Jump to content

Дядя

(Перенаправлено с Essence-Function )

Сущностная функция ( упрощенное: 体用 ; традиционное: 體用 ; пиньинь : ти-ён; корейское: че-ён, японское: тай-ю) — ключевое понятие в китайской философии и восточноазиатском буддизме . Это соединение двух терминов: «сущность» (ти, 體), абсолютная реальность, причина или источник всех вещей, и «функция» (ён, 用), проявления ти, составляющие непостоянное и относительная конкретная реальность. Ти и ён представляют собой не две отдельные вещи, а аспекты одного и того же недвойственного процесса. [1] [2]

Значения термина «сущность-функция» также могут расширяться и включать следующие полярности: внутреннее/внешнее, корень/ветвь, скрытое/проявленное, неподвижность/движение, фундаментальное/поверхностное. [3] Основную идею можно найти в древних китайских текстах, таких как Ицзин и Мэн-цзы . [3] Этот термин был широко принят китайскими буддистами и стал основной темой китайского буддизма . В восточноазиатском буддийском контексте этот термин был дополнительно расширен и связан с классическими буддийскими идеями и полярностями, такими как: нирвана / сансара , Будда / разумное существо, врожденное просветление / начальное просветление, высшая истина / относительная истина , принцип и явления (理事) и Единый Разум и его функции (в Пробуждении Веры ). [3] Сущностно-функциональная мысль остается важной доктринальной темой восточноазиатского буддизма.

Этимология

[ редактировать ]
  • Сущность , ( ти ), корейский: че (체), японский: тай. Этот символ может означать: тело; форма, форма; сущность, подразделение; стиль, мода, система; субстанция, сущность; теория (в отличие от практики). [Интернет 1]
  • Функция или приложение (ён), корейский: 용 (ён), японский: yū. Это может означать: использовать, использовать, применять, эксплуатировать; прилагать; эффект; финансы; нуждаться; есть, пить. [Интернет 2]

Значение

[ редактировать ]
Абсолютный Родственник
Прямой Сгибать
Один Коллектор
Идентичный Другой
Универсальный Особый
Ноуменальный Феноменальный
Что Shih
Абсолютный Появление
Темный Свет
Ри Из
Чанг Ручка
Настоящий Очевидный
Идеально Действительный

Сущность — это Абсолютная Реальность, фундаментальная «причина» или происхождение, тогда как Функция — это проявленная или относительная реальность, различимые следствия или проявления Сущности . [4] [ мертвая ссылка ] По словам буддолога А. Чарльза Мюллера :

Первоначально T'i означает тело или субстанцию ​​и относится к более внутренним, существенным, скрытым и важным аспектам вещи. Юнг имеет в виду более внешние, поверхностные, очевидные и функциональные аспекты чего-либо. Но нужно ясно понимать, что это аспекты — способы видения одной вещи, а не двух отдельных существований. [2]

Таким образом, термин «Сущность-Функция» описывает взаимодействие между ними: хотя Абсолютная Реальность является конечной реальностью, относительная реальность, тем не менее, также существует, как это видно из конкретной реальности. В восточноазиатском буддизме эта идея стала тесно связана с индийской идеей двух истин (относительной и окончательной). Связь между этими двумя принципами выражается в таких схемах чань/дзэн, как « Пять рангов». [5] и Oxherding Pictures . Для обозначения «абсолютного» и «относительного» используются различные термины. [6]

Дерево образует метафору Сущности-Функции , корни которой представляют собой Сущность , а ветви — Функцию . [4] [ мертвая ссылка ] Таким образом, китайские ученые также использовали эквивалентную терминологию, такую ​​​​как пен-мо («корни и ветви»). [2]

В китайской философии основное применение ти-юн состоит в том, чтобы понять человеческий разум или дух (шэн) как «сущность», а отдельные слова, мысли и действия — как функцию. В конфуцианских текстах эта концепция применяется к фундаментальному качеству жэнь («человечность», «благожелательность»), которое выражается в различных «функциях», таких как приличие ( ли ) и сыновняя почтительность ( сяо ). [2] Эту концепцию можно также применить к китайской космологии , где первый принцип или высшая основа бытия ( Дао , Ли , Тайцзи , Небеса и т. д.) является сущностью, а бесчисленные явления в мире, «десять тысяч вещей» (например, инь и ян , пять фаз и т. д.), являются функцией. [7]

По словам Пака Сунг Бэ, концепция сущности-функции используется восточноазиатскими буддистами «чтобы показать недуалистическую и неразличающую природу в их опыте просветления », но не исключает понятий субъективности и объективности. [8] По мнению Пака Сон Бэ, термины «сущность» и «функция» также можно перевести как «тело» и «функции тела», что является более личным и менее абстрактным выражением недвойственности . [9]

По мнению Чарльза Мюллера, мысль о сущности-функции «берёт своё начало глубоко в тайниках ранней чжоуской мысли в таких основополагающих текстах, как « Книга од» , «Аналитики» , «И цзин» и «Дао дэ цзин» , которые получили формальное определение и стали регулярно использоваться в экзегетических текстах. сочинения конфуцианских/неодаосских ученых эпохи Последней Хань и позже». [2]

Дальнейшее развитие мысль Тиюна получила в период Вэй (220–265) – Цзинь (266–420) китайской истории, когда «Объединения трех учений доминировала идеология », стремившаяся к теоретическому примирению конфуцианства , даосизма и буддизма . Концепция Тийонг была сначала известна как пен-мо («первичный-последний» или «первичный-подчиненный») и превратилась в ти-юн. На начальном этапе разработки теории «мыслители считали одну из трех философий «первичной» или «ти», а другие - «последними» или «юнгами», настаивая на том, что их собственная философия превосходит другие». [10] Однако, хотя теория использовалась для иерархического расположения трёх учений, она также подтверждала их внутреннее единство. [11]

Эти понятия появляются уже в «Чжунъюн» ( «Учение о среднем »), приписываемом Цзы Си (481–402 гг. до н. э.), внуку Конфуция . Первым философом, систематически использовавшим схему ти-юн, был Ван Би (226–249) в своем комментарии к «Даодецзин» , глава 22, когда он обсуждал метафизические отношения между небытием ( у ) и бытием ( ты ). Впоследствии это понятие было заимствовано из неодаосской философии в другие школы китайской философии, включая Хуа-янь и другие школы буддизма, а также неоконфуцианство Чэн И и Чжу Си , и служило основным инструментом интерпретации. . Вместе с этими школами он распространился в Корею, Японию и Вьетнам и получил там развитие.

Эта концепция получила дальнейшее развитие с появлением буддизма в Китае , адаптируя буддийскую философию к китайской системе координат. Одним из основных доктрин буддизма Мадхьямаки является доктрина двух истин , которая утверждает, что существует относительная истина и высшая истина. В Мадхьямаке две истины — это две эпистемологические истины : два разных способа взглянуть на реальность. Феноменальная реальность относительно реальна или истинна: ​​можно делать фактические утверждения о конкретной или явной реальности, но эти утверждения имеют относительную истинность, поскольку все существующее меняется и неизбежно снова растворится. В конечном счете, все пусто, шуньята , с неизменной глубинной сущностью. [12] Шуньята сама по себе также «пуста», «пустота пустоты», а это означает, что сама шуньята не представляет собой высшую или предельную «сущность» или «реальность». [13] [14] [примечание 1] Праджняпарамита -сутры и Мадхьямака подчеркивали недвойственность формы и пустоты: форма — это пустота, пустота — это форма, как говорит сутра сердца . [15]

Когда в Китае появился буддизм, доктрина двух истин вызвала путаницу. Китайское мышление восприняло это как ссылку на две онтологические истины : реальность существует на двух уровнях: относительном и абсолютном. [16] Доктрины о природе Будды и Шуньяте понимались как родственные Дао и даосскому небытию. [17] Китайскому миру потребовалось несколько столетий, чтобы осознать, что шуньята имеет и другое значение. [18]

Основываясь на своем понимании Махаянской Махапаринирвана-сутры , китайцы полагали, что учение о природе Будды, как утверждается в этой сутре, является окончательным буддийским учением и что существует сущностная истина, стоящая выше шуньяты и двух истин. Идея о том, что высшая реальность присутствует в повседневном мире относительной реальности, хорошо сочеталась с китайской культурой, которая делала упор на обыденный мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолютное присутствует в относительном мире:

Отрицать двойственность сансары и нирваны, как это делает Совершенство Мудрости, или логически демонстрировать ошибку дихотомической концептуализации, как это делает Нагарджуна , не значит решать вопрос об отношениях между сансарой и нирваной - или, выражаясь в более философских терминах, , между феноменальной и окончательной реальностью [...] Какова же тогда связь между этими двумя сферами? [15]

«Пробуждение веры Махаяны» , ключевой текст китайского буддизма, также использует функцию сущности и сочетает ее с йогачарой , природой будды и философией мадхьямаки, чтобы создать уникальное мировоззрение. Многие современные ученые пришли к выводу, что этот текст был составлен в Китае, поскольку он показывает влияние эссенциально-функциональной мысли. [19]

Взгляд на сущность-функцию вскоре был принят чань-буддистами и появился в « Платформной сутре» . Восточноазиатские философы Махаяны, на которых повлиял дискурс сущности-функции, включают таких светил, как Фазан , Цзунми и чаньские мастера Пяти домов династии Тан династии Чан . [3]

Идея Тиюна использовалась конфуцианскими реформаторами Движения самоусиления в конце правления династии Цин (1644–1912) в Китае во фразе «Китайское обучение ради сути, западное обучение ради применения». [примечание 2] Считалось, что Китаю следует поддерживать свой собственный конфуцианский стиль обучения, чтобы сохранить «сущность» общества, и в то же время использовать западное обучение для «практического применения» в развитии своей инфраструктуры и экономики. [20]

Корейский буддизм

[ редактировать ]

Сущность-функция является важным элементом философии Вонхё (617–686 гг. Н. Э.). [21] Вонхё развил теорию ти-юн в ее наиболее влиятельной форме в своем комментарии к « Та чэн ци синь лунь» ( «Трактат о пробуждении веры Махаяны »). Это писание провозглашает недвойственность феноменального или материального мира и Татхагата-гарбхи . [22] Вонхё рассматривал в «Трактате» трактовку Ти-Юна как способ гармонизации мыслей Мадхьямики и Йогачары. Для Вонхё «ти» соответствует абсолютной истине Мадхьямики, а «юнг» — ее условной истине, а они, в свою очередь, являются двумя вратами единого ума Йогачары. [23]

Чинул (1158–1210) и Кихва (1376–1433) также особым образом использовали и развивали эту идею Сущности-Функции в своих трудах. [24] Вончук (613–696) использовал концептуальный и аналитический инструмент «Сущность-функция» как экзегетический, герменевтический и синкретический инструмент.

Лингвистика

[ редактировать ]

Это понятие также используется в корейской и японской лингвистике. Слова, которые не меняют своей формы, в основном существительные, которые не изменяются в корейском и японском языках, называются «сущностными» словами (體言), тогда как глаголы и большинство прилагательных, которые в этих языках сильно изменяются, называются как «служебные» слова (用言).

См. также

[ редактировать ]
буддизм
христианство

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. также Сьюзан Кан, Две истины буддизма и Пустота пустоты.
  2. ^ ( упрощенный китайский : китайский как форма, западное обучение как функция ; традиционный китайский : китайский как форма, западное обучение как функция ; пиньинь : чжун сюэ вэй ту, сю сюэ вэй юн
  1. ^ Мюллер, А. Чарльз. Появление сущности-функции (ти-ён) 體用 Герменевтика в китаизации индийского буддизма: обзор . 불교학리뷰 ( Критический обзор буддийских исследований ) 19권 (2016. 6) 111p~152p.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Мюллер, Чарльз. «Врожденное просветление и отсутствие мыслей: ответ на критическую буддийскую позицию в отношении дзэн». Университет Тойо Гакуэн, доклад, представленный на Международной конференции по Сону в Пэкян-са, Кванджу, Корея, 22 августа 1998 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Мюллер, Чарльз (2 января 2021 г.). «體用 сущность-функция» . Цифровой словарь буддизма .
  4. ^ Перейти обратно: а б Мюллер 2005 .
  5. ^ Касулис 2003 , с. 29.
  6. ^ Дюмулен 2005a .
  7. ^ Вильгельм, Ричард; Бэйнс, Кэри Ф. (1967). «И Цзин, или Книга Перемен» , с. Ив. Боллинген Серия XIX. Издательство Принстонского университета.
  8. ^ Парк 1983 , с. 147.
  9. ^ Парк 2009 , с. 11.
  10. ^ Ким 2004 , с. 139.
  11. ^ Ким 2004 , стр. 139–144.
  12. ^ Гарфилд 2002 , с. 91.
  13. ^ Гарфилд 2002 , с. 38–39.
  14. ^ Сидериц 2003 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Лян-Чье 1986 , с. 9.
  16. ^ Лай 2003 , с. 11.
  17. ^ Лай 2003 , с. 8.
  18. ^ К 2003 году .
  19. ^ Гросник 1989 .
  20. ^ Спенс 1999 , стр. 225–226.
  21. ^ Мюллер 1995 , стр. 33–48.
  22. ^ Ким 2004 , с. 163.
  23. ^ Ким 2004 , стр. 164–166.
  24. ^ Мюллер 1995 .

Источники

[ редактировать ]

Печатные источники

[ редактировать ]

Веб-источники

[ редактировать ]
  1. ^ Шейх, Адам (2008). 體 или Тай. КантоДикт v1.3.16. Источник: [1] (дата обращения: 20 декабря 2008 г.)
  2. ^ Шейх, Адам (2008). 用 или Юнг. КантоДикт v1.3.16. Источник: [2] (дата обращения: 20 декабря 2008 г.)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31cb2c57fce0f9d72bc1f8adfab95eeb__1716509520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/eb/31cb2c57fce0f9d72bc1f8adfab95eeb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiyong - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)