Академия Цзися
Академия Цзися | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Академия Цзися | ||
Упрощенный китайский | Академия Цзися | ||
|
Академия Цзися или Академия Врат Ци [1] была научной академией в период Воюющих царств . [1] Он располагался в Линьцзы , столице Ци (современный Шаньдун ). Академия получила свое название от своего положения за западными воротами города. [2] назван в честь бога урожая Цзи или Хоу Цзи.
Учреждение
[ редактировать ]Основываясь на отрывках из «Записок великого историка» , [3] Академия обычно приписывается королю Сюаню , а дата ее основания составляет около 318 г. до н.э. Однако Сюй Гань приписал академию деду короля Сюаня, герцогу Хуаню Тянь Ци , которого не следует путать с герцогом Хуаном Ци . Отрывки Сыма Цяня согласуются с тем, что король Сюань восстановил, а не основал этот институт. [4]
Академию можно охарактеризовать как «первый раз, когда государство начало выступать в качестве покровителя науки из-за очевидного убеждения, что это является надлежащей функцией государства». [5] хотя некоторые утверждают, что его политические теории Хуанглао и престиж, созданный этим проектом, были предприняты просто для того, чтобы поддержать Тянь легитимность клана после свержения герцогом Тай Ци. Цзян предыдущей династии [6] и герцог Хуань Тянь Ци казнил своего брата, племянника и мать. [7]
Важность
[ редактировать ]Ученые, в том числе самые известные из той эпохи, приехали издалека, чтобы поселиться в академии: даосские философы Тянь Пиа , Шэнь Дао , Пэн Мэн и, возможно, Чжуанцзы ; [1] Цзоу Янь , основатель Школы натуралистов ; философ мохист - Сун Син ; и конфуцианские философы Мэн-цзы , [8] Сюнь Цзы , [9] и Чунью Кун . Знаменитые сцены общения Мэн-цзы с королем Сюанем возникли во время пребывания философа в академии. Академия Цзися также была первоначальным центром школы Хуанлао и участвовала в составлении Гуаньцзы эссе Нэйе «Внутреннее обучение», которое является старейшим из известных произведений, посвященных «культивированию ци » и медитации. [5] Некоторые утверждают, что это было вероятное место редактирования и редактирования, в результате которого был создан нынешний «Дао Дэ Цзин» . [2]
Академия пользовалась популярностью не только благодаря особнякам [3] и предоставляются стипендии, [9] но из-за почестей, оказанных королем Сюанем: главный ученый имел звание «великого префекта». [ нужны разъяснения ] и других руководителей академии называли «Мастерами» ( 先生 , xiānshēng ) и почитали, как если бы они были высшими государственными министрами ( 上大夫 , shàngdàifū ), а не скромными учеными дворянами , и они были освобождены от барщины . [9] Согласно одиннадцатой антиконфуцианской главе « Беседей о соли и железе» (81 г. до н. э.), «Царь Ци Сюань ценил ученых и их учения. Мэн-цзы, Чунь Юй Кун и другие пренебрегали высокими должностями, которые им были предоставлены, предпочитая произносить речи о государственных делах. В Академии Цзися в Ци диспутировало более тысячи таких ученых. Вы признаете, что такие люди, как Гунсунь Хун, были тогда повсюду». [10]
Наследие
[ редактировать ]Академия Цзися процветала до правления короля Мина . В 284 г. до н. э. он был разграблен мешком Яна из Линци. Однако Сыма Цянь приписывает этому примеру создание других академий, особенно академий Четырех Лордов : академию лорда Мэнчана в Ци , а также академию лорда Пинъюаня в Чжао , лорда Чуньшэня в Чу и лорда Синьлиня . в Вэй . [11] В Цинь канцлер . Люй Бувэй поддерживал тысячи ученых между 250 и 238 годами до нашей эры
Археология
[ редактировать ]В феврале 2022 года археологи заявили об открытии руин академии в Цзыбо городе провинции Шаньдун . В ходе раскопок, продолжавшихся за 5 лет до объявления, были обнаружены четыре ряда фундаментов зданий, принадлежавших академическому комплексу, а также архитектурные компоненты, которые «сияли разноцветными огнями, когда на них светило солнце». Площадь участка составляет около 210 м с востока на запад в самом широком месте и 190 м в длину с севера на юг, имеет форму сверху примерно как прямоугольную трапецию и имеет общую площадь около 40 000 квадратных метров. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Нидэм, Джозеф . Наука и цивилизация в Китае , Том. 1, стр. 95 ф. Издательство Кембриджского университета, 1956. ISBN 052105799X , 9780521057998. По состоянию на 2 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Киркланд, Р. Даосизм: непреходящая традиция , стр. 64 f. Рутледж, 2004. ISBN 0203688678 , 9780203688670. По состоянию на 2 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Сыма Цянь . Записки великого историка .
- ^ Мейкхэм, Джон. Имя и актуальность в ранней китайской мысли , стр. 249 f. СУНИ Пресс, 1994. ISBN 0791419843 , 9780791419847. По состоянию на 2 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Харпер, Дональд и др. Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Кембриджский университет. Пресс, 1999.
- ^ Пиренбум, Рэндалл. Закон и мораль в Древнем Китае: Шелковые рукописи Хуан-Лао , стр. 224 и далее. СУНИ Пресс, 1993. ISBN 0791412377 , 9780791412374.
- ^ Бамбуковые летописи . « Анналы Вэй ». (на китайском языке)
- ^ Стоквелл, Фостер . История хранения и поиска информации . МакФарланд и компания, 2001. ISBN 0-7864-0840-5 .
- ^ Jump up to: а б с Сато, Масаюки. Конфуцианские поиски порядка: происхождение и формирование политической мысли Сюнь Цзы . Брилл (Бостон), 2003 г.
- ^ «Беседы о соли и железе, глава XI» . Традиции образцовых женщин . Перевод Эссона В. Гейла. Тайбэй, Тайвань: Чэн Вэнь. 1973 год . Проверено 25 октября 2015 г. Из бесед о соли и железе
- ^ Ким, Хонкён. Старый мастер: синкретическое чтение Лаоцзы, начиная с текста Мавандуй . СУНИ Пресс, 2012. ISBN 1438440111 , 9781438440118.
- ^ "Руины древней академии проливают свет на корни китайской цивилизации - Синьхуа" . Синьхуа Нет . Проверено 31 мая 2022 г.