Литературная теория
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2009 г. ) |
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
Теория литературы — систематическое изучение природы литературы и методов литературного анализа . [1] С XIX века литературоведение включает в себя теорию литературы и соображения интеллектуальной истории , моральную философию, социальную философию и междисциплинарные темы, имеющие отношение к тому, как люди интерпретируют смысл . [1] В гуманитарных науках в современных академических кругах последний стиль литературных исследований является ответвлением постструктурализма . [2] слова Следовательно, теория стала общим термином для научных подходов к чтению текстов , некоторые из которых основаны на семиотике , культурологии , философии языка и континентальной философии .
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
Практика теории литературы стала профессией в 20 веке, но ее исторические корни уходят корнями в Древнюю Грецию ( Аристотеля » «Поэтика — часто цитируемый ранний пример), Древнюю Индию ( Бхараты Муни » «Натья Шастра ), и Древний Рим ( Лонгина » « О возвышенном ). В средние века ученые Ближнего Востока ( аль- Баян ва-'л-табиин и аль-Хаяван Аль-Джахиза и аль-Мутаза ибн Китаб аль-Бади ) [3] и Европа [4] продолжал создавать произведения, основанные на литературоведении. Эстетические XVIII и XIX веков оказали большое теории философов античной философии влияние на современное литературоведение. Теория и критика литературы связаны с историей литературы .
Некоторые ученые, как теоретические, так и антитеоретические, называют дебаты 1980-х и 1990-х годов об академических достоинствах теории «теоретическими войнами ». [5] Сторонники и критики обращения к теории занимают разные (и часто противоречивые) позиции относительно того, что считать теорией или что значит теоретизировать в литературе или других культурных произведениях, о них или рядом с ними. [6]
Обзор
[ редактировать ]Один из фундаментальных вопросов теории литературы: «Что такое литература ?» и «как нам следует читать?» - хотя некоторые современные теоретики и литературоведы полагают, что либо «литература» не может быть определена, либо что она может относиться к любому использованию языка . Конкретные теории отличаются не только своими методами и выводами, но даже тем, как они создают смысл в « тексте ». Однако некоторые теоретики признают, что эти тексты не имеют единого, фиксированного значения, которое считается «правильным». [7]
Поскольку теоретики литературы часто опираются на весьма разнородные традиции континентальной философии и философии языка , любая классификация их подходов является лишь приближением. Существует множество типов литературных теорий, которые используют разные подходы к текстам. Широкие теоретические школы, которые исторически были важны, включают историческую и биографическую критику , новую критику , формализм , русский формализм и структурализм , постструктурализм , марксизм или исторический материализм , феминизм и французский феминизм , постколониализм , новый историзм , деконструкцию , читатель. -ответная критика , нарратология и психоаналитическая критика.
Различия между школами
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Май 2012 г. ) |
Различные интерпретационные и эпистемологические точки зрения разных теоретических школ часто возникают из-за разных моральных и политических обязательств и, таким образом, поддерживают их. Например, работы « Новых критиков» часто содержали неявное моральное измерение, а иногда даже религиозное: «Новый критик» мог прочитать стихотворение Т. С. Элиота или Джерарда Мэнли Хопкинса из-за степени честности в выражении мучений и противоречий серьезный поиск веры в современном мире. Между тем критик -марксист может счесть подобные суждения скорее идеологическими, чем критическими; Марксист сказал бы, что новое критическое прочтение недостаточно. Или критик -постструктуралист может просто избежать этой проблемы, понимая религиозный смысл стихотворения как аллегорию значения, рассматривая ссылки стихотворения на «Бога», обсуждая их референциальную природу, а не то, к чему они относятся.
Такое разногласие нелегко разрешить, поскольку оно заложено в радикально различных терминах и целях (то есть теориях) критиков. Их теории чтения происходят из совершенно разных интеллектуальных традиций: «Новый критик» основывает свою работу на научной и религиозной традиции восточного побережья Америки, в то время как марксист черпает свою мысль из совокупности критической социальной и экономической мысли, возникают работы постструктуралистов. из континентальной философии языка двадцатого века.
В конце 1950-х годов канадский литературный критик Нортроп Фрай попытался разработать подход к примирению исторической критики и новой критики, одновременно обращая внимание на проблемы ранней реакции читателей и многочисленные психологические и социальные подходы. Его подход, изложенный в его «Анатомии критики» , был явно структуралистским, опиравшимся на предположение об интертекстуальном «порядке слов» и универсальности определенных структурных типов. Его подход господствовал в программах по английской литературе в течение нескольких десятилетий, но потерял популярность во время господства постструктурализма.
Для некоторых теорий литературы (особенно некоторых видов формализма) различие между «литературными» и другими видами текстов имеет первостепенное значение. Другие школы (особенно постструктурализм в его различных формах: новый историзм, деконструкция, некоторые направления марксизма и феминизма) стремились разрушить различия между ними и применили инструменты текстовой интерпретации к широкому кругу «текстов». включая фильмы, научно-популярную литературу, исторические произведения и даже культурные мероприятия.
Михаил Бахтин утверждал, что «полная неадекватность» литературной теории очевидна, когда ей приходится иметь дело с романом ; в то время как другие жанры достаточно стабилизировались, роман все еще развивается. [8]
Еще одним важным отличием различных теорий литературной интерпретации является интенциональность, то есть тот вес, который придается собственному мнению автора о произведении и его намерениям. Для большинства подходов, существовавших до 20 века, намерения автора являются руководящим фактором и важным фактором, определяющим «правильную» интерпретацию текстов. «Новая критика» была первой школой, отрицавшей роль автора в интерпретации текстов, предпочитая при внимательном чтении сосредоточиваться на «самом тексте» . Фактически, несмотря на все разногласия между формализмом и более поздними школами, они разделяют принцип, согласно которому авторская интерпретация произведения по своей сути не более значима, чем любая другая.
Школы
[ редактировать ]Ниже перечислены некоторые из наиболее часто определяемых школ теории литературы, а также их основные авторы:
- Эстетизм – связан с романтизмом , философией, определяющей эстетическую ценность как основную цель в понимании литературы. Сюда входят как литературные критики, которые пытались понять и/или определить эстетические ценности, так и такие, как Оскар Уайльд, которые подчеркивали искусство ради искусства .
- Афро-американская литературная теория
- Американский прагматизм и другие американские подходы
- Когнитивная теория литературы - применяет исследования в области когнитивной науки и философии сознания к изучению литературы и культуры.
- Фредерик Луис Алдама , Мэри Томас Крейн, Нэнси Истерлин, Уильям Флеш, Дэвид Херман, Сюзанн Кин , Патрик Колм Хоган, Алан Ричардсон, Эллен Спольски , Блейки Вермюль , Лиза Зуншайн
- Кембриджская критика - пристальное изучение литературного текста и связи литературы с социальными проблемами.
- Критическая расовая теория
- Культурология – подчеркивает роль литературы в повседневной жизни.
- Дарвинистское литературоведение - рассматривает литературу в контексте эволюции и естественного отбора.
- Деконструкция - стратегия «внимательного» чтения, которая выявляет, почему ключевые термины и концепции могут быть парадоксальными или самоподрывающими, что делает их значение неразрешимым.
- Описательная поэтика
- Феминистская литературная критика
- Экокритицизм - исследует культурные связи и отношения человека с миром природы.
- Гендер (см. феминистскую литературную критику ) - который подчеркивает темы гендерных отношений.
- Формализм - школа литературной критики и теории литературы, занимающаяся в основном структурными целями конкретного текста.
- Немецкая герменевтика и филология
- Марксизм (см. Марксистскую литературную критику ) - который подчеркивает темы классового конфликта.
- Нарратология
- Новая критика - смотрит на литературные произведения исходя из написанного, а не на цели автора или биографические вопросы.
- Новый историзм - который рассматривает произведение через его исторический контекст и стремится понять культурную и интеллектуальную историю через литературу.
- Стивен Гринблатт , Луис Монтроуз , Джонатан Голдберг , Х. Арам Визер
- Постколониализм - фокусируется на влиянии колониализма в литературе, особенно в отношении исторического конфликта, возникшего в результате эксплуатации менее развитых стран и коренных народов западными странами.
- Постмодернизм - критика условий, существующих в двадцатом веке, часто с беспокойством о тех, кого считают социальными девиантами или Другими.
- Постструктурализм - общий термин для различных теоретических подходов (таких как деконструкция ), которые критикуют или выходят за рамки стремлений структурализма создать рациональную науку о культуре путем экстраполяции модели лингвистики на другие дискурсивные и эстетические образования.
- Психоанализ (см. Психоаналитическая литературная критика ) - исследует роль сознания и бессознательного в литературе, включая роль автора, читателя и персонажей текста.
- Квир-теория - исследует, подвергает сомнению и критикует роль гендерной идентичности и сексуальности в литературе.
- Критика реакции читателя - фокусируется на активной реакции читателя на текст.
- реалист
- Русский формализм
- Структурализм и семиотика (см. семиотическая литературная критика ) - исследует универсальные основные структуры в тексте, лингвистические единицы в тексте и то, как автор передает смысл через любые структуры.
- Другие теоретики: Роберт Грейвс , Аламгир Хашми , Джон Сазерленд , Лесли Фидлер , Кеннет Берк , Пол Бенишу , Барбара Джонсон.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каллер 1997, стр.1
- ^ Сирл, Джон . (1990), «Буря над университетом» , The New York Review of Books , 6 декабря 1990 г.
- ^ ван Гелдер, GJH (1982), За чертой: классические арабские литературные критики о связности и единстве стихотворения , Brill Publishers , стр. 1–2, ISBN 90-04-06854-6
- ^ Джонсон, Элеонора (2013). Практика теории литературы в средние века: этика и смешанная форма у Чосера, Гауэра, Аска и Хокклева . Издательство Чикагского университета. стр. 1–15. ISBN 9780226015989 .
- ^ Марк Бевир, Джилл Харгис, Сара Рашинг, «Введение», в: Марк Бевир, Джилл Харгис, Сара Рашинг (ред.), «Истории постмодернизма» , Routledge, 2020.
- ^ https://iep.utm.edu/literary/
- ^ Салливан, Патрик (1 января 2002 г.). « Моменты приема», современная теория литературы и преподавание литературы». Журнал грамотности подростков и взрослых . 45 (7): 568–577. JSTOR 40012241 .
- ^ Бахтин 1981, стр.8.
Ссылки
[ редактировать ]- Питер Барри . Начальная теория: введение в теорию литературы и культуры . ISBN 0-7190-6268-3 .
- Джонатан Каллер . (1997) Литературная теория: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-285383-X .
- Терри Иглтон . Литературная теория: Введение . ISBN 0-8166-1251-X .
- Терри Иглтон. После теории . ISBN 0-465-01773-8 .
- Жан-Мишель Рабате. Будущее теории . ISBN 0-631-23013-0 .
- Руководство Джона Хопкинса по теории литературы и критике . ISBN 0-8018-4560-2 .
- Современная критика и теория: читатель. Эд. Дэвид Лодж и Найджел Вуд. 2-е изд. ISBN 0-582-31287-6
- Империя теории: антология инакомыслия. Эд. Дафна Патай и Уилл Х. Коррал. ISBN 0-231-13417-7 .
- Бахтин М.М. (1981) Диалогическое воображение: четыре очерка . Эд. Майкл Холквист. Пер. Кэрил Эмерсон и Майкл Холквист. Остин и Лондон: Техасский университет Press.
- Рене Веллек . История современной критики: 1750–1950 гг . Издательство Йельского университета, 1955–1992, 8 томов.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэрролл, Джозеф (2012) [2007]. «Эволюционные подходы к литературе и драме» . В Данбаре, Робин ; Барретт, Луиза (ред.). Оксфордский справочник по эволюционной психологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 637–648. doi : 10.1093/oxfordhb/9780198568308.013.0044 . ISBN 978-0-19-856830-8 . Проверено 13 мая 2020 г.
- Касл, Грегори. Путеводитель Блэквелла по теории литературы . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 2007.
- Каллер, Джонатан. Литература в теории . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2007.
- Терри Иглтон . Литературная теория . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2008. ( http://www.upress.umn.edu/ ).
- Литературная теория: Антология . Под редакцией Джули Ривкин и Майкла Райана. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 2004.
- Лиза Зуншайн , изд. Введение в когнитивные культурологические исследования . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2010 г.
- Пишу: зачем и для кого. Радости и невзгоды художника под редакцией Ральфа ван Бюрена . Рим: EDUSC, 2024.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аристотеля Поэтика (350 г. до н.э.), перевод С.Х. Батчера.
- Лонгина «О возвышенном» (I век н. э.), перевод Х. Л. Хавелла.
- сэра Филипа Сиднея Защита поэзии (1595)
- Интернет-энциклопедия философии : «Теория литературы» , Винс Брютон
- Введение в современную теорию литературы
- «Библиография теории литературы, критики и филологии» Хосе Анхеля Гарсиа Ланды.
- Аннотированная библиография по теории литературы.
- Инструментарий Литкрита
- Критическая литературная теория
- Пердью СОВ
- Руководство Джона Хопкинса по теории литературы и критике