Чжоуби Суаньцзин
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на китайском языке . (Май 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Чжоуби Суаньцзин | |||
---|---|---|---|
![]() Диаграмма теоремы Гоугу, добавленная в Zhoubi Чжао Шуаном | |||
Чжоуби Суаньцзин | |||
Традиционный китайский | Чжоу Би Суань Цзин | ||
Упрощенный китайский | Чжоу Би Суань Цзин | ||
| |||
Жуби | |||
китайский | Чжоу Би | ||
Буквальный смысл |
| ||
| |||
Жуби | |||
Традиционный китайский | Расчет Священных Писаний | ||
Упрощенный китайский | Расчет Священных Писаний | ||
Буквальный смысл |
| ||
|
«Чжоуби Суаньцзин» , также известный под многими другими названиями , представляет собой древний китайский астрономический и математический труд. Чжоуби Пифагора наиболее известен своим изложением китайской космологии и формой теоремы . В нем утверждается, что представлены 246 задач, разработанных герцогом Чжоу, а также членами его двора, то есть их составление относится к 11 веку до нашей эры. Однако нынешняя форма книги, похоже, не раньше, чем Восточная Хань (25–220 гг. Н.э.), с некоторыми дополнениями и комментариями, которые продолжали добавляться еще несколько столетий.
Имена [ править ]
Первоначальное название работы было просто « Чжоуби» : иероглиф 髀 — это литературный термин, обозначающий бедренную кость или бедренную кость, но в контексте относится только к одному или нескольким гномонам , большим палочкам, тени которых использовались для китайских календарных и астрономических расчетов . [1] Из-за неоднозначной природы иероглифа 周 его поочередно понимали и переводили как «На гномоне и круговых путях Небес ». [1] «Руководство по тенометру Чжоу», [2] «Гномон солнечных часов Чжоу», [3] и «Гномон династии Чжоу ». [4] Почетный Суаньцзин — «классик арифметики», [5] «Священная книга арифметики», [6] «Математический канон», [4] «Классика вычислений», [7] — было добавлено позже.
Знакомство [ править ]
Примеры гномона, описанные в работе, были найдены еще в 2300 году до нашей эры, и герцог Чжоу был регентом 11 века до нашей эры и дворянином в первом поколении династии Чжоу . Чжоуби . традиционно датируется жизнью самого герцога Чжоу [8] и считается старейшим китайским математическим трактатом. [1] Однако, хотя некоторые отрывки, похоже, относятся к периоду Воюющих царств или раньше, [8] в нынешнем тексте произведения упоминается Люй Бувэй и, как полагают, он получил свой нынешний вид не ранее Восточной Хань , в I или II веке. Самое раннее известное упоминание о тексте содержится в мемориале, посвященном астроному Цай Юну в 178 году нашей эры. [9] Он вообще не появляется в в «Книге Хань описании календарных, астрономических и математических работ », хотя Джозеф Нидхэм допускает, что это могло быть связано с тем, что его нынешнее содержание ранее было представлено в нескольких различных работах, перечисленных в истории Хань, которые в остальном неизвестны. [1]
Содержание [ править ]

Zhoubi . — анонимный сборник из 246 задач [ сомнительно ] с которым столкнулся герцог Чжоу и представители его двора, в том числе астролог Шан Гао. Каждая задача включает в себя ответ и соответствующий арифметический алгоритм .
Это важный источник по ранней китайской космологии , в котором древняя идея круглого неба над квадратной землей ( 天圆地天圆地方 , tiānyuán dìfāng ) придается сходство с круглым зонтиком, подвешенным над некоторыми древними китайскими колесницами. [10] или китайская шахматная доска . [11] Все измеримые вещи считались вариантами квадрата , а расширение многоугольника до бесконечных сторон приближалось к неизмеримому кругу . [2] Эта концепция «небесного навеса» ( 蓋蓋天 , gàitiān ) ранее породила нефритовые би ( 璧 ) и конг объекты , а также мифы о Гунгуне , горе Бучжоу , Нюва и восстановлении неба . Хотя со временем это переросло в идею «сферического рая» ( 渾渾天 , хунтиан ), [12] Чжоуби описанных предлагает многочисленные исследования геометрических отношений простых кругов, описанных квадратами , и квадратов, кругами . [13] Большая часть этого включает анализ склонения Солнца в Северном полушарии в различные моменты в течение года. [1]
В какой-то момент во время обсуждения теней, отбрасываемых гномонами, в работе представлена форма теоремы Пифагора, известная как теорема Гугу ( 勾股勾股定理 ). [14] от китайских названий — букв. «крючок» и «бедро» — двух сторон столярного или пробного квадрата . [15] В III веке комментарий Чжао Шуана к « Чжоуби» включал диаграмму, эффективно доказывающую теорему. [16] для случая треугольника 3-4-5 , [17] откуда его можно обобщить на все прямоугольные треугольники . Поскольку исходный текст сам по себе неоднозначен, существуют разногласия относительно того, было ли это доказательство установлено Чжао или просто представляло собой иллюстрацию концепции, ранее понятой до Пифагора . [18] [14] Шан Гао завершает задачу гугу, говоря: «Тот, кто понимает землю, является мудрым человеком, а тот, кто понимает небеса, является мудрецом. Знание происходит от тени (прямая линия), а тень происходит от гномона (прямой угол). ]. Комбинация гномона с числами — это то, что направляет и управляет десятью тысячами вещей». [19]
Комментарии [ править ]
Чжоуби Ли занимал видное место в китайской математике и был предметом конкретных комментариев Чжао Шуана в 3 веке, Лю Хуэя в 263 году, Цзу Гэнчжи в начале 6 века, Чуньфэна в 7 веке и Ян Хуэя в 263 году. 1270.
Перевод [ править ]
Перевод на английский язык был опубликован в 1996 году Кристофером Калленом в издательстве Кембриджского университета под названием « Астрономия и математика в древнем Китае: Чжоу би суань цзин» . [20] Работа включает предисловие, приписываемое Чжао Шуану, а также его обсуждения и диаграммы для теоремы гугу, высоты солнца, семи хэн и восстановленной таблицы теней гномона.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Нидэм и др. (1959) , с. 19 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цзоу (2011) , с. 104 .
- ^ Белый (2018) , с. 464 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каллен (2018) , с. 758 .
- ^ Нидхэм и др. (1959) , с. 815 .
- ^ Дэвис и др. (1995) , с. 28 .
- ^ Элман (2015) , с. 240 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм и др. (1959) , с. 20 .
- ^ Патрик Морган, Дэниел (2 ноября 2018 г.). «Радикальное предположение о происхождении принятой математической классики «Гномон Чжоу (Zhoubi周髀)» . Вторая Международная конференция по истории математики и астрономии : 4 . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Ценг (2011) , стр. 45–49.
- ^ Дин (2020) , с. 172 .
- ^ Ценг (2011) , с. 50.
- ^ Ценг (2011) , с. 51.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каллен (1996) , с. 82.
- ^ Гамвелл (2016) , с. 39 .
- ^ Каллен (1996) , с. 208.
- ^ Чемла (2005) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Чемла (2005) .
- ^ Гамвелл (2016) , с. 41 .
- ^ Каллен, Кристофер (1996). Астрономия и математика в древнем Китае: Чжоу Би Суань Цзин . Исследования Исследовательского института Нидхэма. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55089-5 .
Цитируемые работы [ править ]
- « Китайцы », Британская энциклопедия , том. II (1-е изд.), Эдинбург: Колин Макфаркуар , 1771, стр. 184–192 .
- Чемла, Карин (2005), Геометрические фигуры и общность в Древнем Китае и за его пределами , Наука в контексте, ISBN 0-521-55089-0 .
- Каллен, Кристофер (1996), Астрономия и математика в Древнем Китае , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-55089-0 .
- Каллен, Кристофер (2018), «Китайская астрономия в раннюю имперскую эпоху», Кембриджская история науки, Том. Я: Древняя наука , Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-110868262-6 .
- Дэвис, Филип Дж.; и др., ред. (1995), «Краткая хронологическая таблица до 1910 года» , «Математический опыт » , Modern Birkhäuser Classics, Бостон: Birkhäuser, стр. 26–29, ISBN 978-081768294-1 .
- Дин, DX Дэниел (2020), Исторические корни технической коммуникации в китайской традиции , Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые, ISBN 978-152755989-9 .
- Элман, Бенджамин (2015), «Ранний современный или поздний имперский? Кризис классической филологии в Китае восемнадцатого века», Мировая филология , Кембридж: издательство Гарвардского университета, стр. 225–244 .
- Гамвелл, Линн (2016), Математика + Искусство: История культуры , Princeton University Press, ISBN 978-069116528-8 .
- Нидэм, Джозеф; и др. (1959), Наука и цивилизация в Китае, Том. III: Математика и науки о небе и Земле , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-052105801-8 .
- Панг-Уайт, А. Энн (2018), Четыре конфуцианские книги для женщин , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-046091-4 .
- Ценг, Л. И. Лилиан (2011), Изображение рая в раннем Китае , Восточноазиатские монографии, Кембридж: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-06069-2 .
- Цзоу Хуэй (2011), Иезуитский сад в Пекине и китайская культура раннего Нового времени , Западный Лафайет: издательство Purdue University Press, ISBN 978-155753583-2 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Чжоу Би Суань Цзин (на китайском языке), Проект китайского текста .
- Чжоу Би Суань Цзин (на китайском языке), Project Gutenberg .
- Бойер, Карл Б. (1991), История математики , John Wiley & Sons, ISBN 0-471-54397-7 .