Байнукский народ
Языки | |
---|---|
Язык баньюм , французский язык | |
Религия | |
Ислам , африканская традиционная религия |
Народ Байнук (также называемый Банюк , Банун , Баньюн , Байнук , Байнук , Баньюм а Баньюн , , Банхум , Баньюнг , Ньюнь , Эломай или Элунай ) — этническая группа, которая сегодня проживает в основном в Сенегале, также в некоторых частях Гамбии и Гвинеи. -Бисау .
Этимология
[ редактировать ]Название Баньюн приписывается португальцам, которые получили это слово от Мандинка и применили его как собирательное название для ряда групп, поселившихся в стратегических местах вдоль водных путей, портов и торговых путей между реками Гамбия и Кашеу.... Возможно, Баньюн служил общим термином для обозначения «торговца», во многом так же, как дьюла обозначает торговцев Манде, занимающихся торговлей на дальние расстояния (карта 9). [ 1 ]
В устной истории мандинка из района Пакао в среднем Казамансе записано, что имя «Байнук» было уничижительным термином, впервые использованным после того, как мандинка победили их в битве в конце 16 века, что означает «те, кого прогнали», от мандинка. слова «бай» означает «прогнать». [ 2 ]
История
[ редактировать ]Считается, что байнуки были первыми обитателями нижнего течения реки Казаманс . Некоторые устные истории утверждают, что до их прибытия земля была пуста, но также датируют прибытие 11 веком нашей эры, в то время как археологические находки показывают, что человеческое заселение этого региона было намного старше. Байнук как таковой мог образоваться в результате слияния коренных жителей, которые веками жили в Казамансе, и пришельцев из районов Тенда на востоке, вытесненных на запад растущей Малийской империей . Это дало начало восточному баньюну, иджаксеру, который присоединился к гуньюну и наньюну, или западному баньюну. [ 3 ]
В пятнадцатом веке существовало как минимум пять государств Байнуков, включая Бичангор , Джасе, Фони и Бугуандо . Байнуки также были основным компонентом населения царства Каса . [ 4 ] Они доминировали на территории между рекой Кашеу и Гамбией , но постепенно были вытеснены на запад народами мандинка , баланта и джола . [ 5 ]
Государства Байнук доминировали в речной и прибрежной торговле в регионе, жестко ограничивая деятельность португальских торговцев и лишая их доступа к внутренним торговым путям. В конце 16 века они смягчили эту политику в рамках сотрудничества с португальцами против Касы, но впоследствии постепенно ее ужесточили. [ 6 ]
В наше время байнуки в значительной степени переняли культурные обычаи манде и джола . [ 4 ] Предположительно, на байнуков наложено проклятие, наложенное тираническим королем после его казни мятежными подданными, что заставляет некоторых людей преуменьшать свое происхождение и язык. Другие, однако, восстанавливают наследие Байнуков и сохраняют свою историю. [ 7 ]
Культура
[ редактировать ]Многие байнуки являются приверженцами ислама, и этот процесс начался примерно в 17 веке из-за влияния мусульманских ученых-манде и купцов, поселившихся в этом регионе. [ 8 ] Некоторые также исповедуют свою традиционную анимистическую религию. [ 4 ] Кумпо изначально была традицией айнук, смешанной с концепциями манде , которая была принята джола. [ 9 ]
Байнуки известны как искусные красильщики и ткачи. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордж Э. Брукс, Арендодатели и незнакомцы: Экология, общество и торговля в Западной Африке, 1000–1630 (Westview Press, 1993; ISBN 0813312620 ), с. 87.
- ^ Шаффер, Мэтт. «Связанный с Африкой: наследие мандинка в Новом Свете». История Африки, том. 32, 2005, стр. 332. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/20065748 . По состоянию на 4 июня 2023 г.
- ^ Мане 2021 , с. 319-321.
- ^ Jump up to: а б с д Олсон, Джеймс Стюарт; Мер, Чарльз (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 70. ИСБН 978-0-313-27918-8 .
- ^ Мане 2021 , с. 317.
- ^ Брукс, Джордж Э. (август 1985 г.). «От Западной Африки до 1860 года нашей эры. Предварительная историческая схема, основанная на климатических периодах» (PDF) . Программа африканских исследований Университета Индианы : 184 . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ Мане 2021 , с. 325.
- ^ Драме, Али (2009). «Миграция, брак и этническая принадлежность: раннее развитие ислама в доколониальном Среднем Казамансе». В Диуфе, Мамаду; Лейхтман, Мара (ред.). Новые взгляды на ислам в Сенегале: обращение, миграция, богатство, власть и женственность . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 169–182. ISBN 978-0-230-60648-7 .
- ^ Мане 2021 , с. 336.
Источники
[ редактировать ]- Кларк, Эндрю Ф. и Люси Колвин Филлипс, Исторический словарь Сенегала (Метухен, Нью-Джерси: Scarecrow Press, 1994), с. 73, 179.
- Барри, Бубакар. Сенегамбия и атлантическая торговля бальзамом (Кембридж: University Press, 1998), стр. 21
- Мане, Идрисса (2021). «Банун: пространства, происхождение и формирование». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. стр. 317–376.
Внешние ссылки
[ редактировать ]