Религия Серер
Часть серии о |
Сереры и религия Сереров |
---|
![]() ![]() |
Религия Серер , или ƭat Roog («путь Божественного»), является оригинальными религиозными верованиями, практиками и учениями народа Серер в Сенегале в Западной Африке . Религия Серер верит во универсальное верховное божество по имени Руг (или Рог ). На кангинских языках Руг упоминается как Koox (или Kooh [1] ), Копе Тиати Как и Кох Кокс . [2]
Люди Серер встречаются по всему региону Сенегамбии . В 20 веке около 85% сереров приняли ислам ( суфизм ), [3] [4] но некоторые являются христианами или следуют своей традиционной религии. [5] Традиционные религиозные практики Серер включают древние песнопения и стихи, почитание и подношения божествам, а также духам ( пангул ), инициации обряды , народную медицину и историю Серер.
Убеждения [ править ]
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |
Божественность [ править ]
Люди Серер верят в верховное божество по имени Руг (или Рог ), которого иногда называют Руг Сене («Руг Необъятный» или «Милосердный Бог»). [6] Традиция Серер занимается различными измерениями жизни, смерти, пространства и времени, коммуникацией духов предков и космологией . Есть также другие меньшие боги, богини и сверхъестественные духи или джинны ( пангул или нгуус) . [7] ), такие как фангул Мендисс (или Миндис ), женщина-защитница региона Фатик и морского рукава, носящего ее имя; бог Тиурах (вар: Тиорак или Тулрах ) – бог богатства , и бог Тахар (вар: Таахкарр ) – бог справедливости или мести. [8] [9] Руг — не дьявол и не джинн, а Господь творения . [10]
Руг — это само воплощение как мужского, так и женского пола, которому приносят подношения у подножия деревьев, таких как священное дерево баобаб , море, река (например, священная река Синус ), в собственных домах людей или общинных святилищах. и т. д. Руг Сене, возможно, в меньшей степени достижим для первосвященников и жриц Серер ( Салтиг ), которые прошли посвящение и обладают знаниями и силой организовывать свои мысли в единое связное целое. Однако Руг всегда присматривает за своими детьми и всегда доступен для них. [11]
Божественность и человечество [ править ]
В Серере Руг Сене является жизненной силой, к которой нетленная и освященная душа возвращается к вечному миру после того, как покидает живой мир. Руг Сене все видит, знает и слышит, но не вмешивается в повседневные дела живого мира. Вместо этого меньшие боги и богини действуют как помощники Руга в физическом мире. Люди имеют свободную волю либо жить хорошей и духовно полноценной жизнью в соответствии с религиозными доктринами Серера, либо отказываться от таких доктрин, ведя неосвященный образ жизни в физическом мире. Те, кто проживает свою жизнь вопреки учению, будут по праву наказаны в загробной жизни. [12]
Духи предков и святые [ править ]
Обычные Сереры обращаются со своими молитвами к пангулам ( духам предков и святым Сереров ), поскольку они являются посредниками между живым миром и божественным. Православный Серер должен оставаться верным духам предков, поскольку душа освящается в результате заступничества предков между живым миром и божественным. Пангул имеет как историческое, так и религиозное значение. Они связаны с историей Серер в силу того факта, что пангул связан с основанием деревень и городов Серер, поскольку группа пангулов сопровождала основателей деревень, называемых « ламане » (или ламан - которые были их древними королями). пока они путешествуют в поисках земли для эксплуатации. Без них эти ламанские подвиги были бы невозможны. В религиозном смысле эти древние ламаны создали святилища этим пангулам, став тем самым жрецами и хранителями святыни. Таким образом, «они стали посредниками между землей, людьми и пангулами». [13]
Всякий раз, когда умирает какой-либо член ламанической линии, вся община Серер празднует в честь образцовой жизни, которую они прожили на земле в соответствии с учениями религии Серер. Молитвы Серер адресованы пангулам, которые выступают посредниками между живым миром и божественным. Обращаясь с молитвами к пангулу, сереры поют древние песни и приносят в жертву быка, овцу, козла, курицу или собранный урожай.
Загробная жизнь [ править ]
Бессмертие души и реинкарнация ( ciiɗ в Серере [14] ) — твердое убеждение в религии Серер. Пангулы канонизированы [ где? ] как святые святые, и будут призваны и почитаемы, и будут иметь силу ходатайствовать между живыми и божественными. Сереры стремятся быть принятыми своими давно ушедшими предками и обрести способность ходатайствовать перед божественным. Невыполнение этого требования приводит к отказу от предков и превращению в потерянную и блуждающую душу. [10] [15]
Семейные тотемы [ править ]
В каждой семье Серер есть тотем ( tiim / tim [16] ). Тотемы являются одновременно и запретами, и хранителями. Это могут быть животные и растения, среди других существ. Например, тотем семьи Джуфов — антилопа . Любая жестокость по отношению к этому животному со стороны семьи Джуфов запрещена. Это уважение дает семье Джуф святую защиту. Тотем семьи Нджие — лев ; Тотемом семьи Сене является заяц , а семьи Сарр — жираф и верблюд . [17] [18]
Тайный орден Салтига [ править ]
И мужчины, и женщины могут быть посвящены в тайный орден Салтига ( Духовного Старца). В соответствии с религиозными доктринами Серера, чтобы стать Салтигом, необходимо пройти посвящение, которое в некоторой степени предназначено для небольшого числа посвященных, особенно в тайны вселенной и невидимого мира. Церемония Сой ( Хой или Хой ) является особым религиозным событием в религиозном календаре Серер . Это время, когда посвященные Салтиг (Первосвященники и Жрицы Серер) собираются вместе, чтобы буквально предсказывать будущее на глазах у сообщества. Эти прорицатели и целители произносят проповеди на церемонии Сой, посвященные будущей погоде, политике, экономике и так далее. [19] Мероприятие объединяет в Холи Сине тысячи людей со всего мира. Ультраортодоксальные Сереры и Сереры, которые « синкретизируют » (смешивают ислам или христианство со старой религией Серер), а также не-Сереры, такие как народ Лебу (которые представляют собой отдельную группу, но все еще почитают древние религиозные практики своих предков Серер) среди другие собираются в Сине на эту древнюю церемонию. Сереры, живущие на Западе, иногда тратят месяцы на планирование паломничества. Мероприятие длится несколько дней, где Saltigue занимает центральное место, а церемония обычно начинается в первую неделю июня в Фатике .
Священные церемонии и фестивали [ править ]

Фестиваль Раан [ править ]
Фестиваль Раан Тукар Ламане проходит в старой деревне Тукар, основанной Джеганом Джуфом (или Ламаном Джиганом Диуфом во франкоязычном Сенегале ) примерно в 11 веке. [22] [23] Ее возглавляют его потомки ( ламаническая линия ). Раан происходит каждый год во второй четверг после появления новолуния в апреле. Утром Раана ламане готовили подношения из проса, кислого молока и сахара. После восхода солнца ламане посещают священный пруд – святилище святого Лугууна Джуфа , который руководил Ламане Джеганом Джуфом после того, как он мигрировал из Ламбайе (к северу от Сине ). Ламане совершает подношение святому Лугууну и проводит раннее утро в ритуальной молитве и медитации . После этого он совершает экскурсию по Тукару и совершает ритуальные подношения молока, проса и вина, а также мелких животных к ключевым святыням, деревьям и священным местам. Люди направляются к резиденции вождя Салтига (верховных жрецов и жриц Серер, которые являются «наследственными жрецами дождя, выбранными из рода Ламане за их пророческий талант»). [24]
Религиозный закон [ править ]
День отдыха [ править ]
В религии Серер понедельник — день отдыха. Культурные мероприятия, такие как Ньом или «Лаамб» ( сенегальская борьба ) и свадьбы, также запрещены в четверг. [10]
Брак [ править ]
Ухаживание за женой разрешено, но с ограничениями. В религии Серер женщинам оказывают уважение и почет. Женщину нельзя подвергать позору или вступать в физические отношения до тех пор, пока она не выйдет замуж. Когда мужчина желает женщину, мужчина дарит женщине подарки в знак заинтересованности. Если женщина и ее семья соглашаются, это становится подразумеваемым договором, согласно которому она не должна ухаживать или принимать подарки от другого мужчины, цель которого состоит в том, чтобы ухаживать за ней. [25] [26]
Добрачные отношения [ править ]
Если молодой мужчина и женщина были уличены в добрачных отношениях, обоих изгоняли, чтобы не позорить семью, даже если в результате этих ухаживаний наступила беременность. [25]
Прелюбодеяние [ править ]
Прелюбодеяние регулируется юриспруденцией Серера Mbaax Dak A Tiit (правило компенсации). [27] Если замужняя женщина совершила прелюбодеяние с другим мужчиной, то оба прелюбодея подвергаются унижению по-разному. Обиженный супруг-мужчина (муж) имеет право взять нижнее белье другого мужчины и повесить его возле своего дома, чтобы показать, что любовник-мужчина нарушил обычай, совершив прелюбодеяние со своей женой. Любовника будут избегать в обществе Серер; ни одна семья не захочет вступать в брак с его семьей, и он будет отлучен от церкви. Это было и считается крайне унизительным; Известно, что многие Сереры-мужчины покончили с собой, потому что не могли вынести унижения. [25] [28] Публичная демонстрация нижнего белья не распространялась на женщин; когда женщины в обществе Серер выходят замуж, они заплетают волосы в определенном стиле, который свойствен только замужним женщинам – это символ их статуса, который высоко ценится в обществе Серер. Родственницы прелюбодейки расплетают ей волосы. Это настолько унизительно и унизительно для замужней женщины, что многие женщины, как известно, скорее покончили жизнь самоубийством, чем вынесли позор. [25] [28] Обиженный мужчина может простить и свою жену, и ее любовника, если захочет. Прелюбодеи и их семьи должны собраться на территории короля, вождя или старейшины, чтобы официально попросить прощения. Это будет на виду у общества, потому что правила, управляющие обществом, были нарушены. Доктрина распространяется как на женатых мужчин, так и на женщин. Защита предоставляется потерпевшему супругу независимо от его или ее пола. [29] [28]
Убийство [ править ]

В прошлом, когда кто-то убивал другого человека, семья жертвы имела право либо простить, либо отомстить. Убийца и его семья собирались в местном центре, возглавляемом вождем, или во дворце, возглавляемом королем. До вынесения приговора семья убийцы готовила немного еды (просо), которую раздавала общине и семье жертвы. Семья жертвы назначала сильного мужчину, вооруженного копьем с куском приготовленной баранины или говядины на конце. Этот палач, следуя указаниям семьи жертвы, бежал к убийце, который должен был держать рот открытым. Если семья жертвы приняла соответствующее решение, палач убивал убийцу своим копьем, после чего приготовленная еда не съедалась и все расходились. С этого дня семьи станут чужими друг другу. С другой стороны, если бы семья жертвы простила убийцу, то палач побежал бы и осторожно кормил убийцу куском мяса на его копье. В этом случае община наслаждалась бы едой, и две семьи были бы запечатаны как одна, а иногда даже выдавали своих детей замуж друг за друга. [29] [30]
Религиозный наряд [ править ]
Сереры могут носить предмет, принадлежащий их предку, например, волосы предка или ценную вещь предка, которую они превращают в амулет , на себе или на видном месте на шее. [31]
, урожай подношения и Лекарства
Сереры также обладают древними знаниями в области траволечения , которые передаются из поколения в поколение, и на их приобретение уходят годы. [32] [33] Правительство Сенегала создало школу и центр для сохранения этих древних знаний и обучения им молодежи. ( Только в состав CEMETRA Экспериментального центра традиционной медицины де Фатик ) входят не менее 550 профессиональных целителей Серер из региона Серер Сине-Салум. [34]
Известны несколько традиционных практик, связанных с землей и сельскохозяйственной деятельностью, два примера описаны ниже:
- Церемонии предсказаний, организованные Saltige , которые считаются хранителями знаний коренных народов. Такие встречи направлены на предоставление информации и предупреждение людей о том, что произойдет в селе во время следующего сезона дождей.
- Подготовка посева, церемония под названием Дакар мбооб, направленная на обеспечение хорошего урожая проса или арахиса. Для этого каждый производитель должен получить что-то под названием Xos в дополнение к соревновательной церемонии, состоящей из охоты, скачек и т. д. [32]
на Сенегамбию Влияние
Поскольку старые языческие праздники были заимствованы и изменены пришедшим позже христианством, [35] Названия древних религиозных праздников Серер также были заимствованы сенгамбийскими мусульманами по-другому, чтобы описать настоящие исламские праздники на их собственном языке. Сереры — одна из очень немногих общин в Сенегамбии, за исключением джолов , у которой есть имя бога, которое не заимствовано из арабского языка, а является коренным для их языка. [36] Тобаски (вар. Табаски ) — древний охотничий праздник Серер; Гамо был древним праздником гаданий Серер; Корите [от серерского слова кор [37] ] был обрядом посвящения мужчин; Вери Кор был сезоном (или месяцем), когда мужчины Серер проходили обряды инициации . Гамо (происходит от старого серерского слова Gamahou , вариация: Gamohou ). «Ид аль-Кабир» или «эйдул адха» (по-арабски) отличаются от Серер Тобаски , но сенегамбийские мусульмане позаимствовали Тобаски из религии Серер для описания «Ид аль-Кабир». Гамо также происходит от религии Серер. [38] [39] Арабское слово для него — «Мавлид» или «Маулид ан-Наби» (в честь рождения Мухаммеда). Вери Кор (месяц поста, «Рамадан» по-арабски) и Корите или Корите («Айд-эль-фитр» по-арабски, который отмечает окончание месяца поста) также происходят из языка Серер .
вертикальных Мумификация камней и культ

Мертвых, особенно представителей высших эшелонов общества, мумифицировали , чтобы подготовить их к загробной жизни ( Jaaniiw ). Их сопровождал погребальный инвентарь, в том числе золото, серебро, металл, доспехи и другие личные предметы. Мумификация сейчас менее распространена, особенно после обретения независимости. [40] [30] [41] [42] Умерших похоронили в гробнице в форме пирамиды. [30] [43]
Серер Гриоты играют жизненно важную и религиозную роль в смерти Короля Серер. После смерти короля Серер Фара Ламб Сине (главный гриот в Королевстве Серер Сине ) хоронил свой драгоценный барабан ( джунджунг ) вместе с королем. На других его барабанах будут играть в последний раз перед их захоронением в земле лицом на восток. Затем гриоты поют древние песни, отмеченные печалью и восхвалением ушедшего короля. В последний раз эта церемония происходила 8 марта 1969 года после смерти последнего короля Сине – Маада Синиг Махекора Джуфа ( Серер : Майе Кур Джуф ). [44]

Культ Вертикального камня, такой как сенегамбийские каменные круги , которые, вероятно, были построены предшественниками Серера, [47] [48] [49] [50] были также местом поклонения. Латеритовые мегалиты были вырезаны, установлены и направлены к небу. [51] [52] [53]
Космология [ править ]

Одну из важнейших космологических звезд народа Серер зовут Юнир . «Звезда Юнира» является частью космоса Серер. Это очень важный и священный символ, а также один из многих религиозных символов в религии и космологии Серер . Это самая яркая звезда ночного неба Сириус . Имея древнее земледельческое наследие, «Юнир» очень важен и священн в религии Серер. [55] [56] потому что он объявляет о начале наводнения и позволяет фермерам Серер начать сажать семена. Догоны Мали . , а называют его «Сигуи» в Серере его называют «Юнир» [57] – представлен в образе «Пангула» (заступника перед Ругом – Верховным Божеством) и «Человека» . Именно перед этим событием верховные жрецы и жрицы Серер, известные как Салтиг, собираются на ежегодную церемонию гадания Сой , где они предсказывают ход зимних месяцев, среди других вещей, имеющих отношение к жизни народа Серер . [58] [59] Пангулы ) — (единственное число: Фангул это духи предков (также древние Святые Серер в религии Серер), представленные змеями.
Вершина Звезды (верхняя точка) представляет Верховное Божество ( Руг ). Остальные четыре точки представляют собой стороны Вселенной света . Пересечение линий («нижняя левая» и «верхняя правая» и «верхняя левая и нижняя правая») указывает ось Вселенной, через которую проходят все энергии. Верхняя точка — это «точка отправления и завершения, начало и конец». [46] Среди сереров, которые не умеют читать и писать на латинице , очень часто подписывают официальные документы Звездой Юнира, поскольку Звезда также символизирует «удачу и судьбу». [46]
и Религиозная мученичество преданность
Хотя большинство сереров обратились в ислам и христианство (в частности, в католичество ), их обращение произошло после колонизации . Они и народ Джола были последними, кто принял эти религии. [60] [61] Многие до сих пор исповедуют религию Серер, особенно в древнем Королевстве Сине , где Сенегал и Гамбия являются преимущественно мусульманскими странами. [60] [61]
Сереры также сражались со многими видными африканскими исламскими джихадистами на протяжении веков . Некоторые из них, такие как Маба Диаху Ба, присвоили им статус святого считаются национальными героями, и сенгамбийские мусульмане . Сам он был убит в бою против короля Серера Сине - Маада а Синиг Кумбы Ндоффене Фамака Джуфа 18 июля 1867 года в битве при Фандане-Тиутиуне, широко известной как битва при Сомбе. [62] [63]
Во время внезапных атак Наодору, Каймора и Нгайе, где Сереры потерпели поражение, они предпочли убить себя, чем быть завоеванными мусульманскими силами. В этих исламских войнах Марабут 19-го века многие жители деревни Серерс совершили мученическую смерть, в том числе прыгнули насмерть у колодца Тахомпа. [64] В религии Серер самоубийство разрешено только в том случае, если оно соответствует принципу Серера Джом (также пишется как «Джум», что буквально означает «честь»). [65] на языке Серер ) — кодекс убеждений и ценностей, управляющих жизнью Серера. [66] [67]
См. также [ править ]

- Мужчина
- Салтиг
- Миф о создании Серера
- Государства, возглавляемые древними Серер Ламанесом
- Хронология истории Серера
Примечания [ править ]
- ^ (на французском языке) Дюпир, Маргарита , Sagesse sereer: Essays on sereer ndut Thought , Karthala Editions (1994), стр. 54, ISBN 2865374874 .
- ^ (на французском языке) Ндиай, Усман Сему, «Разнообразие и уникальность Серера: пример региона Тьес», Éthiopiques , no. 54, том. 7, 2 семестр 1991 г. [1] .
- ^ Олсон, Джеймс Стюарт (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. п. 516. ИСБН 978-0313279188 .
- ^ Леонардо А. Вильялон (2006). Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике . Издательство Кембриджского университета. стр. 71–74. ISBN 978-0-521-03232-2 .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. п. 516. ИСБН 978-0-313-27918-8 .
- ^ (на французском языке) Фэй, Луи Дьен , Mort et Naissance le monde Sereer , Les Nouvelles Editions Africaines (1983), ISBN 2-7236-0868-9 . п. 44.
- ^ Нгуус означает джинн. См.: Калис, с. 153.
- ↑ Генри, Гравран , «Провидец цивилизации» , том. II: Пангул , Новые африканские издания, Дакар (1990).
- ^ Келлог, Дэй Отис и Смит, Уильям Робертсон, Британская энциклопедия : последнее издание. Словарь искусств, наук и общей литературы», том 25, стр. 64, Вернер (1902).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дословно: «Хозяин/Повелитель существа» (на французском языке) Thaiw, Issa Laye , «Религиозность Провидцев до и во время их исламизации» , в Éthiopiques , нет. 54, том 7, 2 семестр 1991 г.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 205–8.
- ^ Fondation Léopold Sédar Senghor , Éthiopiques , выпуски 55–56 (1991), стр. 62–95.
- ^ Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале , Беркли, University of California Press (2004), стр. 53, ISBN 0520235916 .
- ^ Ciiɗ означает поэзию на языке Серер, это также может означать перевоплощенных или мертвых, которые стремятся перевоплотиться в религии Серер. Две главы посвящены этому Фэй см.: Faye, Louis Diène, Mort et Naissance Le Monde Sereer , Les Nouvelles Edition Africaines (1983), стр. 9–10, ISBN 2-7236-0868-9 .
- ^ Фэй, Луиза Дьен, Mort et Naissance le monde Sereer , Les Nouvelles Editions Africaines (1983), стр. 17–25, ISBN 2-7236-0868-9 .
- ^ Дюпир, Маргарита , «Sagesse sereer: Очерки познания мысли», KARTHALA Editions (1994), стр. 116
- ^ Жан-Марк Гастеллу (М. Самбе - 1937 [в]), Экономический эгалитаризм Серера Сенегала , IRD Editions (1981), стр. 130, ISBN 2-7099-0591-4 .
- ^ (на французском языке) Гравран Генри , La Civilization Sereer , vol. I: Косаан: истоки , Nouvelles éditionsafricaines, Дакар (1983), с. 211, ISBN 2723608778 .
- ^ Сарр, Алиун , «История Sine-Saloum» (введение, библиография и примечания Чарльза Беккера), в Bulletin de l' IFAN , том 46, серия B, №№ 3–4, 1986–1987, стр. 31–38.
- ^ (на французском языке) Ньянг, Мор Садио, [в] Ethiopiques номер 31" - социалистический обзор черно-африканской культуры, 3-й квартал, IFAN , (1982) - (От Ксоя до Туру Пейти) [2] Архивировано 24 декабря 2013 г. в ВейбэкМашина .
- ^ Сек, А.; Соу И. и Ниасс М., «Сенегал», [в] «Биоразнообразие традиционных листовых овощей», стр. 85–110.
- ^ Гальван, Деннис Чарльз, стр. 108–111 и 122, 304, University of California Press (2004). ISBN 0-520-23591-6 .
- ^ Брессерс, Ганс и Розенбаум, Уолтер А., Достижение устойчивого развития: проблема управления в социальных масштабах , Greenwood Publishing Group (2003), стр. 151, ISBN 0-275-97802-8 .
- ^ Гальван, Деннис Чарльз, Калифорнийский университет Press (2004), стр. 202, ISBN 0-520-23591-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Тиау, Исса Лей, Женщина-провидец (Сенегал), L'Harmattan, Париж, сентябрь (2005 г.), стр. 92, 255–65, ISBN 2-7475-8907-2 .
- ^ La Piallée № 141. Апрель 2006 г. Дакар .
- ^ Тиау, Исса Лайе, La femme Seereer (Сенегал), [в] Фату К. Камара, Переход от преподавания африканских кусмарных законов к преподаванию права коренных народов Африки .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тайв, Исса Лайе , «Женщина-провидица» (Сенегал) , L'Harmattan, Париж, сентябрь (2005 г.), стр. 169, ISBN 2-7475-8907-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тиау, Исса Лей, Телесные наказания в обычном праве Сирира, стр. 25–28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дюпир, Маргарита , «Собачьи гробницы: мифологии смерти в стране Серер» (Сенегал), Журнал религии в Африке (1985), том. 15, обл. 3, с. 201–215.
- ^ Проект Джошуа : «Каковы их убеждения?».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сека, А.; Соу И. и Ниасс М. (Соавторы: А. Д. Ндойе, Т. Канте, А. Тиам, П. Фэй и Т. Ндиай.) Сенегал, Horticonsult. Биоразнообразие традиционных листовых овощей , стр. 85–110 [ 3] [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Калис, Симона , Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала , L'Harmattan, (1997), ISBN 2-7384-5196-9 .
- ^ «Продвижение традиционной медицины» (на французском языке). Прометра Интернэшнл, Прометра Франция. Архивировано из оригинала 5 декабря 2011 года . Проверено 10 мая 2012 г.
- ^ Общество библейской археологии. Обзор Библии , тома 18–19. Опубликовано: Общество библейской археологии, 2002 г. ISBN 0-9677901-0-7 .
- ^ Уэйд, Амаду, «Хроника сенегальского Вало (1186-1855)», (перевод: Б. Сиссе), В. Монтей, Bulletin de l'IFAN , Series B, Vol. 26, нет. 3/4. 1941, 1964.
- ^ Значение мужчина или мужчина. Вариант: гор, как в Сенгоре.
- ^ Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине, за которой следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине (1972)». (1972). Вестник ИФАН , том 34, серия Б, № 4, 1972, стр. 706–7 (стр. 4–5), стр. 713–14 (стр. 9–10).
- ^ (на французском языке) Бризебар, Анн-Мари, Кучински, Лилиан, Ла Табаски в Сенегале: мусульманский фестиваль в городской среде , Karthala Editions (2009), стр. 13, 141–200, ISBN 2-8111-0244-2 .
- ^ Кшижаняк, Лех; Кропер, Карла и Кобусевич, Михал, «Археологический музей в Познани», Межрегиональные контакты в поздней предыстории северо-восточной Африки , Познаньский археологический музей (1996), стр. 57–58, ISBN 83-900434-7-5 .
- ^ Диоп, Шейх Анта , Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность Л. Хилл (1974), с. 197, ISBN 1-55652-072-7 .
- ^ Африканский форум , Тома 3–4, Американское общество африканской культуры, (1967), стр. 85.
- ^ (на французском языке) Ндиай, Усман Сему, «Разнообразие и уникальность Серерес: пример региона Тиес» [в] Ethiopiques n°54, обзор негро-африканской культуры, проводимый два раза в год, Новая серия, том 7, 2-й семестр (1991) (Проверено: 10 мая 2012 г.).
- ^ ( Фэй, Луи Дьен , Mort et Naissance le monde Sereer , Les Nouvelles Editions Africaines (1983), ISBN 2-7236-0868-9 ) [в] Бойд-Баггс, Дебра; Скотт, Джойс Хоуп, Верблюжьи следы: критические взгляды на сахельскую литературу , Africa World Press (2003), стр. 56, ISBN 0865437572 [4] (Проверено: 10 мая 2012 г.).
- ^ Гравранд, Сирская цивилизация: Пангул с. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мадия, Клементина Фаик-Нзуи, Канадский музей цивилизации , Канадский центр исследований народной культуры, «Международный центр африканского языка, литературы и традиций» (Лувен, Бельгия), стр. 27, 155, ISBN 0-660-15965-1 .
- ^ Гравран, Генри , La Civilization Sereer - Pangool , Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal, 1990, стр. 77, ISBN 2-7236-1055-1 .
- ^ Исследования Гамбии № 17., «Люди Гамбии. I. Волофы с примечаниями о Серере и Лебу», Дэвид П. Гэмбл и Линда К. Салмон с Альхаджи Хасаном Нджи, Сан-Франциско (1985).
- ^ Эспи, Ян, Тысяча лет истории Западной Африки: справочник для учителей и студентов , Редакторы: Дж. Ф. Аде Аджайи, Ян Эспи, Humanities Press (1972), стр. 134, ISBN 0391002171 .
- ^ (на французском языке) Беккер, Чарльз: Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серера . Дакар. 1993. CNRS - ОРС ТО М (Отрывок) (Проверено: 28 июня 2012 г.).
- ^ Диоп, Шейх Анта, Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность , Л. Хилл (1974), с. 196, ISBN 0-88208-021-0 .
- ^ Гравран, Генри, La Civilization Sereer - Pangool , Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 9, 20 и 77, ISBN 2-7236-1055-1 .
- ^ Беккер, Чарльз, Исторические останки, материальные свидетели прошлого в странах Серир , Дакар (1993), CNRS - ORS TO M.
- ^ Гравранд, Генри, Пангул , с. 216.
- ^ Берг, Элизабет Л., и Ван, Рут, Культуры мира: Сенегал , Benchmark Books (Нью-Йорк) (2009), стр. 144, ISBN 978-0-7614-4481-7 .
- ^ Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала» – La Coonaissance de la Nuit , L'Harmattan (1997), стр. 25–60, ISBN 2-7384-5196-9 .
- ^ Ниже приводится описание Генри Гравраном изображения «Юнира», родовых связей Сереров с «Сахарой» и древними реликвиями Тимассаса в современном Сенегале :
- «Направлен на небо или нарисован на земле.
- Звезда (Юнир)
- Символ вселенной Сирер
- Пять ветвей представляют
- черный мужчина стоит с высоко поднятой головой,
- руки подняты, символизируя
- работа и молитва.
- Знак Бога: Образ Человека» (Гравран, «Пангул», стр. 21).
- ^ Гравран, Генри, Цивилизация Sereer Pangool , Les nouvelles Edition (1990), стр. 20.
- ^ Мадия, Клементина Фаик-Нзужи, Канадский музей цивилизации , Канадский центр исследований народной культуры, Международный центр африканского языка, литературы и традиций (Лувен, Бельгия), Прослеживание памяти: глоссарий графических знаков и символов в африканском искусстве и культуры , Канадский музей цивилизации (1996), стр. 5, 27, 115, ISBN 0-660-15965-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Гловер. Суфизм и джихад в современном Сенегале: орден Мюридов .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Обращение в ислам: вербовка в армию и конфликт поколений в деревне Серир-Сафин (Бандия).
- ^ Сарр, Алиун, История Sine-Saloum , Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987, стр. 37–39.
- ^ Кляйн, Мартин А., Ислам и империализм в Сенегале, Сине-Салум, 1847–1914 , Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. 90–91.
- ^ Камара, Альхаджи Саит, [в] Суну Чоссан, ранее Чосани Сенегамбия ( история Сенегамбии ). Программы ГРТС .
- ^ Это может означать либо «сердце», либо «честь» в зависимости от контекста.
- ^ Гравранд, Пангул , с. 40.
- ^ (на французском языке) Гравран, Генри : «Духовное наследие Сирера: традиционная ценность вчера, сегодня и завтра» [в] Ethiopiques , номер 31, социалистический обзор негро-африканской культуры, 3-й квартал 1982 г. (Проверено: 10 мая 2012 г.) ).
Библиография [ править ]
- Тиау, Исса Лайе , Миф о сотворении мира по мнению мудрецов-провидцев . п. 45
- Дион, Салиф, Традиционное образование посредством песен и стихов Сирера, Дакар, Университет Дакара, 1983, стр. 344
- Гравран, Генри , «Провидец цивилизации», т. II: Пангул , Новые африканские издания, Дакар, 1990, стр. 9–77, ISBN 2-7236-1055-1
- Гравран, Генри: «Духовное наследие Сирера: традиционная ценность вчера, сегодняшнего и завтрашнего дня» [в] Ethiopiques , номер 31, социалистический обзор черно-африканской культуры, 3-й квартал 1982 г.
- Фэй, Луи Дьен , Смерть и рождение в мире видения , Les Nouvelles Editions Africaines, 1983, стр. 9–44, ISBN 2-7236-0868-9
- Келлог, Дэй Отис и Смит, Уильям Робертсон, Британская энциклопедия: последнее издание. Словарь искусств, наук и общей литературы, том 25, с. 64. Издано Вернером, 1902 г.
- Тиау, Исса Лайе, Религиозность Провидцев до и во время их исламизации , в Éthiopiques, нет. 54, том 7, 2-е полугодие 1991 г.
- Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале. Беркли, Калифорнийский университет Press, 2004, стр. 108–304, ISBN 0-520-23591-6
- Фонд Леопольда Седара Сенгора . Эфиопики, выпуски 55–56. 1991.стр. 62–95
- Гастеллу, Жан-Марк (со ссылкой на примечания: М. Самбе – 1937), Экономический эгалитаризм Серера Сенегала , IRD Editions, 1981. с. 130. ISBN 2-7099-0591-4
- Гравран, Генри, «Провидец цивилизации» , т. I: Косаан: истоки , Nouvelles éditionsafricaines, Дакар, 1983 г.
- Сарр, Алиун , История Sine-Saloum (введение, библиография и примечания Чарльза Беккера), [в] Bulletin de l'IFAN, том 46, серия B, №№ 3–4, 1986–1987, стр. 31–38
- Ньянг, Мор Садио, ИФАН. Ethiopiques номер 31, социалистический обзор черноафриканской культуры, 3-й квартал 1982 года.
- Сек А., Соу И. и Ниасс М., Сенегал , [в] Биоразнообразие традиционных листовых овощей, с. 85–110.
- Брессерс, Ханс и Розенбаум, Уолтер А., Достижение устойчивого развития: проблема управления в социальных масштабах, Greenwood Publishing Group, 2003, стр. 151, ISBN 0-275-97802-8 . 18.
- Тиау, Исса Лей, Женщина-провидец (Сенегал), L'Harmattan, Париж, сентябрь 2005 г., стр. 169, ISBN 2-7475-8907-2
- LA PIAILLÉE № 141. Апрель 2006 г., Дакар.
- Дюпир, Маргарита , «гробницы детей: мифологии смерти и платит Серер» (Сенегал), Журнал религии в Африке, 1985, том 15, страница 3, стр. 201–215.
- Дюпир, Маргарита, «Sagesse sereer: Очерки познания мысли», KARTHALA Editions (1994), стр. 54, ISBN 2865374874
- Калис, Симона, Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала , Ночное пробуждение. Л'Харматтан, 1997, стр. 25–60, ISBN 2-7384-5196-9
- Общество библейской археологии. Обзор Библии, тома 18–19. Опубликовано: Общество библейской археологии, 2002 г. ISBN 0-9677901-0-7
- Уэйд, Амаду, Хроники сенегальского Вало (1186–1855). Б. Сиссе пер. В. Монтей. Бюллетень ИФАН, Серия B, Том. 26, нет. 3/4. 1941, 1964 гг.
- Диуф, Ниохобайе, Хроники королевства Сине (за которыми следуют Заметки об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине Чарльза Беккера и Виктора Мартина (1972)), Бюллетень ИФАН, том 34, серия B, нет . 4, 1972, с. 706–7 (стр. 4–5), стр. 713–14 (стр. 9–10)
- Кшижаняк, Лех; Кропер, Карла и Кобусевич, Михал, Археологический музей в Познани. Межрегиональные контакты в поздней предыстории Северо-Восточной Африки. Познаньский археологический музей, 1996, стр. 57–58, ISBN 83-900434-7-5
- Диоп, Шейх Анта , Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность , Л. Хилл, 1974, стр. 9, 197, ISBN 1-55652-072-7
- Американское общество африканской культуры. Африканский форум , Тома 3–4. Американское общество африканской культуры., 1967. с. 85
- Ндиайе, Усман Сему, Разнообразие и уникальность Серерес: пример региона Тиес. Ethiopiques № 54, обзор негро-африканской культуры, проводимый два раза в год, новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- Беккер, Чарльз: Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серир , Дакар. 1993. ЦНРС - ОРС ТО М
- Мадия, Клементина Фаик-Нзужи, Канадский музей цивилизации, Канадский центр исследований народной культуры, Международный центр африканского языка, литературы и традиций (Лувен, Бельгия), Прослеживание памяти: глоссарий графических знаков и символов в африканском искусстве и культуре. Канадский музей цивилизации , 1996. стр. 5–115, ISBN 0-660-15965-1
- Берг, Элизабет Л., и Ван, Рут, Культуры мира: Сенегал , Benchmark Books (Нью-Йорк), 2009, стр. 144, ISBN 978-0-7614-4481-7
- Обращение в ислам: вербовка в армию и конфликт поколений в деревне Серир-Сафин (Бандия)
- Кляйн, Мартин А., Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914 , Эдинбург в University Press (1968)