Лю Ань
Лю Ань | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Лю Ань | ||
Упрощенный китайский | Лю Ань | ||
|
Лю Ань | |
---|---|
Король Хуайнаня | |
Царствование | 164 г. до н.э.-122 г. до н.э. |
Предшественник | Лю Хэ |
Рожденный | 179 г. до н.э. |
Умер | 122 г. до н.э. (57 лет) |
Проблема | Принц Лю Бухай Принц Лю Цянь Принцесса Лю Лин |
Отец | Лю Чанг, принц Ли Хуайнань |
Мать | Леди Йонг |
Занятие | Картограф, монарх, философ |
Лю Ан ( китайский : 劉安 , ок. 179–122 до н.э.) был китайским картографом, монархом и философом. Китайский принц династии Хань , правивший королевством Хуайнань и советник своего племянника, императора У Хань (武帝). Он наиболее известен как редактор (139 г. до н. э.) учений Хуайнаньцзы сборника даосских , конфуцианских и легистских , а также изобретение тофу . Ранние тексты представляют Лю Аня в трех образах: «автора-редактора уважаемого философского симпозиума», «неуклюжего бунтовщика, покончившего с собой, чтобы избежать ареста», и успешного даосского адепта, превратившегося в хсианя и «поднявшегося в воздух». избежать преследования по сфабрикованному обвинению в измене и улетел в вечную жизнь». [1]
Жизнь
[ редактировать ]Он был внуком Лю Банга , императора-основателя династии Хань. После смерти отца он стал принцем Хуайнаня , земель к югу от реки Хуай , в возрасте 16 лет.
У Лю Ана было два сына. Младшим был Лю Цянь (刘迁), который родился от его супруги принцессы и, таким образом, стал наследником Хуайнаня, а старший, Лю Бухай (刘不害), родился от наложницы. Лю Ань предпочитал Лю Цяня Лю Бухаю и никогда не считал последнего своим сыном. Лю Цянь никогда не считал Лю Бухая своим старшим братом. По словам Туйен Линя (推恩令, «Приказ о расширении благосклонности »), Лю Бухай мог бы стать маркизом, если бы Лю Ань вырезал для него часть Хуайнаня в качестве своего феодального владения, но Лю Ань никогда этого не делал. Лю Цзянь (刘建), сын Лю Бухая, осознав, что и у него, и у его отца мало шансов стать маркизом, настолько возмутился, что обвинил Лю Аня и Лю Цяня в попытке государственного переворота . Наконец, постигнув судьбу своего отца, Лю Ань покончил жизнь самоубийством в 122 г. до н.э. после того, как его заговор был раскрыт.
Литература
[ редактировать ]Лю Ань, известный своими литературными способностями, считался способным сочинить тщательно продуманное прозаическое произведение между пробуждением и окончанием завтрака. Лю Ань не только сам сочинял литературные произведения, но и часто приглашал в гости в свое поместье других ученых. Восемь из этих ученых, в частности, стали известны как Восемь Бессмертных Хуайнаня (淮南八仙).
Хуайнаньцзы
[ редактировать ]Вместе с Восьми Бессмертными Хуайнаня и/или другими членами его литературного круга Лю Ань опубликовал трактат в 139 г. до н. э. известный как Хуайнаньцзы , что переводится как «Книга Мастера Хуайнаня», или «Философы Хуайнань». Эта книга считается одним из краеугольных камней даосской философии наряду с произведениями Лао-цзы и Чжуанцзы . Наряду с более ранним «Шуцзин» ( «Классика истории ») V века до н.э. ( эпоха Воюющих царств ), эта книга предоставила дополнительную конкретную информацию по географии , включая описания топографии Китая . Его книга также была посвящена математике и музыке, в ней использовалась « запятая Пифагора » и перечислялась первая известная китайская 12-тоновая музыкальная настройка .
Чу ци
[ редактировать ]Одним из двух крупнейших сборников древнекитайской поэзии был « Чу ци» , также известный как «Песни Юга» или «Песни Чу» (второй — « Шицзин »). Основополагающим стихотворением сборника является « Ли Сао », автором которого по общему мнению является Цюй Юань . Лю Ань написал введение к « Ли Сао », а также первый известный комментарий. Есть также разумные доказательства того, что Лю Ань был первым редактором и антологом оригинального сборника Чу ци . Стихотворение «Чжао инь ши» («Вызов отшельника») приписывается Лю Аню. Кроме того, « Юань Ю » («Далекое путешествие») обнаруживает много общего с творчеством литературного кружка вокруг Лю Аня. [2]
Легенда об изобретении соевого молока
[ редактировать ]Согласно легенде, Лю А разработал соевое молоко для своей старой больной матери. Она хотела попробовать соевые бобы , но не могла их жевать, поэтому Лю Ан смолола соевые бобы в молоко, очевидно, по ее предложению. [3] Никакие исторические свидетельства не подтверждают эту легенду. В династии Мин справочнике «Бэнцао Ганму » автор Ли Шичжэнь описывает разработку соевого творога (тофу), но не упоминает конкретного изобретателя. Приписывание изобретения тофу Лю Аню также было сделано другим писателем династии Мин , Ли И (李翊). [4] Во времена династии Сун в 10 веке Чжу Си уже писал о методе Хуайнань в «Песне о соевом твороге» («豆腐詩»). [5] Он также упоминается в книге, в которой соевый творог назывался «Лай Ки» во времена династии Хань, а это слово появилось в письменах ранней династии Сун. [6] Однако другие китайские источники дискредитируют теорию изобретения Лю Аня и заявляют, что Лю Ань жил со многими монахами-вегетарианцами, и они обучали этому методу. Китайские даосы, которых он завербовал, использовали «алхимические» методы для приготовления соевого молока и соевого творога, возможно, в качестве лекарства для вечной жизни. Будучи единственным могущественным дворянином в то время, Лю Ань мог приказать (относительно) массовое производство таких предметов и распространять их повсюду, что прославило его благодаря соевому молоку и творогу. [7] Тем не менее, многие считают Лю Аня изобретателем как творога, так и соевого молока. [8]
Иную традицию можно найти в 《金華地方風俗志》 и 《中國風俗故事集》, в которых упоминается, что соевое молоко и творог производились до династии Хань. Эти традиции относят соевое молоко к периоду воюющих государств созданному генералом , Янь Юэ И. [9] Эти две книги появились сравнительно недавно, и цитата в них была всего лишь легендой, рассказанной производителям творога устно, без письменной записи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уоллакер, с. 36.
- ^ Хоукс, 243 и 191–193.
- ^ «Соевое молоко и ю тяо, самый популярный завтрак в Китае» . Архивировано из оригинала 25 августа 2016 г. Проверено 28 июля 2016 г.
- ↑ Эссе старика Цзеана «Тофу возникло благодаря искусству короля Хуайнаня Лю Аня».
- ^ "Сажаю соевые бобы, но урожай был мал, тело устало и разум сгнил, если бы метод Хуайнань был известен раньше (мне), (я) смог бы получить много, просто расслабившись и сидя там. "
- ^ «Исследование Син Шэнь» цитата из «Разных заметок Ци Вэн И Мэйань» об индустрии тофу Хуайнаньский король Лю Ань: «Согласно легенде, 15-й день девятого лунного месяца - день рождения Хуайнанского короля Лю Аня, и индустрия тофу на материке сегодня проведет публичное жертвоприношение, а после жертвоприношения устроит обед». Лю Ань родился во времена династии Западная Хань. Он был талантлив в красноречии, хорошо писал, хорошо читал и играл на фортепиано. К нему приезжали многие мастера боевых искусств со всего мира. Когда он изобрел тофу, жители Шу назвали его «Ли Ци», так звучит стихотворение Лу Ю «Мойка котла и приготовление Ли Ци» », но тогда его называли тофу. , это невозможно проверить.
- ^ «Бог китайской промышленности», Ли Цяо
- ^ "Статуи китайских народных богов", Сун Чжаолинь
- ↑ Родители Лейи были слишком стары, чтобы жевать соевые бобы, поэтому Лейи измельчала соевые бобы в соевое молоко и добавляла соевый раствор в соевое молоко, которое превращалось в тофу. Он также сказал, что врач прописал гипс, и Лэ И добавил гипс в соевое молоко, и в результате тофу оказался лучше, чем добавление соленого рассола.
- * Хоукс, Дэвид , переводчик и введение (2011 [1985]). Цюй Юань и др. , Песни Юга: Древнекитайская антология стихов Цюй Юаня и других поэтов . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-044375-2
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 3 . Тайбэй: Caves Books, Ltd.
- Уоллакер, Бенджамин Э. (1972), «Люань, второй король Хуайнаня (180–122 до н. э.),» Журнал Американского восточного общества 92.1, стр. 36–51.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст Хуайнань Цзы Лю Аня
- Дао военных: искусство войны Лю Аня (Columbia University Press, 2012)
- Работы Ан Лю в Project Gutenberg