Jump to content

Конфуций

Страница полузащищена

  • Конфуций
  • Конгцзу
Конфуций
в эпоху Тан Изображение Конфуция работы У Даоцзы (685–758).
Рожденный
Конг Цю

в. 551 г. до н. э.
Цзоу, Лу (ныне Цюйфу , Шаньдун)
Умер в. 479 г. до н.э. (71–72 года)
Если река , читай
Место отдыха Кладбище Конфуция , Лу
Область Китайская философия
Школа Конфуцианство
Известные студенты
Основные интересы
Китайское имя
китайский Конфуций
Ханью Пиньинь Конгцзу
Буквальный смысл Мастер Конг
Конг Цю
китайский Кунцю
Ханью Пиньинь Конг Цю
Японское имя
Кандзи Конфуций
Хирагана инструктор

Конфуций ( 孔子 ; пиньинь: Kongzϐ ; букв. « Мастер Конг » ; ок. 551 – ок. 479 до н.э. ), урожденный Конг Цю ( 孔丘 ), был китайским философом периода весны и осени , который традиционно считается образцом Китайские мудрецы, а также первый учитель в Китае, выступавший за массовое образование. Большая часть общего культурного наследия Синосферы берет свое начало в философии и учении Конфуция. [1] Его философское учение, названное конфуцианством , подчеркивало личную и правительственную мораль, правильность социальных отношений , справедливость, доброту, искренность и ответственность правителя руководить добродетелью. [2]

Конфуций считал себя передатчиком ценностей более ранних периодов, от которых, как он утверждал, в его время отказались. Он выступал за сыновнюю почтительность , одобряя сильную семейную верность, почитание предков , уважение старших со стороны детей и мужей со стороны жен. Конфуций считал крепкую семью краеугольным камнем идеального правительства. Он отстаивал Серебряное правило или отрицательную форму Золотого правила , советуя: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали себе». [3]

Время жизни Конфуция отличалось богатым разнообразием мысли и было периодом становления интеллектуальной истории Китая. Его идеи приобрели известность в период Воюющих царств , но потерпели неудачу сразу после завоевания Цинь . При императоре У Хань идеи Конфуция получили официальную санкцию, а связанные с ними работы стали обязательными для чтения при карьерном пути, ведущем к чиновничеству. Во времена династий Тан и Сун конфуцианство развилось в систему, известную на Западе как неоконфуцианство , а позже как новое конфуцианство . От древних династий до современности конфуцианство интегрировалось в китайскую социальную структуру и образ жизни. [4]

Традиционно Конфуцию приписывают авторство или редактирование многих древних текстов, включая все « Пять классических произведений» . Однако современные ученые проявляют осторожность, приписывая конкретные утверждения самому Конфуцию, поскольку, по крайней мере, некоторые из связанных с ним текстов и философии имели более древнее происхождение. [5] Афоризмы, касающиеся его учения, были собраны в «Аналектах» , но только спустя много лет после его смерти.

Имя

Имя «Конфуций» представляет собой латинизированную форму китайского языка Конг Фуцзу ( 孔夫子 , «Мастер Конг») и было придумано в конце 16 века первыми миссионерами-иезуитами в Китае . [6] Конфуция Фамилия была Конг ( , OC : * ‍ kʰˤoŋʔ ), а его имя было Цю ( , OC : * ‍ [k]ʷʰə ). Его любезное имя , шапка ( гуань : ), данное ему на церемонии совершеннолетия , [7] и под которым он был известен всем, кроме старших членов семьи, был Чжунни ( 仲尼 , OC : * ‍ N-‍truŋ-‍s nr[əj] ), «Чжун», указывающий на то, что он был вторым сыном в его семье. семья. [6] [8]

Жизнь

Ранний период жизни

Считается, что Конфуций родился 28 сентября 551 г. до н. э. [9] [10] в Цзоу ( , в современном Шаньдуне ). [10] [11] Эта территория теоретически контролировалась королями Чжоу , но фактически была независимой под властью местных лордов Лу , которые правили из соседнего города Цюйфу. Его отец Конг Хэ (или Шулян Хэ) был пожилым комендантом местного гарнизона Лу. [12] Его родословная восходит к герцогам Сун и династии Шан, предшествовавшей Чжоу. [13] [14] [15] [16] Традиционные рассказы о жизни Конфуция говорят, что дед Конг Хэ перевез семью из Сун в Лу. [17] Не все современные ученые признают происхождение Конфуция из знати Сун. [18] : 14–15 

Кун Хэ умер, когда Конфуцию было три года, и Конфуция воспитывала его мать Янь Чжэнцзай ( 顏徵在 ) в бедности. [19] Его мать позже умерла в возрасте менее 40 лет. [19] В 19 лет он женился на госпоже Цигуань ( 亓官氏 ), а год спустя у пары родился первый ребенок, сын Конг Ли ( 孔鯉 ). [19] Позже у Цигуаня и Конфуция родились две дочери, одна из которых, как полагают, умерла в детстве, а другую звали Конг Цзяо ( 孔姣 ). [20]

Конфуций получил образование в школах для простолюдинов, где он изучал Шесть искусств . [21]

Конфуций родился в классе ши ( ), между аристократией и простым народом. Говорят, что, когда ему было чуть больше 20, он работал на различных государственных должностях, а также работал бухгалтером и смотрителем овец и лошадей, используя доходы, чтобы достойно похоронить свою мать. [19] [22] Говорят, что когда умерла его мать, Конфуций (23 года) оплакивал ее три года , как это было принято по традиции. [22]

Политическая карьера

Во времена Конфуция государство Лу возглавлял правящий герцогский дом. Под властью герцога находились три аристократические семьи , главы которых носили титул виконтов и занимали наследственные должности в луйской бюрократии. Семья Цзи занимала должность «министра масс», который также был «премьер-министром»; Семья Мэн занимала должность «министра труда»; а семья Шу занимала должность «военного министра». Зимой 505 г. до н. э. Ян Ху — вассал семьи Цзи — поднял восстание и захватил власть у семьи Цзи. Однако к лету 501 г. до н. э. трем потомственным семьям удалось изгнать Ян Ху из Лу. К тому времени Конфуций заработал значительную репутацию благодаря своим учениям, а семьи осознали ценность надлежащего поведения и праведности, чтобы они могли добиться лояльности законному правительству. Таким образом, в том же году (501 г. до н.э. ) Конфуций был назначен на второстепенную должность губернатора города. В конце концов он дослужился до должности министра преступности. [23] В «Сюньцзы» говорится, что, вступив в этот пост, Конфуций приказал казнить Шаочжэна Мао , еще одного государственного чиновника и ученого Лу, чьи лекции несколько раз привлекали три тысячи учеников, за исключением Янь Хуэя . Шаочжэн Мао был обвинен в «пяти преступлениях», каждое из которых достойно казни, включая «скрытую злобу, упрямую ненормальность, красноречивую двуличность, эрудицию в причудливых фактах и ​​щедрость по отношению к злодеям». [24]

Конфуций желал вернуть герцогу власть государства, разрушив городские укрепления — твердыни, принадлежавшие трем семьям. Таким образом, он мог создать централизованное правительство. Однако Конфуций полагался исключительно на дипломатию, поскольку сам не имел военной власти. В 500 г. до н. э . Хоу Фань — губернатор Хоу — восстал против своего господина из семьи Шу. Хотя семьи Мэн и Шу безуспешно осадили Хоу, лоялистский чиновник восстал вместе с жителями Хоу и вынудил Хоу Фаня бежать в государство. Ци . Ситуация могла быть в пользу Конфуция, поскольку это, вероятно, позволило Конфуцию и его ученикам убедить аристократические семьи демонтировать укрепления своих городов. В конце концов, через полтора года Конфуцию и его ученикам удалось убедить семью Шу снести стены Хоу, семью Цзи — снести стены Би, а семью Мэн — снести стены Чэна. Сначала семья Шу повела армию к своему городу Хоу и разрушила его стены в 498 году. до нашей эры . [25]

Фреска Западной Хань (202 г. до н. э. – 9 г. н. э. ), изображающая Конфуция и Лао-цзы , из гробницы округа Дунпин , Шаньдун.

Вскоре после этого Гуншань Фурао, вассал семьи Цзи, восстал и взял под свой контроль силы в Би. Он немедленно начал атаку и вошел в столицу Лу. Ранее Гуншань обратился к Конфуцию с предложением присоединиться к нему, что Конфуций рассматривал, поскольку хотел получить возможность применить свои принципы на практике, но в конце концов отказался от этой идеи. Конфуций принципиально не одобрял использование насильственной революции, хотя семья Цзи силой доминировала в государстве Лу на протяжении поколений и изгнала предыдущего герцога. Крил утверждает, что, в отличие от мятежника Ян Ху до него, Гуншань, возможно, стремился уничтожить три наследственные семьи и восстановить власть герцога. Однако Дабс считает, что виконт Цзи Хуань подстрекал Гуншаня к вторжению в столицу Лу в попытке избежать демонтажа укрепленных стен Би. Какова бы ни была ситуация, Гуншань считался честным человеком, который продолжал защищать государство Лу даже после того, как был вынужден бежать. [26]

Во время восстания Гуншаня Чжун Ю сумел удержать герцога и трех виконтов вместе при дворе. Чжун Ю был одним из учеников Конфуция, и Конфуций организовал, чтобы семья Цзи предоставила ему должность губернатора. Когда Конфуций услышал о набеге, он попросил виконта Цзи Хуаня позволить герцогу и его двору отступить в крепость на территории его дворца. После этого главы трех семей и герцог удалились во дворцовый комплекс Цзи и поднялись на террасу Уцзы. Конфуций приказал двум офицерам возглавить атаку на повстанцев. По крайней мере, один из двух офицеров был вассалом семьи Цзи, но они не могли отказаться от приказа в присутствии герцога, виконтов и двора. Повстанцы были преследованы и разбиты при Гу. Сразу после поражения восстания семья Цзи сровняла с землей стены города Би. [27]

Нападавшие отступили, поняв, что им придется стать мятежниками против государства и своего господина. Из-за действий Конфуция чиновники Би непреднамеренно восстали против своего господина, тем самым вынудив виконта Цзи Хуаня разрушить стены Би, поскольку он мог укрывать таких повстанцев, или признаться в том, что спровоцировали это событие, нарушив надлежащее поведение. и праведность как чиновник. Дабс предполагает, что этот инцидент выявил дальновидность Конфуция, его практические политические способности и понимание человеческого характера. [28]

Когда пришло время снести городские стены семьи Мэн, губернатор не хотел сносить городские стены и убедил главу семьи Мэн не делать этого. Цзо Чжуань вспоминает, что губернатор советовал не сносить стены до основания, поскольку, по его словам, это сделает Чэна уязвимым для Ци и приведет к разрушению семьи Мэн. Хотя виконт Мэн И дал слово не препятствовать этой попытке, он отказался от своего предыдущего обещания снести стены. [29]

Позже, в 498 году до нашей эры , герцог Лу Дин лично отправился с армией, чтобы осадить Чэн, пытаясь сравнять его стены с землей, но ему это не удалось. Таким образом, Конфуций не смог осуществить идеалистические реформы, которых он хотел, включая восстановление законного правления герцога. Благодаря своим успехам на данный момент он нажил могущественных врагов внутри государства, особенно среди виконта Цзи Хуаня. Согласно отчетам Цзо Чжуаня и « Записок великого историка» , Конфуций покинул свою родину в 497 году до нашей эры после того, как поддержал неудавшуюся попытку демонтажа укрепленных городских стен могущественных семей Цзи, Мэн и Шу. [30] Он покинул штат Лу, не уйдя в отставку, оставаясь в изгнании и не имея возможности вернуться, пока был жив виконт Цзи Хуан. [31]

Изгнание

Карта, показывающая путешествие Конфуция по различным государствам между 497 и 484 годами до нашей эры.

Шиджи было обеспокоено тем, что Лу стал слишком могущественным , заявил, что соседнее государство Ци в то время как Конфуций участвовал в управлении государством Лу. [32] Согласно этому рассказу, Ци решил саботировать реформы Лу, отправив герцогу Лу 100 хороших лошадей и 80 красивых танцовщиц. [32] Герцог предавался удовольствиям и три дня не занимался служебными обязанностями. Конфуций был разочарован и решил покинуть Лу и искать лучшие возможности, однако немедленный уход разоблачил бы недостойное поведение герцога и, следовательно, принес бы публичное унижение правителю, которому служил Конфуций. Поэтому Конфуций ждал, пока герцог совершит меньшую ошибку. Вскоре после этого герцог не позаботился послать Конфуцию часть жертвенного мяса, причитавшуюся ему по обычаю, и Конфуций ухватился за этот предлог, чтобы покинуть и свой пост, и государство Лу.

После отставки Конфуция он путешествовал по княжествам северо-восточного и центрального Китая, включая Вэй , Сун , Чжэн , Цао , Чу , Ци , Чэнь и Цай (и неудачную попытку отправиться в Цзинь ). В судах этих государств он излагал свои политические убеждения, но не видел их реализации. [33]

Вернуться домой

Могила Конфуция на кладбище Конг Линь , Цюйфу , Шаньдун

Согласно « Цзоочжуань» , Конфуций вернулся домой в свой родной Лу, когда ему было 68 лет, после того, как его пригласил сделать это Цзи Канцзы, главный министр Лу. [34] Шиджи изображает , как он провел свои последние годы, обучая 3000 учеников, из которых 72 или 77 опытных учеников овладели Шестью Искусствами . Тем временем Конфуций посвятил себя передаче древней мудрости, написав или отредактировав « Пять классических произведений» . [35]

Во время своего возвращения Конфуций иногда выступал в качестве советника нескольких правительственных чиновников в Лу, включая Цзи Канцзы, по таким вопросам, как управление и преступность. [34]

Обремененный потерей сына и любимых учеников, он умер в возрасте 71 или 72 лет естественной смертью. Конфуций был похоронен на кладбище Конг Линь , которое находится в исторической части Цюйфу в провинции Шаньдун. [36] Оригинальная гробница, возведенная там в память о Конфуции на берегу реки Сышуй, имела форму топора. Кроме того, перед мемориалом есть приподнятая кирпичная платформа для подношений, таких как благовония из сандалового дерева и фрукты. [ нужна ссылка ]

Философия

В «Аналектах » Конфуций представляет себя «передатчиком, который ничего не изобрел». Он уделяет наибольшее внимание важности учебы, и именно китайский иероглиф «учеба» (學) открывает текст. Он не пытался построить систематическую или формалистическую теорию, а хотел, чтобы его ученики освоили и усвоили древнюю классику, чтобы их глубокие размышления и тщательное изучение позволили им связать моральные проблемы современности с прошлыми политическими событиями (как записано в Анналы ) или прошлых проявлений простолюдинских чувств и дворянских размышлений (как в стихах «Книги од» ). [ нужна ссылка ]

Хотя некоторые китайцы следуют конфуцианству в религиозной манере, многие утверждают, что его ценности являются светскими и что это не религия, а светская мораль. Сторонники религиозного конфуцианства утверждают, что, несмотря на светский характер учения конфуцианства, оно основано на религиозном мировоззрении. [37] Конфуцианство обсуждает элементы загробной жизни и взгляды на Небеса , но его относительно не интересуют некоторые духовные вопросы, которые часто считаются важными для религиозной мысли, такие как природа души . [38]

Этика

Аналекты

Одним из самых глубоких учений Конфуция, возможно, было превосходство личного примера над четкими правилами поведения. Его моральные учения делали упор на самосовершенствование, подражание моральным образцам и достижение умелого суждения, а не на знание правил. Таким образом, конфуцианскую этику можно рассматривать как разновидность этики добродетели . Его учение редко опирается на аргументированные аргументы, а этические идеалы и методы передаются косвенно, посредством аллюзий , инсинуаций и даже тавтологии . Его учение требует изучения и контекста, чтобы его понять. Хороший пример можно найти в этом известном анекдоте:

Горение. Цзы вышел из зала суда и спросил: «Это причиняет вред другим?» Не спрашивайте о лошади.

Когда сгорели конюшни, Конфуций, вернувшись из двора, спросил: «Кто-нибудь пострадал?» О лошадях он не спрашивал.

- Аналекты X.11 (тр. Уэйли ), 10–13 (тр. Легге ) или X-17 (тр. Лау )

Не спрашивая о лошадях, Конфуций демонстрирует, что мудрец ценит людей выше собственности (которую животные, кажется, представляют в этом примере); читателям приходится задуматься о том, будет ли их ответ соответствовать ответу Конфуция, и заняться самосовершенствованием, если этого не произойдет. [ нужна ссылка ]

Одним из его учений был вариант Золотого правила , иногда называемый « Серебряным правилом » из-за его отрицательной формы:

Цзыгун спросил: «Есть ли кто-нибудь, кто может сказать что-то, что можно будет осуществить на протяжении всей жизни?» Конфуций сказал: Как я могу простить тебя? Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе.

Цзы Гун [ученик] спросил: «Есть ли какое-нибудь одно слово, которое могло бы направлять человека на протяжении всей жизни?» Учитель ответил: «А как насчет «взаимности»! Никогда не навязывайте другим то, чего не выбрали бы сами».

Аналекты XV.24, тр. Дэвид Хинтон

В конфуцианской этике часто упускаются из виду добродетели личности: искренность и развитие знаний. Добродетельные действия по отношению к другим начинаются с добродетельных и искренних мыслей, которые начинаются со знания. Добродетельный характер без знаний подвержен развращению, а добродетельные действия без искренности не являются истинной праведностью. Культивирование знаний и искренности также важно ради самого себя; выдающийся человек любит обучение ради обучения и праведность ради праведности. [ нужна ссылка ]

Конфуцианская теория этики, представленная на примере лу ( ), основана на трех важных концептуальных аспектах жизни: (а) церемониях, связанных с жертвоприношениями предкам и божествам различных типов, (б) социальных и политических институтах и ​​(в) этикет повседневного поведения. Некоторые считали, что l? возник с небес, но Конфуций подчеркивал, что развитие l? произошло благодаря действиям мудрых лидеров в истории человечества. Его обсуждения , кажется, дают новое определение этому термину, обозначая все действия, совершаемые человеком для построения идеального общества, а не те, которые соответствуют каноническим стандартам церемоний. [39]

В ранней конфуцианской традиции Ли делал правильные вещи в нужное время; балансирование между сохранением существующих норм для увековечения этической социальной структуры и их нарушением для достижения этического блага. Обучение мудрецов прошлого развивает в людях добродетели, которые включают в себя этические суждения о том, когда необходимо адаптировать в свете ситуативных контекстов.

В конфуцианстве концепция ли тесно связана с и ( ), которая основана на идее взаимности. можно перевести как праведность , хотя оно может означать то, что с этической точки зрения лучше всего делать в определенном контексте. Этот термин контрастирует с действием, совершаемым из личных интересов . Хотя преследование собственных интересов не обязательно является плохим, человек был бы лучшим и более праведным человеком, если бы его жизнь была основана на следовании по пути, предназначенному для увеличения общего блага. Таким образом, результатом является поступок по правильной причине. [ нужна ссылка ]

Точно так же, как действие согласно должно быть адаптировано к стремлению придерживаться , так и y связано с основной ценностью ren ( ). Рен состоит из пяти основных добродетелей: серьёзности, щедрости, искренности, трудолюбия и доброты. [40] Рен - это добродетель идеального выполнения своих обязанностей по отношению к другим, что чаще всего переводится как «доброжелательность», «человечность» или «сочувствие»; переводчик Артур Уэйли называет это «Добротой» (с заглавной буквы ), а другие переводы, которые были предложены, включают «авторитетность» и «самоотверженность». Моральная система Конфуция была основана на сочувствии и понимании других, а не на установленных Богом правилах. Развивать свои спонтанные реакции рен , чтобы они могли интуитивно руководить действиями, было даже лучше, чем жить по правилам ю . Конфуций утверждает, что добродетель — это середина между крайностями. Например, правильно щедрый человек дает нужную сумму – не слишком много и не слишком мало. [40]

Политика

Политическая мысль Конфуция основана на его этической мысли. Он утверждал, что лучшее правительство — это то, которое правит посредством «обрядов» ( людей ) и естественной морали , а не с помощью взяточничества и принуждения. Он объяснил, что это один из самых важных аналектов: «Если людьми руководят законы и единообразие стремятся обеспечить им посредством наказаний, они будут стараться избежать наказания, но не будут испытывать чувства стыда. благодаря добродетели и единообразию, которое они стремятся обеспечить правилами приличия, они почувствуют стыд и, более того, станут хорошими». ( Аналекты 2.3, тр. Легге). Это «чувство стыда» представляет собой интериоризацию долга , когда наказание предшествует злому действию, а не следует за ним в форме законов, как в легизме . [ нужна ссылка ]

Конфуций с ностальгией смотрел на прежние времена и призывал китайцев, особенно тех, кто обладал политической властью, брать за образец более ранние примеры. Во времена раскола, хаоса и бесконечных войн между феодальными государствами он хотел восстановить Небесный мандат ( 天命 ), который мог бы объединить «мир» ( 天下 , «все под небом») и даровать людям мир и процветание. Поскольку его видение личного и социального совершенства было оформлено как возрождение упорядоченного общества прежних времен, Конфуция часто считают ярым сторонником консерватизма, но более пристальный взгляд на то, что он предлагает, часто показывает, что он использовал (а, возможно, искажал) прошлое. институты и обряды, чтобы продвинуть новую политическую программу: возрождение единого королевского государства, правители которого придут к власти на основе своих моральных достоинств, а не происхождения. Это будут правители, преданные своему народу, стремящиеся к личному и социальному совершенству , и такой правитель будет распространять свои собственные добродетели среди людей вместо того, чтобы навязывать правильное поведение с помощью законов и правил. [41]

Хотя Конфуций поддерживал идею правления добродетельного царя, его идеи содержали ряд элементов, ограничивающих власть правителей. Он выступал за представление истины в языке, и честность имела первостепенное значение. Даже в выражении лица всегда должна быть отражена правда. [ нужна ссылка ] Конфуций считал, что если правитель должен правильно руководить действиями, то в приказах нет необходимости, поскольку другие будут следовать правильным действиям своего правителя. Обсуждая отношения между королем и его подданным (или отцом и сыном), он подчеркивал необходимость проявлять должное уважение к начальству. Это требовало, чтобы подчиненные сообщали своему начальству, если считается, что начальство принимает неправильный образ действий. Конфуций верил в управление личным примером: если руководить правильно, то приказы силой или наказанием не обязательны. [42]

Музыка и поэзия

Шицзин Классик или поэзии

Конфуций активно пропагандировал использование музыки в ритуалах или обрядах. [ нужны дальнейшие объяснения ] Ученый Ли Цзэхоу утверждал, что конфуцианство основано на идее обрядов. Обряды служат отправной точкой для каждого человека, и эти священные социальные функции позволяют человеческой природе каждого человека быть в гармонии с реальностью. Учитывая это, Конфуций считал, что «музыка — это гармонизация неба и земли; обряды — это порядок неба и земли». Таким образом, применение музыки в обрядах создает порядок, который делает возможным процветание общества. [43]

Конфуцианский подход к музыке был в значительной степени вдохновлен «Классиком поэзии» и «Классиком музыки» , который считался шестым конфуцианским классиком, пока не был утерян во времена династии Хань . «Классика поэзии» является одной из нынешних конфуцианских классических книг и представляет собой книгу по поэзии, содержащую самые разнообразные стихи, а также народные песни. Конфуцию традиционно приписывают составление этих классических произведений в рамках его школы. [44] В «Аналектах» Конфуций описал важность поэзии в интеллектуальном и нравственном развитии человека: [45] [46]

Учитель сказал: «Дети мои, почему вы не изучаете Книгу Поэзии ?
« Оды служат для стимулирования ума.
«Их можно использовать в целях самосозерцания.
«Они учат искусству общения.
«Они показывают, как регулировать чувство обиды.
«От них вы узнаете более непосредственный долг — служить отцу и более отдаленный — служить своему принцу.
«От них мы во многом знакомимся с названиями птиц, зверей и растений». [45]

Конфуций не одобрял глобализацию, посягающую на Китай, особенно в области музыки, и проповедовал против музыкального влияния персов , греко-бактрийцев и монголов . [47] [ не удалось пройти проверку ]

Наследие

Конфуций вместе с Моисеем и Мухаммедом среди величайших законодателей прошлого, картина Жана-Батиста Мозеса (1827 г.), Лувр.

Учение Конфуция позже было преобразовано в тщательно продуманный свод правил и практик его многочисленными учениками и последователями, которые организовали его учение в « Аналектах» . [48] [49] Ученики Конфуция и его единственный внук Зиси продолжили его философскую школу после его смерти. [50] Эти усилия распространили конфуцианские идеалы среди студентов, которые затем стали чиновниками во многих королевских дворах Китая, тем самым предоставив конфуцианству первое широкомасштабное испытание его догм . [ нужна ссылка ]

Двое самых известных последователей Конфуция позднее подчеркивали радикально разные аспекты его учения. Спустя столетия после его смерти Мэн-цзы ( 孟子 ) и Сюньцзы ( 荀子 ) составили важные учения, по-разному развивающие фундаментальные идеи, связанные с Конфуцием. Мэн-цзы (4 век до н.э. ) сформулировал врожденную доброту человека как источник этической интуиции, которая ведет людей к рен , ю и лу , а Сюньцзы (3 век до н.э. ) подчеркнул реалистические и материалистические аспекты конфуцианской мысли, подчеркнув, что мораль прививалась обществу через традиции, а людям - посредством обучения. Со временем их сочинения вместе с Аналектами и другими основными текстами стали составлять философский корпус конфуцианства . [51] [ нужен лучший источник ]

Эта перестройка конфуцианской мысли происходила параллельно с развитием легизма , который рассматривал сыновнюю почтительность как личный интерес, а не как полезный инструмент для правителя для создания эффективного государства. [ нужна ссылка ] Разногласия между этими двумя политическими философиями достигли апогея в 223 году до нашей эры, когда государство Цинь завоевало весь Китай. Ли Си , премьер-министр династии Цинь , убедил Цинь Шихуанди отказаться от рекомендации конфуцианцев о предоставлении феодальных владений, аналогичных династии Чжоу до них, что, по его мнению, противоречило легалистской идее централизации государства вокруг правителя. [ анахронизм ] Когда конфуцианские советники настаивали на своей точке зрения, Ли Си приказал убить многих конфуцианских ученых и сжечь их книги , что считалось огромным ударом по философии и китайской науке. [ нужна ссылка ]

При последующих династиях Хань и Тан конфуцианские идеи получили еще более широкое распространение. При Уди работы, приписываемые Конфуцию, стали официальной имперской философией и требовали чтения для экзаменов на государственную службу в 140 г. до н. э., что продолжалось почти непрерывно до конца 19 века. Поскольку мохизм потерял поддержку ко времени Хань, главными философскими соперниками были легализм, который, по мнению конфуцианцев, был в некоторой степени поглощен, учение Лао-цзы , чья ориентация на более духовные идеи удерживала его от прямого конфликта с конфуцианством, и новая буддийская религия, которая получил признание в эпоху Южных и Северных династий . полагались как на конфуцианские идеи, так и на чиновников, прошедших конфуцианскую подготовку В династии Мин и даже в династии Юань , хотя Хубилай-хан не доверял передаче им контроля над провинцией. [ нужна ссылка ]

Во времена династии Сун учёный Чжу Си (1130–1200 гг. н. э. ) добавил идеи даосизма и буддизма в конфуцианство. При жизни Чжу Си по большей части игнорировали, но вскоре после его смерти его идеи стали новым ортодоксальным взглядом на то, что на самом деле означают конфуцианские тексты. Современные историки считают, что Чжу Си создал нечто совершенно иное, и называют его образ мышления неоконфуцианством . Неоконфуцианство господствовало в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме до XIX века. [ нужна ссылка ]

Конфуций, китайский философ , опубликовано миссионерами-иезуитами в Париже в 1687 году.

Работы Конфуция были впервые переведены на европейские языки миссионерами-иезуитами в 16 веке во времена поздней династии Мин . Первая известная попытка была сделана Микеле Руджери , который вернулся в Италию в 1588 году и продолжил свои переводы, проживая в Салерно . Маттео Риччи начал сообщать о мыслях Конфуция, а группа иезуитов — Просперо Инторчетта , Филипп Куплет перевод нескольких конфуцианских сочинений и обзор китайской истории . и двое других — опубликовали в Париже в 1687 году [52] [53] Франсуа Ноэль , не сумев убедить Климента   XI в том, что китайское почитание предков и Конфуция не является идолопоклонством , завершил конфуцианский канон в Праге в 1711 году с более научной трактовкой других произведений и первым переводом собрания сочинений Мэн -цзы . [54] Считается, что такие работы имели большое значение для европейских мыслителей того периода, особенно среди деистов и других философских групп Просвещения , которые были заинтересованы в интеграции системы морали Конфуция в западную цивилизацию . [53] [55]

В современную эпоху конфуцианские движения, такие как Новое конфуцианство , все еще существуют, но во время Культурной революции конфуцианство часто подвергалось нападкам со стороны ведущих деятелей Коммунистической партии Китая . Частично это было продолжением осуждения конфуцианства интеллектуалами и активистами в начале 20 века как причины этноцентрической ограниченности и отказа династии Цин от модернизации, которые привели к трагедиям, постигшим Китай в 19 веке. [ нужна ссылка ]

Работы Конфуция изучаются учеными во многих других азиатских странах, особенно в китайской культурной сфере , таких как Корея, Япония и Вьетнам. Многие из этих стран до сих пор ежегодно проводят традиционную мемориальную церемонию. [ нужна ссылка ]

Среди тибетцев Конфуцию часто поклоняются как святому королю и мастеру магии, гадания и астрологии. Тибетские буддисты считают его обучающимся гаданию у Будды Манджушри (и эти знания впоследствии достигли Тибета через принцессу Вэньчэн ), в то время как практикующие Бон видят в нем реинкарнацию Тонпа Шенраба Мивоче , легендарного основателя Бон. [56]

Ахмадия считает , что Конфуций был Божественным Пророком Бога, как и Лао-Цзы и другие выдающиеся китайские деятели. [57]

Согласно сиддхаров традиции Тамилнада , Конфуций является одним из 18 почитаемых сиддхаров прошлого и более известен как Каланги Натар или Камаламуни. [58] [59] [60] Храм Тьягараджи в Тируваруре , штат Тамил Наду, является домом для его Джива Самадхи . [61]

В наше время астероид 7853 «Конфуций» был назван в честь китайского мыслителя. [62]

Обучение и ученики

Конфуций считался первым учителем, выступавшим за общественное благосостояние и распространение образования в Китае. [63] [64] Конфуций посвятил всю свою жизнь, с относительно юных лет, преподаванию. Он был пионером частного образования, приняв учебную программу, известную как « Шесть искусств» , направленную на то, чтобы сделать образование доступным для всех социальных слоев, и верил в ее способность развивать характер, а не просто профессиональные навыки. Конфуций не только сделал преподавание своей профессией, но и внес свой вклад в развитие особого класса профессионалов в древнем Китае — джентльменов, которые не были ни фермерами, ремесленниками, торговцами или чиновниками, а вместо этого посвятили себя преподаванию и потенциальной государственной службе. [35] [65]

Цзэнцзы (справа) преклоняет колени перед Конфуцием (в центре), как изображено на картине из «Иллюстраций к классике сыновней почтительности » династии Сун.

Конфуций начал преподавать после того, как ему исполнилось 30 лет, и за свою жизнь обучил более 3000 учеников, около 70 из которых считались выдающимися. Его ученики и раннее конфуцианское сообщество, которое они сформировали, стали самой влиятельной интеллектуальной силой в период Воюющих царств . [66] Сыма династии Хань Историк Цянь посвятил главу в своих «Записках великого историка» биографиям учеников Конфуция, объясняя влияние, которое они оказали в свое время и впоследствии. Сыма Цянь записал в своей коллективной биографии имена 77 учеников, тогда как Конгзи Цзяюй , другой ранний источник, записывает 76, не полностью совпадающих. Оба источника вместе дают имена 96 учеников. [67] Двадцать два из них упоминаются в « Аналектах» , а в «Мэн-цзы» — 24. [68]

Конфуций не взимал никакой платы за обучение, а лишь просил символический подарок в виде вязанки сушеного мяса от любого будущего студента. По словам его ученика Цзыгуна , его учитель относился к ученикам так, как врачи относятся к пациентам, и никому не отказывал. [67] Большинство из них прибыли из Лу , родного штата Конфуция, их было зарегистрировано 43, но он принимал студентов со всего Китая, шесть из штата Вэй (например, Цзыгун), три из Цинь , по два из Чэня и Ци , и один каждый из Цая , Чу и Сун . [67] Конфуций считал личное происхождение своих учеников неважным и принимал дворян, простолюдинов и даже бывших преступников, таких как Янь Чжоцзюй и Гунъе Чанг . [69] Его ученики из более богатых семей платили сумму, соразмерную их богатству, которая считалась ритуальным пожертвованием. [67]

Любимым учеником Конфуция был Янь Хуэй , скорее всего, один из самых бедных из них. [68] Сыма Ню, в отличие от Янь Хуэя, происходил из потомственной дворянской семьи родом из государства Сун. [68] Под руководством Конфуция ученики хорошо изучили принципы и методы управления. [70] Он часто участвовал в дискуссиях и дебатах со своими учениками и придавал большое значение их изучению истории, поэзии и ритуалов. [70] Конфуций выступал за верность принципам, а не индивидуальной проницательности, согласно которому реформа должна была быть достигнута путем убеждения, а не насилия. [70] Несмотря на то, что Конфуций осуждал их за их действия, аристократию, вероятно, привлекала идея иметь заслуживающих доверия чиновников, которые изучали мораль, поскольку обстоятельства того времени делали это желательным. [70] Фактически, ученик Зилу даже погиб, защищая своего правителя в Вэе . [70]

Ян Ху, который был подчиненным семьи Цзи , доминировал в правительстве Лу с 505 по 502 год и даже предпринял попытку государственного переворота, которая едва не провалилась. [70] Как вероятное следствие, именно после этого первые ученики Конфуция были назначены на государственные должности. [70] Некоторые из учеников Конфуция впоследствии заняли важные официальные должности, некоторые из которых были организованы Конфуцием. [71] К тому времени, когда Конфуцию исполнилось 50 лет, семья Цзи укрепила свою власть в государстве Лу над правящим герцогским домом. [72] Несмотря на то, что в семье Цзи были практики, с которыми Конфуций не соглашался и не одобрял, они, тем не менее, давали ученикам Конфуция много возможностей для трудоустройства. [72] Конфуций продолжал напоминать своим ученикам оставаться верными своим принципам и отрекаться от тех, кто этого не делал, при этом открыто критикуя семью Цзи. [73]

На Западе

Влияние Конфуция наблюдалось на многих западных мыслителей , включая Нильса Бора , [74] [75] [76] Бенджамин Франклин , [77] [78] [79] Аллен Гинзберг , [80] [81] [82] Томас Джефферсон , [83] [84] [85] Готфрид Вильгельм Лейбниц , Роберт Каммингс Невилл , Александр Поуп , [86] [87] Эзра Паунд , Франсуа Кенэ , Фридрих Шиллер , [88] [89] [90] Вольтер , [91] [92] [93] и Кристиан Вольф .

Визуальные портреты

Портрет Цю Ин (1494–1552), династия Мин.

Ни одной современной живописи или скульптуры Конфуция не сохранилось, и только во времена династии Хань его стали изображать визуально. Резные фигурки часто изображают его легендарную встречу с Лао-цзы . С тех пор появилось множество портретов Конфуция как идеального философа. Раннее словесное изображение Конфуция можно найти в главе «Внешние вещи» ( 外物 ; Wàiwù ) книги «Чжуанцзы» ( 莊子 ; Zhuāngzϐ ), законченной примерно в 3-м году до нашей эры, спустя много времени после смерти Конфуция. [94] Самый старый известный портрет Конфуция был обнаружен в гробнице династии Хань правителя маркиза Хайхуня (умер в 59 г. до н. э. ). Картина написана на деревянной раме к полированному бронзовому зеркалу. [95]

было принято иметь портрет В прежние времена в храмах Конфуция ; однако во время правления императора Хунву (Тайцзу) из династии Мин было решено, что единственный правильный портрет Конфуция должен находиться в храме в его родном городе Цюйфу в Шаньдуне. В других храмах Конфуций представлен мемориальной доской. В 2006 году Китайский фонд Конфуция заказал стандартный портрет Конфуция на основе династии Тан работы портрета У Даоцзы .

Южной стены Фриз в зале Верховного суда США изображает Конфуция как учителя гармонии, обучения и добродетели. [96]

Вымышленные изображения

О жизни Конфуция было снято две экранизации: фильм «Конфуций» 1940 года с Тан Хуайцю в главной роли; [97] и фильм 2010 года «Конфуций» в главной роли с Чоу Юн-Фатом . [98]

Мемориалы

Первые входные ворота храма Конфуция в Чжэньхае
Храм Конфуция в Цзядине , ныне пригороде Шанхая. В храме Конфуция Цзядин теперь действует музей, посвященный императорскому экзамену, который раньше проводился в храмах.

Вскоре после смерти Конфуция его родной город Цюйфу стал местом поклонения и памяти. В « Записках династии Хань великого историка» записано, что он уже стал местом паломничества министров. Это по-прежнему важное место для культурного туризма, и многие люди посещают его могилу и окружающие храмы. В китайских культурах есть много храмов, в которых изображения Будды , Лао -цзы и Конфуция встречаются вместе. Ему также посвящено множество храмов , которые использовались для конфуцианских церемоний. [ нужна ссылка ]

У последователей конфуцианства есть традиция проводить зрелищные поминальные церемонии Конфуция ( 祭孔 ) каждый год, используя церемонии, которые предположительно произошли от Чжоу Ли ( 周禮 ), как записано Конфуцием, в дату рождения Конфуция. В 20 веке эта традиция была прервана на несколько десятилетий в материковом Китае, где официальная позиция Коммунистической партии и государства заключалась в том, что Конфуций и конфуцианство представляют собой реакционные феодальные убеждения, которые считали, что подчинение людей аристократии является частью естественного порядка. Поэтому все подобные церемонии и обряды были запрещены. Лишь после 1990-х годов церемония возобновилась. Поскольку сейчас это считается почитанием китайской истории и традиций, на мероприятии могут присутствовать даже члены Коммунистической партии. [ нужна ссылка ]

На Тайване, где Националистическая партия ( Гоминьдан ) решительно пропагандировала конфуцианские убеждения в этике и поведении, традиция поминальной церемонии Конфуция ( 祭孔 ) поддерживается правительством и продолжается без перерыва. Хотя он не является национальным праздником, он появляется во всех печатных календарях, так же, как День отца или Рождество в западном мире. [ нужна ссылка ]

В Южной Корее масштабная поминальная церемония под названием «Сокчон Тэдже» проводится дважды в год в день рождения Конфуция и годовщину его смерти, в конфуцианских академиях по всей стране и в Сунгюнкване в Сеуле. [99]

Потомки

Потомки Конфуция неоднократно идентифицировались и удостаивались сменяющими друг друга имперскими правительствами дворянских званий и официальных должностей. Они были удостоены звания маркиза 35 раз со времен Гаозу династии Хань , а звания герцога они получали 42 раза от династии Тан до династии Цин . Император Тан Сюаньцзун впервые даровал титул «герцога Вэньсюань» Конгу Суйчжи в 35-м поколении. В 1055 году император Жэньцзун из Сун впервые даровал титул « герцога Яньшэна » Кун Цзунъюаню в 46-м поколении. [ нужна ссылка ]

Во времена династии Южная Сун герцог Яньшэн Конг Дуанью бежал на юг вместе с императором Сун в Цюйчжоу в провинции Чжэцзян, в то время как недавно основанная династия Цзинь (1115–1234) на севере назначила брата Конга Дуанью, Конга Дуанью, который остался в Цюйфу, герцогом Яньшэном. [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] С этого времени и до династии Юань было два герцога Яньшэна: один на севере в Цюйфу, а другой на юге в Цюйчжоу. Приглашение вернуться в Цюйфу было передано южному герцогу Яньшэн Конг Чжу императором династии Юань Хубилай-ханом. Титул был отнят у южной ветви после того, как Кун Чжу отклонил приглашение. [107] поэтому северная ветвь семьи сохранила титул герцога Яньшэна. Южная ветвь осталась в Цючжоу, где они живут и по сей день. Только в Цюйчжоу потомков Конфуция насчитывается 30 000 человек. [108] [ ненадежный источник? ] Академии Ханьлинь Звание Wujing boshi 五經博士 было присвоено южной ветви в Цюйчжоу императором Мин, а северная ветвь в Цюйфу носила титул герцога Яньшэна. [109] [110] Лидером южной ветви был 孔祥楷 Конг Сянкай. [111]

В 1351 году, во время правления императора Тохон Темура из династии Юань , Конг Шао в 54-м поколении ( 孔昭 ) переехал из Китая в Корею во времена династии Корё и был учтиво принят принцессой Ногук (королевой-супругой монгольского происхождения). будущий король Конмин ). После натурализации в качестве подданного Корё он изменил ханджа своего имени с «昭» на «紹» (оба слова произносятся так по-корейски). [112] женился на кореянке и родил сына (Гон Ё ( корейский : 공여 ; Ханджа : 孔帤 ), 1329–1397), тем самым основав клан Чханвон Гонг ( корейский : 창원 공씨 ; Ханджа : 昌原 孔氏 ), чья родовая резиденция находился в Чханвоне , провинция Южный Кёнсан. [113] В 1794 году, во время правления короля Чонджо , клан затем изменил свое название на клан Гокбу Гонг ( корейский : 곡부 공씨 ; ханджа : 曲阜 孔氏 ) в честь места рождения Конфуция Цюйфу ( корейский : 곡부 ; ханджа : 曲阜 ; RR : Гокбу) . ). [114]

Среди известных потомков такие актеры, как Гон Ю (настоящее имя Гон Джи Чхоль (공지철)) и Гон Хё Чжин (공효진); и артисты, такие как мужской айдол-группы B1A4 участник Гончан (настоящее имя Гон Чан Сик (공찬식)), певица и автор песен Минзи (настоящее имя Гон Мин Чжи (공민지)), а также ее двоюродная бабушка, танцовщица традиционных народных танцев. Гон Ок-джин [ ко ] (공옥진).

Несмотря на неоднократные династические смены в Китае, титул герцога Яньшэна даровался последующим поколениям потомков, пока он не был отменен националистическим правительством в 1935 году. Последний обладатель титула, Кун Дэ-чэн из 77-го поколения, был назначен священнослужителем. к Конфуцию . Кун Дэ-чэн умер в октябре 2008 года, а его сын Кун Вэй-и, 78-й прямой потомок, умер в 1989 году. Внук Кунг Дэ-чэна, Кун Цуй-чан , 79-й прямой потомок, родился в 1975 году; его правнук Кунг Юй-жень, 80-й прямой потомок, родился в Тайбэе 1 января 2006 года. Сестра Те-чэна, Конг Демао, живет в материковом Китае и написала книгу о своем опыте взросления в семейном поместье. в Цюйфу. Другая сестра, Конг Деци, умерла молодой женщиной. [115] Многие потомки Конфуция до сих пор живут в Цюйфу.

Потомок Конфуция, Его Святейшество Кун , был премьер-министром Китайской Республики . Один из его сыновей, Конг Линцзе [ чж ] (孔令傑), женился на Дебре Пэджет. [116] родившая Грегори Кунга .

Семья Конфуция, Конги, имеет самую длинную сохранившуюся на сегодняшний день родословную. Генеалогическое древо от отца к сыну, насчитывающее сейчас 83-е поколение, [117] было зафиксировано после смерти Конфуция. По данным Комитета по составлению генеалогии Конфуция (CGCC), у него два миллиона известных и зарегистрированных потомков, а всего их около трех миллионов. [118] Из них несколько десятков тысяч живут за пределами Китая. [118] В 14 веке потомок Конга отправился в Корею, где сегодня проживают около 34 000 потомков Конфуция. [118] Одна из основных линий бежала из родового дома Конг в Цюйфу во время гражданской войны в Китае в 1940-х годах и в конечном итоге поселилась на Тайване. [115] Есть также ветви семьи Конг, принявшие ислам после женитьбы на мусульманках, в Дачуане в провинции Ганьсу в 1800-х годах. [119] и в 1715 г. в Сюаньвэй в провинции Юньнань. [120] Многие из потомков мусульманского Конфуция произошли от брака Ма Цзяга ( 馬甲尕 ), мусульманки, и Конг Янжун ( 孔彥嶸 ), потомка Конфуция в 59-м поколении в 1480 году, и проживают среди хуэй и дунсян. народы. [121] [122] [123] [124] Новая генеалогия включает мусульман. [125] Конг Дэцзюнь ( 孔德軍 ) — выдающийся исламский учёный и арабист из провинции Цинхай, потомок Конфуция в 77-м поколении.

Из-за огромного интереса к генеалогическому древу Конфуция в Китае был реализован проект по тестированию ДНК известных членов семьи боковых ветвей в материковом Китае. [126] Помимо прочего, это позволило бы ученым идентифицировать общую Y-хромосому у потомков Конфуция мужского пола. Если бы происхождение действительно было непрерывным, от отца к сыну, со времен Конфуция, все мужчины в семье имели бы ту же Y-хромосому, что и их прямой предок мужского пола, с небольшими мутациями, вызванными течением времени. [127] Цель генетического теста заключалась в том, чтобы помочь членам побочных ветвей в Китае, потерявшим свои генеалогические записи, доказать свое происхождение. Однако в 2009 году многие из побочных филиалов решили не соглашаться на ДНК-тестирование. [128] Брайан Сайкс , профессор генетики Оксфордского университета , понимает это решение: «Генеалогическое древо Конфуция имеет огромное культурное значение… Это не просто научный вопрос». [128] Первоначально тестирование ДНК было предложено для добавления новых членов, многие из чьих семейных книг были утеряны во время потрясений 20-го века, в конфуцианское генеалогическое древо. [129] Основная ветвь семьи, бежавшая на Тайвань, вообще не участвовала в предполагаемом тесте ДНК.

В 2013 году тест ДНК, проведенный среди нескольких разных семей, заявивших о своем происхождении от Конфуция, показал, что они имеют одну и ту же Y-хромосому, как сообщил Университет Фудань . [130]

Пятое и самое последнее издание генеалогии Конфуция было напечатано CGCC. [131] Он был открыт на церемонии в Цюйфу 24 сентября 2009 года. [131] Женщины теперь включены впервые. [132]

Ссылки

Цитаты

  1. ^ «Жизнь и значение Конфуция» . www.sjsu.edu . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 года . Проверено 27 сентября 2017 г.
  2. ^ «Развитие конфуцианства в Древнем Китае» . Фонд конституционных прав . Архивировано из оригинала 7 октября 2023 года . Проверено 21 октября 2023 г.
  3. ^ «Немыслимо: какое «золотое правило» этики лучше — христианское или конфуцианское?» . Ирландские Таймс . Проверено 21 октября 2023 г.
  4. ^ Марк, Джошуа Дж. «Конфуцианство» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 4 ноября 2020 г. .
  5. ^ «Философы враждующих государств» . Ханская академия . Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нивисон 1999 , с. 752.
  7. ^ Хантер 2017 , с. 50.
  8. ^ Уилкинсон 2015 , с. 133.
  9. ^ Хуан 2013 , с. 3.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крил 1949 , с. 25.
  11. ^ Рейни 2010 , с. 16.
  12. ^ Закон 1887 г. , с. 260.
  13. ^ Закон 1887 г. , с. 259.
  14. ^ Яо 1997 , с. 29.
  15. ^ Яо 2000 , с. 23.
  16. ^ Рейни 2010 , с. 66.
  17. ^ Крил 1949 , с. 26.
  18. ^ Ино, Роберт (2003). «Происхождение семьи Конг Лу и истоки руизма». Ранний Китай . 28 . Издательство Кембриджского университета: 1–41. дои : 10.1017/S0362502800000651 . JSTOR   23354229 . S2CID   20828205 . Ино приходит к выводу о происхождении Конфуция, что происхождение знати Сун было создано для достижения идеологических целей. Однако он отвергает более сильное утверждение о том, что непосредственное происхождение Конфуция также сфабриковано, как это предлагают Крил и Дженсен.
    Дженсен, Лайонел (1995). «Мудрец дикой природы: безотцовщина, плодородие и мифический образец Конгзи». Ранний Китай . 20 . Издательство Кембриджского университета: 407–437. дои : 10.1017/S0362502800004570 . JSTOR   23351776 . S2CID   163177601 . п. 409
    Creel 1949 , стр. 297–298, цитируется по Ино.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хуан 2013 , с. 4.
  20. ^ Шуман, Михаэль (2015). Конфуций: И мир, который он создал . Основные книги. ISBN  978-0-465-04057-5 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2017 года.
  21. ^ Хуан 2013 , стр. 4–5.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бурган, Майкл (2008). Конфуций: китайский философ и учитель . Замковый камень. п. 23. ISBN  978-0-7565-3832-3 . Проверено 12 августа 2015 г.
  23. ^ Дубс 1946 , стр. 274–276.
  24. ^ садиться . Сюньцзы [ Сюньцзы ] (на литературном китайском языке). Конфуций был премьер-министром Лу и на седьмой день утра казнил Шаочжэнмао. Ученик вошел и спросил: «Молодой мастер Чжэн Мао Лу слышал об этом. Учитель начал наказывать его ради правительства. Ничто не потеряно». в людях, и воруют: первое — быть смелым и опасным, второе — действовать смело и твердо, третье — говорить лживо и рассуждать; следовать за неправильным и быть мудрым. Наказание для джентльмена - иметь и правильное, и неправильное. Его прежнего места жительства достаточно, чтобы собрать последователей, его речи достаточно, чтобы выставить напоказ лагерь зла, но он достаточно силен, чтобы быть независимым. Этот злодей — герой и должен быть наказан супом, король Вэнь убил Пань Чжи, Чжоу Гун убил Гуань Шу, Тай Гун убил Хуа Ши, Гуань Чжун убил Фу Ли И, Цзы Чан убил Дэн Си и Ши Фу. Все эти семь сыновей из разных миров и имеют одинаковые мысли, поэтому их нужно наказать. Тихого беспокойства достаточно, чтобы вызвать у людей депрессию.
  25. ^ Дубс 1946 , с. 277.
  26. ^ Крил 1949 , стр. 35–36; Дубс 1946 , стр. 277–278.
  27. ^ Дубс 1946 , стр. 278–279; Чин 2007 , с. 30.
  28. ^ Дубс 1946 , с. 279.
  29. ^ Дубс 1946 , с. 279; Чин 2007 , с. 30.
  30. ^ Ригель 1986 , с. 13.
  31. ^ Дубс 1946 , стр. 280–281.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Найлан и Уилсон 2010 , с. 17.
  33. ^ Нилан и Уилсон 2010 , с. 11-23.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хуан 2013 , стр. 27–28.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чан, Винг-Цит, изд. (1969). Справочник по китайской философии . Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать. п. 17. ISBN  0-691-07137-3 .
  36. ^ «Храм и кладбище Конфуция и особняк семьи Конг в Цюйфу» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 19 ноября 2019 года . Проверено 25 ноября 2019 г.
  37. ^ Бергер, Питер (15 февраля 2012 г.). «Является ли конфуцианство религией?» . Американский интерес . Архивировано из оригинала 17 августа 2015 года . Проверено 13 августа 2015 г.
  38. ^ Смит, Д. Ховард (сентябрь 1958 г.). «Китайские представления о душе». Нумен . 5 (3). Брилл: 165–179. дои : 10.2307/3269371 . JSTOR   3269371 .
  39. ^ Гарднер 2014 , с. 25-29.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боневак и Филлипс 2009 , 40.
  41. ^ Гарднер 2014 , с. 36-37.
  42. ^ Виолатти, Кристиан (31 августа 2013 г.). «Конфуцианство» . Энциклопедия всемирной истории. Архивировано из оригинала 18 августа 2015 года . Проверено 17 августа 2015 г.
  43. ^ Киркендалл, Дженсен Армстронг (14 декабря 2017 г.). «Хорошо упорядоченное сердце: Конфуций о гармонии, музыке и ритуалах» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  44. ^ Дэвис, Альберт Ричард, изд. (1970), Книга китайских стихов «Пингвин» , Балтимор: Penguin Books
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Конфуций, Аналекты – 17» . 13 декабря 1901 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 13 апреля 2021 г.
  46. ^ Цай, Цзун-ци (июль 1999 г.). «В поисках гармонии: Платон и Конфуций о поэзии». Философия Востока и Запада . 49 (3): 317–345. дои : 10.2307/1399898 . JSTOR   1399898 .
  47. ^ Дюрант, Уилл (1954). Наше восточное наследие: история цивилизации в Египте и на Ближнем Востоке до смерти Александра, а также в Индии, Китае и Японии от начала до наших дней; С введением «О природе и основах цивилизации» . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . п. 723 .
  48. ^ Кнехтгес и Ши 2010 , с. 645.
  49. ^ Ким и Чиксентмихайи 2010 , с. 25.
  50. ^ Эймс, Роджер Т .; Холл, Дэвид Л. (2001). Сосредоточение внимания на знакомом: перевод и философская интерпретация Чжунъюн . Гавайский университет Press. п. 132. ИСБН  978-0-8248-2460-0 .
  51. ^ «Конфуцианство» . Национальное географическое общество . 20 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
  52. ^ Искажённый, Просперо; и др., ред. (1687), Конфуций, философ Китая , , или «Китайское знание, объясненное на латыни» Париж : Даниэль Хортемельс . (на латыни)
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паркер 1977 , 25.
  54. ^ Ноэль, Франсуа, изд. (1711), Sinensis Imperii Libri Classici Sex [ Шесть классических книг Китайской империи ] , Прага: издательство Charles-Ferdinand University Press, заархивировано из оригинала 14 июля 2020 года , получено 13 мая 2020 года . (на латыни)
  55. ^ Хобсон 2004 , стр. 194–195.
  56. ^ Линь, Шэнь-юй (2005). «Тибетский образ Конфуция» (PDF) . Revue d'Etudes Tibétaines (12): 105–129. Архивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2017 года.
  57. ^ Ахмад , онлайн .
  58. ^ «ВСТРЯХИВАНИЕ ДЕРЕВА: Кундалини-йога, духовная алхимия и тайны дыхания в книге «7000» Бхогара» . www.alchemywebsite.com . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
  59. ^ «Камала Муни Сиддхар @ Каланги Натар @ Канджа Малай Сиддхар 5.1» . www.mail-archive.com . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 30 мая 2023 г.
  60. ^ РН Хема (декабрь 2019 г.). Биография 18 Сиддхаров (Диссертация). Национальный институт Сиддхов. Архивировано из оригинала 16 мая 2023 года . Проверено 2 июня 2023 г.
  61. ^ «18 Сиддхаров» . www.satsang-darshan.com . Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г.
  62. ^ Центр малых планет МАС. Архивировано 21 января 2022 г. в Wayback Machine . Центр малых планет Международного астрономического союза . По состоянию на 12 сентября 2018 г.
  63. ^ Фэн Юлань (1948). Бодд, Дерк (ред.). Краткая история китайской философии: систематический отчет о китайской мысли от ее истоков до наших дней . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 48. ИСБН  978-0-684-83634-8 .
  64. ^ Ю., Л.С. (1949). «Обзор Конфуция, человека и мифа». Гарвардский журнал азиатских исследований . 12 (3/4): 537–540. дои : 10.2307/2718104 . ISSN   0073-0548 . JSTOR   2718104 .
  65. ^ Фэн Юлань (1952). История китайской философии, том 1. Период философов . Джордж Аллен и Анвин Лтд., стр. 47–49. ISBN  978-0-691-02021-1 .
  66. ^ Шен 2013 , с. 86.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шен 2013 , с. 87.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крил 1949 , с. 30.
  69. ^ Шен 2013 , с. 88.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Крил 1949 , с. 32.
  71. ^ Крил 1949 , с. 31.
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крил 1949 , с. 33.
  73. ^ Крил 1949 , стр. 32–33.
  74. ^ Аллинсон, Роберт Э. (декабрь 1998 г.). «Дополнительность как модель интегративной философии Востока и Запада» .
  75. ^ Христианство и конфуцианство: культура, вера и политика . Лондон, Англия: Издательство Bloomsbury. 2020. с. 382. ИСБН  9780567657688 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 3 мая 2021 г.
  76. ^ Холтон, Джеральд (июнь 1986 г.). «Нильс Бор и честность науки: Честность в науке предполагает не только избежание бесчестного поведения, но и некоторые принципы действия, которые проиллюстрированы жизнью и творчеством Нильса Бора» . Американский учёный . 74 (3): 237–243. JSTOR   27854096 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  77. ^ Ван, Дэйв. «Бенджамин Франклин и Китай» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
  78. ^ Хорнунг, Альфред (ноябрь 2018 г.). «Конфуций и Бенджамин Франклин: китайские идеи в основании Соединенных Штатов» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
  79. ^ «Конфуций и Бенджамин Франклин» (PDF) . 28 апреля 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июля 2021 г. . Проверено 11 апреля 2021 г.
  80. ^ «Гинзберг и Китай» . 9 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  81. ^ Джексон, Брайан (сентябрь 2010 г.). «Модернистский взгляд: сюрреалистические впечатления в поэзии Аллена Гинзберга» . Техасские исследования в области литературы и языка . 52 (3): 298–323. дои : 10.1353/tsl.2010.0003 . JSTOR   40928069 . S2CID   162063608 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  82. ^ Чан, Цз Шан (январь 2011 г.). «Видения Просвещения: аспекты буддизма у Джека Керуака, Аллена Гинзберга и Гэри Снайдера» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  83. ^ Бурштейн, Эндрю (октябрь 2007 г.). «Обзор: Джефферсон в конфуцианском рельефе» . Уильям и Мэри Ежеквартально . JSTOR   25096753 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  84. ^ «Конфуций оказал влияние на отцов-основателей Америки: ученый» . 26 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  85. ^ Томпсон, Кирилл (октябрь 2015 г.). «Традиционные китайские концепции и идеалы Просвещения 17–18 веков: размышления о конференции IHS по свободе, равенству, демократии и подъему рыночной экономики, октябрь 2015 г.» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 1 января 2021 г.
  86. ^ Уорбертон, Уильям (1779). «Работы Александра Поупа... С примечаниями доктора Уорбертона и иллюстрациями на стали выдающихся художников. По рисункам Вейгалла, Хита и других» . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
  87. ^ Фэн, Донг (декабрь 2008 г.). «Великая гармония: очерк о человеке и конфуцианстве» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
  88. ^ Дантон, Джордж (ноябрь 1943 г.). «Шиллер и Конфуций» . Немецкий ежеквартальный журнал . 16 (4): 173–182. дои : 10.2307/400763 . JSTOR   400763 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  89. ^ Шиллер, Фридрих (18 ноября 2010 г.). «Пословицы Конфуция» . Открытый суд . 1905 (5). Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  90. ^ Фон Шиллер, Иоганн Христиан Фридрих. «Пословицы Конфуция» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  91. ^ «Китай, конфуцианский идеал и европейская эпоха Просвещения» (PDF) . Декабрь 1983 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 апреля 2021 г. Проверено 10 апреля 2021 г.
  92. ^ Роуботэм, Арнольд Х. (декабрь 1932 г.). «Вольтер-кинофил» . ПМЛА . 47 (4): 1050–1065. дои : 10.2307/457929 . JSTOR   457929 . S2CID   251028175 . Архивировано из оригинала 3 мая 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
  93. ^ Бейли, Пол (19 июля 2002 г.). «Вольтер и Конфуций: отношение Франции к Китаю в начале двадцатого века» . История европейских идей . 14 (6): 817–837. дои : 10.1016/0191-6599(92)90168-C . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
  94. Чжуанцзы , «Внешние вещи», китайский оригинал . Архивировано 11 октября 2022 г. в Wayback Machine : «Когда ученики Лао Лайцзы встретили Чжунни, он сообщил ему: «Там есть кто-то, кто совершенствуется вверх и стремится вниз, склонив голову. и его уши были позади него, будто его окружало море, и он не знал, чей он сын: «Лао Лайцзы сказал: «Это Цю Е, иди сюда!» Архив . он выглядел так , . 27 октября 2022 г. в Wayback Machine : «Ученик Лао Лай-цзы собирал дрова, когда случайно встретил Конфуция. Он вернулся и сообщил: «Там есть человек с длинным телом и короткими ногами, его спина немного горбатый, с отведенными назад ушами , и он выглядит так, будто пытается следить за всем, что находится в четырех морях. Я не знаю, кто это может быть». Лао Лай-цзы сказал: «Это Кун Цю. Скажи ему, пусть придет сюда!»
  95. ^ «Конфуций, изображенный в зеркале» . Институт археологии Китайской академии общественных наук . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 22 февраля 2017 г.
  96. ^ «Фризы зала суда Верховного суда США» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
  97. ^ Конг Фузи и IMDb Отредактируйте это в Викиданных
  98. ^ Конфуций на IMDb Отредактируйте это в Викиданных
  99. ^ Данбар, Джон. «Конфуцианская церемония Сунгюнкван» . РАСКБ . Корейское отделение Королевского азиатского общества. Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
  100. ^ «Потомки и портреты Конфуция в ранней южной песне» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 сентября 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
  101. ^ Бэннинг, Б. Пол. «Тезисы AAS: Китайская сессия 45» . aas2.asian-studies.org . Архивировано из оригинала 6 октября 2016 года.
  102. ^ «На священных землях: материальная культура и ритуальное формирование конфуцианского храма в позднем императорском Китае» . Ассоциация азиатских исследований . Архивировано из оригинала 18 марта 2015 года . Проверено 5 августа 2014 г.
  103. ^ «Ритуальное формирование конфуцианского православия и потомки мудреца» . Исследовательские ворота . Архивировано из оригинала 25 октября 2018 года . Проверено 3 мая 2016 г.
  104. ^ Уилсон, Томас А. «Культ Конфуция» . Academics.hamilton.edu . Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Проверено 3 мая 2016 г.
  105. ^ «Путеводители по городу Цюйчжоу» . Китайская сеть TEFL . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  106. ^ «Празднование годовщины Конфуция» . Китайский интернет-информационный центр . Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 года.
  107. ^ Янсен, Кляйн и Мейер, 2014 , стр. 187–188 .
  108. ^ «Празднование годовщины Конфуция» . Китай Дейли. 29 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 г.
  109. ^ Томас А. Уилсон (2002). На священных землях: культура, общество, политика и формирование культа Конфуция . Азиатский центр Гарвардского университета. стр. 69, 315. ISBN.  978-0-674-00961-5 . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 21 апреля 2016 г.
  110. ^ Янсен, Кляйн и Мейер, 2014 , с. 188 .
  111. ^ Янсен, Кляйн и Мейер, 2014 , с. 189 .
  112. ^ Из-за табу на имена в отношении имени при рождении четвертого короля Корё Кванджона , урожденного «Ван Со» ( корейский : 왕소 ; Ханджа : 王昭 ).
  113. ^ «Потомки Конфуция в Южной Корее ищут корни в Цюйчжоу» . Цюйчжоу.Китай . 19 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
  114. ^ Энциклопедия Doosan 공孔 . Энциклопедия Дусан . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 20 октября 2017 г.
  115. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конг, Ке и Робертс, 1988 . [ нужна страница ]
  116. ^ Бэкон, Джеймс (21 апреля 1962 г.). «Дебра Пейджет выходит замуж за нефтяника, племянника мадам Чан» . Независимый . Лонг-Бич, Калифорния. п. 11. Архивировано из оригинала 13 июня 2015 года . Проверено 11 июня 2015 г. - через Newspapers.com .
  117. ^ China Economic Net 2009 , онлайн .
  118. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ян 2008 , онлайн .
  119. ^ Цзин, Цзюнь (1998). Храм воспоминаний: история, сила и мораль в китайской деревне . Издательство Стэнфордского университета. п. 26. ISBN  978-0-8047-6492-6 . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года.
  120. ^ Чжоу, Цзин. «Новая генеалогия Конфуция выйдет в следующем году» . china.org.cn. Архивировано из оригинала 10 октября 2016 года . Проверено 28 июня 2010 г.
  121. ^ «Среди потомков Конфуция есть 14 этнических меньшинств, которые имеют религиозные убеждения и наследуют семейные традиции — Культура — People’s Daily» из Архивировано . оригинала 19 августа 2016 года.
  122. ^ Ли Дяньдянь. «В число потомков Конфуция входят 14 иностранных потомков этнических меньшинств, впервые вошедших в генеалогическое древо_Taiwan.com» Архивировано . из оригинала 6 октября 2016 года.
  123. ^ «Потомки Конфуция хуэй живут на северо-западе – Культура – ​​People's Daily» из Архивировано . оригинала 9 апреля 2016 года
  124. ^ «К потомкам Конфуция относятся люди хуэй — Local — People’s Daily» Архивировано . из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 29 марта 2016 года .
  125. ^ rmhb.com.cn ( [ постоянная мертвая ссылка ] )
  126. ^ Министерство торговли КНР 2006 , онлайн .
  127. ^ «Тестирование ДНК, принятое для идентификации потомков Конфуция» . Китайский интернет-информационный центр. 19 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 12 января 2012 г. Проверено 31 мая 2009 г.
  128. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цю 2008 , онлайн .
  129. ^ Бандао 2007 , онлайн .
  130. ^ Чен, Стивен (13 ноября 2013 г.). «Исследование выявило единственную родословную среди самопровозглашенных потомков Конфуция» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года.
  131. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чжоу, 2008 г. , онлайн .
  132. ^ China Daily 2007 , онлайн .

Библиография

Дальнейшее чтение

см. в Richey 2018 и Hutton 2019. Подробную библиографию

  • Клементс, Джонатан (2008). Конфуций: Биография . Страуд, Глостершир, Англия: Sutton Publishing. ISBN   978-0-7509-4775-6 .
  • Конфуций (1997). Лун Юй (на английском языке «Аналекты Конфуция »). Перевод и примечания Саймона Лейса. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-04019-4 .
  • Конфуций (2003). Конфуций: Аналекты – с отрывками из традиционных комментариев . Перевод Э. Слингерленда. Индианаполис: Издательство Hackett. (Оригинальная работа опубликована около 551–479 гг. До н. Э. ) ISBN   0-87220-635-1 .
  • Крил, Херли Глесснер (1949). Конфуций и китайский путь . Нью-Йорк: Харпер.
  • Крил, Херли Глесснер (1953). Китайская мысль от Конфуция до Мао Цзэдуна . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Чиксентмихайи, М. (2005). «Конфуцианство: Обзор». В Энциклопедии религии (том C, стр. 1890–1905). Детройт: Справочник Макмиллана
  • Доусон, Раймонд (1982). Конфуций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-287536-5 .
  • Фингаретт, Эбер (1998). Конфуций: светское как священное . Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press. ISBN  978-1-57766-010-1 .
  • Кайдзука, Сигеки (1956). Конфуций. Его жизнь и мысли . Лондон: Дж. Аллен и Анвин.
  • Леви, Жан (2023). Убийцы Конфуция: некоторые последние тенденции в китаеведении . Мингюань Ху, пер. Лондон и Париж: Эрмитс Юнайтед. ISBN  978-1-9998833-6-2 . .
  • Ссу-ма Цянь (1974). Записки историка . Ян Сянь-и и Глэдис Ян, пер. Гонконг: Коммерческая пресса.
  • Стеркс, Роэл. Китайская мысль. От Конфуция до повара Дина. Лондон: Пингвин, 2019.
  • Ван Норден, BW, изд. (2001). Конфуций и Аналекты: Новые очерки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-513396-X .

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b3f2600001bd84cc9f1d7f03be3717d__1719920400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/7d/6b3f2600001bd84cc9f1d7f03be3717d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Confucius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)