Волофы
![]() Волоф в Гамбии | |
Общая численность населения | |
---|---|
~7,676,940 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 7,192,000 [1] |
![]() | 300,000 [2] |
![]() | 230,000 [3] |
Языки | |
Волоф • Французский • Английский • | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Люди Серер , люди Диола , люди Лебу |
Народ волоф ( Великобритания : / ˈ w oʊ l ɒ f / ) [4] [5] — западноафриканская этническая группа, проживающая на северо-западе Сенегала , Гамбии и юго-западной прибрежной Мавритании . В Сенегале волофы являются самой крупной этнической группой (~39,7%), тогда как в других местах они составляют меньшинство. [6] Они называют себя волофами и говорят на языке волоф , принадлежащем к западноатлантической ветви нигерско -конголезской языковой семьи. [7]
Их ранняя история неясна. Самое раннее документальное упоминание о волофах встречается в записях итальянского путешественника XV века, финансируемого Португалией, Алвизе Кадамосто , который упоминал хорошо зарекомендовавших себя исламских вождей волофов, которых консультировали мусульманские советники. [7] [8] Волофы принадлежали средневековой империи волофов в регионе Сенегамбия . [8]
Подробности доисламских религиозных традиций волофов неизвестны, а в их устных традициях говорится, что они были приверженцами ислама со времен короля-основателя Джолофа . [8] Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, позволяют предположить, что воины и правители волофов изначально не обратились в ислам, хотя и принимали мусульманских священнослужителей и полагались на них как на советников и администраторов. В XVIII веке и после него на волофов повлиял жестокий джихад в Западной Африке, который вызвал внутренние разногласия по поводу ислама среди волофов. [8] В 19 веке, когда колониальные французские войска начали войну против королевств волофов, народ волофов оказал сопротивление французам и обратился в ислам. [8] [9] [10] Современные волофы - это преимущественно мусульмане- суфии , принадлежащие к Мурид и Тиджания . исламским братствам [7]
Народ волоф, как и другие западноафриканские этнические группы, исторически поддерживал жесткую эндогамную социальную стратификацию, включавшую дворянство, священнослужителей, касты и рабов. [7] [11] [12] Волофы были близки к французским колониальным правителям, интегрировались в колониальную администрацию и доминировали в культуре и экономике Сенегала с момента обретения страной независимости от Франции 4 апреля 1960 года. [13]
Их также называют Воллоф , Джолоф , Иолоф , Валоф , Ялоф , Олоф и Волоф , среди других вариантов написания.
Имя
[ редактировать ]Термин «волоф» также относится к языку волофов , а также к их государствам, культурам и традициям. В старых французских публикациях часто используется написание Ouolof ; вплоть до XIX века варианты написания Wolluf , Volof и Olof также встречаются , среди более редких вариантов, таких как Yolof , Dylof , Chelof , Galof , Lolof и других. [7] [14] На английском языке Воллоф и Волофф [4] встречаются, особенно в отношении гамбийских волофов; для англоговорящих людей написание Воллофа ближе к родному произношению имени. [14] ) Написание Джолоф также часто используется, но, в частности, относится к Империи Джолоф и Королевству Джолоф , существовавшим в центральном Сенегале с 14 по 19 века. Точно так же блюдо из западноафриканского риса известно на английском языке как рис Джоллоф . [15]
История
[ редактировать ]Происхождение народа волоф неясно, утверждает Дэвид Гэмбл, профессор антропологии и африканистики, специализирующийся на Сенегамбии . [16] Археологические артефакты были обнаружены в Сенегале и Гамбии, такие как доисторическая керамика, камни 8-го века и курганы 14-го века, но, как утверждает Гэмбл, они не предоставляют никаких доказательств, связывающих их исключительно с этнической группой волофов. Их название «волоф» впервые появляется в записях португальских путешественников 15 века. [16]
Одна из теорий гласит, что после арабских завоеваний Западной Африки в последние столетия I тысячелетия нашей эры народ волофов был вынужден переселиться на север и восток Сенегала, где со временем деревни и города превратились в автономные государства, такие как Баол, Кайор, Салум, Димар, Вало и Сине - общее правящее государство - это государство Джолофа, который добровольно объединился, чтобы сформировать Империю Джолофа. [ нужна ссылка ] [17] По мнению Гэмбла, эта миграция, вероятно, произошла в конце 11 века, когда империя Гана пала перед мусульманскими армиями из Судана. [16]
Другая устная традиция рассказывает о легенде в Вало, которая начинается с спора между двумя деревнями возле озера. Таинственный человек вышел из озера, чтобы уладить спор. Жители деревни задержали его; он поселился среди них и стал тем, кто урегулировал споры и установил верховную власть. Его звали Ндиадьян Ндьайе , а его потомков звали Ндиайес или Нджие , и они, согласно этой мифической легенде, привели к правлению семей волофов в Мали. [16] Документированная история, начиная с 15 века, представляет собой сложную историю соперничества между могущественными семьями, войн, переворотов и завоеваний в обществе волофов. [18]
Империя Волофов
[ редактировать ]
Империя Джолоф или Волоф была средневековым западноафриканским государством, которое управляло частями Сенегала и Гамбии примерно с 1350 по 1890 год. Волофы доминируют в истории северо-центральной части Сенегала на протяжении большей части последних 800 лет. Его окончательная гибель от рук французских колониальных войск в 1870–1890-х годах также знаменует собой начало формирования Сенегала как единого государства.
К концу 15 века волофские государства Джолоф, Кайор, Баол и Вало объединились в федерацию с Джолофом в качестве столичной державы. Позицию короля занимал Бурба Волоф, и правители других входящих в состав государств были обязаны ему подчиняться и платить дань. До того, как народ волоф стал участвовать в торговле товарами и работорговлей с португальскими купцами на побережье, у них была давняя традиция устоявшейся торговли товарами и рабами с империями Западного Судана , а также с имаматом Фута Торо и другими этническими группами в Северной Африке. [19]
Рабство
[ редактировать ]Рабство было частью культуры волофов с момента их самой ранней зарегистрированной истории. До прибытия европейцев в регионы, населенные волофами, рабы там либо рождались в рабстве, либо порабощались путем покупки или захвата в ходе войны. [20] Начиная с 16 века португальские работорговцы начали покупать рабов в портах Сенегамбии для перевозки в свои американские колонии ; эти рабы часто проходили через земли волофов, прежде чем добраться до побережья. Поскольку спрос на рабов в Европе увеличился в 17 и 18 веках, в эту эпоху произошло соответствующее увеличение набегов рабов- волофов с целью приобретения пленников для перевозки на побережье. [21]
Трансатлантическая работорговля также привела к тому, что волофы приобрели европейское огнестрельное оружие , которое обычно обменивалось на рабов на западноафриканском побережье. Благодаря этому огнестрельному оружию интенсивность и насилие набегов рабов-волофов (и конфликтов с другими этническими группами в целом) возросли. Однако эти набеги рабов в конечном итоге начали стихать, поскольку правительства Европы и Америки постепенно поставили вне закона участие своих стран в работорговле. [21] В эпоху империализма нового в результате борьбы за Африку большая часть африканской территории, включая земли, населенные волофами, попала под европейское колониальное господство . Эти новые колониальные режимы объявили рабство вне закона, и к 1890-м годам французские власти в Западной Африке в значительной степени отменили это учреждение. [20] Однако социальные различия между свободнорожденными волофами и рабами сохранялись в период колониального правления и продолжались даже после деколонизации Африки в середине 20 века, когда волофы стали независимыми от европейского колониального правления. [20]
Демография
[ редактировать ]Народ волоф — крупнейшая этническая группа в Сенегале, особенно сконцентрированная в северо-западном регионе вблизи рек Сенегал и Гамбия . [6] [7] В Гамбии около 16% населения составляют волофы. В Гамбии они составляют меньшинство. Однако язык и культура волоф имеют непропорциональное влияние из-за их распространенности в Банжуле , столице Гамбии, где большинство населения составляют волофы. В Мавритании около 8% населения составляют волофы. Их общая численность населения в трех странах превышает 6 миллионов человек.
Религия
[ редактировать ]Подавляющее большинство волофов — мусульмане-сунниты . Однако религиозная практика часто содержит местные элементы. [8] Сложные отношения привели к появлению суфийских традиций из исторической и доминирующей среды суннитского ислама. [22]
Доисламские религиозные традиции волофов неизвестны, и отсутствуют ни письменные, ни устные предания об их традиционной религии. В устных традициях волофов есть легенды, в которых говорится, что они были приверженцами ислама с момента основания своего королевства Джолоф . [8] Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, позволяют предположить, что короли и воины волофов не обращались в ислам вначале и на протяжении многих столетий, принимая и полагаясь на мусульманских священнослужителей в качестве советников и администраторов. [8]
По мнению Дэвида Гэмбла, доисламские верования волофов могут быть отражены и поглощены суфийскими верованиями о добрых и злых духах ( джиннах ), амулетах, танцах и других ритуалах. [23]
В XVIII веке и после него на волофов повлиял жестокий джихад в Западной Африке, который вызвал внутренние разногласия среди волофов по поводу ислама. [8] Ира Лапидус , профессор истории Ближнего Востока и ислама, утверждает, что сенегамбийские боевики начала XIX века «пронеслись по Сенегамбии, сжигая деревни, убивая язычников и порабощая их врагов», и были ответственны за обращение значительного числа волофов в ислам. . [24] Джихады в Западной Африке, в которых участвовали волофы и другие этнические группы, начались рано и часто вдохновлялись воинствующими реформаторами, такими как реформаторы 15 века. [25] Нападения джихада XVIII и XIX веков, утверждает Лапидус, проложили путь к массовому обращению в ислам, но не к почти всеобщему обращению. [8] [24]
В конце 19 века, когда французские колониальные силы начали войну против королевств волофов, волофы оказали сопротивление французам и спровоцировали начало почти повсеместного обращения волофов в Сенегамбии в ислам. [8] [9] [10] Волофы присоединились к различным конкурирующим суфийским мусульманским движениям в 20 веке, особенно к тем, которые принадлежали исламским братствам Мурид и Тиджания . [7]
Сенегальские суфийские мусульманские братства возникли в общинах волофов в 19 веке и разрослись в 20 веке. Суфийские лидеры и марабуты оказывают культурное и политическое влияние среди большинства мусульманских общин, в первую очередь лидер Муридийя, также называемого Братством Мурид . [26]
В 20 веке ахмадийские и методистские миссионеры открыли офисы в современной Сенегамбии, но очень немногие волофы стали их членами. [27]
Культура
[ редактировать ]
Традиционная культура и обычаи народа волоф пережили колониальную эпоху и являются сильным элементом сенегальской культуры .
Язык
[ редактировать ]Волоф ( / ˈ w ɒ l ɒ f / ) — язык Сенегала , Гамбии и Мавритании , а также родной язык народа волоф. Как и соседние языки серер и фула , он принадлежит к сенегамбийской ветви нигеро -конголезской языковой семьи . В отличие от большинства других языков стран Африки к югу от Сахары , волоф не является тональным языком .
Волоф возник как язык народа лебу . [28] [29] Это наиболее распространенный язык в Сенегале, на котором говорят люди волоф (40% населения), а также большинство других сенегальцев в качестве второго языка. [ нужна ссылка ]
волоф Диалекты различаются географически и в сельской местности, и в городах. «Дакар-волоф», например, представляет собой городскую смесь волофов, французского и арабского языков .
Социальная стратификация
[ редактировать ]У народа волофов было жесткое, патриархальное, эндогамное социальное стратифицированное общество, по крайней мере, с 15 века. [11] [30] [31]
Социальные слои включали свободную категорию, называемую гир , кастовую категорию, называемую ньэньо или ниено , и рабскую категорию рабов, называемую джаам . [30] [32] По словам Леонардо Вильялона, профессора политологии и африканских исследований, кастовый статус передавался по наследству, а эндогамия среди мужчин и женщин определенного кастового статуса была устойчивой чертой народа волоф. [33] Кастовый статус волофов, утверждает Вильялон, является более серьезным препятствием для смешанных браков, чем этническая принадлежность или религия в Сенегале. [33]
Касты также были иерархическими, самый низкий уровень - гриоты . [34] [35] В культурном отношении их унаследованная неполноценность близка к неполноценности рабов ( джаамов или каалов ). [34] Касты, утверждает Дэвид Гэмбл, были связаны с идеями относительной чистоты/нечистоты. [36] Кожевники, например, считались низшими представителями ньэнё, поскольку их профессия, связанная со шкурами животных, считалась грязной. [36]
Рабы исторически были отдельной эндогамной группой в обществе волофов. [30] Рабы либо передавались по наследству в обществе волофов, либо были похищены, куплены в детстве у отчаявшихся родителей в трудные времена, такие как голод, либо рабство было введено деревенскими старейшинами в качестве наказания за проступки. К началу XVIII века всевозможные обвинения и мелкие преступления привели к наказанию обвиняемых за рабские слои. Рабов, приобретенных путем похищения, покупки или в качестве военнопленных, называли джаам сай . в обществе волофов [37]
Гир или «свободнорожденные» тоже имели иерархическую структуру. Наверху находились королевские правители, ниже них - доминирующие на региональном или местном уровне дворянские роды, которые контролировали территории и собирали дань, а ниже - свободнорожденные простолюдины, называемые баадуло, или «лишенные власти». [36]
Хронологическое происхождение социального расслоения, основанного на кастах и рабстве, неясно и, вероятно, связано. Таль Тамари, исследователь-антрополог из Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже, предполагает, что следствием растущей системы рабства стало развитие и рост кастовой системы среди волофов к 15 веку и других этнических групп Африка примерно к 13 веку. [38] [39] Однако, по мнению Сьюзен Макинтош, профессора антропологии, специализирующейся на африканских обществах, появление кастовых систем в западноафриканских обществах, таких как волофы, манде, малинке, серер и сонинке , вероятно, произошло раньше. [39] Она относит развитие и распространение каст в этих обществах примерно к 10 веку, поскольку захват рабов , работорговля и рабовладение элитными семьями в Сахеле , Западной Африке и Северной Африке к тому времени были устоявшимся институтом, и рабство было создано шаблон холопских отношений и социального расслоения. [39] По словам Виктории Б. Койфман, профессора афроамериканских и африканских исследований, исторические данные свидетельствуют о том, что народ волоф был матрилинейным обществом до 14 века. Более поздние политико-религиозные изменения, например, произошедшие в эпоху Империи волофов , привели к серьезным изменениям в социальной структуре среди волофов и многих других этнических групп, включая переход к патрилинейной системе. [30]
Разногласия, эндогамия среди каст волофов, социальных и политических групп сохранились и в постколониальном независимом Сенегале. [40] [41]
Домохозяйства
[ редактировать ]Волофы в основном сельские жители (~75%), живущие в небольших деревнях. По словам Дэвида Гэмбла, исторические данные свидетельствуют о том, что волофы жили в крупных поселениях до войн джихада и набегов рабов. [42]
Деревни волофов состоят из группы поселений . Некоторые кластеры случайны и не имеют центральной площади, а многие сгруппированы вокруг площади с мечетью в центре. В каждом комплексе есть круглые или квадратные хижины, построенные из глинобитных стен и стеблей проса, и соломенные крыши конической формы. Иногда территорию ограждают живой изгородью из камыша или стеблей проса. [42] [43]
В одном комплексе может быть несколько хижин, во главе которых стоит патрилокальный мужчина, с разными женой и ее детьми в каждой хижине в полигинных домохозяйствах. В поселке традиционно имеется общая кухня, но если возникают внутренние разногласия, каждая семья готовит отдельно. [43]
Деревню возглавляет вождь, называемый бором декк . Эта роль принадлежит касте и передается по наследству. Вождь был сборщиком дани (налогов) и связующим звеном между чиновниками королевства и жителями деревни. Обычно вождем также является мусульманский религиозный лидер, называемый серинь ( марабут ). [43] В более крупных деревнях есть имам, называемый йелимаан , и вождь охотников или воинов, называемый салиге . Обе традиционно были наследственными кастами. Социальные отношения внутри деревни основаны на иерархии, а споры обычно разрешаются с помощью посредников и мусульманских трибуналов, возглавляемых исламским судьей, называемым кади . [43] [44]
Браки
[ редактировать ]Браки эндогамны. Предпочтительной и распространенной формой брака является двусторонний кросскузенный тип, причем наиболее предпочтительными являются браки между мужчиной и дочерью брата его матери. Многократные браки были обычным явлением: во многих семьях волофов было две жены. [43] [45] Приданое у народа волоф выплачивается в виде выкупа за невесту . [46] Приданое является собственностью женщины после заключения брака. Развод довольно распространен в обществе волофов и согласно принципам ислама. [43]
Хотя рабство является незаконным в современных африканских обществах, оно было обычным явлением в истории народа волоф и среди элитных каст. [47] Рабы не могли вступать в брак без разрешения своего владельца, и обычно рабовладелец отвечал за организацию брака своих рабов или между ними. Рабовладелец и его потомки также имели право заниматься сексом с рабынями, принадлежащими дому. [47] [48]
Средства к существованию
[ редактировать ]Волофы традиционно являются оседлыми фермерами и ремесленниками. Просо было типичным продуктом питания, а рис - второстепенным продуктом питания в период обильных дождей. Маниоку также выращивают, но она была источником дохода для фермеров-волофов. С колониальной эпохи арахис был основной товарной культурой. [43]
Общество волофов патрилинейное, и сельскохозяйственные земли наследуются кастой землевладельцев. Типичные фермеры в деревне платят арендную плату ( вареф ) землевладельцу за право обрабатывать его землю. [43] [49] Фермеры-волофы разводят кур и коз, а также покупают сушеную или копченую рыбу, и то и другое является частью их рациона. Скот также разводят не для еды, а для молока, обработки земли и в качестве резерва богатства. Сельские волофы едят говядину редко, обычно во время церемониального застолья. В настоящее время некоторые деревни совместно используют сельскохозяйственную технику и продают урожай арахиса через кооперативы. [43]
Волофы, принадлежащие к ремесленным кастам, работают на металле, ткут и красят ткани, производят изделия из кожи, изготавливают гончарные изделия и корзины, шьют одежду, производят солому и занимаются подобной экономической деятельностью. Кузнецы-волофы производят инструменты для сельского хозяйства, а другая группа занимается изготовлением золотых украшений. [43] [50]
Род занятий традиционно зависит от пола и унаследованной касты. Мужчины определенной касты — кузнецы, кожевники, ткачи (ныне профессия потомков бывших рабов). Религиозные и политические функции были прерогативой мужчин, в то время как женщины обычно ведут домашнее хозяйство, приносят воду из своих источников, таких как колодцы или близлежащие реки. Женщины также сажают, пропалывают, собирают урожай и собирают дрова. Женщины гончарной касты также помогают на этапах изготовления керамики. [43]
Известные люди волофы
[ редактировать ]Д
[ редактировать ]- Ламин Диак
- Салиф Диао
- Горги Диенг
- Эль Хаджи Малик Диуф
- Аласан Диоп
- ДеСагана Диоп
- Папа Буба Диоп
- Софиан Диоп
- Папи Джилободжи
- Мусса Джитте
- Йоро Дяо
Ф
[ редактировать ]- Байе Фолл (Борьба с Сики)
- В землях Биге-Нгоне-Фолл
- Abdoulaye Faye Скачать бесплатно Mp3
- Амди Фэй
- Майкл Фэй
- Зайнаб Б. Фаал
Г
[ редактировать ]- Ибрагим Мухаммаду Гарба-Джахумпа (политик)
- Идрисса Гуйе
я
[ редактировать ]К
[ редактировать ]л
[ редактировать ]М
[ редактировать ]- Джибриль Диоп Мамбети (кинорежиссер)
- Кара Мбодж
- Дата: Ялла Мбодж
- Нджембот Мбодж
Н
[ редактировать ]С
[ редактировать ]Т
[ редактировать ]В
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население Сенегала 2019» . Обзор мирового населения . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ Секретариат Национальной комиссии по народонаселению (30 апреля 2005 г.). «Перепись населения и жилищного фонда 2013 года: пространственное распределение» (PDF) . Статистическое бюро Гамбии . Республика Гамбия. Архивировано (PDF) из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Каков этнический состав Мавритании?» . Мировой Атлас . 16 августа 2019 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Волоф, сущ. и прил.». Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 1986.
- ^ «Вулоф» . ru.OxfordDictionaries.com . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Африка: Сенегал» . Всемирная книга фактов ЦРУ . Центральное разведывательное управление США. 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Левинсон, Дэвид (1996). «Вулоф» . Энциклопедия мировой культуры, Том 9: Африка и Ближний Восток . ГК Холл. ISBN 978-0-8161-1808-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Левцион, Неемия ; Пауэлс, Рэндалл (2000). История ислама в Африке . Издательство Университета Огайо. стр. 78–79. ISBN 978-0-8214-4461-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грицнер, Джанет (2005). Сенегал . Информационная база. стр. 40–41. ISBN 978-1-4381-0539-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лейхтман, Мара А. (2015). Шиитский космополитизм в Африке: ливанская миграция и религиозное обращение в Сенегале . Издательство Университета Индианы. стр. 46–47. ISBN 978-0-253-01605-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тамари, Таль (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . S2CID 162509491 .
Эндогамные группы ремесленников и музыкантов характерны для более чем пятнадцати народов Западной Африки, включая мандинг, сонинке, волоф, серер, фулани, тукулор, сонгай, догон, сенуфо, минианка, мавров и туарегов. Касты появились у малинке не позднее 1300 г., а у волофов и сонинке, а также у некоторых популяций сонгай и фулани - не позднее 1500 г.
- ^ Гомес, Майкл А. (2002). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду . Издательство Кембриджского университета. стр. 23–24. ISBN 978-0-521-52847-4 .
- ^ Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 544–545. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Си, Мариам И. (2009). «Вулоф» . LRC.Columbia.edu . Нью-Йорк: Центр языковых ресурсов, Колумбийский университет. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 17 июня 2019 г. Этот третичный источник повторно использует информацию из других источников, но не называет их.
- ^ Айто, Джон (2012). Словарь закусочной: происхождение слов о еде и напитках (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 188 . ISBN 978-0199640249 . Проверено 14 августа 2015 г.
Рис Джоллоф, Западная Африка.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: Волофы (PDF) . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 3–5. OCLC 16815490 .
- ^ Картрайт, Марк (2019). Империя Воллофа . Энциклопедия древней истории.
- ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: Волофы (PDF) . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 5–6. OCLC 16815490 .
- ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 335–336, 339–343. ISBN 978-0299073343 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 17–18. OCLC 16815490 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 350–355. ISBN 978-0299073343 .
- ^ Диуф, М.; Лейхтман, М. (2009). Новые взгляды на ислам в Сенегале . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 91–97. ISBN 978-0-230-61850-3 .
- ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 39–40. OCLC 16815490 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. стр. 473–476. ISBN 978-1-139-99150-6 .
- ^ Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 467. ИСБН 978-1-139-99150-6 .
- ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 37–38. OCLC 16815490 .
- ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. С. 38, 40. OCLC 16815490 .
- ^ Фалола, Тойин; Салм, Стивен Дж. Урбанизация и африканские культуры. Каролина Академик Пресс, 2005. ISBN 0-89089-558-9 . стр. 280
- ^ Нгом, Фаллу. Волоф. Линкольн, 2003 год. ISBN 3-89586-845-0 . п 2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тиау, Ибрагима (2013). Босма, Ульбе; Кесслер, Гийс; Лукассен, Лео (ред.). Режимы миграции и членства в глобальной и исторической перспективе: Введение . Брилл Академик. стр. 98–99, 108–109. ISBN 978-90-04-25115-1 .
- ^ Райт, Бонни (1989). Арренс, В.; Карп, И. (ред.). Креативность власти: космология и действие в африканских обществах . Смитсоновский институт. стр. 39–57. ISBN 978-0874746174 .
- ^ Гомес, Майкл (2002). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–25. ISBN 978-0-521-52847-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вильялон, Леонардо А. (2006). Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике . Издательство Кембриджского университета. стр. 56–59. ISBN 978-0-521-03232-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вильялон, Леонардо А. (2006). Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике . Издательство Кембриджского университета. стр. 54, 59–60. ISBN 978-0-521-03232-2 .
- ^ Джудит Ирвин (1989), Когда разговоры недешевы: язык и политическая экономия , американский этнолог , Том. 16, № 2 (май 1989 г.), страницы 253–254.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 15–17. OCLC 16815490 .
- ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 343–344. ISBN 978-0299073343 .
- ^ Тамари, Таль (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . S2CID 162509491 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макинтош, Сьюзен (2001). ДеКорс, Кристофер Р. (ред.). Западная Африка во время атлантической работорговли: археологические перспективы . Академик Блумсбери. стр. 17–18. ISBN 978-0-7185-0247-8 .
- ^ Силла, Усман (1966). «Сохранение каст в современном обществе волофов». Бюллетень Фундаментального института Черной Африки, Серия B: Гуманитарные науки (на французском языке). 28 (3–4): 731–770.
- ^ Джудит, Ирвин (1989). «Когда разговоры недешевы: язык и политическая экономия». Американский этнолог . 16 (2): 259–260. дои : 10.1525/ae.1989.16.2.02a00040 . JSTOR 645001 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: Волофы (PDF) . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 8–10. OCLC 16815490 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лагасе, Роберт О.; Скоггард, Ян (1999). Исследование HRAF: Культура волофов в Сенегале и Гамбии . Издательство Йельского университета. OCLC 51491669 .
- ^ Чарльз, Юнис А. (1975). «Шейх Амаду Ба и джихад в Джолофе». Международный журнал африканских исторических исследований . 8 (3): 367–382. дои : 10.2307/217150 . JSTOR 217150 .
- ^ Дэвид В. Эймс (1955), Экономическая основа полигинии волофов , Юго-западный журнал антропологии, Vol. 11, № 4 (зима, 1955 г.), стр. 391–403.
- ^ Платто, Жан-Филипп; Гаспар, Фредерик (2007). «Порочные эффекты высоких цен на невесту». Мировое развитие . 35 (7): 1221–1236. дои : 10.1016/j.worlddev.2006.09.017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сиринг, Джеймс Ф. (1988). «Аристократы, рабы и крестьяне: власть и зависимость в штатах волофов, 1700–1850». Международный журнал африканских исторических исследований . 21 (3): 475–503. дои : 10.2307/219452 . JSTOR 219452 .
- ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 343–349. ISBN 978-0299073343 .
- ^ Салау, Мухаммад (2010). «Роль рабского труда в производстве арахиса в раннем колониальном Кано». Журнал африканской истории . 51 (2): 147–165. дои : 10.1017/s002185371000023x . S2CID 146506749 .
- ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 335–363. ISBN 978-0299073343 .
Библиография
[ редактировать ]- Абдель Малек, Карин; Сиссе, Мамаду (2014). Волофские пословицы и поговорки (на французском языке). Париж: Африканское присутствие. ISBN 978-2-7087-0842-6 .
- Сиссе, Мамаду (2004). Французско-волофский словарь (на французском языке). Париж: Азиатека. ISBN 2-911053-43-5 .
- Сиссе, Мамаду (1994). Современные сказки волофов (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN 2-7384-3016-3 .
- Малерб, Мишель; Салл, Шейх (1989). Давайте поговорим на волофе – языке и культуре (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN 2-7384-0383-2 .
- Бихлер, Габриэле Айша (2003). Бежо, Курай и Бин-бим? Язык и культура народа волоф в Сенегале (с приложенным учебником волоф) . Публикации европейских университетов (на немецком языке). Том 90. Франкфурт-на-Майне: Издательская группа Питера Ланга. ISBN 3-631-39815-8 .
- Фал, Араме; Сантос, Розин; Доне, Жан Леонс (1990). Словарь волоф-французского языка (за которым следует индекс французско-волофского языка) (на французском языке). Париж: Картала. ISBN 2-86537-233-2 .
- Гетц, Рольф (1996). Сенегал – Гамбия: Практический путеводитель по западному побережью Африки (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Путеводитель Verlag Peter Meyer. ISBN 3-922057-09-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]