Jump to content

Яхвизм

Страница полузащищенная

Яхвизм
Тип Этническая религия
Теология генотеистический
Территория Ханаан
Разделения иудаизм
самаритянство

Яхвизм , как его называют современные ученые, был религией древнего Израиля и Иуды . [1] политеистическим и имел пантеон Яхвизм, древняя семитская религия железного века, был по существу , в котором различным богам и богиням поклонялись израильтяне . [2] Во главе этого пантеона стоял Яхве , которого особенно почитали как национального бога двух израильских царств . [3] Некоторые ученые считают, что богине Ашере поклонялись как супруге Яхве. [3] хотя другие ученые с этим не согласны. [4] За этим дуэтом следовали боги и богини второго уровня, такие как Баал , Шамаш , Ярих , Мот и Астарта , каждый из которых имел своих жрецов и пророков и числил среди своих преданных членов королевской семьи. [5] [6]

Практики яхвизма включали фестивали, ритуальные жертвоприношения, принятие обетов, частные ритуалы и религиозное разрешение юридических споров. [7] На протяжении большей части своей истории Храм в Иерусалиме не был единственным или центральным местом поклонения Яхве: его было много по всему Израилю, Иудее и Самарии. [8] [9] Тем не менее, это по-прежнему имело большое значение для израильского царя , который фактически возглавлял национальную религию как мирской наместник национального бога. [10]

Яхвизм претерпел несколько изменений и реконтекстуализации, поскольку представление о божествах, отличных от Яхве или сравнимых с ним, постепенно деградировало новыми религиозными течениями и идеями . Возможно, начиная с предполагаемого Соединенного Королевства Израиля , северное Царство Израиля и южное Иудейское царство имели совместную религиозную традицию, включающую культовое поклонение Яхве. Более поздние богословские изменения, касающиеся эволюции статуса Яхве, первоначально оставались в основном ограниченными небольшими группами. [11] распространился на население в целом только во время общей политической нестабильности VII и VI веков до нашей эры. К концу вавилонского плена яхвизм начал отходить от многобожия (или, по некоторым сведениям, Яхвецентричной монолатрии ) и переходил к монотеизму , где Яхве провозглашался божеством-творцом и единственным существом, достойным поклонения. [12] После окончания вавилонского плена и последующего основания Йехуда Мединаты в IV веке до нашей эры яхвизм объединился в так называемый иудаизм Второго Храма . [13] [14] современные религии иудаизм ислама и самаритянство , а также авраамические религии христианства из которого и этнические позднее возникли .

История

Рекорды и разработки

Центральным элементом религии древнего Израиля на протяжении большей части периода монархии было поклонение богу по имени Яхве , и по этой причине религию Израиля часто называют Яхвизмом. [1] Яхве, однако, не был «первоначальным» богом Израиля. Скорее, это был Эль , глава ханаанского пантеона, чье имя составляет основу имени « Израиль » ( иврит : יִשְׂרָאֵל ), [15] и ни один из еврейских патриархов , колен Израилевых , Судей или ранних монархов не имеет яхвистского теофорного имени (т.е. имени, включающего в себя имя Яхве). [16] Неясно, как, где и почему Яхве появился в Леванте; даже его имя вызывает путаницу. [17] Точная дата его первого появления также неоднозначна: термин «Израиль» впервые упоминается в исторических записях в 13 веке до нашей эры вместе с египетской стелой Мернептаха , и, хотя поклонение Яхве косвенно засвидетельствовано уже в 12 веке до нашей эры, [18] в Леванте нет подтверждения даже имени «Яхве» до тех пор, пока примерно четыреста лет спустя не появилась стела Меша (9 век до н.э.). [19] [а] По этой причине Кристиан Фревель утверждает, что поклонение Яхве укоренилось в Израильском царстве и сохранилось кланом Омриде . [21] Тем не менее, многие ученые полагают, что совместное поклонение Яхве сыграло роль в возникновении Израиля в позднем бронзовом веке (около 1200 г. до н.э.). [22]

Самым ранним известным израильским местом поклонения является открытый алтарь XII века на холмах Самарии с бронзовым быком, напоминающим ханаанского Эль-быка. [18] Ранний Израиль представлял собой общество сельских деревень, но со временем выросли городские центры, а общество стало более структурированным и сложным. [23] Еврейская Библия создает впечатление, что Иерусалимский храм всегда должен был быть центральным (или даже единственным) храмом Яхве, но это было не так; [8] археологические остатки других храмов были найдены в Дане на северной границе Израиля; Арад ; Беэр-Шева ; и Моца в южной части Иудеи. [24] Силом , Вефиль , Галгал , Мицпа , Рама и Дан также были основными местами проведения праздников, жертвоприношений, принесения обетов, частных ритуалов и разрешения юридических споров. [7]

В эпоху религиозного синкретизма среди израильского народа стало принято считать ханаанского бога Эла таким же, как Яхве. [25] Вскоре стали считать, что Эль всегда был тем же божеством, что и Яхве, о чем свидетельствует Исход 6: 2–3 . [25] Кроме того, ономастические данные указывают на то, что некоторые древние израильские семьи в период до плена, по-видимому, синкретизировали другие ханаанские божества с Яхве - явление, которое некоторые ученые описали как «включающую разновидность монолатрии». [26] По словам Теодора Дж. Льюиса, в разных местах израильтян придерживались разных убеждений об Эле, но рассматривали его как «регионального бога», не связанного с монархическим национальным государством. Из-за этого вместо храмов строились небольшие священные места. [27]

Переход к иудаизму и самаритянству

Поклонение только Яхве началось самое раннее с пророка Илии в 9 веке до нашей эры и самое позднее с пророка Осии в 8 веке; даже тогда это оставалось заботой небольшой партии, прежде чем получить господство в изгнании и в ранний период после изгнания . [11] Ранние сторонники этой фракции широко рассматриваются как монолатристы, а не монотеисты . [28] Они верили, что Яхве был единственным богом, которому должен поклоняться народ Израиля, что, тем не менее, было заметным отходом от традиционных верований израильтян. [29] Именно во время национального кризиса вавилонского изгнания последователи Яхве пошли еще дальше и отрицали существование каких-либо божеств, кроме Яхве, что ознаменовало переход от монолатризма к монотеизму и, как следствие, от яхвизма к иудаизму. [12] Некоторые ученые датируют начало широко распространенного монотеизма VIII веком до нашей эры и рассматривают его как ответ на неоассирийскую агрессию. [11] [30]

В 539 году до нашей эры Вавилон пал перед персами , положив конец вавилонскому изгнанию. Согласно Ездре 2 , 42 360 изгнанных израильтян вернулись в Иерусалим. Будучи потомками первых изгнанников, они никогда не жили в Иудее; тем не менее, по мнению авторов библейской литературы, именно они, а не оставшиеся в земле, были «Израилем». [31] Иудея, ныне называемая Йехудом , была персидской провинцией, и репатрианты, благодаря своим персидским связям в Вавилоне, обеспечили себе властные позиции. Хотя они представляли потомков старого движения «Только Яхве», религия, которую они основали, значительно отличалась от монархического яхвизма. [13] Различия включали новые концепции священства; новый акцент на писаном законе и, следовательно, на Священном Писании; и забота о сохранении чистоты путем запрета смешанных браков за пределами сообщества этого нового «Израиля». Эта новая вера позже превратилась в иудаизм Второго Храма . [13] Конкурирующая религия самаритянство также возникла из движения «Только Яхве». [14]

Верования и практики

Пантеон

Святая Святых в разрушенном храме в Тель-Араде с двумя колоннами для благовоний и двумя стелами, одна Яхве, а другая, скорее всего, Ашера. Вероятно, храм был разрушен в ходе реформ Иосии .

Среди современных ученых существует широкий консенсус в отношении того, что религия древнего Израиля была политеистической и включала множество богов и богинь. [32] Верховным богом был Яхве, чье имя появляется в качестве элемента на личных печатях с конца IX по VI века до нашей эры. [33] Рядом с Яхве была его супруга Ашера, [34] (заменена богиней «Анат-Яху» в храме еврейского поселения Элефантина V века в Египте), [35] а различные библейские отрывки указывают на то, что статуи богини хранились в храмах Яхве в Иерусалиме, Вефиле и Самарии. [36] [37]

Ниже Яхве и Ашеры стояли боги и богини второго уровня, такие как Баал , Шамаш , Ярих , Мот и Астарта , каждый из которых имел своих жрецов и пророков и числил среди своих приверженцев королевскую власть. [5] Почиталась также богиня, называемая « Царицей Небесной »: вероятно, она была слиянием Астарты и месопотамской богини Иштар . [38] хотя эта фраза, возможно, является титулом Ашеры. [39]

Возможно, существовал также третий уровень, состоящий из божеств-специалистов, таких как бог лечения укусов змей – его имя неизвестно, поскольку библейский текст идентифицирует его только как Нехуштан , каламбур, основанный на форме его изображения и металле который был сделан [40] – и ниже них снова находилась четвертая и последняя группа второстепенных божественных существ, таких как малак , посланники высших богов, которые в более поздние времена стали ангелами христианства, иудаизма и ислама, [6] и другие небесные существа, такие как херувимы .

Поклонение Ваалу и Яхве сосуществовало в ранний период истории Израиля, но они считались непримиримыми после 9-го века до нашей эры, после попыток царя Ахава и его царицы Иезавели возвысить Ваала до статуса национального бога. [41] хотя культ Ваала некоторое время продолжался. [42]

Поклонение

Практики яхвизма были во многом характерны для других семитских религий того времени, включая фестивали, жертвоприношения, принятие обетов, частные ритуалы и разрешение юридических споров. [7] Центром поклонения Яхве были три великих ежегодных праздника, совпадающих с главными событиями сельской жизни: Песах с рождением ягнят, Шавуот со сбором урожая зерновых и Суккот со сбором фруктов. [43] Они стали связаны с событиями национального мифа Израиля: Песах с исходом из Египта, Шавуот с дарованием закона на Синае и Суккот с блужданием по пустыне. [8] Таким образом, праздники прославляли спасение Израиля Яхве и статус Израиля как его святого народа, хотя прежнее сельскохозяйственное значение не было полностью потеряно. [44]

Жертвоприношения животных играли большую роль в яхвизме с последующим сожжением и окроплением их кровью — практика, описанная в Библии как ежедневный храмовый ритуал для еврейского народа. Жертвоприношение, предположительно, дополнялось пением или чтением псалмов , но подробности скудны. [45] Ритуалы, подробно описанные в книге Левит 1–16, с их упором на чистоту и искупление, применялись только после вавилонского изгнания и перехода от яхвизма к иудаизму. На самом деле любой глава семьи мог принести жертву, если того требовал случай. [46] Сама молитва не играла установленной роли в храмовом ритуале, но использовалась и в других случаях. [47]

Места поклонения, называемые высотами ( на иврите : במה бамах и множественное число במות бамот или бамот ), были обнаружены во многих городах и деревнях древнего Израиля как места жертвоприношений . [48] Из еврейской Библии и существующих остатков можно составить хорошее представление о внешнем виде такого места поклонения. Часто это происходило на холме над городом, как, например, в Раме ( 1 Царств 9:12–14 ); там была стела ( мацева ), резиденция божества, и столб Ашеры (названный в честь богини Ашеры ), который отмечал это место как священное и сам был объектом поклонения; там был каменный жертвенник ( מִזְבֵּחַ mīzbēaḥ «место заклания»), часто значительных размеров, высеченный из твердой скалы или построенный из неотесанных камней ( Исход 20:21 ), на котором сжигались приношения; цистерна для воды и, возможно , низкие каменные столы для одевания жертв; иногда также зал ( לִשְׁכָּה līškā ) для жертвоприношений. В этих местах была сосредоточена древняя израильская религия; во время праздников или для того, чтобы дать или выполнить обет, израильтянин мог отправиться в более известные святилища, находящиеся вдали от дома, но обычно подношения приносились в баме его собственного города. [49]

талисманы и таинственные терафимы Вероятно, использовались также . Также возможно, что яхвизм использовал экстатические культовые ритуалы (сравните библейскую историю о Давиде , танцующем обнаженным перед Ковчегом Завета ) в те времена, когда они становились популярными, и, возможно, жертвоприношения детей . [50] [51] [52]

См. также

Примечания

  1. Возможным кандидатом на более раннее появление имени «Яхве» является календарь Гезера , обычно датируемый 10 веком до нашей эры. [20] который, как полагают, содержит частично поврежденную подпись писца, написавшего его; обычно реконструируется как Авия . Если эта реконструкция действительно точна, то самое раннее явное свидетельство Яхве было бы по крайней мере за столетие до стелы Меша. Тем не менее, поскольку имя неполное, его статус как яхвистского теофорического имени неясен.

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер 2000 , с. 1.
  2. ^ Лето 2009 г. , стр. 145: В современной библейской науке широко распространено мнение, что религия Израиля до вавилонского изгнания была в основном политеистической. [...] Многие ученые утверждают, что древние израильтяне поклонялись множеству богов и богинь [...].
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ниер 1995 , с. 54-55.
  4. ^ Sass 2014 , стр. 47–66.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хэнди 1995 , стр. 39–40.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейер 1999 , с. 45–46.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беннетт 2002 , с. 83.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис 2010 , с. 112.
  9. ^ Миллер 2000 , с. 88.
  10. ^ Миллер 2000 , с. 90.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Альбертц 1994 , с. 61.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бетц 2000 , с. 917 «С работой Второго Исайи ближе к концу вавилонского пленения израильский монотеизм принял более сильную форму выражения. Яхве провозглашается творцом космоса (Ис. 40:21-23, 28). божеств не существует; есть только один истинный Бог, Яхве (40:12-31; 43:8-13; 46:5-13)».
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мур и Келле, 2011 , с. 402.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пуммер 2016 , с. 25.
  15. ^ Смит 2002 , с. 32.
  16. ^ Мур и Келле 2011 , с. 127.
  17. ^ Льюис 2020 , с. 211.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Девер 2003b , с. 125.
  19. ^ Миллер 2000 , с. 40.
  20. ^ Аарон Демский (2007), Чтение северо-западных семитских надписей , Ближневосточная археология 70/2.
  21. ^ Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 – через руб.
  22. ^ Мур и Келле 2011 , стр. 113–14, 126–27.
  23. ^ Мур и Келле 2011 , стр. 113–14.
  24. ^ Гесс 2020 , с. 248–49.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2001 , стр. 141–42, 146–47.
  26. ^ Альбертц 2012 , с. 362.
  27. ^ Льюис 2020 , стр. 73–118.
  28. ^ Икин 1971 , стр. 70 и 263.
  29. ^ Маккензи 1990 , с. 1287.
  30. ^ Смит 2016 , с. 287.
  31. ^ Мур и Келле 2011 , с. 397.
  32. ^ Лето 2009 г. , стр. 145.
  33. ^ Гесс 2020 , с. 251.
  34. ^ Нир 1995 , стр. 54–55.
  35. ^ День 2002 , с. 143.
  36. ^ Акерман 2022 , с. 342.
  37. ^ Баркер 2012 , стр. 154–57.
  38. ^ Акерман 2022b , с. 16.
  39. ^ Баркер 2012 , с. 41.
  40. ^ Мобильный телефон 1995 , с. 41.
  41. ^ Смит 2002 , с. 47.
  42. ^ Смит 2002 , с. 74.
  43. ^ Альбертц 1994 , с. 89.
  44. ^ Горман 2000 , с. 458.
  45. ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 158–65.
  46. ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 151–52.
  47. ^ Коэн 1999 , с. 302.
  48. ^ Пирс и Кеймер, 2022 , стр. 468–69.
  49. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Высокое место ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 456–457.
  50. ^ Нидич 1993 , с. 47.
  51. ^ Акерман 1992 , с. 137.
  52. ^ Гнусе 1997 , с. 118.

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91c96b2ef1dbbb76eb698657904c8deb__1717790580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/eb/91c96b2ef1dbbb76eb698657904c8deb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yahwism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)