Донг Чжуншу
Донг Чжуншу | |||
---|---|---|---|
китайский | Донг Чжуншу | ||
|
Дун Чжуншу ( китайский : 董仲舒 ; Уэйд-Джайлс : Дун Чун-шу ; 179–104 до н.э.) — китайский философ, политик и писатель династии Хань . Его традиционно связывают с продвижением конфуцианства как официальной идеологии китайского имперского государства, отдавая предпочтение поклонению небу традиции культов, прославляющих пять элементов . [1] Пользуясь большим влиянием при дворе в последние десятилетия своей жизни, [2] его противник Гунсунь Хун в конечном итоге способствовал его частичному уходу из политической жизни, сослав его в канцелярию Вэйфана , но его учение передавалось оттуда. [1]
Биография
[ редактировать ]Дун родился в современном Хэншуе провинции Хэбэй в 179 году до нашей эры. Его место рождения связано с городком Вэньчэн ( 溫城鄉). [ zh ] , ныне расположенный в стране Цзин ), поэтому в « Пышной росе весенних и осенних летописей» он однажды упоминается как лорд Дун из Вэньчэна ( 溫城董君 ).
Он поступил на императорскую службу во время правления императора Цзина Хань и поднялся до высокого поста при императоре Хань У. Однако его отношения с императором были непростыми. В какой-то момент его бросили в тюрьму и чуть не казнили за сочинения, которые считались подстрекательскими и, возможно, космологически предсказывали свержение династии Хань и замену ее конфуцианским мудрецом, первое появление темы, которая позже подтолкнула Ван Мана к императорский трон. Судя по всему, его защищал главный советник императора Гунсунь Хун .
Мысль Дун Чжуншу объединила космологию Инь Ян в конфуцианскую этическую структуру. Он подчеркнул важность Весенних и Осенних Анналов как источника как политических, так и метафизических идей, следуя традиции « Комментария Гунъян» в поиске скрытого смысла в его тексте. Он также считается создателем доктрины взаимодействия между небом и человечеством , которая устанавливает правила определения легитимности монарха, а также обеспечивает набор сдержек и противовесов для правящего монарха.
Библиография
[ редактировать ]Дун Чжуншу приписывают две работы, одна из которых — « Цзюй Сяньлян Дуйс» в трёх главах, сохранившаяся в « Книге Хань» . Его наиболее значительный текст — « Роса пышной росы весенних и осенних летописей» , представляющая собой комментарий к каноническому конфуцианскому тексту « Весенние и летние летописи» . [3] « Пышная роса весенних и осенних летописей» несет в себе множество знаков разного авторства. Было ли произведение написано самим Дуном, подвергалось сомнению несколько ученых, в том числе Чжу Си , Чэн Яньцзо, Дай Цзюньжэнь, Кеймацу Мицуо и Танака Масами.
Ученые теперь отвергают как более поздние дополнения все отрывки, в которых обсуждается теория пяти элементов , и большая часть остальной работы также сомнительна. Кажется, безопаснее рассматривать его как собрание несвязанных или слабо связанных между собой глав и более коротких работ, которые можно разделить на пять категорий. Большинство из них более или менее связаны с « Комментарием Гунъян» и его школой и написаны разными людьми в разное время на протяжении всей династии Хань.
Другими важными источниками жизни и мыслей Дун Чжуншу являются его фу «Разочарование учёного» , его биография, включенная в « Книгу Хань» , его «Инь Ян» и теории стимул-реакция, отмеченные в различных местах книги Хань «Трактат о пяти элементах». и фрагменты его юридических дискуссий. Теория Дун Чжуншу об «изначальной ци» (юаньци или 元氣), пяти элементах и развитии истории была позже принята и изменена покойным цинским реформатором Кан Ювэем, чтобы оправдать его теории прогресса посредством политической реформы. (См. Кан Ювэй, 1987: Кан Ювэй Цюаньцзи: Том первый и второй. Шанхай Гуджи Чубанше). Однако возник вопрос, насколько правильно Кан Ювэй понял мысль Дун Чжуншу. (Куан Байлинь, 1980: Кан Ювэй де чжекюэ шестиян. Пекин: Чжунго шэхуэй кексюэ чубанше).
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лоу, Майкл (11 апреля 2011 г.) Дун Чжуншу, «конфуцианское» наследие и Чунцю Фанлу . ISBN 978-90-04-19465-6 .
- ^ Королева, Сара Энн (28 августа 1996 г.). От летописи к канону: Герменевтика весны и осени по Тун Чжун-шу . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48226-4 .
- ^ Лайкван, Панг (2024). Один и все: логика китайского суверенитета . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . п. 30. ISBN 9781503638815 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Вм. Теодор де Бари и Ирен Блум (редактор) (1999) Источники китайской традиции (2-е издание), Columbia University Press, 292–310.
- Кнехтгес, Дэвид Р. (2010). «Дун Чжуншу 董仲舒» . В Кнехтгесе, Дэвид Р.; Чанг, Тайпин (ред.). Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочник, часть первая . Лейден: Брилл. стр. 190–98. ISBN 978-90-04-19127-3 .
- Лоу, Майкл (2000). «Дун Чжуншу». Биографический словарь периодов Цинь, Хань и Синь (221 г. до н. э. – 24 г. н. э.) . Лейден: Брилл. стр. 70–73. ISBN 90-04-10364-3 .
- Дэвид В. Панкеньер (1990). Пересмотр «Разочарования ученого»: Меланхолия или Кредо?, Журнал Американского восточного общества 110 (3): 434-59.
- Арбакл, Г. (1995). Неизбежная измена: теория исторических циклов Дун Чжуншу и аннулирование ханьского мандата, Журнал Американского восточного общества 115 (4).
- Сара А. Куин (1996). От хроники к канону: герменевтика весенних и осенних анналов по мнению Тунг Чунг-шу , издательство Кембриджского университета.