Родина зовет
Родина зовет | |
---|---|
Россия | |
Для героев Сталинградской битвы | |
раскрытый | 15 октября 1967 г. |
Расположение | 48 ° 44'33 "N 44 ° 32'13" E / 48,74250 ° N 44,53694 ° E Mamayev Kurgan , Volgograd , Russia |
Разработано | Yevgeny Vuchetich , Yakov Belopolsky , Nikolai Nikitin |
Родина : -мать зовёт!, латинизировано в Родина -мать зовёт! ) — колоссальная стиле неоклассицизма и соцреализма военная мемориальная скульптура на Мамаевом кургане в Волгограде , Россия. скульптура , спроектированная в первую очередь скульптором Евгением Вучетичем при содействии архитектора Якова Белопольского , Бетонная увековечивает память жертв Сталинградской битвы и является доминирующим компонентом более крупного комплекса памятников, который включает в себя несколько площадей и других скульптурных произведений. Имея высоту 85 метров (279 футов) от основания постамента до вершины, статуя была самой высокой в мире на момент ее завершения в 1967 году и самой высокой статуей в Европе. Статуя, как и остальная часть комплекса, была открыта 15 октября 1967 года и с 2014 года внесена в качестве предварительного кандидата в ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия .
Скульптура изображает женское олицетворение России , обычно называемое Россией-матушкой. Она носит развевающуюся от ветра шаль , напоминающую крылья , и держит меч в правой руке высоко поднятый . Ее левая рука вытянута вперед, призывая советский народ на бой. Первоначально планировалось, что статуя будет сделана из гранита и будет иметь высоту всего 30 метров (98 футов), а ее конструкция будет состоять из Красной Армии солдата , преклоняющего колени и кладущего меч перед Матерью-Россией со сложенным знаменем, но в 1961 году она была изменена на Это было большое бетонное сооружение почти в два раза выше — решение, которое подверглось критике со стороны советских военных и писателей. Он был вдохновлен Крылатой Победой Самофракии , древнегреческой скульптурой богини победы Ники .
Строительство « Родины-Родины зовёт» началось в 1963 году, его возглавил инженер-строитель Николай Никитин . Проект столкнулся с многочисленными проблемами, включая сборку каркаса статуи и ее сложные детали, которые усугублялись размером статуи. Задержки были вызваны холодной погодой и непредвиденными геологическими проблемами, что потребовало обширного укрепления фундамента и переноса систем водоснабжения. Дополнительные сложности возникли с мечом статуи, конструкцию которого пришлось перепроектировать из-за проблем с сопротивлением ветру. Несмотря на эти препятствия, мемориал был завершен в октябре 1967 года к 50-летию Октябрьской революции .
После открытия скульптура претерпела многочисленные изменения и попытки реставрации. В 1972 году меч статуи был заменен версией из сплава более высокой стали , чтобы уменьшить сопротивление ветра, а к 1986 году он значительно наклонился от своей первоначальной оси. Опасения по поводу структурной целостности статуи возникли в начале 21 века, когда статуя находилась в аварийном состоянии и находилась под угрозой обрушения. Комплексные реставрационные работы начались позже в этом столетии, и к 2020 году памятник подвергся обширной реставрации, хотя критика после ремонта и новые структурные проблемы с тех пор сохраняются.
Фон
[ редактировать ]— Сталинградская битва крупный конфликт между Советским Союзом и нацистской Германией на Восточном фронте , Второй мировой войны продолжавшийся шесть месяцев с июля 1942 года по февраль 1943 года. [1] Битва привела к решительной советской победе, но она обошлась ей огромной ценой: по оценкам, погибло более миллиона советских людей. [2] Битва быстро мифологизировалась в советской культуре и стала историческим поворотным моментом в войне. [3]
Идея увековечить победу СССР в Сталинградской битве зародилась в последние годы войны. Советские политики и художники рассматривали проекты памятников битве еще до окончания войны, и первый музей Великой Отечественной войны был создан еще в марте 1943 года. [4] В 1944 году издание «Архитектура СССР» опубликовало ряд статей, в которых подробно описывались возможные проекты мемориалов. [4] После окончания войны в 1945 году несколько небольших обелисков и памятных досок по всему Советскому Союзу было установлено ; однако более масштабные планы строительства памятников были свернуты лидером Иосифом Сталиным , который стремился переориентировать внимание на возникающие конфликты холодной войны , фактически запретив любое публичное наблюдение за войной к 1948 году. [5]
В 1948 году скульптор Евгений Вучетич , член Академии художеств Советского Союза , начал обсуждать планы памятника Сталинградской битве с архитектором Яковом Белопольским , с которым он ранее сотрудничал при разработке советского военного мемориала в Берлинский Трептов-парк . [6] Проект предполагалось построить на Мамаевом кургане , кургане , который был местом интенсивного конфликта во время битвы. [7] Вучетич начал ходатайствовать о создании комиссии по проектированию памятника в начале 1950-х годов, напрямую передавая свои предложения высокопоставленным советским чиновникам, в том числе Политбюро члену Георгию Маленкову . [8] В письме Маленкову от декабря 1951 года Вучетич утверждал, что к нему неоднократно обращались ветераны и члены семей погибших на войне по поводу отсутствия мемориала на Мамаевом кургане. [4]
После смерти Сталина в марте 1953 года планы строительства мемориала на Мамаевом кургане были возобновлены. [9] В марте 1954 года Совет Министров объявил конкурс на проект «Государственного музея обороны Царицына-Сталинграда», который будет включать в себя большую панорамную картину, изображающую битву; к этому времени Вучетич и Белопольский уже подготовили эскизы конструктивных решений проекта. [10] 23 января 1958 года Совет Министров заявил, что строительство «памятника-памятника в городе Сталинграде в честь победы над немецко- фашистскими войсками» будет контролироваться комитетом под руководством Вучетича, в состав которого войдут Белопольский и художник Анатолий Гарпенко. и Красной Армии . ветеран [11]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Дизайн и стиль
[ редактировать ]Первоначальные замыслы Вучетича и Белопольского были амбициозными и во многом вдохновлены мемориалом в Трептов-парке. [11] Вход в памятник планировалось представлять собой триумфальную арку , ведущую к гранитной лестнице, а еще одну кирпичную лестницу, расположенную между рядами ломбардских тополей , расположенную у площадки первой лестницы. [12] Следуя за кирпичными ступенями, вторая гранитная лестница приведет к круглой площади , в центре которой будет стоять большая гранитная статуя русского мужчины без рубашки с автоматом и противотанковой гранатой под названием «Стой до смерти!». . [13] За статуей последняя гранитная лестница, окруженная стенами с надписями и рельефами, изображающими советских защитников во время Сталинградской битвы, приведет к прямоугольной площади, огороженной подпорной стеной ; отверстие в середине стены будет служить входом в подземный комплекс под названием «Панорама». [14] Ранние проекты Панорамы включали фойе с еще одной лестницей, которая заканчивалась смотровой площадкой в круглой комнате; Затем посетители могли подняться на лифте в куполообразный зал, в котором будет висеть вечный огонь в память о героях Сталинграда, скульптура человека, превращающего меч в плуг , и стены, на которых будут выгравированы имена тех, кто погиб в боевой. [15] Выход в конце зала вел на вторую смотровую площадку, где можно было увидеть массивную панораму, изображающую процветающий послевоенный Сталинград. [15]
Главной составляющей проекта должна была стать колоссальная статуя на вершине Мамаева кургана; у основания статуи будет построено фойе, чтобы посетители могли почтить память умерших памятными подарками. [15] Статуя была спроектирована в соответствии с принципами неоклассицизма и социалистического реализма — обоих художественных стилей, на которых специализировался Вучетич. [16] Первоначальный план скульптуры заключался в том, чтобы построить ее полностью из гранита, с изображением солдата Красной Армии, преклоняющего колени и кладущего меч перед женским олицетворением России , обычно называемым Матерью-Россией, держащим сложенное знамя; Позже это было изменено на бетонную статую одинокой Матери-России в развеваемой на ветру шали, напоминающей крылья , с высоко поднятым мечом в правой руке, а левая рука вытянута наружу, когда она призывает советский народ сражаться против врага. [17] Дизайн был вдохновлен Крылатой Победой Самофракии , древнегреческой скульптурой богини победы Ники . [18] Члены комиссии изначально предложили одеть скульптуру в традиционную русскую одежду . [18] Вучетич отказался от этого предложения, заявив, что традиционный костюм умалит идею битвы как «международного события» и бросит вызов неоклассическому стилю, который он задумал для статуи. [19] Первоначально планировалось, что скульптура будет иметь высоту 30 метров (98 футов) от постамента до вершины; однако советский лидер Никита Хрущев приказал сделать ее выше Статуи Свободы , демонстрируя доминирование над Соединенными Штатами, их геополитическим соперником во время холодной войны. [20] Высота одной только статуи была увеличена до 52 метров (171 фут), что почти вдвое превышает первоначально запланированную высоту, и это решение еще больше увеличило и без того чрезмерный бюджет проекта. [21] для скульптуры Вучетич выбрал Валентину Изотову, 26-летнюю официантку местного ресторана, Моделью а лицо статуи, как полагают, было создано по образцу жены Вучетича. [22]
Решение сделать «Родина-мать зовет» основным элементом монументального комплекса было встречено насмешками со стороны советских военных, в том числе генералов Андрея Ерёменко и Михаила Шумилова , которые считали, что дизайн статуи умалит важность Панорамы, которую они считали важной. единственная структура, которая могла достоверно отобразить масштабы солдатского опыта. [23] Вучетич обосновал свое решение, заявив, что памятник должен отражать широко распространенное признание Сталинградской битвы как поворотного момента войны, и позиционировал проект как часть скульптурного триптиха , который будет включать в себя мемориал в Трептов-парке и запланированный памятник. в Москве. [24] Запланированная скульптура также вызвала критику со стороны советских писателей, в том числе писателя Виктора Некрасова , который утверждал, что памятник осквернит историческое место. [25]
Строительство
[ редактировать ]Строительство остальной части монументального комплекса началось в 1961 году, а работы над «Родиной-матью зовёт» начались только в конце 1962 года. [19] Окончательный проект скульптуры Вучетича был одобрен художественным комитетом в декабре 1962 года, а 23 января 1963 года Совет Министров поручил разработать чертежи статуи. [26] Процесс строительства памятника оказался более сложным, чем предполагали его разработчики, прежде всего из-за его размеров и сложности деталей. [26] После отказов Скульптурной группы Художественного фонда и Волгоградгидростроя инженер-строитель Николай Никитин . руководить строительством был назначен [27]
На протяжении 1963 года проектная группа Никитина тщательно планировала процесс строительства памятника и к августу завершила проект. [26] Никитин начал свою роль руководителя группы с акцента на нерешенных проблемах, в частности, на отсутствии геологических и гидрологических исследований, которые были рекомендованы ранее в этом году. [28] В отчете Министерству культуры, сделанном в сентябре, он настаивал на том, что эти исследования имеют решающее значение из-за уже завершенного обширного строительства и необходимости обеспечить долговечность фундамента и устойчивость грунта, особенно с учетом наличия меллитовых на Мамаевом кургане глин; Холм мог поддерживать строение только в том случае, если влажность почвы оставалась низкой. [28] Никитин отметил, что фундамент, изначально рассчитанный на статую в половину высоты, потребовал тщательного исследования для подтверждения его пригодности. [28] Решение этих проблем было важно для предотвращения структурной нестабильности и обеспечения надлежащего дренажа на холме. [28] Практически сразу после его доклада министерство направило в Волгоград группу для тщательного расследования проблемы. [28]
Строительство « Родины-Родины зовёт» началось в ноябре 1963 года. [29] Статуя, полностью изготовленная из железобетона , будет изготовлена из специальной гидростатической цементной смеси, которая ранее была разработана для строительства Останкинской башни в Москве. [26] Структура статуи будет представлять собой внутренний каркас из вертикальных и горизонтальных диафрагм , образующих ячейки шириной 3 метра (9,8 футов), глубиной 3 метра и высотой 4 метра (13 футов), простирающиеся от 2-метрового постамента до его шея. [26] Внешняя поверхность представляла собой железобетонную мембрану толщиной от 25 до 60 сантиметров (9,8–23,6 дюйма). [26] Строительство включало заливку бетона с шагом 50 сантиметров (20 дюймов) в формы, образующие вертикальные диафрагмы, позволяя каждому слою затвердеть перед продолжением. [30] Рабочие использовали небольшие вибраторы для стабилизации бетона, устранения воздушных карманов и обеспечения равномерной заливки, работая вручную из-за ограниченного пространства. [30] Каждую секцию высотой 4 метра закрывала горизонтальная диафрагма, служащая фундаментом для следующей секции. [30] Голова, руки и шарф статуи были отлиты отдельно и прикреплены с помощью консольных соединений и больших стальных болтов, а в правой руке закреплен металлический меч. [30] Его устойчивость будет обеспечиваться сложной системой стальных натяжных тросов для противодействия силам ветра, контролируемых сейсмографическими и метеорологическими приборами внутри конструкции. [31] Данные о вибрации земли , температуре поверхности и влажности будут передаваться на приемник через радиопередатчик в голове статуи. [32] Проходы внутри статуи позволят осуществлять внутренний осмотр, а внешний вид — визуально. [32]
Работа и завершение
[ редактировать ]предназначенного для поддержки внутренних диафрагм, после чего сварили арматуру Первоначально бригады сосредоточились на сборке металлического каркаса , для внешней мембраны и создали гипсовые формы для поверхности статуи. [29] Бетонный постамент был залит, и к концу 1963 года куски шали и пустая рука были изготовлены и прикреплены к каркасу. [29] Однако наступление отрицательных температур остановило дальнейшую заливку бетона, которая не могла возобновиться до весны; планировалось завершить этот этап строительства к 1 июля 1965 года. [29] Затем были установлены голова статуи и рука с мечом, а металлический меч должен был быть установлен позже. [29] В этот период значительно продвинулось строительство других компонентов мемориала, таких как «Руины стены» и части «Площади Героев». [29]
Несмотря на первоначальные прогнозы открытия в ноябре 1965 года, сроки строительства были продлены до конца лета 1966 года. [33] Эта задержка была частично связана с возникающими проблемами с фундаментом скульптуры и стабильностью окружающей почвы, что побудило геологические исследования, которые выявили несколько критических недостатков в первоначальных исследованиях. [34] Например, исследования грунта Мамаева кургана проводились только на глубину 9 метров (30 футов), а не на необходимую глубину не менее 46 метров (151 фут). [34] Кроме того, не было измерено сжатие почвы под весом статуи, а также не было учтено, как расширение заболоченной глины может повлиять на фундамент. [34] Никакой комплексной оценки потенциальных источников подземных вод не проводилось , а также испытаний по оценке устойчивости склона кургана не проводилось. [34] Решение этих проблем потребовало значительных усилий и затрат; В начале 1966 года официальные лица пришли к выводу, что единственное решение заключалось в перемещении всех труб водоснабжения и резервуаров, закопанных внутри кургана, на расстояние не менее 273 метров (896 футов) от основания статуи, чтобы улучшить дренаж вокруг конструкции. [34] Фундамент статуи был усилен, а также засыпано несколько тысяч кубических метров земли, чтобы создать дамбу вокруг постамента. [34] Однако эти корректировки потребовали удаления нескольких могил, ранее располагавшихся на вершине холма, и уменьшения размера площади, где установлены статуя «Скорбь о Родине» и Пантеон, заменивший Панораму из-за проблем с собственным фундаментом. [35] были расположены. [34] Эти меры по исправлению положения продолжались и в 1967 году, но проблемы сохранялись. [34]
В мае 1966 года бригады подняли и закрепили 14-тонный меч длиной 28 метров (92 фута) в правой руке статуи. Меч был изготовлен из нержавеющей стали и укреплен пластинами из титана . [36] Однако к концу августа сильный ветер показал, что меч и его крепежная конструкция подверглись воздействию боковых сил, которые точно не были учтены. [34] Было замечено, что кончик меча колебался почти на 1 фут (0,30 м) в любом направлении, что создавало угрозу целостности сустава, соединяющего руку с металлическим каркасом. [34] Это движение привело к появлению видимых трещин на бетонной поверхности вокруг этого места. Для дальнейшего расследования был сформирован комитет, который пришел к выводу, что существующий меч нуждается в замене; Были применены временные меры, включая прорезание отверстий в нынешнем мече и усиление сустава до тех пор, пока не будет осуществлено постоянное исправление. [34]
В феврале 1967 года Совет Министров постановил завершить все оставшиеся работы по мемориальному комплексу к 15 октября, к 50-летию Октябрьской революции . [37] Рабочие работали всю весну и лето, чтобы уложиться в этот срок: завершили возведение земляной дамбы вокруг постамента главного памятника, переместили оставшиеся протекающие ирригационные трубы и резервуары, укрепили меч, установили системы звука и освещения по всему комплексу и установили последнюю скульптурные и ландшафтные элементы. [37] Последнее серьезное препятствие возникло из-за осложнений с Пантеоном; Когда в начале 1967 года бригады накладывали мозаику на внутренние стены Пантеона, они обнаружили несоответствия в стеклянных плитках, в результате чего образовалась шахматная доска с чередующимися светлыми и темными участками. [37] Под огромным давлением, связанным с завершением проекта, рабочие не складывали плитки в кучу, чтобы обеспечить единообразие, а укладывали их по мере поступления. [37] До запланированного открытия осталось всего четыре месяца, и Вучетич срочно обратился за вмешательством к чиновникам, чтобы ускорить решение. [37] несколько сотен солдат из местного гарнизона Дополнительное стекло было быстро изготовлено и доставлено, а для помощи в строительстве было привлечено . Бригады усердно работали и менее чем за месяц завершили мозаичные стены Пантеона к открытию комплекса. [37] После завершения полная скульптура имела высоту 85 метров (279 футов) от основания постамента до вершины меча и была самой высокой статуей в мире на момент завершения ; она остается самой высокой статуей в Европе. [38]
Преданность
[ редактировать ]Открытие мемориала произошло 15 октября 1967 года. [37] Мероприятие собрало на Мамаевом кургане десятки тысяч человек, а также репортеров официальных СМИ, в том числе «Известий» и «Правды» , которые много писали о масштабах и значении мемориала, описывая его цель как дань уважения героизму защитников Сталинграда. Вучетича, а также инженеров и строителей хвалили за вклад в проект, а репортеры проводили параллели между их усилиями и усилиями солдат, защищавших город. [39]
На церемонии открытия выступили партийные лидеры и военные представители, которые осветили различные темы, такие как доблесть тех, кто сражался в битве, важность памяти о прошлых жертвах и роль Красной Армии в победе над фашизмом. [39] В программной речи премьер-министра Леонида Брежнева памятник был представлен как свидетельство советского единства и послевоенного восстановления, а также подчеркнут приверженность СССР миру и культуре в отличие от действий Америки во время войны во Вьетнаме . [40] В выступлениях коллективно подчеркивалось значение мемориала в сохранении памяти о войне и ее героях, хвалилась непреходящая преданность советского народа Коммунистической партии и ее Центральному Комитету . [40]
Пост-посвящение
[ редактировать ]Годы после открытия статуи были отмечены в первую очередь изменениями и несколькими попытками реставрации. Через год после открытия памятника на поверхности статуи уже начали образовываться трещины. Чтобы сохранить памятник, голову и руки скульптуры нужно было обрабатывать гидроизоляционным средством. раз в год [36] В 1972 году меч статуи был заменен версией из легированной стали более высокого качества с прорезями в форме жалюзи для уменьшения сопротивления ветру. [37] Поверхность скульптуры прошла профилактический осмотр в 1986 году; к этому времени его высота отклонилась еще на 60 миллиметров (2,4 дюйма) от исходной оси с момента первоначальной оценки в 1966 году. [41]
В 2008–2009 годах России комплексная программа безопасности и надежности статуи была разработана и одобрена Министерством культуры . [42] Однако к 2009 году возникли опасения по поводу структурной целостности конструкции; фундамент статуи не был закреплен на якоре, а удерживался на месте под собственным весом и оседал в результате повышения уровня воды. [43] К этому времени куски бетона уже начали падать со статуи, едва не ранив прохожих, и она наклонилась примерно на 20 сантиметров (7,9 дюйма), а дальнейшее наклонение могло привести к обрушению. [44] Ориентировочные затраты на устранение структурных проблем потребовали более 7 миллионов долларов США (что эквивалентно 9 664 521 доллару США в 2023 году); однако усилия по обеспечению финансирования восстановления были осложнены Великой рецессией , а предыдущие попытки выделить государственные средства на восстановление были подорваны незаконным присвоением. [43] Масштабные реставрационные работы скульптуры за счет средств федерального бюджета начались в 2010 году. [42] Первоначальные шаги включали замену пьезометрической сети для проведения гидрогеологического мониторинга, изучения состояния железобетона, анализа трещин и других дефектов. [42]
В 2014 году скульптура вместе с окружающим комплексом была внесена в качестве предварительного кандидата в ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия . [45] После 70-летия победы СССР в Великой Отечественной войне в 2015 году статую должны были подвергнуть дальнейшей реконструкции: 99 из 117 стальных тросов потребовали замены. [46] К 2017 году кабели еще не были заменены, хотя планировалось решить проблему замены наряду с другими потребностями в техническом обслуживании, а дополнительные работы по восстановлению должны были быть проведены после окончания чемпионата мира по футболу 2018 года . [47] В конце 2018 года строительная компания «Главзарубежстрой» завершила подготовку к внешней реставрации скульптуры, которая включала в себя создание подъезда для спецтехники, ограждение территории складирования материалов и рабочих городков, установку двухметрового забора вокруг скульптуры, уборку газона. , установка наружного освещения на время работ и рытье траншей вокруг основания статуи. [48] В начале 2019 года смотровая площадка у подножия статуи была закрыта для посетителей до марта следующего года, чтобы можно было провести дополнительные реставрационные работы на ее постаменте, поверхности и каркасе. [49] В мае скульптуру начали закрывать строительными лесами , а гранитные плиты у постамента убрали. [48] Реставрация внешних особенностей памятника продолжалась с июля по ноябрь, включая заделку трещин и покраску поверхности свинцовыми белилами . [50] В ноябре леса были сняты, а плиты постамента навсегда исключены, а внутренние ремонтные работы должны быть завершены до Дня Победы 9 мая 2020 года, 75-летия окончания битвы. [51] Реставрация памятника завершилась в марте 2020 года; однако из-за пандемии COVID-19 церемония открытия, изначально запланированная на День Победы, была отложена. [52] Виртуальный тур по сооружению и окружающему комплексу был доступен онлайн вместо публичных посещений. [53]
Комплекс памятников был вновь открыт 24 июня 2020 года на церемонии, которую провели волгоградский губернатор Андрей Бочаров и министр культуры России Ольга Любимова . [54] В общей сложности стоимость только реставрации скульптуры обошлась примерно в 750 миллионов рублей (что эквивалентно 11 296 607 долларам США в 2023 году). [55] В августе российский дизайнер Артемий Лебедев раскритиковал внешний вид статуи после ремонта, заявив, что статуя находилась в худшем состоянии, чем до реставрации; его комментарии вызвали негативную реакцию со стороны жителей Волгограда, которые настаивали на наказании его за оскорбление памяти погибших в Сталинградской битве. [56] К началу 2021 года на поверхности статуи были замечены темные пятна и новые трещины, что послужило поводом для подачи заявления в арбитражный суд Москвы с требованием к Главзарубежстрою, не выполнившему гарантийные обязательства, объявить о банкротстве . [57] Позже «Главзарубежстрой» объявил о банкротстве, ему предъявил иск музей-заповедник «Сталинградская битва», и он был внесен в национальный реестр «недобросовестных поставщиков». [58] В опросе, проведенном «Блокнотом Волгоград» в марте, большинство опрошенных волгоградцев отрицательно ответили на вопрос, стала ли скульптура лучше выглядеть после реставрации, а некоторые призвали тех, кто работал над проектом, «восстановить ее самостоятельно, своими силами». деньги". [59] Оценку надежности и безопасности конструкции планировалось провести в 2023 году. [55] По состоянию на 2024 год темные пятна на статуе все еще были заметны. [60]
Инциденты
[ редактировать ]В 2017 году сторонника Алексея Навального обвинили в осквернении российского военного символа после публикации отредактированного изображения скульптуры, лицо которой и одна из рук были перекрашены в зеленый цвет, имитируя внешний вид Навального после того, как он подвергся атаке зеленки» « . [61] Позже в инциденте обвинили Навального во время суда в феврале 2021 года. [62] После вторжения России в Украину в 2022 году по разработке видеоигр компания белорусская удалила статую из своей игры, получив негативную реакцию со стороны пользователей в Твиттере . [63] Сенатора США Теда Круза раскритиковали за то, что он поместил скульптуру на обложку своей книги « Правосудие испорчено: как левые превратили нашу правовую систему в оружие» . [64]
В феврале 2024 года башкирский активист Расул Ахияретдинов подвергся критике со стороны пророссийских интернет-кругов после того, как в социальных сетях обратился к Владимиру Путину с просьбой изменить дизайн статуи; Ахияретдинов утверждал, что статуя не соответствует исламским и православным статуи стандартам одежды из-за изображения сосков . [65] Уголовное дело в отношении Ахияретдинова было возбуждено 10 мая 2024 года по распоряжению Александра Бастрыкина . [66] 5 апреля 2024 года 23-летняя женщина из Самары была приговорена к десяти месяцам принудительных работ за «реабилитацию нацизма видео » после того, как разместила в Instagram , на котором она притворилась, что щекочет грудь статуи. [67]
В 2024 году внук Евгения Вучетича унаследовал права на изображение памятника и гонорары, что вызвало обеспокоенность волгоградцев по поводу возможных гонораров за использование изображений памятника на фотографиях, сувенирах и баннерах. [68] Представитель внука Вучетича уточнил, что личное использование изображения памятника, например, фотографирование и обмен фотографиями в Интернете, останется бесплатным. [68] Однако коммерческое использование, в том числе размещение изображения на товарах или использование его в целях получения прибыли, требует разрешения и может повлечь за собой гонорары в размере от нескольких сотен до десятков тысяч рублей за каждое использование, в зависимости от того, как и где статуя была изображена. [69]
Изображения
[ редактировать ]«Родина-мать зовёт» изображена на гербе и флаге Волгоградской области . [70] Почтовые марки и открытки с изображением скульптуры были выпущены в Советском Союзе к 20-летию основания Международной федерации борцов Сопротивления в 1971 году и 30-летию Сталинградской битвы в 1973 году; открытка со статуей была выпущена в России к 60-летию битвы в 2002 году. [71] Скульптура также присутствует на памятной 100- рублевой монете, выпущенной Центральным банком России в 2013 году, и на 3-рублевой монете, выпущенной в 2015 году. [72]
Скульптура фигурирует в видеоигре Company of Heroes 2 2012 года , а статуя, вдохновленная The Motherland Calls, фигурирует в игре Atomic Heart 2023 года . [73] Точная копия статуи находится в городе Маньчжурия во Внутренней Монголии , Китай, недалеко от границы между Россией и Китаем . [74]
- Советская марка, посвященная 30-летию Сталинградской битвы, 1973 г.
- Памятная монета номиналом 100 рублей выпуска Центрального банка России , 2013 г.
- Российская открытка к 60-летию боя, 2002 г.
См. также
[ редактировать ]- Список самых высоких статуй
- Мать Украина , аналогичная скульптура в Киеве , частично спроектированная Евгением Вучетичем.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хеллбек 2015 , стр. 1–2.
- ^ Хеллбек 2015 , с. 1, 12; Хоффманн 2021 , с. 90; Винчестер 2011 , с. 91.
- ^ Хоффманн 2021 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер 2009 , с. 380.
- ^ Палмер 2009 , стр. 380–381.
- ^ Палмер 2009 , стр. 380–381; Хоффманн 2021 , с. 111.
- ^ Палмер 2009 , стр. 375, 381; Лоу 2020 , с. 6.
- ^ Палмер 2009 , стр. 379–380.
- ^ Палмер 2009 , с. 381.
- ^ Палмер 2009 , стр. 381–382.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2009 , с. 382.
- ^ Палмер 2009 , с. 383; Анон.(а) и
- ^ Палмер 2009 , с. 383.
- ^ Палмер 2009 , стр. 383–384.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер 2009 , с. 385.
- ^ Палмер 2009 , стр. 378, 396; Фараго 2018 .
- ^ Палмер 2009 , стр. 385, 395.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2009 , с. 395.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2009 , стр. 395–396.
- ^ Палмер 2009 , с. 394; Хоффманн 2021 , с. 111.
- ^ Палмер 2009 , с. 394.
- ^ Палмер 2009 , с. 391; Автор Радио Свободная Европа 2019 .
- ^ Палмер 2009 , стр. 390–392.
- ^ Палмер 2009 , стр. 391–392.
- ^ Тумаркин 1995 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Палмер 2009 , с. 396.
- ^ Палмер 2009 , стр. 396, 402; Лоу 2020 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Палмер 2009 , с. 402.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Палмер 2009 , с. 403.
- ^ Перейти обратно: а б с д Палмер 2009 , с. 397.
- ^ Палмер 2009 , стр. 397–398.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2009 , с. 398.
- ^ Палмер 2009 , стр. 403–404.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Палмер 2009 , с. 404.
- ^ Палмер 2009 , стр. 399–400.
- ^ Перейти обратно: а б Sokolova 2019b .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Палмер 2009 , с. 405.
- ^ Палмер 2009 , стр. 377, 394; Хайнц 2020 .
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2009 , с. 406.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 2009 , с. 407.
- ^ Radio Free Europe writer 2019 ; Novikov 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с Статский 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Галпин 2009 .
- ^ Sokolova 2019b ; Statsky 2010 .
- ^ Анон.(а) и .
- ^ Bloknot Volgograd writer 2014 ; Sokolova 2019b .
- ^ Gorodskiye Vesti writer 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б Серебряков 2019 .
- ^ Serebryakov 2019 ; Sokolova 2019a .
- ^ Sokolova 2019b ; Sokolova 2019c .
- ^ Sokolova 2019c ; Sokolova 2019d .
- ^ Gorodskiye Vesti writer 2020a ; Petrov 2020 .
- ^ Петров 2020 .
- ^ Gorodskiye Vesti writer 2020b .
- ^ Перейти обратно: а б Спинидонов 2023 .
- ^ Филимонова 2020 .
- ^ Серебряков 2021 .
- ^ Bogdanov 2021 .
- ^ Anatolyeva 2021 .
- ^ Петров 2024 .
- ^ Наджибулла, 2017 ; Рябов и др. 2022 .
- ^ Рябов и др. 2022 .
- ^ Брэдли 2022 .
- ^ Бикертон 2022 .
- ^ Коулсон 2024 ; Комсомольский 2024 .
- ^ Razdorskikh 2024 .
- ^ Папахристу 2024 ; Коулсон 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б Иорданова 2024 .
- ^ Иорданова 2024 ; Петров 2024 .
- ^ Анон.(б)нд .
- ^ Анон.(c) nd ; Анон.(d) nd ; Анон.(e) nd
- ^ Анон.(f) nd ; Анон.(g) nd
- ^ Берк 2012 ; Власть 2023 .
- ^ Урбанский 2020 , с. 267.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Лоу, Кейт (8 декабря 2020 г.). Узники истории: что памятники Второй мировой войны говорят нам о нашей истории и о нас самих . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 978-1-250-23504-6 . Архивировано из оригинала 27 июня 2024 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- Хеллбек, Йохен (28 апреля 2015 г.). Сталинград: город, победивший Третий рейх . Нью-Йорк: PublicAffairs . ISBN 978-1-61039-496-3 .
- Хоффманн, Дэвид Л. (28 июня 2021 г.). Память о Второй мировой войне в советской и постсоветской России . Лондон: Рутледж . дои : 10.4324/9781003144915 . ISBN 978-1-003-14491-5 .
- Тумаркина, Нина (10 августа 1995 г.). Живые и мертвые . Нью-Йорк: Основные книги . ISBN 978-0-465-04144-2 .
- Урбанский, Сёрен (28 января 2020 г.). "Заключение". За степным рубежом . Издательство Принстонского университета . стр. 266–276. дои : 10.23943/Принстон/9780691181684.003.0010 . ISBN 978-0-691-18168-4 .
- Винчестер, Чарльз (20 августа 2011 г.). Война Гитлера с Россией . Ян Друри. Лондон: Издательство Блумсбери . стр. 91–104. ISBN 978-1-84908-990-6 .
Академические источники
[ редактировать ]- Палмер, Скотт (2009). «Как создавалась память: Строительство мемориала героям Сталинградской битвы» . Русское обозрение . 68 (3). Уайли : 373–407. дои : 10.1111/j.1467-9434.2009.00530.x . ISSN 0036-0341 . JSTOR 20621047 . Архивировано из оригинала 23 июня 2024 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- Рябов Олег; Рябова, Татьяна; Клещенко, Людмила (2022). « Спасите детей!»: Символ детства и (де)легитимация власти в российских протестах, 2017–21» . Регион . 11 (2). Издательство «Славица»: 235–252. ISSN 2166-4307 . JSTOR 27221296 . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 24 июня 2024 г.
Освещение новостей
[ редактировать ]- Anatolyeva, Anna (18 March 2021). "Жители Волгограда Раскритиковали Вид Родины-Матери после Реставрации" [Volgograd Residents Criticize the Appearance of The Motherland Calls After Restoration]. Bloknot Volgograd (in Russian). Archived from the original on 20 March 2021 . Retrieved 28 June 2024 .
- Бикертон, Джеймс (16 ноября 2022 г.). «Проверка фактов: изображен ли на обложке книги Теда Круза памятник советской эпохи в России?» . Newsweek . Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- Bloknot Volgograd writer (15 November 2014). "В Волгограде «Родину-Мать» Начнут Ремонтировать в 2015 Году" [In Volgograd, the "Motherland" Will Begin to Be Repaired in 2015]. Bloknot Volgograd (in Russian). Archived from the original on 21 September 2021 . Retrieved 28 June 2024 .
- Bogdanov, Ivan (10 July 2021). "Выполнявшая Скандальную Реставрацию «Родины-Матери» в Волгограде Компания Включена в Реестр Недобросовестных Поставщиков" [Company Involved in Controversial Restoration of The Motherland Calls in Volgograd Added to Registry of Unscrupulous Suppliers]. V1.ru (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Брэдли, Джейн (11 марта 2022 г.). «Украинско-российский конфликт: пользователи онлайн-игры-головоломки обращаются в Твиттер после волны «пророссийских» ответов» . Шотландец . Архивировано из оригинала 28 июня 2024 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- Берк, Рон (14 декабря 2012 г.). «Родина-мать зовёт! Смотрим мультиплеер Company of Heroes 2 » . Игровой тренд . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- Коулсон, Роберт (20 апреля 2024 г.). «Инста-нацисты: как заявления о «реабилитации нацизма» формируют милитаристское общество в путинской России» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- Фараго, Джейсон (19 июля 2018 г.). «Бетономешалка в роли Музы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 февраля 2019 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- Filimonova, Tatanya (21 August 2020). "Волгоградцы Призвали Наказать Артемия Лебедева за Критику "Родины-Матери" " [Volgograd Residents Call for Punishment of Artemy Lebedev for Criticizing The Motherland Calls ]. Caucasian Knot (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Галпин, Ричард (8 мая 2009 г.). «Массивная наклоненная статуя России» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 3 апреля 2022 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- Gorodskiye Vesti writer (17 August 2017). "Внутри Монумента «Родина-Мать Зовет!» Заменят 99 Стальных Канатов" [Inside the Monument The Motherland Calls! 99 Steel Cables Will Be Replaced]. Gorodskiye Vesti (in Russian). Archived from the original on 9 November 2019 . Retrieved 28 June 2024 .
- Gorodskiye Vesti writer (23 March 2020). "Последние Штрихи: Основание Родины-Матери Освобождают от Лесов" [Final Touches: The Base of The Motherland Calls Is Freed from Scaffolding]. Gorodskiye Vesti (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Gorodskiye Vesti writer (24 June 2020). "24 Июня после Масштабной Реставрации на Мамаевом Кургане Откроют Монумент «Родина Мать Зовёт!»" [On June 24, After Extensive Restoration, the Monument The Motherland Calls Will Open at Mamayev Kurgan]. Gorodskiye Vesti (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Хайнц, Джим (7 мая 2020 г.). «AP Photos: Мемориалы вплетают Вторую мировую войну в душу России» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 28 июня 2024 г.
- Iordanova, Irina (19 March 2024). "Кто Заплатит за Фото «Родины-Матери» в Волгограде" [Who Will Pay for the Photo of the "Motherland" in Volgograd]. Gazeta (in Russian). Archived from the original on 7 April 2024 . Retrieved 25 June 2024 .
- Комсомольский, Олег (9 февраля 2024 г.). Грудь « Родины-матери » в Эпицентре Скандала: При Чем Здесь Путин и Ивлеева. News.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 25 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- Наджибулла, Фарангис (24 марта 2017 г.). «Сторонникам Навального грозит реальная отдача за виртуальную атаку на «Зеленку»» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- Новиков, Сергей (9 декабря 2013 г.). «Родина-Мать» Падёт?» [Падет ли «Родина»?]. Наша Версия (на русском языке). Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 28 июня 2024 г.
- Папахристу, Люси (9 февраля 2024 г.). «Женщине грозит 5 лет тюрьмы за насмешку над русской статуей в Instagram» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- Petrov, Andrei (29 April 2020). "Открытие Скульптуры "Родина-Мать Зовет!" на Мамаевом Кургане после Реставрации Перенесено из-за Пандемии" [The Unveiling of the Sculpture The Motherland Calls at Mamayev Kurgan Post-Restoration Has Been Postponed Due to the Pandemic]. Vestnik Kavkaza (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Petrov, Andrei (2 April 2024). "Родина-Мать Покрылась Странными Пятнами. Выясняем, Что Это Такое и Кто за Это Ответит" [ The Motherland Calls is Covered in Strange Stains. We Investigate What These Are and Who Will Be Responsible]. E1.ru (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Пауэр, Эд (6 марта 2023 г.). «Пророссийская пропаганда или бессмысленная перестрелка? об атомном сердце Объяснение спора » . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- Корреспондент Радио Свободная Европа (19 октября 2019 г.). «Статуя «Родина-мать России зовет… к преображению»» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Архивировано из оригинала 23 июня 2024 года . Проверено 27 июня 2024 г.
- Razdorskikh, Diana (10 May 2024). "Бастрыкин Указал Возбудить Уголовное Дело На Захотевшего Прикрыть Соски «Родины-Матери» Блогера" [Bastrykin Ordered a Criminal Case Against Blogger Who Wanted to Cover the Nipples of the "Motherland Calls" Statue]. Bloknot Volgograd (in Russian) . Retrieved 29 July 2024 .
- Serebryakov, Alexei (25 June 2019). "«Работаем Круглосуточно и Красить не Будем»: Всё о Реставрации «Родины-Матери» в Волгограде" ["We're Working Around the Clock and Not Going to Paint": Everything About the Restoration of The Motherland Calls in Volgograd]. V1.ru (in Russian). Archived from the original on 14 March 2022 . Retrieved 28 June 2024 .
- Serebryakov, Alexei (17 March 2021). "На Мамаевом Кургане «Родина-Мать» Покрылась Трещинами и Мрачными Пятнами" [At Mamayev Kurgan, The Motherland Calls Has Developed Cracks and Dark Stains]. Bloknot Volgograd (in Russian). Archived from the original on 27 June 2022 . Retrieved 28 June 2024 .
- Sokolova, Evgeniya (20 May 2019). "Внутри и Снаружи: в Волгограде Началась Реставрация Монумента «Родина-Мать Зовет!»" [Inside and Outside: the Restoration of the Monument "The Motherland Calls!" Has Begun in Volgograd]. V1.ru (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Sokolova, Evgeniya (5 August 2019). "Пластическая Операция для «Родины-Матери»: Ей Лечат Глаза и Руку" [Plastic Surgery for The Motherland Calls : Healing Her Eyes and Hand]. Е1.ru (in Russian). Archived from the original on 5 December 2023 . Retrieved 28 June 2024 .
- Sokolova, Evgeniya (8 November 2019). "«Весь Новодел Снимем»: на Стилобат Монумента «Родина-Мать Зовет!» не Вернут Гранитные Плиты" ["We Will Remove All New Work": Granite Slabs Will Not Return to the Pedestal of the Monument The Motherland Calls! ]. V1.ru (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Sokolova, Evgeniya (8 November 2019). " "Опыт Перенесем на Все Объекты России»: В Волгограде Подвели Итоги Омоложения «Родины-Матери" " ["Experience Transferred to All Objects in Russia": Volgograd Summarizes the Rejuvenation of The Motherland Calls ]. V1.ru (in Russian). Viktoria Ryndina (correspondent). Archived from the original on 27 January 2022 . Retrieved 28 June 2024 .
- Spinidonov, Ivan (10 March 2023). "В Волгограде Специалисты Проверят Надежность Монумента «Родина-Мать Зовет!»" [In Volgograd, Specialists Will Verify the Reliability of the Monument The Motherland Calls! ]. Oblvesti . Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 28 June 2024 .
- Статский, Григорий (15 октября 2010 г.). « Родина-Мать» Ушла на «Больничный » . V1.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2024 года . Проверено 27 июня 2024 г.
Веб-сайты
[ редактировать ]- Анон.[а] (нд). «Мемориальный комплекс Мамаев курган «Героям Сталинградской битвы» » . Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- Анон.[б] (нд). « Государственные символы». Волгоградская областная дума . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- Anon.[c] (n.d.). "20 Лет Международной Федерации Борцов Сопротивления" [20th Anniversary of the International Federation of Resistance Fighters]. Stamps.ru (in Russian). Archived from the original on 25 June 2024 . Retrieved 24 June 2024 .
- Anon.[d] (n.d.). "30 Лет Разгрому Советской Армией Фашстских Войск Под Сталинградом" [30th Anniversary of the Soviet Army's Defeat of Fascist Troops at Stalingrad]. Stamps.ru (in Russian). Archived from the original on 25 June 2024 . Retrieved 24 June 2024 .
- Анон.[e] (nd). «60 лет Сталинградской битвы» . Stamps.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 25 июня 2024 года . Проверено 24 июня 2024 г.
- Anon.[f] (n.d.). "70-Летие Пазгрома Цоветскими Войсками Немецко-Фашистских Войск в Сталинградской битве" [70th Anniversary of the Defeat of Nazi German Troops by Soviet Troops in the Battle of Stalingrad]. Central Bank of Russia (in Russian). Archived from the original on 24 June 2024 . Retrieved 24 June 2024 .
- Anon.[g] (n.d.). "Мамаев Курган (в Специальном Исполнении)" [Mamayev Kurgan (Special Version)]. Central Bank of Russia (in Russian). Archived from the original on 28 June 2024 . Retrieved 24 June 2024 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1967 заведений в России
- скульптуры 1967 года
- Колоссальные статуи в России.
- Бетонные скульптуры в России.
- Памятники культурного наследия федерального значения в Волгоградской области
- Памятники и мемориалы, построенные в Советском Союзе
- Памятники и мемориалы в Волгограде
- Уличные скульптуры в России.
- Скульптуры женщин в России.
- Советские военные мемориалы и кладбища
- Статуи в России
- Мемориалы Второй мировой войны в России.
- Скульптуры женщин в Советском Союзе
- Сталинградская битва