Гуань Чжун
Гуань Чжун Гуань Чжун | |
---|---|
![]() Портрет Гуань Чжуна из фрагмента каменного барельефа семейных святилищ Ву (справа) | |
Рожденный | 720 г. до н. э. |
Умер | 645 г. до н.э. (75 лет) |
Другие имена | Иу (夷吾) |
Род занятий | Политик, философ |
Заметная работа | Гуаньцзы |
Гуань Чжун | |||
---|---|---|---|
китайский | Гуань Чжун | ||
|
Гуань Чжун ( китайский : 管仲 ; Уэйд-Джайлс : Куан Чунг ; ок. 720–645 до н.э.) был китайским философом и политиком. Он занимал пост канцлера и был реформатором государства Ци в весенний и осенний период китайской истории. [1] Его имя было Иу (китайский: 夷吾 ; пиньинь: Иу ). Чжун — его вежливое имя . Его в основном помнят за его реформы на посту канцлера при герцоге Ци Хуане , а также за его дружбу со своим коллегой Бао Шуя , хотя его репутация оставалась спорной среди конфуцианцев . [2] как подробно описано в разделе «Философия и оценка».
Благодаря реформам Гуань Чжуна и умелой дипломатии Ци стал самым могущественным из феодальных государств, а герцог Хуань стал первым из пяти гегемонов . Хотя сведения о его реформах ограничены, в частности, он ввел знаменитую фискальную политику, известную как «баланс легкого и тяжелого», связанную с монополиями на соль и железо. [3] В остальном разнообразная работа, компиляция Гуаньцзы , использующая его имя, дает аналогичные рекомендации. [4]
Жизнь
[ редактировать ]Юность и дружба с Бао Шуей
[ редактировать ]Гуань Чжун, потомок Шу Сяня из Гуаня [5] или король Му из Чжоу , [6] родился в Иншане и познакомился с Бао Шуя в раннем возрасте, когда они стали деловыми партнерами. В «Шиджи» записано, что, будучи партнером, Гуань Чжун часто получал больше своей доли прибыли, фактически обманывая Бао Шуя. Бао, однако, признал свое бедное происхождение и не обиделся.
Воспитатели разных князей
[ редактировать ]Впоследствии Гуань Чжун был назначен наставником принца Цзю, младшего брата правящего герцога Ци Сяна . Тем временем Бао Шуя стал наставником младшего брата Цзю, принца Сяобая.
В 686 году до нашей эры герцог Сян был убит в результате дворцового переворота двумя своими министрами, которые затем назначили Гунсунь Учжи , отпрыска герцогского дома, новым герцогом. Понимая, что им грозит смертельная опасность, принц Цзю и принц Сяобай бежали вместе со своими наставниками. Принц Цзю бежал в штат Лу , а принц Сяобай отправился в штат Цзюй .
Стать канцлером
[ редактировать ]В 685 г. до н. э. сам Гунсунь Учжи был убит в результате очередного дворцового переворота, и министры Ци отправили послов к Цзюй, надеясь вернуть принца Сяобая и унаследовать герцогство. Услышав об этом, Лу также послал принца Цзю к Ци, а Гуань Чжун перехватил принца Сяобая, чтобы не допустить его возвращения. В результате конфликта Гуань Чжун выстрелил в Сяобая стрелой, которая попала в пряжку его ремня. Сяобай притворился, что кашляет кровью и потерял сознание, обманывая Гуань Чжуна, заставляя его думать, что он смертельно ранен.
В конце концов, Сяобай выиграл гонку обратно к Ци и был назначен герцогом. Государство Лу попыталось обеспечить соблюдение требований принца Цзю, но потерпело поражение в битве, после чего Ци заставил Лу казнить принца Цзю и отправить Гуань Чжуна обратно в качестве пленника. Сяобай изначально хотел казнить и Гуань Чжуна, но Бао Шуя настоятельно рекомендовал пощадить его и повысить до канцлера, хотя это означало, что он превзойдет самого Бао. В конце концов Сяобай убедился.
Внутренние реформы
[ редактировать ]Герцог Хуань унаследовал государство в смятении после трех лет гражданских войн и узурпации, сильно истощивших казну. Будучи канцлером, Гуань Чжун провел обширные реформы, направленные на организацию и укрепление государства Ци.
В административном отношении столица была разделена на 21 район: шесть купеческих, обеспечивающих торговый доход государства Ци, и пятнадцать прислуги, составлявших ядро армии Ци. Аналогичным образом было организовано и население за пределами столицы: 30 дворов объединялись в одну деревню, 10 деревень — в один отряд, 10 войск — в один уезд, 3 уезда — в один уезд, а уезды группировались в пять уездов. Администраторы назначались на всех уровнях, при этом региональные администраторы ежегодно отчитывались перед герцогом о своей юрисдикции.
В экономическом отношении Гуань Чжун распустил систему колодцев, установленную со времен династии Чжоу ; вместо этого вся земля должна была облагаться налогом в зависимости от ее продуктивности. В то же время прибрежное положение Ци эксплуатировалось за счет расширения рыболовства и добычи соли, а торговля поощрялась посредством определенных привилегий. Например, люди, несущие товары на рынок пешком, и экипажи, прибывающие на рынок пустыми для покупок, не облагались пошлинами; это способствовало использованию рынков, управляемых государством.
Гуань Чжун далее предложил, чтобы «товары гор и морей» (а именно, железо и соль) находились в ведении государства, и эта политика позже в истории Китая переросла в государственные монополии. Аналогичным образом существовала схема регулирования цен на продукты питания: зернохранилища покупали зерно в богатые годы, чтобы выпускать его на рынок в неурожайные годы. Наконец, чеканка монет также была унифицирована, чтобы стимулировать торговлю внутри Ци.
Философия и оценка
[ редактировать ]Гуань Чжун был пренебрежительно отождествлен со школой законников в результате его административных реформ. [7] Хотя на самом деле легалистская философия развилась лишь сотни лет спустя, Р. Ино из Университета Индианы считает, что «если бы кто-то проследил истоки легализма как можно дальше, было бы уместно датировать его начало премьер-министром». Гуань Чжуна, главного помощника первого из гегемонистских лордов периода Весны-Осени, герцога Ци Хуана (годы правления 685–643)». [8]
Говорят, что он вел роскошный образ жизни. [9] не приравнивал моральную чистоту правителя к его способности управлять. Герцог Хуан, любивший охоту и женщин, спросил Гуана, не повредят ли эти послабления его гегемонии, на что Гуань ответил, что любовь правителя к роскоши не повредит его гегемонии. Ему может быть нанесен вред только из-за неподходящего кадрового обеспечения и неправильного использования талантов. [10] В одном отрывке «повествуется», что Конфуций считал его «посредственным» из-за отсутствия бережливости и знания ритуалов. [11]
Несмотря на все это, его можно считать, «по крайней мере, во многих отношениях» «идеальным конфуцианским министром». [12] Сообщается, что Гуань Чжун посоветовал герцогу Хуаню: «Призывайте колеблющихся с учтивостью и берегите отдаленное добродетельным поведением». Пока ваше добродетельное поведение и вежливость никогда не пошатнутся, не будет никого, кто не дорожил бы вами». Когда к герцогу Хуаню обратились с просьбой свергнуть правящие кланы своего государства, Гуань Чжун посоветовал ему, что он добился их поддержки благодаря вежливости. ( ли ) и надежность ( синь ).
Когда ученики Конфуция раскритиковали Гуань Чжуна за отсутствие приличия, отдав должное его амбициям и достижениям, Конфуций сказал о нем: «Именно благодаря Гуань Чжуну герцог Хуань смог собрать феодалов во многих случаях, не прибегая к использованию своих боевых колесниц. Такова была его доброта... Благодаря тому, что Гуань Чжун был его министром, герцог Хуань стал защитником феодалов. Он принес единство и порядок во все королевство, так что даже сегодня люди наслаждаются его дарами... Я боюсь, что. без Гуань Чжуна мы бы складывали лацканы справа налево ( традиционная китайская одежда обычно складывается слева направо)». [11]
Ученики Конфуция также задали вопрос, следовал ли Гуань Чжун Жэнь (конфуцианской гуманности) или нет. Однако в период до Цинь слово «Жэнь» имело своеобразное утилитарное определение. Следовательно, с этой точки зрения Гуань Чжун последовал за «Рэнем». [13]
Достижения
[ редактировать ]Гуань Чжун начал многочисленные реформы в государстве Ци . В политическом плане он централизовал власть и разделил государство на несколько деревень, каждая из которых занималась определенным ремеслом. Вместо того, чтобы полагаться на традиционную аристократию в плане рабочей силы, он ввел сборы напрямую с деревенских единиц. Он также разработал более совершенный метод отбора талантливых губернаторов. При Гуань Чжуне Ци переложил административную ответственность с потомственных аристократов на профессиональных бюрократов. Ему также приписывают создание первого официального публичного дома, спонсируемого правительством , известного как «女市», который финансировал государственную казну.
За время его пребывания в должности государство Ци стало намного сильнее. Цзо Чжуань записывает, что в 660 году до нашей эры Гуань Чжун призвал герцога Ци Хуаня напасть на небольшое соседнее государство Син , которое подверглось нападению со стороны кочевников Цюань Жун , некитайских племен Жун. [14] Позже, в 652 г. до н.э., он посоветовал герцогу не вступать в союз с сыном вассального правителя, который хотел свергнуть своего отца. Герцог Хуань часто прислушивался к здравым советам Гуань Чжуна, так что его статус среди других вассальных государств Чжоу повысился. В результате герцог стал признан первым гегемоном или лидером вассального союза. [1]
В знак признания заслуг Гуань Чжуна герцог Хуань присвоил ему почетный титул «Крестного отца» ( 仲父 ). Этот же титул позже дал Люй Бувею принц Чжэн, будущий Цинь Шихуан .
Государственная монополия на соль и железо
[ редактировать ]Под руководством Гуаня было проведено несколько важных экономических реформ. Он создал единый налоговый кодекс, а также использовал государственную власть для поощрения производства соли и железа.
Он считал, что монополизация природных ресурсов способствует увеличению государственных доходов, вызывая меньше жалоб со стороны общественности, чем повышение налогов. Стратегия была описана им самим герцогу Хуаньскому как «управление горами и морем (官山海)», что в основном относится к железным рудникам с гор и соли с моря. Согласно его политике, частный бизнес, который производит соль путем кипячения морской воды и железо путем добычи полезных ископаемых, должен продавать всю продукцию правительству, а правительство перепродавать рафинированную соль и железосодержащие продукты с огромным разрывом в ценах всем домохозяйствам в штате Ци.
Историки обычно приписывают Гуань Чжуну введение государственных монополий, контролирующих соль и железо.
Ци-Хэншаньская война
[ редактировать ]В записи главы 84 Гуаньцзы герцог Хуань хотел сдержать угрозу со стороны государства Хэншань ( 衡山国 ) и попросил Гуаня найти решение. Государство Хэншань славилось производством оружия. Затем Гуань приказал чиновникам закупать оружие в штате Хэншань в больших количествах. Спустя десять месяцев, опасаясь, что цена будет постоянно расти, штат Ян, штат Дай, а затем и штат Цинь, последовали за покупками. Затем цена резко подскочила, и в результате почти все домохозяйства в штате Хэншань переключились на производство оружия, а не на сельское хозяйство. Год спустя Гуань приказал чиновникам покупать рис в штате Чжао по цене, более чем в три раза превышающей обычную. Увидев потенциальную огромную прибыль, штат Хэншань продал свои запасы риса чиновникам штата Ци. После этого Гуань внезапно приказал армии штата Ци вторгнуться в штат Хэншань. Распродав оружие и рис, штат Хэншань вскоре сдался.
Некоторые историки считали войну Ци-Хэншань ранней формой экономической войны . [15]
Публикации
[ редактировать ]Он составил энциклопедию Гуаньцзы , официально составленную Академией Цзися в период Воюющих царств .
В популярной культуре
[ редактировать ]Гуань Чжун — один из 32 исторических персонажей, представленных в Koei игре Romance of the Three Kingdoms XI , где он упоминается как Гуань Иу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эбри, Патрисия; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс (2009). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 22. ISBN 978-0-547-00534-8 .
- ^ Чонг, Яг Ён (2016). Аналекты Дасана: корейское синкретическое чтение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-062499-6 .
- ^ Рикет, Гуанзи (1985) стр.9
- ^ Рикет, Гуанзи (1985) стр.3
- ^ Юаньхэ Синцзуань «Том 5 Инь» ( версия Сику Цюаньшу ) цитата: «Третий сын короля Чжоу Вэнь, Гуань Шусянь, позже Гуань Иу»
- ^ Комплексные записи «Краткие сведения о кланах - 2» ( версия Сику Цюаньшу цитируется: «И у Ци был Гуань Иу от короля Чжоу Му до Иу, прежде чем он стал известным в Ци».
- ^ Пол Р. Голдин. «Стойкие заблуждения о китайском легализме» (PDF) . sas.upenn.edu. Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2015 года . Проверено 10 октября 2015 г.
- ^ http://chinatxt.sitehost.iu.edu/Thought/Legalism.pdf Р. Ино, Университет Индианы
- ^ Ванкирберген, Грит (1 января 2001 г.). Претензии Хуайнаньцзы и Лю Аня на моральный авторитет . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-5148-9 .
- ^ Го, Суцзянь; Го, Баоган (2008). Китай в поисках гармоничного общества . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-2624-0 .
- ^ Jump up to: а б Яо, Синьчжун (08 мая 2017 г.). Реконцептуализация конфуцианской философии в XXI веке . Спрингер. ISBN 978-981-10-4000-9 .
- ^ Рикет, Гуанзи (1985) стр.10
- ^ Ты, Цинго. «Дебаты о благотворительности Гуань Чжуна с точки зрения утилитарной благотворительности» .
- ^ Эбри, Патрисия, Энн Уолтхолл и Джеймс Пале. Досовременная Восточная Азия до 1800 года. Культурная, социальная и политическая история, второе издание. Обучение Уодсворта Сенгеджа, 2009.
- ^ Экономическая война Чу Л. Гуань Чжуна , Исследования военной экономики (Китай), 1991.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Чжун Гуаня в Project Gutenberg
- Работы Гуань Чжуна или о нем в Интернет-архиве
- «Мастер Гуань» . Проверено 10 октября 2010 г.
- 720 г. до н.э. рождения
- 645 г. до н.э. смерти
- Китайцы VII века до н.э.
- Китайцы VIII века до н.э.
- Китайские канцлеры
- Китайские энциклопедисты
- Китайские юристы
- Китайские реформаторы
- Законничество (китайская философия)
- Философы права
- Политики из Фуяна
- Историки-теоретики
- Философы династии Чжоу
- Правительственные чиновники династии Чжоу
- Люди Ци (государство)
- Философы VII века до нашей эры