Четыре кардинальных принципа и восемь добродетелей
Четыре кардинальных принципа и восемь добродетелей | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Четыре измерения и восемь добродетелей | ||
|
Четыре кардинальных принципа и восемь добродетелей представляют собой набор законников (а позже и конфуцианства основополагающих принципов морали ). Четыре кардинальных принципа — это приличие ( 禮 ), праведность ( 義 ), честность ( 廉 ) и стыд ( 恥 ). Восемь добродетелей — это верность ( 忠 ), сыновняя почтительность ( 孝 ), доброжелательность ( 仁 ), любовь ( 愛 ), честность ( 信 ), справедливость ( 義 ), гармония ( 和 ) и мир ( 平 ). [1] [2]
Четыре кардинальных принципа
[ редактировать ]
Четыре кардинальных принципа | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Этикет, праведность, честность, стыд | ||
|
Четыре кардинальных принципа также называются фундаментальными принципами поведения или четырьмя социальными связями . Они взяты из легистского текста «Гуаньцзы» , приписываемого философу Гуань Ци Чжуну , хотя маловероятно, что он был фактическим автором. Четыре кардинальных принципа можно понимать следующим образом:
- Лу (禮) – обряды, ритуалы; первоначально имел в виду основные конфуцианские обязанности, такие как поклонение предкам и вопросы надлежащего поведения между поколениями. Позже эта концепция была расширена на все виды ритуальной культурной жизни. В конфуцианской традиции целью ритуала было участие в непрерывном процессе применения соответствующего поведения, принимая при этом правильный настрой, как способ сформировать мышление и укрепить моральный облик. [3]
- Йи (義) – праведность; относится как к правильному поведению, так и к неприятию неправильного поведения и бесчестия. Эта концепция также тесно переплетается с конфуцианскими идеями сыновней почтительности и правильного социального порядка. [4]
- Лянь (廉) — целостность; означает всегда быть «прямым» в своем поведении.
- Чу (恥) – стыд; относится к соответствующей реакции, которую следует испытывать в отношении неподобающего поведения; это считается одним из средств, с помощью которых люди отличают добро от зла. В конфуцианской традиции легистов «стыд» считался более эффективным средством контроля поведения населения, в отличие от наказания, поскольку он позволял людям признать свои проступки и заняться самосовершенствованием. [3]
В некоторых интерпретациях принципов понятие ци заменяется честью ( 耻 ). [2] [1]
В своей речи в 1934 году генералиссимус Чан Кайши подчеркнул важность четырех принципов как руководства для движения «Новая жизнь» . [5] Это движение было попыткой вновь ввести конфуцианские принципы в повседневную жизнь Китая как средство создания национального единства и защиты от коммунизма.
Говорят, что четыре кармана на пиджаке в стиле Сунь Ятсена олицетворяют эти четыре принципа. [6]
Восемь добродетелей
[ редактировать ]Восемь добродетелей | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Верность, сыновняя почтительность, доброжелательность, любовь, доверие, праведность, гармония и мир. | ||
|
«Восемь добродетелей» были взяты из речи покойного китайского националистического деятеля доктора Сунь Ятсена , президента-основателя Китайской Республики, когда он излагал свои «Три принципа народа» .
Китайский оригинал | английский перевод |
---|---|
Когда дело доходит до присущей Китаю морали, китайский народ до сих пор не может забыть, что первое — это верность и сыновняя почтительность , второе — доброжелательность , третье — надежность , а третье — мир . Эти старые моральные принципы до сих пор широко распространены среди китайцев. Но теперь, под гнетом иностранных государств, новая культура вторглась в Китай. Силы новой культуры сейчас свирепствуют в Китае. Обычно люди, одержимые новой культурой, отвергают старую мораль, думая, что она связана с новой культурой. , они могут покончить со старой моралью. Я не знаю, что если заложенные в нас вещи хороши, мы, конечно, должны их сохранить, и только когда они плохи, мы можем сдаться. В настоящий момент в Китае старые и новые тенденции находятся в конфликте, и простые граждане не знают, что делать. [7] | «Каковы освященные веками добродетели Китая? На первом месте стоят верность и сыновняя почтительность. Затем у нас есть любовь, верность и миролюбие. Некоторые, кто жаждет новой формы цивилизации, хотят выбросить эти добродетели. Они говорят, что эти старые реликвии им нет места в современной цивилизации, однако они ошибаются, потому что Китай не может позволить себе потерять эти прежние добродетели». [8] |
Влияние Восьми добродетелей особенно очевидно на Тайване , где в их честь названы многие главные улицы крупных городов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА» (PDF) . Законодательный совет Специального административного района Гонконг . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Официальный протокол заседания (13 января 2010 г.)» (PDF) . Проверено 24 июля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Вонг, Дэвид (2020). «Китайская этика» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Ван Норден, Брайан (2019). «Мэн-цзы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Чан, Кайши. « Основы движения «Новая жизнь» (Речь, 1934 г.)» (PDF) . Колумбийский университет . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Сунь, Цзяхуэй (27 октября 2015 г.). « Революционная мода современной истории» . Мир китайцев . Коммерческая пресса . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Сунь, Чжуншань. Полный текст трёх народных принципов» . « Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Ли, Баен (1928). Три принципа: английский читатель . Шанхай: Коммерческая пресса Limited. п. 89.