Сима Тан
Сима Тан | |
---|---|
Сима Тан | |
Рожденный | 165 г. до н.э. |
Умер | 110 г. до н.э. (55 лет) |
Род занятий | Астролог, астроном, историк |
Родственники | Сыма Си (отец) Сыма Цянь (сын) |
Сыма Тан ( традиционный китайский : 司馬談 ; упрощенный китайский : 司马谈 ; пиньинь : Симу Тан ; Уэйд-Джайлс : Ссу-ма Тан ; ок. 165–110 до н.э. ) был китайским астрологом, астрономом и историком во времена Западной Династия Хань . Его труд «Записки великого историка» завершил его сын Сыма Цянь , которого считают основоположником китайской историографии .
Образование и карьера
[ редактировать ]Сыма Тан изучал астрономию у Тан Ду, И Цзин у Ян Хэ и даосизм у Мастера Хуана.
Он был назначен на должность придворного астронома ( китайский : 太史令 ; пиньинь : тай шолинг ) в возрасте 25 лет в 140 году до нашей эры , и эту должность он занимал до своей смерти. Хотя Сыма Тан начал писать « Записки великого историка» ( Шидзи ), он умер до того, как они были закончены; его завершил его сын Сыма Цянь .
Эссе Сыма Тана сохранилось в « Записках великого историка» . В этом эссе, входящем в состав более крупного произведения, Сыма Тан описывает шесть философских линий или «школ» (家 jiā ):
- Конфуцианство ( Конфуцианство )
- Даосизм (道家 Dào jiā )
- Законничество (法家 Fώjiā )
- Мохизм (Mojia Mò jiā )
- Школа имен (名家 Míng jiā )
- Школа натуралистов (Yinyangjia/Yinyangjia Yīnyáng jiā ) (центральная фигура Цзоу Янь )
Используя концепцию «Цзя» или «семьи» в своих «Записках великого историка», Сыма Тан и Сыма Цянь изобрели Инь-Янь , Фацзя , Минцзя и Даоцзя . Вместе с мохизмом и конфуцианством они сравнивают свои предполагаемые сильные и слабые стороны в продвижении того, что они называют Даоцзя или школой Дао, что стало означать даосизм спустя столетие после смерти Сыма Цяня. Все их описания школ ошибочны, поскольку они вращаются вокруг «пустой» школы Дао. Они никого под собой не называют. [1] Императорские архивариусы Лю Сян (77–6 г. до н. э.) и Лю Синь поместили фигуры, используя их в качестве категорий, в императорскую библиотеку через сто лет после смерти Сыма Цяня. Они становятся категориями текстов в « Книге Хань» .
Год смерти Сыма Таня (110 г. до н.э.) был годом великого императорского жертвоприношения фэншань ( чж:封禅 ) императора Хань Уди , за которое император назначил другого человека в ранг фанши , минуя Сыма, что, вероятно, вызвало у него большой ужас. .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Грэм, AC (1989). Спорщики о Дао . Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд.
- Сыма Цянь (1993). Записи великого историка Китая династии Цинь . Исследовательский центр перевода. Перевод Уотсона, Бертона (изд. HBK). Гонконг, ZH; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Китайский университет Гонконга; Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08168-5 . ISBN 0-231-08169-3 (изд. PBK)
- де Бари, WT; Блум, И. (1999). Источники китайской традиции . Том. 1 (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Смит, Киддер (2003). «Сыма Тан и изобретение даосизма», «Легализм» и так далее ». Журнал азиатских исследований . 62 (1): 129–156. дои : 10.2307/3096138 . JSTOR 3096138 .
- Голдин, Пол Р. (2011). «Устойчивые заблуждения о китайском «законничестве» ». Журнал китайской философии . 38 (1): 88–104.
- Хансен, Чад (2024 г.). «Чжуанцзы» . В Залте, Эдвард Н .; Нодельман, Ури (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2024 г.) . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Смит 2003 , с. 139 147 149 152; Голдин 2011 , с. 88101103(1,13,15); Хансен 2024 .
- 160-е годы до н. э., рождение
- 110 г. до н.э. смертей
- Китайские астрономы II века до н.э.
- Китайские историки II века до н.э.
- Древние астрологи
- Китайские астрологи
- Историки из Шаньси
- Ученые из Шаньси
- Незавершённые китайские академические биографии
- Незавершенные статьи по азиатским историкам
- Китайцы незавершенные