Jump to content

Габитус (социология)

В социологии габитус ( / ˈ h æ b ɪ t ə s / ) — это способ, которым люди воспринимают социальный мир, в котором они живут, и реагируют на него посредством своих личных привычек , навыков и склонностей характера.

Люди с общим культурным прошлым ( социальный класс , религия и национальность, этническая группа , образование и профессия) разделяют габитус как способ, которым групповая культура и личная история формируют сознание человека; следовательно, габитус человека влияет и формирует социальные действия человека. [1] [2]

Социолог Пьер Бурдье сказал, что габитус состоит из гексиса человека , манеры поведения ( позы ) и речи ( акцента ), а также умственных привычек восприятия, классификации, оценки, чувств и действий. [2] [3] Габитус позволяет отдельному человеку рассматривать и решать проблемы, основываясь на внутреннем чутье и интуиции . Этот образ жизни (социальные установки, манеры, вкусы, мораль и т. д.) влияет на наличие возможностей в жизни; таким образом, габитус структурируется социальным классом человека, но также структурирует будущие пути, доступные человеку. Следовательно, воспроизводство социальных структур является результатом габитуса отдельных лиц, составляющих данную социальную структуру.

Габитус критикуют за то, что он является детерминистской концепцией, поскольку, будучи социальными акторами , люди ведут себя как автоматы , в том смысле, который предложен в «Монадологии» философа Г. В. Лейбница . [3]

Происхождение

[ редактировать ]

Понятие габитуса использовалось еще Аристотелем . В современном использовании он был введен Марселем Моссом , а затем Морисом Мерло-Понти ; однако именно Пьер Бурдье использовал его как краеугольный камень своей социологии и для решения социологической проблемы агентности и структуры.

В работе Бурдье габитус формируется структурной позицией и порождает действие, поэтому, когда люди действуют и демонстрируют свободу действий, они одновременно отражают и воспроизводят социальную структуру. Бурдье разработал свою теорию габитуса, заимствуя идеи когнитивных и генеративных схем у Ноама Хомского и Жана Пиаже относительно зависимости от истории и человеческой памяти. Например, определенное поведение или убеждение становится частью структуры общества, когда первоначальную цель этого поведения или убеждения больше невозможно вспомнить, и оно социализируется среди людей этой культуры. [4] [5]

Габитус, по Бурдье, состоит из:

системы устойчивых, переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать как структурирующие структуры, то есть как принципы, которые порождают и организуют практики и представления, которые могут быть объективно адаптированы к их результатам, не предполагая сознательного стремления к целям или явного владения операциями. необходимо для их достижения. [6]

Лоик Вакван писал, что габитус — это старое философское понятие, берущее начало в мысли Аристотеля , чье понятие гексиса («состояния») было переведено в габитус средневековыми схоластами . Бурдье впервые адаптировал этот термин в своем послесловии 1967 года к книге Эрвина Панофски « Готическая архитектура и схоластика» . [7] Этот термин ранее использовался в социологии Норбертом Элиасом в «Процессе цивилизации» (1939) и в Марселя Мосса описании «телесных техник» ( техники тела ). Эта концепция также присутствует в работах Макса Вебера , Жиля Делёза и Эдмунда Гуссерля .

Мосс определил габитус как те аспекты культуры, которые закреплены в теле или повседневной практике отдельных лиц, групп, обществ и наций. Оно включает в себя совокупность приобретенных привычек , телесных навыков, стилей, вкусов и других недискурсивных знаний, которые, можно сказать, «само собой разумеющиеся» для конкретной группы (Bourdieu 1990:66-67). Говорят, что они действуют ниже уровня рациональной идеологии .

Несоциологическое использование

[ редактировать ]

Литературная критика

[ редактировать ]

Этот термин также был принят в литературной критике , адаптируясь к использованию этого термина Бурдье. Например, в исследовании Джо Морана авторских идентичностей в книге «Звездные авторы: литературные знаменитости в Америке» этот термин используется при обсуждении того, как у авторов формируется габитус, сформированный вокруг их собственной знаменитости и статуса авторов, который проявляется в их произведениях.

Использование в теории литературы

[ редактировать ]

Принцип габитуса Бурдье переплетается с концепцией структурализма в теории литературы . Питер Барри объясняет: «В структуралистском подходе к литературе происходит постоянное отход от интерпретации отдельных литературных произведений и параллельное стремление к пониманию более крупных структур, которые их содержат» (2009, стр. 39). Поэтому существует сильное желание понять более крупные факторы, влияющие на индивидуальное литературное произведение. Как объясняет Бурдье, габитус

... являются структурированными структурами, порождающими принципами различных и отличительных практик - то, что рабочий ест, и особенно то, как он это ест, вид спорта, которым он занимается, и то, как он им занимается, его политические взгляды и то, как он их выражает, систематически анализируются. В отличие от соответствующей деятельности промышленного собственника - габитусы - это также структурирующие структуры, разные схемы классификации, принципы классификации, разные принципы видения и деления, разные вкусы. Габитус имеет разные различия; они осуществляют различия между тем, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, между тем, что выдающееся, и тем, что вульгарным, и так далее, но это не одно и то же. Так, например, одно и то же поведение или даже один и тот же товар может показаться одному человеку выдающимся, другому — претенциозным, третьему — дешевым или показным.

- Бурдье, 1996 г.

В результате габитус может использоваться в теории литературы, чтобы понять те более крупные внешние структуры, которые влияют на отдельные теории и литературные произведения.

Габитус тела

[ редактировать ]

Габитус тела (или «габитус тела») — это медицинский термин, обозначающий телосложение, и он подразделяется на эндоморфный (относительно невысокий и толстый), эктоморфный (относительно длинный и худой) или мезоморфный (мускулистые пропорции). В этом смысле габитус в прошлом интерпретировался как физические и конституциональные характеристики человека, особенно связанные с тенденцией к развитию определенного заболевания. [8] Например, « Марфаноидный телесный облик».

Ученые, исследующие габитус

[ редактировать ]
  • Лоик Вакван - социолог и этнограф, изучавший построение «кулачного габитуса» в боксерском зале черного гетто Чикаго в книгах « Тело и душа: записные книжки боксера-ученика» (2004) и в «Привычка как тема и инструмент» ( 2009).
  • Бернар Лаир - французский социолог, который предположил, что габитус - это не (или больше не) система, разделяемая классом, а скорее эклектичный набор диспозиций, которые часто противоречивы из-за нетипичных путей социализации в позднем Новом времени. [9]
  • Габриэль Игнатов исследовал, как понятие габитуса может способствовать социологии морали . [10]
  • Филипп Бургуа - антрополог, который включает концепцию «габитуса» в большую часть своей работы с потребителями внутривенных наркотиков в районе залива Сан-Франциско.
  • Саба Махмуд - антрополог, предположивший, что габитус может формироваться и трансформироваться не только посредством бессознательной мимезиса, но и посредством педагогического процесса, возвращаясь при этом от теории Бурдье к теории Аристотеля.
  • Стивен Паркин - социолог, который рассматривает конструкцию «габитус» как объяснительный механизм причинения вреда, связанного с наркотиками, в среде употребления наркотиков, расположенной в общественных местах, в книге «Привычки и среда употребления наркотиков: место здоровья и жизненный опыт» (опубликовано Ashgate). в августе 2013 г.).
  • Генрих Вильгельм Шефер Центр междисциплинарных исследований религии и общества (CIRRuS) при Университете Билефельда (Германия)
  • Ори Шварц — социолог, изучавший «звуковой габитус», схемы организации производства звуков, их классификацию (например, как «шум») и реакцию на них. [11]
  • Лорен Людвиг, США — музыковед, исследующий то, как инструментальная камерная музыка способствует развитию и опыту габитуса ее исполнителей .
  • Норберт Элиас — немецкий социолог, изучающий, как хабитус определяется нашими культурно принятыми манерами. В «Цивилизаторском процессе» его теория также распространяется на «национальный габитус» немцев, используемый для оправдания Холокоста. [12]
  • Дов Коэн и Ханс Эйзерман — психологи, изучавшие габитус в социальной психологии, исследовавшие, как латиноамериканцы и англоязычные люди по-разному воплощают честь .
  • Судхир Челла Раджан, который показывает, как автомобильность образует сложный дискурсивный аппарат, построенный на хрупких предположениях об индивидуальности, автономии и вождении , и который настолько идеологически силен, что составляет саму телесную предрасположенность либеральной политической теории.
  • Виктор Дж. Фридман и Израэль Дж. Сайкс сравнивают идею габитуса с идеей теории в действии, разработанной Крисом Аргирисом и Дональдом Шеном .
  • Уильям Кокерхэм — американский медицинский социолог , использует габитус Бурдье в качестве основы для своей теории здорового образа жизни.
  1. ^ Лизардо, О. 2004, «Когнитивное происхождение привычки Бурдье», Журнал теории социального поведения, том. 34, нет. 4, стр. 375–448.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурдье, Пьер (1977). Очерк теории практики . Издательство Кембриджского университета.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурдье, Пьер (2000). Паскальянские размышления . Издательство Стэнфордского университета.
  4. ^ Бурдье, Пьер (1977). Очерк теории практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 78–79.
  5. ^ Тоннис, Фердинанд (1963). Сообщество и общество . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  6. ^ Бурдье, Пьер (1990). Логика практики . {{cite book}}: |newspaper= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Обзор, заархивированный 9 апреля 2009 г. в Wayback Machine Холсингера, Домодернистское состояние , в Bryn Mawr Review of Comparative Literature 6:1 (зима 2007 г.).
  8. ^ Словарь английского языка американского наследия (4-е изд.), Houghton Mifflin Company, 2003 г.
  9. ^ Лаир, Бернар. 2011. Многократный актер. Кембридж: Политика.
  10. ^ Игнатов, Габриэль (2009). Почему социологии морали нужен габитус Бурдье . {{cite book}}: |newspaper= игнорируется ( помогите )
  11. ^ Шварц, Ори (2015). Звук стигматизации: звуковые привычки, звуковые стили и работа с границами в городских трущобах . Том. 121. С. 205–42. дои : 10.1086/682023 . ПМИД   26430711 . S2CID   10034380 . {{cite book}}: |newspaper= игнорируется ( помогите )
  12. ^ Элиас, Норберт (1939). Цивилизационный процесс (5-е изд.). Оксфорд: Уайли-Блэквелл. АСИН   0631221611 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бурдье, Пьер. 1977. Очерк теории практики . Издательство Кембриджского университета.
  • Бурдье, Пьер и Лоик Ж. Д. Вакван. 1992. Приглашение к рефлексивной социологии . Издательство Чикагского университета.
  • Элиас, Норберт. Цивилизационный процесс .
  • Хильгерс, Матье. 2009. Габитус, свобода и рефлексивность «Теория и психология», Том. 19 (6), стр. 728-755.
  • Маклауд, Джей. 1995. Это не так . Колорадо: Westview Press, Inc.
  • Матон, Карл. 2012 «Habitus», Гренфелл, М. (редактор) Пьер Бурдье: Ключевые концепции . Лондон: Acumen Press, исправленное издание.
  • Мосс, Марсель. 1934. « Техники тела », Журнал психологии 32 (3-4). Перепечатано в Mauss, Sociologie et anthropologie , 1936, Париж: PUF.
  • Риммер. Отметка. 2010. Слушая обезьяну: Класс, юность и формирование музыкального габитуса 'Этнография' Том. 11 (2), стр. 255-283
  • Вакван, Лоик. 2004. Тело и душа: Записные книжки ученика боксера . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Вакван, Лоик. 2004. «Привычка». стр. 315-319 в Международной энциклопедии экономической социологии . Под редакцией Йенса Беккерта и Милана Зафировски. Лондон: Рутледж.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 980c8da8206b44591b94ad043d3811d7__1710872220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/d7/980c8da8206b44591b94ad043d3811d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Habitus (sociology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)