Терракотовая армия
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Район Линтун , Сиань, Шэньси, Китай |
Критерии | Культурные: i, iii, iv, vi |
Ссылка | 441 |
Надпись | 1987 (11-я сессия ) |
Веб-сайт | bmy.com.cn |
Координаты | 34 ° 23'06 "N 109 ° 16'23" E / 34,38500 ° N 109,27306 ° E |
Терракотовая армия | |||
---|---|---|---|
Упрощенный китайский | Терракотовые воины и лошади | ||
Традиционный китайский | Терракотовые воины и лошади | ||
Буквальный смысл | Статуэтки-гробницы солдата и лошади | ||
|
Терракотовая армия представляет собой коллекцию терракотовых скульптур, изображающих армии Цинь Шихуанди , первого императора Китая . Это форма погребального искусства, похороненная вместе с императором в 210–209 годах до нашей эры с целью защитить его в загробной жизни.
Фигуры, датируемые примерно концом 200-х годов до н. э., [1] были обнаружены в 1974 году местными фермерами в округе Линтун , недалеко от Сианя , провинции Шэньси, Китай. Фигуры различаются по высоте в зависимости от их ранга, самые высокие из них — генералы. Фигуры включают воинов, колесницы и лошадей. По оценкам 2007 года, в трех ямах, где находится Терракотовая армия, находится более 8000 солдат, 130 колесниц с 520 лошадьми и 150 кавалерийских лошадей, большинство из которых остаются на месте в ямах возле мавзолея Цинь Ши Хуана . [2] С тех пор в других ямах были найдены и другие невоенные терракотовые фигурки, в том числе фигурки чиновников, акробатов, силачей и музыкантов. [3]
История


Строительство гробницы было описано историком Сыма Цяном (145–90 гг. до н. э.) в «Записках великого историка» , первой из 24 династических историй Китая, написанных через столетие после завершения строительства мавзолея. Работы над мавзолеем начались в 246 году до нашей эры, вскоре после того, как император Цинь (тогда ему было 13 лет) сменил своего отца на посту короля Цинь , и в конечном итоге в проекте было задействовано 700 000 призывников. [5] [6] Географ Ли Даоюань , писавший через шесть столетий после смерти первого императора, записал в «Шуй Цзин Чжу» , что гора Ли была излюбленным местом из-за ее благоприятной геологии: «славилась своими нефритовыми рудниками, ее северная сторона была богата золотом, а южная сторона богатый прекрасным нефритом; первый император, жаждущий его прекрасной репутации, решил быть похороненным там». [7] [8]
Сыма Цянь писал, что первый император был похоронен с дворцами, башнями, чиновниками, ценными артефактами и чудесными предметами. Согласно этому знаменитому рассказу, с помощью ртути были смоделированы 100 текущих рек, а над ними потолок был украшен небесными светилами, под которыми лежали черты объединенных императором земель Китая. В некоторых переводах этого отрывка говорится о «моделях» или «имитациях»; однако эти слова не использовались в оригинальном тексте, в котором также нет упоминания о терракотовой армии. [5] [9] Хотя эти элементы рассказа Сыма Цяня о структуре мавзолея в досовременных оценках считались легковерными, обнаружение высоких уровней ртути, которые были обнаружены в почве кургана после открытия места мавзолея, с тех пор было обнаружено. поверил рассказу Сыма Цяня. [10] Кроме того, хорошо документировано, что Император во время своего правления строил монументальные статуи в человеческой форме, такие как Двенадцать металлических колоссов , которые представляли собой серию современных статуй, которые сейчас утеряны, но отмечены в исторических записях. [11]
Более поздние исторические отчеты предполагают, что комплекс мавзолея и сама гробница были разграблены Сян Юем , претендентом на престол после смерти первого императора. [12] [13] [14] Однако есть признаки того, что сама гробница, возможно, не была разграблена. [15]
Открытие
Терракотовая армия была обнаружена 29 марта 1974 года группой фермеров — Ян Чжифа , его пятью братьями и соседом Ван Пужи — которые рыли колодец примерно в 1,5 км (0,93 мили) к востоку от кургана-гробницы императора Цинь на горе Ли ( Лишань), [16] [17] [18] [19] регион, пронизанный подземными источниками и водотоками. На протяжении веков в редких сообщениях упоминались куски терракотовых фигур и фрагменты некрополя Цинь – черепица, кирпичи и куски каменной кладки. [20] Это открытие побудило китайских археологов, в том числе Чжао Канминя , заняться расследованием. [21] обнаружена самая большая группа керамических фигурок, когда-либо найденная. С тех пор на этой территории был построен музейный комплекс, самая большая яма огорожена крытой конструкцией. [22]
Некрополь


Терракотовая армия является частью гораздо большего некрополя. Геолокационный радар и отбор проб керна показали, что площадь составляет примерно 98 квадратных километров (38 квадратных миль). [23]
Некрополь был построен как микрокосм императорского дворца или комплекса императора. [ нужна ссылка ] и занимает большую территорию вокруг кургана-гробницы первого императора. Земляной курган-гробница расположен у подножия горы Ли и имеет пирамидальную форму. [24] и окружен двумя прочными утрамбованными земляными стенами с шлюзовыми входами. Некрополь состоит из нескольких кабинетов, залов, конюшен и других построек, а также императорского парка, расположенного вокруг кургана. [ нужна ссылка ]
Воины стоят на страже к востоку от гробницы. За два тысячелетия после постройки на этом месте скопилось до 5 м (16 футов) красноватой песчаной почвы, но археологи нашли свидетельства более ранних нарушений на этом месте. В ходе раскопок возле кургана горы Ли археологи обнаружили несколько могил XVIII и XIX веков, в которых землекопы, по-видимому, наткнулись на обломки терракоты. Их выбросили как негодные и использовали вместе с землей для засыпки раскопок. [25]
Могила
Гробница представляет собой герметически закрытое пространство размером примерно 100 на 75 метров (328 футов × 246 футов). [26] [27] Гробница остается закрытой, возможно, из-за опасений по поводу сохранности ее артефактов. [26] Например, после раскопок Терракотовой армии окрашенная поверхность некоторых терракотовых фигур начала отслаиваться и тускнеть. [28] Лак, покрывающий краску, может свернуться за пятнадцать секунд на сухом воздухе Сианя и отслоиться всего за четыре минуты. [29]
Место раскопок
Ямы

С тех пор при раскопках на этом месте были обнаружены четыре основные ямы глубиной примерно 7 м (23 фута). [30] [31] Они расположены примерно в 1,5 км (0,93 мили) к востоку от кургана. Солдаты внутри были расставлены так, как будто защищали гробницу с востока, где находились завоеванные императором Цинь государства, и были обнаружены на 7 м ниже уровня раскопок. [32]
Яма 1
Яма 1 длиной 230 м (750 футов) и шириной 62 м (203 фута), [33] содержит основную армию численностью более 3000 человек. [34] Это самая большая из четырех ям, в которой есть одиннадцать параллельных коридоров, ширина большинства из которых превышает 3 м (10 футов), вымощенных мелким кирпичом, с деревянным потолком, поддерживаемым большими балками и столбами. [35] Этот дизайн также использовался для гробниц знати и при постройке напоминал дворцовые коридоры. Деревянные потолки были покрыты тростниковыми циновками и слоями глины для гидроизоляции, а затем засыпаны дополнительным количеством почвы, подняв их примерно на 2–3 м (от 6 футов 7 дюймов до 9 футов 10 дюймов) над уровнем окружающей земли после завершения строительства. [36]
Другие
В яме 2 расположены кавалерийские и пехотные подразделения, а также боевые колесницы , и считается, что она представляет собой военную гвардию. Яма 3 — командный пункт с высокопоставленными офицерами и боевой колесницей. Яма 4 пуста, возможно, ее строители оставили незавершенной.
На некоторых рисунках в ямах 1 и 2 видны повреждения от пожара, а также были обнаружены остатки сгоревших стропил потолка. [37] Они, вместе с пропавшим оружием, были приняты в качестве доказательства сообщений о грабежах Сян Юя и последующем поджоге объекта, который, как полагают, стал причиной обрушения крыши и разгрома армейских фигур внизу. Терракотовые фигурки, экспонирующиеся сейчас, восстановлены по фрагментам.
Были раскопаны и другие ямы, образовавшие некрополь. [38] Эти ямы лежат внутри и снаружи стен, окружающих курган. Они содержат бронзовые кареты, терракотовые фигуры артистов, таких как акробаты и силачи, чиновников, каменные доспехи, места захоронения лошадей, редких животных и рабочих, а также бронзовых журавлей и уток, установленных в подземном парке. [3]
Фигурки воинов
Виды и внешний вид

Воины
Терракотовые фигурки имеют рост в натуральную величину, обычно от 175 см (5,74 фута) до примерно 200 см (6,6 фута) (офицеры обычно выше). Они различаются по росту, униформе и прическе в соответствии с изображаемым рангом. Их лица кажутся разными для каждой отдельной фигуры. Ученые определили 10 базовых форм лица, которые затем были доработаны, чтобы придать каждой фигуре индивидуальность с точки зрения морфологии лица. [39] Фигуры относятся к следующим общим типам: пехота в броне ; небронированная пехота; кавалеристы в дотах; возницы колесниц в шлемах с усиленной броней; возничие с копьями; коленопреклоненные арбалетчики или лучники в доспехах; стоячие лучники, которых нет; а также генералы и другие офицеры низшего звена. [40] Однако внутри рядовых существует множество вариаций униформы: например, некоторые могут носить накладки на голени, а другие нет; они могут носить длинные или короткие брюки, некоторые из которых могут быть с подкладкой; а их бронежилеты различаются в зависимости от ранга, функции и положения в строю. [41] Среди фигур воинов размещены также терракотовые лошади.
Первоначально фигуры расписывались отшлифованными драгоценными камнями, интенсивно обожженными костями (белые), пигментами оксида железа (темно-красный), киновари (красный), малахита (зеленый), азурита бария (синий), древесного угля (черный), киновари, , меди. силикатная смесь (китайский пурпур или ханьский пурпур), древесный сок из близлежащего источника (скорее всего, китайского лакового дерева ) (коричневый), [42] и другие цвета, включая розовый, сиреневый, красный, белый, [43] и один неопознанный цвет. [42] Цветное лаковое покрытие и отдельные черты лица придали бы фигурам реалистичность: брови и волосы на лице были черными, а лица - розовыми. [44]
Однако в сухом климате Сианя большая часть цветного покрытия отслаивалась менее чем за четыре минуты после удаления грязи, окружающей армию. [42]
Акробаты
В ходе раскопок в яме K9901 в 1999 году была обнаружена серия связанных с ними терракотовых скульптур, получивших название « Акробаты », которые, как было отмечено, демонстрируют глубокое понимание анатомии человека. [46] Первоначальная функция этих статуй остается неясной, но их описывают как потенциально акробатов или танцоров. Число этих фигур, обнаруженных на данный момент, относительно невелико по сравнению с более известными фигурами воинов, а общее количество обнаруженных, вероятно, насчитывает дюжину. Фигуры обнажены, за исключением набедренной повязки в качестве одежды. Эти фигуры очень яркие и менее стереотипные, чем у солдат, особенно благодаря динамической обработке мускулатуры и костных суставов. [46] Некоторые мужчины очень худощавые, а у других массивные тела. Некоторые из них показаны в процессе движения или жестов. Эти терракотовые статуи демонстрируют высокое мастерство изображения форм и пропорций человеческого тела. [45]
С тех пор одиннадцать таких фигурок из ямы K9901 были впоследствии раскопаны, причем семь из них были обнаружены в такой степени сохранности, которая позволила их в значительной степени реконструировать из осколков. [47]
Спекуляции о возможном влиянии
С момента своего открытия эти фигуры отличались исключительным стилистическим реализмом и индивидуализмом, при этом оценки показали, что нет двух фигур, обладающих одинаковыми чертами. [48] [49] Самая ранняя заметка по этому аспекту была сделана историком искусства 20-го века Германом Хафнером, который в 1986 году первым высказал предположение о возможной эллинистической связи с этими скульптурами из-за необычного проявления натурализма по сравнению с общей скульптурой эпохи Цинь: «искусство Терракотовая армия возникла в результате контактов с Западом». [50] Эту идею также в целом поддержал Дуань Цинбо , главный археолог участка с 1998 по 2006 год, хотя он отмечал, что «единственное» в дошедшей до нас археологии, которое может иметь близкое сходство с фигурами с точки зрения художественного стиля, - это фигурки более позднего I века. век до н.э. Среднеазиатская Халчаянская скульптура . [51] Ли Сючжэнь, старший археолог участка, [52] также признал возможность эллинистического влияния, заявив: «Теперь мы думаем, что Терракотовая армия, акробаты и бронзовые скульптуры, найденные на этом месте, были вдохновлены древнегреческими скульптурами и искусством». [53] Позже она также заявила о китайском авторстве: «терракотовые воины, возможно, были вдохновлены западной культурой, но были созданы исключительно китайцами». [54]
Другие утверждали, что такие предположения основаны на ошибочных и старых евроцентристских идеях, которые предполагали, что другие цивилизации неспособны к утонченному искусству, и, следовательно, иностранное искусство следует рассматривать через западные традиции, при этом археолог Чжан Вейсин заявляет, что «вообще нет никаких существенных доказательств» любая такая связь. [54] Рауль Маклафлин, независимый исследователь римской торговли, заявил, что на Терракотовую армию нет греческого влияния, и подчеркнул различия в ремеслах, строительных материалах и символике. [55] Дэррил Уилкинсон из Дартмутского колледжа вместо этого утверждал, что проявление скульптурного натурализма эпохи Цинь, наряду с проявлением доколумбовой культуры моче в Перу, указывает на то, что «греки не изобрели натурализм» и что «скульптурный натурализм не является продуктом какого-либо одной культуры » . цивилизационный «гений » [56]
Строительство

Фигурки терракотовой армии были изготовлены в мастерских государственными рабочими и местными мастерами из местных материалов. Головы, руки, ноги и туловища были созданы отдельно, а затем собраны путем склеивания частей вместе. После завершения терракотовые фигурки были помещены в ямы в точном воинском порядке в соответствии с званием и обязанностями. [58] В 2021 году морфологические исследования показали, что существует сильное сходство между статуями и статуями современных жителей местного региона, что побудило некоторых ученых предположить, что высокий уровень стилистического реализма обусловлен тем, что фигуры созданы по образцу реальных солдат. [59] [60] Лица были созданы с использованием форм , возможно, было использовано не менее десяти форм для лица. [39] Затем после сборки добавляли глину, чтобы придать индивидуальные черты лица и сделать каждую фигуру индивидуальной. [61] Считается, что ноги воинов изготавливались примерно так же, как в то время изготавливались терракотовые дренажные трубы. Это классифицировало бы процесс как конвейерное производство, при котором определенные детали изготавливаются и собираются после обжига, в отличие от изготовления фигуры как одной цельной детали и последующего ее обжига. В те времена жесткого имперского контроля каждая мастерская была обязана указывать свое название на производимых изделиях для обеспечения контроля качества. Это помогло современным историкам выяснить, какие мастерские были реквизированы для изготовления плитки и других предметов быта для терракотовой армии.
Братская могила рабочих Некрополя.
В 2003 году была обнаружена и раскопана могильная яма, в результате которой был извлечен 121 скелет, которые, по мнению ученых, принадлежали работникам этого места. По оценкам, это преимущественно люди в возрасте от 15 до 40 лет со средним ростом около 1,7 метра. Многие исследования были сосредоточены на анализе этих рабочих, включая краниометрические и генетические исследования, которые проводились, чтобы попытаться понять происхождение рабочих. По словам Дуань Цинбо , ведущего археолога и руководителя раскопок в Мавзолее с 1998 по 2006 год, анализ ДНК группы из 19 скелетов по сравнению с 33 современными китайцами показал, что проанализированные рабочие и чернорабочие принадлежали к разным этническим группам. , прослеживаемый как среди ханьцев, так и среди этнических меньшинств, с особой концентрацией людей из южного Китая. [62]
Вооружение



Большинство фигурок изначально держали в руках настоящее оружие, что повышало бы их реалистичность. Большая часть этого оружия была разграблена вскоре после создания армии или сгнила. Несмотря на это, было обнаружено более 40 000 бронзовых предметов вооружения, в том числе мечи, кинжалы, копья, копья, боевые топоры, ятаганы, щиты, арбалеты и спусковые крючки для арбалетов. Большую часть найденных предметов составляют наконечники стрел, которые обычно находят связками по 100 штук. [30] [63] [64] Исследования этих наконечников стрел позволяют предположить, что они были изготовлены самодостаточными автономными мастерскими с использованием процесса, называемого клеточным производством или тойотизмом . [65] Некоторое оружие перед захоронением покрывали слоем диоксида хрома толщиной 10–15 микрометров , что, как считалось, защищало его от любой формы распада в течение последних 2200 лет. [66] [67] Однако исследование 2019 года показало, что хром был просто загрязнением от находящегося поблизости лака, а не средством защиты оружия. Слабощелочная pH и мелкий размер частиц погребальной почвы, скорее всего, сохранили оружие. [68]
Мечи содержат сплав меди, олова и других элементов, включая никель, магний и кобальт. [69] На некоторых имеются надписи, датирующие их изготовление периодом между 245 и 228 годами до нашей эры, что указывает на то, что они использовались перед захоронением. [70]
Прецеденты и наследие
Лишь очень немногие фигурки известны до времен терракотовой армии, так что гуманистический и анималистический стиль мог показаться их современникам совершенно новым. [71] В дошедшей до нас археологии известны только редкие и очень маленькие фигурки терракотовых воинов конца династии Чжоу в 4-3 веках до нашей эры, такие как всадник Таэрпо , первое известное изображение кавалериста в Китае, из военной гробницы в Кладбище Таэрпо близ Сяньяна ( государство Цинь ) периода Воюющих царств . [72] [73] Всадник одет в одежду среднеазиатского , скифского типа. [74] и его высокий острый нос говорит о том, что он иностранец, [73] но утверждается, что этим ранним статуэткам не хватает натуралистичности и реалистичности терракотовой армии Цинь. [75]
Однако терракотовая армия оставила после себя наследие, поскольку погребальные терракотовые армии известны из более поздних династий, хотя и в менее суровом и милитаристском стиле, и с гораздо меньшими статуэтками, такие как терракотовая армия Западной Хань Янцзявань (195 г. до н. э.) или терракотовая армия Янлин ( 141 г. до н.э.). [76] Таким образом, ученые считают, что монументальный стиль императора Цинь размером с человека представляет собой относительно недолговечную художественную фазу, которая не появится вновь до 4-6 веков нашей эры, с появлением монументальной буддийской скульптуры в Китае. [77]
Научные исследования
В 2007 году ученые из Стэнфордского университета и Центра усовершенствованных источников света в Беркли, Калифорния, сообщили, что по порошковой дифракции эксперименты в сочетании с энергодисперсионной рентгеновской спектроскопией и микрорентгенофлуоресцентным анализом показали, что процесс производства терракотовых фигур, окрашенных Китайский пурпурный краситель, состоящий из бария, меди- силиката был получен на основе знаний, полученных даосскими алхимиками при попытках синтезировать нефритовые украшения. [78] [79]
С 2006 года международная группа исследователей из Института археологии UCL использует методы аналитической химии , чтобы раскрыть более подробную информацию о методах производства, использованных при создании Терракотовой армии. Используя рентгеновскую флуоресцентную спектрометрию 40 000 бронзовых наконечников стрел , связанных в группы по 100 штук, исследователи сообщили, что наконечники стрел в одном пучке образовывали относительно плотный кластер, который отличался от других связок. Кроме того, наличие или отсутствие металлических примесей внутри связок было постоянным. Основываясь на химическом составе стрел, исследователи пришли к выводу, что здесь использовалась клеточная производственная система, подобная той, которая используется на современном заводе Toyota , а не непрерывная сборочная линия на заре автомобильной промышленности. [80] [81]
Следы шлифовки и полировки, видимые под сканирующим электронным микроскопом, свидетельствуют о самом раннем промышленном использовании токарных станков для полировки. [80]
Выставки

Первая выставка фигур за пределами Китая прошла в Национальной галерее Виктории (NGV) в Мельбурне , Австралия, в 1982 году. [82]
Коллекция из 120 предметов из мавзолея и 12 терракотовых воинов была выставлена в Британском музее в Лондоне в рамках специальной выставки «Первый император: Терракотовая армия Китая» с 13 сентября 2007 года по апрель 2008 года. [83] Эта выставка сделала 2008 год самым успешным годом для Британского музея и сделала Британский музей главной культурной достопримечательностью Соединенного Королевства в период с 2007 по 2008 год. [84] [85] Выставка привлекла в музей наибольшее количество посетителей со времени выставки короля Тутанхамона в 1972 году. [84] Сообщалось, что 400 000 предварительных билетов были распроданы так быстро, что музей продлил часы работы до полуночи. [86] По данным The Times , многим людям пришлось отказать, несмотря на продленные часы. [87] В день мероприятий по случаю китайского Нового года давка была настолько сильной, что ворота музея пришлось закрыть. [87] Терракотовую армию называют единственным набором исторических артефактов (наряду с остатками затонувшего Титаника ) , которые могут привлечь толпу уже одним своим названием. [86]

Воины и другие артефакты были выставлены публике на Форуме Барселоны в Барселоне с 9 мая по 26 сентября 2004 года. Это была их самая успешная выставка за всю историю. [88] Эта же выставка была представлена в Fundación Canal de Isabel II в Мадриде в период с октября 2004 года по январь 2005 года и стала самой успешной за всю историю. [89] С декабря 2009 по май 2010 года выставка демонстрировалась в Культурном центре Ла Монеда в Сантьяго-де-Чили . [90]
Выставка путешествовала по Северной Америке и посетила такие музеи, как Музей азиатского искусства в Сан-Франциско , Музей Бауэрса в Санта-Ане, Калифорния, Хьюстонский музей естественных наук , Высокий художественный музей в Атланте, [91] Музей Национального географического общества в Вашингтоне, округ Колумбия, и Королевский музей Онтарио в Торонто. [92] Впоследствии выставка отправилась в Швецию и проходила в Музее дальневосточных древностей . с 28 августа 2010 г. по 20 января 2011 г. [93] [94] прошла выставка под названием «Первый император – погребенные воины Китая», на которой было представлено 120 экспонатов . в Художественной галерее Нового Южного Уэльса С 2 декабря 2010 года по 13 марта 2011 года [95] Выставка под названием « L'Empereur guerrier de Chine et son Armée de terre cuite » («Воин-Император Китая и его терракотовая армия»), на которой представлены артефакты, в том числе статуи из мавзолея, была организована Монреальским музеем изящных искусств в Монреале. С 11 февраля 2011 г. по 26 июня 2011 г. [96] В Италии с июля 2008 г. по 16 ноября 2008 г. пять воинов терракотовой армии были выставлены в Турине в Музее древностей. [97] а с 16 апреля 2010 г. по 5 сентября 2010 г. девять статуй, в том числе чиновников, улан и лучника, были выставлены в Королевском дворце в Милане на выставке под названием «Две империи». [98]
Солдаты и связанные с ними предметы были выставлены с 15 марта по 17 ноября 2013 года в Историческом музее Берна . [99]
Несколько фигурок Терракотовой армии, а также многие другие предметы были выставлены на выставке под названием «Эпоха империй: китайское искусство династий Цинь и Хань» в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке с 3 апреля 2017 года по 16 июля. 2017. [100] [101] в Сиэтле, штат Вашингтон, была представлена выставка десяти фигурок Терракотовой армии и других артефактов «Терракотовые воины Первого императора». в Тихоокеанском научном центре С 8 апреля по 4 сентября 2017 года [102] [103] перед поездкой в Институт Франклина в Филадельфии , штат Пенсильвания, где будет экспонироваться с 30 сентября 2017 года по 4 марта 2018 года с добавлением дополненной реальности . [104] [105]
Выставка под названием «Первый император Китая и терракотовые воины» проходила во Всемирном музее в Ливерпуле с 9 февраля по 28 октября 2018 года. [106]
Выставочный тур по 120 копиям терракотовых статуй в натуральную величину был показан в немецких городах Франкфурт-на-Майне , Мюнхене , Оберхофе , Берлине (во Дворце Республики ) и Нюрнберге в период с 2003 по 2004 год. [107] [108]
Галерея
См. также
Примечания
- ^ Лу Яньчжоу; Чжан Цзинчжао; Се Цзюнь; Ван Сюэли (1988). «TL-датирование черепков керамики и обожженной почвы с территории Сианьской терракотовой армии, провинция Шэньси, Китай». Международный журнал по радиационному применению и приборостроению, Часть D. 14 (1–2): 283–286. дои : 10.1016/1359-0189(88)90077-5 .
- ^ Портал 2007 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б «Расшифровка мавзолея императора Цинь Шихуана» . Китайская газета . 13 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2019 г. . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ УИЛЬЯМС, Арканзас (12 октября 2016 г.). «Открытия могут переписать историю терракотовых воинов Китая» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Сыма Цянь - Шиджи, том 6. Архивировано 5 октября 2013 года в Wayback Machine «Исторические записи · Хроники первого императора Цинь». Оригинальный текст: В начале восшествия Первого императора на престол он завоевал гору Лишань и объединил мир. Мир только отправил к Трем источникам более 700 000 человек, медь опустили в гроб, а дворец наполнился сотнями чиновников, редкой утварью и странными сокровищами. Он приказал мастерам сделать стрелы машинного изготовления и стрелять в тех, кто подойдет близко. Используйте ртуть, чтобы сформировать сотни рек и морей, наполнив их структурами: астрономией вверху и географией внизу. Используйте мазь русалки как свечу, чтобы надолго спасти бессмертных. Второй император сказал: «Если у императора не будет сыновей в гареме, выходить в свет было бы неуместно». Им всем было приказано умереть, и многие умерли. Теперь, когда захоронение было произведено, или если причиной стали мастера, все об этом знают, и Цзан Чжун будет немедленно освобожден. После того, как важное событие будет завершено, Занг закроется, и он закроет Занг посередине и спустится к внешним воротам Сианя. Те, кто закрыл Занг мастеров, никогда не вернутся. Деревья и трава напоминают горы. Перевод: Когда Первый Император взошел на трон, начались раскопки и подготовка горы Ли. После того, как он объединил свою империю, туда были отправлены 700 000 человек со всей его империи. Они выкопали глубокие подземные источники, заливая медь, чтобы установить внешний слой. Были построены дворцы и смотровые башни, в которых размещались сотни чиновников, и они были наполнены сокровищами и редкими артефактами. Рабочим было поручено изготовить автоматические арбалеты, предназначенные для стрельбы по злоумышленникам. Меркурий использовался для имитации ста рек, Янцзы и Желтой реки. , и великое море, и течь механически. Вверху изображено небо, внизу - географические особенности земли. Свечи были сделаны из жира «русалки», рассчитанного на то, чтобы гореть и не гаснуть в течение длительного времени. Второй император сказал: «Неприлично женам покойного императора, у которых нет сыновей, быть свободными», приказал сопровождать умерших, и после погребения предполагалось, что так и будет. было бы серьезным нарушением, если бы мастера, построившие гробницу и знавшие о ее сокровищах, разгласили эти секреты. Поэтому после завершения погребальных церемоний внутренние проходы и дверные проемы были заблокированы, а выход запечатан, что немедленно привело в ловушку рабочих и мастеров. Внутри никто не смог спастись. Затем на кургане посадили деревья и растительность, так что он напоминал холм.
- ^ «Китайские терракотовые воины имели настоящее и очень тщательно изготовленное оружие» . Вашингтон Пост . 26 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ Клементс 2007 , с. 158.
- ↑ Шуй Цзин Чжу. Глава 19. Архивировано 17 октября 2012 года в Wayback Machine «Шуй Цзин Чжу·Вэйшуй». Исходный текст: Первый император Цинь был похоронен с большим великолепием, а на горе Лижун была построена гробница, названная Ланьтянь. Инь был богат золотом, а Ян был наполнен прекрасным нефритом. Первый император жаждал своей хорошей репутации, поэтому его похоронили.
- ^ Портал 2007 , с. 17.
- ^ Портал 2007 , с. 202.
- ^ Цинбо Дуань, руководитель раскопок некрополя Первого Императора с 1998 по 2006 год (2022 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7 : 67–70. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ↑ Шуй Цзин Чжу Глава 19. Архивировано 17 октября 2012 года в Wayback Machine «Шуй Цзин Чжу·Вэйшуй». Исходный текст: Сян Юй вошел в проход и отправил его вместе с 300 000 человек, и у него не закончились припасы за 30 дней. Воры в Гуандуне продали гроб, чтобы получить медь. Пастух выследил овец и сжег их. Пожар длился девяносто дней и не мог быть потушен. Перевод: Сян Юй вошел в ворота, послал 300 000 человек, но они не смогли унести его добычу за 30 дней. Воры с северо-востока расплавили гроб и забрали его медь. Пастух, искавший свою потерянную овцу, сжег это место, и поджег его. длился 90 дней и не мог быть погашен.
- ^ Сыма Цянь - Шиджи, том 8. Архивировано 6 мая 2015 года в Wayback Machine «Исторические записи · Хроники императора Гаозу». Оригинальный текст: Сян Юй сжег дворцы Цинь, выкопал гробницу Первого императора и конфисковал его собственность. Перевод: Сян Юй. сожгли дворцы Цинь, раскопали гробницу Первого императора и экспроприировали его имущество.
- ^ Хан Шу. Архивировано 8 декабря 2015 года в Wayback Machine « Хань Шу · Биография короля Чу Юаня»: Исходный текст: «Сян Цзи сжег свой дворец и лагерь, и те, кто ходил туда, редко находили какие-либо раскопки. После этого пастухи потеряли их овцы, и овцы были закопаны в него » Перевод: Сян сжег дворцы и здания. Позже наблюдатели стали свидетелями раскопок. После этого пастух потерял свою овцу, которая ушла в вырытый туннель; пастух держал факел, чтобы посмотреть. за свою овцу, случайно поджег это место и сжег гроб.
- ^ «Обнаружено королевское китайское сокровище» . Новости Би-би-си . 20 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2006 г. Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ Агнью, Невилл (3 августа 2010 г.). Сохранение древних мест на Шелковом пути . Публикации Гетти. п. 214. ИСБН 978-1606060131 . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ Гланси, Джонатан (12 апреля 2017 г.). «Армия, покорившая мир» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 28 октября 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ О. Луи Маццатента. «Терракотовая армия императора Цинь» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 22 ноября 2010 г.
- ^ Точные координаты. 34 ° 23'5,71 "N 109 ° 16'23,19" E / 34,3849194 ° N 109,2731083 ° E )
- ^ Клементс 2007 , стр. 155, 157, 158, 160–161, 166.
- ^ Ингбер, Саша (20 мая 2018 г.). «Археолог, обнаруживший 8-тысячную терракотовую армию Китая, умер в возрасте 82 лет» . npr.org . Архивировано из оригинала 21 мая 2018 года . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ «Армия терракотовых воинов» . Одинокая планета . Архивировано из оригинала 21 августа 2016 года . Проверено 29 июля 2016 г.
- ^ «Открытия могут переписать историю терракотовых воинов Китая» . 12 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2019 г. . Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ 73号 Цинь Лин Бэй Лу (1 января 1970 г.). «Гугл карты» . Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Клементс 2007 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б «Первый император» . Channel4.com. Архивировано из оригинала 30 сентября 2010 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ «Применение географических методов для исследования подземного дворца мавзолея императора Цинь Шихуанди» . Проверено 3 декабря 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Природа (2003). «Терракотовая армия спасена от раскола» . Новости@природа . дои : 10.1038/news031124-7 . Архивировано из оригинала 13 июля 2017 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ Лармер, Брук (июнь 2012 г.). «Терракотовые воины в цвете». Нэшнл Географик . п. 86. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б «Некрополь Первого императора Цинь» . History.ucsb.edu. Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ Лотар Леддероуз. Магическая армия Императора . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ «Создание воина: Терракотовые солдаты Цинь в * Age of Empires * - Музей искусств Метрополитен» . www.metmuseum.org . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ « Волшебная армия для императора» Лотар Леддероуз, Десять тысяч вещей. Модуль и массовое производство в китайском искусстве, Принстон, Princeton University Press, 1998, стр. 51–73» . Скрибд . Архивировано из оригинала 11 сентября 2021 года . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ «Мавзолей Первого императора династии Цинь и терракотовые воины и кони» . China.org.cn. 12 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г. Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ «Создание воина: Терракотовые солдаты Цинь в * Age of Empires * - Музей искусств Метрополитен» . www.metmuseum.org . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Портал 2007 .
- ^ «Китай обнаружил 114 новых терракотовых воинов» . Новости Би-би-си . 12 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 г. Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ «Терракотовые ямы для аксессуаров» . Travelchinaguide.com. 10 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 г. Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Терракотовые воины . п. 27. Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Коттерелл, Морис (июнь 2004 г.). Терракотовые воины: Тайные коды армии Императора . Внутренние традиции Медведь и компания. стр. 105–112. ISBN 978-1591430339 . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Коттерелл, Морис (июнь 2004 г.). Терракотовые воины: Тайные коды армии Императора . Внутренние традиции Медведь и компания. стр. 103–105. ISBN 978-1591430339 . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Лармер, Брук (июнь 2012 г.). «Терракотовые воины в цвете» . Нэшнл Географик . стр. 74–87. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ ложь, Ма (9 сентября 2010 г.). «Терракотовая армия предстает в своем истинном цвете» . Китайская газета . Архивировано из оригинала 24 января 2020 года . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Императорские гробницы Китая . Издательство «Литография». 1995. с. 76.
- ^ Jump up to: а б Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 422–427. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
- ^ Jump up to: а б Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал китайской истории . 7 (1): 22. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
Вдохновленный открытием терракотовых артистов в некрополе, которые демонстрируют беспрецедентный в Восточной Азии стиль скульптуры, а также внутренней ступенчатой архитектурой, встроенной в курган гробницы императора, Дуань начал исследовать влияние западноазиатских культур на Цинь. Он опубликовал некоторые предварительные идеи по этой теме в своей монографии о некрополе 2011 года, но наиболее полно они были исследованы в трех статьях, опубликованных в последовательных выпусках его университетского журнала Xibei daxue xuebao в 2015 году (полностью переведены здесь).
- ^ Чен, Юмин (ноябрь 2013 г.). «Размышления о первой в Китае коллекции терракотовых акробатов (обзор выставки)» . Визуальная коммуникация . 12 (4): 497–502. дои : 10.1177/1470357213498175 . ISSN 1470-3572 .
- ^ фон Фалькенхаузен, Лотар (2008). «Действие и образ в раннем китайском искусстве» . Cahiers d'Extreme-Asie . 17 : 51–91. дои : 10.3406/asie.2008.1272 . ISSN 0766-1177 . JSTOR 44171471 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Чен, Юмин (2013). «Размышления о первой в Китае коллекции терракотовых акробатов (обзор выставки)» . Визуальная коммуникация . 12 (4): 497–502. дои : 10.1177/1470357213498175 . ISSN 1470-3572 . S2CID 147420437 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7 : 21–72. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
Более тридцати пяти лет назад [1986 г.] был европейский ученый (Герман Хафнер, 1911–2008), который считал, что искусство терракотовой армии «возникло из контактов с Западом, возникло из знаний об Александре Македонском и великолепии Греческое искусство». Лукас Никель из SOAS выдвинул аналогичное предложение.
- ^ Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7 : 21–72. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
Единственное, что близко соответствует художественному стилю императорских циньских терракотовых воинов, - это голова раскопанной в Узбекистане керамической фигурки (...) Способ сборки головы и тела этой кушанской фигурки воина (возможно, сакского) был таким же, как и для терракотовых воинов Цинь, в том смысле, что их изготавливали отдельно, а затем голову вставляли в туловище фигуры.
- ^ «Доктор Сючжэнь Ли, Школа археологии Оксфордского университета» . www.arch.ox.ac.uk.
- ^ «Контакты Запада с Китаем начались задолго до Марко Поло, говорят эксперты» . Новости Би-би-си . 12 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2020 г. . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ханинк, Джоанна; Сильва, Фелипе Рохас (20 ноября 2016 г.). «Почему терракотовые воины Китая вызывают споры» . Живая наука. Архивировано из оригинала 5 января 2020 года . Проверено 5 октября 2017 г. Первоначально опубликовано в Ханинк, Джоанна; Сильва, Фелипе Рохас (18 ноября 2016 г.). «Почему так много негативной реакции на теорию о том, что греческое искусство вдохновило Терракотовую армию Китая» . Разговор . Архивировано из оригинала 14 сентября 2020 года . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ Булла, Патрик Мишель (октябрь 2019 г.). «Династия Цинь, эллинистическая империя и искусство, которое может их объединить: почему изучение культурных связей важно для преподавателей и студентов, изучающих всемирную историю» . Всемирная история на связи . 16 (3). Архивировано из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Уилкинсон, Дэррил (2022), «Об онтологическом значении натуралистического искусства» , «Возвращение к древнему искусству » , Routledge, стр. 47–66, doi : 10.4324/9781003131038-3 , ISBN 978-1-003-13103-8 , заархивировано из оригинала 19 октября 2023 года , получено 10 октября 2023 года.
- ^ «Китайская терракотовая армия: исследование комплекса гробниц и ценностей…» Смитсоновская учебная лаборатория . Архивировано из оригинала 8 декабря 2022 года . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Волшебная армия Императора» . Upf.edu. 1 октября 1979 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ Ху, Юнган; Ван, Цзинъян; Лан, Десинг (1 мая 2021 г.). «Статистический анализ различий черт головы и лица между терракотовыми воинами и современными полиэтническими группами на основе извлечения трехмерной информации» . Серия конференций IOP: Науки о Земле и окружающей среде . 783 (1): 012096. Бибкод : 2021E&ES..783a2096H . дои : 10.1088/1755-1315/783/1/012096 . ISSN 1755-1307 . S2CID 235387759 .
- ^ Ху, Юнган; Лан, Дэшэн; Ван, Цзинъян; Хоу, Миаоле; Ли, Суннянь; Ли, Сючжэнь; Чжу, Лэй (21 марта 2022 г.). «Измерение и анализ черт лица терракотовых воинов на основе высокоточных 3D облаков точек» . Наука о наследии . 10 (1): 40. дои : 10.1186/s40494-022-00662-0 . ISSN 2050-7445 . S2CID 247572024 .
- ^ Портал 2007 , с. 170.
- ^ Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7:12 . дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN 2059-1632 . S2CID 251690411 .
- ^ «Изысканное вооружение Терракотовой армии» . Travelchinaguide.com. Архивировано из оригинала 2 марта 2020 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ Маркос Мартинон-Торрес; Сючжэнь Дженис Ли; Эндрю Беван; Инь Ся; Чжао Кун; Тило Ререн (2011). «Изготовление оружия для Терракотовой армии» . Международная археология . 13 : 65–75. дои : 10.5334/ai.1316 .
- ^ Пинковски, Дженнифер (26 ноября 2012 г.). «Китайские терракотовые воины имели настоящее и очень тщательно изготовленное оружие» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ «Терракотовые воины (Терракотовая армия)» . Путеводитель по Китаю. Архивировано из оригинала 29 октября 2019 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ Чжэвэнь Ло (1993). Императорские гробницы и мавзолеи Китая . Издательство иностранных языков. п. 102. ИСБН 978-7-119-01619-1 . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Мартинон-Торрес, Маркос; и др. (4 апреля 2019 г.). «Поверхностное хромирование бронзового оружия Терракотовой армии не является ни древней антикоррозионной обработкой, ни причиной его хорошей сохранности» . Научные отчеты . 9 (1): 5289. Бибкод : 2019НатСР...9.5289М . дои : 10.1038/s41598-019-40613-7 . ПМК 6449376 . ПМИД 30948737 .
- ^ «Терракотовые воины» (PDF) . Нэшнл Географик . 2009 . Проверено 28 июля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Первый император - Терракотовая армия Китая - Пакет материалов для учителя» (PDF) . Британский музей. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2016 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 416–418. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
Из столетий, непосредственно предшествовавших династии Цинь, мы снова знаем лишь несколько изображений человеческих фигур (...) фигуры людей и животных были очень редкими исключениями из традиционных изображений периода Чжоу (...) Изображения человеческие фигуры не были обычной частью репрезентативного канона в Китае до династии Цинь (...) По словам фон Фалькенхаузена, «ничто в археологических записях не подготавливает человека к размеру, масштабу и технически совершенному исполнению терракотовых скульптур Первого Императора». солдаты». Для современников скульптуры Первого императора, должно быть, были чем-то совершенно новым.
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 416–418. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
Кроме того, в гробнице конца четвертого века до нашей эры в Таэрпо (塔兒坡, Сяньян, Шэньси) были обнаружены статуэтки двух всадников, которые считаются самым ранним изображением всадников в Китае...
- ^ Jump up to: а б Хаютина, Мария (осень 2013 г.). «От деревянных служителей до терракотовых воинов» (PDF) . Информационный бюллетень Исторического музея Берниша . 65 : 2, рис.4. Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2023 года . Проверено 22 октября 2023 г.
Другие примечательные терракотовые фигурки были найдены в 1995 году в гробнице 4-3 веков до нашей эры на кладбище Таэрпо недалеко от Сяньяна в провинции Шэньси, где с 350 по 207 годы до нашей эры располагалась последняя одноименная столица Цинь. Это самые ранние изображения кавалеристов в Китае, обнаруженные до наших дней. Одну из этой пары сейчас можно увидеть на выставке в Берне (рис. 4). Небольшой, ок. Статуэтка высотой 23 см представляет собой мужчину, сидящего на оседланной лошади. Он протягивает левую руку, тогда как его правая рука направлена вниз. Дыры, пробитые в обоих его кулаках, позволяют предположить, что первоначально он держал поводья лошади в одной руке, а оружие в другой. На всаднике короткая куртка, брюки и ботинки – элементы типичного снаряжения жителей среднеазиатских степей. Брюки были впервые представлены в раннем китайском государстве Чжао в конце 4 века до нашей эры, когда китайцы начали учиться верховой езде у своих соседей-кочевников. Примерно в то же время государство Цинь должно было принять кочевническую одежду. Но фигурка из Таерпо имеет и другие особенности, которые могут указывать на ее иноземную принадлежность: капюшонообразный головной убор с плоской широкой тульей, обрамляющей лицо, и высокий заостренный нос.
Также в Хаютина, Мария (2013). Цинь: вечный император и его терракотовые воины (1-е изд.). Цюрих: Neue Zürcher Zeitung. п. кот. № 314. ISBN . 978-3-03823-838-6 . - ^ Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» (PDF) . Журнал китайской истории . 7 (1):26 Рис.1, 27. doi : 10.1017/jch.2022.25 . S2CID 251690411 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2023 года . Проверено 22 октября 2023 г.
По формальным характеристикам, стилю одежды и украшений наиболее близкие параллели фигуркам Цинь периода Воюющих царств встречаются в скифской культуре. Ван Хуэй 王輝 исследовал обмены между культурами долины Хуанхэ и скифской культурой степи. Во время выставки, посвященной скифам в Берлине в 2007 году, был выставлен бронзовый капюшон с надписью «Казахская военная фуражка». Этот бронзовый капюшон и одежда коленопреклоненных кочевников [также изображенных на выставке] очень похожи по форме на терракотовые фигурки из гробницы позднего периода Цинь воюющих царств на стоянке Таэрпо (см. рисунок 1). Стиль скифских бронзовых фигурок коней, а также седла, уздечки и других аксессуаров на их телах почти идентичен стилям, которые можно увидеть на фигурках Цинь периода Воюющих царств и подобных артефактах из региона Ордос, и все они датируются V-III века до нашей эры.
- ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 416–421. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN 0041-977X .
- ^ Чонг, Алан (1 января 2011 г.). Терракотовые воины: Первый император и его наследие . Музей азиатских цивилизаций. Архивировано из оригинала 21 декабря 2023 года . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Цинбо, Дуань . «Участие Персии и Греции в создании Первой Китайской империи (время видео: 45:00–47:00)» . Видео конференции 2018 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Архивировано из оригинала 27 октября 2023 года . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Бертран, Лоик; Робине, Лорианна; Тури, Матье; Янссенс, Коэн; Коэн, Серж X.; Шёдер, Себастьян (26 ноября 2011 г.). «Культурное наследие и археологические материалы, изученные методами синхротронной спектроскопии и визуализации» . Прикладная физика А. 106 (2): 377–396. дои : 10.1007/s00339-011-6686-4 . S2CID 95827070 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Лю, З.; Мехта, А.; Тамура, Н.; Пикард, Д.; Ронг, Б.; Чжоу, Т.; Пианетта, П. (ноябрь 2007 г.). «Влияние даосизма на изобретение фиолетового пигмента, используемого на терракотовых воинах Цинь». Журнал археологической науки . 34 (11): 1878–1883. Бибкод : 2007JArSc..34.1878L . CiteSeerX 10.1.1.381.8552 . дои : 10.1016/j.jas.2007.01.005 . S2CID 17797649 .
- ^ Jump up to: а б Рис, Саймон (6 марта 2014 г.). «Химия раскрывает тайны Терракотовой армии» . Химическое образование . Том. 51, нет. 2. Королевское химическое общество . стр. 22–25. Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Мартинон-Торрес, Маркос; Ли, Сючжэнь Дженис; Беван, Эндрю; Ся, Инь; Чжао, Кун; Ререн, Тило (20 октября 2012 г.). «Сорок тысяч рук для одного императора: от химических данных до организации труда за бронзовыми стрелами Терракотовой армии» (PDF) . Журнал археологического метода и теории . 21 (3): 534. doi : 10.1007/s10816-012-9158-z . S2CID 163088428 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 сентября 2017 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Джефферсон, Ди (16 декабря 2018 г.). «Китайские терракотовые воины посетят Мельбурн для участия в Национальной галерее «Зимние шедевры Виктории»» . Искусство. Новости АВС . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Первый император: Терракотовая армия Китая» . Британский музей. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Хиггинс, Шарлотта (2 июля 2008 г.). «Терракотовая армия делает Британский музей любимой достопримечательностью» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ «Британский музей переживает свой самый успешный год за всю историю» . Бест Вестерн . 3 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Британский музей рассматривает возможность круглосуточного открытия терракотовых воинов» . Новости Си-Би-Си. 22 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 г. . Проверено 29 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Уитворт, Дамиан (9 июля 2008 г.). «Является ли Британский музей величайшим музеем на земле?» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 16 июня 2011 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Веб-разработка (19 апреля 2007 г.). «Воины Сианя на форуме в Барселоне» . Гиарте.com. Архивировано из оригинала 28 марта 2018 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ «Геррерос де Сиань» . Футуропасадо.com. Архивировано из оригинала 19 марта 2019 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ «Легендарные терракотовые воины из Китая прибывают в Чили» . Latercera.com. Архивировано из оригинала 21 октября 2011 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ «Рекордная выставка Терракотовой армии в музее Атланты» . Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 16 января 2010 г.
- ^ «Терракотовые воины ROM показывают блокбастер» . ЦБК. 6 января 2011 года. Архивировано из оригинала 10 января 2011 года . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ «Терракотовая армия Китая, Стокгольм, Швеция, Обзоры» . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Проверено 20 января 2010 г.
- ^ «Всемирно известная Терракотовая армия прибыла в Стокгольм для выставки в музее Остасиатиска» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2008 года . Проверено 20 января 2010 г.
- ^ «Терракотовые воины, Пикассо направляются в Сидней» . Новости Эй-Би-Си. 14 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 г. Проверено 23 января 2011 г.
- ^ «Воин-император Китая и его терракотовая армия» . Mbam.qc.ca. Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ «Поднебесная Империя. Терракотовые воины в Турине – Il Sole 24 ORE» . Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Терракотовая армия: от Китая до миланского королевского дворца — НаноПресс Трэвел» . 9 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 г. . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Die Terrakotta-Krieger sind da» . Дер Бунд . 22 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2015 года . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Эпоха империй: китайское искусство династий Цинь и Хань. Архивировано 11 апреля 2017 года в Wayback Machine . Метрополитен-музее
- ^ «Эпоха империй: китайское искусство династий Цинь и Хань (221 г. до н.э. – 220 г. н.э.)» Обзор: Сокровища национального строительства. Архивировано 12 апреля 2017 г. в Wayback Machine Wall Street Journal.
- ^ Апчерч, Майкл (7 апреля 2017 г.). « Выставка «Терракотовые воины» торжественно появилась в Тихоокеанском научном центре» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ «Терракотовые воины Первого императора» . Тихоокеанский научный центр . Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ «Почему Терракотовые Воины такие особенные и как их увидеть в Филадельфии» . Филли.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ Препятствие, Джон (29 сентября 2017 г.). «Вооружение терракотовых воинов Китая с помощью телефона» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 3 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ «Всемирный музей, музеи Ливерпуля» . www.liverpoolmuseums.org.uk . Архивировано из оригинала 21 декабря 2017 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ «Нашествие китайцев» . Тагесшпигель (на немецком языке). 16 января 2004 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 г. Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ «Прощай, Берлин! Терракотовые воины императора Китая идут дальше» . Berliner Morgenpost (на немецком языке). Немецкое агентство печати . 25 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 г. Проверено 5 сентября 2019 г.
Библиография
- Клементс, Джонатан (18 января 2007 г.). Первый император Китая . Саттон. ISBN 978-0-7509-3960-7 .
- Дебен-Франфор, Коринн (1999). Поиски Древнего Китая . Серия « Новые горизонты ». Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-30095-4 .
- Диллон, Майкл (1998). Китай: Историко-культурный словарь . Серия Дарема, Восточная Азия. Ричмонд, Суррей: Керзон. ISBN 978-0-7007-0439-2 .
- Портал, Джейн (2007). Первый император: Терракотовая армия Китая . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02697-1 .
- Леддероуз, Лотар (2000). «Волшебная армия Императора» . Десять тысяч вещей: модульное и массовое производство в китайском искусстве . Лекции А.В. Меллона по изобразительному искусству. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00957-5 .
- Перкинс, Дороти (2000). Энциклопедия Китая: основной справочник по Китаю, его истории и культуре . Факты в файле. ISBN 978-0-8160-4374-3 .
Внешние ссылки

- Описание ЮНЕСКО мавзолея Первого императора Цинь
- Музей-мавзолей императора Циньшихуана (официальный сайт)
- Статья в People's Daily о Терракотовой армии
- Видеостатья OSGFilms: Терракотовые воины на Таймс-сквер Дискавери
- Могила первого императора Китая, работа профессора Энтони Барбьери, UCSB
- Армия призраков Императора PBS Nova
- Китайский документальный фильм «Терракотовые воины», снятый сериалом « PBS Тайны мертвых»
- Скульптуры III века до н.э.
- Археологические открытия 1974 г.
- 1974 год в Китае
- Археологические открытия в Китае
- Пехотные части и соединения
- Военные и военные музеи Китая
- Археологические музеи Китая
- Династия Цинь
- Объекты всемирного наследия в Китае
- Туристические достопримечательности в Сиане
- Терракотовые скульптуры
- Сиань: Музеи
- Туристические достопримечательности с рейтингом AAAAA
- Военное искусство
- Погребальное искусство
- Цинь Ши Хуан
- Национальные первоклассные музеи Китая