Цзоу Ян
Цзоу Ян | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Цзоу Ян | ||
Упрощенный китайский | Цзоу Ян | ||
|
Цзоу Янь ( / ˈ d z oʊ ˈ j ɑː n / ; 305 г. до н. э. – 240 г. до н. э.) был китайским философом и духовным писателем эпохи Воюющих царств . Он был наиболее известен как представитель мыслителя школы Инь и Ян (или школы натуралистов ) в эпоху Сотни школ мысли в китайской философии .
Биография
[ редактировать ]Цзоу Янь был известным ученым Академии Цзися в штате Ци . Британский биохимик и китаевед Джозеф Нидэм описывает Цзоу как «настоящего основателя всей китайской научной мысли». [1] Его учение объединило и систематизировало две текущие теории в период Воюющих царств : Инь-Ян и Пять Элементов/Фаз ( дерево , огонь , земля , металл и вода ).Все сочинения Цзоу Яня утеряны и известны только по цитатам из ранних китайских текстов. Наилучшую информацию можно найти в его краткой биографии в « Записках великого историка» (I век до н.э.) Сыма Цяня . В нем он описывается как эрудит (философ, историк, политик, натуралист, географ, астролог), приехавший из прибрежного государства Ци (ныне Шаньдун ), где он был членом финансируемой государством Академии Цзися. Нидэм пишет:
Он видел, что правители становились все более распутными и неспособными ценить добродетель. ... Поэтому он глубоко изучил явления увеличения и уменьшения Инь и Ян и написал эссе общим объемом более 100 000 слов об их странных перестановках и о циклах великих мудрецов от начала до конца. Его высказывания были обширными и далеко идущими и не соответствовали общепринятым убеждениям классиков. Сначала ему приходилось рассматривать малые предметы и из них делать выводы о больших, пока он не достиг того, что не имело предела. Сначала он говорил о новом времени, а от этого вернулся во времена ( Хуан Ди ). Все ученые изучали его искусство. ... Он начал с классификации примечательных гор Китая, великих рек и соединяющих их долин; его птицы и звери; плодородие его воды и почвы, а также его редкие продукты; и отсюда распространился его взгляд на то, что находится за морями и что люди не могут наблюдать. Затем, начиная со времени разделения Небес и Земли и спускаясь вниз, он цитировал обращения и трансмутации Пяти Сил (Добродетелей), располагая их до тех пор, пока каждая не нашла свое подобающее место и не была подтверждена (историей). . (Цзоу Янь) утверждал, что то, что конфуцианцы называли «Срединным царством» (т.е. Китаем), занимает во всем мире лишь одну часть из восьмидесяти одного. ... Принцы, герцоги и великие чиновники, когда они впервые стали свидетелями его искусств, боязливо преобразились, но позже не смогли практиковать их. [1]

Цзоу Янь обычно ассоциируется с даосизмом и истоками китайской алхимии , восходящей к Книге Хань (около 100 г. н.э.), в которой он назван фанши (方士 [буквально «мастер техники»] «алхимик; маг; экзорцист; прорицатель» ). Холмс Уэлч предполагает, что фанши были среди тех, кого Сыма Цянь описал как «неспособных практиковать» искусство Цзоу Яня, и говорит, что, хотя Цзоу «постепенно приобрел алхимический статус, он сам ничего не знал об этом искусстве. Вероятно, оно было разработано теми из его последователей, которые заинтересовался физическими экспериментами с Пятью Элементами». [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нидэм, Джозеф. 1978. Краткий обзор науки и цивилизации в Китае . Колин А. Ронан, изд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр.142-143 ISBN 0-521-21821-7
- ^ Уэлч, Холмс. 1957. Даосизм: Разделение пути . Бостон: Beacon Press. стр.96-97 ISBN 0-8070-5973-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фунг Ю-лунь (1952). История китайской философии. Том. 1. п. 159-69.