Папель люди
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
183 000 в Гвинее-Бисау; 9000 по всему миру | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Казаманс ( Сенегал ), Гвинея-Бисау (традиционно в регионе Биомбо ) и Гвинея | |
Языки | |
Папель , французский , португальский | |
Религия | |
Христианство (обычно католики), ислам , но также практикуют анимизм. | |
Родственные этнические группы | |
Манкагнес, Манджек и Беафада |
Папельс , также известный как Мойум, Ойум, Папей, Пепел или Пелес, [1] — этническая группа, проживающая главным образом в Гвинее-Бисау , хотя также встречается в Казамансе ( Сенегал ) и Гвинее . Их население в Гвинее-Бисау составляет около 183 000 человек, из них 9 000 проживают за пределами страны. Они традиционно занимались охотой и земледелием.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Согласно устной истории, человек по имени Мекау, сын короля из королевства Кинара на юге реки Геба , прибыл в Бисау во время одной из своих охотничьих поездок. Он решил поселиться там из-за плодородной почвы и основал королевство. Из Кинары он привез свою беременную сестру Пунгуэнхум и шесть жен: Интенде, Джокома, Малу, Интсому, Кликера и Инчиполо. Мекау пригласил других подданных из королевства своего отца заселить вместе с ним территорию Бисау. От его сестры и шести жен возникло семь основных родов Папеля. [2]
- Клан Н'нсассун (множественное число, боссассун) происходит от линии Пунгуэнхум. Эта линия унаследовала командирские роли в виде королей и дворян (в Криоле, Джаграс). Они представлены Леопардом . Фамилии, как правило, «Ле», и они традиционно проживали в регионе Бисау.
- Клан Ннссо (множественное число, Боссо) по линии Мала традиционно проживал в районе Бандим в Бисау. Из-за своей исторической специализации и преданности сельскому хозяйству они представились как Лягушка . Их фамилии, как правило, «Ко».
- Клан Ннджукомо (множественное число, Боджукумо) по линии Интсома традиционно проживал в регионе Альто-Крим в Бисау. Это второй по значимости клан после Босасуна. Этот клан считал себя бесстрашными воинами и представлял себя Гиеной . Фамилии, как правило, «Ca».
- Род Н'нсафинте (множественное число, Босафинте) из линии Джокома традиционно проживал в Сафимском районе Биомбо . Они считали себя хитрыми и были представлены зайцем . Они, как правило, носят фамилию «Те».
- Род Н'нига (множественное число, Бойга) из линии Кликера традиционно проживал в районе Калекир в Бисау и представлял себя как Козла из-за своей быстроты. Они, как правило, носят фамилию «Са».
- Клан Ннссузу (множественное число, Боссузу) из линии Интенде традиционно проживал в районе Миндара в Бисау и был представлен трубкозубами . Обычно они носят фамилию «Джу».
- Н'нттат (множественное число, Боттат) из линии Инчиполо традиционно жили в районе Биссаланка в Бисау. Они были представлены Обезьяной , поскольку их основным занятием было лазание по деревьям и добыча пальмового вина . Их фамилии, как правило, «Инди».
Королевство Бисау и вассальные государства, принадлежавшие Папелю в Биомбо, использовали матрилинейную линию преемственности, при которой сын сестры государя по материнской линии был следующим в очереди на королевский сан или ближайшим родственником мужского пола у бабушки и дедушки короля по материнской линии. ' линия. Люди унаследовали имя клана своей матери, хотя в более поздние времена имя отца могло и будет взято. [2]
исследования ДНК
Предполагается, что отцовская линия папелов различна среди населения Гвинеи, при этом E1-M33 часто обнаруживается среди папелов. [3] L3e2b чаще встречался в Папеле, эта гаплогруппа напоминает гаплогруппы, обнаруженные в Восточной и Центральной Африке. [3] Эти результаты позволяют сделать вывод, что в истории папелей произошла миграция из Восточной Африки, и сохранение этой линии обусловлено коротким периодом времени, в течение которого папели находились в Гвинее-Бисау, что также позволяет предположить, что папели не были в Гвинее-Бисау. так долго, как считалось ранее.
Присутствие U5b1b в популяции Папеля представляет собой возможную генетическую связь с саамами Скандинавии и североафриканскими берберами , что, как предполагается, связано с постледниковой экспансией. [3] Эта линия U5b1b предполагает расширение, проходящее через Гибралтарский пролив и развивающееся в локальный западноафриканский кластер. [3]
Европейский контакт
[ редактировать ]1600–1700 гг. н. э.
[ редактировать ]Самый ранний контакт между папелями и европейцами датируется концом 16 века. Андре Альварес де Алмада выделил Бисау как убежище для португальцев и регулярно использовал его в качестве убежища для кораблей, подвергшихся нападению со стороны других европейцев. Говорят, что король Бисау Экенде был «лучшим другом» португальцев из-за случая, когда Баррейра встретил короля в Бисау в 1605 году. [4] : 304 Отношения, как уже упоминалось, были приятными во время правления короля Экенде в 1663 году. Отношения были настолько дружескими. Лемос Коэльо поощрял переселение людей из Кашеу в Бисау из-за прекрасного обращения с Лансадосом в Королевстве Бисау. [4] : 304 В 1680 году силы Папеля помогли Португалии освободить форт Каше . [4] : 305
Дружеские отношения продолжались до правления короля Бакомполя Ко (1687–1696). [4] : 314 Об этом свидетельствует обмен подарками между о. Дружеские отношения Франсиско де Пинхеля и короля продлились еще шесть-семь лет. [4] : 306 Осознание выгоды торговли допускало корабли всех европейцев в свои порты, примером были французы, в которых переговоры между французским чиновником Де ла Курбом и королем закончились отказом от строительства французского форта, строительства торгового фабрика была разрешена, и к югу от Гамбии королевство стало французским торговым центром. [4] : 307 Между 1685 и 1688 годами французская торговая фабрика вывезла из этого региона около 2800 рабов. [4] : 307, 308 Основными статьями экспорта между королевством и европейцами были рабы , воск и слоновая кость . [4] : 310 Торговля была характерна для налога, который все торговцы должны были платить королю Бисау, этому налогу подлежали все торговцы, будь то португальцы, французы, американцы или англичане. [2] : 57
С 1683 по 1686 год три католических миссионера курировали церковь в королевстве, пытаясь христианизировать население Папеля, из-за противоречивых интересов и совпадения миссионерской работы и торговли это привело к их разногласиям с португальцами, которые в последующие годы составляли большинство населения. миссионеры в Бисау. [4] : 309 Папель называл португальцев бранкос («белые»), а других - эстранейрос («незнакомцы»). [4] : 310 Отношения с европейцами непортугальского происхождения были разными; например, Папель затаил обиду на французов после того, как французский фрегат открыл огонь по королевству. [4] : 310 Отношения Португалии и Папеля укрепились в апреле 1694 года с обращением короля Бакомполя Ко в католицизм, что сделало его первым христианским королем Бисау. [4] : 310 Это преобразование позволило установить еще более тесные отношения между португальцами и папелями: просьба Португалии о строительстве форта была принята, а король был готов не пускать других европейцев в свои порты в пользу исключительно португальской торговли. [4] : 310 Уступка португальского форта имела большое значение, поскольку ранее, в 1687 году, форт был атакован, но был свергнут войсками короля Бисау. [4] : 57 Вскоре после этого Bacompol Co написал королю Португалии Петру II, сообщая ему о своем обращении и прося у португальцев больше оружия, миссионеров, подставок для ног, кровати, шляпы от солнца и платья. восемь своих сыновей епископу -Верде Кабо Он отдал на образование . Старшего сына Батонто отправили в Лиссабон для крещения , где король Португалии был назван его крестным отцом и получил новое имя «Мануэль». [4] : 310, 311
В 1696 году, вследствие решения короля разрешить строительство форта Бисау, Бисау был повышен до статуса капитана, поскольку до этого надзирателем за торговлей был капитан-лейтенант, но даже это казалось чисто номинальным и не имело никакого значения. Раньше этот титул был присвоен влиятельному афро-португальскому торговцу Барнабе Лопесу, имевшему отношение к правящему дому Бисау, но это было просто «почетно». [4] : 311 Звание капитана и португальская власть были переданы Жозе Пиньейру, который в то время также был капитаном Кашеу. [4] : 311
1696 год ознаменовался смертью короля Бакомполя Ко, а вместе с ней и хорошими отношениями между Португальской империей и Королевством Бисау. [4] : 312 5 мая 1696 года королевство и трон были разделены между двумя дворянами: Инсинья Те и Торо Ко. [4] : 312 Торо Ко был братом по материнской линии Бакомпол Ко, а Инсинья Те по другой материнской линии был по стандартам Папеля законным наследником престола. Португальцы воздерживались от внешней поддержки какого-либо лагеря, хотя и Жозе Пиньейру, и епископ Кабо-Верде отец Викториано Портуэнсе отдавали предпочтение Торо Ко, поскольку он обратился в христианство. [4] : 312 Более того, духовенство Бисау считало, что Торо Ко с большей вероятностью будет поддерживать политику из девяти пунктов, на которую ранее согласился король Бакомпол Ко: [4] : 312, 313
- Построить форт на заранее выбранном участке
- Относиться к христианам с любовью и вежливостью.
- Король должен был быть христианином и свободно разрешать обращение.
- Разрешение удалить Ксину (анимистские изображения) из христианских поселений.
- Христиане подчинялись португальским законам, а не местным законам.
- Разделение христиан и нехристиан
- Нехристиане не могли наследовать имущество христиан.
- Никакой торговли нельзя вести с другими европейцами, и король должен защищать порты от них.
- Ни один христианин не должен быть наказан по местному закону, и только по португальскому законодательству.
Дворянин по имени Антома имел право короновать короля и короновал Торо Ко, сделав его законным королем Бисау. [4] : 313 Однако вопрос не был решен, поскольку права на трон Бисау имел и король Гвиналы. После двух-трех лет правления король Бисау обычно просил корону у короля Гвиналы. Однако Bacompol Co правил девять лет, не делая этого, используя вместо этого корону своих предшественников. [4] : 314 Инсинья Те со своими войсками запросил корону у короля Гвиналы, который согласился, и он нашел другого дворянина, который провел бы для него коронацию. [4] : 314 Инсинья Те двинулся в Бисау и захватил его порт, бойкотируя торговлю с Торо Ко. Заручившись поддержкой Барнабе Лопеса и значительной части афро-португальской общины, он смог свергнуть Торо Ко с поста короля и сделать себя единоличным правителем Бисау. [4] : 314
В отличие от опасений португальцев, Инсинья Те в некоторой степени поддержал политику девяти пунктов. Он принял христианство и разрешил строительство форта. Но проблемы возникли, когда Инсинья Те пожаловался королю Португалии на кощунство Ксины со стороны Жозе Пиньейру. [4] : 315 У Инчинья Те и епископа были спорные отношения, в отличие от его предшественника. Инсинья Те обвинил епископа в порабощении его родственников, которых несколько лет назад отправили в Лиссабон. Не помогло и то, что епископ поддержал вместо него Toro Co. [4] : 315 Отношения между Жозе Пиньейру и епископом также были испорчены, кульминацией которых стал ноябрь 1696 года, когда сбежавшие из форта рабы бежали на территорию Баланты , преследуемые четырьмя португальцами и несколькими солдатами из числа коренного населения. Двое солдат утонули, остальные были захвачены Балантой. [4] : 315 Епископ отправился на территорию Баланты, чтобы выкупить солдат, а по его возвращению было совершено покушение, которое, как предполагается, было санкционировано как Пиньейру, так и Инсинья Те. В ответ епископ приказал захватить пять папелов (два связанных с королем) и отправить их в Гебу. [4] : 315 В ответ Инсинья Те приказал сжечь дотла церковь, жилые помещения священников и еще один дом в форте. Раскол между Пиньейру и Инсинья Те усилился из-за того, что Пиньейру возложил вину за покушение на Инсинья Те. [4] : 316
В декабре 1696 года и без того хрупкие отношения между португальцами и Папелем достигли точки кипения, когда Пиньейру выгнал два английских корабля из порта Бисау. [4] : 316 Инсинья Те отправил своего губернатора и трех дворян противостоять Пиньейру. Пиньейру утверждал, что он выполняет долг, возложенный на него королем Португалии, и присутствие португальцев было выгодой папелям. Во время последующей конфронтации Пиньейру заявил, что Папели будут торговать с иностранцами «из-за его трупа». [4] : 316 В ответ Инсинья Те приговорил Пиньейру к смертной казни. Внутри недостроенного форта Пиньейру и его войска были осаждены войсками Папеля и отрезаны от еды и воды. [4] : 316 Однако вскоре последовала быстрая помощь от Кашеу и Гебы в лице капитана Сантоса де Видигала Кастаньо с отрядом численностью более 400 человек. [4] : 317 Между дворянами Кастаньо и Инсинья Те было заключено соглашение при условии, что Пиньейру будет отстранен от должности капитана. [4] : 317 Четыре дня спустя Пиньейру обстрелял голландский корабль, заходивший в порт. Инсинья Те предупредил Пиньейру, если он продолжит, стены форта будут снесены, а обитатели обезглавлены. 5 февраля Пиньейру был схвачен Инсинья Те, заключен в тюрьму и казнен. [4] : 317
Родриго де Фонсека, капитан-преемник Пиньейру, улучшил отношения с Папелями. Он не смог остановить требование Инсинья Те о свободной торговле, но Фонсека смог убедить Инсинья Те поставить корабли на якорь вне досягаемости орудий форта. [4] : 318 В апреле 1699 года Фонсека сообщил, что афро-португальский торговец по имени Мария Соарес вернулась из Сьерра-Леоне в Бисау с грузом, полным Колы . Когда ее попросили заплатить пошлину португальцам, она выразила протест, и Инсинья Те вмешалась от ее имени. [4] : 320 В другой момент Фонсека пожаловался, что два голландских корабля уклонились от уплаты португальцами 10% пошлины. [4] : 320
Строительство фортов рассматривалось как способ решения проблемы суверенитета в этом районе, и даже когда короли Бисау дали разрешение, это никогда не было легким делом. Папели отказывались предоставить португальцам какую-либо рабочую силу или сырье для строительства их фортов, а иногда португальцам отказывали даже в воде. Эти форты рассматривались как посягательство на земли Папеля, но их официальное предоставление позволило торговле продолжаться. [4] : 323
Для португальцев отказ от форта имел наибольший смысл в свете всех этих проблем, что только усугублялось спорадическими восстаниями из-за их присутствия папелов, а в это время мандинки в Фариме . [2] : 47
1700–1800 гг. н. э.
[ редактировать ]В 1701 году форт Бисау был заброшен в пользу форта Каше. [4] : 323 В то время французы пытались договориться с Инсинья Те о разрешении строительства французского форта в этом районе, что отражает предыдущий ответ, в котором французам было отказано. [2] : 47 В середине 18 века португальцы вернулись в Бисау в попытке продолжить строительство своего бывшего форта. Эти планы были опротестованы Папелем, что привело к нескольким жестоким столкновениям, в которых Папель потерял около 500 человек, что привело к победе Португалии. [2] : 47 В 1753 году между королем Паланом Ко и португальцами был подписан мирный договор, который включал разрешение португальцам завершить строительство своего форта, восстановив португальское капитанство в Бисау с использованием солдат Кабо-Верде для укрепления своих позиций. [2] : 47, 57 Мирный договор мало что сделал для подчинения папелов, и стычки и восстания по-прежнему будут обычным явлением между португальцами и Королевством Бисау на протяжении столетий. [2] : 48
1800–1900 гг. н.э.
[ редактировать ]В апреле 1844 года прибыли генерал-губернатор Франсиско де Паула Бастос и несколько высокопоставленных чиновников из Кабо-Верде. [2] : 47 11 сентября король Интима, король государства, вассального по отношению к королю Бисау, был изгнан с португальского торгового поста, а в последовавшей за этим ссоре человек из Папеля был убит португальскими солдатами. [2] : 47 Папели приняли ответные меры, напав на людей внутри форта, разграбив несколько торговых домов и напав на дом Жоао Маркиша де Барроса. Баррос с помощью пулеметного огня заставил папелов отступить. [2] : 48 Войска Папеля устроили засады за крепостными стенами и возобновили боевые действия с португальцами. [2] : 48 Португальцы, не имея достаточных запасов боеприпасов, пороха и солдат, были вынуждены обратиться за иностранной помощью к англичанам в Гамбии и французам в Горее. [2] : 48 Французская помощь прибыла 4 октября в виде корвета, стоявшего у побережья Бисау. Он находился там в течение 12 дней, продолжил серию успешных бомбардировок прибрежных деревень и освободил португальский торговый пост. [2] : 48 После ухода французов 16 октября прибыли британские войска, сыгравшие меньшую роль, чем французы, но заявившие о своем присутствии. Американский корабль также был портирован в Бисау под командованием TW Freelon. [2] : 48 Перед лицом португальских, английских и французских войск силы Папеля продолжали боевые действия до 19 декабря 1844 года, когда был подписан мирный договор между португальцами и Папелем. Мирный договор предусматривал прекращение огня с португальской стороны. В мирное время португальские войска реорганизовались и запросили дополнительные воинские части из Кабо-Верде. По прибытии силы Кабо-Верде совершили внезапную атаку, возобновив войну с Папелями. [2] : 48
Новый губернатор Педро Игнасио де Гувейя был назначен 17 декабря 1881 года с основной целью подчинения населения Гвинеи-Бисау. Эти цели были названы «Кампаниями по умиротворению» и представляли собой толчок к подчинению и принуждению к уплате налогов со всего населения в 1882 году. [2] : 50 Через два года после начала похода в 1884 году оно достигло районов, населенных папелями. 5 мая 1884 года генеральному секретарю Хосе Хоакиму де Алмейде было поручено подчинить папеля Биомбо и Манхакоса Кайо. [2] : 50 В Биомбо эта кампания началась неудачно: на реке Геба происходили морские сражения между португальцами и папелями, которые смогли эффективно использовать свои военные каноэ для перехвата и преследования португальских шхун . [2] : 50 Позже война пошла на пользу португальцам. 7 мая из-за отказа одного из вождей Силью, деревни в Биомбо, Силью подвергся пулеметному обстрелу и бомбардировке португальскими войсками. Начальник настоял на своем отказе, в результате чего высадили 30 морских солдат под командованием четырех офицеров. Деревня была частично разрушена, португальцы потеряли всего три человека в результате нападения, и это считается первой победой португальцев в Биомбо в 19 веке. [2] : 50
В 1884–1885 годах Берлинская конференция стремилась разделить территории Африки между европейскими державами того времени. Конференция побудила португальцев приложить больше усилий для подчинения населения Гвинеи-Бисау, поскольку конференция требовала, чтобы колония была «эффективно оккупирована», чтобы считаться законной. Португальцы не были достаточно сильны, чтобы победить силы Папеля, и не смогли подвергнуть «эффективной оккупации» какое-либо из вассальных государств или королевства Бисау. [2] : 53
Территория Папеля в Бисау находилась в состоянии постоянной интенсивной войны, особенно с 1884 по 1915 год, из-за португальских и папельских войск. [2] : 53 [5] : 4 14 февраля 1891 года, когда португальцы созвали встречу, чтобы скорректировать действующий мирный договор между ними, Антулой, Интимом и подчиниться португальской власти, на что согласились только вожди Антулы. [2] : 58 Эта ситуация привела к началу войны, когда другие вассальные государства Папеля атаковали португальскую крепость восемь дней спустя и убили солдат, охранявших бастионы, хотя португальцы эффективно защищались, пока не прибыло подкрепление. [2] : 58 Нападение ввергло регион в состояние боевых действий, поскольку на следующий день Португалия объявила войну, запретив продажу оружия и пороха туземцам и усилив патрулирование канонерских лодок в местных водах. [2] : 58 24 февраля 120 португальских солдат в сопровождении пяти офицеров вошли на территорию Папеля, войска были разгромлены Папелями и вынуждены отступить. [2] : 58 9 марта того же года португальцы снова потерпели поражение от папелов, а в мае, во время попытки португальцев под руководством министра Антонио Эанеса расширить стену одной из своих крепостей, папелы открыли по ним огонь, нанеся португальцам еще одно поражение. Это привело к тому, что воины Папеля заменили свои ожерелья, обычно украшенные бусами, зубами своих павших врагов. [2] : 59 Отношения между папелями и португальцами были настолько плохими, что папели постоянно наблюдали за крепостью, ожидая, пока люди уйдут. Это произошло, когда житель Кабо-Верде покинул крепость, на него напали папели и убили. Тогда им сообщили о собравшихся на вершине Интима празднуют убийство военными танцами и готовятся к войне. [2] : 59 Вот что они получили: португальцы 1 декабря снова объявили войну папелям за убийство, они бомбардировали Бисау артиллерийскими орудиями и регулярно вступали в перестрелки с папелями, это нападение не привело к полномасштабной атаке папелей, что сбило с толку. португальцы поверили в победу. [2] : 59 Отсутствие ответа со стороны папеля было связано с мобилизацией в войну представителей других национальностей, таких как баланта. Папель планировал скрытую атаку на 7 декабря, но, хотя это стало неожиданностью, португальцы смогли избежать поражения из-за усиленную охрану подготовили вокруг крепости. [2] : 59
1900–2000 гг. н.э.
[ редактировать ]Португальцы потерпели крупные поражения от папелов во время их кампании умиротворения в 1891, 1894 и 1904 годах. [5] : 9 После прихода к власти республиканцев и реформирования Португалии в 1910 году были внесены изменения в колониальный подход в Гвинее-Бисау, такие изменения были необходимы из-за ситуации в колонии, которая резюмируется в трудах португальского военного офицера Тейшейры Пинту :
… несмотря на героические сражения некоторых португальцев, после неудач и жестоких убийств нашего престижа, наша [португальская] колония Гвине вернулась к простой оккупации крепостей, которым угрожали последствия нового восстания, более полного или более жестокого. ." [5] : 5
Тейшейра Пинту был военным офицером, которому республиканское правительство доверило окончательно подчинить себе Папеля, и в мае 1915 года Тейшейра приказал Папелю сдать оружие и заплатить налоги в форме письма королю Бисау Н'Кананде Ка. Он отклонил это требование, заявив, что «Земля... навсегда будет принадлежать народу Папеля». [5] : 54 Тейшейра был в ярости и 13 мая объявил войну Королевству Бисау. Военные действия начались 29 мая, когда, наблюдая за шаттлом лодок с берега реки, силы Папеля начали обстрел португальских войск, в ответ португальские войска открыли по ним пулеметный огонь. [2] : 55 Тейшейра отдал приказ непрерывно бомбардировать территорию Антулы. [2] : 55 31 мая Папель атаковал португальские войска, перевозившие артиллерию возле португальского города, которые, в свою очередь, открыли ответный огонь. [2] : 55 На следующий день после этой атаки португальцы ответили пулеметным обстрелом деревень Папеля. [2] : 55 Война продолжалась в этом стиле ведения боя вперед и назад: в какой-то момент, демонстрируя сопротивление, силы Папеля активно наступали на португальские войска и их вспомогательные силы, Папели тысячами обрушивались на них с высот Интима. [2] : 55 Однако, не добившись до сих пор реального успеха, Пинто 5 июня двинулся на Бандим и Интим с большой коллекцией артиллерии и отрядом в 1500 солдат, состоящим из призывников Фулы и других коренных народов. Это должно было прикрыть Абдула Инджаи , маршировавшего на Антулу. [2] : 55 Папели пытались защитить свою позицию с помощью непрерывного артиллерийского огня, но перед лицом опытных солдат, вооруженных пулеметами, они мало что могли сделать и потерпели поражение при Бандиме. [2] : 55 Пинто был ранен во время битвы при Джаале в Сафиме 12 июня во время засады, когда Папельс, скрывавшийся на возвышенности, открыл огонь по марширующим войскам. Считается, что солдат Папеля по имени Нджилонде Ка был тем, кто сбил Тейшейру с лошади. [2] : 60 Тейшейру заменил лейтенант Энрике де Соуза Герра, который принял на себя командование операциями против папелей в Киссе и Прабисе . [2] : 55 Антула была завоевана благодаря событию, когда большинство папельских солдат Антулы отправились на мирные переговоры между своими вождями и португальским губернатором, здесь они напились и на обратном пути в Антулу подверглись нападению португальцев и потерпели поражение. В ответ на это Папель через неделю разграбил деревни и разграбил магазины. [2] : 59
Как только цель по подчинению папелов в этих районах Бисау была достигнута, португальцы двинулись дальше на Кинамель в районе Биомбо. Именно в этом регионе 20 июля 1915 года король Н'Кананде Ка совершил ложную капитуляцию, обстреляв колонну португальских войск и дав сигнал силам Папеля предпринять последнюю атаку. [2] : 55 Последняя атака закончилась неудачей, Н'Кананде был схвачен португальцами и приговорен к смертной казни Тейшейрой Пинту. Его пытали и похоронили заживо, а его беременную жену застрелили. [2] : 56
Смерть Н'Кананде Ка положила конец восстаниям и сопротивлению папелов против португальцев и укрепила их последующее подчинение португальским властям и налогам. В знак своего поражения Тейшейра приказал построить военные посты в районах Бор, Сафим, Биджимита и Биомбо. [2] : 56 По словам Абдула Инджаи, важного военачальника, чья помощь сыграла важную роль в завоевании Гвинеи-Бисау, войны против Папеля были одними из самых кровавых войн за всю кампанию. [5] : 9
Демография
[ редактировать ]
Народ папель традиционно проживает вокруг города Бисау , в регионе Биомбо . Они лингвистически и культурно близки манкагнесам и манджакам или манджакасам. Они традиционно фермеры. Итак, у них одна из самых подходящих земель для выращивания риса . Как и у манджаков, их имена португальские из-за португальской оккупации страны с конца 15 века до 1973 года. Характерные для этой этнической группы фамилии: Перейра, Лопиш, Виейра, Коррейя, Монтейро, Ка и т. д.
Их язык — папель , один из нигерско-конголезских языков . [6] Предполагаемое количество говорящих в Гвинее-Бисау в 2006 году составляло 136 000 человек. [7]
Религия
[ редактировать ]Большинство папелей — христиане, [8] обычно католик, [6] но и анимисты . Поклонение предкам является важной частью культуры, как и во многих африканских общинах. Например, социальный престиж имеет церемония захоронения в честь «Тока Чур», проводимая от нескольких месяцев до нескольких лет после собственно похорон. [8]
Известные люди
[ редактировать ]- Ахмад Мендес Морейра
- Бруно Мартинс Инди
- Карлос Мендес Гомеш
- Данило Перейра
- делает
- Эдиньо
- Зе Гомес
- Мэджер Гомес
- Анри Сайве
- Джозеф Мендес
- Хорхе Рейша
- Тито Младший
- Ромарио Виейра
- Роналду Виейра
- Виктор Коррейя
- Велкет Бунге
- Вупи Голдберг [9]
- Марселино да Мата , подполковник португальской армии, участвовавший в португальской колониальной войне в своей родной Гвинее-Бисау. [10]
- Зезиньо
- Зе Турбо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Папель (народ Африки)» . data.bnf.fr. Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Нанкес, Неемиас Антонио (25 ноября 2016 г.). Восстания и сопротивление документов Гвинеи-Бисау португальскому колониализму – 1886–1915 гг . Университет международной интеграции афро-бразильской Лусофонии. стр. 47–48, 50, 53, 55–57, 59–60, 313.
- ^ Jump up to: а б с д Роза, Александра; Орнелас, Каролина; Джоблинг, Марк А; Брем, Антонио; Виллемс, Ричард (27 июля 2007 г.). «Y-хромосомное разнообразие населения Гвинеи-Бисау: многоэтническая перспектива» . Эволюционная биология BMC . 7 (124): 124. дои : 10.1186/1471-2148-7-124 . ЧВК 1976131 . ПМИД 17662131 . S2CID 2043987 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Родни, Уолтер Энтони (1966). История побережья Верхней Гвинеи. 1545–1800 (PDF) . С. 304–305, 307–308, 310–318, 320, 323.
- ^ Jump up to: а б с д и Боуман, Джой Л. (22 января 2009 г.). «Абдул Нджай: союзник и враг португальцев в Гвинее-Бисау, 1895–1919» (PDF) . Журнал африканской истории . 27 (3): 1, 4–5, 9, 54 – через Cambridge Core.
- ^ Jump up to: а б «Les Pepels (ou Papels)» . www.guinee-bissau.net (на французском языке) . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов – Гвинея-Бисау» . Международная группа по правам меньшинств. 2007 . Проверено 15 мая 2020 г. - через Refworld.
- ^ Jump up to: а б Мария Клара Сарайва: Похоронные ритуалы среди документов Гвинеи-Бисау (Часть II) в: Соронда № 8
- ^ Лей, Сянь Сянь (10 февраля 2007 г.). «ДНК Вупи Голдберг родом из Западной Африки» . Генетика и здоровье . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 17 мая 2008 г.
- ^ «Presos 400 боевиков делают MRPP» [400 боевиков MRPP арестованы]. CMJornal.pt (на португальском языке). 22 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 21 января 2018 г. Проверено 23 марта 2021 г.
- «Папель (народ Африки)». data.bnf.fr. Проверено 15 мая 2020 г.
- «Les Pepels (или Papels)». www.guinee-bissau.net (на французском языке). Проверено 20 октября 2012 г.
- «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Гвинея-Бисау». Международная группа по правам меньшинств. 2007. Проверено 15 мая 2020 г. - через Refworld.
- Мария Клара Сарайва: Похоронные ритуалы среди документов Гвинеи-Бисау (Часть II) в: Соронда № 8
- Лей, Сянь Сянь (10 февраля 2007 г.). «ДНК Вупи Голдберг родом из Западной Африки». Генетика и здоровье. Архивировано 13 мая 2008 года. Проверено 17 мая 2008 года.
- «Presos 400 боевиков делают MRPP» [400 боевиков MRPP арестованы]. CMJornal.pt (на португальском языке). 22 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 21 января 2018 г. Проверено 23 марта 2021 г.
- Боуман, Дж., 1986. Абдул Нджай: союзник и враг португальцев в Гвинее-Бисау, 1895–1919 гг. Журнал африканской истории, [онлайн] 27 (3), стр. 463–479. Доступно по адресу: < https://www.jstor.org/stable/181412 > [Проверено 6 сентября 2022 г.].
- С
- Хоторн В. и Лингна Нафафе Дж., 2016. Исторические корни мультикультурного единства на побережье Верхней Гвинеи и в Гвинее-Бисау. Социальная динамика, [онлайн] 42 (1), стр. 31–45. Доступно по адресу: < https://research-information.bris.ac.uk/ws/portalfiles/portal/92015051/Historical_roots_of_multicultural_unity_along_the_Upper_Guinea_Coast_and_in_Guinea_Bissau.pdf > [По состоянию на 6 сентября 2022 г.].
- Нанк, Н., 2016. Восстания и сопротивление документов Гвинеи-Бисау португальскому колониализму – 1886–1915 гг. [онлайн] Repositorio.unilab.edu.br. Доступно по адресу: < https://repositorio.unilab.edu.br/xmlui/handle/123456789/778?show=full > [Проверено 6 сентября 2022 г.].
- Родни, AW (1966). История побережья Верхней Гвинеи. 1545–1800 [Докторская диссертация, Лондонский университет]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйнарсдоттир, Йонина (2004). Устали плакать: материнская любовь, детская смерть и бедность в Гвинее-Бисау . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0299201340 .