Восточное православие
Часть серии о |
Восточное христианство |
---|
Часть серии о |
христианство |
---|
Восточное православие , также известное как восточное православие или византийское христианство . [1] является одной из трех основных ветвей халкидонского христианства , наряду с католицизмом и протестантизмом . [2] [3] Подобно Пентархии первого тысячелетия, основная (или « каноническая ») Восточная Православная Церковь организована церкви , в автокефальные независимые друг от друга. В XXI веке число основных автокефальных церквей составляет семнадцать ; существуют также автокефальные церкви, непризнанные господствующими церквями . Автокефальные церкви сами выбирают своего предстоятеля . Автокефальные церкви могут иметь юрисдикцию (власть) над другими церквями, некоторые из которых имеют статус « автономных », то есть обладают большей автономией, чем простые епархии .
Многие из этих юрисдикций соответствуют территориям одного или нескольких современных государств; , Московский Патриархат например, соответствует России и некоторым другим постсоветским государствам . [4] Они также могут включать митрополии , епископства , приходы , монастыри или отдаленные подворья , соответствующие диаспорам, которые также могут быть расположены за пределами страны, где проживает предстоятель (например, в случае Вселенского Константинопольского Патриархата которого , каноническая территория частично расположена на севере Греции). и восток); иногда они пересекаются (случай Молдовы , где юрисдикции патриархов Бухареста и Москвы совпадают).
Распространение восточного православия началось в восточной части Средиземноморского бассейна в пределах византийской греческой культуры . [1] Его общины имеют очень схожее понимание, учение и служение, а также сильное чувство того, что видят друг друга как части одной Церкви. Каждый православный христианин видит, что его или ее год отмечен литургическим календарем церкви, от которой он зависит. Восточное православие считает, что Святой Дух исходит от Отца , и отвергает пункт Filioque («и Сын »), добавленный к Никейскому символу веры Латинской церковью , на том основании, что собор . для добавления не созывался [5]
Теология [ править ]
Троица [ править ]
Восточные православные христиане верят в Троицу , три отдельные божественные личности ( ипостаси ), без совпадения или модальности между ними, каждая из которых имеет одну божественную сущность ( ousia , греческий: οὐσία) — нетварную, нематериальную и вечную . [6] Эти три человека обычно отличаются своим отношением друг к другу. Отец вечен и рожден от вечен и не рожден и ни от кого не исходит, Сын Отца, и Дух Святой вечен и исходит от Отца. [7] Восточно-православное учение о Троице изложено в Никейском Символе веры . [8]
Восточные православные христиане верят в монотеистическую концепцию Бога (Бог только один), которая является одновременно трансцендентной (полностью независимой от материальной вселенной и удаленной от нее) и имманентной (вовлеченной в материальную вселенную). [7] Обсуждая отношения Бога к своему творению, восточно-православное богословие проводит различие между вечной сущностью Бога, которая полностью трансцендентна, и Его нетварными энергиями , посредством которых Он достигает человечества. [7] Трансцендентный Бог и Бог, касающийся человечества, — это одно и то же. [7] То есть эти энергии не являются чем-то исходящим от Бога или тем, что Бог производит, а, скорее, самим Богом: отличным, но неотделимым от внутреннего существа Бога. [9] Эту точку зрения часто называют паламизмом .
Понимая Троицу как «единого Бога в трех лицах», «три личности» не следует подчеркивать больше, чем «единый Бог», и наоборот. Хотя эти три личности различны, они объединены в одну божественную сущность, и их единство выражается в общности и действии настолько полно, что их нельзя рассматривать отдельно. Например, их спасение человечества есть совместная деятельность: «Христос стал человеком по благоволению Отца и содействию Святого Духа. Христос посылает Святого Духа, исходящего от Отца, и Святой Дух образует Христос в наших сердцах, и тем прославляется Бог Отец». Их «общность сущности» «неделима». Тринитарная терминология - сущность, ипостась и т. д. - используется «философски», «чтобы ответить на идеи еретиков» и «чтобы поместить термины там, где они разделяют ошибку и истину». [10]
Грех, спасение и воплощение [ править ]
Когда восточные православные христиане говорят о падшей природе, они не говорят, что человеческая природа сама по себе стала злой. Человеческая природа еще сформирована по образу Божию; люди по-прежнему являются творением Бога, и Бог никогда не создавал ничего злого, но падшая природа остается открытой для злых намерений и действий. Среди православных иногда говорят, что люди «склонны ко греху»; то есть люди находят некоторые греховные вещи привлекательными. Природа искушения состоит в том, чтобы придать греховным вещам более привлекательный вид, и именно падшая природа человека ищет или поддается этому влечению. Восточные православные христиане отвергают позицию Августина о том, что потомки Адама и Евы на самом деле виновны в первородном грехе своих предков. [11]
Воскресение Христово [ править ]
Восточная Православная Церковь понимает смерть и воскресение Иисуса как реальные исторические события, описанные в Евангелиях Нового Завета .
Христианская жизнь [ править ]
Учение Церкви состоит в том, что восточные православные христиане через крещение вступают в новую жизнь спасения через покаяние, целью которого является участие в жизни Божией через работу Святого Духа. Восточно-православная христианская жизнь — это духовное паломничество, в котором каждый человек через Христу и исихазм подражание [12] культивирует практику непрестанной молитвы. Каждая жизнь происходит в жизни церкви как члена Тела Христова . [13] Именно тогда через огонь Божьей любви в действии Святого Духа каждый член становится более святым, более полным единением со Христом, начиная с этой жизни и продолжая в следующей. [14] [15] Церковь учит, что каждый, рожденный по образу Божию, призван к обожению , исполнению образа по подобию Божию. Бог-творец, обладающий божественностью по природе, предлагает каждому человеку участие в божественности посредством совместного принятия Его дара благодати. [16]
Восточная Православная Церковь, понимая себя как Тело Христово , а также понимая христианскую жизнь как ведущую к объединению во Христе всех членов Его Тела, рассматривает Церковь как охватывающую всех членов Христовых, живущих ныне на земле. , а также всех тех, кто в веках перешел в небесную жизнь. В состав Церкви входят христианские святые всех времен, а также судьи, пророки и праведные иудеи первого завета, Адам и Ева, даже ангелы и небесные воинства. [17] В восточно-православных службах земные члены вместе с небесными членами поклоняются Богу как одна община во Христе, в союзе, который превосходит время и пространство и соединяет небо с землей. Это единство Церкви иногда называют общением святых . [18]
Дева Мария и другие святые [ править ]
Выдающейся среди святых является Дева Мария (обычно называемая Богородицей или Богородицей : « Богородица »). В восточно-православном богословии Богородица является воплощением ветхозаветных архетипов, раскрытых в Ковчеге Завета (поскольку Она несла Новый Завет в лице Христа) и горящем кусте , явившемся перед Моисеем (символизируя Мать Бог несет Бога, не будучи поглощенным). [19]
Православные верят, что Христос с момента своего зачатия был одновременно полностью Богом и полностью человеком. Таким образом, Марию называют Богородицей или Богородицей в подтверждение божественности того, кого она родила. Считается также, что ее девственность не была нарушена при зачатии воплощенного Бога, что ей не причинили вреда и что она навсегда осталась девственницей. Библейские ссылки на «братьев» Христа интерпретируются как родственники. Благодаря своему уникальному месту в истории спасения согласно учению восточного православия, Мария почитается выше всех других святых этой религии и особенно почитается за великую работу, которую Бог совершил через нее. [20]
Восточная Православная Церковь считает тела всех святых святыми из-за их участия в предписанных ритуалах, называемых святыми тайнами . Физические предметы, связанные со святыми, также считаются святыми, поскольку они участвуют в земных делах этих святых. Согласно учению и традиции Восточной Православной церкви, сам Бог свидетельствует об этой святости мощей святых через множество чудес, связанных с ними, о которых сообщалось на протяжении всей истории, начиная с библейских времен, часто включая исцеление от болезней и травм. [21]
Эсхатология [ править ]
Православные христиане верят, что когда человек умирает, душа временно отделяется от тела. Хотя он может задержаться на Земле на короткий период, в конечном итоге его сопровождают либо в рай ( лоно Авраама ), либо во тьму Аида , после Временного суда . Православные не принимают учения о Чистилище , которого придерживается католицизм. Опыт души в любом из этих состояний является лишь «предвкушением» — переживаемым только душой — до Страшного Суда , когда душа и тело воссоединятся. [22] [23]
Православные верят, что на состояние души в аиде может влиять любовь и молитвы праведников вплоть до Страшного Суда. [24] По этой причине Церковь возносит особую молитву за умерших на третий, девятый, сороковой день и через год после смерти православного христианина. Также в течение года есть несколько дней, отведенных для общего поминовения усопших, иногда в том числе и неверующих. Эти дни обычно выпадают на субботу, так как именно в субботу лежал Христос во Гробе . [23]
Православные верят, что после Страшного суда:
- Все души воссоединятся со своими воскресшими телами .
- Все души полностью испытают свое духовное состояние.
- Достигнув совершенства, святые всегда будут продвигаться к более глубокой и полной любви к Богу, что приравнивается к вечному счастью. [23]
Библия [ править ]
Официальная Библия Восточной Православной Церкви содержит Септуагинты текст Ветхого Завета , с Книгой Даниила данной в переводе Теодотиона . Патриарший текст используется в Новом Завете . [25] [26] Православные христиане считают Библию словесной иконой Христа, провозглашенной VII Вселенским собором . [27] Они называют Библию священным писанием , то есть писаниями, содержащими основополагающие истины христианской веры, открытые Христом и Святым Духом ее богодухновенным авторам-людям. Священное Писание является основным и авторитетным письменным свидетельством святой традиции и имеет важное значение как основа всего православного учения и веры. [28]
После того, как Восточная Православная Церковь стала Священным Писанием, никогда не возникало сомнений в том, что Восточная Православная Церковь владеет полным списком. [ который? ] книг, чтобы они были почтенными и полезными для чтения и изучения, [29] хотя неофициально некоторые книги он уважает больше, чем другие, а четыре Евангелия — превыше всего. Из подгрупп, достаточно значительных, чтобы их можно было назвать, « Анагигноскомена » (ἀναγιγνωσκόμενα, «вещи, которые читают») включает десять книг Ветхого Завета, отвергнутых протестантским каноном . [а] но православные считают их достойными чтения на богослужениях, хотя они и пользуются меньшим уважением, чем 39 книг еврейского канона . [30] На нижнем ярусе находятся остальные книги, не принятые ни протестантами, ни католиками, среди них — Псалом 151 . Хотя это псалом и он находится в книге псалмов, он не относится к Псалтири (первые 150 псалмов). [31]
Восточное православие не придерживается доктрины sola scriptura . Скорее, восточное православие учит, что его церковь определила, что такое Писание, и, следовательно, ее церковь также интерпретирует значения Писания. [32]
В восточно-православной интерпретации Священное Писание понимается как содержащее исторические факты, поэзию, идиомы, метафоры, сравнения, моральные басни, притчи, пророчества и литературу мудрости , и каждое из них учитывает свои собственные соображения при интерпретации. Несмотря на то, что текст вдохновлен Богом, он по-прежнему состоит из слов на человеческих языках, расположенных в узнаваемых для человека формах. Восточная Православная Церковь не выступает против честного критического и исторического изучения Библии. [33]
Священное Предание и святоотеческое согласие [ править ]
В восточном православии, « той вере, в которую верили везде, всегда и всеми », вере, которой Иисус научил апостолов, дарованной Святым Духом в Пятидесятницу и переданной будущим поколениям без прибавлений и без убавлений, известна как священная традиция . [34] [35] Священное предание не меняется в Восточной Православной Церкви, поскольку оно охватывает то, что не меняется: природу единого Бога в Троице, Отца, Сына и Святого Духа, историю взаимоотношений Бога со Своим народом, Закон как данный. израильтянам — все учение Христа, данное ученикам и иудеям и записанное в Священных Писаниях, включая притчи, пророчества, чудеса и Его собственный пример человечеству в Его крайнем смирении. Оно включает в себя также поклонение церкви, которое выросло из поклонения в синагоге и храме и было расширено Христом на Тайной вечере, а также отношения между Богом и Его народом, которые выражает это поклонение, что также подтверждается между Христом и Его народом. его ученики. Сюда входит власть, которую Христос даровал Своим ученикам, когда сделал их апостолами. [36]
Священная традиция тверда, даже непреклонна, но не жестка и не законнична; вместо этого оно живет и дышит внутри церкви. [37] Например, Новый Завет был полностью написан ранней церковью (в основном апостолами). Вся Библия была принята как Священное Писание посредством священной традиции, практиковавшейся в ранней церкви. На написание и принятие ушло пять столетий, и к этому времени сами Священные Писания полностью стали частью священной традиции. [38] Но святое предание не изменилось, потому что «та вера, которой веровали везде, всегда и всеми», оставалась последовательной, без прибавлений и без убавлений. Историческое развитие Божественной литургии и других богослужений и религиозных практик церкви представляет собой аналогичный пример расширения и роста «без изменений». [39]
Помимо этого, святое предание включает в себя вероучительные определения и утверждения веры семи Вселенских соборов, включая Никейско-Константинопольский Символ веры и некоторых более поздних местных соборов, святоотеческие писания, каноническое право и иконы. Не все части священной традиции считаются одинаково сильными. Некоторые из них — прежде всего Священное Писание, отдельные стороны богослужения, особенно в Божественной литургии, учения Вселенских соборов, Никейско-Константинопольский Символ веры — обладают проверенным авторитетом, пребывающим вечно и безвозвратно. Однако в отношении местных соборов и святоотеческих писаний церковь применяет избирательное суждение. Некоторые советы и писатели время от времени впадали в ошибки, а некоторые противоречат друг другу. [33]
В других случаях мнения расходятся, консенсуса не достигается, и все свободны в выборе. Однако при согласии между отцами Церкви авторитет толкования возрастает, и полное святоотеческое согласие становится очень сильным. К каноническому праву (которое имеет тенденцию быть очень строгим и очень строгим, особенно по отношению к духовенству) неизменяемая действительность также не применима, поскольку каноны касаются жизни на земле, где условия постоянно меняются и каждый случай подвержен почти бесконечным вариациям от следующий. [33]
По традиции Восточная Православная Церковь, столкнувшись с проблемами, которые не под силу решить одному епископу, созывает поместный совет. Епископы собираются (как Св. Павел призывал коринфян) узнать мнение церкви . [40] Декларации или указы совета затем отражают его консенсус (если таковой может быть найден). Вселенский собор созывается только по вопросам такой важности, сложности или распространенности, что меньших соборов недостаточно для их решения. Декларации и каноны Вселенских соборов имеют обязательный вес в силу их представительства во всей Церкви, благодаря которому можно легко увидеть мнение Церкви. Однако не все вопросы настолько сложны, чтобы для их решения требовался Вселенский собор. Некоторые доктрины или решения, не сформулированные в официальном заявлении и не провозглашенные официально, тем не менее, держатся церковью непоколебимо и единогласно, без внутреннего возмущения, и они, также отражая мнение церкви, так же твердо и необратимо, как и формальная декларация Вселенский собор. Отсутствие формальности не означает отсутствия авторитета в священной традиции. [33]
Территориальная экспансия доктринальная целостность и
По мере того как церковь на протяжении веков увеличивалась в размерах, логистическая динамика управления такими крупными организациями менялась: патриархи, митрополиты, архимандриты, аббаты и аббатисы - все они поднимались, чтобы прикрывать определенные административные пункты.
Литургия [ править ]
Церковный календарь [ править ]
Меньшие циклы также выполняются в тандеме с годовыми. Недельный цикл дней предписывает конкретную направленность каждого дня в дополнение к другим, которые можно наблюдать: [41]
Каждый день Еженедельного цикла посвящен определенным особым памятным датам. Воскресенье посвящено Воскресению Христову ; Понедельник чтит святые бестелесные силы (ангелов, архангелов и т. д.); Вторник посвящен пророкам и особенно величайшему из пророков, св. Иоанну Предтече и Крестителю Господню ; Среда посвящена Кресту и напоминает о предательстве Иуды; Четверг чтит святых апостолов и святителей, особенно святителя Николая, епископа Мир Ликийских ; Пятница также посвящена Кресту и напоминает день Распятия; Суббота посвящена Всем Святым, особенно Богородице , и памяти всех ушедших из этой жизни в надежде на воскресение и жизнь вечную.
Церковные службы [ править ]
Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2021 г. ) |
Музыка и пение [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2022 г. ) |
Для составления религиозных песнопений используется Октоих — восьмитоновая (ладовая) система, аналогичная григорианским ладам на Западе и другим древнехристианским музыкальным системам. музыка микротональна Византийская .
Северные славяне, однако, использовали более простые тональные системы, возникшие на основе различных местных типов знаменного распева ; Сегодня западная музыка часто имеет четырехчастную гармонию , а «тоны» представляют собой просто наборы мелодий.
Существует множество традиционных и приемлемых версий и стилей, которые сильно различаются в зависимости от культуры. [42]
Традиции [ править ]
Монашество [ править ]
Восточная Православная Церковь уделяет особое внимание и придает высокий уровень престижа традициям монашества и аскетизма, уходящим корнями в раннее христианство на Ближнем Востоке и византийской Анатолии . Важнейшими центрами православного монашества являются монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове ( Египет ) и Афон в Северной Греции .
Все епископы — монахи; если епископом избирается человек, не являющийся монахом, то перед рукоположением он должен быть пострижен в монахи. Кроме того, обычно для рукоположения мужчина должен либо быть монахом, либо состоять в браке.
Значки и символы [ править ]
Иконки [ править ]
Аспекты иконографии заимствованы из дохристианского римского и эллинистического искусства . Генри Чедвик писал: «В этом инстинкте была доля правды. Представления Христа как Всемогущего Господа на Его судном престоле в чем-то были обязаны изображениям Зевса. Портреты Богородицы не были полностью независимыми от языческого прошлого почитаемых Богини-матери в народном сознании заняли роль, которую играли герои и божества». [43]
Иконы украшают стены церквей и часто полностью покрывают внутреннюю структуру. [44] В большинстве восточно-православных домов есть место, отведенное для семейной молитвы, обычно это стена, выходящая на восток, где висит множество икон. Иконы были частью православия с момента возникновения церкви. [45]
Иконостас [ править ]
Иконостас и , также называемый темплоном , представляет собой стену с иконами религиозными картинами, отделяющую неф от святилища в церкви . Иконостас также относится к переносному подставке для икон, которую можно разместить в любом месте церкви. Современный иконостас произошел от византийского храма XI века. Эволюция иконостаса, вероятно, во многом обязана исихастскому мистицизму XIV века и гению резьбы по дереву Русской Православной Церкви .
Первый пятиярусный русский иконостас высотой до потолка был спроектирован Рублёвым в Успенском соборе Владимира Андреем в 1408 году.
Крест [ править ]
Небольшая верхняя перекладина представляет собой знак, который Понтий Пилат прибил над головой Христа. На нем часто пишут аббревиатуру «INRI», что на латыни означает « Иисус из Назарета, Царь Иудейский », или «ИНБИ», по-гречески Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ βασιλεύς τῶν Ἰουδαίων, что означает «Иисус из Назарета, Царь Иудейский»; однако его часто заменяют или дополняют фразой «Царь славы», чтобы ответить на заявление Пилата утверждением Христа: «Царство Мое не от мира сего». [46]
Другими крестами, связанными с Восточной Православной Церковью, являются более традиционные однополосные кресты, бутоны, греческий крест , латинский крест , иерусалимский крест (крест-pattée), кельтские кресты и другие. [47] Распространенный символизм наклонного табурета для ног - это подставка для ног, направленная вверх, к Небесам, справа от Христа, и вниз, к Аиду, слева от Христа. «Между двумя разбойниками Крест Твой оказался балансом праведности: поэтому один из них был увлечён в ад под тяжестью своего богохульства [весы направлены вниз] , тогда как другой был облегчен от своих преступлений для постижения богословия». [балансир указывает вверх] . Христе Боже, слава Тебе». [48]
Искусство и архитектура [ править ]
Архиепископский собор Святой Троицы Нью-Йорка в Верхнем Ист-Сайде является крупнейшей восточно-православной христианской церковью в Западном полушарии . [49]
Местные обычаи [ править ]
Локальность также выражается в региональных терминах церковной юрисдикции, которая часто также проводится по национальному признаку. Многие православные церкви принимают национальный титул (например, Албанская православная , Болгарская православная , Грузинская православная , Греческая православная , Румынская православная , Русская православная , Сербская православная , Украинская православная и т. д.), и этот титул может определять, какой язык используется в службах, какие епископы председательствуют, и каким из типичных собраний следуют конкретные общины . На Ближнем Востоке православных христиан обычно называют ромскими («римскими») православными из-за их исторической связи с Восточной Римской (Византийской) империей . [50]
Святые Тайны (таинства) [ править ]
Те вещи, которые на Западе часто называют таинствами или таинствами, известны среди православных как «священные тайны». В то время как Римско-католическая церковь насчитывает семь таинств, а многие протестантские группы перечисляют два (крещение и Евхаристия) или даже ни одного, восточно-православные не ограничивают это число. Однако для удобства в катехизисах часто говорится о семи великих тайнах. Среди них — Святое Причастие (самая непосредственная связь), Крещение , Миропомазание , исповедь , соборование , бракосочетание и рукоположение . Но этот термин также применим и к другим священным действиям, таким как монашеский постриг или освящение святой воды , и включает в себя пост, милостыню или такое простое действие, как зажигание свечи, воскурение благовоний, молитва или прошение Божьего благословения на еду. [51]
Крещение [ править ]
Крещение есть таинство, преображающее ветхого и грешного человека в нового и чистого; старая жизнь, грехи, любые допущенные ошибки уходят, и открывается чистый лист. Через крещение человек соединяется с Телом Христовым , становясь членом Восточной Православной Церкви. Во время службы вода освящается . Оглашенный трижды полностью погружается в воду во имя Троицы. Это считается смертью «ветхого человека» через участие в распятии и погребении Христа и возрождением к новой жизни во Христе через участие в Его воскресении. [52]
Собственно, таинство крещения совершают епископы и священники; однако в чрезвычайных ситуациях крестить может любой православный христианин . [53]
Миропомазание [ править ]
Миропомазание (иногда называемое миропомазанием ) — это тайна, посредством которой крещеному человеку дается дар Святого Духа через помазание Святым миром . [54] [55] Обычно его совершают сразу после крещения как часть той же службы, но его также используют для приема ушедших членов Восточной Православной Церкви. [56] Как крещение – это участие человека в смерти и воскресении Христа, так и Миропомазание – это участие человека в сошествии Святого Духа в Пятидесятницу . [57]
Крещеный и помазанный православный христианин является полноправным членом церкви и может принимать Евхаристию независимо от возраста. [57]
Помазание миром заменяет возложение рук, описанное в Новом Завете . [58]
Святое Причастие (Евхаристия) [ править ]
Причащаются только крещеные и помазанные православные христиане, подготовившиеся постом, молитвой и исповедью. Священник подает дары ложкой, называемой «улиткой», прямо в рот получателя из чаши. [59] После крещения младенцев и детей подносят к чаше для причастия. [57]
Покаяние (Исповедь) [ править ]
Существует много разных практик относительно того, как часто православные христиане должны исповедоваться. Некоторые Патриархаты советуют исповедоваться перед каждым приемом Святого Причастия , другие советуют исповедоваться в каждый из четырех периодов поста ( Великий пост , Рождественский пост , Апостольский пост и Успенский пост ), а также существует множество дополнительных вариантов. [60]
Брак [ править ]
С православной точки зрения брак является одним из святых тайн или таинств. Как и во многих других христианских традициях, например в католичестве, оно служит соединению женщины и мужчины в вечном союзе и любви перед Богом, с целью следовать за Христом и Его Евангелием и воспитать верную, святую семью через их священный союз. [61] [62] Церковь понимает брак как союз одного мужчины и одной женщины, и некоторые православные лидеры решительно выступили против гражданского института однополых браков . [63] [64]
Иисус сказал, что «когда воскреснут из мертвых, тогда не женятся и не выходят замуж, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк 12:25). Для православного христианина этот отрывок не следует понимать как подразумевающий, что христианский брак не останется реальностью в Царстве, а указывает на то, что отношения будут не «плотскими», а «духовными». [65] Любовь между женой и мужем, как икона взаимоотношений Христа и Церкви, вечна. [65]
Церковь признает, что бывают редкие случаи, когда парам лучше расстаться, но официального признания гражданских разводов не существует. Для православных сказать, что брак нерасторжим, означает, что его нельзя разрывать, ибо нарушение такого союза, воспринимаемого как святое, является преступлением, возникающим либо в результате прелюбодеяния, либо в результате длительного отсутствия одного из партнеров. Таким образом, разрешение повторного брака является актом сострадания церкви к грешному человеку. [66]
Священные ордена [ править ]
Овдовевшие священники и дьяконы не могут вступать в повторный брак, и такие представители духовенства обычно уходят в монастырь (см. Духовное безбрачие ). Это относится и к овдовевшим женам священнослужителей, которые не выходят замуж повторно и становятся монахинями, когда их дети вырастают. Только мужчинам разрешено получать священный сан , хотя исторически диаконисы выполняли в церкви как литургические, так и пастырские функции. [67]
В 2016 году Александрийский Патриархат принял решение вновь ввести сан диакониссы. [68] [69] В феврале 2017 года Патриарх Феодор II рукоположил пятерых женщин во диаконы Александрийского Патриархата . [70]
Распространение [ править ]
Восточное православие является преобладающей религией в самой большой по площади стране мира — России (77%). [71] [72] [73] где проживает примерно половина православных христиан мира. Религия также сильно сконцентрирована в остальной части Восточной Европы , где она является религией большинства в Украине (65,4% [74] –77%), [75] Румыния (81%), [76] Беларусь (48% [77] –73% [78] ), Греция (98%), [76] Сербия (86%), [76] Болгария (86%), [76] Молдова (90%), [76] Грузия (80%), [76] Северная Македония (70%), [76] Кипр (80%) [76] и Черногория (73%); [76] оно также преобладает на спорных территориях Абхазии , Южной Осетии и Приднестровья .
Значительные меньшинства присутствуют в нескольких европейских странах, таких как: Босния и Герцеговина (31%), [76] Латвия (24%), Эстония (24%), Албания (7–10%), [79] Литва (4%), Хорватия (4%), Словения (2%), Германия (2%) [80] и Финляндия (1,5%). В бывших советских республиках Центральной Азии восточное православие является доминирующей религией в северном Казахстане , представляя 17,9% населения региона. [81] а также является значительным меньшинством в Кыргызстане (10%), Туркменистане (4%), Узбекистане (3%), Азербайджане (2%), [76] и Таджикистан (1%).
Значительная часть восточно-православного населения в Восточном Средиземноморье (в основном греко-православные ) проживает в Ливане (8%), [82] Сирия (5–8%), Иордания (2–5%), [83] [84] Государство Палестина (1–2,5%), [85] и Израиль (1–2%). [86] [87]
См. также [ править ]
- Православие
- Восточно-православное богословие
- Восточно-православный литургический календарь
- Пересмотренный юлианский календарь
- Православие западного обряда
- Русский православный крест
- Список восточно-православных святых
Примечания [ править ]
- ^ Включая второканонические книги.
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холт, Эндрю (2012) [2011]. «Византийское христианство». Энциклопедия христианской цивилизации . Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл . дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0212 . ISBN 9780470670606 .
Византийское христианство зародилось в Восточной Римской империи , где оно развивалось одновременно с формирующимся Византийским государством. Это была доминирующая форма восточного христианства на протяжении всего средневековья , и в этот период оно разработало сложную богословскую систему с уникальными духовными практиками . Судьба византийского христианства во многом была связана с византийским государством, потому что, когда империя переживала расширение и усиление влияния, росла и вера. [...] Хотя империя в конечном итоге пала под тяжестью многовековой исламской агрессии , большая часть византийского христианства сохранилась в современных восточных православных церквях .
- ^ МакОлифф, Гаррет (2008). Культурно-ориентированное консультирование: всестороннее введение . Издательство SAGE . п. 532. ИСБН 978-1-4129-1006-4 .
Около одной трети населения мира считается христианином, и его можно разделить на три основные ветви: (1) католицизм (самая крупная сплоченная группа, представляющая более одного миллиарда крещеных членов); (2) православие (включая восточное православие и восточное православие); и (3) протестантизм (включающий множество деноминаций и школ мысли, включая англиканство, реформатство, пресвитерианство, лютеранство, методизм, евангелизм и пятидесятничество).
- ^ Мирола, Уильям; Монахан, Сюзанна К. (2016). Религия имеет значение: что социология учит нас о религии в нашем мире . Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . ISBN 978-1-317-34451-3 .
Православные церкви представляют собой одну из трех основных ветвей христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом.
- ^ Рихтерс, Катя. Постсоветская Русская Православная Церковь: политика, культура и Великая Россия (2014)
- ^ о. Лоуренс Фарли (11 июля 2012 г.). «Оговорка о Филиокве» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 26 октября 2015 года . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Ware 1993 , стр. 208–211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Теокритов, Элизабет (2010) [2008]. «Часть I: Учение и традиция – Творец и творение» . В Каннингеме, Мэри Б.; Теокритов, Элизабет (ред.). Кембриджский справочник православного христианского богословия . Кембридж и Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета . стр. 63–77. дои : 10.1017/CCOL9780521864848.005 . ISBN 9781139001977 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Уэр 1993 , с. 202.
- ^ Ware 1993 , стр. 67–69.
- ^ Иерофей 1998 , стр. 128–130.
- ^ Матусяк, о. Джон. «Первородный грех» . Православная Церковь в Америке. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ Иерофей 1998 , стр. 234–237, (241 = Глоссарий).
- ^ Джордж 2006 , с. 34 .
- ^ Христианская церковь Оксфордского диктата и 3-е изд .
- ^ Фицджеральд, о. Томас (2014). «Духовность» . Греческая православная архиепископия Америки. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ Джордж 2006 , с. 21 .
- ^ Иерофей 1998 , стр. 25–30.
- ^ Иерофей 1998 , стр. 23.
- ^ Григорий Нисский (1978). Жизнь Моисея . Перевод, введение и примечания Авраама Дж. Малерба и Эверетта Фергюсона; предисловие Джона Мейендорфа. Нью-Йорк: Паулист Пресс. п. 59 . ISBN 978-0-8091-2112-0 . Проверено 4 октября 2013 г.
- ^ Ware 1993 , стр. 257–258.
- ^ Уэр 1993 , с. 234.
- ^ Более длинный катехизис Православной, Католической, Восточной Церкви , православный катехизис 1830 года, составленный митрополитом Филаретом . Начните с элемента 366 или 372. Архивировано 3 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роуз, отец Серафим, Душа после смерти , St. Herman Press, Платина, Калифорния, гр. 1980 год
- ^ Более длинный катехизис , позиция 377. Архивировано 3 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Ди Лелла, Александр А. (2002). «Текстовая история Септуагинты-Даниила и Феодотиона Даниила» . В Коллинзе, Джон Джозеф; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. 2. Брилл. п. 586. ИСБН 9780391041288 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Гейслер, Норман Л.; Никс, Уильям Э. (2012). От Бога к нам: как мы получили нашу Библию . Издательство Муди. ISBN 9780802428820 .
- ^ Уэр 1991 , с. 209.
- ^ Уэр 1991 , с. 209 (цитата по святителю Иоанну Златоусту ): «Невозможно спастись человеку, если он не читает Священного Писания».
- ^ Помазанский, Михаил, Православное догматическое богословие, стр. 33–34.
- ^ С. Т. Кимбро (2005). Ортодоксальное и веслианское понимание и практика Священных Писаний . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 23. ISBN 978-0-88141-301-4 . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ Православная учебная Библия, Духовная академия Св. Афанасия, 2008, с. 778, комментарий
- ↑ Уэр, епископ Каллистос (Тимофей), Как читать Библию. Архивировано 1 февраля 2022 г. в Wayback Machine , получено 11 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уэр 1991 , стр. 210–215.
- ^ Ware 1993 , стр. 195–196.
- ^ Письмо 1718 года, Джордж Уильямс , Православная церковь Востока в 18 веке , с. 17
- ^ Библия: Матфея 16:19.
- ^ Владимир Лосский , Предание – жизнь Святого Духа в Церкви .
- ^ Уэр 1991 , с. 205.
- ^ Уэр 1991 , с. 213.
- ^ Библия: 1 Кор 1:10.
- ^ «Пять циклов» . Православное богослужение . Епархия Восточной Пенсильвании, Православная Церковь в Америке. Архивировано из оригинала 13 июля 2015 года . Проверено 24 июня 2015 г.
- ^ Уэр 1993 , с. 238.
- ^ Генри Чедвик, Ранняя церковь, 283.
- ^ Уэр 1993 , с. 271.
- ^ «Иконы – Православие – Факты о религии» . Архивировано из оригинала 22 марта 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Бинц, Стивен Дж. (2004). Имена Иисуса . Нью-Лондон: двадцать третьи публикации. стр. 81–82. ISBN 9781585953158 .
- ^ Хорошее объяснение трехполосного креста было написано православным символистом Александром Романом, его можно найти по адресу http://www.ukrainian-orthodoxy.org/questions/2010/threeBarCross.php. Архивировано 1 февраля 2022 года в Wayback Machine.
- ^ «Объяснение традиционного русского православного трехстворчатого креста» . www.synaxis.info . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ Томас Э. Фитцджеральд (1998). Православная Церковь: Студенческое издание . Издательство Гринвуд. ISBN 978-0-275-96438-2 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Биннс 2002 , с. 3.
- ^ Ware 1993 , стр. 274–277.
- ^ Ware 1993 , стр. 277–278.
- ^ Уэр 1993 , с. 278.
- ^ о. Томас Хопко (1981). «Православная вера» . Издательство Свято-Владимирской семинарии. Архивировано из оригинала 25 октября 2011 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Ware 1993 , стр. 278–279.
- ^ Сорока 1987 , стр. 56–57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уэр 1993 , с. 279
- ^ Сорока 1987 , с. 57.
- ^ Уэр 1993 , с. 287.
- ^ «Исповедь, причастие и подготовка к причастию» . Православный христианский комментарий . 31 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2019 г. . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ «Письмо Папы Иоанна Павла II семьям» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года.
- ^ Джон Мейендорф (1975). Брак: православный взгляд . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 13. ISBN 978-0-913836-05-7 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ «Заявление православных епископов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2011 года.
- ^ «OCA подтверждает заявление SCOBA в связи с решением Массачусетса об однополых браках» . 17 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2010 г. . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Мейендорф (1975). Брак: православный взгляд . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 18. ISBN 978-0-913836-05-7 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ Мгр. Афинагор Пекштадт, епископ Синопский (18 мая 2005 г.). «Брак, развод и повторный брак в Православной Церкви: Экономия и пастырское руководство» . Православный научно-исследовательский институт. Архивировано из оригинала 20 января 2009 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Каррас, Валери А. (июнь 2004 г.). «Женщины-дьяконы в Византийской церкви». История Церкви . 73 (2): 272–316. дои : 10.1017/S000964070010928X . ISSN 0009-6407 . S2CID 161817885 .
- ^ «Спор в Православной Церкви о женщинах-дьяконах приближается на шаг к реальности» . Служба религиозных новостей . 9 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 г. Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ «Второй день заседаний Священного Синода Александрийского Патриархата» . patriarchateofalexandria.com . Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
Что касается вопроса об институте диаконисс, то было решено его возродить и была назначена трехсторонняя комиссия из иерархов для детального рассмотрения этого вопроса.
- ^ «Православный шаг для женщин-дьяконов – это «оживление», а не «инновация» » . Национальный католический репортер . 30 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ «ВЦИОМ» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ "Ценности: религиозность / ФОМ" . fom.ru . Archived from the original on 31 July 2020 . Retrieved 31 August 2022 .
- ↑ В России нет официальной переписи населения по религии, и оценки основаны только на опросах. В августе 2012 года ARENA архив от 12 июня 2018 года на Wayback Machine определил, что около 48% россиян являются христианами (включая православных, католиков, протестантов и представителей других вероисповеданий), что немного меньше абсолютного большинства в 50%+. Однако позже в том же году Левада-центр, архивировано 31 декабря 2012 года в Wayback Machine, определил, что 76% россиян являются христианами, а в июне 2013 года Фонд «Общественное мнение», архивировано 15 апреля 2020 года в Wayback Machine, определил, что 65% россиян являются христианами. Эти результаты согласуются с Pew за 2010 год, архивированных от 4 октября 2018 года данными опроса Wayback Machine , согласно которым 73,6% россиян являются христианами, а также с данными ВЦИОМ, архивированными от 29 сентября 2020 года в опросе Wayback Machine за 2010 год (~77% христиан). и с Ipsos MORI. Архивировано 17 января 2013 г. в опросе Wayback Machine за 2011 г. (69%).
- ^ and РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО: ДВА ГОДА ПОСЛЕ МАЙДАНА ( Religion, Church after Maidan ) Society : State Years , Two Churches. pp. 27–29.
- ^ «Пьюфорум: Христианство (2010)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 августа 2013 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к "Список полей :: Религии" . Всемирная книга фактов . ЦРУ. Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «Религия и конфессии в Республике Беларусь Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь от ноября 2011 года» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 октября 2017 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» . 10 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Религия в Албании # Религиозная демография
- ^ «Религии Германии – Демография» . indexmundi.com . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Таблица 28, Данные переписи населения 2013 г. – QuickStats о культуре и идентичности – Таблицы. Архивировано 22 ноября 2017 г. на Wayback Machine .
- ^ Ливан – Отчет о международной религиозной свободе за 2010 год, Государственный департамент США. Проверено 14 февраля 2010 г.
- ^ «Религии Иордании – Демография» . indexmundi.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2022 года . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ Вела, Джастин (14 февраля 2015 г.). «Иордания: убежище для христиан, бегущих от ИГИЛ» . Национальный . Архивировано из оригинала 20 сентября 2022 года . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ «Западный берег» . Центральное разведывательное управление. 10 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года . Проверено 4 февраля 2022 г. - через CIA.gov.
- ^ «Христианские общины в Израиле – май 2014 г.» . 17 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 17 сентября 2022 г.
- ^ «Израиль» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 2 сентября 2022 г., заархивировано из оригинала 13 сентября 2021 г. , получено 17 сентября 2022 г.
Источники [ править ]
- Св. Афанасий (1982), О воплощении PDF ( ) , Крествуд, Нью-Йорк: Св. Владимирская Православная Духовная Семинария, ISBN 978-0-913836-40-8 , получено 3 июня 2014 г. (Введение К.С. Льюиса )
- Биннс, Джон (2002), Введение в христианские православные церкви , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-66738-8 , получено 2 июня 2014 г.
- Златоуст, Св. Иоанн (ок. 400 г.), Пасхальная проповедь , Wikisource , получено 20 февраля 2016 г.
- Клиневерк, Лоран (2009), Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между Римско-католической и восточно-православной церквями , Вашингтон, округ Колумбия: издательство Euclid University Press, ISBN 978-0-615-18361-9 , получено 2 июня 2014 г. [ самостоятельный источник ]
- Де Ви, Д. Чарльз (1945), Восточная православно-католическая церковь и англиканская церковь: их союз , Университет Тафтса, OCLC 190830032 , заархивировано из оригинала 3 сентября 2015 г. , получено 2 июня 2014 г.
- Даймонд, Ларри Джей; Платтнер, Марк Ф.; Костопулос, Филип Дж., ред. (2005), Мировые религии и демократия , Университет Джона Хопкинса и Национальный фонд демократии, ISBN 978-0-8018-8080-3 , OCLC 58807255
- Фицджеральд, Томас Э. (30 сентября 1998 г.), Православная церковь , Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers, ISBN 978-0-275-96438-2 , получено 2 июня 2014 г.
- Фортескью, Адриан (1908), Православная Восточная церковь (2-е изд.), Лондон: Общество католической истины / Университет Вирджинии (опубликовано 11 декабря 2008 г.) , получено 2 июня 2014 г.
- Архимандрит Георгий (2006), Теозис: истинная цель человеческой жизни (PDF) (4-е изд.), Гора Афон, Греция: Святой монастырь Святого Григория, ISBN 978-960-7553-26-3 , получено 2 июня 2014 г.
- Греческая Православная Церковь (1875 г.), Брачная служба Святой Православной Католической Церкви , пер. с греческого преподобного Афанасия Ричардсона, Лондон: AR Mowbray & Co. , получено 2 июня 2014 г.
- Эдвардс, Марк Дж. (2009). Католичность и ересь в ранней церкви . Фарнхэм: Издательство Ashgate. ISBN 9780754662914 .
- Харакас, Стэнли С. (1 мая 1987 г.), Православная церковь: 455 вопросов и ответов , Light & Life Publishing Company, Миннеаполис, Миннесота, ISBN 978-0-937032-56-5
- Хардон, Джон (1981), Католический катехизис , Нью-Йорк: Doubleday, ISBN 978-0-385-08045-3 , получено 2 июня 2014 г.
- Хейворд, CJS (2016). Лучшее из уголка Джонатана . Уитон, Иллинойс: Публикации CJS Hayward. ISBN 978-1-4782-1991-0 .
- Иерофей, митрополит Нафпактский (1998), Разум Православной Церкви , Левадия, Греция: Рождение Богородичного монастыря, ISBN 978-960-7070-39-5
- Лейт, Джон Х. (1982), Символы веры церквей (3-е изд.), Вестминстер: John Knox Press, ISBN 978-0-8042-0526-9 , получено 2 июня 2014 г.
- Лош, Ричард Р. (3 мая 2002 г.), Многоликая вера: Путеводитель по мировым религиям и христианским традициям , Wm. Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-0521-8 , получено 2 июня 2014 г.
- Мейендорф, Джон (1966). Православие и католичество . Нью-Йорк: Шид и Уорд.
- Мейендорф, Джон (2000) [1975]. Брак - православная перспектива (пересмотренное третье изд.). Йонкерс, Нью-Йорк : Православная духовная семинария Святого Владимира # Св. Издательство Владимирской семинарии (СВС Пресс) . ISBN 0-913836-05-2 .
- Мейендорф, Джон (1975) [1969]. Христос в восточно-христианской мысли (2-е изд.). Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780913836279 .
- Мейендорф, Джон (1978). Живая традиция: православное свидетельство в современном мире . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780913836279 .
- Мейендорф, Джон (1982). Византийское наследие в Православной Церкви . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780913836903 .
- Мейендорф, Джон (1983). Католицизм и Церковь . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410068 .
- Мейендорф, Джон (1983) [1974]. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (пересмотренное 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н. э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410556 .
- Мейендорф, Джон (1996). Рим, Константинополь, Москва: Историко-богословские исследования . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881411348 .
- Мейендорф, Джон (1996) [1962]. Православная церковь: ее прошлое и ее роль в современном мире (пересмотренное 4-е изд.). Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780913836811 .
- Нильсен, Стеван Л.; Джонсон, В. Брэд; Эллис, Альберт (1 мая 2001 г.), Консультирование и психотерапия с религиозными людьми: подход к рационально-эмоциональной поведенческой терапии , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-4106-0070-7 , получено 2 июня 2014 г.
- Православная Восточная церковь (1909 г.), Краткий катехизис Восточной Православной Католической Церкви , Rincon Publishing Co. , получено 2 июня 2014 г.
- Уэр, епископ Каллистос (Тимофей) (1991) [впервые опубликовано в 1964 году], Православная церковь (переработанное оригинальное издание), Нью-Йорк: Penguin Books, ISBN 978-0-14-013529-9
- Уэр, епископ Каллист (Тимофей) (29 апреля 1993 г.), Православная церковь (новое издание), Нью-Йорк: Penguin Books, ISBN 978-0-14-014656-1
- Уэр, епископ Каллист (Тимофей) (2015). Православная церковь (третье изд.). Лондон , Великобритания: Penguin Books . ISBN 9780141980638 .
- Великая книга нужд: Расширенная и дополненная (Том 1): Святые Тайны . Перевод Свято-Тихоновского монастыря. Южный Ханаан, Пенсильвания : Издательство Свято-Тихоновской семинарии (опубликовано в 2000 г.). 1998. ISBN 9781878997562 .
Третичные справочные издания [ править ]
- Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.), Houghton Mifflin Harcourt, 2014, ISBN 978-0-547-04101-8 , получено 28 мая 2014 г.
- Колумбийская энциклопедия (6-е изд.), Колумбийский университет. Пресса, июнь 2000 г., ISBN. 978-0-7876-5015-5 , получено 2 июня 2014 г.
- Британская энциклопедия Online , 2014 г. , дата обращения 29 мая 2014 г.
- Энциклопедия христианства , том. 3, Вм. Б. Эрдманс, 2003, ISBN. 978-0-8028-2415-8 , получено 28 мая 2014 г.
- Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки (2-е изд.), Macmillan Reference США, август 2004 г., ISBN 978-0-02-865769-1 , архивировано из оригинала 2 июня 2014 года , получено 28 мая 2014 года.
- Энциклопедия мировых религий , Concord Pub., 25 октября 2006 г., ISBN. 978-1-60136-000-7 , получено 28 мая 2014 г.
- Энциклопедия мировых религий (переработанная редакция), Infobase Publishing, 2007, ISBN. 978-0-8160-6141-9 , получено 30 мая 2014 г.
- Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера , Мерриам-Вебстер, сентябрь 1999 г., ISBN 978-0-87779-044-0 , получено 30 мая 2014 г.
- Онлайн-словарь Merriam-Webster , заархивировано из оригинала 31 мая 2014 г. , получено 30 мая 2014 г.
- Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.), Oxford University Press, 2005, ISBN 978-0-19-280290-3
Дальнейшее чтение [ править ]
- Адени, Уолтер Ф. (1908). Греческая и Восточная церкви (PDF) . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Буксгевден, Дэниел; Волощак, Гейл, ред. (2011). Наука и Восточная Православная Церковь (1-е изд.). Фарнем: Эшгейт. ISBN 9781409481614 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Эриксон, Джон Х. (1991). Вызов нашего прошлого: исследования православного канонического права и истории церкви . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410860 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Эриксон, Джон Х. (1992). «Поместные Церкви и католичество: православная перспектива» . Юрист . 52 : 490–508. Архивировано из оригинала 4 ноября 2020 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Фэйрберн, Дональд (2002). Восточное православие глазами Запада . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224974 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Фитцджеральд, Томас (2007). «Восточное христианство в США» . Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 269–279. ISBN 9780470766392 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Хасси, Джоан М. (1986). Православная церковь в Византийской империи . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198269014 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Криндач, Алексей Д., изд., Атлас американских православных христианских церквей (Holy Cross Orthoid Press, 2011) онлайн. Архивировано 6 октября 2016 г. на Wayback Machine .
- Лосский, Владимир (1957). Мистическое богословие Восточной церкви (1-е изд.). Лондон: Дж. Кларк. ISBN 9780227675366 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Масколл, Эрик Лайонел (1958). Восстановление единства: теологический подход . Лондон: Лонгманс.
- МакГакин, Джон Энтони (2008). Православная церковь: введение в ее историю, учение и духовную культуру (1-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 9781405150668 .
- МакГакин, Джон Энтони , изд. (2011). Энциклопедия восточного православного христианства . Том. 1. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 9781405185394 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- МакГакин, Джон Энтони , изд. (2011). Энциклопедия восточного православного христианства . Том. 2. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 9781405185394 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Оболенский, Дмитрий (1974) [1971]. Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг . Лондон: Кардинал. ISBN 9780351176449 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Параскевас, Ю.Э.; Райнштейн, Ф. (1969). Восточная Православная Церковь: Краткая история . Вашингтон: Эль Греко Пресс.
- Рансиман, Стивен (1968). Великая церковь в плену: исследование Константинопольского патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521071888 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Скутерис, Константин , Краткий очерк Православной Церкви, Ἐκκλησιαστικός Φάρος, 65 (2004), стр. 60–75. Архивировано 3 февраля 2022 года в Wayback Machine.