Jump to content

Волофы

Волофы
Волоф в Гамбии
Общая численность населения
~7,676,940
Регионы со значительной численностью населения
 Сенегал 7,192,000 [1]
 Гамбия 300,000 [2]
 Мавритания 230,000 [3]
Языки
Волоф Французский Английский
Религия
Преимущественно суннитский ислам
Родственные этнические группы
Люди Серер , люди Диола , люди Лебу

Народ волоф ( Великобритания : / ˈ w l ɒ f / ) [4] [5] западноафриканская этническая группа, проживающая на северо-западе Сенегала , Гамбии и юго-западной прибрежной Мавритании . В Сенегале волофы являются самой крупной этнической группой (~39,7%), тогда как в других местах они составляют меньшинство. [6] Они называют себя волофами и говорят на языке волоф , принадлежащем к западноатлантической ветви нигерско -конголезской языковой семьи. [7]

Их ранняя история неясна. Самое раннее документальное упоминание о волофах встречается в записях итальянского путешественника XV века, финансируемого Португалией, Алвизе Кадамосто , который упоминал хорошо зарекомендовавших себя исламских вождей волофов, которых консультировали мусульманские советники. [7] [8] Волофы принадлежали средневековой империи волофов в регионе Сенегамбия . [8]

Подробности доисламских религиозных традиций волофов неизвестны, а в их устных традициях говорится, что они были приверженцами ислама со времен короля-основателя Джолофа . [8] Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, позволяют предположить, что воины и правители волофов изначально не обратились в ислам, хотя и принимали мусульманских священнослужителей и полагались на них как на советников и администраторов. В XVIII веке и после него на волофов повлиял жестокий джихад в Западной Африке, который вызвал внутренние разногласия по поводу ислама среди волофов. [8] В 19 веке, когда колониальные французские войска начали войну против королевств волофов, народ волофов оказал сопротивление французам и обратился в ислам. [8] [9] [10] Современные волофы - это преимущественно мусульмане- суфии , принадлежащие к Мурид и Тиджания . исламским братствам [7]

Народ волоф, как и другие западноафриканские этнические группы, исторически поддерживал жесткую эндогамную социальную стратификацию, включавшую дворянство, священнослужителей, касты и рабов. [7] [11] [12] Волофы были близки к французским колониальным правителям, интегрировались в колониальную администрацию и доминировали в культуре и экономике Сенегала с момента обретения страной независимости от Франции 4 апреля 1960 года. [13]

Их также называют Воллоф , Джолоф , Иолоф , Валоф , Ялоф , Олоф и Волоф , среди других вариантов написания.

Термин «волоф» также относится к языку волофов , а также к их государствам, культурам и традициям. В старых французских публикациях часто используется написание Ouolof ; вплоть до XIX века варианты написания Wolluf , Volof и Olof также встречаются , среди более редких вариантов, таких как Yolof , Dylof , Chelof , Galof , Lolof и других. [7] [14] На английском языке Воллоф и Волофф [4] встречаются, особенно в отношении гамбийских волофов; для англоговорящих людей написание Воллофа ближе к родному произношению имени. [14] ) Написание Джолоф также часто используется, но, в частности, относится к Империи Джолоф и Королевству Джолоф , существовавшим в центральном Сенегале с 14 по 19 века. Точно так же блюдо из западноафриканского риса известно на английском языке как рис Джоллоф . [15]

Происхождение народа волоф неясно, утверждает Дэвид Гэмбл, профессор антропологии и африканистики, специализирующийся на Сенегамбии . [16] Археологические артефакты были обнаружены в Сенегале и Гамбии, такие как доисторическая керамика, камни 8-го века и курганы 14-го века, но, как утверждает Гэмбл, они не предоставляют никаких доказательств, связывающих их исключительно с этнической группой волофов. Их название «волоф» впервые появляется в записях португальских путешественников 15 века. [16]

Одна из теорий гласит, что после арабских завоеваний Западной Африки в последние столетия I тысячелетия нашей эры народ волофов был вынужден переселиться на север и восток Сенегала, где со временем деревни и города превратились в автономные государства, такие как Баол, Кайор, Салум, Димар, Вало и Сине - общее правящее государство - это государство Джолофа, который добровольно объединился, чтобы сформировать Империю Джолофа. [ нужна ссылка ] [17] По мнению Гэмбла, эта миграция, вероятно, произошла в конце 11 века, когда империя Гана пала перед мусульманскими армиями из Судана. [16]

Другая устная традиция рассказывает о легенде в Вало, которая начинается с спора между двумя деревнями возле озера. Таинственный человек вышел из озера, чтобы уладить спор. Жители деревни задержали его; он поселился среди них и стал тем, кто урегулировал споры и установил верховную власть. Его звали Ндиадьян Ндьайе , а его потомков звали Ндиайес или Нджие , и они, согласно этой мифической легенде, привели к правлению семей волофов в Мали. [16] Документированная история, начиная с 15 века, представляет собой сложную историю соперничества между могущественными семьями, войн, переворотов и завоеваний в обществе волофов. [18]

Империя Волофов

[ редактировать ]
Карта-локатор этнического распределения волофов. Здесь показаны районы традиционной концентрации общин волофов. Распределение самоидентифицированных людей волоф более широкое, население смешанное, а использование языка волоф стало почти универсальным в Сенегале.

Империя Джолоф или Волоф была средневековым западноафриканским государством, которое управляло частями Сенегала и Гамбии примерно с 1350 по 1890 год. Волофы доминируют в истории северо-центральной части Сенегала на протяжении большей части последних 800 лет. Его окончательная гибель от рук французских колониальных войск в 1870–1890-х годах также знаменует собой начало формирования Сенегала как единого государства.

К концу 15 века волофские государства Джолоф, Кайор, Баол и Вало объединились в федерацию с Джолофом в качестве столичной державы. Позицию короля занимал Бурба Волоф, и правители других входящих в состав государств были обязаны ему подчиняться и платить дань. До того, как народ волоф стал участвовать в торговле товарами и работорговлей с португальскими купцами на побережье, у них была давняя традиция устоявшейся торговли товарами и рабами с империями Западного Судана , а также с имаматом Фута Торо и другими этническими группами в Северной Африке. [19]

Рабство было частью культуры волофов с момента их самой ранней зарегистрированной истории. До прибытия европейцев в регионы, населенные волофами, рабы там либо рождались в рабстве, либо порабощались путем покупки или захвата в ходе войны. [20] Начиная с 16 века португальские работорговцы начали покупать рабов в портах Сенегамбии для перевозки в свои американские колонии ; эти рабы часто проходили через земли волофов, прежде чем добраться до побережья. Поскольку спрос на рабов в Европе увеличился в 17 и 18 веках, в эту эпоху произошло соответствующее увеличение набегов рабов- волофов с целью приобретения пленников для перевозки на побережье. [21]

Трансатлантическая работорговля также привела к тому, что волофы приобрели европейское огнестрельное оружие , которое обычно обменивалось на рабов на западноафриканском побережье. Благодаря этому огнестрельному оружию интенсивность и насилие набегов рабов-волофов (и конфликтов с другими этническими группами в целом) возросли. Однако эти набеги рабов в конечном итоге начали стихать, поскольку правительства Европы и Америки постепенно поставили вне закона участие своих стран в работорговле. [21] В эпоху империализма нового в результате борьбы за Африку большая часть африканской территории, включая земли, населенные волофами, попала под европейское колониальное господство . Эти новые колониальные режимы объявили рабство вне закона, и к 1890-м годам французские власти в Западной Африке в значительной степени отменили это учреждение. [20] Однако социальные различия между свободнорожденными волофами и рабами сохранялись в период колониального правления и продолжались даже после деколонизации Африки в середине 20 века, когда волофы стали независимыми от европейского колониального правления. [20]

Демография

[ редактировать ]

Народ волоф — крупнейшая этническая группа в Сенегале, особенно сконцентрированная в северо-западном регионе вблизи рек Сенегал и Гамбия . [6] [7] В Гамбии около 16% населения составляют волофы. В Гамбии они составляют меньшинство. Однако язык и культура волоф имеют непропорциональное влияние из-за их распространенности в Банжуле , столице Гамбии, где большинство населения составляют волофы. В Мавритании около 8% населения составляют волофы. Их общая численность населения в трех странах превышает 6 миллионов человек.

Подавляющее большинство волофов — мусульмане-сунниты . Однако религиозная практика часто содержит местные элементы. [8] Сложные отношения привели к появлению суфийских традиций из исторической и доминирующей среды суннитского ислама. [22]

Доисламские религиозные традиции волофов неизвестны, и отсутствуют ни письменные, ни устные предания об их традиционной религии. В устных традициях волофов есть легенды, в которых говорится, что они были приверженцами ислама с момента основания своего королевства Джолоф . [8] Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, позволяют предположить, что короли и воины волофов не обращались в ислам вначале и на протяжении многих столетий, принимая и полагаясь на мусульманских священнослужителей в качестве советников и администраторов. [8]

По мнению Дэвида Гэмбла, доисламские верования волофов могут быть отражены и поглощены суфийскими верованиями о добрых и злых духах ( джиннах ), амулетах, танцах и других ритуалах. [23]

В XVIII веке и после него на волофов повлиял жестокий джихад в Западной Африке, который вызвал внутренние разногласия среди волофов по поводу ислама. [8] Ира Лапидус , профессор истории Ближнего Востока и ислама, утверждает, что сенегамбийские боевики начала XIX века «пронеслись по Сенегамбии, сжигая деревни, убивая язычников и порабощая их врагов», и были ответственны за обращение значительного числа волофов в ислам. . [24] Джихады в Западной Африке, в которых участвовали волофы и другие этнические группы, начались рано и часто вдохновлялись воинствующими реформаторами, такими как реформаторы 15 века. [25] Нападения джихада XVIII и XIX веков, утверждает Лапидус, проложили путь к массовому обращению в ислам, но не к почти всеобщему обращению. [8] [24]

В конце 19 века, когда французские колониальные силы начали войну против королевств волофов, волофы оказали сопротивление французам и спровоцировали начало почти повсеместного обращения волофов в Сенегамбии в ислам. [8] [9] [10] Волофы присоединились к различным конкурирующим суфийским мусульманским движениям в 20 веке, особенно к тем, которые принадлежали исламским братствам Мурид и Тиджания . [7]

Сенегальские суфийские мусульманские братства возникли в общинах волофов в 19 веке и разрослись в 20 веке. Суфийские лидеры и марабуты оказывают культурное и политическое влияние среди большинства мусульманских общин, в первую очередь лидер Муридийя, также называемого Братством Мурид . [26]

В 20 веке ахмадийские и методистские миссионеры открыли офисы в современной Сенегамбии, но очень немногие волофы стали их членами. [27]

Культура

[ редактировать ]
Изображение солдата-волофа в XIX веке.
Волоф Ваало в военном костюме, середина XIX века.

Традиционная культура и обычаи народа волоф пережили колониальную эпоху и являются сильным элементом сенегальской культуры .

Волоф ( / ˈ w ɒ l ɒ f / ) — язык Сенегала , Гамбии и Мавритании , а также родной язык народа волоф. Как и соседние языки серер и фула , он принадлежит к сенегамбийской ветви нигеро -конголезской языковой семьи . В отличие от большинства других языков стран Африки к югу от Сахары , волоф не является тональным языком .

Волоф возник как язык народа лебу . [28] [29] Это наиболее распространенный язык в Сенегале, на котором говорят люди волоф (40% населения), а также большинство других сенегальцев в качестве второго языка. [ нужна ссылка ]

волоф Диалекты различаются географически и в сельской местности, и в городах. «Дакар-волоф», например, представляет собой городскую смесь волофов, французского и арабского языков .

Социальная стратификация

[ редактировать ]

У народа волофов было жесткое, патриархальное, эндогамное социальное стратифицированное общество, по крайней мере, с 15 века. [11] [30] [31]

Социальные слои включали свободную категорию, называемую гир , кастовую категорию, называемую ньэньо или ниено , и рабскую категорию рабов, называемую джаам . [30] [32] По словам Леонардо Вильялона, профессора политологии и африканских исследований, кастовый статус передавался по наследству, а эндогамия среди мужчин и женщин определенного кастового статуса была устойчивой чертой народа волоф. [33] Кастовый статус волофов, утверждает Вильялон, является более серьезным препятствием для смешанных браков, чем этническая принадлежность или религия в Сенегале. [33]

Касты также были иерархическими, самый низкий уровень - гриоты . [34] [35] В культурном отношении их унаследованная неполноценность близка к неполноценности рабов ( джаамов или каалов ). [34] Касты, утверждает Дэвид Гэмбл, были связаны с идеями относительной чистоты/нечистоты. [36] Кожевники, например, считались низшими представителями ньэнё, поскольку их профессия, связанная со шкурами животных, считалась грязной. [36]

Королева и король волофов, картина Дэвида Бойлата 1853 года.

Рабы исторически были отдельной эндогамной группой в обществе волофов. [30] Рабы либо передавались по наследству в обществе волофов, либо были похищены, куплены в детстве у отчаявшихся родителей в трудные времена, такие как голод, либо рабство было введено деревенскими старейшинами в качестве наказания за проступки. К началу XVIII века всевозможные обвинения и мелкие преступления привели к наказанию обвиняемых за рабские слои. Рабов, приобретенных путем похищения, покупки или в качестве военнопленных, называли джаам сай . в обществе волофов [37]

Гир или «свободнорожденные» тоже имели иерархическую структуру. Наверху находились королевские правители, ниже них - доминирующие на региональном или местном уровне дворянские роды, которые контролировали территории и собирали дань, а ниже - свободнорожденные простолюдины, называемые баадуло, или «лишенные власти». [36]

Хронологическое происхождение социального расслоения, основанного на кастах и ​​рабстве, неясно и, вероятно, связано. Таль Тамари, исследователь-антрополог из Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже, предполагает, что следствием растущей системы рабства стало развитие и рост кастовой системы среди волофов к 15 веку и других этнических групп Африка примерно к 13 веку. [38] [39] Однако, по мнению Сьюзен Макинтош, профессора антропологии, специализирующейся на африканских обществах, появление кастовых систем в западноафриканских обществах, таких как волофы, манде, малинке, серер и сонинке , вероятно, произошло раньше. [39] Она относит развитие и распространение каст в этих обществах примерно к 10 веку, поскольку захват рабов , работорговля и рабовладение элитными семьями в Сахеле , Западной Африке и Северной Африке к тому времени были устоявшимся институтом, и рабство было создано шаблон холопских отношений и социального расслоения. [39] По словам Виктории Б. Койфман, профессора афроамериканских и африканских исследований, исторические данные свидетельствуют о том, что народ волоф был матрилинейным обществом до 14 века. Более поздние политико-религиозные изменения, например, произошедшие в эпоху Империи волофов , привели к серьезным изменениям в социальной структуре среди волофов и многих других этнических групп, включая переход к патрилинейной системе. [30]

Разногласия, эндогамия среди каст волофов, социальных и политических групп сохранились и в постколониальном независимом Сенегале. [40] [41]

Домохозяйства

[ редактировать ]

Волофы в основном сельские жители (~75%), живущие в небольших деревнях. По словам Дэвида Гэмбла, исторические данные свидетельствуют о том, что волофы жили в крупных поселениях до войн джихада и набегов рабов. [42]

Деревни волофов состоят из группы поселений . Некоторые кластеры случайны и не имеют центральной площади, а многие сгруппированы вокруг площади с мечетью в центре. В каждом комплексе есть круглые или квадратные хижины, построенные из глинобитных стен и стеблей проса, и соломенные крыши конической формы. Иногда территорию ограждают живой изгородью из камыша или стеблей проса. [42] [43]

В одном комплексе может быть несколько хижин, во главе которых стоит патрилокальный мужчина, с разными женой и ее детьми в каждой хижине в полигинных домохозяйствах. В поселке традиционно имеется общая кухня, но если возникают внутренние разногласия, каждая семья готовит отдельно. [43]

Деревню возглавляет вождь, называемый бором декк . Эта роль принадлежит касте и передается по наследству. Вождь был сборщиком дани (налогов) и связующим звеном между чиновниками королевства и жителями деревни. Обычно вождем также является мусульманский религиозный лидер, называемый серинь ( марабут ). [43] В более крупных деревнях есть имам, называемый йелимаан , и вождь охотников или воинов, называемый салиге . Обе традиционно были наследственными кастами. Социальные отношения внутри деревни основаны на иерархии, а споры обычно разрешаются с помощью посредников и мусульманских трибуналов, возглавляемых исламским судьей, называемым кади . [43] [44]

Браки эндогамны. Предпочтительной и распространенной формой брака является двусторонний кросскузенный тип, причем наиболее предпочтительными являются браки между мужчиной и дочерью брата его матери. Многократные браки были обычным явлением: во многих семьях волофов было две жены. [43] [45] Приданое у народа волоф выплачивается в виде выкупа за невесту . [46] Приданое является собственностью женщины после заключения брака. Развод довольно распространен в обществе волофов и согласно принципам ислама. [43]

Хотя рабство является незаконным в современных африканских обществах, оно было обычным явлением в истории народа волоф и среди элитных каст. [47] Рабы не могли вступать в брак без разрешения своего владельца, и обычно рабовладелец отвечал за организацию брака своих рабов или между ними. Рабовладелец и его потомки также имели право заниматься сексом с рабынями, принадлежащими дому. [47] [48]

Средства к существованию

[ редактировать ]

Волофы традиционно являются оседлыми фермерами и ремесленниками. Просо было типичным продуктом питания, а рис - второстепенным продуктом питания в период обильных дождей. Маниоку также выращивают, но она была источником дохода для фермеров-волофов. С колониальной эпохи арахис был основной товарной культурой. [43]

Общество волофов патрилинейное, и сельскохозяйственные земли наследуются кастой землевладельцев. Типичные фермеры в деревне платят арендную плату ( вареф ) землевладельцу за право обрабатывать его землю. [43] [49] Фермеры-волофы разводят кур и коз, а также покупают сушеную или копченую рыбу, и то и другое является частью их рациона. Скот также разводят не для еды, а для молока, обработки земли и в качестве резерва богатства. Сельские волофы едят говядину редко, обычно во время церемониального застолья. В настоящее время некоторые деревни совместно используют сельскохозяйственную технику и продают урожай арахиса через кооперативы. [43]

Волофы, принадлежащие к ремесленным кастам, работают на металле, ткут и красят ткани, производят изделия из кожи, изготавливают гончарные изделия и корзины, шьют одежду, производят солому и занимаются подобной экономической деятельностью. Кузнецы-волофы производят инструменты для сельского хозяйства, а другая группа занимается изготовлением золотых украшений. [43] [50]

Род занятий традиционно зависит от пола и унаследованной касты. Мужчины определенной касты — кузнецы, кожевники, ткачи (ныне профессия потомков бывших рабов). Религиозные и политические функции были прерогативой мужчин, в то время как женщины обычно ведут домашнее хозяйство, приносят воду из своих источников, таких как колодцы или близлежащие реки. Женщины также сажают, пропалывают, собирают урожай и собирают дрова. Женщины гончарной касты также помогают на этапах изготовления керамики. [43]

Известные люди волофы

[ редактировать ]
  1. ^ «Население Сенегала 2019» . Обзор мирового населения . Проверено 17 июня 2019 г.
  2. ^ Секретариат Национальной комиссии по народонаселению (30 апреля 2005 г.). «Перепись населения и жилищного фонда 2013 года: пространственное распределение» (PDF) . Статистическое бюро Гамбии . Республика Гамбия. Архивировано (PDF) из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
  3. ^ «Каков этнический состав Мавритании?» . Мировой Атлас . 16 августа 2019 года . Проверено 18 июня 2021 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Волоф, сущ. и прил.». Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 1986.
  5. ^ «Вулоф» . ru.OxfordDictionaries.com . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Африка: Сенегал» . Всемирная книга фактов ЦРУ . Центральное разведывательное управление США. 14 ноября 2022 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Левинсон, Дэвид (1996). «Вулоф» . Энциклопедия мировой культуры, Том 9: Африка и Ближний Восток . ГК Холл. ISBN  978-0-8161-1808-3 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Левцион, Неемия ; Пауэлс, Рэндалл (2000). История ислама в Африке . Издательство Университета Огайо. стр. 78–79. ISBN  978-0-8214-4461-0 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грицнер, Джанет (2005). Сенегал . Информационная база. стр. 40–41. ISBN  978-1-4381-0539-0 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лейхтман, Мара А. (2015). Шиитский космополитизм в Африке: ливанская миграция и религиозное обращение в Сенегале . Издательство Университета Индианы. стр. 46–47. ISBN  978-0-253-01605-8 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тамари, Таль (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . S2CID   162509491 . Эндогамные группы ремесленников и музыкантов характерны для более чем пятнадцати народов Западной Африки, включая мандинг, сонинке, волоф, серер, фулани, тукулор, сонгай, догон, сенуфо, минианка, мавров и туарегов. Касты появились у малинке не позднее 1300 г., а у волофов и сонинке, а также у некоторых популяций сонгай и фулани - не позднее 1500 г.
  12. ^ Гомес, Майкл А. (2002). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду . Издательство Кембриджского университета. стр. 23–24. ISBN  978-0-521-52847-4 .
  13. ^ Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 544–545. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Си, Мариам И. (2009). «Вулоф» . LRC.Columbia.edu . Нью-Йорк: Центр языковых ресурсов, Колумбийский университет. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 17 июня 2019 г.   Этот третичный источник повторно использует информацию из других источников, но не называет их.
  15. ^ Айто, Джон (2012). Словарь закусочной: происхождение слов о еде и напитках (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 188 . ISBN  978-0199640249 . Проверено 14 августа 2015 г. Рис Джоллоф, Западная Африка.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: Волофы (PDF) . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 3–5. OCLC   16815490 .
  17. ^ Картрайт, Марк (2019). Империя Воллофа . Энциклопедия древней истории.
  18. ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: Волофы (PDF) . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 5–6. OCLC   16815490 .
  19. ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 335–336, 339–343. ISBN  978-0299073343 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 17–18. OCLC   16815490 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 350–355. ISBN  978-0299073343 .
  22. ^ Диуф, М.; Лейхтман, М. (2009). Новые взгляды на ислам в Сенегале . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 91–97. ISBN  978-0-230-61850-3 .
  23. ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 39–40. OCLC   16815490 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. стр. 473–476. ISBN  978-1-139-99150-6 .
  25. ^ Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 467. ИСБН  978-1-139-99150-6 .
  26. ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 37–38. OCLC   16815490 .
  27. ^ Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. С. 38, 40. OCLC   16815490 .
  28. ^ Фалола, Тойин; Салм, Стивен Дж. Урбанизация и африканские культуры. Каролина Академик Пресс, 2005. ISBN   0-89089-558-9 . стр. 280
  29. ^ Нгом, Фаллу. Волоф. Линкольн, 2003 год. ISBN   3-89586-845-0 . п 2
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тиау, Ибрагима (2013). Босма, Ульбе; Кесслер, Гийс; Лукассен, Лео (ред.). Режимы миграции и членства в глобальной и исторической перспективе: Введение . Брилл Академик. стр. 98–99, 108–109. ISBN  978-90-04-25115-1 .
  31. ^ Райт, Бонни (1989). Арренс, В.; Карп, И. (ред.). Креативность власти: космология и действие в африканских обществах . Смитсоновский институт. стр. 39–57. ISBN  978-0874746174 .
  32. ^ Гомес, Майкл (2002). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–25. ISBN  978-0-521-52847-4 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вильялон, Леонардо А. (2006). Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике . Издательство Кембриджского университета. стр. 56–59. ISBN  978-0-521-03232-2 .
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вильялон, Леонардо А. (2006). Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике . Издательство Кембриджского университета. стр. 54, 59–60. ISBN  978-0-521-03232-2 .
  35. ^ Джудит Ирвин (1989), Когда разговоры недешевы: язык и политическая экономия , американский этнолог , Том. 16, № 2 (май 1989 г.), страницы 253–254.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: волофы . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 15–17. OCLC   16815490 .
  37. ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 343–344. ISBN  978-0299073343 .
  38. ^ Тамари, Таль (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . S2CID   162509491 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макинтош, Сьюзен (2001). ДеКорс, Кристофер Р. (ред.). Западная Африка во время атлантической работорговли: археологические перспективы . Академик Блумсбери. стр. 17–18. ISBN  978-0-7185-0247-8 .
  40. ^ Силла, Усман (1966). «Сохранение каст в современном обществе волофов». Бюллетень Фундаментального института Черной Африки, Серия B: Гуманитарные науки (на французском языке). 28 (3–4): 731–770.
  41. ^ Джудит, Ирвин (1989). «Когда разговоры недешевы: язык и политическая экономия». Американский этнолог . 16 (2): 259–260. дои : 10.1525/ae.1989.16.2.02a00040 . JSTOR   645001 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гэмбл, Дэвид; Салмон, Линда К.; Нджие, Аджаджи Хасан (1985). Народы Гамбии: Волофы (PDF) . Издательство государственного университета Сан-Франциско. стр. 8–10. OCLC   16815490 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лагасе, Роберт О.; Скоггард, Ян (1999). Исследование HRAF: Культура волофов в Сенегале и Гамбии . Издательство Йельского университета. OCLC   51491669 .
  44. ^ Чарльз, Юнис А. (1975). «Шейх Амаду Ба и джихад в Джолофе». Международный журнал африканских исторических исследований . 8 (3): 367–382. дои : 10.2307/217150 . JSTOR   217150 .
  45. ^ Дэвид В. Эймс (1955), Экономическая основа полигинии волофов , Юго-западный журнал антропологии, Vol. 11, № 4 (зима, 1955 г.), стр. 391–403.
  46. ^ Платто, Жан-Филипп; Гаспар, Фредерик (2007). «Порочные эффекты высоких цен на невесту». Мировое развитие . 35 (7): 1221–1236. дои : 10.1016/j.worlddev.2006.09.017 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сиринг, Джеймс Ф. (1988). «Аристократы, рабы и крестьяне: власть и зависимость в штатах волофов, 1700–1850». Международный журнал африканских исторических исследований . 21 (3): 475–503. дои : 10.2307/219452 . JSTOR   219452 .
  48. ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 343–349. ISBN  978-0299073343 .
  49. ^ Салау, Мухаммад (2010). «Роль рабского труда в производстве арахиса в раннем колониальном Кано». Журнал африканской истории . 51 (2): 147–165. дои : 10.1017/s002185371000023x . S2CID   146506749 .
  50. ^ Кляйн, Мартин (1977). «Рабство среди волофов и сир Сенегамбии». В Майерсе, Сюзанна; Копытов, Игорь (ред.). Рабство в Африке: исторические и антропологические перспективы . Университет Висконсина Пресс. стр. 335–363. ISBN  978-0299073343 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Абдель Малек, Карин; Сиссе, Мамаду (2014). Волофские пословицы и поговорки (на французском языке). Париж: Африканское присутствие. ISBN  978-2-7087-0842-6 .
  • Сиссе, Мамаду (2004). Французско-волофский словарь (на французском языке). Париж: Азиатека. ISBN  2-911053-43-5 .
  • Сиссе, Мамаду (1994). Современные сказки волофов (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN  2-7384-3016-3 .
  • Малерб, Мишель; Салл, Шейх (1989). Давайте поговорим на волофе – языке и культуре (на французском языке). Париж: L'Harmattan. ISBN  2-7384-0383-2 .
  • Бихлер, Габриэле Айша (2003). Бежо, Курай и Бин-бим? Язык и культура народа волоф в Сенегале (с приложенным учебником волоф) . Публикации европейских университетов (на немецком языке). Том 90. Франкфурт-на-Майне: Издательская группа Питера Ланга. ISBN  3-631-39815-8 .
  • Фал, Араме; Сантос, Розин; Доне, Жан Леонс (1990). Словарь волоф-французского языка (за которым следует индекс французско-волофского языка) (на французском языке). Париж: Картала. ISBN  2-86537-233-2 .
  • Гетц, Рольф (1996). Сенегал – Гамбия: Практический путеводитель по западному побережью Африки (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Путеводитель Verlag Peter Meyer. ISBN  3-922057-09-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: baec3b5104aed278bd215ee96c5c0a2d__1721157720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/2d/baec3b5104aed278bd215ee96c5c0a2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wolof people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)