Гуаньцзы (текст)
Гуаньцзы | |||
---|---|---|---|
китайский | трубка | ||
Буквальный смысл | «[Сочинения] Мастера Гуаня» | ||
|
Часть серии о |
Китайский законничество |
---|
![]() |
Гуаньцзы . ( китайский : 管子 ) — древний китайский политический и философский текст , насчитывающий более 135 000 символов, «Гуаньцзы» является одним из самых длинных ранних китайских философских текстов. Этот анонимно написанный основополагающий текст охватывает широкую тематику, в частности, включая регулирование цен на сырьевые товары с помощью концепции «легких и тяжелых» (轻重). Несмотря на более позднюю датировку, это, возможно, один из наиболее репрезентативных текстов концепций политической экономии, разработанных в период весны и осени . [1]
Встречаться
[ редактировать ]Гуаньцзы герцога назван в честь и традиционно приписывается философу и государственному деятелю VII века до нашей эры Гуань Чжуну , который был премьер-министром Ци Хуаня . [2] Однако оно было написано несколькими анонимными авторами. Хотя точная дата создания остается предметом исторических дискуссий, [3] это «возможно, гораздо более позднее выражение идей в направлении Хань Фейцзы ». Первое упоминание о нем появляется в «Хан Фейцзы». Поскольку Хань Фэй, по общему мнению, умер в 233 г. до н.э., теоретически он «принял форму» в более ранней форме около 250 г. до н.э. Однако ни одна из существующих глав, судя по всему, не была написана раньше первого века до нашей эры, так что большая часть ее была составлена после Хань Фейцзы. [4] [5] : 357
Ученый династии Хань отредактировал Лю Сян полученный текст Гуаньцзы около 26 г. до н.э. Он содержит широкий спектр материалов от многих разных авторов за несколько столетий подряд, в основном связанных с Академией Цзися 4-го века до н.э. в Ци столице Линьцзы . [2] [6] [7] из династии Мин Ученый-агроном Сюй Гуанци часто цитировал Гуаньцзы и Сюньцзы . [8]
Поздний даосский прием
[ редактировать ]Гуаньцзы по-прежнему значились как даосы в Книги Хань главе 30 «Литературного журнала », в которой такие тексты, как Шэнь Бухай , Шэнь Дао и Хань Фэйцзы, указаны как «законники». Гуаньцзы не числился « законником » до появления «Журнала сочинений Суй». В «Гуаньцзы» есть такие главы, как «Прямое мышление» и «Чистое сердце» (цюань 13, эссе 36–38; первая и вторая части «Синь Шу» и «Бай Синь»). К. К. Сяо воспринял это как «разъяснение принципов Хуан-Лао ». [9]
Содержание
[ редактировать ]Как это типично для древнего китайского текста, организация Гуаньцзы со временем менялась, хронология и значение которых не совсем ясны. Охватывая широкий спектр тем, от подробных экономических дискуссий до обзоров местной топографии почв, многие главы включают конфуцианские ценности как необходимость для государства, выражая смесь того, что можно считать легалистической, конфуцианской и даосской философией, которую назвали « Хуан-Лао ». Первое упоминание о коллекции появляется в более даосском «Хуайнаньцзы » ранней династии Хань . [7] и в библиографии Хань этот текст указан как даосский. [10]
Инь-ян и идеи пяти фаз играют более важную роль в последующих главах. [11] Его Нэйе («Внутреннее предприятие/обучение») имеет потенциальное влияние на Чжуанцзы . [5] : 357 и содержит старейшие записанные описания даосских техник медитации.
Когда вы расширяете свой разум и отпускаете его,
Когда вы расслабляете свое жизненное дыхание [ ци 氣] и расширяете его,
Когда ваше тело спокойно и неподвижно:
И вы можете сохранить Единое и отбросить мириады беспокойств.
Ты увидишь прибыль и не соблазнишься ею,
Вы увидите вред и не испугаетесь его.
Расслабленный и расслабленный, но чрезвычайно чувствительный,
В одиночестве вы наслаждаетесь своей личностью.
Это называется «вращением жизненного дыхания»:Ваши мысли и дела кажутся небесными. (24, тр. Рот 1999:92)
Большинство глав текста посвящено правительству и искусству правления. Учитывая, что их тон в целом менее резкий, чем в классической легистской работе « Книге Господа Шана» ( Shang jun shu 商君書) , переводчик У. Аллин Рикетт не согласен с традиционным конфуцианским взглядом на тексты как на легистские, считая их «представляющими собой точка зрения гораздо ближе к точке зрения реалистического конфуцианца Сюньцзы, чем крайне идеалистическое конфуцианство Мэн-цзы или драконовский легализм, отстаиваемый Шан Яном». Гуаньцзы разделяет с другими текстами «законников» точку зрения, что власть независима от морали, делая упор на техниках (Шу), но защищает «закон» ( Фа ) как дополнение к конфуцианскому Ли .
Экономическое и финансовое понимание Гуаньцзы
[ редактировать ]Несколько глав « Гуаньцзы» посвящены тому, что на современном языке можно было бы назвать экономическими и денежными вопросами. Это основной текст по вопросу стабилизации цен с точки зрения древнего Китая. [12] Обсуждаемая экономическая политика сосредоточена на защите крестьян от колебаний в контексте недавно возникших рыночных сил и на увеличении коммерциализации, принося при этом пользу государству. [13] «[Е] подход к экономической политике предполагал, что государство должно высвободить и использовать рыночные силы, чтобы обеспечить благосостояние государства и народа». [14]
Глава «Государственные сбережения» (國蓄) была описана как первое в истории изложение количественной теории денег , а глава «Легкие и тяжелые» (轻重) — как первая ясная формулировка закона спроса и предложения : [15]
Сейчас цена на зерно высока в нашем государстве и низка во всем мире. Тогда добро других лордов самопроизвольно вытечет, как вода из родника, текущего вниз по склону. Следовательно, если товары тяжелые, они придут; если свет, они пойдут.
В использовании Гуаньзи слов «тяжелый» и «легкий» первое означает что-то дорогое или важное, тогда как второе означает недорогое или неважное. [12] С этой точки зрения «все экономические явления можно понять только относительно; вещи могут быть тяжелыми или легкими только по отношению к другим вещам». [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 19. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Jump up to: а б Рикетт (1993) , с. 244.
- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 20. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ В. Аллин РИКЕТТ, стр. 233. Энциклопедия китайской философии 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Хансен, Чад (17 августа 2000 г.). Даосская теория китайской мысли: философская интерпретация . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195350760 – через Google Книги.
- ^ Рикет, Гуанзи (1985) стр.3
- ^ Jump up to: а б Хансен, Чад (17 августа 2000 г.). Даосская теория китайской мысли: философская интерпретация . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-535076-0 .
- ↑ Джоанна Хэндлин Смит, 2009, стр.252. Искусство творить добро: благотворительность в Китае позднего Мин
- ^ Сяо 1979. стр. 67. История китайской политической мысли
- ^ Грэм, AC (15 декабря 2015 г.). Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае . Открытый суд. ISBN 978-0-8126-9942-5 .
- ^ В. Аллин РИКЕТТ, стр. 279. Энциклопедия китайской философии 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 18. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . стр. 37–38. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 38. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Уильям Н. Гетцманн (2016). Деньги меняют все: как финансы сделали возможной цивилизацию . Издательство Принстонского университета. стр. 160–161.
- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 21. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
Источники
[ редактировать ]- Цитируемые работы
- Рикетт, В. Аллин (1993). « Гуань-цзы 管子». В Loewe, Майкл (ред.). Ранние китайские тексты: Библиографический справочник . Беркли, Калифорния: Общество изучения раннего Китая; Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета в Беркли. стр. 244–51. ISBN 1-55729-043-1 .
- Рот, Гарольд. Первоначальное Дао: внутреннее обучение ( нэй-е ) и основы даосского мистицизма . Издательство Колумбийского университета. 1999.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Гуаньцзи Пайп , Ульрих Теобальд
- Раскрытие ранних даосских устных традиций в книгах Гуань Цзы «Очищение сердца-разума (Бай Синь)», «Искусство сердца-разума (Синь Шу)» и «Внутреннее совершенствование (Нэй Е) », Дэн Г. Рид
- Законничество, империя Цинь и династия Хань , Сандерсон Бек
- Гуаньцзы管子 (Полный текст на китайском языке)
- Nei Ye , перевод Брэма ден Хонда
- Шестнадцать глав о взвешивании и балансировании экономических факторов: гл. 72–73.
- Новый законник. Архивировано 5 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- Гуаньцзы管子 Полный текст на китайском языке
- Гуаньцзы 《管子》 Текст на китайском языке с соответствующей английской лексикой.