12968/nrec.2012.14.6.282 .
  23. ^ Заслер, Натан Д.; Кац, Дуглас И.; Зафонте, Росс Д.; Арсиньегас, Дэвид Б.; Буллок, М. Росс; Крейцер, Джеффри С., ред. (2013). Принципы и практика медицины черепно-мозговых травм (2-е изд.). Нью-Йорк: Демос Медикал. стр. 100-1 1086–1104, 1111–1117. ISBN  9781617050572 .
  24. ^ Чинг, Тереза ​​Ю.К. (2015). «Эффективно ли раннее вмешательство в улучшении разговорной речи у детей с врожденной потерей слуха?» . Американский журнал аудиологии . 24 (3): 345–348. дои : 10.1044/2015_aja-15-0007 . ПМЦ   4659415 . ПМИД   26649545 .
  25. ^ Королевская детская больница, Мельбурн. «Задержка развития: информационное руководство для родителей» (PDF) . Королевская детская больница Мельбурна . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2016 г. Проверено 2 мая 2016 г.
  26. ^ Бауман-Венглер, Жаклин (2011). Артикуляционные и фонологические нарушения: клинический фокус (4-е изд., Международное изд.). Харлоу: Образование Пирсона. стр. 378–385. ISBN  9780132719957 .
  27. ^ «Логопедия и языковая терапия» . CerebralPalsy.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 2 мая 2016 г.
  28. ^ Кросс, Мелани (2011). Дети с социальными, эмоциональными и поведенческими трудностями и проблемами общения: всегда есть причина (2-е изд.). Лондон: Издательство Джессики Кингсли.
  29. ^ «Логопеды» . АША.org . Американская ассоциация речи, языка и слуха . Проверено 6 апреля 2015 г.
  30. ^ Кертес, А. (2005). «Модель Вернике – Гешвинда». В Л. Надель, Энциклопедия когнитивной науки . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
  31. ^ Перейти обратно: а б Хиллис А.Е. и Карамацца А. (2005). "Афазия" В Л. Надель, Энциклопедия когнитивной науки . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
  32. ^ Вернике К. (1995). «Симптомокомплекс афазии: психологическое исследование на анатомической основе (1875 г.)». В Поле Элинге (ред.). Читатель по истории афазии: от саси (Франца Галля до) . Том. 4. Амстердам: John Benjamins Pub Co., стр. 69–89. ISBN  978-90-272-1893-3 .
  33. ^ Накаи, Ю; Чон, JW; Браун, ЕС; Ротермель, Р; Кодзима, К; Камбара, Т; Шах, А; Миттал, С; Суд, С; Асано, Э (2017). «Трех- и четырехмерное картирование речи и языка у больных эпилепсией» . Мозг . 140 (5): 1351–70. дои : 10.1093/brain/awx051 . ПМК   5405238 . ПМИД   28334963 .
  34. ^ Тайлер, Лоррейн К .; Марслен-Уилсон, Уильям (2009). «Лобно-височные системы мозга, поддерживающие понимание разговорной речи». В Муре, Брайан СиДжей; Тайлер, Лоррейн К.; Марслен-Уилсон, Уильям Д. (ред.). Восприятие речи: от звука к значению . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 193–217. ISBN  978-0-19-956131-5 .
  35. ^ Сервантес Константино, форвард; Саймон, JZ (2018). «Восстановлению и эффективности нейронной обработки непрерывной речи способствуют предварительные знания» . Границы системной нейронауки . 12 (56): 56. дои : 10.3389/fnsys.2018.00056 . ПМК   6220042 . ПМИД   30429778 .
  36. ^ «Могут ли животные говорить и использовать язык, как люди?» . Би-би-си . 16 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 31 января 2021 г. Проверено 12 августа 2022 г.
  37. ^ Хилликс, Уильям А.; Рамбо, Дуэйн М. (2004), «Уошу, первый шимпанзе, говорящий на языке», Тела животных, человеческий разум: языковые навыки обезьян, дельфинов и попугаев , Springer US, стр. 69–85, doi : 10.1007/978-1- 4757-4512-2_5 , ISBN  978-1-4419-3400-0
  38. ^ Ху, Джейн С. (20 августа 2014 г.). «Что на самом деле говорят нам говорящие обезьяны?» . Сланец . Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 19 января 2020 г.
  39. ^ Терраса, Герберт С. (декабрь 1982 г.). «Почему Коко не может говорить». Науки . 22 (9): 8–10. дои : 10.1002/j.2326-1951.1982.tb02120.x . ISSN   0036-861X .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]