Религия в Чаде
Ислам и христианство являются наиболее широко исповедуемыми религиями в Чаде . меньшие группы нерелигиозных людей, а также приверженцев других вероисповеданий. Также присутствуют [2] [3]
Среди мусульман Чада 95% считали себя суннитами , 1% шиитами и 4% другими. Они в основном сконцентрированы в северных и восточных регионах, тогда как анимисты и христиане живут преимущественно на юге Чада и в Гере . [4] Ислам был принесен в ходе мусульманского завоевания Судана , в случае Чада завершившегося в 11 веке преобразованием империи Канем-Борну .
Христианство пришло в Чад вместе с французами в конце XIX века. [5] Среди христиан Чада 22,8% считают себя католиками , а 17,9% — протестантами .
Демография [ править ]
По оценкам на 2014-15 годы, 52,1% населения — мусульмане (в основном суфийские Тиджания ), 44,1% — христиане , 0,3% — анимисты и 2,8% не имеют религии. [6]
мусульманин | христианин | Анимист | Другой | Неизвестный | Никто | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Все | Католик | протестант | Другой Христиане | ||||||
Перепись 1993 года [7] | 53.1% | 34.3% | 20.1% | 14.2% | - | 7.3% | 0.5% | 1.7% | 3.1% |
Опрос DHS 1996-97 гг. [8] [а] | 54.6% | 38.9% | 22.6% | 16.3% | - | 2.9% | 3.5% | ||
Исследование DHS 2004 г. [9] [а] | 55.7% | 40.0% | 22.4% | 17.6% | - | 4.3% | |||
Перепись 2009 года [10] | 58% | 34% | 18% | 16% | - | 8% | - | - | - |
Исследование малярии 2010 г. [11] [б] | 53.6% | 43.0% | - | - | 3.4% | ||||
Оценки Pew Forum за 2010 г. [12] [13] | 55.7% | 40.0% | 22.5% | 17.6% | - | - | - | - | - |
Опрос DHS 2014–2015 гг. [14] [15] [с] | 52.1% | 44.1% | 20% | 23.9% | 0.2% | 0.3% | - | 0.7% | 2.8% |
Прогнозы исследовательского центра Pew на 2020 год [3] | 55.1% | 41.1% | - | - | - | 1.3% | 0.1% | 2.4% | |
Оценка ARDA 2020 г. [2] | 56.3% | 35.2% | 15.6% | 7.8% | 11.8% | 7.6% | 0.8% | - | 0.1% |
Международная оценка ACN на 2021 год [16] | 57.5% | 34.8% | - | - | - | 6.7% | 1% |
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б В исследованиях DHS 1996–97 и 2004 годов были отобраны женщины в возрасте 15–49 лет и мужчины в возрасте 15–59 лет.
- ^ В исследовании по малярии 2010 года были отобраны только женщины в возрасте от 15 до 49 лет.
- ^ В опросе DHS 2014–2015 годов были выбраны женщины и мужчины в возрасте 15–49 лет.
Традиционные религии [ править ]
Часть серии о |
Культура Чада |
---|
История |
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Предки играют важную роль в классических религиях Чада. [17] Считается, что они преодолевают разрыв между сверхъестественным и естественным мирами. [17] Они соединяют эти два мира, в частности, связывая живых членов рода с их самыми ранними предками. [17] Из-за своей близости и того, что когда-то они ходили среди живых, предки склонны вмешиваться в повседневные дела. [17] Такое вмешательство особенно вероятно в случае недавно умерших, которые, как полагают, проводят недели или месяцы в подвешенном состоянии между живыми и мертвыми. [17] Многие религиозные обряды включают специальные ритуалы, призванные умилостивить этих духов, побудить их спокойно уйти и восстановить социальный порядок, который нарушила их смерть. [17]
Духов также много. [17] Эти невидимые существа населяют параллельный мир и иногда проживают в определенных местах или связаны с определенными природными явлениями. [17] У мбайе, подгруппы сара, считается, что духи воды и молнии приносят насильственную смерть и заставляют других духов вмешиваться в повседневную жизнь. [17] Дух солнца, способный оказать услугу или причинить вред, также необходимо умилостивить. [17] Духи могут жить семейными группами с супругами и детьми. [17] Они также способны принимать человеческую, животную или растительную форму, когда появляются среди живых. [17] Сверхъестественные силы, управляющие естественными событиями, также вызывают серьезную озабоченность. [17] У земледельческих народов ритуалы умилостивления таких сил связаны с началом и окончанием сельскохозяйственного цикла. [17] У саров новый год начинается с появлением первого новолуния после сбора урожая. [17] На следующий день люди охотятся с сетями и огнем, предлагая добычу предкам. [17] Предкам совершаются возлияния и съедается первая еда нового урожая. [17]
В более централизованных обществах Чада правитель часто ассоциируется с божественной силой. [17] Находясь на вершине общества, он или (реже) она несет ответственность за хорошие отношения со сверхъестественными силами, которые санкционируют и поддерживают социальный порядок. [17] Например, у мундангов гонлер Лере отвечает за отношения с небесными духами. [17] А у Сара Маджингай мбанг (вождь) деревни Бедая контролирует религиозные ритуалы, которые сохраняют и обновляют социальный порядок. [17] Даже после прихода ислама символы такой власти усилили правителей номинально исламских государств, таких как Вадаи, Канем-Борно и Багирми. [17]
Наконец, большинство классических африканских религий предполагают веру в высшее существо, которое создало мир и его жителей, но затем отказалось от активного вмешательства в дела человечества. [17] В результате святилища высшему богу встречаются редко, и люди склонны обращаться к меньшим духам; однако представление о высшем существе, возможно, помогло распространению христианства. [17] Когда миссионеры прибыли в южный Чад, они часто использовали местное имя этого верховного бога для обозначения христианского высшего существа. [17] Таким образом, несмотря на гораздо более интервенционистский дух, христианский бог был узнаваем людьми. [17] Это признание, вероятно, способствовало обращению, но, по иронии судьбы, оно также могло способствовать синкретизму (смешению религиозных традиций), практике, беспокоящей многих миссионеров и протестантов в частности. [17] Последователи классических африканских религий, вероятно, не усмотрели бы никакого необходимого противоречия между принятием христианского бога и продолжением веры в только что описанных духов. [17]
Поскольку порядок считается естественным и желательным состоянием, беспорядок не является случайностью. [17] Классические африканские религии посвящают значительную энергию поддержанию порядка и определению того, кто или что несет ответственность за беспорядок. [17] Например, в случае болезни чрезвычайно важно выяснить, какой дух или какой человек ответственен за подрыв естественного порядка; только тогда можно назначить лекарство. [17] В таких обстоятельствах люди часто обращаются к специалистам по ритуалам, которые предвидят угрозу гармонии и рекомендуют соответствующие действия. [17] Такие специалисты делятся своими знаниями только со сверстниками. [17] Действительно, они сами, вероятно, приобретали такие знания постепенно, проходя тщательное обучение. [17]
Хотя классические африканские религии предоставляют институционализированные способы поддержания или восстановления общественной солидарности, они также позволяют людям влиять на космический порядок для продвижения своих собственных интересов. [17] И магия, и колдовство служат этой цели. [17] С точки зрения общества магия бывает положительной или нейтральной. [17] С одной стороны, маги пытаются повлиять на жизненные силы, чтобы изменить физический мир, возможно, чтобы принести удачу или вернуть здоровье. [17] Колдуны, с другой стороны, антиобщественны и используют колдовство (или «черную магию»), чтобы контролировать или поглощать жизненную силу других. [17] В отличие от магов, личность которых общеизвестна, колдуны скрывают свои сверхъестественные способности, тайно практикуя свои гнусные обряды. [17] Когда случается несчастье, люди часто подозревают, что в корне их бед лежит колдовство. [17] Они обращаются за советом к прорицателям или магам, чтобы определить виновную сторону и способы исправить ситуацию; если считается, что нарушение угрожает всем, лидеры могут действовать от имени сообщества в целом. [17] В случае обнаружения колдуны наказываются. [17]
Выживание любого общества требует передачи знаний от одного поколения к другому. [17] Во многих обществах Чада эта передача отмечена ритуалом. [17] Знания о мире и его силах доступны только взрослым; среди преимущественно патрилинейных обществ Чада это также ограничивается, в частности, мужчинами. [17] Ритуалы часто отмечают переход от детства к взрослой жизни. [17] Однако они активно «превращают» детей во взрослых, обучая их тому, что взрослые должны знать, чтобы брать на себя социальную ответственность. [17]
Хотя такие обряды различаются в разных обществах, Сара йондо может служить образцом церемоний посвящения мужчин, встречающихся в Чаде. [17] Ёндо проводится в ограниченном количестве мест каждые шесть или семь лет. [17] На обряды, которые до появления западного образования с его девятимесячным академическим календарем, длились несколько месяцев, собираются мальчики из разных деревень, обычно в сопровождении старейшины. [17] В последние десятилетия время ёндо ограничивалось несколькими неделями между учебными годами. [17]
Ёндо и его аналоги среди других чадских обществ укрепляют мужские связи и мужской авторитет. [17] Женщинам не разрешается присутствовать на обряде. [17] Их посвященные сыновья и братья больше не едят с ними и живут в отдельных домах. [17] Хотя во многих чадских обществах обряды также отмечают переход к женственности, такие церемонии намного короче. [17] Вместо того, чтобы поощрять девочек к участию в жизни общества, они подчеркивают домашние обязанности и уважение к мужской власти. [17]
Ислам [ править ]
Ислам стал динамичной политической и военной силой на Ближнем Востоке в первые десятилетия после смерти Мухаммеда. [17] К концу седьмого века нашей эры [17] Мусульмане достигли Северной Африки и двинулись на юг, в пустыню. [17] Хотя трудно датировать появление и распространение ислама в Чаде, к тому времени, когда арабские мигранты начали прибывать с востока в четырнадцатом веке, вера уже была широко распространена. [17] Вместо того чтобы стать продуктом завоеваний или установления политической власти, ислам постепенно распространился в Чаде и за его политические границы. [17]
Ислам в Чаде во многом адаптировался к местному контексту. [17] Во-первых, несмотря на присутствие большого количества чадских арабов и несмотря на то, что арабский язык является официальным и широко распространен, арабский язык не является родным языком большинства чадских мусульман. [17] В результате, хотя многие мусульмане Чада посещали коранические школы, они часто учились декламировать стихи, не понимая их внутреннего смысла. [17] Поэтому, возможно, даже в большей степени, чем среди тех, кто понимает арабский язык, у чадских мусульман чтение стихов приняло мистический характер. [17] Более того, ислам в Чаде не находился под особым влиянием великих мистических движений исламского средневековья или фундаменталистских потрясений, которые повлияли на веру на Ближнем Востоке, в Западной Африке и Судане. [17] Начиная с Ближнего Востока в тринадцатом веке, мусульманские мистики и даи стремились дополнить интеллектуальное понимание ислама непосредственным религиозным опытом через молитву, созерцание и действие. [17] Последователи этих даи основали братства, которые институционализировали интерпретации веры своих учителей. [17] Подобные организации стимулировали распространение ислама и по большей части давали возможности для совместных действий, чего не было в Чаде, где существуют всего два братства. [17] Возможно, в результате длительных контактов с западноафриканскими мусульманскими торговцами и паломниками большинство мусульман Чада отождествляют себя с орденом Тиджания, но это братство не послужило объединяющей точкой для совместных действий. [17] Точно так же Санусия, братство, основанное в Ливии в середине девятнадцатого века, примерно в 1900 году пользовалось значительным экономическим и политическим влиянием в бассейне озера Чад . [17] Несмотря на опасения французов по поводу движения исламского возрождения, возглавляемого «фанатиками Сануси», сторонники Чада, ограниченные арабами Авлад Сулейман и Тубу из восточного Тибести, никогда не были многочисленными. [18]
Шапель пишет, что, хотя чадский ислам придерживается юридической школы Малики (которая, как и три другие признанные школы исламской юриспруденции, основана на обширной юридической литературе), большая часть исламского образования опирается исключительно на Коран. [17] Высшего исламского образования в Чаде практически не существует; таким образом, серьезные исламские студенты и ученые должны уехать за границу. [17] Популярные направления включают Хартум и Каир, где многочисленные чадцы посещают Аль-Азхар, самый известный университет в исламском мире. [17]
Соблюдение Чадом пяти столпов веры несколько отличается от ортодоксальной традиции. [17] Например, публичная и коллективная молитва происходит чаще, чем положенный раз в неделю, но часто не проводится в мечети. [17] Более того, мусульмане Чада, вероятно, совершают паломничество реже, чем, например, их коллеги хауса в северной Нигерии . [17] Что касается поста в Рамадан , то самые ревностные мусульмане Чада отказываются глотать слюну в течение дня, что является особенно строгой интерпретацией запрета на еду и питье между восходом и закатом солнца. [17]
Христианство [ править ]
Христианство пришло в Чад в двадцатом веке, вскоре после колониального завоевания. [17] Однако, вопреки преобладающей модели в некоторых других частях Африки, где колониальные державы поощряли распространение веры, первые французские чиновники в Чаде выступали против этого. [17] Однако эта рекомендация, вероятно, отражала европейский патернализм и фаворитизм по отношению к исламу, а не проявление либерализма. [17] В любом случае, французская военная администрация следовала этому совету в течение первых двух десятилетий века, времени, которое потребовалось для завоевания новой колонии и установления контроля над ее населением. [17] После Первой мировой войны официальная оппозиция христианству смягчилась, и правительство терпело миссионеров, но не спонсировало их. [17]
После Второй мировой войны христиане-католики Чада оказали гораздо большее влияние на жизнь Чада, чем можно предположить из их ограниченного числа. [17] Миссии распространяли идеологию вестернизации — представление о том, что прогресс зависит от следования европейским моделям развития. [17] Более конкретно, римско-католическое миссионерское образование способствовало распространению французского языка. [17] Хотя ислам является религией большинства, христиане контролировали правительство, унаследовавшее власть от французов. [17] Эти лидеры придали идеологическую ориентацию, которая продолжала доминировать в 1980-е годы. [17] Кроме того, здесь проживают 7000 православных христиан.
Вера Бахаи [ править ]
Хотя история Веры Бахаи в Чаде началась после обретения страной независимости в 1960 году, представители этой религии присутствовали на ассоциированных территориях с 1953 года. [19] [20] Бахаи Чада избрали свое первое Национальное Духовное Собрание в 1971 году. [21] В последующие десятилетия бахаи действовали по-разному и, по некоторым подсчетам и оценкам, к 2000 году стали третьей по величине международной религией в Чаде, насчитывающей более 80 000 членов. [22]
Свобода религии [ править ]
Переходная хартия от октября 2022 года провозгласила Чад светским государством и подтвердила разделение религии и государства; он также предусматривал свободу религии. [6]
В 2023 году страна получила 1 балл из 4 по свободе вероисповедания. [23]
Ссылки [ править ]
- ^ Проект «Религия и общественная жизнь» Исследовательского центра Pew: Чад . Исследовательский центр Пью . 2020.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Религиозная демография (Чад)» . Ассоциация архивов религиозных данных . 2020 . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Религии в Чаде | PEW-GRF» . www.globalreligiousfutures.org . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Чад», Британская энциклопедия .
- ^ С. Коллело, Чад [ нужны разъяснения ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отчет Госдепартамента США за 2022 год. В эту статью включен текст из источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Всемирный справочник: Чад» . ЦРУ . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Чад: Демографическое и медицинское обследование, 1996–1997 годы» (PDF) (на французском языке). Центральное бюро переписи населения и Управление статистики, экономических и демографических исследований. п. 26 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Чад: Демографическое и медицинское обследование, 2004 г.» (PDF) (на французском языке). Национальный институт статистики, экономических и демографических исследований. п. 36 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2016 год: Чад» . Бюро демократии, прав человека и труда . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Национальное исследование показателей малярии в Чаде, 2010 г.: итоговый отчет» (PDF) (на французском языке). Национальный институт статистики, экономических и демографических исследований. п. 41 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Таблица: Христианское население в процентах от общей численности населения по странам» . Исследовательский центр Пью. 19 декабря 2011 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Таблица: Мусульманское население по странам» . Исследовательский центр Пью. 27 января 2011 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Доклад о международной религиозной свободе за 2021 год: Чад» . Государственный департамент США . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Чад: демографическое и медицинское обследование, 2014–2015 гг.» (PDF) (на французском языке). Национальный институт статистики, экономических и демографических исследований. п. 34 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Свобода религии в мире, отчет 2021: Чад» (PDF) . Помощь нуждающейся Церкви . 2021.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск Коллело, Томас, изд. (1990). Чад: Страновое исследование (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 67–73. ISBN 0-16-024770-5 . В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
- ^ Всемирный Дом Справедливости (1986). «В память». Мир бахаи . Том. XVIII. Всемирный Центр Бахаи . стр. Оглавление и стр.629. ISBN 0-85398-234-1 .
- ^ Хассалл, Грэм. «Бельгийское Конго» . Исследования бахаи Азиатско-Тихоокеанского региона — Файлы по странам . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Доктор Ахмади. «Главные события Века Света» . Исследование книги «Век света» . Ассоциация исследований бахаи в Южной Африке. Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 г. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Профиль страны: Чад» . Религиозный интеллект . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.