Jump to content

Ричард Рорти

Ричард Рорти
Рожденный
Ричард Маккей Рорти

( 1931-10-04 ) 4 октября 1931 г.
Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Умер 8 июня 2007 г. (08.06.2007) (75 лет)
Альма-матер
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Неопрагматизм [1] (рано)
Постаналитическая философия (поздняя)
Учреждения
Докторантура Пол Вайс
Докторанты Роберт Брэндом , Майкл Уильямс
Основные интересы
Известные идеи

Ричард Маккей Рорти (4 октября 1931 — 8 июня 2007) — американский философ . Получив образование в Чикагском и Йельском университетах , он сильно интересовался и обучался как истории философии , так и современной аналитической философии . Академическая карьера Рорти включала должности профессора философии Стюарта в Принстонском университете , Кенана профессора гуманитарных наук в Университете Вирджинии и профессора сравнительной литературы в Стэнфордском университете . Среди его самых влиятельных книг — «Философия и зеркало природы» (1979), «Последствия прагматизма» (1982) и «Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность» (1989).

Рорти отверг давнюю идею о том, что правильные внутренние представления объектов внешнего мира являются необходимой предпосылкой познания. Вместо этого Рорти утверждал, что знание — это внутреннее и лингвистическое дело; знание относится только к нашему собственному языку. [3] [4] Рорти утверждает, что язык состоит из словарей, которые являются временными и историческими. [5] и заключает, что «поскольку словари создаются людьми, то же самое делают и истины». [6] Принятие предыдущих аргументов приводит к тому, что Рорти называет « иронизмом »; состояние ума, при котором люди полностью осознают, что их знания зависят от их времени и места в истории, и поэтому несколько оторваны от своих собственных убеждений. [7] Однако Рорти также утверждает, что «вера все еще может регулировать действия, ее все еще можно считать достойной смерти среди людей, которые вполне осознают, что эта вера не вызвана ничем иным, как случайными историческими обстоятельствами». [8]

Биография [ править ]

Ричард Рорти родился 4 октября 1931 года в Нью-Йорке. [9] Его родители, Джеймс и Уинифред Рорти, были активистами, писателями и социал-демократами. Его дед по материнской линии, Вальтер Раушенбуш , был центральной фигурой в движении социального евангелия начала 20 века. [10]

В дальнейшей жизни его отец пережил два нервных срыва. Второй срыв, произошедший с ним в начале 1960-х годов, был более серьезным и «включал претензии на божественное предвидение». [11] В результате Ричард Рорти в подростковом возрасте впал в депрессию и в 1962 году начал шестилетнее психиатрическое обследование по поводу неврозов навязчивых состояний . [11] Рорти писал о красоте орхидей в сельской местности Нью-Джерси в своей короткой автобиографии « Троцкий и дикие орхидеи» и о своем стремлении объединить эстетическую красоту и социальную справедливость. [12] В некрологе Рорти, написанном его коллегой Юргеном Хабермасом, отмечается, что детские переживания Рорти привели его к восприятию философии как примирения «небесной красоты орхидей с мечтой Троцкого о справедливости на земле». [13] Хабермас характеризует Рорти как ирониста:

Для ироника Рорти нет ничего святого. На вопрос в конце жизни о «святом» строгий атеист ответил словами, напоминающими молодого Гегеля : «Мое чувство святого связано с надеждой, что когда-нибудь мои далекие потомки будут жить в глобальной цивилизации в любовь, по сути, единственный закон». [13]

Незадолго до того, как ему исполнилось 15 лет, Рорти поступил в Чикагский университет , где получил степени бакалавра и магистра философии (учился у Ричарда МакКеона ). [14] [15] продолжил обучение в Йельском университете , получив степень доктора философии (1952–1956). [16] Он женился на другом академике, Амели Оксенберг ( профессоре Гарвардского университета ), от которой в 1954 году у него родился сын Джей Рорти. После двух лет службы в армии США он преподавал в колледже Уэлсли до 1961 года. три года [17] Рорти развелся со своей женой, а затем в 1972 году женился Стэнфордского университета на биоэтике Мэри Варни. У них было двое детей, Кевин и Патриция, теперь Макс. Хотя Ричард Рорти был «строгим атеистом» (Хабермас), [13] Мэри Варни Рорти была практикующей мормонкой . [11]

Рорти был профессором философии в Принстонском университете в течение 21 года. [17] В 1981 году он был удостоен стипендии Макартура , широко известной как «Премия гения», в первый год ее вручения, а в 1982 году он стал профессором Кенана гуманитарных наук в Университете Вирджинии , тесно сотрудничая с коллегами и студентами. на нескольких факультетах, особенно на английском языке. [18] В 1998 году Рорти стал профессором сравнительной литературы (и философии, любезно предоставлено) в Стэнфордском университете , где он провел остаток своей академической карьеры. [18] В этот период он был особенно популярен, и однажды пошутил, что его назначили на должность «временного профессора модных исследований». [19]

Докторская диссертация Рорти «Понятие потенциальности» представляла собой историческое исследование этой концепции, завершенное под руководством Пола Вайса , но его первая книга (в качестве редактора) «Лингвистический поворот» (1967) твердо придерживалась преобладающего аналитического режима, собирая классические произведения. очерки о лингвистическом повороте в аналитической философии. Однако постепенно он познакомился с американским философским движением, известным как прагматизм , в частности с трудами Джона Дьюи . Примечательная работа, проделанная философами-аналитиками, такими как Уиллард Ван Орман Куайн и Уилфрид Селларс, вызвала значительные сдвиги в его мышлении, которые были отражены в его следующей книге «Философия и зеркало природы» (1979).

Прагматики обычно считают, что значение предложения определяется его использованием в лингвистической практике. Рорти объединил прагматизм в отношении истины и других вопросов с более поздней витгенштейновской философией языка , которая заявляет, что значение является социально-лингвистическим продуктом, а предложения не «связываются» с миром в отношениях соответствия. Рорти писал в книге «Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность» (1989):

Истина не может существовать где-то снаружи — не может существовать независимо от человеческого разума — потому что предложения не могут так существовать или быть где-то там. Мир существует, но описания мира нет. Только описания мира могут быть истинными или ложными. Мир сам по себе, без помощи описывающей деятельности человека, не может. (стр. 5)

Подобные взгляды заставили Рорти подвергнуть сомнению многие из самых основных предположений философии, а также привели к тому, что его стали воспринимать как постмодернистского / деконструктивистского философа. Действительно, с конца 1980-х по 1990-е годы Рорти сосредоточился на континентальной философской традиции , исследуя работы Фридриха Ницше , Мартина Хайдеггера , Мишеля Фуко , Жана-Франсуа Лиотара и Жака Деррида . Его работы этого периода включали: «Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность» (1989); Очерки Хайдеггера и других: Философские статьи II (1991); и «Истина и прогресс: философские статьи III» (1998). Последние две работы пытаются преодолеть дихотомию между аналитической и континентальной философией, утверждая, что две традиции дополняют, а не противостоят друг другу.

По мнению Рорти, аналитическая философия, возможно, не оправдала своих претензий и, возможно, не решила тех загадок, которые, по ее мнению, она имела. Тем не менее, такая философия, в процессе поиска причин отбросить эти претензии и загадки, помогла себе занять важное место в истории идей. Отказавшись от поисков аподиктичности и окончательности, которые Эдмунд Гуссерль разделял с Рудольфом Карнапом и Бертраном Расселом , и найдя новые причины полагать, что такие поиски никогда не увенчаются успехом, аналитическая философия расчистила путь, ведущий мимо сциентизма , точно так же, как немецкие идеалисты расчистил путь, ведущий вокруг эмпиризма .

В последние пятнадцать лет своей жизни Рорти продолжал публиковать свои произведения, в том числе «Философию как культурную политику» (Философские статьи IV) и «Достижение нашей страны » (1998), политический манифест, частично основанный на чтениях Дьюи и Уолта Уитмена , в которых он защищал идею прогрессивных , прагматичных левых против того, что он считал пораженческими, антилиберальными и антигуманистическими позициями, поддерживаемыми критическими левыми и континентальной школой. Рорти считал, что эти антигуманистические позиции олицетворяют такие фигуры, как Ницше, Хайдеггер и Фуко. Такие теоретики были также виновны в «перевернутом платонизме», в котором они пытались создать всеобъемлющие, метафизические, «возвышенные» философии, что фактически противоречило их основным заявлениям о том, что они ироничны и условны.

По словам Эдуардо Мендьеты, «Рорти называл себя «постмодернистским буржуазным либералом», даже несмотря на то, что он также нападал на левых академических кругов, хотя и не за то, что они против истины, а за то, что они непатриотичны. Дзенское отношение Рорти к истине можно легко принять за форму. политического релятивизма — макиавеллистского типа политики». [20]

Последние работы Рорти после его переезда в Стэнфордский университет касались места религии в современной жизни, либеральных сообществ, сравнительной литературы и философии как «культурной политики».

Незадолго до смерти он написал произведение под названием «Огонь жизни» (опубликовано в ноябрьском номере журнала «Поэзия » за 2007 год ). [21] в котором он размышляет о своем диагнозе и утешении поэзии. Он заключает:

Теперь мне жаль, что я не провел большую часть своей жизни со стихами. Это не потому, что я боюсь упустить истины, которые невозможно выразить в прозе. Таких истин не существует; в смерти нет ничего такого, что знали бы Суинберн и Лэндор , но Эпикур не смогли бы понять и Хайдеггер. Скорее, это потому, что я жил бы более полноценно, если бы мог отбарабанить больше старых каштанов — точно так же, как я бы сделал, если бы у меня было больше близких друзей. Культуры с более богатым словарным запасом более человечны — дальше от животных — чем культуры с более бедным; отдельные мужчины и женщины становятся более человечными, когда их память богата стихами.

8 июня 2007 года Рорти умер в своем доме от рака поджелудочной железы . [16] [18] [22]

Основные работы [ править ]

Философия и зеркало природы [ править ]

В «Философии и зеркале природы » (1979) Рорти утверждает, что центральные проблемы современной эпистемологии зависят от представления о разуме как о попытке верно представить (или «отразить») независимую от разума внешнюю реальность. Когда мы откажемся от этой метафоры, вся основа фундаменталистской эпистемологии просто растворится.

Эпистемологический фундаменталист считает, что для того, чтобы избежать регресса, свойственного утверждениям о том, что все убеждения оправдываются другими убеждениями, некоторые убеждения должны быть самооправданными и формировать основу всего знания. Рорти, однако, раскритиковал как идею о том, что аргументы могут быть основаны на самоочевидных предпосылках (внутри языка), так и идею о том, что аргументы могут быть основаны на невыводных ощущениях (вне языка).

Первая критика опирается на работу Куайна о предложениях, которые считаются аналитически истинными , то есть предложениях, которые считаются истинными исключительно в силу того, что они означают, и независимо от фактов. [23] Куайн утверждает, что проблема с аналитически истинными предложениями заключается в попытке преобразовать основанные на идентичности, но пустые аналитические истины, такие как «ни один неженатый мужчина не женат», в аналитические истины, основанные на синонимии, такие как «ни один холостяк не женат». [24] Пытаясь это сделать, нужно сначала доказать, что «неженатый мужчина» и «холостяк» означают совершенно одно и то же, а это невозможно без рассмотрения фактов, то есть обращения к области синтетических истин . При этом можно заметить, что эти две концепции на самом деле различаются; Например, «бакалавр» иногда означает «бакалавр искусств». [25] Поэтому Куайн утверждает, что «граница между аналитическими и синтетическими утверждениями просто не проведена», и заключает, что эта граница или различие «[...] представляет собой неэмпирическую догму эмпириков, метафизический догмат веры». [26]

Вторая критика опирается на работу Селларса, посвященную эмпирической идее о том, что существует неязыковое, но эпистемологически значимое «данное», доступное в чувственном восприятии. Селларс утверждает, что только язык может служить основой для аргументов; неязыковые сенсорные восприятия несовместимы с языком и поэтому не имеют значения. По мнению Селларса, утверждение о том, что в чувственном восприятии существует эпистемологически значимое «данное», является мифом; факт – это не что-то, что нам дано , это то, что мы, пользователи языка, активно принимаем . Только после того, как мы выучим язык, мы сможем интерпретировать как «эмпирические данные» те детали и массивы деталей, которые мы получили возможность наблюдать. [27]

Каждая критика, взятая отдельно, создает проблему для концепции того, как должна развиваться философия, но оставляет достаточно традиции нетронутой, чтобы продолжать реализацию своих прежних устремлений. В совокупности, заявил Рорти, эти две критики разрушительны. Не имея привилегированной сферы истины или значения, которая могла бы служить самоочевидным основанием для наших аргументов, вместо этого мы имеем только истину, определяемую как убеждения, которые окупаются: другими словами, убеждения, которые каким-то образом нам полезны. Единственным достойным описанием реального процесса исследования, утверждал Рорти, было описание Куном стандартных фаз развития дисциплин, колеблющихся между нормальными и ненормальными периодами, между рутинным решением проблем и интеллектуальными кризисами.

Отвергнув фундаментализм, Рорти утверждает, что одна из немногих ролей, оставшихся для философа, — это действовать как интеллектуальный овод, пытаясь вызвать революционный разрыв с предыдущей практикой, — роль, которую Рорти с радостью взял на себя. Рорти предполагает, что каждое поколение пытается подчинить все дисциплины модели, которую использует самая успешная дисциплина современности. По мнению Рорти, успех современной науки привел к тому, что учёные в области философии и гуманитарных наук начали ошибочно имитировать научные методы.

ирония и Случайность солидарность ,

В книге «Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность» (1989) Рорти утверждает, что не существует какой-либо стоящей теории истины, кроме неэпистемической семантической теории, разработанной Дональдом Дэвидсоном (основанной на работах Альфреда Тарского ). [28] Рорти также предполагает, что существует два типа философов; философы, занятые частными или общественными делами. Частные философы, которые дают человеку большие возможности (воссоздать) себя (взгляд, заимствованный у Ницше) [29] и который Рорти также отождествляет с романами Марселя Пруста и Владимира Набокова ), не следует ожидать, что он поможет решить общественные проблемы. Вместо этого в поисках публичной философии можно было бы обратиться к таким философам, как Ролз или Хабермас . [30] хотя, по словам Рорти, последний является «либералом, который не хочет быть ироником». [31] В то время как Хабермас считает, что его теория коммуникативной рациональности представляет собой обновленную версию рационализма, Рорти считает, что от последнего и любых «универсальных» претензий следует полностью отказаться. [32]

Эта книга также знаменует собой его первую попытку конкретно сформулировать политическое видение, соответствующее его философии, видение разнообразного сообщества, объединенного противостоянием жестокости, а не абстрактными идеями, такими как «справедливость» или «человечность». В соответствии со своим антифундационализмом, Рорти заявляет, что «[...] не существует нециркулярного теоретического обоснования веры в то, что жестокость ужасна». [33]

Рорти также вводит терминологию иронизма , которую он использует для описания своего мышления и своей философии. Рорти описывает ирониста как человека, который «[...] обеспокоен тем, что процесс социализации, который превратил ее в человека, дав ей язык, возможно, дал ей неправильный язык и, таким образом, превратил ее в не того человека». бытие, но она не может дать критерий неправильности». [34]

релятивизм и истина Объективность ,

Рорти описывает проект этого сборника эссе как попытку «предложить антирепрезентационалистский взгляд на отношения между естествознанием и остальной культурой». [35] Среди эссе в журнале «Объективность, релятивизм и истина: философские статьи», том 1 (1990), есть «Приоритет демократии перед философией», в котором Рорти защищает Ролза от коммунитарной критики. Рорти утверждает, что либерализм может «обходиться без философских предпосылок», в то же время признавая коммунитаристам, что «концепция личности, которая делает сообщество конститутивным для личности, хорошо сочетается с либеральной демократией». [36] Более того, Рорти Ролза можно было бы сравнить с Хабермасом , своего рода американским Хабермасом, со словами Э. Мендьеты: « Деятель Просвещения , который думал, что все, что мы имеем, — это коммуникативный разум и использование публичного разума, два разных названия для то же самое — использование разума публикой с целью решить, как жить коллективно и какие цели должны быть целью общественного блага». [20] По мнению Рорти, социальные институты следует рассматривать как «эксперименты сотрудничества, а не как попытки воплотить универсальный и антиисторический порядок». [37]

Очерки о Хайдеггере и других [ править ]

В этом тексте Рорти акцентирует внимание прежде всего на континентальных философах Мартине Хайдеггере и Жаке Деррида . Он утверждает, что эти европейские «постницшеанцы» во многом схожи с американскими прагматиками в том смысле, что они критикуют метафизику и отвергают корреспондентную теорию истины . [38] Поднимая и развивая то, что он утверждал в предыдущих работах, [39] Рорти утверждает, что Деррида наиболее полезен, если рассматривать его как забавного писателя, пытавшегося обойти западную философскую традицию, а не как изобретателя философского (или литературного) «метода». В этом ключе Рорти критикует последователей Деррида, таких как Поль де Ман, за слишком серьезное отношение к деконструктивной теории литературы.

нашей страны Достижение

В книге «Достижение нашей страны: левая мысль в Америке двадцатого века » (1998) Рорти проводит различие между тем, что он считает двумя сторонами левых: культурными левыми и прогрессивными левыми. Он критикует культурных левых, примером которых являются постструктуралисты, такие как Фуко, и постмодернисты, такие как Лиотар, за то, что они предлагают критику общества, но не имеют альтернатив (или альтернатив, которые настолько расплывчаты и общие, что могут быть отречением от власти). Хотя эти интеллектуалы делают проницательные заявления о бедах общества, Рорти предполагает, что они не предлагают альтернатив и даже иногда отрицают возможность прогресса. С другой стороны, прогрессивные левые, примером которых для Рорти являются прагматики Джон Дьюи , Уитмен и Джеймс Болдуин , делают надежду на лучшее будущее своим приоритетом. Без надежды, утверждает Рорти, перемены духовно немыслимы, а культурные левые начали порождать цинизм. Рорти считает, что прогрессивные левые действуют в философском духе прагматизма.

О правах человека [ править ]

Понятие прав человека Рорти основано на понятии сентиментальности . Он утверждал, что на протяжении всей истории люди изобретали различные способы истолковывать определенные группы людей как бесчеловечных или недочеловеческих. По его словам, мышление в терминах рационализма (фундаментализма) не решит эту проблему. Рорти выступал за создание культуры глобальных прав человека, чтобы предотвратить нарушения посредством сентиментального воспитания. Он утверждал, что мы должны создавать чувство сочувствия или учить сочувствию других, чтобы понимать страдания других. [40]

В надежде [ править ]

Рорти выступает за то, что философ Ник Галл характеризует как «безграничную надежду» или тип «меланхолического мелиоризма ». Согласно этой точке зрения, Рорти заменяет фундаменталистские надежды на определенность надеждами на постоянный рост и постоянные изменения, которые, по его мнению, позволяют нам направлять разговоры и надежды в новых направлениях, которые мы в настоящее время не можем себе представить. [41]

Рорти формулирует эту безграничную надежду в своей книге 1982 года «Последствия прагматизма»: [42] где он применяет свою концепцию оптовой надежды против розничной надежды. Здесь он говорит: «Позвольте мне подвести итог, предложив третью и последнюю характеристику прагматизма: это доктрина, согласно которой не существует никаких ограничений для исследования, кроме разговорных, — никаких оптовых ограничений, вытекающих из природы объектов или ума, или языка, но только те розничные ограничения, которые указаны в замечаниях наших коллег-исследователей».

и критика Прием

Рорти — один из наиболее широко обсуждаемых и противоречивых современных философов. [17] и его работы вызвали вдумчивые отклики у многих других уважаемых деятелей в этой области. В Роберта Брэндома антологии «Рорти и его критики» , например, философию Рорти обсуждают Дональд Дэвидсон , Юрген Хабермас , Хилари Патнэм , Джон Макдауэлл , Жак Бувересс и Дэниел Деннетт , среди других. [43] В 2007 году Роджер Скратон писал: «Рорти был главным среди тех мыслителей, которые пропагандировали свое мнение как невосприимчивое к критике, делая вид, что важна не истина, а консенсус, определяя при этом консенсус с точки зрения таких же людей, как они сами». [44] Ральф Марвин Тумаоб заключает, что Рорти находился под влиянием Жана-Франсуа Лиотара , метанарративов и добавляет, что «постмодернизм находился под дальнейшим влиянием работ Рорти». [45]

Макдауэлл находится под сильным влиянием Рорти, особенно «Философии и зеркала природы» (1979). [46] В континентальной философии такие авторы, как Юрген Хабермас, Джанни Ваттимо , Жак Деррида, Альбрехт Веллмер , Ханс Йоас , Шанталь Муфф , Саймон Кричли , Эса Сааринен и Майк Сандбот , по-разному находятся под влиянием мышления Рорти. Американский писатель Дэвид Фостер Уоллес назвал рассказ в своем сборнике « Обливион: Истории » «Философия и зеркало природы», а критики отметили влияние Рорти на некоторые иронические произведения Уоллеса. [47]

Сьюзан Хаак была яростной критикой неопрагматизма Рорти. Хаак критикует заявление Рорти о том, что он вообще прагматик, и написал короткую пьесу под названием « Мы прагматики» , в которой Рорти и Чарльз Сандерс Пирс ведут вымышленный разговор, используя только точные цитаты из их собственных сочинений. Для Хаака единственной связью между неопрагматизмом Рорти и прагматизмом Пирса является имя. Хаак считает, что неопрагматизм Рорти является антифилософским и антиинтеллектуальным и подвергает людей дальнейшему риторическому манипулированию. [17] [48] [49]

Хотя Рорти был признанным либералом, его политическая и моральная философия подверглась нападкам со стороны левых комментаторов, некоторые из которых считают, что она не является достаточной основой для социальной справедливости. [50] Рорти также критиковали за его отказ от идеи, что наука может изобразить мир. [51] Одна из критических замечаний, особенно в отношении «Непредвиденных обстоятельств», «Иронии» и «Солидарности» , заключается в том, что философский герой Рорти, иронист , является элитарной фигурой. [52] Рорти утверждает, что большинство людей будут «здравомыслящими номиналистами и истористами», но не иронистами. Они будут сочетать постоянное внимание к частному в отличие от трансцендентного ( номинализм ) с осознанием своего места в континууме случайного жизненного опыта наряду с другими людьми ( истористы ), не обязательно имея постоянные сомнения по поводу результирующего мировоззрения, как это делают ироники. . Иронист — это тот, кто «имеет радикальные и постоянные сомнения относительно своего окончательного словарного запаса », то есть «набора слов, которые они [люди] используют для оправдания своих действий, своих убеждений и своей жизни»; «понимает, что аргументы, изложенные в их словаре, не могут ни подтвердить, ни рассеять эти сомнения»; и «не думает, что их словарный запас ближе к реальности, чем у других». [53] С другой стороны, итальянский философ Джанни Ваттимо и испанский философ Сантьяго Сабала в своей книге 2011 года «Герменевтический коммунизм: от Хайдеггера до Маркса» утверждают, что

вместе с Ричардом Рорти мы также считаем недостатком то, что «главное, что современные академические марксисты унаследовали от Маркса и Энгельса, — это убежденность в том, что поиски кооперативного содружества должны быть скорее научными, чем утопическими, знающими, а не романтическими». Как мы покажем, герменевтика содержит все утопические и романтические черты, на которые ссылается Рорти, поскольку, вопреки знанию науки, она претендует не на современную универсальность, а скорее на постмодернистский партикуляризм. [54]

Рорти часто обращается к широкому кругу других философов в поддержку своих взглядов, и его интерпретация их работ оспаривается. [17] Поскольку он работает, опираясь на традицию реинтерпретации, его интересует не «точное» изображение других мыслителей, а, скорее, использование этого так же, как литературный критик мог бы использовать роман. Его эссе «Историография философии: четыре жанра» представляет собой подробное описание того, как он относится к великим деятелям истории философии. В книге «Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность » Рорти пытается обезоружить тех, кто критикует его произведения, утверждая, что их философская критика основана на аксиомах, которые явно отвергаются в собственной философии Рорти. [55] Например, он определяет обвинения в иррациональности как утверждения народной «инаковости», и поэтому, как утверждает Рорти, обвинений в иррациональности можно ожидать во время любого спора, и их нужно просто отмахнуться. [56]

Награды и почести [ править ]

Выберите библиографию [ изменить ]

Как автор
  • Философия и зеркало природы . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1979.
  • Последствия прагматизма . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1982. ISBN   978-0816610631
  • Случайность, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. ISBN   978-0521353816
  • Философские статьи, т. I–IV:
    • Объективность, релятивизм и истина: философские статьи I. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991. ISBN   978-0521353694
    • Очерки о Хайдеггере и других: философские статьи II . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991.
    • Истина и прогресс: философские статьи III . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998.
    • Философия как культурная политика: философские статьи IV . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007.
  • Разум, язык и метафилософия: ранние философские статьи под ред. С. Лич и Дж. Тарталья. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2014. ISBN   978-1107612297 .
  • Достижение нашей страны : левая мысль в Америке двадцатого века . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1998. ISBN   978-0674003118
  • Философия и социальная надежда . Нью-Йорк: Пингвин, 2000.
  • Против боссов, против олигархий: разговор с Ричардом Рорти . Чикаго: Prickly Paradigm Press, 2002.
  • Будущее религии с Джанни Ваттимо Ред. Джеймс Забала. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2005. ISBN   978-0231134941
  • Этика сегодняшнего дня: поиск точек соприкосновения между философией и религией . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2005. ISBN   978-0231150569
  • Какая польза от истины? с Паскалем Энгелем , пер. Уильям Маккуэйг, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2007 г. ISBN   9780231140140
  • О философии и философах: Неопубликованные статьи 1960-2000 гг. / Под ред. Автор: WP Małecki и Крис Вопа, CUPress 2020 ISBN   9781108488457
  • Прагматизм как антиавторитаризм / Под ред. Э. Мендьета, предисловие Роберта Б. Брэндома, Гарвардский университет, 2021 г., ISBN   9780674248915
Как редактор
  • Лингвистический поворот, Очерки философского метода (1967), под редакцией Ричарда М. Рорти, University of Chicago Press, 1992, ISBN   978-0226725697 (введение и два ретроспективных эссе)
  • Философия в истории . под редакцией Ричарда М. Рорти, Дж. Б. Шнивинда и Квентина Скиннера , Кембридж: Cambridge University Press, 1985 (эссе Ричарда М. Рорти, «Историография философии», стр. 29–76)

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Прагматизм - Интернет-энциклопедия философии.
  2. ^ Ричард Рорти (1931–2007) - Интернет-энциклопедия философии
  3. ^ Роберт Брэндом резюмирует антирепрезентационализм Рорти: «В двух словах, я думаю, вот как звучит критика Рорти семантического репрезентативизма: Нормативные отношения являются исключительно внутрисловарными. Внесловарные отношения являются исключительно причинными. Репрезентация претендует на то, чтобы быть нормативным отношением, поддерживающим оценки правильности. и неправильность, а также отношение между репрезентациями внутри словаря и репрезентациями вне этого словаря. Следовательно, репрезентативную модель отношения словарей к их среде следует отвергнуть». Брэндом, Роберт (11 октября 2000 г.). Словари прагматизма: синтез натурализма и историзма. (В: Рорти и его критики) . Молден, Массачусетс, с. 160. ИСБН  0-631-20981-6 . OCLC   43109795 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Рорти различал знание-что и знание-как; только пользователи языка могут обладать знанием-то (эпистемически обоснованным знанием), в то время как все формы жизни, включая бактерии и вирусы, могут обладать «знанием-хау» (ноу-хау). Рорти, Ричард (11 октября 2000 г.). Ответ Барри Аллену. (В: Рорти и его критики) . Молден, Массачусетс, стр. 238–239. ISBN  0-631-20981-6 . OCLC   43109795 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Рорти, Ричард (1982). Последствия прагматизма: Очерки, 1972-1980 гг . Миннеаполис. п. 158. ИСБН  0-8166-1064-9 . OCLC   8222790 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Рорти, Ричард (1989). Случайность, ирония и солидарность . Кембридж. стр. 6, 21. ISBN.  0-521-35381-5 . OCLC   18290785 . Мир может, как только мы запрограммируем себя с помощью языка, заставить нас придерживаться убеждений. Но оно не может предложить нам язык, на котором мы могли бы говорить. Только другие люди могут это сделать. [...] [S] поскольку истина является свойством предложений, поскольку существование предложений зависит от словарей, и поскольку словари создаются людьми, то же самое относится и к истинам. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ «Ироница тратит свое время, беспокоясь о возможности того, что ее инициировали не в то племя, научили играть не в ту языковую игру . Она беспокоится, что процесс социализации, который превратил ее в человека, дав ей язык, мог иметь последствия. дали ей неправильный язык и тем самым превратили ее в не того человека. Но она не может дать критерий неправильности. Поэтому, чем больше она стремится сформулировать свою ситуацию в философских терминах, тем больше она напоминает себе о своей безродности. постоянно используя такие термины, как мировоззрение , «перспектива», диалектика , концептуальная основа , «историческая эпоха», языковая игра , «переописание», «словарный запас» и «ирония». Рорти, Ричард (1989). Случайность, ирония и солидарность . Кембридж. п. 75. ИСБН  0-521-35381-5 . OCLC   18290785 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Рорти, Ричард (1989). Случайность, ирония и солидарность . Кембридж. п. 189. ИСБН  0-521-35381-5 . OCLC   18290785 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ «Ричард Рорти: Становление американского философа» . press.uchicago.edu. 4 октября 1931 года . Проверено 26 сентября 2012 г.
  10. ^ Бернштейн, Адам (11 июня 2007 г.). «Ричард Рорти, 75 лет; ведущий философ-прагматик США» . Washingtonpost.com . Проверено 26 сентября 2012 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брюс Куклик. «Нил Гросс, Ричард Рорти: Становление американского философа». Сделки Общества Чарльза С. Пирса 47.1 (2011): 36.
  12. ^ Кейси Нельсон Блейк , «Частная жизнь и общественные обязательства: от Уолтера Раушенбуша до Ричарда Рорти», в «Прогрессе прагматика?»: Ричард Рорти и американская интеллектуальная история , изд. Джон Петтегрю (Роуман и Литтлфилд, 2000), 85 лет. ISBN   9780847690626
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Юрген Хабермас: Философ, поэт и друг (06.12.2007)» . знак и взгляд . Проверено 26 сентября 2012 г.
  14. ^ Маркетти, Джанкарло. «Интервью с Ричардом Рорти». «Философия сегодня», том 43, октябрь – ноябрь. 2003.
  15. ^ Райерсон, Джеймс. «В поисках неопределенности: прагматическое паломничество Ричарда Рорти» Linguafranca Vol. 10, № 9. Декабрь 2000 г. / январь 2001 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ричард Рорти, выдающийся общественный интеллектуал и противоречивый философ, умер в возрасте 75 лет» (заявление Стэнфорда), 10 июня 2007 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рамберг, Бьёрн (1 августа 2009 г.). «Ричард Рорти». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Ричард Рорти, философ, умер в возрасте 75 лет» (некролог «NY Times»), 11 июня 2007 г.
  19. ^ Райерсон, Джеймс. «Эссе: Мыслить весело». Рецензия на книгу «Нью-Йорк Таймс» . 22 июля 2007 г.: с. 27.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мендьета, Эдуардо (22 июля 2017 г.). «Рорти и пост-пост-правда» . обзор книг . Проверено 13 апреля 2023 г.
  21. ^ Рорти, Ричард (ноябрь 2007 г.). «Огонь жизни» . Журнал «Поэзия» .
  22. ^ «Ричард Рорти» (короткий некролог), 9 июня 2007 г.
  23. ^ Куайн, Западная Вирджиния (1961). С логической точки зрения: Девять логико-философских очерков, второе исправленное издание . Книги Харпер. Издательство Гарвардского университета. п. 21. ISBN  978-0-674-32351-3 . Проверено 2 апреля 2021 г.
  24. ^ Куайн, Западная Вирджиния (1961). С логической точки зрения: Девять логико-философских очерков, второе исправленное издание . Книги Харпер. Издательство Гарвардского университета. стр. 21–22. ISBN  978-0-674-32351-3 . Проверено 2 апреля 2021 г.
  25. ^ Куайн, Западная Вирджиния (1961). С логической точки зрения: Девять логико-философских очерков, второе исправленное издание . Книги Харпер. Издательство Гарвардского университета. п. 28. ISBN  978-0-674-32351-3 . Проверено 2 апреля 2021 г.
  26. ^ Куайн, Западная Вирджиния (1961). С логической точки зрения: Девять логико-философских очерков, второе исправленное издание . Книги Харпер. Издательство Гарвардского университета. п. 37. ИСБН  978-0-674-32351-3 . Проверено 2 апреля 2021 г.
  27. ^ Селларс, В.; Брэндом, WSR; Рорти, PCLR; Рорти, Р.; Брэндом, Р. (1997). Эмпиризм и философия разума . Миннесота изучает философию науки. Издательство Гарвардского университета. стр. 116–117. ISBN  978-0-674-25154-0 . Проверено 2 апреля 2021 г.
  28. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. стр. 11–22. ISBN   978-0521353816
  29. Рорти утверждает, что Ницше был первым философом, предложившим полностью отказаться от концепции объективной истины. По мнению Ницше, люди должны черпать утешение не просто в попытках подняться из состояния чистой животности, но в осознании того, что они «самосозданы». Случайность, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. стр. 23–43. ISBN   978-0521353816
  30. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. стр. 56–70. ISBN   978-0521353816
  31. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. с. 61. ISBN   978-0521353816
  32. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. с. 68. ISBN   978-0521353816
  33. ^ Рорти, Р.; Рорти, PCLR; Издательство Кембриджского университета; Ричард, Р. (1989). Случайность, ирония и солидарность . Кларк читает лекции. Издательство Кембриджского университета. п. хв. ISBN  978-0-521-36781-3 . Проверено 8 апреля 2021 г.
  34. ^ Рорти, Р.; Рорти, PCLR; Издательство Кембриджского университета; Ричард, Р. (1989). Случайность, ирония и солидарность . Кларк читает лекции. Издательство Кембриджского университета. п. 75. ИСБН  978-0-521-36781-3 . Проверено 8 апреля 2021 г.
  35. ^ Объективность, релятивизм и истина: Философские статьи, Том 1 (1990), с. я
  36. ^ Объективность, релятивизм и истина: Философские статьи, Том 1 (1990), с. 179
  37. ^ Объективность, релятивизм и истина: Философские статьи, Том 1 (1990), с. 196
  38. ^ Очерки о Хайдеггере и других: Философские статьи II . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1991.
  39. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. стр. 122–135. ISBN   978-0521353816
  40. ^ См. Баррето, Хосе-Мануэль. «Рорти и права человека: непредвиденные обстоятельства, эмоции и как защищать права человека, рассказывая истории». Utrecht Law Review, том 7, выпуск 2, апрель 2011 г.
  41. ^ Галл, Ник. «Дьюи и Рорти: направляя прагматические надежды в новых направлениях». Ноябрь 2022 г., Эрратикус [1] .
  42. ^ Рорти, Ричард (1982). Последствия надежды. Университет Миннесоты Пресс.,
  43. ^ Брэндом, Роберт Б. (3 октября 2000 г.). Рорти и его критики . Уайли. ISBN  0631209824 .
  44. ^ Скрутон, Роджер (12 июня 2007 г.). «Наследие Ричарда Рорти» . открытая демократия . Проверено 26 сентября 2012 г.
  45. ^ «Философия Рорти и зеркало природы (pdf)» . 18 октября 2016 г.
  46. В предисловии к книге « Разум и мир» (стр. ix–x) Макдауэлл пишет: «Будет очевидно, что работа Рорти ... занимает центральное место в том, как я определяю здесь свою позицию».
  47. ^ Ховард, Дженнифер. «Загробная жизнь Дэвида Фостера Уоллеса» . Хроника высшего образования . Проверено 30 декабря 2013 г.
  48. ^ Сьюзан Хаак (ноябрь 1997 г.). «Вульгарный рортизм» . Новый критерий .
  49. ^ Хаак, Сьюзен (1993). «Глава 9: Вульгарный прагматизм: неубедительная перспектива». Доказательства и расследование . Оксфорд, Великобритания: Блэквелл. ISBN  978-0631118510 . ОЛ   1398949М .
  50. ^ «Объективность и действие: Wal-Mart и наследие Маркса и Ницше» , обсуждение нападок Терри Иглтона на философию Рорти как недостаточную в борьбе с такими корпорациями, как Wal-Mart
  51. ^ «Неспособность признать особые способности науки изображать реальность, - писал Дэниел Деннетт, - показывает« невежество в отношении проверенных методов научного поиска истины и их силы »» [2]
  52. ^ «Роб Райх - Парадоксы образования в либеральной утопии Рорти» . Архивировано из оригинала 15 июня 2006 года.
  53. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. с. 73 ISBN   978-0521353816
  54. ^ Джанни Ваттимо и Сантьяго Сабала. Герменевтический коммунизм : от Хайдеггера до Маркса Издательство Колумбийского университета. 2011. Стр. 2–3
  55. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. с. 44 ISBN   978-0521353816
  56. ^ Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1989. с. 48 ISBN   978-0521353816
  57. ^ «Ричард М. Рорти» . www.gf.org . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Проверено 2 сентября 2020 г.
  58. ^ «Ричард Маккей Рорти» . www.amacad.org . Американская академия искусств и наук . Проверено 2 сентября 2020 г.
  59. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 8 июня 2021 г.
  60. ^ «Медаль Томаса Джефферсона 2007» . Американское философское общество . Проверено 2 сентября 2020 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Рэндалл Осье, Эли Крамер, Кшиштоф Петр Сковронский , редакторы, Rorty and Beyond , 2019
  • Ульф Шуленберг , Романтизм и прагматизм: Ричард Рорти и идея поэтизированной культуры , 2015
  • Кшиштоф Петр Сковронский, Ценности, оценки и аксиологические нормы в неопрагматизме Ричарда Рорти , 2015
  • Марианна Джанак , Что мы подразумеваем под опытом , 2012 г.
  • Марианна Джанак , редактор журнала «Феминистские интерпретации Ричарда Рорти» , 2010 г.
  • Джеймс Тарталья , Ричард Рорти: Критические оценки , 4 тома, 2009 г.
  • Нил Гросс , Ричард Рорти: Становление американского философа , 2008 г.
  • Гросс, Нил. 2019. Ричард Рорти: Становление американского философа. Издательство Чикагского университета.
  • Политика переописания Рорти / Гидеон Колдер, 2007 г.
  • Рорти и зеркало природы / Джеймс Тарталья, 2007 г.
  • Ричард Рорти: прагматизм и политический либерализм / Майкл Бэкон, 2007 г.
  • Ричард Рорти: политика и видение / Кристофер Вопарил, 2006 г.
  • Ричард Рорти: обсуждается его философия / Андреас Вит, 2005 г.
  • Ричард Рорти / Шарль Б. Гиньон, 2003 г.
  • Рорти / Гидеон Колдер, 2003 г.
  • Американская вера Ричарда Рорти / Тауб, Гад Шмуэль, 2003 г.
  • Этический иронист: Кьеркегор, Рорти и образовательные поиски / Рорер, Патрисия Жан, 2003 г.
  • Занятие философией как путь к индивидуации: Чтение Рорти и Кавелла / Квак, Дак-Джу, 2003 г.
  • Ричард Рорти / Алан Р. Малаховски, 2002 г.
  • Ричард Рорти: критические диалоги / Мэтью Фестенштейн, 2001
  • Ричард Рорти: образование, философия и политика / Майкл Питерс, 2001 г.
  • Рорти и его критики / Роберт Брэндом, 2000 г.
  • О Рорти / Ричард Румана, 2000 г.
  • Философия и свобода: Деррида, Рорти, Хабермас, Фуко / Джон Маккамбер, 2000 г.
  • Прогресс прагматика?: Ричард Рорти и американская интеллектуальная история / Джон Петтигрю, 2000
  • Проблемы современного себя: размышления о Рорти, Тейлоре, Ницше и Фуко / Дудрик, Дэвид Фрэнсис, 2000
  • Последняя концептуальная революция: критика политической философии Ричарда Рорти / Эрик Гандер, 1999.
  • Политика Ричарда Рорти: либерализм в конце американского века / Маркар Мелконян, 1999
  • Работа дружбы: Рорти, его критики и проект солидарности / Дайан Ротледер, 1999.
  • Из любви к совершенству: Ричард Рорти и гуманитарное образование / Рене Винсенте Арсилья, 1995.
  • Рорти и прагматизм: философ отвечает своим критикам / Герман Дж. Сааткамп, 1995.
  • Ричард Рорти: пророк и поэт нового прагматизма / Дэвид Л. Холл, 1994
  • Чтение Рорти: критические ответы на философию и зеркало природы (и за ее пределами) / Алан Р. Малаховски, 1990
  • Гуманистический прагматизм Рорти: демократизированная философия / Константин Коленда, 1990

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 719fa739e0bf24b5b7e758dc654da514__1715600460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/14/719fa739e0bf24b5b7e758dc654da514.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Richard Rorty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)