Яхвизм
Яхвизм | |
---|---|
Тип | Этническая религия |
Теология | генотеистический |
Территория | Ханаан |
Разделения | иудаизм самаритянство |
Яхвизм , как его называют современные ученые, был религией древнего Израиля и Иуды . [1] политеистическим и имел пантеон Яхвизм, древняя семитская религия железного века, был по существу , в котором различным богам и богиням поклонялись израильтяне . [2] Во главе этого пантеона стоял Яхве , которого особенно почитали как национального бога двух израильских царств . [3] Некоторые ученые считают, что богине Ашере поклонялись как супруге Яхве. [3] хотя другие ученые с этим не согласны. [4] За этим дуэтом следовали боги и богини второго уровня, такие как Баал , Шамаш , Ярих , Мот и Астарта , каждый из которых имел своих жрецов и пророков и числил среди своих преданных членов королевской семьи. [5] [6]
Практики яхвизма включали фестивали, ритуальные жертвоприношения, принятие обетов, частные ритуалы и религиозное разрешение юридических споров. [7] На протяжении большей части своей истории Храм в Иерусалиме не был единственным или центральным местом поклонения Яхве: его было много по всему Израилю, Иудее и Самарии. [8] [9] Тем не менее, это по-прежнему имело большое значение для израильского царя , который фактически возглавлял национальную религию как мирской наместник национального бога. [10]
Яхвизм претерпел несколько изменений и реконтекстуализации, поскольку представление о божествах, отличных от Яхве или сравнимых с ним, постепенно деградировало новыми религиозными течениями и идеями . Возможно, начиная с предполагаемого Соединенного Королевства Израиля , северное Царство Израиля и южное Иудейское царство имели совместную религиозную традицию, включающую культовое поклонение Яхве. Более поздние богословские изменения, касающиеся эволюции статуса Яхве, первоначально оставались в основном ограниченными небольшими группами. [11] распространился на население в целом только во время общей политической нестабильности VII и VI веков до нашей эры. К концу вавилонского плена яхвизм начал отходить от многобожия (или, по некоторым сведениям, Яхвецентричной монолатрии ) и переходил к монотеизму , где Яхве провозглашался божеством-творцом и единственным существом, достойным поклонения. [12] После окончания вавилонского плена и последующего основания Йехуда Мединаты в IV веке до нашей эры яхвизм объединился в так называемый иудаизм Второго Храма . [13] [14] современные религии иудаизм ислама и самаритянство , а также авраамические религии христианства из которого и этнические позднее возникли .
История
Рекорды и разработки
Центральным элементом религии древнего Израиля на протяжении большей части периода монархии было поклонение богу по имени Яхве , и по этой причине религию Израиля часто называют Яхвизмом. [1] Яхве, однако, не был «первоначальным» богом Израиля. Скорее, это был Эль , глава ханаанского пантеона, чье имя составляет основу имени « Израиль » ( иврит : יִשְׂרָאֵל ), [15] и ни один из еврейских патриархов , колен Израилевых , Судей или ранних монархов не имеет яхвистского теофорного имени (т.е. имени, включающего в себя имя Яхве). [16] Неясно, как, где и почему Яхве появился в Леванте; даже его имя вызывает путаницу. [17] Точная дата его первого появления также неоднозначна: термин «Израиль» впервые упоминается в исторических записях в 13 веке до нашей эры вместе с египетской стелой Мернептаха , и, хотя поклонение Яхве косвенно засвидетельствовано уже в 12 веке до нашей эры, [18] в Леванте нет подтверждения даже имени «Яхве» до тех пор, пока примерно четыреста лет спустя не появилась стела Меша (9 век до н.э.). [19] [а] По этой причине Кристиан Фревель утверждает, что поклонение Яхве укоренилось в Израильском царстве и сохранилось кланом Омриде . [21] Тем не менее, многие ученые полагают, что совместное поклонение Яхве сыграло роль в возникновении Израиля в позднем бронзовом веке (около 1200 г. до н.э.). [22]
Самым ранним известным израильским местом поклонения является открытый алтарь XII века на холмах Самарии с бронзовым быком, напоминающим ханаанского Эль-быка. [18] Ранний Израиль представлял собой общество сельских деревень, но со временем выросли городские центры, а общество стало более структурированным и сложным. [23] Еврейская Библия создает впечатление, что Иерусалимский храм всегда должен был быть центральным (или даже единственным) храмом Яхве, но это было не так; [8] археологические остатки других храмов были найдены в Дане на северной границе Израиля; Арад ; Беэр-Шева ; и Моца в южной части Иудеи. [24] Силом , Вефиль , Галгал , Мицпа , Рама и Дан также были основными местами проведения праздников, жертвоприношений, принесения обетов, частных ритуалов и разрешения юридических споров. [7]
В эпоху религиозного синкретизма среди израильского народа стало принято считать ханаанского бога Эла таким же, как Яхве. [25] Вскоре стали считать, что Эль всегда был тем же божеством, что и Яхве, о чем свидетельствует Исход 6: 2–3 . [25] Кроме того, ономастические данные указывают на то, что некоторые древние израильские семьи в период до плена, по-видимому, синкретизировали другие ханаанские божества с Яхве - явление, которое некоторые ученые описали как «включающую разновидность монолатрии». [26] По словам Теодора Дж. Льюиса, в разных местах израильтян придерживались разных убеждений об Эле, но рассматривали его как «регионального бога», не связанного с монархическим национальным государством. Из-за этого вместо храмов строились небольшие священные места. [27]
Переход к иудаизму и самаритянству
Поклонение только Яхве началось самое раннее с пророка Илии в 9 веке до нашей эры и самое позднее с пророка Осии в 8 веке; даже тогда это оставалось заботой небольшой партии, прежде чем получить господство в изгнании и в ранний период после изгнания . [11] Ранние сторонники этой фракции широко рассматриваются как монолатристы, а не монотеисты . [28] Они верили, что Яхве был единственным богом, которому должен поклоняться народ Израиля, что, тем не менее, было заметным отходом от традиционных верований израильтян. [29] Именно во время национального кризиса вавилонского изгнания последователи Яхве пошли еще дальше и отрицали существование каких-либо божеств, кроме Яхве, что ознаменовало переход от монолатризма к монотеизму и, как следствие, от яхвизма к иудаизму. [12] Некоторые ученые датируют начало широко распространенного монотеизма VIII веком до нашей эры и рассматривают его как ответ на неоассирийскую агрессию. [11] [30]
В 539 году до нашей эры Вавилон пал перед персами , положив конец вавилонскому изгнанию. Согласно Ездре 2 , 42 360 изгнанных израильтян вернулись в Иерусалим. Будучи потомками первых изгнанников, они никогда не жили в Иудее; тем не менее, по мнению авторов библейской литературы, именно они, а не оставшиеся в земле, были «Израилем». [31] Иудея, ныне называемая Йехудом , была персидской провинцией, и репатрианты, благодаря своим персидским связям в Вавилоне, обеспечили себе властные позиции. Хотя они представляли потомков старого движения «Только Яхве», религия, которую они основали, значительно отличалась от монархического яхвизма. [13] Различия включали новые концепции священства; новый акцент на писаном законе и, следовательно, на Священном Писании; и забота о сохранении чистоты путем запрета смешанных браков за пределами сообщества этого нового «Израиля». Эта новая вера позже превратилась в иудаизм Второго Храма . [13] Конкурирующая религия самаритянство также возникла из движения «Только Яхве». [14]
Верования и практики
Пантеон
Среди современных ученых существует широкий консенсус в отношении того, что религия древнего Израиля была политеистической и включала множество богов и богинь. [32] Верховным богом был Яхве, чье имя появляется в качестве элемента на личных печатях с конца IX по VI века до нашей эры. [33] Рядом с Яхве была его супруга Ашера, [34] (заменена богиней «Анат-Яху» в храме еврейского поселения Элефантина V века в Египте), [35] а различные библейские отрывки указывают на то, что статуи богини хранились в храмах Яхве в Иерусалиме, Вефиле и Самарии. [36] [37]
Ниже Яхве и Ашеры стояли боги и богини второго уровня, такие как Баал , Шамаш , Ярих , Мот и Астарта , каждый из которых имел своих жрецов и пророков и числил среди своих приверженцев королевскую власть. [5] Почиталась также богиня, называемая « Царицей Небесной »: вероятно, она была слиянием Астарты и месопотамской богини Иштар . [38] хотя эта фраза, возможно, является титулом Ашеры. [39]
Возможно, существовал также третий уровень, состоящий из божеств-специалистов, таких как бог лечения укусов змей – его имя неизвестно, поскольку библейский текст идентифицирует его только как Нехуштан , каламбур, основанный на форме его изображения и металле который был сделан [40] – и ниже них снова находилась четвертая и последняя группа второстепенных божественных существ, таких как малак , посланники высших богов, которые в более поздние времена стали ангелами христианства, иудаизма и ислама, [6] и другие небесные существа, такие как херувимы .
Поклонение Ваалу и Яхве сосуществовало в ранний период истории Израиля, но они считались непримиримыми после 9-го века до нашей эры, после попыток царя Ахава и его царицы Иезавели возвысить Ваала до статуса национального бога. [41] хотя культ Ваала некоторое время продолжался. [42]
Поклонение
Практики яхвизма были во многом характерны для других семитских религий того времени, включая фестивали, жертвоприношения, принятие обетов, частные ритуалы и разрешение юридических споров. [7] Центром поклонения Яхве были три великих ежегодных праздника, совпадающих с главными событиями сельской жизни: Песах с рождением ягнят, Шавуот со сбором урожая зерновых и Суккот со сбором фруктов. [43] Они стали связаны с событиями национального мифа Израиля: Песах с исходом из Египта, Шавуот с дарованием закона на Синае и Суккот с блужданием по пустыне. [8] Таким образом, праздники прославляли спасение Израиля Яхве и статус Израиля как его святого народа, хотя прежнее сельскохозяйственное значение не было полностью потеряно. [44]
Жертвоприношения животных играли большую роль в яхвизме с последующим сожжением и окроплением их кровью — практика, описанная в Библии как ежедневный храмовый ритуал для еврейского народа. Жертвоприношение, предположительно, дополнялось пением или чтением псалмов , но подробности скудны. [45] Ритуалы, подробно описанные в книге Левит 1–16, с их упором на чистоту и искупление, применялись только после вавилонского изгнания и перехода от яхвизма к иудаизму. На самом деле любой глава семьи мог принести жертву, если того требовал случай. [46] Сама молитва не играла установленной роли в храмовом ритуале, но использовалась и в других случаях. [47]
Места поклонения, называемые высотами ( на иврите : במה бамах и множественное число במות бамот или бамот ), были обнаружены во многих городах и деревнях древнего Израиля как места жертвоприношений . [48] Из еврейской Библии и существующих остатков можно составить хорошее представление о внешнем виде такого места поклонения. Часто это происходило на холме над городом, как, например, в Раме ( 1 Царств 9:12–14 ); там была стела ( мацева ), резиденция божества, и столб Ашеры (названный в честь богини Ашеры ), который отмечал это место как священное и сам был объектом поклонения; там был каменный жертвенник ( מִזְבֵּחַ mīzbēaḥ «место заклания»), часто значительных размеров, высеченный из твердой скалы или построенный из неотесанных камней ( Исход 20:21 ), на котором сжигались приношения; цистерна для воды и, возможно , низкие каменные столы для одевания жертв; иногда также зал ( לִשְׁכָּה līškā ) для жертвоприношений. В этих местах была сосредоточена древняя израильская религия; во время праздников или для того, чтобы дать или выполнить обет, израильтянин мог отправиться в более известные святилища, находящиеся вдали от дома, но обычно подношения приносились в баме его собственного города. [49]
талисманы и таинственные терафимы Вероятно, использовались также . Также возможно, что яхвизм использовал экстатические культовые ритуалы (сравните библейскую историю о Давиде , танцующем обнаженным перед Ковчегом Завета ) в те времена, когда они становились популярными, и, возможно, жертвоприношения детей . [50] [51] [52]
См. также
- Ханаанская религия
- Генотеизм
- Еврейские взгляды на религиозный плюрализм
- Кенитская гипотеза
- Истоки иудаизма
- Теология двух домов
- Слоновьи папирусы и остраки
Примечания
- ↑ Возможным кандидатом на более раннее появление имени «Яхве» является календарь Гезера , обычно датируемый 10 веком до нашей эры. [20] который, как полагают, содержит частично поврежденную подпись писца, написавшего его; обычно реконструируется как Авия . Если эта реконструкция действительно точна, то самое раннее явное свидетельство Яхве было бы по крайней мере за столетие до стелы Меша. Тем не менее, поскольку имя неполное, его статус как яхвистского теофорического имени неясен.
Ссылки
Цитаты
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер 2000 , с. 1.
- ^ Лето 2009 г. , стр. 145: В современной библейской науке широко распространено мнение, что религия Израиля до вавилонского изгнания была в основном политеистической. [...] Многие ученые утверждают, что древние израильтяне поклонялись множеству богов и богинь [...].
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ниер 1995 , с. 54-55.
- ^ Sass 2014 , стр. 47–66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хэнди 1995 , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейер 1999 , с. 45–46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беннетт 2002 , с. 83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис 2010 , с. 112.
- ^ Миллер 2000 , с. 88.
- ^ Миллер 2000 , с. 90.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Альбертц 1994 , с. 61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бетц 2000 , с. 917 «С работой Второго Исайи ближе к концу вавилонского пленения израильский монотеизм принял более сильную форму выражения. Яхве провозглашается творцом космоса (Ис. 40:21-23, 28). божеств не существует; есть только один истинный Бог, Яхве (40:12-31; 43:8-13; 46:5-13)».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мур и Келле, 2011 , с. 402.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пуммер 2016 , с. 25.
- ^ Смит 2002 , с. 32.
- ^ Мур и Келле 2011 , с. 127.
- ^ Льюис 2020 , с. 211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Девер 2003b , с. 125.
- ^ Миллер 2000 , с. 40.
- ^ Аарон Демский (2007), Чтение северо-западных семитских надписей , Ближневосточная археология 70/2.
- ^ Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 – через руб.
- ^ Мур и Келле 2011 , стр. 113–14, 126–27.
- ^ Мур и Келле 2011 , стр. 113–14.
- ^ Гесс 2020 , с. 248–49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2001 , стр. 141–42, 146–47.
- ^ Альбертц 2012 , с. 362.
- ^ Льюис 2020 , стр. 73–118.
- ^ Икин 1971 , стр. 70 и 263.
- ^ Маккензи 1990 , с. 1287.
- ^ Смит 2016 , с. 287.
- ^ Мур и Келле 2011 , с. 397.
- ^ Лето 2009 г. , стр. 145.
- ^ Гесс 2020 , с. 251.
- ^ Нир 1995 , стр. 54–55.
- ^ День 2002 , с. 143.
- ^ Акерман 2022 , с. 342.
- ^ Баркер 2012 , стр. 154–57.
- ^ Акерман 2022b , с. 16.
- ^ Баркер 2012 , с. 41.
- ^ Мобильный телефон 1995 , с. 41.
- ^ Смит 2002 , с. 47.
- ^ Смит 2002 , с. 74.
- ^ Альбертц 1994 , с. 89.
- ^ Горман 2000 , с. 458.
- ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 158–65.
- ^ Дэвис и Роджерсон 2005 , стр. 151–52.
- ^ Коэн 1999 , с. 302.
- ^ Пирс и Кеймер, 2022 , стр. 468–69.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Высокое место ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 456–457. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Нидич 1993 , с. 47.
- ^ Акерман 1992 , с. 137.
- ^ Гнусе 1997 , с. 118.
Библиография
- Акерман, Сьюзен (1992). Под каждым зеленым деревом: популярная религия в Иудее шестого века . Ученые Пресс. ISBN 978-1-57506-915-9 .
- Акерман, Сьюзен (2022). Женщины и религия Древнего Израиля . Справочная библиотека Анкорного Йельского университета. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-26488-3 .
- Акерман, Сьюзен (2022b). Боги, богини и женщины, которые им служат . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-6321-8 .
- Альбертц, Райнер (1994). История израильской религии, том I: от начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22719-7 .
- Альбертц, Райнер (2012). «Личные имена и семейная религия» . В Альбертце, Райнер; Шмитт, Рюдигер (ред.). Семейная и домашняя религия в Древнем Израиле и Леванте . Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-1-57506-668-4 .
- Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование божественных имен Истара, Ваала и Яхве и божественной множественности на древнем Ближнем Востоке . Де Грюйтер. ISBN 978-1-5015-0022-0 .
- Баркер, Маргарет (1992). Великий ангел: исследование второго Бога Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25395-0 .
- Баркер, Маргарет (2012), Дама в храме , Мать Господня, том. 1, Лондон: Bloomsbury T&T Clark, ISBN 978-0-567-36246-9
- Беннетт, Гарольд В. (2002). Несправедливость узаконена: Второзаконный закон и тяжелое положение вдов, чужеземцев и сирот в древнем Израиле . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3909-1 .
- Бетц, Арнольд Готфрид (2000). «Монотеизм» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 90-5356-503-5 .
- Бекинг, Боб (2021). «Непрерывность и прерывистость после изгнания» . в Корпеле, МЦА; Бекинг, Боб (ред.). Кризис израильской религии . БРИЛЛ. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Коэн, Шэй, Джей Ди (1999). «Храм и синагога» . В Финкельштейне, Луи ; Дэвис, штат Вашингтон; Хорбери, Уильям (ред.). Кембриджская история иудаизма: Том 3, Раннеримский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24377-3 .
- Дарби, Эрин (2014). Интерпретация фигурок из иудейских колонн: пол и империя в иудейском апотропическом ритуале . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-152492-9 .
- Дэвис, Филип Р.; Роджерсон, Джон (2005). Ветхозаветный мир . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-567-08488-0 .
- Дэвис, Филип Р. (2010). «Городская религия и сельская религия» . В Ставракопулу, Франческа; Бартон, Джон (ред.). Религиозное разнообразие в Древнем Израиле и Иудее . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-03216-4 .
- Дэй, Джон (2002). Яхве и боги и богини Ханаана . Журнал по изучению Ветхого Завета: серия дополнений . Том. 265. Шеффилд Академик Пресс. дои : 10.2307/3217888 . ISBN 978-0-567-53783-6 . JSTOR 3217888 . S2CID 161791734 .
- Девер, Уильям Г. (2003a). «Религия и культ в Леванте» . В Ричарде, Сюзанна (ред.). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Девер, Уильям Г. (2003b). Кем были первые израильтяне и откуда они пришли . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4416-3 .
- Девер, Уильям Г. (2005). Была ли у Бога жена?: Археология и народная религия в древнем Израиле . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2852-1 .
- Икин, Фрэнк Э. младший (1971). Религия и культура Израиля . Бостон: Аллин и Бэкон.
- Горман, Фрэнк Х. младший (2000). «Праздники, фестивали» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- Гнусе, Роберт Карл (1997). Никаких других богов: возникающий монотеизм в Израиле . Журнал по изучению Ветхого Завета : серия дополнений. Том. 241. Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-37415-8 .
- Гнусе, Роберт Карл (1999). «Возникновение монотеизма в Древнем Израиле: обзор недавних исследований». Религия . 29 (4): 315–36. дои : 10.1006/reli.1999.0198 .
- Хэнди, Лоуэлл К. (1995). «Появление Пантеона в Иудее» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Издательство Питерс. ISBN 90-5356-503-5 .
- Хесс, Ричард С. (2020). «Яхвистская религия в ассирийский и вавилонский периоды» . В Келле, Брэд Э.; Строун, Брент А. (ред.). Оксфордский справочник исторических книг еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-026116-0 .
- Льюис, Теодор Дж. (2020). Происхождение и характер Бога . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-007254-4 .
- Маккензи, Джон Л. (1990). «Аспекты ветхозаветной мысли» . В Брауне, Раймонде Э.; Фитцмайере, Джозефе А.; Мерфи, Роланде Э. (ред.). Библейский комментарий Нового Джерома . Нью-Джерси: Прентис Холл. 1287, Св. 77:17. .
- Меттингер, Трюггве Н.Д. (2006). «Разговор с моими критиками: культовый образ или аниконизм в Первом Храме?» . В Амите, Яира; Нааман, Надав (ред.). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-128-3 .
- Макдональд, Натан (2007). «Аниконизм в Ветхом Завете» . В Гордоне, Р.П. (ред.). Бог Израиля . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87365-9 .
- Мейер, С.А. (1999). «Ангел I» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2491-2 .
- Миллер, Патрик Д. (2000). Религия Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22145-4 .
- МакКонвилл, Дж. Г. (2008). Бог и земная власть: политическая теология Ветхого Завета . А&С Черный. ISBN 978-0-567-04570-6 .
- Миллер, Джеймс М.; Хейс, Джон Х. (1986). История Древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21262-9 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Нидич, Сьюзен (1993). Война в еврейской Библии: исследование этики насилия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-507638-7 .
- Ньер, Герберт (1995). «Возвышение ЯХВЕ в иудейской и израильской религии» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима: от яхвизма к иудаизму . Издательство Питерс. ISBN 90-5356-503-5 .
- Паккала, Юха (2017). «Истоки яхвизма с точки зрения девтерономизма». В Ооршоте — Юрген ван; Витте, Маркус (ред.). Истоки яхвизма . Приложения к журналу ветхозаветной науки . Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110448221 . ISBN 978-3-11-044711-8 .
- Питерс, Фрэнсис Э .; Эспозито, Джон Л. (2006). Дети Авраама: иудаизм, христианство, ислам . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12769-9 .
- Петерсен, Аллан Розенгрен (1998). Царский Бог: праздники интронизации в древнем Израиле и Угарите? . А&С Черный. ISBN 978-1-85075-864-8 .
- Пирс, Джордж А.; Кеймер, Кайл Х. (2022). «Археология израильского культа: яхвизмы в пространстве и времени» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-77324-8 .
- Пуммер, Рейнхард (2016). Самаритяне: Профиль . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6768-1 .
- Сасс, Бенджамин (2014). «Об эпиграфическом иврите ʾŠR и *ʾŠRH и о библейской Ашере» . Трансэфратена . Ж. Элайи – Ж.-М. Дюран (ред.). Библия и Ближний Восток. Андре Лемэр Блендс . 3 том. (Transeuphratène 44–46; Пенде: Габальда, 2014). 46 :47–66 (с табл. 4–5 на стр. 189–190). ISSN 0996-5904 .
- Смит, Марк С. (2000). «Эл» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Смит, Марк С. (2001). Истоки библейского монотеизма: политеистическая основа Израиля и угаритские тексты . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516768-9 .
- Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле (2-е изд.). Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3972-5 .
- Смит, Марк С. (2010). Бог в переводе: Божества в межкультурном дискурсе в библейском мире . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6433-8 .
- Смит, Марк С. (2016). «Монотеизм и новое определение божественности в Древнем Израиле» . В Нидиче, Сьюзен (ред.). Уайли Блэквелл, спутник древнего Израиля . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-65677-8 .
- Смит, Марк С. (2017). «Изначальный персонаж ЯХВЕ: вопросы о неизвестном Боге» . В Ван Оршоте, Юрген; Витте, Маркус (ред.). Истоки яхвизма . Приложения к журналу ветхозаветной науки. Том 484. Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-042538-3 .
- Соммер, Бенджамин Д. (2009). Тела Бога и мир Древнего Израиля . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-47778-9 .
- фон Рад, Герхард ; Брюггеманн, Вальтер (2001), «История яхвизма» , Богословие Ветхого Завета: Богословие исторических традиций Израиля , Библиотека Ветхого Завета, том. 1, Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс, стр. 1–102, ISBN 0-664-22407-5
- Вризен, TC; ван дер Вуд, Саймон Адам (2005), Древняя израильская и ранняя еврейская литература , перевод Дойла, Брайана, Лейден: Brill Publishers, ISBN 978-90-04-12427-1 .