Ли (конфуцианство)
Что | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | подарок | ||
Упрощенный китайский | Спасибо | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
вьетнамский | церемония | ||
Китайские иероглифы | подарок | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Да (пример) | ||
Ханджа | подарок | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Спасибо | ||
Нисколько | дух | ||
|
Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
В традиционной конфуцианской философии Ли — это этическая концепция, которую в широком смысле можно перевести как «обряд». Согласно Вин-цит Чану , «ли» первоначально относилось к религиозным жертвоприношениям, но теперь стало означать «ритуал» в широком смысле, с возможными переводами, включая «церемония», «ритуал», «приличия», «приличия» и «хороший». форма'. Чан отмечает, что ли «даже приравнивали к естественному закону ». [1] В китайской ли космологии относится к ритуалам, посредством которых человеческая деятельность участвует в более широком порядке вселенной. Одно из наиболее распространенных определений «обряда» — это представление, превращающее невидимое в видимое: посредством совершения обрядов в соответствующих случаях люди делают видимым лежащий в их основе порядок. Правильная ритуальная практика фокусирует и упорядочивает социальный мир в соответствии с земным и небесным мирами, сохраняя все три в гармонии.
Во всей Синосфере с Ли считалась абстрактной силой, которая делала возможным управление — наряду с Небесным Мандатом, которым оно метафизически сочеталось — и гарантировала, что «мирская власть» перейдет к компетентным правителям. [2] Эффект ритуала был описан как «центрирующий» и входил в обязанности императора , которого называли «Сыном Неба ». Однако обряды совершали все, кто занимался государственными делами. Обряды также включают аспекты наследственности и жизненного цикла. Даосы, которые проводили обряды местных богов как центр сил образцовой истории, литургического служения, правильного поведения человеческих отношений и искусства гадания, таких как самая ранняя из всех китайских классиков — Книга Перемен — объединение текстового обучения с телесными практиками для гармонизации экзогенного и эндогенного происхождения энергии ( ци ) для более продолжительной и здоровой жизни. [3]
Этимология
[ редактировать ]Иероглиф Ли черпал вдохновение из радикала ⼟ «ЗЕМЛЯ» , среди прочего, включая радикалы для нефрита , Камня, который связан с традиционной концепцией цзин , и «поля, разделенного на части для посадки». [4]
Объем
[ редактировать ]Обряды ли не являются обрядами в западной концепции религиозных обычаев. Скорее, Ли воплощает «все те «объективные» предписания поведения... которые связывают людей и духов вместе в сети взаимодействующих ролей внутри семьи, внутри человеческого общества и с сверхъестественным миром за его пределами». [5] Оно охватывает весь спектр взаимодействия с человеком, природой и даже материальными объектами. Конфуций включает в свои обсуждения ли такие разнообразные темы, как обучение, районная церемония питья, титулы, траур и управление.
В различных случаях Сюнь-цзы цитирует «песни и смех, плач и стенания... рис и просо, рыбу и мясо... ношение церемониальных шапок, вышитых одежд и узорчатых шелков, или одежды для поста и траурной одежды... непросторной». комнаты и очень неуединённые залы, жёсткие коврики, сиденья и полы» [6] как жизненно важные части ткани ли .
Подходы
[ редактировать ]Среди самых ранних исторических дискуссий о ли произошло на 25-м году правления герцога Чжао Лу ( традиционный китайский : 魯昭公 ; упрощенный китайский : 鲁昭公 ; пиньинь : lǔ zhāo gōng ) (517 г. до н.э. ) в Цзо Чжуань .
Ли состоит из норм надлежащего социального поведения, которым учат других отцы, деревенские старейшины и государственные чиновники. Учение ли продвигало такие идеалы, как сыновняя почтительность , братство , праведность , добросовестность и верность . [7] Влияние ли определяло популярный дух в таких областях, как лояльность начальству и уважение к старшим в обществе.
Непрерывный с акцентом на сообщество, после li включалась интернализация действия. [ нужны разъяснения ] , который одновременно дает утешительное ощущение традиции и позволяет стать «более открытым для всего разнообразия ощущений опыта». [8] [ нужна полная цитата ] Но следует также поддерживать здоровую практику бескорыстия, как в самих действиях, так и в надлежащем примере, который подается своим братьям. Подходы [ нужны разъяснения ] в сообществе, а также личный подход вместе демонстрируют, как ли пронизывает все вещи: широкое и детальное, хорошее и плохое, форму и бесформенное. Это полная реализация ли .
Ритуалы и практики ли динамичны . [ нужны разъяснения ] в природе. Практики Ли со временем пересматривались и оценивались, чтобы отразить возникающие взгляды и убеждения. [9] [4] Хотя эти практики могут меняться, что происходит очень медленно с течением времени, фундаментальные идеалы остаются в основе ли , которые в значительной степени связаны с социальным порядком.
В управлении
[ редактировать ]Конфуций предполагал, что правильное правительство будет руководствоваться принципами ли . Некоторые конфуцианцы предлагали совершенствование человека, рассматривая изучение Ли как важную часть этого процесса. Конфуцианцы считали, что правительства должны уделять больше внимания ли и меньше полагаться на уголовные наказания во время правления.
Конфуций подчеркивал важность обрядов как основополагающих для надлежащего государственного руководства. Конфуций считал феодалов в Китае, принявших китайские обряды, просто правителями центральных государств. Напротив, феодалы, не принявшие этих обрядов, считались нецивилизованными, недостойными считаться китайцами или частью Центральных государств (Весенние и Осенние летописи).
Конфуций считал, что ли должны практиковать все члены общества. Ли также подразумевает, что высший относится к низшему с приличием и уважением. Как сказал Конфуций, «принц должен нанимать своего министра в соответствии с правилами приличия ( ли ); министры должны служить своему государю с верностью» (Аналекты, 3:19).
Ли был «единственным термином, с помощью которого [традиционные китайские] историографы могли назвать все принципы консерватизма, которые они продвигали в речах своих персонажей». [10]
См. также
[ редактировать ]- Ли (неоконфуцианство)
- Ритуальная система Чжоу
- Ритуальная и музыкальная система
- Конфуцианская ритуальная религия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чан, Винг-цит (1963). Справочник по китайской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 790 .
- ^ Справочник Кореи (9-е изд.). Сеул: Служба зарубежной культуры и информации Кореи . Декабрь 1993. с. 270. ИСБН 978-1-56591-022-5 .
- ^ Фейхтванг, Стефан (2016). Религии в современном мире: традиции и трансформации . Нью-Йорк: Рутледж. п. 151. ИСБН 9780415858816 .
- ^ Jump up to: а б Нивисон, Дэвид (11 июня 2018 г.). «Ли» . Энциклопедия.com . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Боукер, Джон (23 мая 2018 г.). «Ли» . Энциклопедия.com . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Основные сочинения Мо Цзы, Сюнь Цзы и Хань Фей Цзы . Перевод Уотсона, Бертона. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 1967.
- ^ Райт, Артур Ф.; Твитчетт, Деннис (1962). Конфуцианские личности . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Роузмонт 2005 [ нужна полная цитата ]
- ^ Вонг, Ю Леонг (август 1998 г.). « Ли и перемены» . Философия в Азии .
- ^ Шаберг, Дэвид (2005). Узорчатое прошлое: форма и мысль в ранней китайской историографии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 15.