Jump to content

Чжуан Чжоу

Чжуанцзы ( Чжуанци )
Чжуан Чжоу (англ. Чжуан Чжоу )
Рожденный в. 369 г. до н. э.
Умер в. 286 г. до н.э. (около 82–83 лет)
Заметная работа Чжуанцзы
Эра Древняя философия
Область Восточная философия
Школа
Чжуанцзы
«Чжуанцзы» печатным шрифтом (вверху), традиционными (в центре) и упрощенными (внизу) китайскими иероглифами.
Традиционный китайский Чжуанцзы
Упрощенный китайский Чжуанцзы
Ханью Пиньинь Чжуанцзу
Буквальный смысл «Мастер Чжуан »
Чжуан Чжоу
Традиционный китайский Чжуан Чжоу
Упрощенный китайский Чжуан Чжоу
Ханью Пиньинь Чжуан Чжоу

Чжуан Чжоу ( / u ˈ ɑː ŋ ˈ / ), [1] широко известный как Чжуанцзы ( / ˈ w ɑː ŋ ˈ d z ʌ / ; [2] Китайский : 莊子 ; буквально «Мастер Чжуан »; также переводится в латинизации Уэйда-Джайлза как Чжуан Цзы ), [а] был влиятельным китайским философом, который жил примерно в 4 веке до нашей эры в период Воюющих царств , периода большого развития китайской философии , Сотни школ мысли . Ему приписывают написание — частично или полностью — работы, известной под его именем, « Чжуанцзы» , которая является одним из двух основополагающих текстов даосизма , наряду с « Дао Дэ Цзин» .

Жизнь [ править ]

Единственное описание жизни Чжуанцзы представляет собой краткий очерк в главе 63 « Сыма Цяня Записок великого историка» . [3] и большая часть содержащейся в нем информации, похоже, просто взята из анекдотов из самой «Чжуанцзы» . [4] В биографии Сымы он описан как мелкий чиновник из города Мэн (в современном Аньхое ) в государстве Сун , живший во времена короля Ляна Хуэя и короля Ци Сюаня (конец четвертого века до н. э.). [5] Сыма Цянь пишет, что Чжуанцзы находился под особым влиянием Лао-цзы и что он отклонил предложение о работе от короля Чу Вэя , потому что ценил свою личную свободу. [6]

Достоверность его существования была подвергнута сомнению Расселом Киркландом, который утверждает, что «вообще нет надежных исторических данных» о Чжуан Чжоу, и что большая часть доступной информации о Чжуанцзы исходит от его комментатора третьего века Го Сяна . [7]

Сочинения [ править ]

Чжуанцзы традиционно считается автором по крайней мере части работы, носящей его имя, « Чжуанцзы» . [8] Эта работа в ее нынешнем виде, состоящая из 33 глав, традиционно разделена на три части: первая, известная как «Внутренние главы», состоит из первых семи глав; вторая, известная как «Внешние главы», состоит из следующих 15 глав; последняя, ​​известная как «Смешанные главы», состоит из оставшихся 11 глав. Значение этих трех имен оспаривается: согласно Го Сяну, «Внутренние главы» были написаны Чжуанцзы, «Внешние главы» написаны его учениками, а «Смешанные главы» - другими руками; Другая интерпретация состоит в том, что названия относятся к происхождению названий глав: «Внутренние главы» берут свои названия из фраз внутри главы, «Внешние главы» — из вступительных слов глав, а «Смешанные главы» "из смеси этих двух источников. [9]

Дальнейшее изучение текста не дает четкого выбора между этими альтернативами. С одной стороны, как указывает Мартин Палмер во введении к своему переводу, две из трех глав, которые Сыма Цянь цитирует в своей биографии Чжуанцзы, взяты из «Внешних глав», а третья — из «Смешанных глав». «Некоторые пуристы не признают ни одну из этих глав Чжуан-цзы подлинными, однако они дышат самим духом Чжуан-цзы так же, как, например, знаменитый «отрывок о бабочке» из главы 2». [10]

С другой стороны, главу 33 часто считали навязчивой, поскольку она представляет собой обзор основных движений «Сотни школ мысли» с упором на философию Хуэй Ши . Далее А. С. Грэм и другие критики подвергли текст стилистическому анализу и выделили в книге четыре направления мысли: а) идеи Чжуанцзы или его учеников; б) «примитивистское» направление мышления, подобное Лао-цзы в главах 8-10 и первой половине главы 11; в) направление, очень сильно представленное в главах 28-31, приписываемое философии Ян Чжу ; и г) четвертое направление, которое может быть связано с философской школой Хуан-Лао . [11] В этом духе Мартин Палмер писал, что «попытка читать Чжуан-цзы последовательно является ошибкой. Текст представляет собой сборник, а не развивающийся аргумент». [12]

Чжуанцзы был известен своей блестящей игрой слов и использованием притч для передачи сообщений. Его критика конфуцианского общества и исторических деятелей юмористична, а иногда и иронична.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Другие латинизации включают Чжуан Цзы , Чжуан Цзы , Чжуан-цзы Чжоуанг -Дси , Чжуан Цзе и Чжуанцзы. ,

Цитаты [ править ]

  1. ^ "Чжоу" . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ "Чжуан-цзы" . Полный словарь Random House Webster .
  3. ^ «Даосизм. Серия 23: 荘子 Чжуан Цзы» . Фиолетовое облако . 30 августа 2020 г. Проверено 24 ноября 2020 г.
  4. ^ Майр (1994) , с. xxxi-xxxiii.
  5. ^ Зипорин (2009) , с. VII.
  6. ^ Хорн (1917) , стр. 397–398.
  7. ^ Киркланд (2004) , стр. 33–34.
  8. ^ Кляйн (2010) , стр. 306–309.
  9. ^ Рот (1993) , стр. 56–57.
  10. ^ Палмер (1996) , с. XIX.
  11. ^ Шварц (1985) , с. 216.
  12. ^ Палмер (1996) , с. х.

Ссылки [ править ]

  • Эймс, Роджер Т. (1991), «Мэнцианская концепция Жэнь Сина: означает ли это человеческую природу?» в китайских текстах и ​​философских контекстах, под ред. Генри Роузмонт-младший. ЛаСалль, Иллинойс: Open Court Press.
  • Эймс, Роджер Т. (1998) изд. Легко бродить по Чжуанцзы. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
  • Бруя, Брайан (переводчик). (2019). Чжуанцзы: Путь природы . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN   9780691179742 .
  • Чан, Винг-Цит (1963). Справочник по китайской философии . США: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-01964-9 .
  • Чанг, Чун-юань (1963). Творчество и даосизм: исследование китайской философии, искусства и поэзии . Нью-Йорк: Джулиан Пресс.
  • Грэм AC, Чжуан-Цзы, семь внутренних глав , Аллен и Анвин , Лондон, 1981 г.
    • Чжуан-цзы: Внутренние главы и другие сочинения из книги Чжуан-цзы (Лондон: Unwin в мягкой обложке, 1986)
  • Крил, Херли Г. (1982). Что такое даосизм? : и другие исследования по истории китайской культуры . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-12047-3 .
  • Хансен, Чад (2003). «Относительно счастливая рыба», Asian Philosophy 13:145–164.
  • Хербьёрнсруд, Даг (2018). « Море для рыбы на суше », блог журнала «История идей».
  • Хорн, Чарльз Ф., изд. (1917). Священные книги и ранняя литература Востока, Том XII: Средневековый Китай . Нью-Йорк: Парк.
  • Киркланд, Рассел (2004). Даосизм: непреходящая традиция . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-26321-4 .
  • Кляйн, Эстер (2010). «Были ли «внутренние капитулы» в воюющих государствах? Новое исследование доказательств о Чжуанцзы». Тунг Пао . 96 (4/5). Лейден: Брилл: 299–369. дои : 10.1163/156853210X546509 . JSTOR   41354706 .
  • Майр, Виктор Х. (1994). Странствуя по пути: ранние даосские сказки и притчи Чжуан-цзы . Нью-Йорк: Bantam Books. ISBN  0-553-37406-0 . (Google Книги)
  • Мертон, Томас. (1969). Путь Чжуан Цзы . Нью-Йорк: Новые направления.
  • Палмер, Мартин (1996). Книга Чжуан Цзы . Пингвин. ISBN  978-0-14-019488-3 .
  • Рот, HD (1993). « Чжуан-цзы 莊子». В Loewe, Майкл (ред.). Ранние китайские тексты: Библиографический справочник . Беркли: Общество изучения раннего Китая; Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета в Беркли. стр. 56–66. ISBN  1-55729-043-1 .
  • Шварц, Бенджамин Дж. (1985). Мир мысли в Древнем Китае . Кембридж: Белкнап Пресс. ISBN  978-0-674-96191-3 .
  • Шен, Цин-сун Винсент (2015). «Эволюционизм глазами китайцев: Ян Фу, Ма Цзюньу и их переводы дарвиновского эволюционизма» . АЗИЯСетевой обмен . 22 (1): 49–60. дои : 10.16995/ane.135 . ISSN   1943-9946 . OCLC   8091685198 .
  • Уолтем, Клэ (редактор). (1971). Чжуан Цзы: гений абсурда . Нью-Йорк: Ace Books.
  • Уотсон, Бертон (1962). Ранняя китайская литература . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231086714 .
    • Полное собрание сочинений Чжуан Цзы , издательство Колумбийского университета, 1968 г.
  • Уоттс, Алан с Хуаном, Аль Чунг-ляном (1975). Дао: Путь водотока . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN  0-394-73311-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Зипорин, Брук (2009). Чжуанцзы: основные сочинения с отрывками из традиционных комментариев. Серия классики Хакетта . Издательство Хакетт. ISBN  978-1-60384-435-2 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77891d5470a99accfa78fc7bcb3c86d5__1717419300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/d5/77891d5470a99accfa78fc7bcb3c86d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zhuang Zhou - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)