Дядя
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: непоследовательная латинизация. ( декабрь 2016 г. ) |
Сущностная функция ( упрощенное: 体用 ; традиционное: 體用 ; пиньинь : ти-ён; корейское: че-ён, японское: тай-ю) — ключевое понятие в китайской философии и восточноазиатском буддизме . Это соединение двух терминов: «сущность» (ти, 體), абсолютная реальность, причина или источник всех вещей, и «функция» (ён, 用), проявления ти, составляющие непостоянное и относительная конкретная реальность. Ти и ён представляют собой не две отдельные вещи, а аспекты одного и того же недвойственного процесса. [1] [2]
Значения термина «сущность-функция» также могут расширяться и включать следующие полярности: внутреннее/внешнее, корень/ветвь, скрытое/проявленное, неподвижность/движение, фундаментальное/поверхностное. [3] Основную идею можно найти в древних китайских текстах, таких как Ицзин и Мэн-цзы . [3] Этот термин был широко принят китайскими буддистами и стал основной темой китайского буддизма . В восточноазиатском буддийском контексте этот термин был дополнительно расширен и связан с классическими буддийскими идеями и полярностями, такими как: нирвана / сансара , Будда / разумное существо, врожденное просветление / начальное просветление, высшая истина / относительная истина , принцип и явления (理事) и Единый Разум и его функции (в Пробуждении Веры ). [3] Сущностно-функциональная мысль остается важной доктринальной темой восточноазиатского буддизма.
Этимология
[ редактировать ]- Сущность , 體 ( ти ), корейский: че (체), японский: тай. Этот символ может означать: тело; форма, форма; сущность, подразделение; стиль, мода, система; субстанция, сущность; теория (в отличие от практики). [Интернет 1]
- Функция или приложение 用 (ён), корейский: 용 (ён), японский: yū. Это может означать: использовать, использовать, применять, эксплуатировать; прилагать; эффект; финансы; нуждаться; есть, пить. [Интернет 2]
Значение
[ редактировать ]Абсолютный | Родственник |
---|---|
Прямой | Сгибать |
Один | Коллектор |
Идентичный | Другой |
Универсальный | Особый |
Ноуменальный | Феноменальный |
Что | Shih |
Абсолютный | Появление |
Темный | Свет |
Ри | Из |
Чанг | Ручка |
Настоящий | Очевидный |
Идеально | Действительный |
Сущность — это Абсолютная Реальность, фундаментальная «причина» или происхождение, тогда как Функция — это проявленная или относительная реальность, различимые следствия или проявления Сущности . [4] [ мертвая ссылка ] По словам буддолога А. Чарльза Мюллера :
Первоначально T'i означает тело или субстанцию и относится к более внутренним, существенным, скрытым и важным аспектам вещи. Юнг имеет в виду более внешние, поверхностные, очевидные и функциональные аспекты чего-либо. Но нужно ясно понимать, что это аспекты — способы видения одной вещи, а не двух отдельных существований. [2]
Таким образом, термин «Сущность-Функция» описывает взаимодействие между ними: хотя Абсолютная Реальность является конечной реальностью, относительная реальность, тем не менее, также существует, как это видно из конкретной реальности. В восточноазиатском буддизме эта идея стала тесно связана с индийской идеей двух истин (относительной и окончательной). Связь между этими двумя принципами выражается в таких схемах чань/дзэн, как « Пять рангов». [5] и Oxherding Pictures . Для обозначения «абсолютного» и «относительного» используются различные термины. [6]
Дерево образует метафору Сущности-Функции , корни которой представляют собой Сущность , а ветви — Функцию . [4] [ мертвая ссылка ] Таким образом, китайские ученые также использовали эквивалентную терминологию, такую как пен-мо («корни и ветви»). [2]
В китайской философии основное применение ти-юн состоит в том, чтобы понять человеческий разум или дух (шэн) как «сущность», а отдельные слова, мысли и действия — как функцию. В конфуцианских текстах эта концепция применяется к фундаментальному качеству жэнь («человечность», «благожелательность»), которое выражается в различных «функциях», таких как приличие ( ли ) и сыновняя почтительность ( сяо ). [2] Эту концепцию можно также применить к китайской космологии , где первый принцип или высшая основа бытия ( Дао , Ли , Тайцзи , Небеса и т. д.) является сущностью, а бесчисленные явления в мире, «десять тысяч вещей» (например, инь и ян , пять фаз и т. д.), являются функцией. [7]
По словам Пака Сунг Бэ, концепция сущности-функции используется восточноазиатскими буддистами «чтобы показать недуалистическую и неразличающую природу в их опыте просветления », но не исключает понятий субъективности и объективности. [8] По мнению Пака Сон Бэ, термины «сущность» и «функция» также можно перевести как «тело» и «функции тела», что является более личным и менее абстрактным выражением недвойственности . [9]
Обзор
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]По мнению Чарльза Мюллера, мысль о сущности-функции «берёт своё начало глубоко в тайниках ранней чжоуской мысли в таких основополагающих текстах, как « Книга од» , «Аналитики» , «И цзин» и «Дао дэ цзин» , которые получили формальное определение и стали регулярно использоваться в экзегетических текстах. сочинения конфуцианских/неодаосских ученых эпохи Последней Хань и позже». [2]
Дальнейшее развитие мысль Тиюна получила в период Вэй (220–265) – Цзинь (266–420) китайской истории, когда «Объединения трех учений доминировала идеология », стремившаяся к теоретическому примирению конфуцианства , даосизма и буддизма . Концепция Тийонг была сначала известна как пен-мо («первичный-последний» или «первичный-подчиненный») и превратилась в ти-юн. На начальном этапе разработки теории «мыслители считали одну из трех философий «первичной» или «ти», а другие - «последними» или «юнгами», настаивая на том, что их собственная философия превосходит другие». [10] Однако, хотя теория использовалась для иерархического расположения трёх учений, она также подтверждала их внутреннее единство. [11]
Эти понятия появляются уже в «Чжунъюн» ( «Учение о среднем »), приписываемом Цзы Си (481–402 гг. до н. э.), внуку Конфуция . Первым философом, систематически использовавшим схему ти-юн, был Ван Би (226–249) в своем комментарии к «Даодецзин» , глава 22, когда он обсуждал метафизические отношения между небытием ( у ) и бытием ( ты ). Впоследствии это понятие было заимствовано из неодаосской философии в другие школы китайской философии, включая Хуа-янь и другие школы буддизма, а также неоконфуцианство Чэн И и Чжу Си , и служило основным инструментом интерпретации. . Вместе с этими школами он распространился в Корею, Японию и Вьетнам и получил там развитие.
Эта концепция получила дальнейшее развитие с появлением буддизма в Китае , адаптируя буддийскую философию к китайской системе координат. Одним из основных доктрин буддизма Мадхьямаки является доктрина двух истин , которая утверждает, что существует относительная истина и высшая истина. В Мадхьямаке две истины — это две эпистемологические истины : два разных способа взглянуть на реальность. Феноменальная реальность относительно реальна или истинна: можно делать фактические утверждения о конкретной или явной реальности, но эти утверждения имеют относительную истинность, поскольку все существующее меняется и неизбежно снова растворится. В конечном счете, все пусто, шуньята , с неизменной глубинной сущностью. [12] Шуньята сама по себе также «пуста», «пустота пустоты», а это означает, что сама шуньята не представляет собой высшую или предельную «сущность» или «реальность». [13] [14] [примечание 1] Праджняпарамита -сутры и Мадхьямака подчеркивали недвойственность формы и пустоты: форма — это пустота, пустота — это форма, как говорит сутра сердца . [15]
Когда в Китае появился буддизм, доктрина двух истин вызвала путаницу. Китайское мышление восприняло это как ссылку на две онтологические истины : реальность существует на двух уровнях: относительном и абсолютном. [16] Доктрины о природе Будды и Шуньяте понимались как родственные Дао и даосскому небытию. [17] Китайскому миру потребовалось несколько столетий, чтобы осознать, что шуньята имеет и другое значение. [18]
Основываясь на своем понимании Махаянской Махапаринирвана-сутры , китайцы полагали, что учение о природе Будды, как утверждается в этой сутре, является окончательным буддийским учением и что существует сущностная истина, стоящая выше шуньяты и двух истин. Идея о том, что высшая реальность присутствует в повседневном мире относительной реальности, хорошо сочеталась с китайской культурой, которая делала упор на обыденный мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолютное присутствует в относительном мире:
Отрицать двойственность сансары и нирваны, как это делает Совершенство Мудрости, или логически демонстрировать ошибку дихотомической концептуализации, как это делает Нагарджуна , не значит решать вопрос об отношениях между сансарой и нирваной - или, выражаясь в более философских терминах, , между феноменальной и окончательной реальностью [...] Какова же тогда связь между этими двумя сферами? [15]
«Пробуждение веры Махаяны» , ключевой текст китайского буддизма, также использует функцию сущности и сочетает ее с йогачарой , природой будды и философией мадхьямаки, чтобы создать уникальное мировоззрение. Многие современные ученые пришли к выводу, что этот текст был составлен в Китае, поскольку он показывает влияние эссенциально-функциональной мысли. [19]
Взгляд на сущность-функцию вскоре был принят чань-буддистами и появился в « Платформной сутре» . Восточноазиатские философы Махаяны, на которых повлиял дискурс сущности-функции, включают таких светил, как Фазан , Цзунми и чаньские мастера Пяти домов династии Тан династии Чан . [3]
Идея Тиюна использовалась конфуцианскими реформаторами Движения самоусиления в конце правления династии Цин (1644–1912) в Китае во фразе «Китайское обучение ради сути, западное обучение ради применения». [примечание 2] Считалось, что Китаю следует поддерживать свой собственный конфуцианский стиль обучения, чтобы сохранить «сущность» общества, и в то же время использовать западное обучение для «практического применения» в развитии своей инфраструктуры и экономики. [20]
Корейский буддизм
[ редактировать ]Сущность-функция является важным элементом философии Вонхё (617–686 гг. Н. Э.). [21] Вонхё развил теорию ти-юн в ее наиболее влиятельной форме в своем комментарии к « Та чэн ци синь лунь» ( «Трактат о пробуждении веры Махаяны »). Это писание провозглашает недвойственность феноменального или материального мира и Татхагата-гарбхи . [22] Вонхё рассматривал в «Трактате» трактовку Ти-Юна как способ гармонизации мыслей Мадхьямики и Йогачары. Для Вонхё «ти» соответствует абсолютной истине Мадхьямики, а «юнг» — ее условной истине, а они, в свою очередь, являются двумя вратами единого ума Йогачары. [23]
Чинул (1158–1210) и Кихва (1376–1433) также особым образом использовали и развивали эту идею Сущности-Функции в своих трудах. [24] Вончук (613–696) использовал концептуальный и аналитический инструмент «Сущность-функция» как экзегетический, герменевтический и синкретический инструмент.
Лингвистика
[ редактировать ]Это понятие также используется в корейской и японской лингвистике. Слова, которые не меняют своей формы, в основном существительные, которые не изменяются в корейском и японском языках, называются «сущностными» словами (體言), тогда как глаголы и большинство прилагательных, которые в этих языках сильно изменяются, называются как «служебные» слова (用言).
См. также
[ редактировать ]- буддизм
- Ганкьил
- Корейский буддизм
- Корейская философия
- Разумные существа (буддизм)
- Хранить сознание
- Пять рангов
- христианство
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. также Сьюзан Кан, Две истины буддизма и Пустота пустоты.
- ^ ( упрощенный китайский : китайский как форма, западное обучение как функция ; традиционный китайский : китайский как форма, западное обучение как функция ; пиньинь : чжун сюэ вэй ту, сю сюэ вэй юн
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мюллер, А. Чарльз. Появление сущности-функции (ти-ён) 體用 Герменевтика в китаизации индийского буддизма: обзор . 불교학리뷰 ( Критический обзор буддийских исследований ) 19권 (2016. 6) 111p~152p.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мюллер, Чарльз. «Врожденное просветление и отсутствие мыслей: ответ на критическую буддийскую позицию в отношении дзэн». Университет Тойо Гакуэн, доклад, представленный на Международной конференции по Сону в Пэкян-са, Кванджу, Корея, 22 августа 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мюллер, Чарльз (2 января 2021 г.). «體用 сущность-функция» . Цифровой словарь буддизма .
- ^ Перейти обратно: а б Мюллер 2005 .
- ^ Касулис 2003 , с. 29.
- ^ Дюмулен 2005a .
- ^ Вильгельм, Ричард; Бэйнс, Кэри Ф. (1967). «И Цзин, или Книга Перемен» , с. Ив. Боллинген Серия XIX. Издательство Принстонского университета.
- ^ Парк 1983 , с. 147.
- ^ Парк 2009 , с. 11.
- ^ Ким 2004 , с. 139.
- ^ Ким 2004 , стр. 139–144.
- ^ Гарфилд 2002 , с. 91.
- ^ Гарфилд 2002 , с. 38–39.
- ^ Сидериц 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б Лян-Чье 1986 , с. 9.
- ^ Лай 2003 , с. 11.
- ^ Лай 2003 , с. 8.
- ^ К 2003 году .
- ^ Гросник 1989 .
- ^ Спенс 1999 , стр. 225–226.
- ^ Мюллер 1995 , стр. 33–48.
- ^ Ким 2004 , с. 163.
- ^ Ким 2004 , стр. 164–166.
- ^ Мюллер 1995 .
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
[ редактировать ]- Дюмулен, Генрих (2005a), Дзен-буддизм: история. Том 1: Индия и Китай , World Wisdom Books, ISBN 978-0-941532-89-1
- Гарфилд, Джей (2002), Пустые слова: буддийская философия и межкультурная интерпретация , Oxford University Press
- Гросник, Уильям, Х. (1989), «Категории Ти, Сян и Юнг: свидетельства того, что Парамартха способствовал пробуждению веры» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 12 (1): 65–92 , заархивировано из оригинала 12 января 2014 г.
{{citation}}
: CS1 maint: бот: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Касулис, Томас П. (2003), Духовность Чань. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Ким, Чон Ин (2004), Философский контекст интерпретации буддизма Вонхё , Jimoondang International
- Лай, Уэлен (2003), Буддизм в Китае: исторический обзор. В Антонио С. Куа (ред.): Энциклопедия китайской философии (PDF) , Нью-Йорк: Routledge, заархивировано из оригинала (PDF) 12 ноября 2014 г.
- Лян-Чье (1986), «Записи Дун-шаня» , перевод Уильяма Ф. Пауэлла, Институт Курода
- Мюллер, А. Чарльз (1995), «Ключевые оперативные концепции корейской буддийской синкретической философии: взаимопроникновение (通達) и сущностная функция (體用) в Вонхё, Чинул и Кихва» , Бюллетень Университета Тойо Гакуэн (3): 33 –48, заархивировано из оригинала 29 декабря 2009 г.
- Мюллер, А. Чарльз (1999), «Сущностная функция и взаимопроникновение: раннее китайское происхождение и проявления» , Бюллетень Университета Тойо Гакуэн , 7
- Мюллер, А. Чарльз (2005), Сущность и функция сантехники: кульминация великих буддийско-конфуцианских дебатов , заархивировано из оригинала 21 декабря 2008 г. , получено 20 декабря 2008 г.
- Пак, Сон Бэ (1983), Буддийская вера и внезапное просветление , SUNY Press, ISBN 0-87395-673-7
- Пак, Сон Бэ (2009), Подход одного корейца к буддизму: парадигма мама / момджит , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-7697-0
- Сидеритс, Марк (2003), «О сотериологическом значении пустоты», Современный буддизм , 4 (1): 9–23, doi : 10.1080/1463994032000140158 , S2CID 144783831
- Спенс, Джонатан Д. (1999), В поисках современного Китая , Нортон, ISBN 0-393-30780-8
- Тарокко, Франческа (2008), «Трудности перевода? Трактат о пробуждении веры в Махаяне (Дашэн цисинь лунь) и его современные прочтения», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 71 (2): 324–325, дои : 10.1017/S0041977X08000566 , hdl : 10278/3684313